Делос в 314 г. освободился от власти Афин и принял демократическую конституцию. В течение «периода независимости» (314-166) Делос находился в сфере влияния птолемеевского Египта и был центром конфедерации островных гос-в. В 166 г. римляне вновь передали Делос под власть Афин, объявив его свободным портом, после чего начался период беспримерного процветания Делоса. Остров стал крупным невольничьим рынком: иногда за день на Делос привозили и продавали до 10 тыс. рабов ( Smrabo. Geographia. X 5. 4). Год от года развивались торговля и банковское дело, строились причалы, порты и доки. Процветание закончилось в 88 г., когда остров был захвачен и разграблен флотом понтийского царя Митридата VI Евпатора и 20 тыс. делосцев было истреблено. Существование отдельных греч. полисов в рамках Македонской монархии порождало в гражданах чувство абсолютного бессилия перед лицом деспотизма. Выход был найден в создании на договорной основе полисных федераций. В нач. III в. большого влияния добился Этолийский союз (сформирован в кон. IV в.), в состав к-рого к кон. III в. вошли почти вся Ср. Греция (кроме Аттики, подчиненной Македонии), Элида и Мессения, а также нек-рые острова Эгейского м. Это была мощная федерация с сильной центральной властью. Этолийцы отстояли Дельфы от нашествия кельтов (279), возглавили Дельфийскую амфиктионию. Одни полисы присоединились к союзу добровольно, другие были завоеваны (все они были равноправны и сохр. автономию). Этолийский союз занимал неизменно враждебную позицию по отношению к Македонии и поддерживал демократические элементы в др. греч. гос-вах. В 280 г. возник Ахейский союз, членами к-рого вскоре стали Коринф, Сикион и Мегара. Блестящий период в истории этого объединения связан с именем Арата, в 245-213 гг. фактически руководившего союзом. К 230 г. Ахейский союз насчитывал ок. 60 полисов и охватывал значительную часть Пелопоннеса. Политически постепенно Ахейский союз все более сближался с Македонией. Аттал I. Ок. 200 г. до Р. Х. (Гос. музеи Берлина, Пергамский музей)

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Вулгарис оказал большое влияние на традиционалистов. Даже наиболее последовательный противник следования западным образовательным стандартам, самый осторожный из традиционных просветителей святой Афанасий Паросский (он также был учеником Вулгариса) никогда не отвергал учёной традиции и не дистанцировался от своего учителя, к которому всегда испытывал безграничное уважение 246 . Стоит сказать несколько слов и о других преподавателях Космы по Афонской Академии. Несмотря на то, что их влияние на святого было несоизмеримо меньшим, чем влияние Вулгариса, на наш взгляд, этот вопрос неправомерно обойдён современной историографией. Евгений Тзардзулис и Панагиот Палама обладали у современников высоким авторитетом. Например, один из лидеров Просвещения Моисиодакс считал Тзардзулиса, наряду с Вулгарисом и Н. Феотокисом, одним из трёх «способных преподавать любую науку» 247 . Как и Вулгарис, Тзардзулис был «русофилом, сторонником Великой Идеи, мечтавший об основании греческой империи на развалинах турецкого государства» 248 . Молва о нём быстро распространилась по всей Греции и в какой-то момент даже «заслонила собой славу Вулгариса» 249 . Как впоследствии и святой Косма, Тзартзулис активно использовал простой язык, чтобы донести свою просветительскую программу до широких народных масс. Панагиот Палама читал в Академии эллинскую словесность, причём его лекции пользовались у учеников громадным успехом 250 . Интересно, что он также был активным просветителем-практиком и основал впоследствии школу в городе Месологи. Мы полагаем, что проведённое исследование опровергает мнение одного из наиболее авторитетных современных греческих учёных профессора Христоса Яннараса , в соответствии с которым Косма Этолийский «возник из ниоткуда», вопреки любым предпосылкам: «...Из каких школ, благодаря каким учителям, какому церковному кругу появился этот человек?» 251 Как видим, святой вышел из круга таких же традиционалистов, убеждённых сторонников освобождения родины через повсеместное распространение грамотности среди народа. Он был учеником Вулгариса, которого сам Яннарас называет «наиболее выдающимся греческим книжником XVIII века» 252 . Если, по словам самого Яннараса, Вулгарис «остался верен православным догматам» 253 , по каким причинам он отделяет Косму от всех его современников, подчёркивая, что только в его учении можно встретить «осязаемое чувство евангельского спасения, которое можно увидеть лишь в величайших произведениях святоотеческой традиции»? 254 Опыт последующей просветительской деятельности Космы Этолийского показал, что он никогда окончательно не разрывал связи с современной ему учёной традицией, а, напротив, активно пользовался полученными знаниями в своей просветительской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Записывали слова Святого, с одной стороны, люди необразованные или полуграмотные, внося в текст свои орфографические и смысловые ошибки, с дру­гой – учёные, старавшиеся «подправить» то, что, по их мнению, было недостаточно литературно и логично. 5. История публикации Поначалу поучения святого Космы существовали только в форме рукописей. Их систематическая пуб­ликация началась во второй половине XIXb. Впер­вые одно из поучений было опубликовано в 1863 году на острове Керкира (Корфу) под заголовком «Поуче­ние святого и славного равноапостольного Космы Но­вого» (это была публикация проповеди Святого, произнесённой в 1779г. в одном из храмов города Янина). Впоследствии это и другие поучения неоднократно переиздавались. Долгое время исследователи обходили стороной решение проблемы подлинности поучений. Публи­куя тексты рукописей, учёные не проводили их всестороннего источниковедческого анализа, не иссле­довали их происхождения, а всего лишь перепеча­тывали тексты поучений из старых публикаций и рукописей. Среди этих изданий наибольшей популярностью пользовался труд епископа Августина Кандиотиса « Косма Этолийский » (первое издание осуществлено в 1950 году). Эта книга выдержала более десяти переизданий и помимо поучений также содержит письма и пророчества Космы Этолийского . По признанию самого автора, «поучения Святого публикуются без из­менений по предыдущим изданиям» 79 . Действительно, все собранные Кандиотисом тексты издавались ранее. Заслуга составителя в том, что он собрал эти материа­лы вместе, и таким образом они составили наиболее полное на тот момент издание. Подлинный прорыв в сфере исследования и пуб­ликации поучений Космы Этолийского совершил из­вестный греческий филолог и историк И.Менунос. Он не только смог собрать все рукописи вместе, но и провёл их сравнительный анализ. В результате он опубликовал восемь поучений Святого, притчи (неболь­шие тексты дидактического характера), а также дру­гие сохранившиеся отрывки, тематически и по содер­жанию относящиеся к проповедям. Автор справед­ливо отказался от реконструкции единого исходного текста 80 , полагая, что, хотя все поучения и содержат некую общую основу или план, тем не менее мы име­ем дело не с одним исходным поучением, а с несколь­кими проповедями, произнесёнными в разных местах. 6. Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Доклад на богословской конференции “Учение Церкви о человеке» (Москва, 5–8 ноября 2001 г.) http://www.kiev-orthodox.org/tneology/horuzhiy_ asket_antrop.htm С. 2. 653 Киреевский И. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России.//Киреевский И. Разум на пути к истине. М., 2002. С. 183. 657 Хоружий С. Насущность подвига. Феномен православной аскезы как междисциплинарная проблема. http://www.mtunet.ru/orthodoxypsych/Home/002 htm С. 4. 659 Хоружий С. Насущность подвига. Феномен православной аскезы как междисциплинарная проблема. http://www.mtunet.ru/orthodoxypsych/Home/002 htm. С. 4. 661 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 127. 664 Β отличие от католиков, допускавших совершение Таинства путём окропления или частичного погружения. 666 Καραισαρδη Κ. Ο γιος Νικδημος ο Αγιορετης και το λειτουργικ του ργο. Αθνα, 1998. Σ. 109. 669 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 51–52. 670 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Καντιτου Α. Μητροπολτου Φλωρνης. Κοομς ο Αιτωλς (Συναξριον – Δηδαχα – Προφιτεια – Ακολουθα). Αθνα, 1988. Σ. 201. 671 Συμβουλευτικ εγχειρδιο.//Θεοκλητο Διονυοιτη. Αγιονικοδημικν Ανθολγιον. Εκδσεις Σπηλιτη. Σ. 202. 673 Большинство традиционалистов известны как делатели непрестанной молитвы. (Αρχιμ. Νικλαος Μπαρουσης. Η θσις των κολλυβδων ναντι των μυστικν ευχν.//Πρωττον. 83). 674 Παπαδπουλος Σ. Αγιος Μακριος Κορνθου. О γενρχης του φιλοκαλισμο. Αθνα, 2000. Σ. 31; Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος Γ. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 48–49. 679 Никодим использовал для обоснования своих построений и рациональные аргументы. В частности, он цитирует Гиппократа, говоря о том, «сколь полезен пост для здоровья». (Νικοδμου Αγιορετου. Πρς Θωμν.//Πσχου Π. ν ασκσει και μαρτυρω. Αθνα, 1996. Σ. 61). 681 Μεταλληνου Г. Н πατερικ παρδοση στα αγωνιστικ ργα του Αγου Αθανασου Παρου.//Η Εκαντοπυλλιαν και η Χριστιανικ Προς. Πρακτικ επιστημονικο συμπσιου. Προς, 1998. Σ. 410–411. 684 Τριανταφλλου Г. О Αγιος Αθανσιος о Πριος.//Ορθδοξος φιλθεος μαρτυρα. 65–67. Απρλιος – Δεκμβριος 1996. Σ. 101. 686 Τριαντφυλλου Г. О Αγιος Αθανσιος о Πριος.//Ορθδοξος φιλθεος μαρτυρα. 65–67. Απρλιος – Δεκμβριος 1996. Σ. 101. 688 Αντιφνησις προς τον παρλογον ζλον των απο της Ευρπης ερχμενων φιλοσφων... Παρα Ναθαναλ Νεοκαισρεως. Εν Τριεστω, 1801 Εργο Αθανασου Πριου. 689 Μεταλληνου Γ. Η πατερικ παρδοση στα αγωνιστικ ργα του Αγου Αθανασου Παρου.//Η Εκαντοπυλλιαν και η Χριστιανικ Προς. Πρακτικ επιστημονικο συμπσιου. Προς, 1998. Σ. 418. Читать далее Источник: Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец/Афанасий Зоитакис. - Москва : Святая гора, 2008. - 287 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В этой главе мы продолжим использование «метода участия», позволяющего интерпретировать действия традиционалистов и выявить многие до сих пор скрытые черты их мировоззрения. Для ответа на вопрос о возможности отнесения Космы и Никодима к какому-либо идейному течению второй половины XVIII b., на наш взгляд, необходимо охарактеризовать их взгляды по ключевым пунктам полемики между Просветителями и традиционалистами: образованию, идеологии, национальным и социальным ориентирам. 3.2. Косма Этолийский, Никодим Святогорец и новогреческое Просвещение Перед тем как мы перейдём к рассмотрению основных особенностей новогреческого Просвещения в сравнении с концепциями Космы Этолийского и Никодима Святогорца , следует сделать несколько общих вступительных замечаний, необходимых для правильного и более предметного понимания этого идейного направления. Хотя споры относительно характера греческого Просвещения продолжаются в греческой историографии до сих пор, на большинство ключевых вопросов, на наш взгляд, ответили авторы классических монографий по Просвещению Пасхалис Китромилидис и Константинос Димарас 493 . Их взгляды на характер и особенности греческого Просвещения разделяют большинство современных исследователей. Димарас справедливо подчёркивает, что «в действительности. Просвещение не было просто философской системой, но выражало образ мышления, который может быть выражен многими, различными между собой способами» 494 . Новогреческое Просвещение представляет собой часть европейского Просвещения и укладывается в хронологические рамки с 1774 по 1821 годы. В его основе лежали представления о рационализме как об основе политической и социальной деятельности человека в обществе. Своего наибольшего размаха новогреческое Просвещение достигло к 80–90-м годам XVIII b., когда большая часть мыслителей оказалась под воздействием западноевропейской философии Локка, Гоббса и Лейбница, а также трудов французских энциклопедистов. Стоит отметить, что у этого движения на греческой почве были определённые особенности, отличавшие его от аналогичных движений на Западе. В то время как Просвещение в Европе обратилось к социуму, гражданскому обществу и несло социально-политическую направленность, на Балканах Просветительские движения отличало преимущественное внимание к проблемам нации. Для греческого Просвещения были характерны «резко политизированные подходы к вопросам национального самосознания, соотношению исторического прошлого и настоящего, развитию языка и образования» 495 Поэтому его программными документами на первом этапе стали «не столько литературные и философско-этические произведения, сколько исторические работы, посвящённые прошлому и настоящему греческого народа, его месту и роли в мировой истории» 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Старец продолжил: - Знай, что и Турция развалится. Будет война, которая продлится два тайма. Мы будем победители, потому что мы - православные. - Геронда, потерпим ли мы урон в войне? - Э, самое большее, один-два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите! " " Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья " . " Никто не может этого объяснить, все высказывают ошибочные предположения. Шестимилие есть в Лангадасе, во в Коринфе, но никто не знает, что то, о котором он говорит, - шесть миль территориальных " " Однажды я встретил старца Паисия, который был несколько смущенным и расстроенным. Он угостил меня и сам начал разговор: - Пришли сюда некие и начали мне говорить, что начнется война, турки войдут в Грецию и нас прогонят за шесть миль до Коринфа (таким образом они своим испорченным помыслом истолковали пророчество Космы Этолийского). Хотя и не люблю говорить на тему пророчеств, но они вынудили меня объяснить им значение шестимилия, о котором говорит святой Косма, а это не что иное, как шесть миль морского шельфа. Это та тема, из-за которой мы в последние годы грыземся с Турцией и из-за которой мы в конце концов " схватимся " . Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдет великое бедствие с севера, как говорят писания, и все их замыслы рухнут " " Сегодня читать пророчества то же самое, что читать газету: так они ясно написаны. Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию " Пророчества святого Космы и старца Паисия говорят о том, что треть турок станет христианами. Примечательно, что уже сейчас среди турок много криптохристиан. Многие паломники, побывавшие в Турции, рассказывают, что во время поездок к ним подходили люди, просили иконы, молитвословы, искали возможности исповедаться и причаститься.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/28/...

Итальянцы, действительно, дошли до креста, но не смогли пройти дальше: греческие войска остановили наступление. Пророчества о Константинополе Возвращение Константинополя всегда было мечтой греков и других православных народов Балкан. Его падение стало самой тяжелой и трагической датой в греческой истории. Возрождение национального государства не получило логического продолжения - восстановления православной империи со столицей в Константинополе. Святой Косма, предсказавший освобождение от турецкого ига, предсказал и будущее освобождение Царьграда. " Константинопольские " пророчества еще ожидают своего исполнения. Многие из предсказаний святого Космы долгое время оставались для нас загадкой и вызывали самые противоречивые толкования. Более того, зачастую в народном сознании они смешивались с существовавшими во множестве лже-пророчествами об освобождении Царьграда. Старец Паисий не только истолковал для нас многие доселе непонятные слова святого, но и помог отделить " зерна от плевел " - истинные свидетельства Духа Святого от предсказаний лжепророков, вводящих нас в смущение и заблуждение. Святого и старца связывают не только общие пророчества о судьбе Царьграда, но и естественная для большинства греческих подвижников любовь к Византии и приверженность идее православной многонациональной империи. Византия для них - это не только политическая программа, но и образ мысли и мироощущения: " Византия положила начало на Святой Горе. Сегодня Святая Гора могла бы возродить Византию, лишь бы нам сохранить в себе силу, не " полинять " , не " обесцветиться " . Смотрите, люди сейчас во всем разочарованы и ищут чего-то, что имело бы непреходящую ценность. Это очень легко. Лишь бы мы сами не полиняли " Византия - образ государства, неразрывно связанного с Православием, основанного на Православии. Это " христианское царство " , по меткому определению святого Космы Этолийского. " Красные жилеты изгонят турок из Города " . Смысл этого пророчества нам пока неизвестен. Высказываются предположения, что красный цвет будет присутствовать в форме воинов-освободителей.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/28/...

Али был человеком суеверным и богобоязненным. И здесь сложно сказать, кого он больше боялся – Бога или судьбы, но по крайней мере личность Космы произвела на него неизгладимое впечатление, и он действительно старался сделать все, к чему призывал Косма. Еще интересно, что Косма Этолийский призывал мусульман не брать христианок в качестве кормилиц для своих детей. Он говорил им, что они утратят свой воинственный дух, потому что заразятся от христиан малодушием. Святой делал это для того, чтобы христианок не брали в гарем и не отрывали от их семей. Более полутора тысячи христианок вернулись домой благодаря Косме. Еще несколько интересных современных фактов. В Греции почитают Косму пожарные, например, они объявили его своим покровителем, потому что он говорил: «Сохраняйте деревья, защищайте деревья». И его почитают те, кто занимается бездомными детьми, потому что Косма покровительствовал сиротам. Он очень часто призывал в своих поучениях к тому, чтобы сирот усыновляли. И по его призыву очень много детей было усыновлено христианами из богатых зажиточных семей. И еще интересный момент. Я уже сказал, что он перенес торговые дни с воскресенья на субботу, и это почитание воскресного дня очень сильно укоренилось среди греков. Историки полагают, что так вышло во-многом благодаря Косме Этолийскому. Когда церковная комиссия уже при короле Оттоне Виттельсбахе в середине XIX столетия сделала доклад инославному греческому королю о ситуации в Греции с религией, с верой, они указали, что грек скорее предпочтет умереть, чем будет работать в воскресный день. Чувствуя, что его земной путь подходит к концу, Косма развивает более активную деятельность.За последние два года своей жизни, хотя ему было уже шестьдесят лет, он оставил много посланий жителям деревень, где им были основаны школы. На острове Кефалония сохранилось несколько таких посланий. Он не просто основывает школы, не просто назначает преподавателей, а пишет вот такие письма: «Возлюбленные братья, мои духовные чада, жители деревни Залого. Молюсь за вас, прошу Господа о вашем духовном и телесном здравии». Дальше он рассказывает, как он посетил, основал школу, и говорит, что «вам следует всегда помогать вашей школе собственными средствами, сообща, с урожая общинных земель, дабы получить от Господа награду и почет среди людей. Я же ваш должник и буду просить Господа благословить селение ваше, школу и детей. Да сподобит Он вас прожить жизнь эту хорошо и богоугодно, а после удостоит вас Рая, дабы радовались вы и восславили Пресвятую Троицу. Иеромонах Косма, недостойный слуга ваш».

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Неслучайно Косму называют равноапостольным. Есть очень интересные свидетельства о количественном составе аудитории, о том, сколько у него было слушателей, причем эти свидетельства порой приходят из независимых источников. Например, в венецианских архивах сохранились такие данные. Венецианцы очень скрупулезно подходили к исследованию Космы и его аудитории. Они внедрили шпионов – от пяти до шести человек, которые все время сопровождали Косму, когда он пребывал в венецианских владениях, и контролировали каждый его шаг, записывали содержание проповедей, докладывали, сколько у него слушателей, кто его сопровождает и т.д. Это очень ценный источник. Косму сопровождали на острове Кефалония шесть тысяч человек. На его проповедь в одном селении пришло пятнадцать тысяч слушателей. Среди его почитателей, которые его посещали на материке в Албании, было много мусульман. Из-за многочисленности аудитории он никогда не проповедовал в храме, потому что ни один храм не мог вместить всех желающих, он проповедовал прямо в поле. На месте своей проповеди он ставил деревянный крест или небольшие металлические кресты, которые он тоже иногда использовал, в зависимости от рельефа местности, и деревянные кресты он потом оставлял в напоминание о своей проповеди. По свидетельству венецианцев, люди неотрывно следили за поучением Космы, и на протяжении всей многочасовой проповеди стояла абсолютная тишина. Тот же информатор венецианцев докладывает: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего Спасителя, даже преступники, кто находился вне закона, примирялись со своими врагами и впредь жили мирно». Повторюсь, что это свидетельства не из православных кругов, а от людей независимых, это, в общем-то, отчеты полицейских агентов, которые были заинтересованы в описании точной картины, и тем они особенно ценны. Косма Этолийский стремился включить свои проповеди в богослужебный цикл, призывал христиан исповедоваться и молиться и побуждал всех, кто имел материальную возможность, покупать святоотеческую литературу и сам раздавал эти книги тем, кто знал грамоту или обещал учиться.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Задача анализируемого нами исследования Мастроянопулоса заключается не столько в рассмотрении этого движения как такового, сколь в изучении его влияния на культурную жизнь Греции. Особое внимание автором уделяется ученикам и последователям коливадов. По мнению исследователя, коливадская традиция и по сей день продолжает оставаться актуальной и находит продолжателей, которые воплощают традиционные идеи в жизнь. Это связано с тем, что движение коливадов «было более глубоким обновлением и просвещением более фундаментальным, чем просвещение... Кораиса». «Это была традиция обновлённая и существенная, далёкая от псевдо-консерватизмов и псевдо-модернизмов» 156 . В своей книге «Движение коливадов» известный греческий историк К. Папулидис подчёркивает, что в случае с этим движением мы имеем дело не просто с богословским течением. Предмет спора коливадов и их оппонентов также не был чисто богословским, основные дискуссии развернулись касательно их отношения к западному Просвещению. По взглядам на структуру и задачам образования представители общественной мысли XVIII века разделились на две группы: традиционалисты (их нередко называют славянофилы) и западники. Основной пафос коливадов (так Папулидис называет всех традиционалистов) заключался в противостоянии западноевропейскому Просвещению и противопоставлении ему традиционных ценностей. Этому и была посвящена их практическая деятельность, видимым итогом которой стало сохранение монашества, которое и по сей день продолжает оставаться оплотом традиции 157 . Папулидис подробно останавливается на ходе противостояния коливадов со своими оппонентами, сущности их движения, его задачах и итогах. Несмотря на некоторые ошибочные утверждения (Папулидис следует за устойчивым заблуждением, относя к коливадам Неофита Кавсокаливита), монография представляет собой достаточно полное, серьёзное и крайне интересное исследование. Монография К. Акривопулоса, посвящённая коливадам, представляет значительный интерес: с одной стороны, автор оперирует богатым фактическим материалом, с другой – в его концепции отразились все особенности, свойственные современному направлению греческой историографии. Акривопулос полагает, что влияние идеологии Просвещения в Греции было минимальным, истинными просветителями Эллады стали коливады и Косма Этолийский : «Наше национальное самосознание опирается на исихастов. Косму Этолийского и коливадов» 158 . Борьба шла не между носителями прогрессивных и консервативных идей, а между двумя разными идеологическими доктринами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010