Лидерами традиционалистов стали участники так называемого движения коливадов (к ним относился и «крупнейший богослов со времен Григория Паламы» Никодим Святогорец ), равноапостольный Косма Этолийский и некоторые другие афонские монахи, архиереи и миряне. Видя трагическую ситуацию, сложившуюся в обществе («Изменения в стране повредили… нравам» , произошло «наводнение безразличия... и отсутствия страха Божия» , – писал Никодаим Святогорец), традиционалисты предложили свой, основанный на православном миропонимании, выход из кризиса. Это движение рождалось в противоборстве с западным Просвещением, но суть его состояла не в априорном отрицании просветительской идеологии, а в предложении альтернативной ей системы ценностей, в основу которой легло православное представление о человеке и обществе. Миссионерская деятельность традиционных просветителей носила многосторонний характер: с одной стороны, они стремились вернуть отошедших от Православия людей в лоно Церкви, с другой – хотели возродить чистоту христианской жизни, распространить святоотеческую традицию и укрепить единство народа. Представители движения исходили из того, что для успеха миссионерской деятельности необходимо возрождение национальной системы светского и религиозного образования. Именно поэтому они приняли активное участие в открытии школ и распространении грамотности. Традиционалисты были выходцами из монастырей, преимущественно афонских. В связи с этим необходимо понять, почему монахи, посвятившие всю свою жизнь борьбе со страстями и непрестанной молитве, стремившиеся к достижению обожения, обратились с проповедью к соотечественникам, тем самым в какой-то степени поставив под угрозу личное спасение. На всю остроту и принципиальность этой проблемы указывает в одном из своих поучений Косма Этолийский: «Вы хотите сказать: “А ты ведь монах, что ты делаешь в миру?” И я, братья мои, неправильно поступаю, но так как народ наш погряз в невежестве, я сказал себе: “Пусть Христос потеряет одного меня, одну овцу, но обретет других”. Быть может, по милосердию Божиему и вашим молитвам спасусь и я» .

http://pravoslavie.ru/41414.html

Космы Этолийского , Никифора Феотокиса и Евгения Вулгариса . Все они были объединены «созерцательно-аскетической традицией Православия» 84 и посвятили свою жизнь просветительскому служению. Особняком в отечественной историографии стоят работы современного отечественного исследователя С. Хоружего, посвящённые изучению исихазма, традиционализма, аскетизма, причём как в России, так и в Греции. Его работы уникальны не только в контексте отечественной, но и всей мировой историографии: многие аспекты рассматривались автором впервые, также поражает глубина их анализа. Среди множества работ Хоружего наше внимание привлекли: фундаментальная монография «К феноменологии аскезы» 85 и несколько его статей, в которых автор проводит всесторонний анализ разных аспектов православной традиции 86 . Подводя итоги, отметим, что интерес отечественной исторической науки к греческому национально-освободительному движению, причинам, способствовавшим его успеху, а также его последствиям и значению, можно оценивать как весьма значительный. В то же время, в центре внимания русской и советской историографии всегда было преимущественно новогреческое Просвещение, при этом изучению православного традиционализма уделялось непропорционально мало внимания. Начиная с девяностых годов двадцатого века интерес к традиционализму постепенно возрастает, но, несмотря на это обстоятельство, многие его стороны и аспекты не только ещё недостаточно исследованы, но и вообще не подвергались рассмотрению в отечественной историографии. В западноевропейской историографии преимущественное внимание также уделялось новогреческому Просвещению. В связи с этим роль участников традиционно-просветительского движения в формировании национального самосознания греков недооценивалась и была мало представлена в трудах западноевропейских историков. Как мы уже отмечали в источниковедческом обзоре, первые упоминания о Косме Этолийском встречаются в путевых заметках европейских путешественников, посетивших Грецию в начале девятнадцатого века. В последующие годы имена Космы и Никодима 87 периодически фигурировали в работах самой разной тематической направленности 88 . Эти работы сами по себе не представляют значительного интереса, сведения о традиционалистах в них носят отрывочный характер, но они значимы в связи с тем, что большинство из них отражает традиционные для западной историографии представления. Косма Этолийский характеризуется как греческий националист, фанатик 89 , другие традиционалисты как мракобесы и реакционеры 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Такие же предположения большинство учёных выдвигает и в отношении Никодима Святогорца . Однако детального анализа просветительской концепции и конкретного вклада Святогорца в освободительное движение фактически не проводилось, как правило, дело ограничивалось одними декларациями. В 1971 году была начата публикация серии, посвящённой ста пятидесятилетней годовщине освобождения Греции. Многие из вошедших в неё изданий оставили заметный след в греческой историографии. Первая книга серии посвящена выдающимся личностям, по мнению автора, способствовавшим возрождению Греции 142 . Она отражает популярную в историографии точку зрения, в соответствии с которой Косма Этолийский «был предтечей Ригаса и Кораиса» 143 . Рассказывая о жизненном пути и деятельности проповедника, автор приходит к выводу, что он «удержал от неизбежного исчезновения население целых районов страны» 144 . Показательно, что среди «выдающихся личностей», способствовавших освобождению греческих земель, не упомянуты ни Никодим Святогорец , ни другие коливады. Большая часть работ, посвящённых Косме Этолийскому и Никодиму Святогорцу , сочетают в себе признаки как научных, так и церковно-популяризаторских работ. С одной стороны, они написаны простым языком, с другой – авторы последовательно опираются на данные источников, стараются избегать пафоса, стремясь к грамотному научному анализу. Пожалуй, лучшей работой этого направления следует признать монографию С. Саккоса. Автор ещё в детстве узнал о Косме Этолийском , причём не из научной литературы (которая, по его мнению, долго обходила его вниманием), а из рассказов своей бабушки 145 . Он высоко оценивает деятельность Космы Этолийского , сумевшего в обстановке духовного кризиса «возродить духовную свободу, чтобы сохранить национальную» 146 . Заслуга святого в том, что он помог народу «возродиться духовно, освободиться от морального, социального и духовного порабощения» 147 . Помимо рассмотрения биографии Космы Этолийского , монография также посвящена тематике его поучений, основное внимание при этом концентрируется на богословской и отчасти социальной проблематике.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Многие из предсказаний святого Космы долгое время оставались для нас загадкой и вызывали самые противоречивые толкования. Более того, зачастую в народном сознании они смешивались с существовавшими во множестве лже-пророчествами об освобождении Царьграда. Старец Паисий не только истолковал для нас многие доселе непонятные слова святого, но и помог отделить «зерна от плевел» – истинные свидетельства Духа Святого от предсказаний лжепророков, вводящих нас в смущение и заблуждение. Святого и старца связывают не только общие пророчества о судьбе Царьграда, но и естественная для большинства греческих подвижников любовь к Византии и приверженность идее православной многонациональной империи. Византия для них – это не только политическая программа, но и образ мысли и мироощущения: «Византия положила начало на Святой Горе. Сегодня Святая Гора могла бы возродить Византию, лишь бы нам сохранить в себе силу, не “полинять”, не ”обесцветиться”. Смотрите, люди сейчас во всем разочарованы и ищут чего-то, что имело бы непреходящую ценность. Это очень легко. Лишь бы мы сами не полиняли» . Византия – образ государства, неразрывно связанного с Православием, основанного на Православии. Это «христианское царство», по меткому определению святого Космы Этолийского. «Красные жилеты изгонят турок из Города». Смысл этого пророчества нам пока неизвестен. Высказываются предположения, что красный цвет будет присутствовать в форме воинов-освободителей. «В Городе прольется столько крови, что в ней сможет плавать трехлетний бычок». Это пророчество было дополнено старцем Паисием: «В Константинополе будет жестокая битва между русскими и европейцами. Прольется много крови» . «Через долину Музини пройдут войска, направляющиеся в Константинополь. Пусть женщины и дети уйдут в горы. Вас будут спрашивать: “Далеко ли Город?” Отвечайте: “Он близко”. Отвечая так, избегните многих бед». Долина Музини располагается в Северном Эпире. Хотя эта греческая провинция находится сейчас на территории Албании, в ней до сих пор проживает значительная часть неалбанского (преимущественно греческого) населения, к которому и обращался святой Косма в своем пророчестве.

http://pravoslavie.ru/1391.html

Косма предпринимал и другие попытки организовать своих сторонников. В своих проповедях он призывал народ организовываться и поддерживать друг друга. Школы должны были стать не только местом, где обучалось подрастающее поколение, но и центром общественных и образовательных собраний для всего местного населения: «для сохранения веры и свободы отечества постарайтесь построить на вашей родине школу». Школы, основанные Космой, воспитывали в подрастающем поколении идеал свободы. Через знание традиции и истории своего народа, его языка и культуры, ученики приобретали желание и даже потребность освобождении родины от иноземного ига. Помимо знаний, школа воспитывала в нации и чувство ответственности за судьбу страны. Просветительская деятельность Космы и школ, которые он основывал, были направлены на то, чтобы народ вспомнил о своих корнях и истоках, а через их осознание пришел к пониманию необходимости национального возрождения: «Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия определяют нашу любимую родину и без них нация наша погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем». Важным элементом концепции Космы Этолийского стала моральная подготовка соотечественников к освобождению от иноземного ига. После неудачи череды антиосманских восстаний, многие опустили руки, посчитав, что освобождение недостижимо. Проповеди и пророчества Космы подарил народу надежду, не случайно их рукописные списки разошлись по всей Греции. В свою очередь, чтение пророчеств святого «стало любимым чтением греков». Эти тексты несли в себе веру в скорое освобождение. Собственные усилия в сочетании с верой в Бога должны были скоро и непременно принести «желаемое» освобождение. Своей уверенностью он давал надежду соотечественникам, вдохновляя их на новые свершения и борьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Пророчества Космы Этолийского о современном человечестве Святой равноапостольный преподобномученик Косма Этолийский Эти пророчества касаются материальной и духовной жизни современного человека: его интересов, быта, образования – и имеют для нас особый интерес и значение. Святой Косма Этолийский своим пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнется современное общество. Многие из них сейчас только зарождаются и, вероятно, со временем будут приобретать еще больший размах. Быть может, говоря о финансовом кризисе, непереносимых налогах, невозможности получить правдивую информацию и крахе образовательной системы, святой имел в виду какие-то события будущего. Однако уже сегодня в нашей повседневной жизни мы вполне можем увидеть исполнение пророчеств Космы Этолийского. 1. «Придет время, и вы ничего не станете узнавать». Современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение: они подают только выгодные им факты, дозируют информацию, порой пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными. Когда говорят об отсутствии гласности, имеют в виду, прежде всего, тоталитарные страны. Однако и в демократических государствах ситуация не лучше: действительно, много ли знают современные американцы или европейцы о войне в Южной Осетии? Газеты, журналы, радио- и телепередачи все больше и больше походят одна на другую: их содержание, редакционные комментарии все менее и менее разнообразны. В практику прессы вошло применение «консервативных» передовиц, которые готовятся в центральном агентстве и продаются газетам как расфасованный товар. СМИ поддерживают точку зрения и защищают интересы крупных компаний и государственных структур, от которых находятся в финансовой зависимости. Место серьезных изданий стала занимать журнальная беллетристика, специализирующаяся, как правило, на сексуальных темах и сплетнях, и журналы-дайджесты, трактующие по своему вкусу огромное количество информации и «облегчающие» читателю задачу не только получения, но и осмысления сведений о происходящих событиях, что, в конечном счете, отнимает желание и способность самостоятельно мыслить .

http://pravoslavie.ru/28179.html

Афанасий Зоитакис Характеристика источников Всю совокупность источников можно разделить на несколько групп: творческое наследие Космы Этолийского (пророчества, поучения, письма), совокупность произведений Никодима Святогорца , наконец, воспоминания современников и другие свидетельства, проливающие свет на деятельность двух святых и отражающие их взгляды. Однако, для более полного раскрытия темы нашего исследования, мы сочли необходимым привлечь ряд дополнительных материалов. Прежде всего, это документы, позволяющие дать характеристику двум крупнейшим направлениям новогреческой общественной мысли конца восемнадцатого века – православного традиционализма и новогреческого Просвещения в целом. Также источники по греческой истории накануне национально-освободительной революции. Помимо освещения исторической обстановки в целом, они позволили полнее раскрыть образ рассматриваемых в нашем исследовании персоналий и осветить место их взглядов в общественной мысли Новой Греции. Следует особо отметить, что в исследовании использованы ненарративные: устные и вещественные источники. Также впервые вводятся в научный оборот архивные источники, найденные нами в библиотеках афонских монастырей и других архивных хранилищах. Творческое наследие Космы Этолийского достаточно обширно. Можно выделить три группы документов, авторство которых приписывается святому Косме и которые в той или иной степени отражают его учение и общественную деятельность: поучения (проповеди), письма и пророчества. Так как эти источники различаются по типу и по степени достоверности, следует рассмотреть их в отдельности. Однако общим подходом к их анализу будет установление их авторства и хронологии, а также характеристика языка, структуры, достоверности и происхождения. Для донесения своих идей до народа Косма Этолийский использовал поучения, которые произносились им при большом скоплении народа в различных населённых пунктах. Помимо текстов восьми поучений, до нашего времени сохранились несколько притч (небольших текстов дидактического характера) и отдельных отрывков. Они тесно связаны с поучениями как тематически, так и структурно, и, соответственно, будут рассмотрены в этом разделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Пролить свет на проблему распространения рукописей помогли материалы венецианских архивов, введённые в научный оборот А. Ксанфопулу-Кирьяку. Эти данные подтвердили более ранние свидетельства о прижизненном распространении рукописей с проповедями Космы Этолийского , которые даже зачитывались на службах в храмах 19 . Также важно, что венецианские власти нисколько не сомневались в соответствии текстов рукописей и проповедей Космы, но в то же время указывали на то, что он не сам их написал 20 . Рукописи с текстами проповедей Космы Этолийского были хорошо известны ещё при жизни проповедника, а после его мученической кончины их распространение приобрело невиданные масштабы. Проповеди и письма святого были настолько популярны в народе, что зачитывались даже на службах в храмах; «прошу вас, братья мои христиане, ещё ненадолго остаться в храме, и не полениться послушать некоторые слова святого Космы, которые я вам скажу, проповеданные им в прошлые времена. Благослови владыко» 21 . В этой части нашей работы мы не будем подробно анализировать содержание поучений, тем не менее, для составления представления об их характере и тематике необходима краткая предварительная аннотация. В основе учения Космы Этолийского лежит рассказ о догматических, этических и социальных проблемах. Все они тесно связаны между собой и вполне укладываются в общую непротиворечивую концепцию. Многие исследователи ошибочно переоценивали некоторые аспекты и уделяли им преимущественное внимание в ущерб другим (подробнее об этом см. в историографическом обзоре). Такой подход приводил к ошибочным и односторонним толкованиям и не позволял воссоздать полную, правдивую картину его учения. Долгое время исследователи обходили стороной решение проблемы подлинности поучений. Публикуя тексты рукописей, учёные не проводили их всестороннего источниковедческого анализа, не исследовали их происхождения, а всего лишь перепечатывали тексты поучений из старых публикаций и рукописей. Среди этих изданий наибольшей популярностью пользовался труд епископа Августина Кандиотиса « Косма Этолийский » (первое издание в 1950 году). Эта книга выдержала более десяти переизданий и помимо поучений также содержит письма и пророчества Космы Этолийского . По признанию самого автора, «поучения святого публикуются без изменений по предыдущим изданиям» 22 . Действительно, все собранные Кандиотисом тексты издавались ранее. Заслуга составителя в том, что он собрал эти материалы вместе, и тем самым в совокупности они составили наиболее полное на тот момент издание.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

С этим связан и ещё один приём, широко используемый Никодимом – наличие в его произведениях своеобразного двойного концептуального уровня – они были составлены таким образом, чтобы одновременно быть доступными и начинающим, и более продвинутым слушателям (к последним, как правило, были обращены вынесенные за рамки основного текста произведения сноски). Яркий пример такого подхода – «Невидимая брань» – произведение, содержащее в себе руководство одновременно для нескольких ступеней духовной жизни. Никодим выступал за поэтапное, последовательное приобщение людей к церковному учению. Общаясь с простыми людьми, он знал, что они мало интересуются тонкими богословскими материями и спорами. Поэтому передача знаний и адаптация церковного учения к нуждам простого народа должны были происходить не только через церковную литературу, но и его осознанное участие в церковной жизни, которое в перспективе должно было способствовать консолидации разрозненных национальных сил. Для реализации своей просветительской миссии Никодим Святогорец использовал ряд органично дополнявших друг друга способов. Как и Косма Этолийский , он получил в своей деятельности широкую поддержку, в том числе, и в кругах высшего духовенства и Патриархии. Она позволила организовать сбор средств на реализацию значимой издательской программы (в частности, деньги на издание «Пидалиона» были собраны среди афонских монахов). Произведения Никодима были обращены не только к грекам, но и ко всем православным христианам, поэтому он благосклонно смотрел на перспективу наладить международное сотрудничество по изданию произведений богословского и аскетического характера. Для этих целей им была предпринята поездка к Паисию Величковскому , которая, однако, к разочарованию Никодима, не увенчалась успехом. Наше исследование показало, что ответы на многие вопросы, касающиеся просветительской деятельности Никодима, следует искать в особенностях исихастской традиции, приверженцем которой, несомненно, он был. Именно следованием традиции, жизнью в соответствии с аскетическим опытом, накопленным предшествующими поколениями афонских монахов, объясняются его трудно постижимые, с точки зрения формальной логики, перерывы в активной просветительской деятельности и временный уход со Святой Горы для одинокой отшельнической жизни на острове Скиропула.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Образование – именно то, что отличает человека от животного: «если, брат, научишь своего сына грамоте, только тогда он становится человеком, если же не научишь, то он будет как свинья. Школа открывает церкви, школа открывает монастыри» 376 . Во всех своих проповедях Косма Этолийский подчёркивает, что только образование удерживает от распада человека, сдерживает его животные низменные инстинкты, обогащает его внутренний мир и, в конечном счёте, делает его ближе к Богу. Именно в безграмотности он видел основную причину бед, постигших нацию: «Неужели не видите, как одичал наш народ, из-за нашей безграмотности мы уподобились диким зверям. Поэтому я советую вам сделать всё возможное, чтобы открыть в ваших селениях школы, чтобы вы понимали Святое Евангелие и не пребывали во тьме» 377 . То есть образование не просто даёт сумму знаний, но и воспитывает человеческие качества, в какой-то степени несёт социальную и общественную функции. Косма был против безнравственного образования, лишённого моральных ценностей и духовных ориентиров. При этом он полагал, что христианство является единственной возможной сутью морали. Просветители отвергали такой подход, полагая, что мораль можно выстроить и вне религии, на естественных, присущих человеку нравственных свойствах и на представлении о разумности и пользе. Получив фундаментальное образование, Косма не раз использовал приобретённые в Афонской Академии знания в своей просветительской деятельности. В частности, он неоднократно в своих проповедях ссылался не только на византийских, но и на античных авторов. Конечно, мы имеем дело не с прямым цитированием (слушатели Космы были преимущественно неграмотны и едва ли вообще были знакомы с античной традицией), а с творческим использованием этих текстов в подготовке проповедей. Один из слушателей Космы Этолийского писал: «Я слышал и другое поучение, где он показал, что не чужд естественных наук... показал знание разнообразных философских систем, говорил о природном составе небесной материи, количестве планет и звёзд» 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010