В Греции отмечают 300-летие со дня рождения св. равноап. Космы Этолийского Фермо, 11 марта 2014 г.      В юбилейный год 300-летия со дня рождения и 235-летия со дня мученической кончины святого Космы в Греции и некоторых зарубежных странах проходят научные конференции, выставки, концерты духовной музыки и другие мероприятия. 9 марта в этолийском городе Фермо состоялась презентация новой почтовой марки, выпущенной «Почтовой службой Греции» по случаю 300-летнего юбилея со дня рождения равноапостольного Космы. Зал, где проходило мероприятие, с трудом смог вместить всех желающих присутствовать на презентацииЮ сообщает AgionOros.Ru. Обращаясь к собравшимся, мэр Фермо сказал: «Наш район гордится тем, что здесь родился, вырос и начал свою деятельность святой Косма Этолийский… Не описать словами, сколь велики его заслуги: равноапостольный Косма спас наш народ от исламизации и полной потери идентичности». Митрополит Этолийский Косма подчеркнул: «Все мы испытываем благодарность Святому. Косма Этолийский духовно возродил наше Отечество, спас нас от гибели. И сегодня он даёт нам идеалы и ценности. Святой Косма несет Свет Христов обществу, семьям, юношеству. Его наследие особенно актуально сейчас, когда современные правители Греции действуют вопреки его заветам». Председатель общественного совета «Почты Греции» рассказал о том, почему было принято решение почтить память Святого выпуском почтовой марки: «Наследие Космы Этолийского продолжает оставаться актуальным и сегодня. Он был настоящим патриотом, который не опустил руки в условиях давления внутренних и чужеземных врагов и пожертвовал собой за други своя» 1 . В ноябре-декабре 2014 года в Москве пройдёт международная научная конференция, посвященная равноапостольному Косме Этолийскому. Все доклады будут опубликованы Издательским Домом «Святая Гора». Желающие выступить могут присылать заявки на адрес электронной почты: zoaf@yandex.ru 11 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69119.html

Косма был удивительно свободен в выборе языковых средств. Язык его поучений менялся в зависимости от того, обращался ли он к более образованным и состоятельным жителям Ионических островов и Парги или к малограмотному населению Северного Эпира 400 . Косма не был догматиком – он не стеснялся использовать иностранные слова 401 , просторечные выражения 402 и даже слова из специальной профессиональной терминологии крестьян 403 . Несмотря на то, что Косма обращался к населению на понятном ему разговорном языке, в своих проповедях он призывал к обучению древнегреческому, книжному языку, который входил и в учебную программу создаваемых им школ. Но, будучи реалистом, Косма Этолийский понимал, что жёсткая догматизированная программа, построенная на отрицании разговорного языка, обречена в данной ситуации на провал. В этой главе мы не будем подробно останавливаться на содержании проповедей и особенностях учения Космы Этолийского , эти вопросы будут рассмотрены нами в следующих главах нашего исследования. Здесь мы ограничимся лишь несколькими замечаниями, касающимися общих особенностей его образовательного подхода: Косма Этолийский действовал в рамках святоотеческой традиции, ставя в центр своего учения Священное Писание и Предание. Будучи традиционалистом, он также действовал и мыслил себя в рамках византийской (православной) традиции, при этом, однако, внося в свой образовательный метод важные, в том числе и сущностные методологические изменения. Показательно, что все они касались именно методики и практики преподавания, в остальном же, то есть в сущностных аспектах, он действовал целиком в рамках традиции, которую безусловно и безоговорочно чтил и делал всё для её возможно более широкого распространения. Именно поэтому язык его поучений менялся в зависимости от аудитории, к которой он обращался. Нам удалось установить, что он никогда не отрицал книжную традицию и использовал полученные в Афонской Академии знания в своей просветительской деятельности. Проповедник основал множество школ, повсеместно распространил бесплатное всеобщее образование. Обеспечил школы преподавателями и финансами. Одним из главных принципов его образовательной концепции был её нравственный, построенный на воспитании человеческих качеств характер. По мысли Космы, образование должно нести общественную функцию, объединять и консолидировать народ. Сам Косма служил примером и воплощением своей образовательной концепции, его деятельность и образовательный подход стали ориентиром для его учеников и последователей, после его смерти продолживших деятельность по просвещению соотечественников. 2.2. Писательская и издательская деятельность как реализация педагогической концепции Никодима Святогорца

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Традиционалисты, напротив, исходили из представления о континуитете – преемственности Древней Эллады – Византии – Современной Греции. Такому представлению о непрерывности национальной культурной традиции Просветители противопоставили так называемую «теорию метакеносиса». Её выдвинул «патриарх» новогреческого Просвещения Адамантиос Кораис. Согласно этой концепции национальная культурная традиция (имеющая в своей основе древнегреческую культуру) была прервана с римским завоеванием и не нашла своего продолжения в Византийском государстве, безусловно чуждом Греции по своему духу и принципам. Согласно «теории метакеносиса», греческая культурная традиция, утерянная на своей исторической родине, должна вернуться туда из Западной Европы в интерпретации западноевропейского Просвещения. Кораис подчёркивал, что в основе западноевропейской цивилизации лежит древнегреческая культурная традиция, в частности, воспринятая европейцами через Ренессанс 551 . В то время как политическим идеалом для Просветителей стала Европа и античная Греция 552 , государственным идеалом для православных просветителей была Византийская империя: «Когда с момента распятия Христа прошло триста лет, послал Всеблагой Бог святого Константина, и тот утвердил христианское царство, которое просуществовало тысячу сто пятьдесят лет» 553 . Просветительскому термину «θνος» (нация) Косма Этолийский и Никодим Святогорец противопоставляют «γνος» (народ), критериями выделения которого являются язык и, прежде всего, православная вера. На их основе они включают в поле своей деятельности всё население бывшей Византийской империи, стремясь укрепить их национальное самосознание, в основе которого и лежат язык и вера. Поэтому запрет Космы Этолийского на то, чтобы слушатели говорили по-албански 554 , был не проявлением греческого национализма (как полагают некоторые исследователи) 555 , а стремлением к сохранению и восстановлению языковой общности, и как следствие, национального единства Византийской империи. В данном контексте важно и значение термина «γνος», которым преимущественно пользовались Косма Этолийский и Никодим Святогорец в своих произведениях и проповедях. С одной стороны, он означал род христианский, с другой – ромейский миллет. Для традиционалистов оба этих понятия были близки, так как их основное стремление заключалось в объединении всех христиан в рамках православной империи 556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В этом отношении восточная (православная) теология отличается от западного (католического) богословия. Православные богословы стремились не к созданию, а затем и развитию цельного христианского вероучения, а к решению другой важной задачи: сохранения и точной, тождественной передачи, воспроизведения опыта подлинного христо-центрического Богообщения. Святоотеческое богословие было для них «не из самое себя объяснимой «дисциплиной», которая может быть преподана на основании аргументации... вне всякого предшествующего духовного делания» 658 . «Легко понять, что именно такой выбор главной задачи диктуется самой природой и сутью Восточно-христианского типа религиозности, выступающими в его самоназвании: ибо это самоназвание, Православие, Orthodoxia, значит не что иное, как правое, правильное прославление Бога, правильное отношение к Богу; а отношение к Богу в христианстве – это отношения с Богом, личные отношения, что выражаются, прежде всего, не в умозрительных тезисах, а в способе жизни, или, что то же – в определённого рода опыте» 659 . «История Церкви... есть история этих передач (опыта – авт.). Вне этой эмпирической церковной истории нет христианства» 660 . Национальное возрождение невозможно без возрождения духовного, и поэтому традиционалисты подробно рассказывали утратившим связь с православной традицией слушателям о том, как необходимо жить в соответствии с православным вероучением, раскрывали значение обрядов и Таинств. Например, в одном из своих поучений Косма Этолийский описывает устройство и назначение различных частей храма 661 , рассказывает о том, как должны совершаться Таинства Брака 662 и Крещения 663 . Подобной проблематике посвящены и большинство произведений других традиционных просветителей. На сходство их концепций указывает и то обстоятельство, что независимо друг от друга два представителя традиционалистского движения Косма Этолийский (на собранные пожертвования) и Макарий Нотарас (на свои деньги) покупали купели и раздавали их жителям деревень для совершения Таинства Крещения путём полного 664 погружения 665 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Жизнь и труды святого Космы Этолийского. Часть 1 В 1714 году в небольшом горном этолийском селении Мегало Дендро родился мальчик. Мало кто мог тогда предположить, что впоследствии он станет не только великим православным святым, но и историческим деятелем, во многом предопределившим судьбу всего балканского региона. О родителях Констаса известно немного. Оба они были ткачами. Отец (Димитрий) происходил из деревни Грамено, мать была родом из селения Влахохори. Из-за преследования турецких властей они вынуждены были бежать из Эпира и обосновались в Этолии в 1700 году. Там у них родилось двое детей: Косма и его старший брат Хрисанф . Греция переживала тяжелые времена. Процветало варварство и безграмотность, отдельные районы были изолированы друг от друга: " часть народа умела лишь читать и писать как попало, большая же часть была погружена в пучину полной безграмотности " . Люди скрывались в высоких труднодоступных горах, постепенно утрачивали связь с соседними поселениями и культурно обособлялись. В горных районах промышляло множество разбойников, нападавших не только на представителей турецких властей, но и на собственных соплеменников. Во многих деревнях не было церквей и, как следствие, школ: " никто не заботился ни об их вере, ни о языке, или о национальном или социальном чувстве. Полнейшая безграмотность и дикость процветала в тех областях - там правили, словно мелкие тираны, местные беи и удельные князьки " . Фундамент родительского дома Космы Этолийского После завоевания Византийской империи образовательную систему постиг глубочайший кризис. Он был вызван комплексом причин, ставших следствием распада государства: бегством ученых и образованных людей на запад, демографическим кризисом, разрывом общинных связей и упадком городов. Основание небольшого числа школ в наиболее развитых областях Греции не смогло кардинально изменить ситуацию к лучшему. Проблема заключалась в полном отсутствии организации образовательного процесса, за годы турецкого владычества во многих областях население уже не чувствовало необходимости в получении образования и ничего не делало для исправления сложившейся ситуации.

http://pravoslavie.ru/40919.html

На наш взгляд, устные проповеди Космы Этолийского служили своеобразной начальной ступенью для последующего изучения более развёрнутых и объёмных письменных произведений Никодима Святогорца . Для донесения своих идей до народа традиционные просветители преимущественно пользовались народным языком, причём язык их поучений и письменных сочинений менялся в зависимости от аудитории, к которой они обращались. Нам удалось установить, что они никогда не отрицали книжную традицию и использовали полученные знания в своей просветительской деятельности. В их случае мы имеем дело с синтезом святоотеческой и античной традиции, который сочетался с использованием некоторых произведений современных европейских авторов. Квинтэссенцией образования, которое предлагали Косма и Никодим, стал его всеобщий и бесплатный характер. При этом важно, что традиционалисты обеспечивали школы, которые основывали, финансами, учебной литературой и преподавателями, заложив тем самым основу для их дальнейшего развития и успешного функционирования. Форпостами распространения знаний среди народа традиционные просветители сделали монастыри: Косма Этолийский создал на их базе центры по подготовке преподавателей, а Никодим Святогорец активно их использовал для распространения издаваемой им литературы. Сочетая традиционные и новые образовательные методики, Косма Этолийский и Никодим Святогорец стремились найти подход к каждому слушателю и читателю, делали всё возможное, чтобы их учение было востребовано и доступно людям разных социальных слоёв и убеждений. Относить Косму Этолийского и Никодима Святогорца к лагерю сторонников новогреческого Просвещения нет никаких оснований. Проведённое нами исследование показало, что между взглядами представителей этого направления с одной стороны и Космой Этолийским и Никодимом Святогорцем с другой, на общественную, национальную и духовную проблематику заложены непреодолимые противоречия. Как традиционалисты, так и Просветители выступали за широкое распространение грамотности среди народа, однако в их понимании задач, которые должно ставить перед собой образование, заложены существенные противоречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

2. Своими проповедями святому Косме удалось остановить набиравшую обороты массовую исламизацию . Подтверждение этому мы находим во множестве других исторических источников и воспоминаний современников: «боговдохновенные слова святого отца нашей церкви…остановили стремление к принятию ислама многих жителей». «Если бы сей добродетельный священноучитель, исповедник и мученик Христов Косма не появился тогда в местах тех, не оставалось бы сейчас там не одного православного христианина» – писал в своих воспоминаниях современник Космы, авторитетный пастырь и проповедник Конофаос. 3. Поучения Космы Этолийского вернули множество людей, потерявших веру, в церковную ограду. На деньги богатых дарителей святым Космой было куплено четыре тысячи купелей . Таким образом были созданы условия для того, чтобы десятки тысяч слушателей его «Поучений» приняли Православие. Дети рисуют святого Косму 4. Стараниями Святого по всей Греции было открыто более полутора тысяч учебных заведений разного уровня , обеспечивших всенародное духовное и светское просвещение. В поучениях и письмах он рассказывал слушателям об устройстве школ и их предназначении, также помог собрать средства на их строительство, обеспечил преподавателями и учебной литературой. 5. Косма Этолийский помог повсеместно укоренить систему бесплатного и всеобщего образования . Несомненно, это был передовой и беспрецендентный по тем временам шаг. Важно, что Святой не просто на словах призывал к тому, чтобы «все дети, и богатые и бедные учились безвозмездно», но и сделал все возможное, чтобы сделать такую практику повсеместной. 6. Косма Этолийский проявил себя как талантливый организатор. Во многих проповедях он призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку национальной системы образования. Но дело не ограничивалось одними призывами – во время проповеди его сопровождало несколько ювелиров, выкупавших сдаваемые людьми украшения. Часть полученных средств немедленно направлялась на строительство новых школ, часть Косма Этолийский вкладывал под проценты, стремясь обеспечить бесперебойное финансирование этих учебных заведений в будущем.  Если пожертвований было недостаточно, он собирал средства среди народа. Так, наблюдатель венецианских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трехдневном сборе средств, организованном по инициативе проповедника, свидетельствует, что им была собрана колоссальная сумма. Эти средства были положены под процент и впоследствии обеспечили функционирование школ вплоть до конца XIX века.

http://pravoslavie.ru/55900.html

Тенденция к увеличению числа работ, непосредственно посвящённых Косме Этолийскому , наметилась в 40-е годы ХХ в. Так, в 1940 году были опубликованы ещё две очень интересные работы – Л. Катафигиотиса и Ф. Михалопулоса. Исследование Л. Катафигиотиса посвящено преимущественно просветительской деятельности святого Космы. Оно также содержит достаточно подробную биографию проповедника, особое внимание при этом уделяется его связям с клефтами и арматолами 119 и пропаганде среди них идей освобождения Греции. Монография Ф. Михалопулоса « Косма Этолийский », безусловно, занимает важное место не только в греческой, но и в мировой историографии. Авторитетный греческий историк А. Вакалопулос охарактеризовал это исследование как лучшую работу 120 о Косме Этолийском 121 . При всех несомненных достоинствах работы следует отметить отсутствие глубокого текстологического анализа и излишнее доверие автора к недостоверным источникам. Михалопулос нередко пользуется мало проверенными данными, ссылаясь на некие источники, но не уточняя их происхождения. Его утверждения, что Косма открыто призывал к немедленной революции и лично участвовал в восстании Орлова 122 , плохо аргументированы и не подкрепляются серьёзными доказательствами. Михалопулос опровергает устойчивое утверждение, что «революция была счастливой случайностью, необъяснимым фактом» 123 . Он справедливо полагает, что «эти события свершились благодаря борьбе всего народа, а также благодаря поразительным стараниям выдающихся личностей» 124 . Одной из таких выдающихся личностей, по мнению Михалопулоса, стал Косма Этолийский , пожертвовавший собой ради духовного возвышения народа. В целом, несмотря на подчас весьма пафосный стиль, книга Михалопулоса и по сей день представляет определённый интерес. Высокая оценка деятельности святого Космы была также характерна для представителей социалистической и коммунистической историографии. Так, в работе Дороса Политиса «Социальные идеи Космы Этолийского » автор концентрирует своё внимание на социальных и политических аспектах его учения. Его базисными элементами, по мнению Политиса, явились приверженность идее возрождения независимого государства и социалистическим идеалам. По мнению историка, нет оснований говорить о едином, консервативном направлении греческой общественной мысли, хотя некоторые сторонники традиционных ценностей и способствовали национальному возрождению Греции: «Если что-то и объединяло консервативный подход Вулгариса и прогрессивный Космы – так это освобождение нации от турецкого владычества» 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Традиционалисты исходили из того, что религиозная и национальная идентичность тесно связаны. Именно сохранению определяющих ее факторов (религии, языка и обычаев) и была посвящена их деятельность. Фактически речь шла о восстановлении ромейской (византийской) составляющими которой были римская политическая идеология (идеология вселенской империи), христианская вера и греческий язык. Таким образом, идеалом традиционных просветителей стало не национальное государство европейского типа, а вселенская православная империя. Вот как определяет их программу сам Косма Этолийский: " Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия определяют нашу любимую родину, и без них народ наш погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем " Как видим, святой Косма прямо указывает на веру и язык как на факторы, " определяющие родину " , и говорит о необходимости их сохранения. Такая программа определяла действия и других традиционалистов. Национальное возрождение невозможно без возрождения духовного, и поэтому традиционалисты подробно рассказывали утратившим связь с православной традицией слушателям о том, как необходимо жить в соответствии с православным вероучением, раскрывали значение церковных таинств. Например, в одном из своих поучений Косма Этолийский описывает устройство и назначение различных частей храма, рассказывает о том, как должно совершаться таинство брака, покаяния и крещения. Этому посвящено и большинство произведений других традиционных просветителей. На сходство их концепций указывает и то обстоятельство, что независимо друг от друга два представителя традиционалистского движения Косма Этолийский (на собранные пожертвования) и Макарий Нотарас (на свои деньги) покупали купели и раздавали их жителям деревень для совершения таинства крещения путем полного погружения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Кроме того, он подчёркивает, что помимо рационального существует и нравственный закон, помогающий разуму: «Бог заложил некие существенные силы – их также называют законами естественными... В человеке же Он посеял некую разумную и самостоятельную способность к суждению, и в помощь ему дал заповедь, именуемую нравственным Законом» 481 . В связи с этим «очищение человека от телесных и душевных страстей не достигается лишь через знание. Хотя, конечно, знание догматов, содержания Священного Писания, молитвы и т. п. являются необходимыми» 482 . Беда случается именно из-за нарушения нравственного закона. Многие занимаются «философией... математикой... физикой», другие «посвящают всю свою жизнь изучению грамматики» 483 . «Нравственному же закону, хотя он и более важный и первостепенный» 484 , не уделяют должного внимания. «Они исследуют небо, землю и всё остальное: как оно сообразно и упорядоченно, а о том, чтобы привести в порядок и украсить чистотой нравов самих себя, думают лишь немногие из них» 485 . Как видим, учение было для Никодима «не самодовлеющим благом, а средством усвоения внешних благ» 486 . Подведём некоторые итоги. Как и Косма Этолийский , Никодим Святогорец попробовал разные просветительские методики и выбрал писательство, исходя из своих возможностей и предпочтений. Его действия во многом схожи с трудами представителей «филолого-аскетической школы». Никодим действовал в рамках традиции – написание книг стало для него выбором активной жизненной позиции и реализацией монашеского служения. Подобно Косме, Никодим Святогорец сочетал использование новых и традиционных образовательных методик. Основными характеристиками его преподавания стали любовь к ближнему, воспитание на примере и поиск индивидуального подхода к каждому слушателю и писателю. Никодим работал бескорыстно и безвозмездно, причём стремился, чтобы подобная программа действий была воспринята и его читателями. Главным приоритетом Никодима было воспитание подрастающего поколения. Как и Косма Этолийский , он свободно пользовался народным языком, при этом не ограничивая себя в выборе наиболее адекватных языковых средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010