Одним словом, вообще все христиане, мужчины и женщины, юные и старые, священники и миряне, те, кто занимают высокое и значительное относительно других братьев положение, не соблазняют подчиненных, если соблюдают все предъявляемые к ним требования положения и сана каждого из них и если стараются быть для нижестоящих примером и образцом всякой добродетели и всякого достоинства в словах и делах. Блаженный Павел, обращаясь к Тимофею, учит: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 2Тим.4:12 ). Титу он пишет следующее: «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденностъ, слово здравое, неукоризненное» ( Тит.2:7–8 ). Почему великие люди обязаны не вводить в соблазн больше, чем маленькие, которые привыкли подражать большим Почему же великие и облеченные властью люди обязаны больше, чем простолюдины и обыватели, проявлять осторожность, дабы не ввести нижестоящих даже в самый малый соблазн? Потому что они несут ответственность и за тех, кто им подражает, и за тех, кто им подчиняется. Ибо все меньшие обладают естественным свойством постоянно оглядываться на больших как на образец и пример и если те добродетельны, то и сами становиться такими, а если те дурны, то, подражая им, сами становиться дурными. «Ибо, – замечает божественный Златоуст, – по большей части руководимый народ имеет обычай смотреть на нравы руководителей как на некий первозданный образец и на них равняться» (О священстве. Слово 3). Поэтому мы читаем в Священном Писании, что судья Гедеон, когда победил исмаильтян, я имею в виду Зевея и Салмана, попросил воинов своих, которые были с ним на войне, чтобы они дали ему золотые серьги, которые они сняли с врагов, и, взяв их, расплавил на огне и изготовил идола 132 . Когда же этого идола он поставил у себя на родине в Офре, то стал виновен в том, что ему стали поклоняться все те, кто были его подчиненными. И этот идол стал всеобщим соблазном для народа Израилева, потому что вверг его в идолопоклонство и отвратил его от почитания истинного Бога: «И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей... Из этого сделал Гедеон эфод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» ( Суд.8:24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Он принес в жертву Самого Себя вместо приношений законных. Был ведом словно агнец на заклание 51 вместо агнцев умилостивления. И убит за нас бык тучный, чтобы не нуждались мы приносить [в жерту] телят. Он пришел и поднялся на Крест, чтобы не требовались от нас приношения и жертвы. Он отдал Свою кровь за всех людей, чтобы не нуждались мы в крови животных. Он вошел в Храм нерукотворный, и стал священником и служителем святилища 52 . Когда же пришел Он, то отменил то, что соблюдалось в Законе. С [того] момента, как они связали Его, стали связаны праздники их цепями 53 . [I/60] И от тех, кто хотел судить Невинного, удалил Он судей. И у тех, кто топил царство Его, отнял Он царство. Потому что пришел Тот, Кому принадлежит царство 54 . И поднялась жертва живая за нас, а их жертвы Он отменил. И сели сыны Израиля без жертв и без жертвенника, не облачаясь в эфод, и не возлагая фимиам 55 . И отменил Он у них видения и пророков, потому что не послушались они великого пророка. И исполнился первый Завет в последнем. И обветшали и поседели дела закона, и обратились в порчу 56 . Ибо с того времени, как был дан новый [Завет], новый отменил старый 57 . И не только после того как пришел наш Спаситель были отвергнуты жертвы, но также и до [этого] времени не были приятны Ему их жертвы, как написано: Не ем Я плоть телят и кровь козлят не пью, принеси же Богу благодарение и исполни Всевышнему обеты твои 58 . И еще говорит Он: Сердце сокрушенное Бог не отвергнет 59 . И еще говорит Он: Не желаю Я жертв, и всесожжений не хочу 60 . Жертвы Богу дух смиренный 61 . [I/61] И также пророк Исайя сказал: Не нужно Мне множество жертв ваших – говорит Господь 62 . И еще Он сказал им: Возненавидел Я и отверг праздники ваши, и не обоняю Я собраний ваших 63 . 7 . И еще: это слово, сказанное нашим Спасителем, на котором висит Тора и Пророки – прекрасно, великолепно и замечательно; потому что так сказал наш Спаситель: Ни одна буква йод из Торы или пророков не прейдет, до тех пор пока все не случится 64 . Итак, Он взял Закон и Пророков, и ничего в них не отменив, подвесил на двух заповедях.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Очевидно, что воины, предлагавшие Гедеону потомственную власть, в порыве щедрости уделили предводителю из военной добычи гораздо более, чем он просил, и кроме золотых серег (точнее, колец незем, которые у восточных народов вдеваются в нос и уши и употребляются в виде браслетов на руках и ногах), кроме этих серег дали ему много и других ценных предметов, вес которых, при их великом множестве, и не был определяем. Равным образом очевидно и то, что на эфод употреблена не вся военная добыча Гедеона, а только часть ее, и роскошные одежды царей могли быть употреблены для той же цели изготовления эфода. Поэтому соображения о весе и материале эфода не могут иметь существенного экзегетического значения. Далее употребленный у LXX-u глагол στησεν (славянское – постави), может приниматься в более широком значении «поместил, положил» (Vulg. – posuit). Соответствующий ему в данном случае еврейский глагол яцаг, в понятии выражаемого им действия, не содержит никакого признака, который указывал бы на предмет твердый и сохраняющий вертикальное положение. В той же книге Судей глагол яцаг употребляется в словах Гедеона ( Суд.6:37 ): «вот я расстелю (мацциг) на гумне стриженную шерсть (руно)». Следовательно, подлинник не дает никакого права находить здесь намек на постановку статуи. Выражение «и стали израильтяне блудно ходить туда за ним» также не вынуждает к предположению о поклонении идолам. Понятие блужения обнимает собой все виды уклонений от законного служения Иегове, а не исключительно один вид – служение чуждым Богам. В книге Левит ( Лев.20:6 ) Иегова говорит народу израильскому: «если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу». Волхвования и вызывания мертвых, как показывают многие места исторических книг Ветхого Завета (напр., повествование об Аэндорской волшебнице) и писания пророков, не соединялись необходимо с уклонением вслед чужих богов. Следовательно, незаконный культ, самочинно введенный Гедеоном, священный писатель мог назвать блужением, хотя бы он не был идолослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Поселившись в Лаисе, они поставили эти вещи у себя в главном городе, называвшемся Даном, а левита, Ионафана, который оказался внуком Моисея, поставили священником. Из рода его происходили у них и другие священники. «И имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме», замечает писатель книги судей ( Суд. 18:30–31 ). Этот случай был не единственный. Гедеон, после победы над мадианитянами, из серег, которые надавали ему евреи из взятой добычи и которые, как и теперь у некоторых диких народов, имели священное значение, сделал ефод и «положил его в своем городе Офре, и стали все израильтяне блудно ходить туда за ним» ( Суд. 8:23–26 ). В культе Данитян и Гедеона упоминаются следующие священные принадлежности: истукан (песел), литый кумир (массека), терафим и эфод. Истукан (песел от отрывать, отрезать) был вытесан из камня или дерева, по примеру ханаанских идолов (Исх. 34:1, 4. Втор. 7:5, 25; 10:3 ). Из книги Судей ( Суд. 18:30 ) видно, что песел или истукан был первой и необходимой принадлежностью культа данитян. В каком отношении он находился к литому кумиру (массека), был-ли его основанием, как некоторые предполагают, это неизвестно 223 . Гораздо правдоподобнее предполагать, что песел был вытесанным камнем или небольшой колонной, посвященной Иегове, в виде бетиля. Такие камни и колонны, как известно, были в большом употреблении у ханаанских народов и были символами божества. Поставленный впоследствии Соломоном при храме две колонны Воаз и Иахин имели связь с этими священными принадлежностями культа данитян. Что касается литого кумира (массека от лить), то, как видно из различных мест Библии, где встречается это слово, так часто назывался идол, имевший форму тельца и считавшийся символом Иеговы ( Исх. 32:4, 8 ; Втор. 9:12, 16 ; 3Цар. 14:9 ; 4Цар. 17:16 ). Естественнее всего предполагать, что и в данном случае массека есть название такого-же идола. Поставленный данитянами в городе Дане этот идол оставался здесь очень долгое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Пророк, покорный воле Божией, нарушает обыкновение и в течении трех лет ходит «нагим и босым» (ср.ст.3). Не могло быть странным, что Господь дал такое повеление пророку: необычайный поступок пророка не оскорблял чувство стыда его современников. Вообще говоря, ходить в одной сорочке считалось неприличным, постыдным, но, по необходимости, в разных обстоятельствах, евреи иногда ходили без верхней одежды ( Исх.12:34 ). И пророк Исаия не был совершенно обнаженным, он снял только «вретище с чресл своих». Со времен Самуила, пророки имели обыкновение, вместо верхней одежды, покрывать себя еще «вретищем». Это был широкий плащ из жесткой, иногда власяной, ткани, так называемая милоть. В этой одежде пророки являлись к народу, но дома оставались и без неё. Так о царе Сауле говорится, что он пророчествовал «нагой», т.е. без царской мантии ( 1Цар.19:24 ). О царе и пророке Давиде также говорится, что он, при перенесении ковчега завета на Сион, скакал и играл «нагим», но не в полном значении этого слова: он «был одет в виссонную одежду, на нем был еще и льняной эфод» ( 2Цар.6:20 ; 1Пар.15:27 ) 44 . Так и относительно пророка Исаии надо понимать, что он, вопреки пророческому обыкновению, ходил только в одном нижнем платье – хитоне, без верхнего – без мантии или милоти. Притом пророк ходил и босым – без «сандалий» (обыкновенная кожаная обувь, состоящая из одних подошв, прикрепляемых ремнями к голени ноги). И этого было вполне достаточно для цели – предызобразить народу предстоящую судьбу Египтян и Эфиопов. 3–4. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. (И рече Господь: якоже ходил раб мой Исаиа наг и бос три лета, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и ефиопляном: яко такожде отведет царь Ассирийск плен Египетск и ефиопск, юношы и старцы, наги и босы, откровены во стыдение Египту).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

С этим политическим тактом он соединял, где нужно, и непоколебимую твердость. Жители городов Сокхофа и Пенуела, вместо того, чтобы присоединиться к нему, даже отказали ему в жизненных припасах, когда он нуждался в них во время преследования остатков мадианитского войска. Этот отказ доказывал, что к бедствию остальных израильтян они относились совершенно безучастно, или скорее то, что они трусливо опасались, как бы мадианитяне, в поражение которых они не верили, не заставили их после дорого заплатить за ту помощь, которую бы они могли оказать своим братьям. Что собственно служило для них побуждением, – неизвестно, но во всяком случае теперь необходимо было напомнить различным коленам о тех узах, которые должны были соединять их между собою, жестоко наказав за это равнодушие и этот преступный эгоизм тех, которые не хотели сделать ни малейшей жертвы в пользу общего блага. Гедеон действительно жестоко наказал их: он разрушил башню Пенуельскую и истребил ее жителей; главнейших представителей семейств Сокхофа он также предал мучительной смерти, подвергнув их наказанию «терновником пустыни и зубчатыми молотильными досками» 751 . Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, и благодарные израильтяне сказали Гедеону: «владей нами ты, и сын твой, и сын сына твоего; ибо ты спас нас из руки мадианитян». Но мужественный освободитель страны был доволен сознанием исполненного долга и скромно отказался от предложенной ему наследственной власти, ответив израильтянам: «ни я не буду владеть вами, ни сын мой не будет владеть вами; Господь да владеет вами», Он удовольствовался только частью военной добычи (в 1,700 золотых сиклей, кроме пряжек, пуговиц и пурпурных одежд с мадиамских царей, и кроме золотых цепочек с шеи верблюдов их). К сожалению, он имел неосторожность сделать из этой добычи эфод или священническую ризу, и суеверный народ, придав ей магическое значение, «стал блудно ходить туда за ним», совершая нечто в роде идолопоклонства. Впрочем, земля покоилась сорок лет, и сам Гедеон мирно дожил до глубокой старости, оставив от своих многих жен семьдесят сыновей и, главнее всего, ту добрую славу, которая дала ему впоследствии великую честь быть записанным в число славнейших героев веры ( Евр. 11:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

С этою целию он решил перенести главную святыню народа – ковчег завета в Иерусалим, чтобы сделать свою столицу объединяющим центром страны не только в политическом, но и религиозном отношении 169 . Ковчег завета со времени возвращения его от филистимлян находился в Кириафиариме. Давид отправился туда во главе 30 000 избранных мужей. Для ковчега была приготовлена новая колесница, на которой он торжественно был двинут в путь. Два сына Авинадава, в доме которого доселе находился ковчег, везли его в торжественном шествии народа, выражавшего свою восторженность музыкой и священными песнями. Но смерть Озы, одного из сыновей Авинадава, однако же показала, что для святыни требовался другой способ передвижения, именно на раменах левитов и священников. После трехмесячного пребывания в Гефе, ковчег вновь был двинут в путь и с торжеством несен был первосвященниками от обеих линий Ааронова священства. Чрез каждые шесть шагов царь приносил жертвы; самое шествие сопровождалось восторженным пением, музыкою и ликованием. Сам Давид, одетый в простой священнический льняной эфод, увлеченный чувством религиозного восторга, «скакал из всей силы пред Господом», изливая свою восторженность в дивных псалмах, смешивавшихся с песнями левитов, радостными кликами народа и торжественными звуками труб, кимвалов и арф. На Сионе для ковчега была приготовлена новая скиния (старая оставлена была в Гаваоне, так как, наверное, успела значительно обветшать и повредиться от времени): там Давид принес всесожжения и жертвы мирные и, «благословив народ именем Господа Саваофа, он раздал всему народу – как мужчинам, так и женщинам – по одному хлебу, и по куску жареного мяса, и по одной лепешке и по кружке вина каждому» в память этого великого события. Но вечною памятью о нем оставались те псалмы, которые составлены были Давидом по случаю великого торжества. При самом поднятии ковчега для перенесения его в Иерусалим составлен был и пелся псалом 67, начинающийся словами: «Да восстанет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

С этою Целью он решил перенести главную святыню народа, ковчег завета, в Иерусалим. Ковчег завета, со времени возвращения его от филистимлян, находился в Киргаф-Иариме. Давид отправился туда во главе тридцати тысяч избранных мужей. Для ковчега была приготовлена новая колесница, на которой он торжественно был двинут в путь. Два сына Авинадава, в доме которого доселе находился ковчег, везли его в торжественном шествии, выражавшем свою восторженность музыкой и священными песнями. Но смерть Озы, одного из сыновей Авинадава, однако же показала, что для святыни требовался иной способ передвижения, именно на раменах левитов и священников. После трехмесячного пребывания в Гефе, ковчег вновь был двинут в путь и с торжеством несен был первосвященниками от обеих линий Ааронова священства. Чрез каждые шесть шагов царь приносил жертвы; самое шествие сопровождалось восторженным пением, музыкою и ликованием. Сам Давид, одетый в простой священнический льняной эфод, увлеченный чувством религиозного восторга, «скакал из всей силы пред Господом», изливая свою восторженность в дивных псалмах, смешивавшихся с песнями левитов, радостными кликами народа и торжественными звуками труб, кимвалов и арф. На Сионе для ковчега была приготовлена новая скиния (старая оставлена была в Гаваоне, так как, наверное, успела значительно обветшать и повредиться от времени): там Давид принес всесожжения и жертвы мирные и, «благословив народ именем Господа Саваофа, он роздал всему народу – как мужчинам, так и женщинам – по одному хлебу, и по куску жареного мяса, и по одной лепешке и по кружке вина каждому» в память этого великого события. Но вечною памятью этого события остались те псалмы, которые составлены были Давидом по случаю великого торжества. При самом поднятии ковчега для перенесения его в Иерусалим составлен был и пелся псалом 67, начинающейся словами: «Да восстанет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его». При вступлении ковчега в крепость Сионскую пелся псалом 23, в котором на самый момент вступления указывает восторженное обращение к вратам крепости: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы!» В этом псалме Иегова прославляется как царь славы, который наконец завершил победу над языческими врагами своего народа и водворился на Сионе, откуда Он покорит Себе весь Мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Сам Давид был впереди левитов. Он был одет в виссонную одежду и в льняной эфод 1 . В священном восторге, под звуки священной музыки, он скакал и плясал перед ковчегом. Когда шествие входило в Сион, из дворца смотрела на него Мелхола, жена Давидова, и укорила мужа в сердце своем за его пляску. Ковчег был принесен в скинию и поставлен на свое место. Перед святилищем принесены были мирные и благодарственные жертвы. Народу были розданы от царя хлебы, и жареное мясо, и печенье. С радостью все разошлись по домам. Когда Давид возвратился во дворец, его встретила Мелхола и сказала с укоризной: – Вот как отличился ныне царь Израилев: перед рабынями плясал, словно какой-нибудь пустой человек! На это Давид ответил гордой женщине: – Перед Господом играть и плясать буду! Он поставил меня вождем над Израилем. Перед Ним еще более уничижусь, и сделаюсь ничтожнее в глазах моих. III Давид почти все царствование свое провел в войнах. Бог помогал ему, и он покорил и усмирил все Хананейские народы, взял их земли, и сделал свое царство обширным и знаменитым. И, когда наступил мир, Давид задумал великое дело во славу Божию: вместо скинии, он решил построить великолепный храм в Иерусалиме, в Сионе. В то время, жил в Израиле богоугодный человек, пророк Нафан. Давид призвал к себе пророка Божия и сказал ему: – Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. Пророк Нафан сказал на это царю: – Все, что есть у тебя на сердце, иди, делай, ибо с тобою Господь. Но в ту же ночь было пророку Нафану, от Бога, откровение: – Пойди, скажи рабу Моему Давиду: «не ты построишь Мне дом для обитания, ибо ты вел большие войны, и много пролил крови пред лицом Моим. Но, когда исполнятся дни твои, и ты почиешь со отцами твоими, Я восставлю после тебя Семя твое. Он построит Мне дом, и утвержу престол Его на веки. Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном. Я поставлю Его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол Его будет тверд вечно». Пророк Нафан передал царю Давиду эти слова Божии. И возрадовался Давид великой радостью, услышав от пророка эти слова. Он уразумел в этих словах завет Божий и обетование о Спасителе: что Спаситель произойдет из дома Давидова, что Он будет сын Давидов и Сын Божий, что Он устроит для людей царство вечное и уготовает Дом Божий на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, и благодарные израильтяне сказали Гедеону: «владей нами ты и сын твой, и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки мадианитян». Но мужественный освободитель страны был доволен сознанием исполненного долга и скромно отказался от предложенной ему наследственной власти, ответив израильтянам: «ни я не буду владеть вами, ни сын мой не будет владеть вами; Господь да владеет вами». Он удовольствовался только частью военной добычи (в 1700 золотых сиклей, кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд с мадиамских царей и кроме золотых цепочек с шеи верблюдов их). К сожалению, он имел неосторожность сделать из этой добычи эфод или священническую ризу, и суеверный народ, придав ей магическое значение, стал «блудно ходить туда за ним», совершая нечто вроде идолопоклонства. Впрочем, земля покоилась сорок лет, и сам Гедеон мирно дожил до глубокой старости, оставив от своих многих жен семьдесят сыновей, и, главнее всего, ту добрую славу, которая дала ему впоследствии великую честь быть записанным в число славнейших героев веры ( Евр. 11:32 ). По смерти Гедеона, жестоковыйный и неверный народ опять «стал блудно ходить во след Ваалов», забыл своего Господа Бога, который избавлял его от окружающих врагов, и даже «дому Гедеонову не сделал милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю». Наступили смуты, и этим думал воспользоваться побочный сын Гедеона, от его сихемской наложницы, Авимелех, и решил присвоить себе царскую власть, от которой отказался сам Гедеон 135 . Войдя в соглашение с родственниками своей матери, он собрал войско, напал на Офру, где жили сыновья Гедеона, и, избив их, добился затем провозглашения себя царем. Из семидесяти сыновей Гедеона спасся только один младший сын Иофам. С вершины Гаризима, высившегося над городом Сихемом, он обратился к вероломным жителям с обличительной притчей, в которой под видом дерев, избиравших себе царя, изобразил несправедливость народа и коварство Авимелеха: смоковница и виноградная лоза отказались принять на себя царское достоинство, а колючий репейник сразу принял предложение и приглашал всех покоиться под своею тенью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010