8:20,21. Казнь царей. Казнь мечом могла быть очень длительной и болезненной, если тот, кто приводил ее в исполнение, не знал, куда ударять, или был слишком слаб и не уверен в себе, чтобы вонзить меч в человека. Хотя Гедеон оказал своему сыну честь, легко понять, почему цари предпочли, чтобы это было сделано опытной и умелой рукой. 8:21. Пряжки на шеях верблюдов. Предполагают, что это были изображения лунного серпа. Подобные украшения найдены в раскопках Tell al-Ajjul. Такую же форму обычно имели серьги, образцы которых найдены в Tell el-Fara и Tell Jemmeh. 8:26. Тысяча семьсот сиклей. В Быт. 24сказано, что вес золотой серьги составляет полсикля. Если эти серьги были такого же размера, то тысяча семьсот сиклей (более 42 фунтов золота) – вес трех тысяч четырехсот серег. 8:27. Золотой эфод. В Израиле эфод был принадлежностью облачения первосвященника (см. коммент. к Исх. 28:6–14 ), а в Египте и Месопотамии – элементом одежды высокопоставленных жрецов и украшением статуй богов. В Исх. 39показано, каким образом из золота вытягивалась нить, которая вплеталась затем в ткань эфода. Очевидно, эфод Гедеона также был изготовлен из золотых нитей, а не из чистого золота. Учитывая, что Гедеон был удачлив в получении оракулов (6:30–36) и что эфод тесно связан с оракулами (в нем хранились урим и туммим; см.: Исх. 28:30 ; 1Цар. 30:7,8 ), можно предположить, что этот эфод предназначался для получения оракулов. Вероятно, люди, желавшие задать вопрос божеству, приходили к эфоду и за определенную плату получали ответ (с помощью Гедеона и членов его семьи). 8:30. Семьдесят сыновей, много жен. Жены древнего правителя олицетворяли его политические союзы. Города-государства, племена и народы, желавшие вступить в союз с каким-нибудь могущественным правителем или попасть под его покровительство, скрепляли договор, отдавая сюзерену в жены девицу из наиболее влиятельного семейства. Это было проявлением преданности со стороны вассалов, у которых отныне появлялась личная заинтересованность в поддержке правящей династии. Множество сыновей свидетельствовало о силе рода, ибо в таком случае ему не грозило вымирание. Для правителя это имело большое значение, так как члены его рода занимали ключевые посты в государстве. С теоретической точки зрения, большая семья была гарантией благополучия династии в будущем. Некоторые исследователи полагают, что «семьдесят» – это условное обозначение некоего большого числа. Помимо нескольких примеров в Библии, в угаритском мифе о Ваале говорится о семидесяти сыновьях Асират (Ашеры), а в хеттском мифе об Элькунирши Ваал хвастается тем, что убил 77 (88) детей Ашерту (Ашеры).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В то же время стих: «без ефода и терафима» ( Ос. 3, 4 ) имеет два толкования. Первое говорит: «Не будет ни царя, ни князя в Израиле, ибо Господь не избрал царя не из рода Давида», почему и сказано далее: «и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего». Далее: «не будет ни жертвы, ни статуи», то есть для идолослужения, «не будет эфода», конечно, потому, что служители Ваала делали эфод, подобный эфоду Моисея, так что сказано (какой-то эфод), а не (тот самый эфод), как в этом месте (принеси эфод – 1Цар. 23:9 ). Итак, , эфод не следует понимать, как сказанное о том эфоде, который сделал Моисей, как я в своем месте покажу самыми надежными рассуждениями, если будет угодно Богу Другое толкование состоит в том, что они не почитали ни Бога, ни идолов. Лаван же назвал терафимов , «своими богами». Некоторые говорят, что Рахиль украла их (т. е. терафимов), чтобы отстранить от своего отца идолов. Но если так, почему забрала их с собой, а не спрятала по дороге? Скорее, Лаван, отец ее, был знатоком звезд, и она боялась, как бы он, посмотрев на звезды, не узнал, куда они побежали (лат.) 359 150i Леви бен Гершон (     , Р а ЛБ а Г (­ Рабби Леви Бен Гершон), Герсонид, Maestre Leo de Bagnols, Magister Leo Hebraeus, Gersonides; 1288–1344) – средневековый еврейский философ, математик, астроном и экзегет. 360 98s Терафим – это изображение в форме человека, как видно из рассказа о Мелхоле, дочери Саула. Это изображение делали в определенное время, в тот самый момент, когда появляется возможность гадания по изображениям, и верили, будто оно говорит тихим голосом, как бы само с собой, о будущих делах, которыми занято его сознание. Однако это изображение (или статуя) не говорило – что невозможно, поскольку речь может возникать только в тех органах, которыми Бог снабдил естество (лат.). 361 151i Моисей Маймонид (     , Р а МБ а М (­ Рабби Моше Бен Маймон), Муса ибн-Маймун; 1135–1204) – крупнейший средневековый еврейский философ. Среди сочинений Маймонида нет библейских комментариев, но в целом в его творчестве библейской экзегезе отведено значительное место, поэтому ссылку на комментарий к Быт. 31, 19 , заимствованную автором из «Лексикона» Буксторфа, уточнить затруднительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

28:6–14. Эфод. Важнейшим элементом облачения священника был эфод, который представлял собой либо короткую полотняную накидку, либо передник, закрепленный на плечах и на талии. На его значение указывает использование пряжи всех пяти цветов, а также золотая филигрань и резные камни. Имена двенадцати колен, вырезанные на этих камнях, служили постоянным напоминанием, что первосвященник представляет перед Богом весь народ. Упоминание эфода в связи с идолами и отступлением от истинного вероисповедания в последующем повествовании ( Суд. 17:5; 18:17–21 ) указывает на то, что этот предмет облачения был заимствован из Месопотамии, где его либо носили жрецы, либо использовали для обряжения идолов. Наперсник (28:15), урим и туммим (28:30) и эфод использовались для предсказания будущего ( 1Цар. 23:9–11 ). Таким образом, облачение первосвященника способствовало постижению Божьей воли. 28:15–30. Наперсник. Изготовленный из того же материала, что и эфод, квадратный нагрудный карман со стороной в 9 дюймов был образован посредством сгибания. Затем этот наперсник надежно прикреплялся к эфоду с помощью золотых цепочек и голубых шнуров, соединяющих кольца наперсника с кольцами эфода на плечах и на поясе. В золотые гнезда наперсника были вставлены двенадцать полудрагоценных камней – в четыре ряда по три камня в каждом (ср. с перечнем драгоценных камней в Иез. 28:13 ). На каждом камне было вырезано имя одного из колен Израилевых, что служило для всех (включая Бога) дополнительным напоминанием о роли первосвященника в качестве представителя народа. В кармане, у самого сердца первосвященника, возлежали урим и туммим. Эти предметы, как и сам наперсник, использовались как приспособления для выяснения Божьей воли. На древнем Ближнем Востоке считали, что камни (в том числе разнообразные драгоценные камни) имеют свойство отвращать беду. В ассирийском руководстве VII в. – до н. э. содержится перечень различных камней и их «способностей», начиная с умиротворения разгневанного божества и кончая предотвращением мигрени. В одном ритуальном тексте перечислены двенадцать драгоценных и полудрагоценных камней, которые могут служить талисманом, если носить их как ожерелье.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21:9. Позади эфода. Как явствует из описания в Исх. 28:6–14 , эфод был элементом облачения первосвященника. На древнем Ближнем Востоке эфод использовали для облачения статуи божества. Поскольку статуя здесь не упоминается, можно предположить, что эфод висел на какой-то подставке (объяснение, применимое также к эфоду Гедеона в Суд. 8:27 ). Поскольку о ковчеге по-прежнему ничего не сообщается, можно сделать вывод, что эфод стал главной святыней святилища. Поэтому рядом с ним могли храниться такие трофейные реликвии, как меч Голиафа (подобно ковчегу, помещенному в храм Дагона, см. коммент. к 5:2). 21:10–15 Давид и Анхус 21:10. Анхус. Этот царь не упоминается в небиблейских источниках, но существование у филистимлян царского имени «Анхус» подтверждается документами более позднего времени. Ассирийские анналы VII в. до н. э. сообщают об Ikausu, сыне Padi, царе Экрона. Ikausu – то же, что и Анхус, сын Пади, упоминаемый в надписи этого периода, найденной в Экроне (Tell Miqne). 21:10. Почему Давид пришел в Геф? Несмотря на то что Геф находился более чем в 20 милях от Номвы, это был ближайший из главных филистимских городов. По всей вероятности, Давид намеревался предложить себя филистимлянам в качестве наемника. Следовало ожидать, что они радушно встретят такого прославленного воина и обрадуются возможности заполучить его в свои ряды, вместо того чтобы сражаться с ним. Кроме того, преданность Давида давала им шанс напасть на Саула и посадить Давида на престол Израиля в качестве своего ставленника. Все это убеждало в том, что филистимляне должны принять Давида с распростертыми объятиями, однако он не учел некоторые существенные обстоятельства. 21:11. Песнь. О том, что Давид – прославленный воин и враг филистимлян, Анхусу напомнили его советники. Призывая своего господина не верить Давиду, они приводят слова песни, впервые прозвучавшей в 18:7. Песнь, прославляющая Давида, приобрела характер национального гимна и свела на нет все блестящие возможности, которые, как надеялся Давид, рисовались в воображении филистимлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:13. Вилка. Образцы вилок с тремя зубьями были раскопаны археологами в Газере. У этих бронзовых вилок, датируемых периодом поздней бронзы, короткие ручки и длинные прямые зубья. В староассирийских текстах вилки обозначаются таким же словом. 2:13–16. Поведение священников. Принятые в Силоме нормы поведения священников противопоставляются в тексте бесчинствам сыновей Илия, но и те и другие противоречат нормам, предписанным в Пятикнижии (см.: Лев. 7:30–34 ). Пятикнижие четко регламентирует, какие части жертвенного мяса составляют долю священников. В Силоме же священники привыкли брать любые части мяса прямо из котла, а сыновья Илия даже настаивали на своем праве брать все, что пожелают. Допускавшиеся ими нарушения ритуала состояли в следующем: 1) присвоение лучших частей мяса; 2) предпочтение жареного мяса вареному; 3) противодействие сжиганию тука на жертвеннике ( Лев. 3:16; 7:25 ). 2:18. Льняной эфод. Льняной эфод – принадлежность священнического облачения (см.: 2:28), следовательно, Самуил стал учеником священника. Эфод, вероятно, представлял собой род передника, сшитого из льняного полотна, но у первосвященника он был заткан золотой нитью. 2:19. Верхняя одежда, приносимая матерью Самуила. Одежда, о которой говорится в этом стихе, также является священническим облачением (см.: Исх. 28:31–34 , «риза»), но это же слово встречается в описании одежды царей, пророков, Иова и его друзей и даже Бога. Как правило, она была отделана узорчатой каймой, служившей отличительным признаком знати. 2:22. Женщины у входа в скинию собрания. На древнем Ближнем Востоке многие женщины состояли при храмах, исполняя самые разнообразные функции. Это были служанки и жрицы, девственницы, давшие обет безбрачия, и храмовые блудницы, женщины, совершавшие временное служение по обету, и женщины, посвятившие служению всю свою жизнь. Поэтому определить характер служения упоминаемых здесь женщин затруднительно. Обвинение сыновей Илия в разврате указывает на то, что эти женщины либо участвовали в каком-то богоугодном деле, либо были девственницами. Следует отметить, что мы не располагаем сведениями о религиозно обоснованном обете безбрачия в Израиле, а в тексте не говорится о том, что эти женщины были девственницами. Дополнительную информацию см. в коммент. к Суд. 11:39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:22. Нехватка оружия. Этот стих подтверждает, что израильтянам не разрешалось изготовлять ни железное, ни бронзовое оружие. Можно сделать вывод, что господство филистимлян в этом регионе привело к конфискации оружия, а запрет на его производство вынудил израильтян пользоваться самым примитивным оружием. 13:23–14:48 Победа при Михмасе 13:23. Переправа Михмасская. Стратегически важная переправа через глубокое ущелье вади Swenit, позволяющая проникнуть в регион Иерусалима с севера. Дополнительную информацию о Михмасе см. в коммент. к ст. 2. Передовой отряд филистимлян вышел из стана и подошел к ущелью, отделявшему Михмас от Гивы и стана израильтян. Это место было окружено горами, образующими северный берег вади. Михмас был неприступен, если не считать переправы, соединяющей его с Гивой. 14:1,6,17. Оруженосец. Оруженосец Ионафана был не просто носильщиком военного снаряжения, а помощником и боевым товарищем своего господина. Ближайшей параллелью в древней ближневосточной литературе является член экипажа колесницы, который держит щит. 14:2. «Гранатовое дерево» в Мигроне. Хотя некоторые комментаторы истолковывают «Мигрон» как гумно, другие полагают, что это древнее название вади es-Swenit. В одной миле к востоку от Гивы находилась гора Риммой («гранатовое яблоко»; см. коммент. к Нав. 20:45 ) с большой пещерой, которая, возможно, служила ставкой Саула. С другой стороны, между Гивой и вади Swenit действительно находится древнее гумно, а угаритские тексты сообщают, что царь Даниэл принимал народ на гумне. Однако, учитывая, что гумно представляет собой открытую площадку, следует признать, что такое толкование не удовлетворяет данному контексту. 14:3. Эфод. В Израиле эфод был принадлежностью облачения первосвященника (см. коммент. к Исх. 28:6–14 ), а в Египте и Месопотамии – элементом одежды высокопоставленных жрецов и украшением статуй богов. Эфод использовался для получения оракулов (в нем хранились урим и туммим; см. коммент. к Исх. 28:30 ). 14:4,5. Боцец и Сене. Недалеко от переправы, на южном берегу вади Swenit, где горы становятся выше, находится небольшое селение Khirbet el-Miqtara. Здесь встречаются скалы, взобравшись на которые можно осмотреть местность, оставаясь незамеченным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

одежды. О таком суеверии ясно свидетельствует история Гедеона. Этот поборник Иеговы, разрушивший жертвенник Ваала, бывший у отца его и срубивший священную ашеру (рощу), находившуюся при этом вааловом жертвеннике ( Суд.6:25 и д.), велел однако сделать себе золотой Эфод и положил его в своем отечественном городе, Офре ( Суд.8:24 и д.). И этот Эфод Гедеонов был только подражанием первосвященническому нарамнику, и Гедеон, приказывая сделать его для себя, рассчитывал на то, что при помощи этой святыни, он будет иметь возможность узнавать в своем отечественном городе волю Бога нации, Иеговы. В этом случае Гедеон поступал точно так же, как «если бы кто, из желания скопировать католическое служение миссы, заказал бы изготовить для себя облачение, употребляемое при этом служении» (Винер R. W. I, стр. 333). Что Эфод Гедеонов, будучи подражанием первосвященническому Эфоду, не был идольским (Гезениус, Фатке), это дает ясно понять и сам повествователь из того, что в 8:33 он свидетельствует, что служение Ваалу снова было введено в народе Израильском только по смерти Гедеона. Тем не менее это был культ беззаконный; он омрачал чистое служение Иегове и но этой причине довел Гедеона и его дом до падения ( Суд.8:27 ). Что же касается образа Иеговы, то его Гедеон, по всей вероятности не ставил: в противном случае повествователь библейский передал бы об этом с такою же точностью, как и в разсказе о Михе. – Совершенно безосновательно предположение Берто, что Гедеон, подобно Иеровоаму, учредил у себя формальное поклонение тельцу (zu Richt, 8, 27, стр. 134). Даже и песел Михи не был изображением тельца, но без всякого сомнения представлял собою человекоподобное изображение Иеговы; и самое учреждение песела так же вызвано было желанием иметь поблизости национального Бога в его изображении для домашнего богослужения. Слч. еще Гентсгенберга. Beitr. III, стр: 94 и д. и Chrismol. I, стр. 322 и д. 727 Различные мнения о цели и значении этого символа см у Куртца, Gesch. d. А. В. II, стр. 428 и д. 728 Недурно по этому поводу замечает Штур: «в служении Иеговы и служении Ваалу при национальной замкнутости исторически развивалась жизнь по противоположным полюсам, жизни по духу и жизни по плоти» (die Religions–Système der heidn.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

2:15. Долина Ахор. Когда Ахан взял из заклятого (herem) во время завоевания Иерихона, его вместе со всей семьей забили насмерть камнями в долине, которая стала с тех пор известна как долина Ахор ( Нав. 7:25,26 ). Она расположена на северной границе удела колена Иуды ( Нав. 15:7 ), современная область El Buque " ah. Осия упоминает об этой «долине печали», желая подчеркнуть, что даже если такое зловещее место может быть преобразовано, то и отношения Гомери/Израиля с Осией/Яхве также будут восстановлены. 3:1–5 Осия выкупает свою жену 3:1. Виноградные лепешки. См. коммент. к Иер. 44о сладких пирожках (с начинкой из фиг или фиников), которые приносили месопотамским богам. Использованное здесь древнееврейское слово вызывает затруднения в переводе. Некоторые комментаторы полагают, что имеются в виду кувшины с вином, а не выпечка с изюмом. В любом случае в качестве приношений использовали плоды виноградной лозы. 3:2. Точные цены. Если к цене за ячмень прибавить 15 сиклей серебра, то можно сосчитать, что всего Осия заплатил около 30 сиклей серебра. Такую сумму платили в качестве компенсации за потерю раба в Исх. 21:32 . Поскольку положение, в котором находилась Гомерь, неясно, то невозможно точно определить, почему Осия заплатил именно эту сумму. По законам Среднеассирийского царства, однако, муж мог выкупить жену в ситуации, которую она сама разрешить не могла (напр., заплатить ее долг). 3:4. Жертвенник ( в оригинале – «священные камни»). См. коммент. к Исх. 23и Втор. 7:5 , где говорится об использовании священных камней и рощ богини Ашеры как неотъемлемых элементах хананейского культа и идолопоклонства израильтян. Священные камни традиционно использовались в ритуале поклонения Яхве, по крайней мере в период разделенного царства (см.: Ис. 19:19 ). Однако, когда настало время разрушения, эти культовые символы, так же как и цари, не получили слова поддержки от Яхве (см.: Втор. 16:22 ). 3:4. Ефод и терафим. Жертвы и священные камни использовались как средства поклонения божеству. Эфод и терафим служили для вопрошания божества. Эфод составлял часть одежды священника (см. коммент. к Исх. 28:6–14 ), а в Египте и Месопотамии в эфод облачали изваяния божества и его носили жрецы высокого ранга. См. коммент. к Исх. 28:6–14 об эфоде и его использовании в качестве инструмента познания воли Божьей. Люди, желавшие получить информацию от божества за плату, могли воспользоваться услугами специалистов в этой области. Терафимы, о которых здесь говорится (см. коммент. к Быт. 31:19 ), использовались на древнем Ближнем Востоке как средство вопрошания богов. Как и в случае со столбами (камнями), Бог не отвечал на вопросы таких гадателей. 4:1–19 Обвинительный акт за неверность Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Не только до семи раз, но до седмижды семидесяти раз ( Мф. 18, 21–22 464 ), то есть: кающемуся перед тобой прощай не только то малое, с чем он сосложился [в помыслах], 465 но и то, что осуществил [на деле]. 466 79 . Что означают литой кумир, истукан и терафин, 467 которые были сделаны при Гедеоне, и что есть серьги и мениски, из которых Гедеон сделал эфод и поставил при вратах, и стал он соблазном дому его? 468 Делающий литого кумира, по словам Писания, – это тот, кто от предвкушений [наслаждений, связанных] с внешними [вещами], формирует образы порока и от них «льет» и в дело приводит грех . Истукана делает тот, кто творит в себе страсти. Терафин же делает тот, у кого подверженность страстям вошла в характер, наподобие сосуда, ибо говорят, что терафин есть сосуд для крови жертвенных животных. То же, что Гедеон сделал из серег и менисков эфод, означает [следующее]: если кто-либо собрал от каждого из учителей по слову или учению – это и означают серьги и мениски – о каких-либо проявлениях тварного [мира], затем собрал это в единое таинственное слово созерцания 469 и выставил его на всеобщее обозрение или сохранил в книгах – это и означают врата, – то те, кто по причине младенческого ума 470 не могут помыслить тайну и единство слова, соблазняются об изрекшем [это слово] учителе. 471 80 . Что означает история о самом Гедеоне, и руно, и война с мадианитянами и прочее? 472 Агарь, служанка Сарры, понимается по отношению к чувственному восприятию; она, зачав через естественное созерцание, рождает естественный закон. 473 Если же [чувство] восстает против ума, как та [Агарь] против Сарры 474 – Сарра ведь толкуется [как] «начальствующая» 475 – то прогоняется чувственное восприятие и ум зачинает Исаака 476 – духовный закон, от которого [происходит] Израиль, то есть ум, видящий Бога. 477 Он-то, после того как деспотически управляется мадианитянами, то есть блудом, предается по попущению [Божию на] семь лет, то есть на страсти, [порождаемые] временным и преходящим. 478 И сделали, – говорит Писание, – сыны Израилевы в горах дыры и пещеры ( Суд. 6, 2 ); кажется, что воинствующий ум замышляет [понести] озлобления и труды, но делая это без ведения, трудится бесполезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Так, об Ииуе ( 4Цар. 10:19–28 ) говорится, что он ревностно уничтожал идолослужение среди Израиля, но в 29 стихе той же главы о нем говорится: «Впрочем от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля во грех , от них не отступил Ииуй – от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане». Первая заповедь десятословия была направлена против идолопоклонства в первом, вторая – во втором смысле. 223 Берто (D. B. d. R. 199) несправедливо считает песел принадлежностью эфода, для которого он будто бы заменял урим и тумим: песел был сделан прежде эфода ( Суд. 18:4 ). Книга Суд. 18: 18 , где по-видимому являются принадлежностью эфода, исправляется сирским чтением: а также греч. LXX: κα λβοντο γλπτν κα το φδ κα θεραφν κα το χωνευτυν. Здесь эфод и истукан ясно различаются между собой. Еврейское чтение могло произойти от того, что выпало перед. Таргум Ионафана, правда, следует еврейскому чтению масоретов, но в других местах книга Судей эфод и песел различаются ( Суд. 14:17, 20 ). 225 Слова, сказанные им народу, предлагавшему ему царскую власть: «Господь да владеет вами», показывают в Гедеоне сознание того, что единый Царь народа есть Иегова, сильную веру в Которого Гедеон обнаружил во всей своей деятельности. Ап. Павел называет его образцом верующих ( Евр. 11:32–33 ). 226 Временем описываемых здесь событий приличнее всего признать время после свержения мадиамского ига. Это видно из сопоставления книги Судей с книгой Руфь. Как там ( Суд. 6:3 ) так и здесь ( Руф. 1:1 ) описывается большой голод, происходивший, вероятно, не от неурожаев, потому что такой не миновал-бы и земли моавитской, а от чего-то другого, очевидно от набегов мадианитян, которые простирались гораздо дальше Вифлиема, откуда происходил Елимелех ( Суд. 6:4 ; Руф. 1:2 ). Спустя 10 лет, Ноеминь узнает, что «Господь посетил Свой народ» ( Руф. 1:4, 6 ), и возвращается в отечество. Семь лет продолжалось мадиамское иго, да еще несколько лет должно было пройти после свержения его – для того, чтобы страна, когда возвратиться в прежнее цветущее состояние, – это и составит 10 лет пребывания Ноемини в моавитской земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010