Косме Этолийскому удалось собрать средства на строительство нескольких сотен учебных заведений. Причём необходимые деньги были собраны не только собственно на строительство школ, но и на подкуп властей для получения разрешения на строительство нового учебного заведения, а также на обеспечение его функционирования в будущем. Таким образом, на его примере мы сможем рассмотреть не только теоретические аспекты организации привлечения необходимых для строительства школ финансовых активов, но и конкретную специфику повседневной практической деятельности. Первым источником средств на строительство школ была доля с общинных и храмовых земель и их доходов. Следующим источником стали пожертвования и дары, приносимые проповеднику, выручку от которых он немедленно направлял на строительство новых школ. Косме жертвовали как на школы, так и на личные нужды, как православные, так и богатые турки. Впрочем, он ничего не оставлял себе, а все средства направлял только на возведение новых учебных заведений. По свидетельству очевидцев, его сопровождало несколько иностранных купцов, продававших платки, чётки, свечи и церковную литературу. По существовавшим между ними договорённостям, они получали треть прибыли, остальные деньги отдавали Косме, и тот использовал их для поддержки вновь открывающихся учебных заведений 384 . Косма Этолийский проявил себя как талантливый организатор. Во многих проповедях он призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку национальной системы образования. Но дело не ограничивалось одними призывами – во время проповеди его сопровождало несколько ювелиров, выкупавших сдаваемые людьми украшения. Часть полученных средств немедленно направлялась на строительство новых школ, часть Косма Этолийский вкладывал под проценты, стремясь обеспечить бесперебойное финансирование этих учебных заведений в будущем 385 . Если пожертвований было недостаточно, он собирал средства среди народа. Так, наблюдатель венецианских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трёхдневном сборе средств, организованном по инициативе проповедника, свидетельствует, что им была собрана колоссальная сумма 386 . Эти средства были положены под процент и впоследствии обеспечили функционирование школ вплоть до конца XIX века 387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Хрисанф не только был связан тесной дружбой с Никодимом, но и оказал определяющее влияние на формирование его мировоззрения и педагогической концепции. В некоторых произведениях 290 святого Никодима отразились его знания философии, медицины, астрономии и военного дела. Но в «Евангельской школе» Смирны, где Никодим завершил своё обучение, таких предметов не было. Можно предположить, что в совершенстве владевший этими науками Хрисанф Этолийский передал свои знания Никодиму, тем самым, повлияв на его последующую писательскую деятельность. Но главным итогом трёхлетнего обучения святого на Наксосе (1773–1775) стало «системное знание греческого языка и филологии» 291 , также ставшее заслугой его учителя Хрисанфа Этолийского. Хрисанф приобрёл общегреческую известность и авторитет ещё в период, когда возглавлял Патриаршую Академию в Константинополе, поэтому и малоизвестная до этого школа на Наксосе вскоре стала знаменитым на всю Грецию духовным и образовательным центром. «Хрисанф очень заботился об образовании своих учеников» 292 , для нужд школы им была собрана большая библиотека. Он хотел, чтобы его ученики после окончания школы на Наксосе продолжали своё образование. Работал с молодёжью острова, проповедовал Евангелие, причём делал это, как правило, бесплатно. Мы полагаем, что представление о возможности безвозмездной работы по просвещению сограждан Хрисанф передал и своим ученикам Косме Этолийскому и Никодиму Святогорцу . Он старался вдохновить учеников собственным примером, так, многие традиционалисты впоследствии на практике применяли его идею о поддержке талантливых учеников, предоставлении им жилья и стипендии. Хрисанф также на практике применил принцип долговременного вклада: в своём завещании оставил на обучение двух одарённых учеников 300 грошей, положив их под 8 процентов годовых. Впоследствии этой практикой пользовались и многие традиционалисты, в том числе и брат Хрисанфа Косма Этолийский , положивший под проценты большие суммы денег на обеспечение созданной им системы образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Действия Космы и Никодима отличались конструктивным подходом; они не вступали в конфронтацию со светскими и церковными властями, а старались наладить сотрудничество с их достойными представителями, не порицали неграмотных священников и неквалифицированных преподавателей, а объясняли им их долг перед соотечественниками, не ограничивались констатацией общественного и образовательного кризиса, а предпринимали действия по его преодолению. Косма Этолийский и Никодим Святогорец исходили из представления, что в церковном учении содержится целостное мировоззрение, предлагающее решение насущных мирских проблем. Преодоление кризиса традиции означало бы для них выход и из образовательного и общественного кризиса. Именно поэтому они сконцентрировались на реализации обширной программы по распространению образования и традиционных ценностей среди народа. При этом православные просветители выступали за поэтапное приобщение людей к церковному учению. Они адаптировали его для простого народа, полагая, что приобщение к традиции должно проходить не только через церковную литературу, но и через осознанное участие в жизни церковной общины. Сотрудничество традиционных просветителей началось ещё на раннем этапе их деятельности. Косма Этолийский и Никодим Святогорец были лично знакомы. Вполне вероятно, святой Косма узнал о непростой ситуации в Венецианских владениях именно из рассказов Никодима Святогорца , по крайней мере, именно такая трактовка событий во многом объясняет особое внимание, которое он уделил проповеди в этом регионе впоследствии. Есть основания полагать, что группой традиционалистов было организовано тайное общество, ориентированное на повсеместное распространение знаний среди народа. Впоследствии они помогали друг другу, стремясь охватить своей проповедью возможно более широкие слои общества. Вопреки устоявшемуся в историографии мнению, Никодим Святогорец помимо писательства признавал и активно использовал другие подходы к просвещению соотечественников, при этом, в отличие от Космы Этолийского , он не рассматривал свои устные наставления и проповеди как педагогические пособия, а предпринял издание отдельных письменных работ, дополняющих его устную проповедь и обращённых к более широкой аудитории. Со временем святой Никодим стал координатором издательской программы традиционалистов, сам искал деньги на издание своих книг, а также их издателей и распространителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Православные традиционалисты разделяют отрицательное отношение к схоластике, полагая её неотъемлемым признаком не только Католической Церкви, но и западноевропейского мышления в целом. По мнению Киреевского, критикуя устройство и идеологию Византийской империи. Просветители не учли, что приверженность схоластическим моделям, столь характерная для западной церкви, в богословской традиции Православной Церкви не занимает сколь-либо существенного места. Более того, «не надобно забывать, что всё современное просвещение сосредоточивалось тогда в Византии» 653 ’. Византийская традиция, поставленная просветителями под сомнение, не только успешно развивалась, но и оказывала влияние на западное сознание: «Поэтому когда со взятием Константинополя свежий, неиспорченный воздух греческой мысли повеял с Востока на Запад и мыслящий человек на Западе вздохнул легче и свободнее, то всё здание схоластики мгновенно разрушилось. Однако же следы схоластической односторонности остались в умах, ею воспитанных» 654 . Киреевский полагает, что противоречия между западным и восточным мышлением, «кроме различия понятий», заключаются также в «способе мышления» 655 и в связи с этим практически непреодолимы. Косма Этолийский и коливады апеллировали именно к этому, народному сознанию, то есть фактически задолго до Киреевского противопоставили западноевропейскому Просвещению просвещение традиционное, следы которого «до сих пор ещё не только замечаются в нравах, обычаях и образе мыслей простого народа, но проникают, так сказать, всю душу, весь склад ума, весь, если можно так выразиться, внутренний состав... человека» 656 . На его возрождении они и сконцентрировали свои усилия. Представители движения коливадов, святой Косма Этолийский и другие традиционалисты, ставили своей задачей возрождение православного богословия в его исконном, незатронутом чуждыми влияниями виде. Фактически необходимо было возродить восточно-христианскую богословскую традицию, которая имеет в своей основе синтез патристики и аскетики и «носит последовательно опытный характер, утверждает приоритет и примат опыта. Эта определяющая черта его порождается отнюдь не приверженностью к парадигме опытного эмпирического познания, как в европейской науке Нового Времени. Её корни совсем в другом: в истовом стремлении не утерять, сохранить во всей целости и полноте аутентичное ядро христианского благовестия – ибо это ядро здесь видели не в каком-то учении и не в каких-то идейных установках, а именно – в новом уникальном (и мета-антропологическом!) опыте, опыте христо-центрического способа жизни, жизни со Христом и во Христе» 657 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Афанасий Зоитакис Введение Восемнадцатый век вошёл в историю греческой общественно-политической мысли как время борьбы сторонников традиционных ценностей и идей новогреческого Просвещения 1 . Православный традиционализм долгое время оставался на периферии интересов Академической науки. Поэтому многие аспекты деятельности этого движения остаются дискуссионными, или вообще ещё не были предметом серьёзного научного исследования. Спорным остаётся, в частности, вопрос о характере традиционного просветительства: было ли оно единым идейным течением, или мы имеем дело с суммой самостоятельных общественно-политических концепций деятелей, принявших весьма дифференцированное участие в просвещении соотечественников. Одними из наиболее значимых приверженцев православной традиции были рассматриваемые в нашем исследовании персоналии: Косма Этолийский и один из лидеров так называемого движения коливадов 2 Никодим Святогорец . Святой Косма Этолийский (1714–1774) – один из самых известных деятелей новогреческой истории. Родился в центральной материковой Греции 3 . По завершении своего обучения, он принял постриг в обители Филофеу. Пробыв там несколько лет, святой отправился в первое миссионерское путешествие. С главной целью – укоренить православную традицию среди соотечественников и способствовать восстановлению утраченного языкового единства 4  – он посетил с проповедью почти всю территорию Константинопольского Патриархата и открыл более тысячи школ. В 1774 году Косма был схвачен турками и принял мученическую кончину. В 1961 г. Косма был причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом. Святой Никодим Святогорец (1749–1809) – крупнейший православный богослов, талантливый и плодовитый писатель. Родился в 1749 г. на острове Наксос. С детства проявил выдающиеся способности, феноменальную память и тягу к знаниям. Закончив ряд учебных заведений, отправился на Афон, где принял постриг в обители Дионисиат. Изучил рукописи многих Афонских монастырей, был активным издателем и популяризатором авторских и переведённых им на народный язык святоотеческих произведений. Никодим активно сотрудничал со многими современными общественными и церковными деятелями, вёл активную переписку. Скончался в 1809 году на шестидесятом году жизни. Причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом 31 мая 1955 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Следующий тип источника – письма Космы Этолийского . На данный момент найдено двенадцать писем, и все они собраны в книге Кандиотиса. Важность этого источника невозможно переоценить: письма проливают свет не только на деятельность святого Космы (основание школ, взаимоотношение с властями), но и помогут нам рассмотреть язык, которым он пользовался. В данном отношении это очень важный источник, ведь письма, в отличие от поучений и пророчеств, были написаны самим Космой Этолийским . Интересно, что некоторые из писем сохранились лишь в списках, и это ещё одно свидетельство беспрецедентного почитания святого Космы, не только поучения, но даже и письма которого бережно сохранялись и распространялись среди народа. Стилистически письма похожи между собой – они написаны на простом народном языке. Насколько язык проповедей близок языку писем? Ответ на этот вопрос однозначен: достаточно близок, хотя и является более литературным, книжным. Очевидно, что в проповедях Косма Этолийский использовал тот же язык, «приспособленный к местным языковым условиям» 25 . Следует отметить, что, будучи хорошо образованным, Косма Этолийский мог пользоваться разным языком, в зависимости от условий и потребностей своей аудитории, всегда достигая на неё максимально возможного воздействия. Творческое наследие святого Никодима беспрецедентно по своему объёму и масштабам. Никодимом Святогорцем написано более двух сотен произведений, некоторые из которых – объёмные, иногда многотомные сочинения. Характер нашего исследования не позволяет подробно остановиться на каждом произведении, принадлежащем перу Никодима, поэтому мы сосредоточимся на краткой характеристике его наиболее значимых, этапных трудов. При этом особый интерес для нашего исследования представляют книги, изданные до революции 1821 г. Именно эти произведения могут стать источником данных по пропагандируемым традиционалистами ценностям и степени влияния подобной идеологии на участников греческого национально-освободительного движения. Писательские интересы святого Никодима чрезвычайно многогранны – в своих произведениях он касается разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни. У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

На наш взгляд, заслуга Космы Этолийского проявилась не только в выработке новых образовательных методик, но и в результативном использовании существовавших ранее наработок и возрождении находившегося в глубочайшем кризисе школьного образования. Система церковного образования, ответственности архиереев и священников за создание новых школ и просвещение соотечественников существовала и до Космы Этолийского . Однако к моменту начала его деятельности, большинство архиереев и священников не принимало никакого участия в образовании соотечественников. Коррупция и нехватка достойных пастырей нанесла по системе школьного образования серьёзнейший удар, о просвещении простого народа уже мало кто заботился: не было денег на основание новых школ, закупку и издание литературы, оплату труда достойных квалифицированных преподавателей. В этой ситуации участники православного просветительского движения фактически взяли на себя функции, за которые традиционно отвечала Патриархия, епископат и клир. При этом их действия отличались подчёркнуто позитивным подходом: они не вступали в конфронтацию с Патриархом и епископами, а старались сотрудничать с достойными представителями высшей иерархии, не осуждали неграмотных и пассивных священников, а объясняли им их долг перед соотечественниками, не ограничивались критикой и констатацией образовательного кризиса, а предпринимали конкретные действия по его преодолению. Для восстановления роли священства в греческом обществе Косма Этолийский старался поднять его авторитет: «Миряне, почитайте ваших священников» 357 , «...И если вдруг тебе придётся встретить священника и царя, посади священника выше царя. А если священника и ангела, поприветствуй сначала своего батюшку, ибо священник по должности своей выше ангелов» 358 . Со своей стороны, священники должны были быть достойными своей должности и всю свою жизнь посвятить спасению мирян: «Святые отцы, заботьтесь о мирянах, чтобы они спаслись и вы вместе с ними» 359 . Священник, «прочитав закон, должен осознать свой долг» – проповедовать Евангелие, учить христиан, как жить в соответствии с православной верой и традицией, сплачивать и консолидировать соотечественников, следить за мирным функционированием общины 360 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Выступая против образовательных концепций западноевропейских Просветителей, Косма ориентировался, прежде всего, на «классическую» византийскую образовательную традицию 379 . При этом он преобразовывал её, вносил изменения, отвечавшие духу времени, делавшие её более актуальной и эффективной. Эти изменения мы можем проследить как в концепции самого проповедника, так и в образовании, к которому он апеллировал и которое пропагандировал. Главной особенностью образования Космы Этолийского стал его всеобщий и бесплатный характер. «Вы должны все учиться грамоте» 380 , – призывал всех своих слушателей вне зависимости от социального положения и половой принадлежности Косма Этолийский . Призыв ко всеобщему и бесплатному образованию был по тем временам революционным и передовым шагом. Действительно, раньше в Византийской империи возможность получить образование имели, прежде всего, дети из обеспеченных семей (из бедных семей возможность выучиться грамоте бесплатно могли только одарённые дети). В период же турецкого владычества и они теряют такую возможность. Косма не просто на словах призывал к тому, чтобы «все дети, и богатые и бедные, учились безвозмездно» 381 , но и сделал всё возможное, чтобы сделать такую практику повсеместной. Ещё с древнегреческих времён женщины были фактически исключены из образовательной системы. Образованных женщин были единицы, да и те получали образование не в школах, а на дому. Во всех своих поучениях Косма говорит о равенстве людей, выступая против глубоко укоренившихся в народе представлений о женщине как о низшем существе, «недочеловеке»: «Следует и тебе, брат мой мужчина, не относиться к жене своей как к невольнице, ибо она тоже создание Божье, как и ты» 382 ; «Здесь как вы относитесь к женщинам? – Как к низшим существам. – Напрасно, братья мои, если хотите быть лучше, чем женщины, вы должны и делать лучшие дела, чем они» 383 . Такой подход, естественно, отразился на образовательной концепции – святой Косма, пожалуй, первым говорит о необходимости обучения девочек наравне и наряду с мальчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Однако практика когда более половины местных жителей приходило послушать поучения святого Космы, представляет собой не редкое исключение, а повсеместно распространённое правило. В пользу достоверности цифр, приводимых Мамонасом, говорит и то обстоятельство, что мы имеем дело со свидетельством незаинтересованного, независимого общественного деятеля. «Косма общался с народом не посредством своих текстов, а гораздо более прямым, непосредственным образом, устной проповедью и самим своим образом жизни. Именно поэтому, чтобы понять масштаб его вклада, мы обязаны обратиться к реакции толпы, следовавшей за ним» 710 . Таким образом, реакция современников приобретает в контексте нашего исследования особенное значение. Помимо масштаба деятельности Космы Этолийского , она проливает свет на его просветительскую миссию, на реакцию, которую вызывала пропагандируемая православными просветителями традиционная идеология не только у современников, но и у представителей последующих поколений. «Куда бы ни приходил» Косма Этолийский , «происходило большое стечение христиан, и они с умилением и благоговением слушали его» 711 . «Диких усмирял, разбойников делал кроткими, жестоких и немилосердных показал милосердными, неблагочестивых благочестивыми, неграмотных и диких научил священной грамоте и приучил к хождению на божественные службы... грешников привёл к большому покаянию, к исправлению; так что говорили все, что при их жизни воссиял новый апостол» 712 . На первый взгляд, эта цитата биографа и ученика святого Космы представляется лишь рядом агиографических штампов, однако, это не совсем так. Если отбросить свойственную житийной литературе красочность и метафоричность речи, в этой цитате мы находим свидетельство не только популярности Космы, но и убедительности его слова, силы воздействия его проповеди на современников. Одного слова святого было достаточно, чтобы слушатели вносили кардинальные изменения в свой жизненный распорядок: «раньше торговые дни были в пятницу, субботу и воскресение; аскет святой Косма отменил воскресение, чтобы христиане не имели работ в этот день, и так и случилось, торговля по воскресным дням прекратилась» 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В начале этого раздела необходимо остановиться на причинах, обусловивших популярность традиционалистов и способствовавших повсеместному распространению их взглядов. Слушателей привлекали самоотверженность и самопожертвование традиционных просветителей, их уверенность в своей правоте. Трудолюбие и неутомимая работа на износ – основные средства, с помощью которых они стремились к достижению поставленных целей. Ради просвещения соотечественников Косма Этолийский отказался от всех своих личных интересов и отправился в долгий, утомительный и опасный путь по Балканскому полуострову: «И теперь, по милости Господа нашего Иисуса Христа, у меня нет ни кошелька, ни сундука, ни дома, ни другой рясы, кроме той, которая на меня надета» 773 . Таким образом, он сам становился примером самоотверженной любви к ближнему 774 , о которой рассказывал в своих поучениях, тем самым призывая соотечественников последовать за ним: «Моя работа – ваша работа, работа для нашей веры и нации» 775 . Собственным примером Косма словно подчёркивал – для спасения нации необходим кропотливый и самоотверженный труд, включающий в себя самопожертвование и понимание важности национального возрождения 776 . «Если ты стал монахом – борись, чтобы стать светом и примером для мирян» 777 , эти слова Никодима Святогорца вполне отражают принцип, на котором традиционные просветители основывали свою деятельность. В надежде найти деньги на издание своих книг, Макарий Коринфский месяцами жил в густонаселённом и шумном городе Смирна. Он терпел множество лишений, с трудом добывал средства себе на пропитание, вынужден был оставить привычную аскетическую обстановку и окунуться в сложную жизнь огромного города. Работоспособность Никодима Святогорца также производила на современников неизгладимое впечатление. Бессонные ночи в библиотеках подорвали его здоровье. В последние годы жизни он был мучим тяжёлым недугом, несмотря на который продолжал свою архивную работу и публикацию своих произведений. Обширнейшая издательская деятельность Афанасия Паросского также была обусловлена его работоспособностью и забвением собственных интересов перед лицом стоявших пред ним просветительских задач 778 . Пожалуй, призыв к подвигу и самопожертвованию и стал главным вкладом традиционалистов в освободительное движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010