Первый предоставлен был непосредственно Аарону, второй его сыновьям с потомками, а третий всему колену Левиину. Возведение в тот и другой чин совершено было с особенными церемониями и жертвоприношениями, которые должны были напечатлеть в посвящаемых сознание важности их служения. С этой же целью им даны были особые священные одеяния, которые они должны были надевать во время совершения богослужения. Одеяние священников состояло из коротких белых полотняных шаровар, укреплявшихся на талии, и длинного полукафтанья, спускавшегося почти до пола и подхватывавшегося на талии белым поясом, украшенным разноцветным шитьём. Круглое головное покрывало довершало это облачение для священников, для которых не полагалось обуви, так как святость места богослужения требовала совершения последнего с босыми ногами. Одеяния первосвященника были гораздо пышнее и сложнее. Сверх полукафтанья надевалась ещё особая безрукавная одежда, вязанная из пурпурно-голубой шерсти, с изящно отороченным воротом и убранная внизу разноцветными яблоками и золотыми колокольчиками. Сверх неё надевался эфод или особая куртка с золотыми застёжками на плечах, из которых на каждом было по шесть камней с выгравированными на них именами двенадцати колен. Затем был особый нагрудник, прикреплявшийся голубыми шнурками и золотыми кольцами; на нём сверкало двенадцать драгоценных камней, вставленных в золото по три в ряд, с надписями также имён двенадцати колен. В связи с этим нагрудником находились и таинственные «урим» и «туммим», посредством которых первосвященнику сообщалась воля Божия. Что собственно разумеется под этим – достоверно неизвестно. Некоторые исследователи стараются объяснить их по аналогии с египетскими. У одного из верховных жрецов Египта, именно у председателя верховного суда на груди был особый знак его достоинства, состоявший из изображения богини Тмы и называвшийся «истиной». Замечательно, что LXX переводчиков, бывших хорошо знакомыми с египетскими обычаями, постоянно передают слово туммим словом «истина» и весь нагрудник называется «судным», в знак того, что Аарон всегда будет носить «суд» сынов израилевых у сердца своего 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblij...

Ободренный Гедеон с радостью возвратился в стан; он разделил воинов на три сотни, каждому дал в руки рог и пустой водонос, со свечей внутри, и велел, по клику его, вострубить окрест полка вражия, с громким воплем: «меч Божий и Гедеона!» Посреди безмолвия ночи, с трех сторон обошли воины стан Мадиамский, и внезапно обнажив светильники, с трубным треском и громким воплем, устремились на спящих врагов. Внезапный страх напал на Мадианитов, они бежали, поражая друг друга во мраке и смятении; вслед за ними погнались четыре колена Израилева, а племя Ефрема преградило им путь у Иордана; два князя Мадиамские погибли от руки гонящих; еще двух пошел преследовать сам Гедеон, с тремя стами своих воинов. Но на пути возстало на него колено Ефремово, с укором: «зачем не хотел разделить с ними подвига?» Кроткой речью смягчил их победитель: «что мог я совершить подобного вам? Сказал он, не лучше ли одна гроздь Ефрема всех виноградников Авиезера?» На берегах Иорданских просил он хлеба утомленным воинам, у жителей Сокхофа, нос горькой насмешкой они отказали ему в пище, равно как и жители Фануила; Гедеон обещал наказать их, если возвратится с победой, и взяв в плен князей Мадиамских, казнил, на обратном пути, старейшин обоих городов. «Каковы были мужи, которых избили вы при Фаворе?» спросил Гедеон плененных князей. «Они подобны были тебе, как бы от рода царского.» отвечали пленники и Гедеон сказал им: «это были братья мои; жив Господь! Я бы пощадил вас, если бы вы их пощадили.» Тогда велел он сыну своему, отроку, поразить пленников, и не поднялась рука отроческая. – «Порази нас сам в силе твоей!» мужественно воскликнули князья, и пали под мечем вождя. «Ты избавил нас от руки Мадианитов, сказали Гедеону Израильтяне, владей нами, ты и сыны сынов твоих, после тебя;» но Гедеон, исполненный духа смирения, отвечал народу: «не я и не сын мой, но Господь будет владеть вами.» Он просил себе в награду только золотые украшения пленников и их верблюдов, с багряницей князей Мадиамских; вождь Израилев устроил из бранной корысти эфод, который долго хранился на его родине, Ефрафе, и послужил потом в соблазн всему Израилю. Сорок лет пребывала мирной земля во дни Гедеоновы, и он достиг глубокой старости, окруженный семидесятью сыновьями своими; но после него опять совратился народ, и впал в идолослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

294 Это не известная гора Кармил, вдающаяся в Средиземное море на юге Финикии: эта пустыня Фаран и этот Кармил на юге колена Иудина. Paran и Carmel: в Dict. of the Bible. 298 1. Цар. XXV. 29. Пер Арх. Мак. Переводчик прекрасно передает образ исчезновения врагов Давида, уподобляя их погибель вылету камня и пращи. 301 Ibid. 37. Выражение: «обмерло в нем сердце его, и он окаменел», это именно описание паралича. 307 В четырех милях на юг от горы Фавор, в колене Иссахаровом. Пещеру волшебницы указывают доселе.   310 Аэндорская волшебница напоминает нам современных спиритов. Действительности явлений отвергать у спиритов нельзя, но они зависят от расположений видящих, имеют чисто субъективный характер. Таково явление Саулу Самуила. 314 Иевосфей был в это время в Галааде, а потому это местечко должно быть на пути от Иордана в Хеврон. Bahurim: в Dict. of the Bible. 321 Ibid. 20. Эфод, в какой был одет Давид, одежда короткая, которая выказывала нагие ноги. Длинная одежда и медленная походка – вот признаки важного человека на Востоке. 323 В жизни Саула об этом не упоминается. Вероятно, это было в конце его царствования, когда благодать Божия отступила от него. Об этом упоминается только в истории мести Говаонитян. 2. Цар. XXI. 325 2 Цар. XXI. 8. Мелхола здесь называется матерью детей Адриэла, мужа ее сестры Меровы. Это объясняют тем, что Мелхола, не имевшая детей, усыновила детей Меровы. Замеч. в пер. Гуляева. 338 Притч. XXXI. Наставления матери Лемуила, это – может быть, не что иное, как наставления Вирсавии. Lemuel: в Dict. of the Bible. 343 Ibid. 17 и 18 стихи относятся не к царю, но к невесте. Вообще этот псалом и в его таинственном смысле понимается лучше, когда при переводе его имеется в виду его буквальный смысл. 345 Некоторые думают, что царица Савская приходила и Абиссинии; но всего вероятнее, что она была из счастливой Аравии, с юга Красного Моря, потому что дары, принесенные ею, дары Аравии. Кроме того, как у современных Ведуинов, так и у древних Арабов было в обычае, что лица, славящиеся мудростью у одного племени, искали случаев к состязанию с подобными же мудрецами другого племени. Иисус Христос называет Савскую царицу просто южною. Mф. XII. 42 ; Лук. XI. 31. Для описания счастливой Аравии см.: Arabiau Red Sea: в Dict. of the Bible, by Smith.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Не исключено также, что Давид решил установить Ковчег в доме Аведцара не без «задней» мысли: он хотел удостовериться, что этот артефакт не влечет за собой гнев Бога на того, в чьих руках он находится. Поэтому он велел своему окружению пристально наблюдать за тем, что будет происходить в доме Аведцара. Вскоре слуги сообщили ему, что нет не только никаких признаков того, что над этим домом тяготеет проклятие, но и наоборот — он явно благословлен Свыше: скот Аведцара дал необычайно хороший приплод, его хозяйство стало еще больше процветать, все шесть его невесток беременны, в том числе и те, что считались бесплодными. Все это Давид счел добрым предзнаменованием и отдал указание снова готовиться к переносу Ковчега в Иерусалим и установке в городе Скинии Завета. «И оставался Ковчег Господень в доме Овед-Эдома Гаттиянина три месяца; и благословил Господь Овед-Эдома и весь дом его. И сообщили царю Давиду, сказав: благословил Господь дом Овед-Эдома и все, что у него ради Ковчега Божья; и пошел Давид и поднял Ковчег Божий из дома Овед-Эдома в город Давида…» ( 2Цар. 6:11-12 ). На этот раз Давид воплотил свой замысел о торжественном внесении Ковчега в Иерусалим до конца. В строгом соответствии с Законом Моисея Ковчег несли на ремнях левиты. Сотни и сотни людей сопровождали Ковчег и спереди, и сзади, распевая псалмы и танцуя под музыку рассеянных в толпе музыкантов. Хотя от дома Аведцара до стен Иерусалима было, видимо, не больше нескольких километров, а то и километра, толпа шла чрезвычайно медленно, так как, согласно Библии, через каждые шесть шагов, следуя указанию Давида, коэны закалывали жертвенных быка и барана. У историков эта деталь вызывает сомнение, и не исключено, что под «шестью шагами» следует понимать фигуральное выражение, но в любом случае ясно, что жертв в тот день было принесено великое множество. Сам царь облекся в простой белый эфод рядового священника-коэна на том основании, что, хотя и не принадлежал к касте священников, имел в силу своего статуса право участвовать в жертвоприношении. Однако выбор этой униформы был, безусловно, не случаен — ею Давид хотел подчеркнуть, что видит себя лишь одним из рядовых служителей Бога, ничем не выделяющимся среди остальных и ни в коем случае не посягающим на авторитет первосвященника или пророков. В этом эфоде царь шел посреди толпы народа и самозабвенно пел и плясал вместе со всеми. Время от времени в толпе трубили в шофар — бараний рог, звуки которого, согласно еврейской традиции, имеют сакральное значение и призваны вселить в сердца людей священный трепет.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/3/

1:24. Красивая одежда. Описание женской одежды отражает повышение уровня жизни израильтян в царствование Саула. Обеспечение безопасности торговых путей способствовало оживлению торговли, благодаря чему стали более доступны привозные товары и появились рынки сбыта продукции местного производства. 2:1–7 Воцарение Давида 2:1. Вопрошание Господа. Начиная с 1Цар. 23 , Давид регулярно вопрошал Господа с помощью эфода под руководством священника Авиафара. Очевидно, так было и на этот раз. Сущность этого метода заключается в том, что божеству задается вопрос, на который возможны ответы «да» или «нет», а затем применяется некий механизм бинарной природы для получения ответа. Средством, предписанным в Книге Исход для проведения этой процедуры, был эфод, в котором хранились урим и туммим. 2:1. Хеврон. Расположенный в центральной части горной местности Иудеи, примерно в 20 милях к югу от Иерусалима, Хеврон был одним из важнейших городов этого региона. Привлекательность города, заселение которого началось примерно в 1200 г. до н. э., определялась прежде всего многочисленными источниками. Ко времени воцарения Давида участок площадью 12 акров значительно расширился и был хорошо укреплен. Семь лет, в течение которых Хеврон был столицей Давида, стали временем его наивысшего расцвета. 2:4. Племенной царь. Предыдущая попытка установления царства была осуществлена на уровне колена (см.: Суд. 9 ). После сражения при Гелвуе ( 1Цар. 31 ) филистимляне, вероятно, овладели центральной частью страны, поэтому лишь немногие колена имели возможность принять участие в избрании нового царя. Кроме того, не следует забывать, что самоуправление колен имело у израильтян долгую историю, а для местного хананейского населения была характерна такая форма социального устройства, как города-государства. И, наконец, поскольку три сына Саула были убиты, в вопросе наследования престола царила неопределенность, даже если бы вожди колен не имели ничего против царствования ветви Саула, а филистимляне это разрешили. Все эти обстоятельства позволяют считать избрание царя одним коленом вполне закономерным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

трубит в шофар (трубу из бараньего рога), подавая знак священной войны, и на его клич собирается не только его род и все «колено» Манассии, к которому принадлежит он сам, но также «колена» Асира, Завулона и Неффалима — 32–тысячное ополчение. По просьбе Г. ему даны еще два знамения: сначала «на всей земле» сухо, и роса выпадает только иа расстеленную Г. шерсть, затем «на всей земле» выпадает роса, а шерсть остается сухой (6:36–40); в традиционном христианском истолковании роса — символ благодати. Господь хочет показать, что победа принадлежит не численности, а избранничеству. Поэтому Г. велено отослать по домам боязливых, а из оставшихся 10 тысяч воинов, подвергнутых архаическому испытанию, отобраны всего 300 воинов, «лакавших воду языком своим, как лакает пес» (7:5). С ними Г. подкрадывается к стану врагов и совершает дикое ночное нападение на превосходящие силы при звуке шофаров и криках «меч Господа и Гедеона!». Воины неприятеля в суматохе убивают друг друга, беспорядочно бегут. Тогда Г. обращается за помощью к воинам «колена» Ефрема, которым удается на переправе через Иордан захватить и лишить жизни двух предводителей мадианитян — Орива (Ореба) и Зива (Зееба). Г. преследует двух других мадианитских вождей — Зевея (Зебаха) и Салмана (Цалмуны), настигает их и лишает жизни в акте кровной мести за гибель своих братьев; еще раньше он подвергает жестокой каре старейшин городков Сокхофа (Суккот) и Пенуэла, насмешливо отказывавших утомленным воинам в провианте (8:12–21). Народ предлагает Г. царскую власть для него самого и его династии, но Г. отвечает: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (8:23). Из своей военной добычи Г. сооружает в родном городке Офре (Афре) какой–то культовый предмет («эфод»), как будто бы посвященный Господу, но который легко становится центром языческого культа. Жизнь Г. завершается мирной эпической старостью в кругу огромной семьи, состоящей из множества жен и 70 сыновей, практически пользующихся полуцарскими привилегиями; после его смерти его побочный сын Авимелех предпринимает попытку захвата царской власти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Евреи то место, в котором говорится: «От Сеттима до Галгала, чтобы ты узнал оправдания Господни» (Числ. XXV) объясняют так; От времени, когда вы блудодействовали в Мадиане, до времени, когда Саул был избран в цари в Галгале (1 Цар. X), приведите в памяти все злодеяния свои и благодеяния Мои, и вы познаете Мое милосердие к себе. Так говорит Бог плотскому Израилю, соответственно действительным совершившимся в прошедшем событиям. Мы же, желающие созерцать славу Господню с открытым лицом и по истине имеющие отцом своим Авраама, будем [смиренно] внимать восстающему против нас и обличающему нас Богу, так как мы согрешили. Ибо мы некогда поработали Фараону и выделывали глину и кирпич народу Египетскому; но искупил нас Тот, Кто предал Себя для искупления всех, чтобы мы искупленные от Господа, Который освободил нас от руки врагов и собрал от множества стран, сказали: «Ибо во веки милость Его» (Псал. 1). Он послал также пред лицем нашим Моисея, т. е. духовный закон, и Аарона, Великого Первосвященника не преобразовательный эфод, — изображение истины, — носящего, но имеющего на челе знак святости, положенный на Него Богом Отцом. Он послал и Марию, предсказанную пророками, и не только сделал нам это, но еще и освободил нас из руки врагов. В самом деле, вспомним, что замыслил против нас диавол, оный истинный Валав, который хотел пожрать и убить клеветами наше собрание, ибо Валак обозначает χλεκων, т. е. изглаживающий [стирающий с лица], царь родной отечественной воды, а Моав обозначает — отечественная вода, — соответственно другому этимологическому толкованию. Итак, когда Валав замыслил против нас козни при помощи «суетного народа своего», как нужно понимать слово Валаам, Бог не попустил нам подвергнуться его проклятиям; но наоборот тот благословил нас, это именно суетный народ языческий, рожденный от того, кто в коже, благословил нас побуждаемый истиною самого дела, ибо Беор значит одетый в кожу, преданный всегда плоти и делам смерти. Этот суетный народ ответил за нас, — народ, происходящий от того, кто весь покрыт кожею, всегда переменяет места, или стоит над терновником, или над веревками, если взять в расчет неправильное выражение Вульгаты.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но убежище там оказалось ненадежным. Приближенные Анхуса, царя гефского, стали высказывать ему свои подозрения насчет незнакомца и говорили ему: «не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч?» Чтобы отвратить это опасное подозрение, Давид принужден был притвориться безумным, и когда его привели к царю, «чертил на дверях, кидался на руки свои, пускал слюни по бороде своей», так что у Анхуса исчезло всякое подозрение, а Давид, воспользовавшись этим, поспешил удалиться отсюда в дикую пещеру Адолламскую, где около него собрались его родители и братья, которые, вероятно, начали подвергаться преследованию Саула, а также и все недовольные отверженным царем, так что около Давида собралось до четырехсот человек. Поместив своих родителей под защиту царя моавского, Давид со своими последователями опять возвратился в пределы родной страны. Саул, между тем, истощался от бессильной злобы 157 . Услышав о том, что первосвященник отдал Давиду хлебы предложения, и подозревая его, а вместе с ним и все священство в заговоре с Давидом, разъяренный царь приказал своим слугам подвергнуть их избиению, но когда слуги отказались поднять руку на служителей Божиих, то он поручил исполнить это кровожадное дело некоему Доику идумеянину, который именно и сделал ему донос на первосвященника. Убито было восемьдесят пять священников и разрушен самый город; спасся только сын первосвященника Авиафар, который, захватив с собою некоторые священные принадлежности (эфод), прибежал к Давиду и рассказал ему о страшном злодеянии Саула. Давид мог только горевать, что сделался невольной причиной такого бедствия, и, дав у себя убежище Авиафару, сам принужден был спасаться от настигавшего его царя. Однажды в городе Кеиле он едва не окружен был войском Саула, но заблаговременно бежал с своими последователями и скрывался в неприступных горах и лесах. При этих гонениях бывали случаи, когда Саул оказывался в полной власти Давида, который легко мог бы предать его смерти и таким образом не только избавиться от гонителя, но и наследовать престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

111 1) Или ближе, к смыслу еврейского текста: зачался «муж», дитя мужеского пола; в славян. Б.: мужеск пол. 114 Говоря о месте жительства Иова, автор входит в рассмотрение приписки к его книге, читаемой в славянской Библии после XLIV,17 (в русском Синодальном переводе эта приписка отсутствует). По исследованию автора, эта приписка, как сделанная из «Сирской книги» не принадлежит к переводу 70-ти; она внесена в греческий текст кн. Иова не позже первой половины 2-го христ. века; под сирскою же книгою разумеется еврейский мидраш (толкование), в который вошло сказание, образовавшееся у александрийских иудеев и смешавшее, по особым побуждениям Иова с идумейским царем Иоаном, не смотря на неодинаковость еврейского начертания их имен и из города Восоры сделавшее имя матери Иова (стр. 251–261). 116 Наприм., против мнения о происхождении кн. Иова в после-пленное время замечено: «Смелые апострофы и энергические протесты Иова показались бы богохульством для современников Ездры-Неемии («Нрав. Обозр.» т. XVII, стр. 12). 117 Эта статья известного библеиста вместе с другими общедоступными его статьями по Ветхому и Новому Завету издана в немецком переводе, под заглавием: Bibelstudien von J. Godey. Th. I–II. 1888. 118 В греко-славянском переводе они названы вместо Езрахитов «ошибочно» (стр. 369) Исраильтянами. 119 По принимаемому автором объяснению, первое из приведенных греческое чтение явилось вследствие того, что слово «уши»=τα было по ошибке прочитано как «тело»=σμα (стр. 244). 122 Во 2Цар.6:14,17 и 18, на что ссылается в приведенном месте автор, говорится, по еврейскому тексту, что Давид одет был в льняный ефод, по греко-славянскому – во одежду изящну. Льняной эфод не был, как известно, священнической одеждой, ефод же первосвященника делался из разноцветной ткани с золотом ( Ис.28:5, 6 и др.); поэтому льняной ефод невозбранно носил и Самуил, и другие левиты ( 1Пар. 15:27 ). Что Давид не сам совершал жертвоприношения при перенесении Ковчега Завета в Иерусалимскую Скинию, а священники, видно из 1Пар.15:26; 16:1 , где при словах: закололи в жертву... вознесли всесожжения... подразумеваются совершавшие жертвоприношения священники и не может подразумеваться Давид в виду множественного числа употребленных здесь глаголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Непосредственное участие Давида в гадании при помощи эфода находит себе более удовлетворительное объяснение при том предположении, что эфод был одеждой, а не статуей. По свидетельству Иосифа Флавия драгоценные камни эфода условной переменой цвета и блеска давали ответ на предлагаемые вопросы 276 . Св. Ефрем Сирин , изъясняя приведенное место из пророка Осии, замечает: «ефудом называлась одежда судная, сотканная из виссона и пурпура; на ней были четыре ряда камней. И когда вопрошал кто Бога, «то на одном из камней ефуда делалось видимым определение суда Господня» 277 . Следовательно, Давид сам мог видеть и толковать так или иначе изменения в цвете и блеске камней эфода и таким образом принимать непосредственное участие в гадании. Что касается употребления у священных писателей различных выражений: то эфод бад (льняной эфод), то просто эфод – оно указывает на различие между одеждой первосвященника и одеждой других лиц, отправлявших священные обязанности. Льняной эфод, по книгам Царств и Паралипоменон, носят – юноша, Самуил, прислуживавший при скинии, 85 второстепенных силомских священников и Давид во время перенесения ковчега. Эпитет бад (льняной) отличает этот эфод от роскошного эфода первосвященника, который приготовлялся из других материалов. Это подтверждается сопоставлением следующих мест: 1Цар.22:18 : «и пошел Доик Идумянин и напал на священников, и умертвил в тот день 85 мужей, носивших льняной эфод», и 1Цар.14:3 : «с Саулом был и Ахия, сын Ахитува, брата Иохаведова, сына Финееса, сына Илия, священник Господа в Силоме, носивший эфод». Генеалогические подробности и присутствие с царем при войске свидетельствуют, что Ахия, в чем согласны все исследователи, был первосвященником, а параллельные выражения «носивших льняной эфод» и " носивший эфод» ясно указывают на различие сана и одежд, присвоенных различным степеням ветхозаветной иерархии. Наконец, сближение эфода с производным эфудда, оклад, у пророка Исайи, сделанное Гезениусом, скорее может служить доказательством противного, именно: эфудда – от корня афад, сохранившегося в книгах Исход и Левит, облекать, опоясывать, одевать – собственно означает ризу, оболочку (сравните ризу на иконах); следовательно, и эфод может означать только облачение, не более, а никак не литого идола с его деревянным или каменным нутром; если бы даже эфудда употреблялось в переносном значении в смысле идола (чего на самом деле нет), и в таком случае не было бы ни малейшего основания отождествлять эфод и эфудда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010