Вслед за тем святитель приводит правила апостольные (два), Соборов Трульского (шесть), Лаодикийского (два) и Карфагенского (одно), возбранящие христианам, и особенно пастырям Церкви, разные неблагопристойные игры, песни, пляски, посещение корчемниц, позорищ, ристалищ, гадания, волхвования и подобное. После правил приводит такого же содержания отрывки из сочинений святого Ефрема и святого Златоуста и в заключение говорит: «Посему молю вас: не любите сквернословия, и играния, и глумления, удаляйтесь от душетленных бесед и всяким хранением соблюдайте свои сердца от нечистых и скверных помыслов, а свои очи сохраняйте от зрения неполезного и от слышания душевредного и бегайте, как от змия, от роскоши и гордости, зависти и пьянства... Внимайте и трезвитесь и никогда не отступайте от учения Божественного Писания, но всегда поучайтесь в нем, читайте, пойте, внимайте прилежно молитве... не отлучайтесь от церковного собрания, подавайте нищим, беседуйте о рае и Царстве Небесном, воспоминайте смерть; всекрасную же и премудрую простоту, и кротость, и смирение более всего соблюдайте, да избавит нас Господь от сетей вражиих, и от всякого плотского мудрования, и от всех злокозненных людей и да помилует и спасет нас...» Повторяем: Слово это, несомненно, было произнесено в церкви. Из четырех посланий Даниила одно написано им еще в сане игумена. Это послание к князю Юрию Иоанновичу дмитровскому, брату великого князя Василия Иоанновича. Оно весьма кратко и содержит ответ на вопрос, переданный игумену Даниилу словесно келарем того же монастыря Саввою по поручению князя Юрия: не следует ли держать пост на праздник Успения Пресвятой Богородицы, который случился тогда в понедельник? Даниил уведомляет князя, что о посте в понедельник писано в правилах Иоанна Постника и в уставе Иерусалимском, но пост этот налагается только в виде епитимии отцами духовными за некоторые дела, и притом налагается, если в понедельник не бывают праздники. А потому ныне, когда в понедельник случился праздник Успения Пресвятой Богородицы, не должно быть поста не только для всех не находящихся, но и для находящихся под епитимиею, и разрешается и на мясо, и на вино, и на сыр, и на яйца во славу Божию и Пречистой Богородицы .

http://sedmitza.ru/lib/text/436008/

О том, что в XVI в. отправка из Москвы царских послов в Святую Землю, когда паломниками выступали купцы или предприниматели, было не единичным случаем, свидетельствует путешествие столичных купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова. «Хождение Трифона Коробейникова», описавшего эту миссию, составившую три путешествия, получило небывало распространение в рукописных списках XVI-XVIII вв.: их до нашего времени сохранилось около четырехсот, что говорит о чрезвычайной популярности сочинения, в основе которого лежали записки Василия Позднякова. 866 Первое путешествие описано в «Хождении купца Трифона Коробейникова по Святым местам Востока в 1582 г.», когда Иван Грозный отправил посольство во главе с купцом Иваном Матвеевичем Мишениным «с милостыней» и прошением о молитвах об упокоении души убиенного отцом царевича Ивана Ивановича. В составе посольства были Трифон Коробейников и Юрий Греков (грек, возможно выполнявший функцию толмача). Посетив Константинополь и Афон, посольство вернулось в Москву в 1584 г. Второе путешествие – это «Хождение Трифона Коробейникова в 1593 г.», и третье – «Отчет Трифона Коробейникова о розданной царской милости». Поездка 1593–1594 гг. в Царьград и Иерусалим, в которой участвовал и дьяк Н. Огарков, отправлена была уже царем Феодором Иоанновичем – «с милостыней» «на рождение у царя Феодора Иоанновича царевны Феодосии. Описание Святых мест стало важнейшей составной частью этих «Хождений». Государственный характер первого визита по приказу царя Ивана Грозного, обозначен уже во вступлении к сочинению: «По приказу Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русски, и по благословению Дионисия митрополита Московскаго, послание Московских купцов с Москвы и хождение их во Царь-град, и во Антиохию, и во Иерусалим, и во Египет, и в Синайскую гору. В лето 7090, в Марте, Царь и Великий Князь Иван Васильевич, всея Руссии, послал с Москвы в Царьград, и во Антиохию, и во Александрию, и во святый град Иерусалим, и в Синайскую гору, и во Египет к Патриархам, и ко архиепископам, и епископам, и архимандритам и игуменам по сыне своем, по Царевиче Иване Ивановиче милостину довольну, с Московскими купцы, с Трифоном Коробейниковым, да с Юрьем Грековым, а с ними ездил своею охотою Московский жилец, Федор, крестечной мастер, да с ними ж Государь послал пять сот рублев в Синайскую гору на сооружение церкви великомученицы Екатерины, где лежало тело ея по преставлении на горе ангелы хранимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время казна вел. кн. московского чрезвычайно обогатилась: он в Орду и сам не ездил, и никого не посылал; на требование денег отвечал, что у него денег нет, а между тем, постоянно собирал деньги на ордынский выход. Все эти деньги оставались в казне великокняжеской. Но в Орде все изменилось, когда власть перешла в руки мурзы Эдигея , который, подобно Мамаю, стал распоряжаться и ханами, и ордою. Эдигей хотел заставить Василия Димитриевича повиноваться, но не решился открыто напасть на Москву и прибегнул к хитрости. В 1408 г. он дал знать великому князю, что идет на Литву, а сам повернул к Москве. Василий Димитриевич бежал в Кострому , оставив своего дядю Владимира Андреевича защищать столицу. Эдигей не мог взять Москвы, но отдельные татарские отряды опустошили Переяславль , Ростов , Дмитров , Серпухов , Верею , Нижний Новгород , Городец , Клин . Эдигей, получив известие, что в Орде неспокойно, отступил, разорив на обратном пути Рязань. Но нашествие Эдигея нисколько не поколебало значения Москвы. В 1412 г. Василий Димитриевич ездил в Орду на поклон к Джела-Ледину (Зелени-Султан наших летописей), по поводу дарования им ярлыка изгнанным нижегородским князьям. В 1399 г. умер тверской великий князь Михаил, давши клятву за детей, внуков и племянников не искать ни Москвы, ни Новгорода. Великий князь рязанский обязался чтить великого князя Василия как старейшего брата. Братья Василия Димитриевича дали такие же записи, кроме Юрия . В княжение Василия случилось важное событие в истории Церкви, которое имело политическое значение: по смерти Киприана , в 1406 г., митрополитом поставлен был грек Фотий , ничего не понимавший в русских отношениях. Его надменное отношение к Витовту дало последнему предлог исполнить давнишний замысел: он созвал всех русских епископов, которые в 1425 г. поставили в киевские митрополиты болгарина Григория Цамблака . Влияние Москвы на южную Россию было ослаблено. В княжение Василия Димитриевича в России случился мор и трехгодичный голод. Использованные материалы   Б. Н. Флоря Димитрий Иоаннович Донской. Православная энциклопедия, т. 15, с. 116-132 - http://www.pravenc.ru/text/178205.html Редакция текста от: 04.02.2014 20:00:29 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/26027.html

благословению последнего патриарха Адриана, митрополит Суздальский Иларион освидетельствовал и открыл св. мощи 18 сентября 1699 года. Тление не коснулось не только тела, около 450 лет покоившегося в недрах земли, но даже и одежд угодницы Божией. С того времени, мощи преп. Евфросинии почивают открыто под аркою, соединяющею соборный храм с приделом, посвященным чудотворице. Замечательны две ее иконы: одна из них поставлена в ногах гробницы, а другая (с житием и чудесами) в главном иконостасе собора. Память 25 сентября («Путевые письма из древн. Суздал. области», стр. 47–48). Житие сопровождается двумя отдельными статьями: чудом 1558 г. и повестью об установлении местного празднования Евфросинии с несколькими чудесами. Из этой повести, написанной Суздальским епископом Варлаамом, узнаем, что житие долго оставалось неизвестным в Суздале, и в 1557–1580 г. случайно найдено Варлаамом в Махрищском монастыре, куда унес его из Евфимиева монастыря монах Савватий «для преписания чудес». Варлаам замечает при этом, что житие написано «неким иноком Григорием» (Ключевский, стр. 285). 388. Святая и праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девичье чудотворица, преставися в лето 7000 месяца декабря в 15 день В мире Соломония, дочь боярина Юрия Сабурова, сочеталась браком с вел. кн. Василием Иоанновичем в 1505 году, но не имела детей, а потому великий князь в 1525 году решился развестись с неплодною Соломониею, чтобы вступить в новый брак. Государству, говорили, необходим наследник престола. От невинной Соломонии потребовали, чтобы она по воле приняла монашество. Она отвечала, что не чувствует в себе такого желания. Ее вывели из дворца. Ноября 25, 1525 г. «великий князь Василий велел постричь свою великую княгиню» (Летоп. у Карамз. VII, прим. 280). Повествуют, что она противилась совершению беззаконного обряда, билась об землю, вырывала ножницы из рук митрополита Даниила; наконец, видя неодолимое насилие, залилась слезами и, надевая мантию, сказала: «Бог увидит и отмстит моему гонителю». Блаж. инокиня София прожила в Суздальской Покровской обители (куда заточили ее после пострижения) 17 лет и мирно почила 16 декабря 1542 года. Современники свято чтили память блаж. княгини-схимонахини Софии «новой Суздальской чудотворицы» (по надписи на иконе

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

«Калязинская челобитная». Гравюра. 2-я пол. XVIII в. Основатель мон-ря не уклонялся ни от тяжелой, ни от грязной работы, ходил в простой одежде, радовался, когда его принимали за одного из «убогих». В 1483 г. он был погребен в обители (Житие. 2003. С. 554; Житие. 2008. С. 68). 26 мая 1521 г. при копании рвов для строительства Троицкого собора были обретены нетленные мощи прп. Макария, на Соборе 1547 г. он причислен к лику общерус. святых. В XV в. М. К. м. покровительствовали Тверские великие князья Борис Александрович и Иван Борисович. После присоединения в 1485 г. Тверского княжества к Москве территория обители вошла в состав Дмитровского у. кн. Юрия Ивановича, брата вел. кн. Московского Василия III Иоанновича . В 1544 и 1553 гг. мон-рь посещал царь Иоанн IV Васильевич , в 1599 г.- царь Борис Феодорович Годунов с семьей, просивший благословение на предполагавшийся брак дочери. С авг. по окт. 1609 г., во время польско-швед. интервенции, в М. К. м. располагалась ставка воеводы М. В. Скопина-Шуйского, 28 авг. того же года разбившего на р. Жабне (правом притоке Волги, в устье, напротив мон-ря) польско-литов. войска под предводительством Я. П. Сапеги и А. Зборовского. 2 мая 1610 г., после осады, М. К. м. был захвачен отрядом А. Ю. Лисовского, 68 защитников обители во главе с игум. Левкием и воеводой Д. Жеребцовым, укрывавшихся в трапезной, были сожжены заживо, рака прп. Макария рассечена и увезена. При этом войска Лисовского и казаки А. З. Просовецкого всю «казну монастырскую поимаша и монастырь выжгоша» (ПСРЛ. Т. 14. С. 102). В 1619 г. мон-рь посетил царь Михаил Феодорович , в 1635 г.- его отец патриарх Московский Филарет . В 1654 г., во время «моровой язвы», М. К. м. стал резиденцией семьи царя Алексея Михайловича и патриарха Московского и всея Руси Никона . Фактически обитель стала местом пребывания высшей власти. Но в посл. четв. XVII в. обстановка в монастыре дала повод для создания одного из лучших памятников литературной сатиры на быт черного духовенства - «Калязинской челобитной»; монастырь был местом заключения государственных преступников. В кон. XVII в. в обитель совершал потешные походы из с. Преображенского юный Петр I Алексеевич , в 1767 г. М. К. м. посетила и сделала денежный вклад в обитель имп. Екатерина II Алексеевна . В 1837 г. в мон-ре побывал цесаревич Александр Николаевич (буд. имп. Александр II) во время путешествия по Волге. Настоятели

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Однако, как неоднократно отмечалось исследователями 51 , общежительный устав, завещанный первой игуменьей, не соблюдался. В Новодевичьем монастыре постригались представительницы царской семьи, а также известных княжеских и боярских родов (Шереметьевы, Воротынские, Голицыны и т. п.). В. Д. Назаров подметил особенность в перечне розданных монахиням из приказа Большого прихода «милостинных» денег. Первыми в этом списке шли старицы-княгини и боярыни, затем «большие и меньшие крылошанки», а в конце – «рядовые старицы». Некоторые из стариц, представительниц правящей династии, могли владеть и владели недвижимостью, собственными кельями, жилыми и хозяйственными постройками в подмонастырской слободке. В то же время продолжали существовать общая трапеза, распорядок общих служб, натуральный и денежный доход с монастырских вотчин поступал в общую казну 52 . Сохранилось летописное описание пострижения княгини Ульяны (в иночестве Александра) вдовы Юрия Васильевича, брата царя, 30 апреля 1564 г. в Новодевичий монастырь: до монастыря ее провожала царская семья, постриг ее митрополит в присутствии «освященного собора». Кроме того, «удоволи ее государь до живота ее городы, и волостьми, и селы, и великими многими доходы, да и детей боярских и приказных людей, да и дворовых людей всяких ей подавал, которым обиход ее всякой ведати. И на ее обиход повеле устроити в монастыре и за монастырем погребы, и ледники, и поварни особые» 53 . По существующему преданию, в 1569 г. инокиня Александра была утоплена по приказу Ивана Грозного, раздраженного ее слезами по невинным жертвам 54 . Для поддержания обители и Василий III и Иван IV неоднократно давали тарханные и несудимые грамоты. Монастырские села в большом количестве находились в различных уездах: Дмитровском, Рузском, Владимирском, Ростовском, Верейском, Звенигородском, Вяземском, Московском, Оболенском и т. д. 55 Большое количество вкладов монастырь получил от Бориса Годунова. Как известно, одной из инокинь монастыря была его сестра Ирина (в иночестве Александра), вдова Федора Иоанновича. Для нее специально также была построена отдельная келья с церковью («Иринины покои»), а ее «обиход» обслуживали десятки дворян, приказных и слуг 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Особенно же много потрудился над усилением Москвы и утверждением в ней единодержавия св. Алексий митрополит. Его помощь особенно нужна была при слабом Иоанне Иоанновиче и малолетнем сыне последнего Димитрие Донском. Последний только благодаря влиянию святителя, несмотря на юность свою, получил от хана золотой орды, также уважавшего первосвятителя земли русской, титул великого князя; при его же мудром руководстве и содействии обуздал порывы властолюбия князей Новгородских и Тверских, а прочих держал в повиновении себе. Ольгерд Литовский чувствовал всю силу влияния святителя на уничтожение его собственных замыслов, направленных к возмущению удельных князей против князя Московского и жаловался на него Константинопольскому патриарху: «до ныне и при отцах наших не бывало такого митрополита, каков сей митрополит: благословляет Москвитян на пролитие крови! А кто целовал крест ко мне и убежит к нему, митрополит снимает с него крестное целование» (Филар. Черниг. Ист. р. ц., стр. 83). Само собой разумеется, что жалоба эта осталась без последствий. Мудрой заботливости и предусмотрительности того же святителя Россия обязана введением и нового порядка престолонаследия – от отца к сыну, чрез что предотвращались столь частые и бедственные споры князей о престолонаследии. Подобным же образом и следуя тем же мудрым предначертаниям, митроп. Фотий действовал в пользу малолетнего Василия Васильевича (Темного) против притязаний сильного Юрия Галицкого. Другие представители церкви действовали затем в пользу того же Василия и против притязаний сына Юрьева, Димитрия Шемяки; и по преимуществу благодаря силе влияния церковной власти, после долгих колебаний, окончательно утвердилась власть великих князей Московских, чему особенно много послужил последний из чествуемых русской церковью трех святителей Московских – св. Иона, и в соборе пастырей и властью митрополичьей действовавший в пользу Василия против Шемяки, пока первый не утвердился окончательно на престоле и тем не утвердилось единодержавие, ввиду которого сын Василия, Иоанн III мог уже справедливо именоваться Царем и Самодержцем всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

князя в Волокол. монастырь, где он просит прислать ему крест, бывший на схиме Касьяна. Здесь наход. посл. Волоколамских властей Василию Иоанновичу о смерти Касьяна (ум. 11 февр. 7040 г.). Рукоп. Моск. Син. биб. из неописан. 927, л. 104–172. 494 Обиходник Волоколамского монаст. составленный Евфимием Турковым, рукоп. Москов. Дух. Акад., (не разборчиво) л. 24.; Рукоп. Волоколам. монаст., хранящаяся в монастырской ризнице, (не разборчиво). Выписка из Обиходника Волоколам. монастыря конца XVI в. еп. Леонида. Чт. в Общ. Истории и Древн. Рос. 1863 г. кн. IV, отд. V, 4. В актах монастырских встречаются жалованные грамоты в. князя Волокол. монастырю. Рукоп. Волокол, монаст., в монастырской ризнице, (не разборчиво) л. 17–20. Жалованная грамота на имя игумена Нифонта от 20 марта 1528 года. 495 Так в один раз он отослал туда двести десять рублей, которыми Волоколамские иноки прекрасно воспользовались, купив «у Васильевых детей сельцо Начапино, да Ивашково, да Комяково, да Скурлово, да две пустоши: Ярилово да Кузнечково. В другой раз митрополит пожертвовал двести двадцать рублей. На третье пожертвование митрополита, состоявшее из ста рублей, в монастыре были «обложены Спасов образ, да Пречистые, да Предтечев, да дека на Евангелие сребрена, да сень у царских дверей». Несколько позднее митрополитом сделано было еще пожертвование в шестьдесят рублей, на которые Волоколамские иноки «ворота святые изделали и подписали». Рукопись Московской Епарх. библиотеки при Высокопетровском монастыре в л. 43–44. Запись дачей Иосифо-Волоколамскому монастырю, рукоп. XVI в. 496 Житие Пафнутия Боровского в рукописях: Императорской Публич. библ. XVI в. Q 1, 67, л. 15 и Москов. Духов. Академии (не разборчиво) Волок, л. 244. Снес. А. А. Эксп. I, 213. 498 П. С. Р. Летоп., т. VIII, 285. Царствен, книга, 14–30. Никонова летоп. VI, 259–261. Степенная кн., ч. II, 211–218. 499 П. С. Р. Летоп. т. VIII, 285–286. Щербатов, Ист. Российская от древнейших времен, т. V, ч. I, 4–5. 503 П. С. Р. Летоп. т. VIII. 287–288. Царств, книга, 40–41. Никон. летоп. ч. VII, 4–6. Татищев, кн. V, по сочинителю ч. IV, 222. Соловьев, т. VI, изд. 2, 14–24. 504 О чем свидетельствует множество жалованных грамот Юрия Ивановича, данных им на имя митроп. Даниила. Рукоп. Москов. Публич. Музея 1620, лл. 23–24, 96–97, 100–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Внук его князь Григорий Дмитриевич был воеводою большого полку в казанском походе 1506 года. Братья его князь Василий Дмитриевич и князь Михайло Дмитриевич Висковатый служили воеводами в войсках Великого Князя Василия Иоанновича. Князь Василий Михайлович Волостель находился воеводою: в Мещере в 1514 году и в Костроме в 1520 году. Князь Иван меньший Никитич 33) был воеводою в Рязани в 1537 году, и в Пронске в 1558 году. Князь Юрий Григорьевич 50) был воеводою в Мещере в 1541 году, и наместником в Вятке в 1545 году. Князь Юрий Михайлович 67) был воеводою в Михайлове в 1582 году; князь Григорий Фёдорович 80) отличился при взятии Казани и находился воеводою: в Свияжске в 1556 году; в Новгороде-Северском в 1562 году; в Путивле в 1565 году и в Туле в 1567 году. Князь Юрий Григорьевич 94) был воеводою в Смоленске; в 1555 и 1556 годах и в Пронске в 1579 году. Князь Никифор Фёдорович 132) находился, в 1614 году, воеводою в Новгороде, и с твердостию противился присяге Королю Шведскому, требуемой шведским военачальником Делагарди. Сей последний посадил Мещерского в тюрьму, грозил казнию, но не мог устрашить и не получил от него присяги. Этот храбрый князь находился, в последствии, воеводою в Верхотурье, с 1643 по 1646 год, а в 1652 году в Сургуте, где вскоре и скончался. Княжна Евдокия Мещерская была инокинею в Московском Новодевичьем монастыре в 1598 году. Тридцать князей Мещерских владели населёнными имениями в 1699 году. Князь Семён Фёдорович служил полковником при Петре Великом, и скончался, 8 декабря 1732 года, в чине генерал-поручика. Князь Фёдор Васильевич († 14 июля 1756) служил генерал-поручиком при Императрице Елисавете Петровне; имел двух сыновей: князя Василия Фёдоровича и князя Юрия Фёдоровича, и пять дочерей: княжну Елену Фёдоровну; княжну Марфу Фёдоровну; княжну Марию Фёдоровну, за Гавриилом Вишневским; княжну Екатерину Фёдоровну, за Яковом Матвеевичем Олсуфьевым, и княжну Наталию Фёдоровну, за Николаем Ивановичем Неплюевым. Князь Григорий Семёнович также служил генерал-поручиком при Императрице Елисавете Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Эта грамота в 1551 г. Мая вторично государем подтверждена, а в 1563 г. октября 20 подтверждена царем Феодором Иоанновичем. В 1546 году пронесся слух, что Крымский хан Девлет-Гирей собирается совершить набег на Московское государство. Царь вознамерился предводительствовать своим войском сам и перед отъездом в стан, Мая 6-го в четверток на второй неделе по пасхе ездил по Москве реке в судах на богомолье к Николе на Угрешу, а от Николы на Угреше пошел на Коломну также водою и стоял на Коломне до Августа месяца 67 . В 1555 году в Апреле месяце приходили к царю с Вятки священники от Николы Великорецкого объявить, что святою иконою угодника и святителя Божия совершаются чудеса, и вместе с тем бить челом государю, чтобы он пожаловал – велел поновить икону, так как она от времени попортилась и давно уже не была поделована, т. е. поновляема. Государь указал святую икону принести в Москву и велел прибыть с нею водою. Икону везли реками – Вяткою, Камою, Волгою и Окою; с Коломны шли в судне Москвою рекою до Угрешского монастыря, к которому приплыли Июня 29. Сюда для встречи царь отрядил брата своего князя Юрия Васильевича; сам же царь встретил икону под Симоновым монастырем; у Яузского моста встречу делали владыки со властями, а у Кремля и Флоровских ворот митрополит Московский Макарий . Искусный в иконном писании, митрополит пожелал исправить икону сам; ее богато украсили золотом, жемчугами, каменьями и через год в августе месяце отпустили обратно, но везли ее уже не на Угрешу, а иным путем – на село Ростокино 68 . В 1572 году, когда царь Иоанн Васильевич, овдовевши в третий раз, задумал вступить в четвертый брак, – пример дотоле еще не бывалый в православной церкви, – созван был в Москве собор, на котором упоминается в числе черных властей – угрешский игумен Тихон; имя его находится и на разрешительной грамоте, данной царю 69 . В 1589 году, когда царь Феодор Иоаннович решился учредить в России патриаршество, созван был собор, на котором в числе прочих игуменов находился Угрешский игумен Лаврентий; он также участвовал в избрании в патриархи Иова и присутсвовал в Успенском соборе на его поставлении 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010