По мнению Vatke 1495 , очевидно, что статуя Иеговы стояла почти у стены и, может быть, была прислонена к ней, а на той же стене позади статуи на крючке или на гвозде висел завернутый в одежду меч Голиафа. В 23-й главе священник Авиафар, который бежал из Номвы при избиении тамошних священников слугами Саула, приходит к Давиду и приносит эфод в руках (той с Давидом сниде имый эфуд в руце своей), что будто бы также более подходит к статуе, чем к одежде. Затем, когда Давиду требуется вопросить Господа об успехе или неуспехе того или другого замышляемого им предприятия, он обращается к Авиафару с приказанием: «принеси мне эфод» и сам непосредственно вопрошает Господа ( Суд.30:7 и д.). Невозможно думать, что Давид незаконно присваивал себе привилегии первосвященника и облекался в эфод для того, чтобы самому вопрошать Господа; если же это была статуя, тогда все становится ясным: молясь перед нею, Давид непосредственно, тем или другим путем, мог узнать волю Иеговы. Сами священные писатели, по мнению, напр., Vatke, Reuss’a и многих других 1496 , точно различают в словоупотреблении, по крайней мере в книгах Царств и Паралипоменон, эфод – одежду и эфод – статую: когда они говорят об одежде, то употребляют сочетание эфод оад, т. е. льняной эфод, указывая на материал, из которого он сделан; когда же имеют в виду статую, то поставляют одно слово эфод без всякого ближайшего определения. Наконец, в книге пророка Исайи ( Ис.30:22 ) встречается производное слово эфудда (от эфод) со значением металлического оклада идола, именно: пр. Исайя говорит: «тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего». —80— На основании последнего места Гезениус 1497 находит возможным дать точное описание устройства эфода; по его мнению, эфод представлял пустую внутри внешнюю оболочку идола, которая надевалась на каменный, глиняный, или деревянный остов (καρδα), или выливалась по нему; отсюда подобного рода идолы назывались позднее περιχρυσα, περιργυρα, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15). Так как же тут, братья, вам не попасться в эти сети? Как не впутаться в соблазны? Как? Вот так: если будете внимательны к самим себе, станете соблюдать заветы Писания и божественных отцов, осуждать сами себя, смиряться, порицать и обвинять только самих себя и не винить других. Так ангел Господень сказал Антонию, который недоумевал, как можно спастись от этих сетей: «Кто может избежать их? И сказал мне ангел: смиренномыслие». И всякий раз, братья, превыше всего пребывайте в молитве и просите Бога Его благодатью и помощью избавить вас и не только не ввести в соблазн братьев каким-нибудь своим грехом или преступлением, но и вам самому не соблазниться ошибками и прегрешениями других. Ибо Бог – единственный, Кто оберегает боящихся и любящих Его от любого соблазна и падения. Как говорит Сирах, «очи Господа – на любящих Его. Он – могущественная защита и крепкая опора, покров от зноя и покров от полуденного жара, охранение от преткновения и защита от падения» ( Сир.34:16 ). Бог велит Своим ангелам беречь Его рабов и носить их на руках, дабы те разумной ногой своей души не споткнулись о какой-нибудь камень соблазна. Как говорит Давид, «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» ( Пс.90:11–12 ). Пойте, наконец, всякий раз сей Давидов псалом: «Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников» ( Пс.140:9 ), дабы, охраняемые Господней благодатью, вы не соблазняли других и сами не соблазнялись от братьев и без помех достигли дня воздаяния и удостоились Царства Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому и слава, и сила со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 132 Здесь я назвал «эфод» (Εφωδ), который сделал Гедеон, идолом, согласно тому, как перевел это Прокопий, а не священническим одеянием, как его перевел Феодорит. Есть три причины, почему перевод Прокопия предпочтительнее, чем перевод Феодорита. Во-первых, во многих изданиях то, что сделал Гедеон, называется «эфод», а не «эфуд», который и был священническим одеянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

На днях ожидают открытия четырех новых викариатств. В приятнейший долг вменяю себе поздравить ваше преосвященство со всерадостным праздником Воскресения Христова, и от всего сердца пожелать вам провести его в полной радости духа и в светлом веселии сердца. Вы и вся киевская митрополия имеете сугубую причину к радости и веселью в нынешний праздник. В день Воскресения Христова сиротствующей митрополии вашей Государь Император даровал нового отца, – истинного отца; вместо красного яйца Монарх пожаловал белый клобук высокопреосвященнейшему Филарету, с рескриптом на киевскую митрополию. И так имею честь поздравить ваше преосвященство и всю киевскую паству с новым архипастырем, – с таким, какого только можно желать и просить у Бога, как великие и богатые милости. Вы это напророчили. Еще раз Бог устами первосвященника произнес волю Свою. Что сказал я, – еще раз? Законы Промысла Божия неизменны. Обстоятельства церкви изменяются, а с тем изменяется то, что может быть изменяемо без всякого изменения самой сущности предмета. Можно переменить: кидар на митру, златую дщицу на икону, наперсник на омофор, эфуд на саккос; но архиерей, – все архиерей; и был, и есть, и будет, – истолкователем судеб Божьих, орудием Промысла. Так верю, даже так вижу во многих опытах, к которым отношу и настоящий. В древнюю столицу назначен тот, кого глас народа назначал для новейшей: значит, глас народа не всегда есть глас Божий. Впрочем, этого решительно сказать не смею. Сердце царево в руце Божией. Что Бог на сердце положил, то десница царская пишет. Новгород древнее Киева; он же первенствует в Св. Синоде; случиться может…, но я заговорился и забыл пословицу: что выше нас, то не до нас. Преосвященнейший московский в праздник сделался несколько нездоров и не принимал поздравлений. Вероятно, от строгого пощения телесные силы его изнемогли и не могли выдержать избытка радости душевной. Преосвященный тверской от глазной своей болезни исцелился, и в праздник уже служил. Лучше здешние окулисты решили было: быть ему без левого глаза; а купец Орешников отменил их решение; и оставил его с обоими глазами. Впрочем и окулисты правы и Орешников не виноват. Если бы они продолжали лечить преосвященного по своей методе, то глаз его должен бы непременно лопнуть. Орешников лечил его простыми средствами, ему одному известными и глаз преосвященного остался цел. Жаль, что правительство такого полезного секрета не покупает у этого купца, который уже многие сотни людей предохранил от совершенной слепоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Хотя редкий из людей сподобляется видеть ангелов своими очами, однако никто не лишается невидимого их присутствия, – ангелы соблюдают человека во всех путях, защищают от вражиих наветов, помогают ему в делах его и молитвы его к Богу приносят. Ангел хранитель Св. Онуфрий входя в одну пустыню, увидел пред собою сияющий луч света и весьма убоялся, так что хотел возвратиться. Луч же, приблизившись к нему, сказал: «не бойся, я – ангел, ходящий с тобой от рождения твоего, я приставлен от Бога хранить тебя, и было мне ныне повелено ввести тебя в пустыню». Служение ангелов человекам Ангелы Божии являлись к пустынникам и приобщали их Божественным Таинам. Стол от Бога Пафнутий с Онуфрием беседовали и молились; – пред захождением солнца Пафнутий увидел чистый хлеб на столе и воду, приготовленную рукою невидимого ангела. Дом и пища до времени Пафнутий, похоронивши тело Онуфрия, пожелал; жить в его пещере; но вдруг пред очами его пещера пала и разрушилась, и финиковое дерево, питавшее преподобного, при корне переломилось, и ключ воды высох. Поминовение должно быть по именам Отходя от пустынников, Пафнутий просил их сказать имена свои для их поминовения, а они просили сказать имена его братий для поминовения; «и я, говорил Пафнутий, просил их помнить меня в молитвах своих». Случай бракосочетания священнослужителей Другой Пафнутий, епископ Фиваиды, которому по повелению Максимиана, был выколот правый глаз, на первом вселенском соборе благословил желающим священнослужителям вступать в брак, говоря: «не возлагайте тяжкого бремени и неудобь носимого ига на служителей церковных». Препод. Петр Афонский Неисполнение обета наказывается Воин и воевода из греков, Петр, дал себе обещание быть иноком и не исполнил обета. Однажды попался он в плен и в темнице вспомнил о своем обете, – поплакал и раскаялся, и стал молиться и просить об освобождении его из темницы, призывая в помощь чудотворца Николая. По два и по три дня он не вкушал пищи; – однажды во сне явился ему св. Николай и сказал, что Господь медлит Своею помощью, так как сам Петр медлил в исполнении обета своего. В другой раз явился св. Николай с прискорбием и советовал обратиться с молитвою к Симеону Богоприимцу, чтоб вместе с ним об этом умолить Господа; когда же умолен был Господь, тогда уже явно, а не во сне явился св. Николай с Богоприимцем, одетым в ветхозаветный эфуд, имея в руке златый жезл, которым прикоснулся к цепям его и цепи от того растаяли, как воск. Петр, сопутствуемый св. Николаем и сопровождаемый Симеоном, удалился. На пути, по совету св. Николая, он попросил у садовника овощей и дошел до отечества. Святитель Николай и во всю последующую жизнь всегда сопутствовал Св. Петру. 13. Св. мученица Акилина девица

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

– О если бы он более стремился к священному жертвеннику, а не к тельцам самарийским. – О если бы он более внимал жезлу Аарона, а не Астарте. Хорошо было бы для него и справедливо целовать одождивший божественным дождем камень, а не Ваала. – О если бы он более устремлял свои взоры на жезл Моисеев, на стамну золотую, на кивот, на очистилище, на эфуд, на трапезу, на скинию как внутреннюю, так и внешнюю! Все это, соделанное в славу Божию, хотя и было рукотворенным, но называлось святым святых. О если бы он обращал свои взоры на изваянных херувимов, воспоминая о которых апостол говорит: херувими славы осеняющии (очистилище) алтарь ( Евр. 9, 5 ), и которым писание приписывает божественную славу. Если бы он внял всему этому, то не поклонился бы идолам; – потому что всякое дело, совершенное во имя Господне, честно и свято. Но что за нужда удлинять послание, а в особенности послание к человеку богоугодному и избранному сосуду Божию, получившему благодать Духа, и могущему устремлять свой ум в глубины божественных догматов и, при божественном руководительстве, уразумевать самые высокие предмета знания. Мы достигли предположенной цели и удивляемся великим деяниям твоей Застуиницы и всех христиан Владычицы. И неудивительно, что ты явился тавим во всем Ею руководимый, Ею снасаемый и укрепляемый против врагов, а они, быв долгое время опьянены ненавистию против Нея, нашли столь же сильного противоборника, сколь сильного имели обличителя. Ибо если Ветулиа была спасена рукою израильтянки Иудиеи, которою была нанесена смерть Олоферну и которую израильтяне провозгласили избавительницею; то не гораздо ли более твоя необыкновенная святость, имевшая такую Слоборницу, должна была восторжествовать над врагам веры и увенчать победою своих подчиненных? Но, святейший и всем христианам возлюбленный, постоянная наша радость, наша надежда и веселие! великий в победах Бог наш, крепкий и долготерпеливый, руководивший тобою как Своею овцою (и возвысивший тебя) более, чем Иосифа, да сохранит тебя, освященный, на долгое время, – тебя, ведущего вполне христианскую жизнь, научающего и побуждающего всех поступать согласно с божественными повелениями и соблюдать оставленные отцами предания, и вразумляющего тех, которые не совсем ясно уразумели что либо».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

2. Это часто случалось и со мной, когда я творил [молитву] вместе с другими [братиями], а потому я советую вам делать то же самое в своих прошениях к Богу, особенно если мы не знаем, есть ли воля Божия на наши будущие деяния или ее нет. Ибо когда двое или трое от всей души молятся о чем-либо или подвизаются в посте [ради этого], то часто на второй или третий день либо [даруется наставляющее нас] видение, либо сердце желающего свершить деяние удостоверяется [в правильности его]. Равным образом после молитвы удостаиваются правильного ответа и те, которые открывают [Писание в поисках такого ответа]. 3. Поэтому каждый христианин должен иметь духовный эфуд, 268 то есть должен иметь [в себе] Святой Дух, просвещающий его и показывающий, что ему полезно. Обладающие этим [духовным эфудом] рассказывали нам, что когда они вопрошали Бога о каком-либо деле, то, если их вопрошание было угодно [Богу], то сразу же их осеняла благодать Святого Духа. Вопрос 98. Что собой представляет то, что в Законе называется эфудом? Ответ 1. Если толковать это слово само по себе, то оно обозначает «обнаружение» или «выкуп». 269 Вид же эфуда, как свидетельствует Писание, представлял собою ткань размером в пядь, по форме прямоугольную, целиком из щелка с золотыми нитями и с большим искусством сотканную. В середине эфуд имел, словно печать, сделанную полностью из золота пластину с двумя совершенными смарагдами по обеим сторонам с начертанными [названиями] двенадцати колен Израиля, а между этими смарагдами находился камень адамант. 2. Плечи архиерея покрывала накидка как бы в форме фелони, доходящая до бедер: архиереи надевали ее, когда они совершали каждение и богослужение. 3. Когда возникала необходимость спросить Бога о каком-либо важном деле, архиерей привязывал один край эфуда к накидке на плечах на уровне сердца и накладывал обе руки свои сверху так, чтобы [эфуд] распростирался на его ладонях как дощечка, и таким образом он вопрошал Бога, взирая на эфуд. 4. И если дело было благоугодно Богу, то камень адамант начинал сиять, испуская лучи, а если, наоборот, дело не было богоугодным, то он пребывал в состоянии [обычного] камня. Когда же Бог собирался предать народ [Израиля] мечу, то адамант приобретал огненно-кровавый цвет; а когда предвиделась в будущем какая-нибудь смертельная напасть, то он становился черным, подобным морскому гиацинтовому [камню].

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Подобно тому и монах исполнением закона и заповедей творит своё тело скинией Святому Духу, приносит себя в жертву Господу умом чистым, принося, как муку, молитву Господу и вместо масла – слёзы, вместо тука – воздыхания сердечные. За тем смотри на одеяние Христа. Ему надлежало быть священником, по Божиему повелению, в исполнение пророческих слов. «Совлекоша с Него ризы Его и облекоша Его в ризу червлену». Вот Ааронов стихарь – одеяние за смоковный Адамов лист. То же и монашеский кадман – совлечение своей воли 372 . Об этом пишется: как красив в скорбной одежде своей. Пояс – осуждение на крестную смерть, которой обожен Адам. Ибо водим был связанный по Писанию: опоясан правдой и истиной, обвит по рёбрам своим ( Ис.11:5 ). По сему образцу у схимника пояс с праздниками, изображающими всё, совершенное Христом по обоим законам 373 . Кольца (обеди) указывают на царский сан Его. «Ведоша Его к Пилату связана, глаголюще: распни Его, яко Сей Себе царя творит». И это было по пророчеству: «связати цари их путы», чтобы бесчестие Адамова изгнания предал Он как узду царям. Ибо те, если носят на своём сане сие поношение, спасаются 374 . Так и монахам предано носить аналавы, т. е. плетёнки, чтобы творили на деле послушание 375 . Эфуд означает, когда Христос стал перед архиереем, и Каиафа сказал: «вы не весте, единому подобает умрети за люди». Это сказал он, смотря в эфуд. «Тъгда закрывъше платком лице Его, бьяхуть И, глаголюще: прорцы нам, Христе, кто есть ударий – Тя?» Провидцы, зря в эфуд, прорицали» 376 . По этому образцу чернецу даётся малая мантия, но с тем, чтобы держал закон не на груди, не на лице, а за плечами 377 . Вместо кидара возложили на главу Его терновый венец, когда повели Его на распятие. У монаха это – остригаемые кусты волос. Четвероугольной ризе Аароновой соответствует во Христе то, что распявшие Его разделили ризы Его, и Он тем покрыл четыреконечный мир. Христовы воины – монахи носят на себе также четыреконечную мантию, Божий покров, подобный тому облаку, который простёрт был над Израилем в пустыне. И монах – отрок Божий, Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

984 Об этом пишется: как красив в скорбной одежде своей. Пояс – осуждение на крестную смерть, которою обожен Адам. Ибо водим был связанный по писанию: опоясан правдой и истиной, обвит по ребрам своим ( Ис.11:5 ). По сему образцу у схимника пояс с праздниками, изображающими все, совершенное Христом по обоим законам. 985 Кольца (обеди) указывают на царский сан Его. «Ведоша Его к Пилату связана, глаголюще: распни Его, яко сей себе царя творит». И это было по пророчеству: «связати цари их путы», чтобы бесчестие Адамова изгнания предал Он как узду царям. Ибо те, если носят на своем сане сие поношение, спасаются. 986 Так и монахам предано носить аналавы, т.е. плетенки, чтобы творили на деле послушание. 987 Эфуд означает, когда Христос стал пред архиереем и Каиафа сказал: «вы не весте, единому подобает умереть за люди». Это сказал отец, смотря в Эфуд. «Тогда закрывше платком лицо Его, бьяхуть. И, глаголюще: прорци нам, Христе, кто есть ударий – Тя?». Провидцы, зря в Эфуд, прорицали». 988 По этому образцу чернецу дается малая мантия, но с тем, чтобы держал закон не на груди, не на лице, а за плечами. 989 Вместо кидара возложили на главу Его терновый венец, когда повели Его на распятие. У монаха это – остригаемые кусты волос. Четырехугольной ризе Аароновой соответствует во Христе то, что распявшие Его разделили ризы Его и Он тем покрыл четырехконечный мир. Христовы воины – монахи носят на себе также четырехконечную мантию, Божий покров, подобный тому облаку, который простерт был над израилем в пустыне. И монахи – отрок Божий, израиль. Христос вместо повязки взял на себя грехи мира и пригвоздился ко кресту. Это монашеский куколь, преступный Адамов грех ветхого закона, Христово смирение нового. Христос вместо вкушения иерейских новоплодий, напоминавшего Адамово запрещенное вкушение от древа, вкушает желчь с уксусом. По сему образцу чернецу надобно держать вседневный пост и воздержание во всем. Вместо всесожигаемого священнического Агнца, Тот, Который принял на себя образ смертного Адама, прободается в ребра и сожигается Духом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В пещере Одолламской присоединился к нему дом отца его и четыреста человек таких, которых несчастья или несправедливость Саула принудили оставить свои жилища. Родителей своих проводил он к царю моавитскому, а сам, по наставлению Гада Пророка, возвратился в землю Иудину и остановился в лесу 472 . В сие время Доик, идумеанин, начальник пастухов царя, видевший Давида у Ахимелеха, возбудил Саула к отмщению за сие; и когда прочие слуги царя, несмотря на его повеление, не смели поднять рук на неповинных служителей Божьих, тот же иноплеменник убил восемьдесят пять священников и совсем опустошил Номву мечем. В сем происшествии хитрость невинного человека, коварство злоумышленника и мщение обладаемого страстями властителя, странным образом стеклись так, что следствием их было продолжение праведного суда Божьего на племя Илия 473 . Впрочем от племени Ахимелеха, правнука Илиева, остался сын его Авиафар, который спасся бегством к Давиду и принес с собою эфуд . Движимый любовью к отечеству, вопросив Бога, Давид отправился в Кеиль 474 , осажденный филистимлянами, и освободил его; но, будучи от Бога же предызвещен об угрожавшем нападении от Саула и предательстве от жителей города, вышел из него с шестьюстами человек в пустыню Зиф, где Ионафан, увидясь с ним, подкрепил его в надежде на Бога 475 . Саул, будучи извещен о местопребывании Давида, настиг его в пустыне Моан. Уже одна гора их разделяла, как весть о нашествии филистимлян на землю Израилеву принудила Саула оставить сие преследование. Возвратясь из похода против филистимлян, Саул с тремя тысячами избранных войнов 476 искал Давида в гористой пустыне Енгадди 477 . Как некогда один находился он в пещере в таком положении, которое оставляло его без защиты в случае нечаянного нападения, Давид, находившийся внутри оной со своими людьми, при столь благоприятном случае к отмщению не хотел сам и возбранил другим наложить руки на царя поставленного Богом; а отрезал тайно у Саула край одежды и по выходе из пещеры показал ему оный издалека, свидетельствуясь сим знаком, что он не враг царя. Гонитель, тронутый до слез, признал как свою несправедливость, так и то, что Давид должен царствовать и просил его пощадить тогда род свой . Давид клялся в сем, и они разошлись мирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

—83— нием загадочного урим и туммим). Для той же цели, употреблялись и терафимы. Пророк Захария ( Зах.10:2 ) замечает, что терафимы израильского народа говорят пустое, утешают пустотою. По изображению пророка Иезекииля, царь вавилонский, отправляясь в поход против Иудеи, остановился на распутье, при начале двух дорог для гадания: «трясет стрелы, вопрошает терафимов, трясет печень» ( Иез.21:22 ). Поэтому пророк Осия словами: «долгое время будут сыны израилевы оставаться без эфода и терафимов» ( Ос.3:4 ) хочет сказать не то, что не будет у них священных изображений, истуканов, а то, что они лишены будут возможности прибегать к их обычным оракулам для гадания. Непосредственное участие Давида в гадании при помощи эфода находит себе более удовлетворительное объяснение при том предположении, что эфод был одеждой, а не статуей. По свидетельству Иосифа Флавия драгоценные камни эфода условной переменой цвета и блеска давали ответ на предлагаемые вопросы 638 . Св. Ефрем Сирин , изъясняя приведенное место из пророка Осии, замечает: «ефудом называлась одежда судная, сотканная из виссона и пурпура; на ней были четыре ряда камней. И когда вопрошал кто Бога, «то на одном из камней ефуда делалось видимым определение суда Господня» 639 . Следовательно, Давид сам мог видеть и толковать так или иначе изменения в цвете и блеске камней эфода и таким образом принимать непосредственное участие в гадании. Что касается употребления у священных писателей различных выражений: то эфод бад (льняной эфод), то просто эфод – оно указывает на различие между одеждой первосвященника и одеждой других лиц, отправлявших священные обязанности. Льняной эфод, по книгам Царств и Паралипоменон, носят – юноша, Самуил, прислуживавший при скинии, 85 второстепенных силомских священников и Давид во время перенесения ковчега. Эпитет бад (льняной) отличает этот эфод от роскошного эфода перво- —84— священника, который приготовлялся из других материалов. Это подтверждается сопоставлением следующих мест: 1Цар.22:18 : «и пошел Доик Идумянин и напал на священников, и умертвил в тот день 85 мужей, носивших льняной эфод», и 1Цар.14:3 : «с Саулом был и Ахия, сын Ахитува, брата Иохаведова, сына Финееса, сына Илия, священник Господа в Силоме, носивший эфод».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010