Ссылку на эфод, сделанный из серебра Михою, следует признать прямо недобросовестной. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать четыре-пять строк из 17-й главы, где говорится об устройстве принадлежностей святилища Михи ( Суд.17:4–5 ): «Мать (Михи) взяла двести сиклей серебра, и отдала их плавильщику. Он (плавильщик) сделал из них истукан и литой кумир, который и находился в доме Михи. И был у Михи дом Божий. И сделал он (уже не плавильщик, а Миха) эфод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтобы он был у него священником». Из серебра, таким образом, сделаны были только истукан и литой кумир, а не эфод. Неоднократное упоминание эфода вместе с истуканом, терафимом и литым кумиром в 18-й главе вполне естественно, потому что все эти предметы составляли необходимую принадлежность полуязыческого культа и все в полном составе были присвоены коленом Дановым для устройства собственного святилища. Тесная связь эфода с терафимом или терафимами объясняется не сходством их по форме, материалу и пр., а сходством по употреблению и назначению. Эфод был одним из предметов, при помощи которого Израильтяне узнавали волю Божию; так в 30-й главе 1-й книги Царств читаем: «Давид укрепился надеждою на Господа Бога своего и сказал Давид Авиафару, священнику, сыну Ахимелехову: принеси мне эфод; и принес Авиафар эфод к Давиду. И вопросил Давид Господа, преследовать ли мне это полчище, и догоню ли их? И сказано ему: преследуй» ( 1Цар.30:7–8 ). Как именно по эфоду узнавали волю Божию – это до сего времени остается невыясненным, и решение этого вопроса связано с пониманием загадочного урим и туммим). Для той же цели, употреблялись и терафимы. Пророк Захария ( Зах.10:2 ) замечает, что терафимы израильского народа говорят пустое, утешают пустотою. По изображению пророка Иезекииля, царь вавилонский, отправляясь в поход против Иудеи, остановился на распутьи, при начале двух дорог для гадания: «трясет стрелы, вопрошает терафимов, трясет печень» ( Иез.21:22 ). Поэтому пророк Осия словами: «долгое время будут сыны израилевы оставаться без эфода и терафимов» ( Ос.3:4 ) хочет сказать не то, что не будет у них священных изображений, истуканов, а то, что они лишены будут возможности прибегать к их обычным оракулам для гадания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

По Суд.8:27 «из этого сделал Гедеон эфод» – из этого, очевидно, из золотых серег, которые были подарены ему израильтянами; следовательно, эфод был весь золотой; между тем из 39-й главы книги Исход и многих других мест закона Моисеева видно, что первосвященническая одежда того же имени была соткана из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона вместе с золотыми нитями. Вес материала, употребленного Гедеоном на изготовление эфода, не допускает мысли, чтобы это была одежда, сколько-нибудь удобная для ношения; весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было 1700 золотых сиклей. Сикль золота, который по своему весу значительно превышал сикль серебра, в настоящее время определяют приблизительно в четыре русских золотника с небольшим, или, по Риму 272 , в 16,37 грамма. Вес 1700 сиклей или всего эфода в таком случае достигает 1 пуда 28 фунтов или 33 фунтов – такой тяжести одежду трудно себе представить. Далее, по переводу LXX, который в данном случае, говорят, нужно признать правильным, эфод был не положен в Офре, родном городе Гедеона (русск. «и положили его»), а доставлен: κα στησεν ατ (т. е. φιδ) ν τ πλει ατο, или в славянском переводе: «и постави его (ефудъ) во град своемъ». «Постави» неизбежно вызывает представление не об одежде, а об истукане, кумире. «И стали все израильтяне блудно ходить туда за ним», буквально вслед его, т. е. эфода. Блудом, блудным хождением на символическом языке Св. Писания называется преступное нарушение союза и завета с Иеговой и уклонение вслед чужих богов; напр., несколько ниже, в стихе 33-м, говорится: «когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов, и поставили себе богом Ваалверифа»; то же и в бесчисленном множестве других мест. По 17-й главе книги Судей, Миха делает эфод из серебра и далее он упоминается наряду с истуканом, литым кумиром и терафимом; равным образом тесная связь эфода и терафима устанавливается у пророка Осии в словах: «долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя, без жертвы и без жертвенника, без эфода и терафима» ( Ос.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

вам делать. И пошли они и вошли в юноши Левита, в доме Мика, и приветствовали его мирно. Шестьсот вооруженных ратных мужей, что из сынов Дановых, оставались перед воротами; а пять мужей, что ходили исследовать землю, пошли и взяли изваяние и эфод и терафим и литое; священник же стоял у ворот с шестьюстами вооруженных ратников. Когда же те вошли в дом Мика и взяли изваяние и эфод и терафим и литое, — сказал им священник: что это вы делаете? — Сказали ему: тише! положи руку на уста свои и иди с нами, и будешь нам во отца и во священника. Лучше ли тебе быть священником в доме одного мужа или быть тебе священником для колена и для племени во Израиле? — И было это по сердцу священнику, и взял он эфод и терафим и изваяние и пошел среди народа. И повернули они и пошли, и послали пред собою детей и стада и лучшее имущество. И когда они отдалились от дома Мика, мужи, что в домах около дома Мика, возопили и погнались за сынами Дановыми. И кричали вслед им; они же, обративши лице свое, сказали Мика: что с тобою, что ты так вопишь? — И сказал: богов, что я сделал себе, вы взяли, и священника, и уходите, и чего же мне еще? И как же это вы говорите мне: что с собою? — И сказали ему сыны Дановы: чтобы не слышно было голоса твоего у нас! А то нападут на вас мужи с душою озлобленною и приберут душу твою и души домашних твоих. И пошли сыны Дановы дорогой своею; и убоялся Мика, ибо сильнее они его, и повернул и возвратился в дом свои. А они взяли то, что сделал Мика, и священника, бывшего у него, и пошли на Лаиш, к народу тихому и безопасному и поразили их острием меча, а город сожгли огнем. И не было им избавителя, ибо далеко он был от Цидона 114  и не имел никаких дел с людьми, а помещался он в равнине, что у Бэт-Рехоба; и выстроили они (сыны Дановы) город и поселились в нем. И нарекли имя городу Дан, по имени Дана, отца их, что родился Израилю, а в прежние времена Лаиш было имя городу. И поставили себе сыны Дановы изваяние, и Ионатан, сын Гэршома, сына Манассиина, — он и сыны его были священниками колену Данову до дня пленения земли, И держали у себя изваяние Мика, которое он сделал, все время как дом Божий (бэт-га элогим) был в Шило» (Суд. XVIII).

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Изъяснение краткого замечания книги Судей об эфоде Гедеона, предлагаемое большинством новейших экзегетов критической школы, представляет пример уклонения в другую крайность под влиянием прямо противоположной, но одинаково односторонней экзегетической тенденции. Повествование книги Судей (гл. 8) об эфоде, устроенном Гедеоном, заключается в следующем: после полного поражения Мадианитян Гедеоном и умерщвления их предводителей Зевея и Салмана израильтяне предлагают Гедеону потомственную власть над ними. Гедеон отвергает это предложение, как несогласное с идеей теократической власти Иеговы, и обращается к воинам с просьбой о вознаграждении другого рода. «И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей (ибо у неприятелей много было золотых серег, потому что они были Израильтяне). (Воины) сказали: дадим; и разостлали одежду, и бросали туда каждый по серьге из добычи своей. Весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было 1700 золотых (сиклей), кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд, которые были на царях Мадиамских, и кроме (золотых) цепочек, которые были на шее у верблюдов их». Из этого сделал Гедеон эфод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» ( Суд.8:24–27 ). В книгах Исход и Левит, Царств и Паралипоменон эфод обозначает особого покроя священное облачение, присвоенное первосвященнику и другим лицам и употребляемое исключительно при отправлении различных религиозных обязанностей. И в данном случае все древние экзегеты разумеют именно это облачение, причем вину Гедеона усматривают в устройстве независимого и самостоятельного богослужения наряду с общеизраильским законным служением Иегове при скинии, в Силоме, где находился Ковчег Завета. Большинство новейших экзегетов, исходя из желания доказать, что древнейшей и первоначальной формой богопочтения у Евреев было служение Иегове под видимыми чувственными образами, и что в эпоху Судей евреи не знакомы были с запрещениями Моисея относительно всякого рода изображений Божества, – понимают эфод Гедеона в смысле вылитого из золота изображения Иеговы в виде тельца, или человека, или того и другого вместе; некоторые (Wünsche) неудачно стараются примирить древнее христианское и иудейское толкование с новейшим, изображение в виде первосвященнической одежды с тем же направлением, т. е. в виде нарамника или фуфайки 271 . В подтверждение новейшего понимания эфода приводится множество оснований, из которых одни заимствуются из книги Судей, другие из параллельных мест в прочих книгах Ветхого Завета. Вот эти основания:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

463 Аарона брата твоего и сынов его с ним и помажь их и наполни руки их (миллэта эт-ядам) 86  и посвяти их и будут поставленными (в священники) Мне» (Лев. 30, 41). «И вот то, что ты сделаешь им, чтобы посвятить их в священники Мне: возьми тельца одного бычка (буквально: сына крупного скота — бэн-бакар) и овнов двух непорочных и хлеб пресный и пирожки пресные, смешанные с елеем, и оладьи пресные, помазанные елеем, — из муки пшеничной сделай их. И положи их в одну корзину; и (приведи) тельца и двух овнов. И Аарона и сынов его приведи к входу в шатер завета; и омой их водою. И возьми одежды и облеки Аарона в хитон и в нижний эфод и в (верхний) эфод и в нагрудник; и прикрепи его (т. е. нагрудник) на эфоде. И возложи тиару на голову его и положи венец святыни (нэзэр га-кодэш) на тиару. И возьми елей помазания (шэмэн га-мишха) и возлей на голову его и так помажешь его. И сынов его приведи и одень их в хитоны. И опояшь их поясами — Аарона и сынов его, — и надень им головные повязки 87  и будет им священство в закон вечный (ле-хукат-олам). И наполни руку Аарона и руку сынов его (т. е. уполномочь их). И приведи тельца пред шатер завета, и да возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца. И заколи тельца пред лицем Ягвэ — во входе в шатер завета. И возьми от крови тельца и положи на рога жертвенника пальцем твоим, а всю кровь вылей к основанию жертвенника. И возьми весь сальник и то, что покрывает печень и обе почки и жир, который на них, и воскури на жертвеннике. А мясо тельца и кожу его и помет его сожги огнем вне стана: жертва греха он. И овна одного возьми, и да положат Аарон и сыны его руки свои на голову овна. И ты заколешь овна, и возьмешь кровь его и покропишь на жертвенник кругом. А (тело) овна ты разделили на части его и вымоешь внутренности его и бедра его и положишь их на (прочие) части его и на голову его. И воскуришь всего овна на жертвеннике: то жертва всесожжения (ола) для Ягвэ, то запах приятного курения (ишшэ рэйах нихоах) ___________________________ 86 Наполнение рук избранными частями посвятительной жертвы в знак уполномочения.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

536 обнаруженные Давидом в его первом юношеском подвиге, когда он против копья, щита и меча положился на имя Ягвэ Цебаот и безоружный выступил в бой за Славу Израиля и Бога его, — это чисто-религиозное настроение сохранил Давид до конца рей своих, и оно-то, несмотря ни на что, сделало его неизменным избранником Божиим и навеки славным средоточием Израильской теократии. В то время как Саул, для мнимого утверждения государственного единовластия, истреблял священников и пророков, Давид, действительный основатель великого еврейского государства, не только никогда не ревновал за свою власть с представителями духовного авторитета, но во всех важных деяниях своих как до, так и после своего окончательного воцарения всегда безусловно подчинялся указаниям свыше чрез первосвященнический оракул и чрез пророческое слово. «И сказал Давид Эбиатару (первосвященнику): — останься со мною, не бойся; ибо тот покусится на мою душу, кто будет покушаться на душу твою, и будешь ты сбережен у меня. — И возвестили Давиду, говоря: вот филистимляне воюют против Кейла, и опустошают они гумна. И вопросил Давид Ягвэ, говоря: Пойти ли мне и ударить на этих филистимлян? И сказал Ягвэ Давиду: иди и ударь на филистимлян, и спасешь Кеилй,. — И сказали мужи Давидовы ему: вот мы и здесь в Иудее опасаемся: как ж® пойдем в Кеила на полки филистимские? — И обратился еще Давид вопросить у Ягвэ, и отвечал ему Ягвэ и сказал: встань, иди в Кейла, ибо Я предам филистимлян в руку твою. И пошел Давид и мужи его на Кейла, и сразился с филистимлянами, и отбил стада их, и поразил их поражением великим и спас Давид жителей Кейла. И был» как бежал Эбиатар сын Ахимэлэка к Давиду на Кейла, то и эфод принес он в руке своей. И возвещено было Саулу, что вошел Давид в Кейла; и сказал Саул: выдал его Бог в руки мои, ибо заперт он, войдя в город с воротами и затворами. — И созвал Саул весь народ на войну, чтобы идти в Кейла взять Давида и мужей его. И узнал Давид, что злоумышляет на него Саул, и сказал Эбиатару священнику: принеси эфод. — И сказал Давид: Ягвэ, Божие Израилев! Слыша услышал раб твой, что ищет Саул прийти к Кейла, чтобы истребить город ради меня. Предадут ли меня гра-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

«Дух Божий носился над водою». «Точнее: Дух Всесильного. См. Ин. 4:24 ; 2 Кор. 3:17 . Некоторые экзегеты полагают, что здесь говорится о Духе Святом — Третьем Лице Святой Троицы» . Здесь используется еврейское слово руах, что в переводе, кроме значения «дух» (Дух Животворящий), означает еще «дуновение» или «ветер». Но не сильный ветер, а легкий ветерок. Именно таким образом Бог явил Себя пророку Илии: «но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра (, и там Господь)» ( 3 Цар. 19:12 ). Примечательно, что существительное «руах» — женского рода. А русскому переводу слова носился соответствует очень редкий еврейский глагол эфод, употребляемый только тогда, когда речь идет о птице, парящей над гнездом с ее птенцами. Расправив над ними свои крылья, она преисполнена любви к своим детям. Протоиерей Александр Сорокин цитирует прекрасного библеиста, историка, филолога, ныне почившего священника Георгия Чистякова: «Глагол эфод — очень редкий в иврите. Он употребляется, когда нужно сказать, что птица парит над гнездом, не улетая высоко и не опускаясь, не садясь на него. Это, естественно, может делать только птица, которая высиживает яйца» . Поэтому в православной иконографии Святой Дух изображают в виде голубки — на канонических иконах Благовещения и Крещения Господня. В. Н. Лосский уточняет по поводу словосочетания «над водою»: «Воды обозначают здесь (как и воды крещенские) пластичность элементов» . Теперь наступает время первого дня творения. Этот день совпадает с первым актом творения. Как светел сегодня свет! Как живы ручьи живые! Сегодня весна впервые, И миру нисколько лет!.. София Парнок (стихотворение «Как светел сегодня свет!») И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ( Быт. 1:35 ). «И сказал Бог…» В Библии много раз будет встречаться одна особенность текста Священного Писания: применение так называемого антропоморфного представления о Боге.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

35Это доля Аарона и сыновей, полагающаяся им от приношений Господу; доля, предназначенная для них с того дня, когда поставил их Моисей священнодействовать пред Господом. 36В первый же день помазания священников Господь заповедал, чтобы означенные части жертвенного мяса отдавали им сыны Израилевы. И для всех потомков Израиля это установление должно быть вечным и непреложным. 37Таковы обряды, которым надо следовать при всесожжении, при принесении хлебного дара, жертвы за грех и жертвы за провинность, а также и при жертвоприношении во время посвящения и при благодарственных жертвах. 38Даны они были Моисею на горе Синай, в день, когда Господь в пустыне Синайской повелел сынам Израилевым приносить жертвы Ему, их Господу. Посвящение Аарона и сыновей его 8 Господь сказал Моисею: 2«Вели Аарону вместе с сыновьями его прийти ко входу в Шатер Откровения, где у тебя должны быть приготовлены священнические одежды, елей для помазания, бык для жертвы за грех и два барана; пусть там будет и корзина с пресными хлебами. 3 И собери там же и всю общину израильскую». 4 Сделал Моисей всё по слову Господа, и, когда люди пришли ко входу в Шатер Откровения, 5он обратился к ним: «Смотрите, вот что надлежит мне сделать по повелению Господню!» 6После сих слов он вывел вперед Аарона и его сыновей и совершил над ними обряд омовения. 7Потом облачил Аарона в хитон, подвязав его поясом; поверх хитона надел на посвящаемого ризу и возложил на нее эфод, закрепив его расшитым поясом эфода. 8Надел Моисей на Аарона и нагрудник, возложив на него урим и туммим; 9а голову покрыл тюрбаном , прикрепив к нему спереди цветку подобную золотую пластинку  – диадему священную, – сделал всё, как Господь повелел ему. 10Затем взял Моисей елей помазания и совершил обряд посвящения Скинии, помазав в ней елеем всё, что там было. 11 Елеем тем семь раз покропил он и жертвенник, а также сосуд умывальный и опору под ним, дабы посвятить всё это Богу; 12немного елея помазания вылил он на голову самого Аарона, посвящая его на служение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

4 Когда приведешь ко входу в Шатер Откровения Аарона с сыновьями, то соверши над ними обряд омовения. 5Потом возьми приготовленные одежды и облачи Аарона в хитон, в ризу, что под эфод надевается, и в сам эфод; возложи сверху нагрудник и препояшь Аарона поясом эфода. 6Надень на голову его тюрбан а, к которому прикрепи диадему священную б. 7Возьми затем елей и, возлив на голову Аарона, соверши торжественное помазание. 8А потом вели сыновьям его подойти к тебе: их тоже облачи в хитоны, 9препояшь их, – как Аарона, так и сыновей его, – повяжи им высокие головные повязки; и священническое служение станет их правом и обязанностью навеки. Так возведешь ты в священники Аарона и сыновей его . О жертвоприношениях при посвящении 10Распорядись о том, чтобы к Шатру Откровения привели бычка, на голову которого возложат руки Аарон и его сыновья. 11 После этого ты заколешь бычка пред Господом у входа в Шатер Откровения 12и, взяв немного его крови, пальцем своим помажешь рога жертвенника, а остальную кровь выльешь к подножью жертвенника. 13Затем отдели весь жир, которым покрыты внутренности, сними сальник, который на печени , обе почки и жир, что на них, и в дым обрати на жертвеннике. 14 Мясо бычка, шкуру его и все остальные внутренности вместе с их нечистотами сожги за станом, ибо то жертва за грех, особая жертва при посвящении. 15Сделав сие, приведи одного барана и после того, как Аарон с сыновьями возложат руки свои на голову этого животного, 16заколи его и кровью его окропи жертвенник со всех сторон. 17Рассеки барана на части и, вымыв его внутренности и голени, положи их поверх его головы и остальных частей. 18Сожги, в дым обрати всего барана на жертвеннике. Это будет всесожжением Господу, благоуханием отрадным, полностью на огне сжигаемой жертвой Господу. 19Вслед за тем подведи второго барана и, после того как Аарон и сыновья его и в этот раз возложат руки на его голову, 20заколи его и, взяв немного его крови, помажь ею Аарону и его сыновьям мочку правого уха, а также большие пальцы правых рук их и правых ног. Оставшейся кровью окропи жертвенник со всех сторон. 21Возьми немного крови с жертвенника и немного елея помазания и окропи ими Аарона и одежды его, а с ним и сыновей его и их одежды. Так будут освящены и Аарон, и его сыновья, и их одежды. Поставление во священство

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

504 ства. Одному Аарону дается вся полнота священной власти, прочие священники (первоначально его сыновья), подчиненные ему, участвуют лишь в некоторой доле этой власти. Особое назначение и чрезвычайные преимущества верховного священства выражаются в слове Божием теми особыми принадлежностями священного облачения, которые усвоены исключительно только одному «великому священнику». И пусть сделают (Аарону) нарамник (га-эфод) из золота, желтого шелка» и проч. «И возьми два камня оникса (абнэй-шогам) и вырежь на них имена сынов Израилевых. Шесть их имен на камне одном, и имена шести остальных на камне втором, по порядку рождения их». «И положишь два камня на шлеча эфола — камни памятования (абнай зикарон) для сынов Израилевых; и будет ноеить Аарон имена их пред лицем Ягвэ на обоих раменах своих для памятования». «И сделай «нагрудник суждения» (хошзн мишпат) работою искусною, как работа нарамника, сделай его». «И покрой его вполне камнями (драгоценными) в четыре ряда (по три камня в каждом ряде)». «И камни будут для имен сынов Израилевых, двенадцать для имен их; вырезано печатником на каждом камне одно имя — для двенадцати колен будут они». «И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на нагруднике суждения на сердце его когда будет он входить в святилище для памятования постоянного пред лицем Ягвэ. И положи в нагрудник суждения «свет и непорочность» (эт га-урим вэт га-туммим), и будут на сердце Аарона при вхождении его пред лице Ягвэ: и будет носит Аарон правление сынов Израилевых на сердце своем пред лицем Ягвэ постоянно». «И сделай бляху (циц) чистого золота и вырежи на ней резьбою печатника: святыня для Ягвэ. И прикрепи ее желтым шелковым шнуром и будет на тиаре, спереди тиары да будешь. И будет на челе Аарона; и будет носить Аарон вину жертв, посвященных сынами Израилевыми во всех приношениях освященных их; и будет на челе его постоянно во благоволение им пред лицем Ягвэ» (Исх. XXVIII, 6, 9, 10, 12, 15, 17, 21, 29, 30, 36—38). 505 Таким образом, первосвященник, как бы нося всего Израиля и святыню его на раменах, на сердце и на челе своем, служил всецело представителем народа пред лицем Ягвэ. Но первосвященник не только представлял святыню народа памяти и благоволению Ягвэ, а и направлял жизнь народа по воле Божией, пользуясь особым даром светлого и непорочного суждения — урим и туммим.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010