« Удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня ». Посмотрим, от кого в частности молит пророк избавить себя. Лукавый человек — это Доик, а муж неправедный — Саул. Именно, Давид, убегая от Саула, пришел в Номву, город священников, и здесь священник Авимелех дал ему копье Голиафа иноплеменника и хлебы предложения. Доик же идумеянин, надзиратель ослов Сауловых, был свидетелем того, что здесь произошло; он пошел и оклеветал Давида и священника Авимелеха, говоря: вчера я был в городе Номве, и там был Давид, и священник Авимелех дал ему хлебы и копье Голиафа иноплеменника. Тогда Саул, разгневавшись и весь исполнившись ярости, говорит окружающим его воинам: убейте священников, живущих в городе Номве. Те не смели поднять рук на священников, так как страх Божий удерживал их руки, а прежде рук — намерения. Тогда, обращаясь к Доику, Саул говорит: умертви ты всех священников Господних, не щади ни старца, ни юноши, ни женщины, ни девицы, ни младенца, ни сосущего грудь; уничтожь все, до осла, овцы и тельца включительно. Доик пошел и, разделив свой отряд, одним приказал окружить город, чтобы никто не убежал и не спасся, другим же приказал поджигать город, а сам, как лев, алчущий крови, устремился на жителей города, как на овец, заключенных в ограде, и убил в тот день триста пятьдесят иереев, носивших эфод, и не пощадил ни старца, ни юноши, ни девицы, ни женщины, ни грудного младенца, и ни одной головы из овец, тельцов и ослов, а сам город сжег огнем. Тогда Давид, узнав об этом, убегая говорил: « удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня ». Действительно, необычайные жестокости были совершены: кровь юношей смешалась с кровью детей, уста младенцев сжимали материнскую грудь, незрелая жатва была снята прежде времени, колосья прежде времени подрезаны серпом, и виноград, еще не созревший, уничтожен градом; женские тайны, которые нужно было скрывать, обнаружены были пред всеми, потому что головные покровы срывались и волосы рассыпались, обнажались груди, которые даже лучей солнца стыдятся, и члены, которые сама природа научает скрывать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Ибо по-твоему достойно возвещения знание беснующегося, к тому же полученное от нее на словах. Однако ты мог бы сказать, что [Саул] посредством рассуждения и умозаключения 27 узнал [Самуила] и не увидев [его], но не полагал. Однако, всякий человек, воспринимающий что-либо более слухом, нежели зрением, думает и полагает, но не знает достоверно, особенно если слушает беснующегося. Ибо лишь словеса Божии приводят к точному познанию и к укреплению веры. И если о [всех] людях песнописец изрек: Я сказал в исступлениии моем: «Всякий человек ложь» 28 , то тем более такое суждение можно распространить на обезумевшую женщину. Далее ты говоришь, что никто не может узнать того, чего нет 29 , как будто с несмысленными отроками ведя беседу. Скажи тогда, каким образом он узнал «то, что есть», коль скоро сам спрашивает, нечего не видя – ни мужа прямого, ни эфод, которым тот был опоясан, ни первосвященническую одежду. Но ничего ни с какой стороны не видящий распаляется пустыми словами, подобно тому как, несомненно, и ты легкомысленной речью обольщаешь неутвержденных. Однако, священный писатель, приложив к ней наименование «чревовещательница», в первую очередь уяснил характерную особенность ее облика – она была безумной. Затем он таким образом описал видение, которое она увидела, как здравомыслящим людям подобает думать о сумасшедшем. Ибо никто не станет предполагать, будто некая помешанная созерцает то, что действительно созерцать должно. Подобным же образом автор сказал, что обезумевший Саул узнал [не сам по себе, но] из волхования, как справедливо было бы помыслить о том, кто в течение стольких лет был тяжко одержим бесом 30 . 8 . Впрочем, о том, что события происходили именно таким образом, с ясностью вопиют сами факты. Дабы прийти к подобному выводу исходя и из другого примера, давай приведем историю пророка Илии 31 . Когда Илия с божественной ревностью обличил лжепророков, которых числом было восемьсот пятьдесят, он потребовал, чтобы каждая из сторон померилась силами в жертвоприношении, при этом чтобы не было принесено никакого огня, но молитвами следовало низвести огонь, дабы от посланного небесного явления Бог , Который способен услышать и ниспослать огненное пламя, открылся бы всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Это чрезвычайно важное свидетельство того, что дух этического монотеизма оказался устойчивым, будучи даже облечен в ханаанские одежды. Ковчег в правление Гедеона находился в городе Шило. Так как идея единого религиозного центра угасла, не успев зародиться, то Гедеон решил соорудить святилище Ягве в Офре. Из драгоценных металлов, составлявших его военные трофеи, он приказал соорудить Эфод — священный талисман, при помощи которого узнавали волю Бога. Неизвестно, как выглядела эта реликвия, но она, очевидно, играла роль своеобразного оракула. В «вопрошании» участвовали два предмета, называвшиеся Урим и Тумим. Один из них означал отрицательный ответ, другой — положительный [ 498 ]. Итак, времена, когда Бог говорил через Своего пророка, ушли в область предания, а в употребление вошел механический оракул, приводимый в действие левитом. Это примитивное гадание со времени Гедеона надолго закрепилось в религиозной практике Израиля. Эфоды сооружались и в других местах, обычно частными лицами. Из-за них порой происходили столкновения. Так, однажды племя данитов во время переселения захватило Эфод, принадлежавший эфраимиту Михе, и увезло левита, служившего при нем [ 499 ]. Библия свидетельствует, что рядом с Эфодом нередко ставили Терафима — домашнего божка, вопреки заповедям Декалога и Книги Завета [ 500 ]. Позднейший священный автор сурово осуждает Гедеона за введение Эфода, однако во времена судей никто не считал его поступок предосудительным. Все, что говорится в Библии об Эфоде, показывает, что, в сущности, он мало чем отличался от аналогичных оракулов Вавилона, Египта и Греции [ 501 ]. Итак, две силы: Моисеева вера и ханаанский натуралистический культ — вели глухое единоборство. Несомненно, религия Ваала обладала всеми внешними преимуществами поклонения Природе: она имела красочные мифы, она благословляла все естественные проявления жизни и человеческой плоти, она соблюдала древние обряды, производившие глубокое впечатление, и, наконец, она была неотделима от земледелия — основы жизни Израиля. Это был опасный соперник, который гораздо больше импонировал древнему человеку, чем суровая и требовательная вера Моисея. Даже тогда, когда ягвизм торжествовал над культом ханаанских богов, он сам принижался настолько, что становился как бы двойником религии Ваала. Это была еще более коварная, скрытая опасность, подобная болезни, поражающей изнутри.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Нашествие кочевников-мадианитян пробудило среди лучших людей народа Божия покаяние и ревность о вере. Гедеон разрушил жертвенник Ваала и выступил против врагов с ополчением. Чтобы было ясно, что победа даруется свыше, Гедеону было приказано Богом взять с собой только триста отборных мужей. Его чудесный триумф привел израильтян к мысли сделать его царем. Но Гедеон отказался: «Господь да владеет вами». Однако и этот богоизбранный муж не устоял перед соблазном подражать хананеям. В своем городе Офре он сделал эфод, то есть какое-то священное изображение (вопреки завету Моисея). В результате мир, установленный судьей, оказался непрочным. Идея царской власти вызывает у автора книги двойственное отношение. Он с одобрением говорит о намерении Гедеона сохранить строй свободной теократии, подчиненной только законам веры. Сын Гедеона, Авимелех, провозгласивший себя царем. обрисован св. автором как нечестивый злодей. Приводимая в связи с этим притча Иофама (9,7-15) носит явно антимонархический характер. Но в конце концов признается необходимость единой наслественной власти («В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что ему казалось справедливым» 21,25). Самсон из колена Данова изображен как народный герой, ведущий партизанскую борьбу против филистимского ига. Он назорей и дал Богу обет не пить вина и не стричь волос (пострижение волос входило в состав языческих обрядов). Но, побежденный своими страстями, Самсон лишается силы, дарованной ему Духом Божиим. Ослепленный и закованный в цепи, он просит у Бога лишь одной милости: последний раз расправиться с врагами — и гибнет вместе с ними под развалинами, сдвинув опорные столбы дома филистимлян. Тщетность борьбы судей за независимость становится понятной на фоне общего духовного состояния народа, обрисованного в книге в самых мрачных чертах. 5. Религиозный и нравственный упадок Израиля показан на примере двух эпизодов, которыми заканчивается Кн. Судей (17-21). Из этих рассказов видно, какие дикие нравы царили в то анархическое, смутное время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

5:13. Политическое значение царских браков. Брак был инструментом дипломатии на всем древнем Ближнем Востоке. Города, племена или народы, желавшие вступить в союз с каким-нибудь могущественным правителем или попасть под его покровительство, скрепляли договор, отдавая сюзерену в жены девицу из наиболее влиятельного семейства. Это было проявлением преданности со стороны вассалов, у которых отныне появлялась личная заинтересованность в сохранении правящей династии. Например, Зимри-Лим, царь Мари (XVIII в. до н. э.), использовал своих дочерей, чтобы установить связи и заключить союзы с соседними царствами. Фараон Тутмос IV (1425–1412 гг. до н. э.) взял в жены дочь царя Митанни, чтобы продемонстрировать дружественные намерения и покончить с войнами, которые вел Египет с этим царством на Среднем Евфрате. Что касается Давида, то еще до воцарения в Израиле он заключил ряд браков, которые упрочили его политическое и экономическое положение (см. коммент к 1Цар. 25:39–44 ). Браки, о которых идет речь в этом стихе, вероятно, обеспечивали поддержку со стороны некоторых влиятельных семейств Иерусалима. 5:17. Крепость. Это не «укрепленное место», упоминаемое в 1Цар. 22и 24:23, а, вероятно, иевусейская крепость в Иерусалиме. Платформа, на которой стояла эта крепость, а также немногочисленные фрагменты стен найдены археологами в северной части города иевусеев, к югу от современных стен Старого города. 5:18. Долина Рефаим. Поворачивая по выходе из Шфелы на восток у Беф-Шемеша, долина Сорек разделяется на несколько проходов, ведущих в горы вокруг Иерусалима. В одном месте долина Сорек поворачивает на северо-восток к Гаваону, а долина Рефаим – на юго-восток, к области между Иерусалимом и Вифлеемом. Она соединяется с дорогой из Иерусалима в Вифлеем и ведет на северо-восток в Иерусалим. Филистимляне заняли выгодную в стратегическом отношении позицию, лишив Давида возможности получить подкрепление из Иудеи. 5:19. Вопрошание Господа. Начиная с 1Цар. 23 , Давид регулярно вопрошал Господа с помощью эфода, под руководством священника Авиафара. Очевидно, так было и на этот раз. Сущность этого метода заключается в том, что божеству задается вопрос, на который возможны ответы «да» или «нет», а затем применяется некий механизм бинарной природы для получения ответа. Средством, предписанным в Книге Исход для проведения этой процедуры, был эфод, в котором хранились урим и туммим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:10 Хотя в подлиннике нет слова «образ», вероятно, именно это имеется в виду, ведь о Моисее сказано, что «образ/подобие Господа он видит» (Числ 12:8); то же в ст. 11. 620 24:11 Букв.: не простер Он руку свою против. 621 25:4 Е врейское, а фактически заимствованное египетское слово шеш служило для обозначения льняного полотна очень тонкой выработки. Мумии египетских фараонов, забинтованные в тончайшие льняные ткани удивительной прочности, сохранились до наших дней. 622 25:5 Друг. возм. пер.: кожа животных морских – евр. неясен. 623 25:6 Или: оливковое масло. 624 25:7 Эфод  – тканный золотом передник или верхняя короткая риза. 625 а 25:9 Евр. мишкан – «жилище»; это слово часто используется в ВЗ для обозначения переносного храма израильтян. В LXX оно переведено словом скэнэ ( шатер), отсюда в славянской и синодальной Библии, а также и в данном переводе оно по традиции передается словом «скиния». 626 б 25:9 Евр. тавнит – образец, модель, чертеж; некоторые комментаторы полагают, что Моисею было показано небесное святилище; то же в ст. 40. 627 25:10 Локоть – мера длины, около 45 см, т. е. размеры ковчега приблизительно 1,10,70,7 м. 628 25:16 Букв.: положи Свидетельство (с указанием); то же в ст. 21, 22; см. примеч. к 16:34. 629 а 25:17 Или: место примирения – так в LXX. 630 б 25:17 Т.е. 1,10,7 м. 631 25:22 И ли: при встрече буду давать тебе возможность узнавать о Моей воле. В евр. это выражено глаголом яад, означающим не просто «встречаться» в обычном употреблении слова, как, например, в 5:3; основное значение употребленного здесь глагола — «утверждать/определять время или место». Потому, начиная с 27–й главы Исхода обо всем Святилище, евр. охель моэд, говорится как о Шатре Встреч особого значения, т. е. как о том месте, где Бог через Моисея открывает Свою волю Израилю. В нашем переводе это «Шатер Откровения». 632 25:23 Т .е. 0,90,450,7 м. 633 25:25 Т.е. около 8 см. 634 25:30 Букв.: хлеб ( перед) Лицом, т. е. хлеб, который всегда следует класть перед Господом, в Его присутствии; ср. Лев 24:6. 635

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Не исключено также, что Давид решил установить Ковчег в доме Аведцара не без “задней” мысли: он хотел удостовериться, что этот артефакт не влечет за собой гнев Бога на того, в чьих руках он находится. Поэтому он велел своему окружению пристально наблюдать за тем, что будет происходить в доме Аведцара. Вскоре слуги сообщили ему, что нет не только никаких признаков того, что над этим домом тяготеет проклятие, но и наоборот — он явно благословлен Свыше: скот Аведцара дал необычайно хороший приплод, его хозяйство стало еще больше процветать, все шесть его невесток беременны, в том числе и те, что считались бесплодными. Все это Давид счел добрым предзнаменованием и отдал указание снова готовиться к переносу Ковчега в Иерусалим и установке в городе Скинии Завета. “И оставался Ковчег Господень в доме Овед-Эдома Гаттиянина три месяца; и благословил Господь Овед-Эдома и весь дом его. И сообщили царю Давиду, сказав: благословил Господь дом Овед-Эдома и все, что у него ради Ковчега Божья; и пошел Давид и поднял Ковчег Божий из дома Овед-Эдома в город Давида…” ( 2Цар. 6:11-12 ). На этот раз Давид воплотил свой замысел о торжественном внесении Ковчега в Иерусалим до конца. В строгом соответствии с Законом Моисея Ковчег несли на ремнях левиты. Сотни и сотни людей сопровождали Ковчег и спереди, и сзади, распевая псалмы и танцуя под музыку рассеянных в толпе музыкантов. Хотя от дома Аведцара до стен Иерусалима было, видимо, не больше нескольких километров, а то и километра, толпа шла чрезвычайно медленно, так как, согласно Библии, через каждые шесть шагов, следуя указанию Давида, коэны закалывали жертвенных быка и барана. У историков эта деталь вызывает сомнение, и не исключено, что под “шестью шагами” следует понимать фигуральное выражение, но в любом случае ясно, что жертв в тот день было принесено великое множество. Сам царь облекся в простой белый эфод рядового священника-коэна на том основании, что, хотя и не принадлежал к касте священников, имел в силу своего статуса право участвовать в жертвоприношении. Однако выбор этой униформы был, безусловно, не случаен — ею Давид хотел подчеркнуть, что видит себя лишь одним из рядовых служителей Бога, ничем не выделяющимся среди остальных и ни в коем случае не посягающим на авторитет первосвященника или пророков. В этом эфоде царь шел посреди толпы народа и самозабвенно пел и плясал вместе со всеми. Время от времени в толпе трубили в шофар — бараний рог, звуки которого, согласно еврейской традиции, имеют сакральное значение и призваны вселить в сердца людей священный трепет.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Этого мало – весь город Номва подвергся проклятию: все его жители, мужчины и женщины, старики и весь скот были избиты. Так безгранично обнаружил себя деспотизм уже в первом царе еврейском, тот самый деспотизм, которого боялся и на который указывал народу пророк Самуил. Каким-то чудом спасся только сын Ахимелеха Авиафар. Он захватил с собой эфод, важнейшую принадлежность первосвященнического облачения, и убежал к Давиду. Ему негде было в ином месте искать спасения от Саула. Кроме того, при Давиде, которого уже многие признавали самостоятельным царем, он сохранял свое звание первосвященника. Таким образом, Саул сам своей жестокостью и бестактностью доставил Давиду одну из важнейших царских прерогатив – возможность вопрошать Бога через первосвященника в затруднительных обстоятельствах. Давид, мало-помалу, делался царем фактически. Между тем филистимляне, ободренные тем, что Саул не пользовался услугами Давида, напали на один из ближайших к ним еврейский город Кеиль 124 . Давид, узнав об этом, решился доказать и филистимлянам, и евреям, что он по-прежнему защищает свой народ. Он предпринял поход на филистимлян, успокоив своих сподвижников, немного струсивших, божественным откровением, обещавшим успех, напал на врагов врасплох, разбил их и овладел богатой добычей. Полагая, что жители Кеиля в благодарность за спасение дадут ему у себя убежище, Давид остался было в их городе. Но жители Кеиля боялись могущественного и свирепого Саула и не обнаружили желания дело Давида сделать своим делом. Откровение Божье через первосвященника не оставляло в этом никакого сомнения. Саул же, узнав, что Давид оставил леса и горы и поселился в городе, обрадовался: «в городе, – думал он, – легче взять его», и начал собирать громадное ополчение. Но Давид поспешно ушел из Кеиля и стал постоянно переходить с места на место, чтобы нельзя было направить на него сосредоточенных сил. Дружина его возросла до 600 человек. Саул отменил поход, но не переставал постоянно наводить справки о местопребывании Давида, который держался в гористой и лесистой местности, между Хевроном и Энгадди (пустыня Зиф).

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Но посреди общего уныния, Господь возбудил дух народный, рукой юноши Ионафана. Втайне от отца, решился он, с одним оруженосцем, проникнуть в стан вражий, испытав прежде волю Божью. – «Не так же ли легко Господу спасти малым числом, как и многим? С верой говорил Ионафан, приблизимся к врагам, и если они велят нам остановиться, не пойдем далее; если же станут звать к себе, это будет знамением, что Господь предал их в руки наши.» – Сказал и, устремившись на зов неприятелей, поразил двадцать человек, стоявших в передовой страже: внезапный ужас пал на иноплеменников. Изумился Саул, не зная причины смятения, ибо одного только Ионафана не было в стане; он призвал Первосвященника, велел ему облечься в эфод, чтобы вопросить Господа при кивоте, и едва сложил руки Архиерей, как возник шум и мятеж в полках иноплеменных, один поражал другого, брат брата, и в бегство обратились полки. Сыны Израилевы вышли из расселин горных и устремились вслед за бегущими. Но в день победы опять безрассудно поступил Саул: страшной клятвой связал он воинов, ничего не вкушать до вечера, доколе не отмстят врагам. Ионафан, томимый голодом, проходя мимо дупла, в котором были дикие пчелы, коснулся жезлом своим сота и вкусил немного меда; тогда только услышал о клятве отца; воины же, измученные погоней, закалали взятые в добычу стада и ели мясо с кровью, вопреки закону Моисееву. Смутился Царь, увидя грех народа; он вопросил Господа: идти ли ему вслед врагов? И не получил ответа Архиерей, за нарушение клятвы. Саул хотел испытать, кто виновный? И связал себя еще большей клятвой, что даже не пощадит собственного сына, если он согрешил. Отдельно от сонма стал он вместе с Ионафаном, чтобы видеть на кого падет жребий Господень, и Господь указал на него и на сына; опять вопросил царь, устами Архиерея: кто из них двух виновен? Обещая подвергнуть себя и сына общей казни, и жребий пал на Ионафана. «Скажи мне, что ты сделал?» спросил огорченный отец, и горько отвечал юноша: «я только вкусил немного меда, и вот я умираю.» – «Клянусь Господом, что ныне умрешь,» сказал Царь, но весь народ воспротивился жестокому приговору и произнес другую клятву, что не позволит коснуться спасителя Израилева, в день его победы; так спасен был Ионафан.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Египтяне, по свидетельству Геродота, расшивали некоторые из своих льняных материй золотыми нитями и бумагой 503 ; и шерстяные материи, украшенные шитыми рисунками, случайно находимы были в гробницах. Таким образом для израильтян, как знакомых с искусством Египта, было совершенно возможно вышить эфод первосвященника золотом ( Исх. 28:6 ) и пояс его украсить вязаной работой художественного свойства (ст. 39), равно как и изготовить (или быть может соткать) фигуры херувимов для верхнего покрова ( Исх. 26:1 ) и для завесы скинии (ст. 31). Дубление и окраска кож были также известны Египтянам. Сидения дошедших до нас кресел часто состоят из дубленой и крашеной кожи, изрезанной на полосы, перевитые или сплетенный между собою. Кожаными ремнями перевивались плечи и груди мумий, и на концах их обыкновенно изображались имена и фигуры царей XII и следующих династий. Кожа употреблялась также при построении колесниц, равно как шла и на головные покровы, передники и на сандалии. Таким образом израильтяне вполне могли вывезти с собою из Египта известное количество «красных и синих бараньих кож», какие именно, по свидетельству Библии, они и приносили для построения скинии ( Исх. 35:23 ). Много внимания с самого древнего времени в Египте обращалось на резьбу, полирование и гравирование различных украшений. Самые твердые камни, как напр. бриллиант, рубин, смарагд, сапфир, топаз и зелено-желтый бирилл, правда, по-видимому не поддавались их усилиям; во всяком случае до нас не дошло предметов, которые бы доказывали их способность обрабатывать упомянутые камни. По они свободно выделывали камни меньшей твердости, каковы напр. аметист, гранат, сердолик, яшма, порфир, лазурный камень, обсидиан, серпентин (змеевик), жаровик и красный железняк. Из всех этих камней вырезывались амулеты и украшения, и они также вправлялись в перстни, браслеты, серьги и т. д. Египтяне также часто выгравировывали на этих драгоценных камнях имена и титулы царей или свои собственные имена, а также изображения или эмблемы божеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010