Особое положение Пелопоннеса отмечали и сами его жители: «Во всём Пелопоннесе кроме нас находится более ста тысяч человек самых способнейших, во всякой готовности к принятию оружия состоящих... в тех местах правоверные люди без всякого сравнения гораздо превосходят неверных числом своим... Мы без упоминания оставим о народах, живущих в Македонии, Фессалии и других провинциях, в коих верные с неверными могут быть число равными» 346 . Из этого же документа, найденного нами в архиве внешней политики Российской империи, явствует, что в отличие от большинства сограждан, многие жители Пелопоннеса обладали высоким образовательным уровнем, широко использовали церковную и книжную лексику 347 . Говоря о количестве школ, основанных Космой, следует руководствоваться тем, что их можно поделить на две категории: основанные лично Космой и основанные в соответствии с его учением. «Основал он школы повсюду посредством своего учения» 348 , – пишет его биограф. Очевидно, что при этом он имеет в виду не только школы, открытые проповедником в ходе своих миссионерских путешествий. Дело в том, что Косма, не имея возможности посетить все населённые пункты лично, обычно учил местных жителей в «кефалохори» – центральной деревне района. На проповедь туда стекались люди из небольших или труднодоступных соседних деревень: «видя множество народа, собранного из соседних селений... он выбирал просторное место и начинал свою проповедь» 349 . Справедливость этого тезиса подтверждает и численный состав аудитории, собиравшейся на проповеди Космы: венецианские власти на острове Кефалонья называют даже цифру 15–16 тысяч человек 350 . Даже если эта цифра несколько и преувеличена (хотя мы имеем дело с объективным и незаинтересованным свидетельством), становится очевидным размах его деятельности. Косма Этолийский в своих проповедях неоднократно призывал присутствующих основывать «школы, чтобы учить своих детей грамоте» 351 . В «кефалохори» он обычно открывал школу сам и подробно объяснял в своей проповеди её устройство и задачи, рассказывая, как она должна функционировать. Логично было бы предположить, что жители других населённых пунктов, следуя его советам, сами по возращении домой основывали школы в своих селениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Говоря об участии в восстании другого лидера традиционалистов святителя Макария Нотараса, обычно указывают на то обстоятельство, что после его вооружённого подавления он (как и Косма Этолийский ) на какое-то время ушёл от активной деятельности и скрылся от преследования турецких властей. На наш взгляд, это не является достаточным доказательством того, что Косма и Макарий были активными участниками восстания – в это неспокойное время от преследования властей вынуждены были скрываться многие авторитетные преподаватели и иерархи, справедливо опасаясь, что возмездие в обстановке хаоса и дезорганизации вполне может застигнуть и невиновных. В подтверждение участия традиционалистов в революции обычно приводится то, что они были выходцами из русофильского окружения. Однако их русофильство не было чем-то уникальным: многие греки называют единоверную Россию «надеждой восстановления падшего греческого народа и отрадой в неизмеримых... напастях» 745 . Любовь к России была обусловлена не политическими или этническими причинами, а любовью к Православию. Они не искали «свободы от кого бы то ни было», их «влёк к себе православный русский народ, а не слепое преклонение перед всем иностранным» 746 . Многие традиционалисты поддерживали контакты с русскими, в частности, Афанасий Паросский 747 переписывался с консулом России в Салониках Дионисием Мельниковым. «Я ручаюсь за греков... всю почти надежду возлагают на своё правоверие, которое поскольку с нами одно, то и привязало к нам их столь удоборешимо, что между нами немало находится готовых умереть с радостью как скоро услышат звон колоколов... увидев крест на Св. Софии» 748 , – писал о привязанности греков к России русский путешественник Леонтий Зеленский. Однако «вера в Москву» не означала того, что традиционалисты были русскими агентами. Источников, указывающих на их предполагаемое участие в подготовке восстания, нет, да и маловероятно, чтобы они посвятили себя такой опасной деятельности, поставив под угрозу свою главную миссию – просвещение соотечественников и донесение традиции до широких народных масс. Традиционалисты, безусловно, исходили из того, что «греческий народ не был готов к восстанию. Ему не хватало образования, просвещения, организации» 749 . Именно восстановлению национального единства и распространению образования среди всех слоёв населения они и посвятили свою деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Его наследие особенно актуально сейчас, когда современные правители Греции действуют вопреки его заветам. В стране проходят праздничные мероприятия в год 300-летия со Дня рождения святого — научные конференции, выставки, концерты духовной музыки и другие мероприятия. 9 марта в городе Фермо состоялась презентация новой почтовой марки, выпущенной Почтовой службой Греции, сообщает AgionOros.ru . «Все мы испытываем благодарность святому. Косма Этолийский духовно возродил наше Отечество, спас нас от гибели. И сегодня он даёт нам идеалы и ценности. Святой Косма несет Свет Христов обществу, семьям, юношеству. Его наследие особенно актуально сейчас, когда современные правители Греции действуют вопреки его заветам», — подчеркнул во время выступления митрополит Этолийский Косма. Председатель общественного совета Почты Греции подчеркнул — наследие Космы Этолийского продолжает оставаться актуальным и сегодня, ведь святой не опустил руки в условиях давления внутренних и чужеземных врагов и пожертвовал собой «за други своя». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 августа, 2023 1 марта, 2023 24 января, 2021 1 ноября, 2020 30 октября, 2020 22 сентября, 2020 2 сентября, 2020 24 августа, 2020 29 апреля, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/v-grecii-vypustili-poc...

Равноапостольный Косма Этолийский: Притчи Тогда Ангел открыл себя отшельнику и сказал ему: «Ничто так не противно Богу, как гордость». Произнеся эти слова, он тотчас стал невидимым. 8 сентября, 2014 Тогда Ангел открыл себя отшельнику и сказал ему: «Ничто так не противно Богу, как гордость». Произнеся эти слова, он тотчас стал невидимым. Притча об Ангеле — Притча о духовнике — Притча о фальшивых монетах и настоящем алмазе 1. Однажды некий подвижник попросил Господа даровать ему знание многих откровений и тайн. По дороге к одному селению он встретил Ангела, но принял его за простого человека. Они нашли дохлую лошадь. Аскет зажал нос руками, Ангел – же нет. Прошли немного и увидели дохлого быка. Отшельник вновь закрыл нос, а Ангел – нет. Наткнувшись на дохлую собаку, подвижник снова схватился за нос, а Ангел – нет. У самого села путники увидели прекрасную деву в дорогих нарядах с украшениями. Тогда уже Ангел зажал нос руками (крылами). Видя это, отшельник спросил: «Кто ты, Ангел, человек или диавол? При виде дохлых, смердящих лошади, быка и собаки, ты не отворачивал свой нос от них, а теперь, когда мы встретили прекрасную девушку, ты закрываешь его руками? Тогда Ангел открыл себя отшельнику и сказал ему: «Ничто так не противно Богу, как гордость». Произнеся эти слова, он тотчас стал невидимым. Аскет же устремился назад в свою келью, где стал плакать о своих грехах, прося Бога хранить его от западней диавола, не давать ему впасть в гордость и погубить свою душу. 2. Некий человек исповедался пятнадцать лет у одного духовника. Однажды он пришёл к нему на исповедь и застал его за грехом блуда. – Горе мне, я столько лет ему исповедовался – теперь меня ожидает ад, – воскликнул тогда он. Всё, что он мне простил, осталось непрощённым. Сказав это, он тотчас ушёл. По дороге его начала мучить жажда. Неподалеку он увидел текшую там воду, которая была такой чистой, что он воскликнул: – Если эта вода столь чиста и прозрачна, то насколько чище её источник! Наклонился и стал пить. После этого он дошёл и до источника этой воды, которая текла из пасти одного пса. Человек тяжело вздохнул и сказал:

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

В III в. Македония была полностью эллинизирована: македон. диалект был вытеснен или аттическим, или греч. койне, а местный пантеон - Олимпийским. В нач. III в. у власти утвердилась династия Антигонидов, потомков Антигона I Одноглазого и его сына Деметрия I Полиоркета. В 279 г. многочисленные племена кельтов вторглись в Македонию и Ср. Грецию. В битве с ними погиб царь Птолемей Керавн, и нек-рое время македон. двор, как и вся Греция, находился в замешательстве. Сопротивление враждебным племенам возглавил Антигон Гонат, сын Деметрия Полиоркета, располагавший значительным войском и флотом. В 277 г. в битве при Лисимахии он разгромил кельтов и тем самым только на время отвел от Македонии и Греции угрозу вторжения, обеспечив т. о. себе путь к македон. престолу. При Антигоне II Гонате (276-239) происходило возрождение Македонии. Царствуя как абсолютный монарх, Антигон подчинил Афины, Эвбею и Мегару, привлек к союзу Мегалополь и Аргос. В этот период Македония становилась крупным гос-вом, претендовавшим на роль великой державы. Деметрию II (239-229) пришлось бороться с мощной коалицией полисов Ср. Греции и Пелопоннеса. После его гибели Македония на короткое время полностью утратила свои позиции в Греции. Однако вскоре Антигон III Досон (229-221) восстановил македон. влияние на Пелопоннесе, отвоевал Коринф и разгромил Спарту. По его инициативе под эгидой Македонии был создан Эллинский союз, в к-рый вошли ряд греч. союзов (Ахейский, Фессалийский, Беотийский, Аркадский), Спарта и др. полисы, за исключением этолийцев и афинян. Эта политическая акция оказалась последней попыткой Македонии объединить Грецию. При Филиппе V (221-179) Македония втянулась в длительную борьбу с Римом за господство на Балканах и в Эгейском м. Во время 2-й Пунической войны между Римом и Карфагеном (218-201) Филипп V вступил в союз с карфагенским полководцем Ганнибалом. 1-я Македонская война (215-205), в к-рой Этолийский союз и Пергамское царство выступили против Македонии на стороне Рима, завершилась разделом Иллирии между Римом и Македонией. Экспансия Македонии ущемляла интересы Родоса и Пергама, что в скором времени привело к новой войне. В 201 г. в битве у Хиоса объединенный греч. флот разбил эскадру Филиппа, однако в целом перевес был на стороне Македонии. Родос и Пергам обратились за помощью к рим. сенату, к-рый сразу воспользовался удобным предлогом для начала войны с Македонией. В ходе 2-й Македонской войны (200-197) Рим поддержали Этолийский и Ахейский союзы. Потерпев поражение в битве при Киноскефалах (197), Филипп признал автономию греч. полисов. В Коринфе на Истмийских играх в 196 г. проконсул Тит Квинкций Фламинин от имени рим. сената объявил о даровании грекам свободы. Это событие вызвало в Греции всплеск всеобщего энтузиазма. Однако впосл. выяснилось, что «освобождение» оказалось лишь сменой господ: фактически вместо македон. владычества началось римское.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

В период 2-й Македонской войны, когда господство Македонии в Эгейском м. пало, сирийский царь Антиох III (223-187) захватил ряд городов на юж. и зап. побережье М. Азии, вторгся во Фракию, поставил под свой контроль Боспор Фракийский, Геллеспонт и берега Пропонтиды. В Греции, где нарастало недовольство политикой Рима, Антиоха поддержал Этолийский союз и нек-рые мелкие полисы. В 192 г. Антиох начал военные действия на Балканах, занял Эвбею и Фессалию. Против него сформировалась коалиция Рима, Пергама, Родоса и Ахейского союза. В 191 г. царь потерпел поражение в битве у Фермопил и оставил Грецию. Союзники разбили флот Антиоха, после чего рим. легионы переправились в М. Азию. Осенью 190 г. войско Антиоха было наголову разгромлено римлянами в сражении при Магнесии. Воевавшие на стороне царя этолийцы понесли суровое наказание. Они потеряли ряд городов и земель, были лишены политической независимости и присуждены к уплате контрибуции в 500 талантов. Напротив, существенные выгоды, и прежде всего территориальные приращения, получили союзники Рима: Пергам расширил владения за счет значительной части М. Азии. Наследник Филиппа V Македонского Персей (179-168) попытался создать враждебную Риму и Пергаму коалицию в составе Македонии, Иллирии, Эпира и части греч. полисов, недовольных рим. протекторатом. Вскоре началась 3-я Македонская война (171-167). Как только рим. легионы появились на Балканах, греч. союзники Персея немедленно перешли на сторону Рима. Тем не менее в 171-170 гг. римлян постиг ряд неудач в Фессалии и Иллирии; на сторону македон. царя перешел почти весь Эпир. Однако в июне 168 г. в сражении при Пидне македон. армия потерпела сокрушительное поражение. В 167 г. римляне разграбили эпирские города и продали в рабство 150 тыс. жителей Эпира. Македонское царство было ликвидировано; страна была разделена на 4 самостоятельных округа, к-рым были запрещены контакты друг с другом. Более тысячи ахейцев (среди них - историк Полибий) отправили в Рим в качестве заложников. Этолийский союз был распущен. В дальнейшем римляне добились ослабления недавних союзников Пергама и Родоса. Последний лишился всех владений в М. Азии и попал в прямую зависимость от Римской республики.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Как видим, ситуация в греческих землях оказала определяющее влияние на формирование мировоззренческой концепции Космы Этолийского и Никодима Святогорца . Знание сложившейся обстановки, близость к народу и знание его проблем не только предопределили их решение посвятить себя просвещению соотечественников, но и способствовали выработке целостной просветительской программы. Роднит двух деятелей традиционного просветительства и то обстоятельство, что, несмотря на рано сформировавшееся у них негативное отношение к католичеству, они впоследствии проявили гибкий, не догматизированный подход, и подчас заимствовали некоторые удачные приёмы и решения католических миссионеров. Несмотря на то что «святой Никодим предпочитал держаться подальше от любого компромисса в вопросах веры» 277 , он в то же время «интересовался современной ему западной духовностью» 278 , с интересом изучал работы иностранных авторов и даже цитировал некоторых из них в своих произведениях 279 . «Беззаконные обычаи латинян и других еретиков следует нам презирать и отвергать, то же, что у них правильно, не противоречит канонам и подтверждено установлениями Вселенских Соборов, нам отвергать не следует, чтобы самим не впасть в заблуждение и уже самим не отвергнуть Священные Каноны» 280 ; «нет ничего зазорного, если кто-то выберет у оппонента правильное и хорошее, но не следует заимствовать вредное и неправильное» 281 , – этим принципам святой Никодим твёрдо следовал при написании своих сочинений. На наш взгляд, то обстоятельство, что Косма Этолийский и Никодим Святогорец активно пользовались понятным народу языком, во многом обусловлено именно знанием обстановки и учётом того, что димотикой 282 уже давно активно пользовались католические и протестантские миссионеры, учившие и проповедовавшие на димотике, а также издававшие на ней грамматики. Таким образом, именно в периоде формирования общественно-политических взглядов Никодима Святогорца и Космы Этолийского следует искать истоки многих особенностей их педагогических концепций, а также причины тех или иных действий в ходе последующей работы по просвещению греческих земель. Вероятно, во многом, именно проблема острой нехватки литературы вынудила святого Никодима избрать издательскую деятельность как основной путь реализации его просветительской программы. Подобным же образом, нехватка школ на родине святого Космы подвигла его впоследствии к реализации комплексной программы по открытию и обеспечению функционирования ряда новых учебных заведений. Хотя, безусловно, на выбор их жизненного пути влиял ещё целый ряд факторов, роль обстановки в выборе их мировоззренческих и педагогических приоритетов невозможно переоценить.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Воспользовавшись трудным положением Рима в ходе его войны с Карфагеном, македонский царь Филипп V заключил военный союз с Ганнибалом и в 215 г. до Р. Х напал на римские гарнизоны в Иллирии. Стремясь иметь союзников в этой войне, Рим, главные силы которого были заняты противоборством с Карфагеном, сумел благодаря искусной дипломатии вовлечь в войну против Македонии Этолийский союз и еще несколько полисов Эллады, в том числе Спарту, где у власти стоял тогда тиран Набис, а также малоазийское Пергамское царство. Эта первая Македонская война велась в основном силами балканских союзников Рима и в 205 г. завершилась поражением Македонии. В результате одержанной победы Рим прочно закрепился на иллирийском побережье, отрезав Македонию от выхода к Адриатике. Чтобы компенсировать утраты на западе новыми приобретениями на востоке, Филипп заключил союз с Антиохом III, направленный против Птолемеевского Египта; союзный договор предусматривал раздел птолемеевских владений на Архипелаге и в Азии между империей Селевкидов и Македонией. В соответствии с договором Антиох оккупировал Келесирию, а Филипп напал на греческие города, расположенные по берегам Босфора и Геллеспонта, захватив большую их часть; затем македонские войска заняли Карию. В ответ на экспансию Филиппа в войну с ней вступили Пергам, Родос, Афины и Византий. В морском сражении у острова Хиоса в 201 г. до Р.Х. победу одержала антимакедонская коалиция, а затем победители обратились в Рим с просьбой о помощи против Филиппа. После победы над Карфагеном руки у Рима были развязаны, и он с готовностью заключил договор с Пергамом и его союзниками о совместных действиях, а также с успехом провел переговоры с Антиохом III о его нейтралитете в начавшейся войне, признав, со своей стороны, принадлежность Келесирии империи Селевкидов. В 200 г. римские легионы десантировали в Греции и начали наступление в северном направлении, действуя против вооруженных сил Македонии; тем временем Пергам и его союзники блокировали Эгейское побережье Македонии; c севера на Македонию напали фракийские племена; и все же Филипп упорно сопротивлялся. Тогда Рим подключил к антимакедонской коалиции вначале, в 199 г., Этолийский, а затем также Ахейский союз, Спарту и беотийские полисы. В сражении при Киноскефалах (Собачьих головах) в Фессалии в 197 г. римская армия под командованием Тита Квинция Фламмина нанесла поражение Македонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В греческом - θνικισμς, построено от θνος - народ, народность, племя - люди, объединённые общими обычаями. Андрей Ус: Национализм всегда проявляется в те исторические моменты, когда один из народов прямо или косвенно порабощён другим; когда притесняются традиции, культура, язык. Если мы возьмём эпоху Палеологов, это практически два столетия, территориально империя уже не имела тех границ, что прежде. Потом 350 лет унижений и порабощения турками... Тут хочешь не хочешь зародится национализм. С XVII века среди всего многонационального и религиозного микса в Османской империи, а также в Западной Европе, греки начали выделять себя как нацию, используя при этом слово γνος. Греческий национализм стал проявляться уже более остро примерно с конца XVIII века. Этот век ознаменован эпохой греческого просвещения: появляется новая интеллигенция, известные мыслители, часть из которых составляло духовенство. Духовенство сыграло важную роль в формировании их национализма. В частности, Козма Этолийский - великий апостол Греции, который основал более двухсот школ. Он имел отвагу учить и тайно, и открыто греческому языку тех греков, которые уже начали его забывать. Греки сейчас говорят, что если бы не Козма Этолийский, то они бы забыли свой язык. Так, концепцией национализма для греков становится не только потерянное византийское прошлое, но вся история народа, начиная с древности. Также выдающейся была роль диаспоры. Многие греки были вынуждены покинуть пределы павшей Византийской империи, они осели в Западной Европе, некоторые поселились на берегах сегодняшней Южной Украины, в частности, в Мариуполе, до этого они были в Крыму, позже они также поселились в Одессе... В. Ш.: И основные греческие мыслители того времени (начиная от времени падения Константинополя в 1453 году и даже раньше) жили не в Константинополе, а в Венеции, большой греческой диаспоре. Именно Венеция давала всему греческому миру образованных людей, которые формировали народное самосознание. Но мне кажется, что у греков национализм сложился ещё раньше - в эпоху империи, когда начала проводиться довольно жёсткая национальная политика по отношению к сателлитам империи. И если до этого большинство императоров были не греки даже, часто армяне, исаврийцы... то потом, века, кажется, с XII, на престол стали восходить только греки. И к концу империи появилось понятие эллинов, оно вернулось в качестве положительного определения. До этого оно имело значение «язычники». А теперь мы эллины, «у нас великая история, мы великий народ».

http://pravoslavie.ru/75655.html

тогда мы и здесь хорошо проживём, и попадём в Рай » 563 . «Знайте... что даже если вы претерпите мученичество за Христа, но у вас будет ненависть и отсутствие любви к вашим братьям, напрасным будет ваше мученичество» 564 . Но особое внимание социальной проблематике уделил Косма Этолийский . Понятие о социальной справедливости – одно из ключевых во всём его учении. В своих проповедях святой осуждает стяжательство, для него это не только один из самых страшных пороков, но и препятствие для возрождения нации. Он полагает, что социальное неравенство, а тем более эксплуатация неприемлемы в любой форме, так как противоречат Божественному закону и ведут к разобщению и ненависти: «Плачьте и жалейте тех, кто живёт захватами, несправедливостями и обманом» 565 . Он призывал к умеренности и милосердию, повсеместно просил богатых отказаться от излишней роскоши и направить средства на общее дело возрождения нации: строительство школ, приютов и т. д. Особенно резко Косма осуждал ростовщичество как неправедный способ получения денег, когда человек, не прикладывая собственных усилий и труда, наживается за счёт горя ближнего 566 . Вопреки распространённому мнению, святой не был сторонником бесклассового общества. Он выступал против ростовщиков и знати, так как они были неправедны и мало заботились о простом народе, а не потому что они были богаты. В основе его социального учения лежат те же принципы, что и у других традиционалистов: христианская любовь к ближнему и принципы христианского (православного) вероучения, а отнюдь не гуманизма, разумного эгоизма или (как утверждали некоторые исследователи) 567 следования социалистическим идеалам. Необходимым атрибутом для справедливого устройства жизни на земле является не только любовь к ближнему, но и любовь к Богу: «Естественной является та ситуация, когда у нас есть два этих вида любви, неестественной, когда у нас они отсутствуют. И как птице необходимо два крыла, дабы она могла летать по воздуху, также и мы, братья, нуждаемся в этих двух видах любви» 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010