В этом ряду находится и работа современного историка, автора нескольких работ о влиянии Европейского Просвещения на Балканах, президента центра по изучению наследия Ригаса Велестинлиса Д. Карамбелопулоса «Ригас и Православие» 134 . Автор сопоставляет взгляды Ригаса с традицией и приходит к выводу о большом влиянии на него православной идеологии. В историографии достаточно прочно утвердилось представление о непосредственном участии Космы Этолийского в подготовке освободительного восстания: он «явился первым глашатаем идеи освобождения греческой нации... и её предтечей» 135 . Это связанно с тем, что долгое время не предпринималось полного издания его наследия и, обосновывая свою точку зрения, авторы ссылались на некие мифические документы, якобы найденные ими в архивах и монастырях. Существует и противоположная версия: придерживающиеся её учёные полностью отрицали контакты Космы Этолийского с клефтами и арматолами 136 . Согласно третьей, компромиссной точке зрения, контакты между святым и клефтами существовали, но он выступал перед ними лишь с проповедью, а не с призывом к немедленной революции. Этой точки зрения придерживался, в частности, К. Сарделис, полагавший, что если бы святой Косма проповедовал восстание, он был бы сразу казнён турками, среди которых многие, напротив, были под впечатлением его проповеди. Сарделис считает его связи с клефтами преувеличенными и «совсем невероятным его участие в восстании Орлова» 137 . Во многих работах греческих историков подвергается сомнению представление, прочно укоренившиеся, в частности, в западноевропейской историографии, в соответствии с которым Косма Этолийский и Никодим Святогорец предстают как греческие националисты, пытавшиеся своими проповедями оказать ассимилирующее влияние на соседние народы 138 . Практически все греческие учёные называют святого Косму «предтечей восстания 1821 года» 139 Все они подчёркивают значение проповеди Космы для национального возрождения. Многие называют его в своих работах «отцом 140 возрождённой греческой нации» 141 . Ведь его проповеди открыли новую эпоху не только в жизни народа, но и в новой истории Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

3 «Теорию метакеносиса» впервые выдвинул «патриарх» но­вогреческого Просвещения Адамантиос Кораис. Соглас­но этой концепции, национальная культурная традиция (имеющая в своей основе древнегреческую культуру) была прервана с римским завоеванием и не нашла своего про­должения в Византийском государстве, безусловно чуж­дом Греции по ­своему духу и принципам. Согласно «теории метакеносиса» греческая культурная традиция, утерян­ная на ­своей исторической родине, должна вернуться туда из Западной Европы в интерпретации западноевропейско­го Просвещения. Кораис подчеркивал, что в основе западно­-европейской цивилизации лежит древнегреческая культур­ная традиция, в частности, воспринятая европейцами через Ренессанс. – Прим. пер. 4 Патрокосмас – батюшка Косма (греч.). Так греки часто назы­вают своего народного Святого. – Прим. пер. 5 Διδαχ Α, 2. Βλ. Ιωννου Β. Μενονου, Κοσμ το Αιτωλο Διδαχς..., Αθνα, χ. χρ. σ. 148 6 Коливады – группа афонских монахов-традиционалистов, по­лучившая свое название из-за несогласия с практикой поми­новения усопших по воскресным дням (коливо – заупокойная кутья). Коливады стояли у истоков духовного возрождения Балкан, занимались народным просвещением. – Прим. пер. 9 Ромеи – жители Византийской (Ромейской) империи. Они объединялись не столько этническими, сколько религиоз­ными, языковыми и территориальными принципами. Современные греческие авторы также часто употребляют термин «ромиосини» (ромейство). Они полагают, что православное население Балкан было разделено во многом искусствен­но, подчеркивают необходимость объединения всех ромеев. Неотъемлемой частью ромейской идентичности является Православие. – Прим. пер. 11 Βλ. κα τς επιστολς του στο επισκ. Αυγουστνου Ν. Καντιτου, Κοσμς ο Αιτωλς, Αθναι 1977, σ. 317 ε. ε. 21 В Греции тогда существовал большой разрыв между книж­ным языком и языком народа. Зачастую люди не умели чи­тать и писать. Большинство не понимало говоривших на «высоком» языке проповедников. Подробнее о языковой пробле­ме и способах её решения см.: Традиционное просветитель­ство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Свя­тогорец. М., 2008. – Прим. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

«Сегодня читать пророчества то же самое, что читать газету: так они ясно написаны. Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию» . Пророчества святого Космы и старца Паисия говорят о том, что треть турок станет христианами. Примечательно, что уже сейчас среди турок много криптохристиан. Многие паломники, побывавшие в Турции, рассказывают, что во время поездок к ним подходили люди, просили иконы, молитвословы, искали возможности исповедаться и причаститься. «Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе». Долгое время смысл этого пророчества был сокрыт от нас, лишь в конце XX века старец Паисий пролил свет на слова святого Космы. «Они начали мне говорить, что сказанное святым Космой: “Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе”, – сейчас (когда Пасха совпала с Благовещением и прошлая зима была как лето) означает, что турки нападут на Грецию. Все мы стали пророками, отче, и объясняем умом нашим вещи, как хотим… Здесь я был вынужден им сказать, что святой Косма, когда говорил: “Тогда придет…”, вовсе не подразумевал турок. Разумел, что тогда придет свобода для жителей Северного Эпира. И действительно, в этот год открыли после стольких лет границы, и теперь они более или менее свободно сообщаются со своим отечеством. Отец мой, я понял, что очень большой вред наносят эти люди, объясняя пророчества своим бедным умом. И мало того, передают и другим свои лживые мудрствования» .   В основу публикации легли материалы книги: Афанасий Зоитакис Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007. Паисий Святогорец , старец. «С болью и любовью о современном человеке». Слова. М., 2003. Т. 1. С. 22. Ромеи – жители Византийской империи. Святой Косма был последовательным сторонником воссоздания «Ромейской империи». См.: Афанасий Раковалис «Отец Паисий мне сказал…». М., 2003. Χριστδουλος Αγιορετης , ιερομοναχος . Σκυος Εκλογς. γιον ρος, 1996. Σ. 207.

http://pravoslavie.ru/1391.html

1. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять». Система кредитования стала массовым явлением в США и Европе после Второй мировой войны. К середине 1960-х годов половина американских семей покупали автомобили и технику в кредит, к 1973 году – около двух третей всех товаров было продано в кредит, такой образ жизни означал привычку радоваться вещам еще до того, как они выкуплены, и укоренял психологию массового потребления. Кредиты брали на все: автомобили, жилье, мебель, бытовую технику, одежду, путевки и продукты питания. Широкое распространение получило и кредитование в форме государственных займов. Подобная помощь была оказана США государствам Европы после Второй мировой войны, Европейский союз помогал странам, являющимся его участниками. Именно то, о чем говорит святой Косма в своем пророчестве, произошло и с Грецией: «ей ссудили много денег». К экономическому колапсу Греция пришла в результате строгого выполнения рекомендаций Евросоюза. В течении многих лет ей фактически навязывали все новые и новые кредиты. Даже в 2009 г., когда неплатежеспособность Греции уже не была ни для кого секретом, чиновники из ЕС навязали ей еще один огромный пакет еврокредитов. Следствием этого стало то, что Греция попала в финансовую яму и ловушку, и в настоящее время вынуждена работать только на обслуживание этого долга, утратив значительную часть своего суверенитета. Фактически мы наблюдаем исполнение второй части пророчества Космы Этолийского: европейцы «потребовали деньги обратно». Заключительная часть пророчества святого Космы говорит о том, что навязанные грекам финансовые средства не будут возвращены обратно выделившим их кредиторам. 2. «Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего». Подписав «меморандум» с тройкой международных кредиторов, правительство Греции взяло на себя обязательство проводить меры жесткой экономии. В результате сбылось то, о чем пророчествовал святой Косма: долговое бремя политики переложили на простых граждан, которых «обложили тяжелым, непереносимым налогом». Однако подобные меры не принесли желаемого эффекта и кредиторы не смогли «добиться своего»: греческий долг не только не сократился, но и значительно возрос.

http://pravmir.ru/prorochestva-svyatogo-...

148 В греческой народной традиции и преданиях Красной Ябло­ней называется место где-то в Месопотамии – исторической прародине турок. 151 Христиане платили особый налог (харадж), который не выплачивали турки. Тем самым они фактически платили за право исповедовать свою веру. 161 В каждом своём устном выступлении святой Косма старал­ся охватить ряд основных тем и, по возможности, коснуться того, что будет интересно именно той пастве, перед которой он выступал. Соответственно было в его проповедях что-то общее, было и что-то индивидуальное, обусловленное потребностями конкретных слушателей. Это хорошо видно на примере первого слова (1) и первого слова (2), а также второ­го слова (1) и второго слова (2). На первый взгляд они прак­тически идентичны, но более пристальное рассмотрение по­казывает, что они содержат между собой существенные раз­личия. Многие темы, которых Святой касается в первом сло­ве (2) и втором слове (2), в других поучениях не встречаются. Именно поэтому они также публикуются в нашем издании. 165 «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух за­поведях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:37–40 ). 168 Под магическими травами святой Косма подразумевал тра­вы, над которыми были совершены магические обряды и заклинания. 169 Обращаясь к священству, святой Косма использует больше церковной лексики, чем при общении с простыми людьми. 170 Священники часто отвечали за сбор налогов с христианско­го населения Османской империи. В случае их невыплаты на их голову обрушивались репрессии со стороны турецких властей. 172 В отличие от мусульман, христиане платили харадж – фак­тически налог за право исповедовать свою веру. Читать далее Источник: Слова/равноапостольный Косма Этолийский ; [пер. на рус. яз. выполнен о. Александром (Носевичем)]. - Москва : Святая Гора, 2009. - 271 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Необходимо помнить, что некоторые из пророчеств принадлежат самому Косме, другие были позднее ему приписаны и сейчас ассоциируются с его именем. На наш взгляд, это связанно в первую очередь с тем, что распространение пророчеств, в отличие от поучений, очевидно записанных с благословения самого Космы Этолийского , не носило централизованного характера. Можно предположить, что пророчества предавались из уст в уста и распространялись по Греции вместе с молвой о святом, а записаны были позднее уже после его смерти. Ученики, проповедовавшие с благословения святого, пользовались текстами поучений, но никак не могли пользоваться текстами пророчеств. Во-первых, пророчества можно произносить только от первого лица. Во-вторых, представляется маловероятным, что Косма Этолийский сам дал благословение на запись пророчеств, ведь эти тексты могли быть использованы властями для его преследования. Если поучения приближают нас к пониманию самого учения Космы Этолийского , то пророчества помимо этого позволяют определить реакцию на него народных масс. Например, показателен сам факт того, что некоторые пророчества, вряд ли когда-либо произнесённые святым, связывались народом с его именем (речь идёт о некоторых пророчествах об освобождении Греции). Впрочем, если они даже и не принадлежат Косме, сам факт того, что в народной памяти они ассоциируются с его именем, говорит о многом. В нашей работе мы воспользовались одним из наиболее полных на данный момент сборником пророчеств – собранием Н. Сотиропулоса, опубликованным в книге Кандиотиса. Также два новых пророчества нашёл и опубликовал в своей книге С. Саккос 24 . Тематически пророчества могут быть поделены на четыре группы: – Пророчества, касающиеся освобождения Греции от турецкого владычества и от немцев во Второй мировой войне. – Пророчества, предмет которых составляют конкретные люди или территории. – Пророчества о будущих войнах и о будущем человечества в целом. – Пророчества о различных изобретениях и научных открытиях. Многие пророчества, особенно те, которые содержатся в поучениях, напрямую связаны с тематикой Ветхого и Нового Заветов. Эсхатологические представления Космы Этолийского пересекаются с Апокалипсисом. Это не удивительно, ведь, как мы увидим дальше, проповедник действовал в рамках православной традиции, и, соответственно, его пророчества не противоречат православным эсхатологическим представлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Свои произведения Никодим рассматривал как педагогические пособия, или, по крайней мере, средства для повсеместного распространения традиции. Его работы были подчинены поиску путей выхода из мировоззренческого и богословского кризиса и созданию прочных основ для объединения общества, в связи с этим Никодим старался сделать свои книги максимально доступными широкой аудитории, в том числе и мало интересующимися тонкими богословскими материями слушателям. Педагогическая концепция и просветительская деятельность Никодима Святогорца видна, прежде всего, через его работу над текстами произведений «педагогического и совещательного характера, написанных на простом языке, понятном широким народным массам» 445 . Все свои произведения Никодим рассматривал как учебные и педагогические пособия 446 , а некоторые из них вообще были посвящены именно теме христианской педагогики; «Увещевательное наставление» (1781–1782), «Благонравие Христианское» (1798). Все произведения Никодима имели большое пастырское, педагогическое и литургическое значение. Они были предназначены для использования священниками, монахами, педагогами «в деле назидания верующих на основе православной традиции» 447 . Писательство стало для Никодима сознательным выбором активной жизненной и мировоззренческой позиции. Как и Косма Этолийский , он никогда не отрицал другие подходы к просвещению соотечественников. Оба традиционных просветителя попробовали разные просветительские методики и выбрали ту или иную стратегию и программу реализации своей просветительской миссии. Так как они были традиционалистами, этот выбор проходил целиком в рамках традиции. Действия Никодима во многом схожи с трудами других представителей так называемой «аскетическо-филологической школы» 448 . На наш взгляд, в случае с Никодимом Святогорцем , Афанасием Паросским, Макарием Коринфским и другими православными традиционалистами, фактически мы имеем дело с традиционным для восточного монашества соборным трудом монахов над переводами аскетических книг. Занятия филологией, в особенности переводами и изданием духовной литературы, – обычная область для восточно-христианского учёного монашества. Серьёзные книжные занятия в православной традиции получили определение «аскезы ума», и вполне очевидно, что аскеза истинная и «аскеза ума» достаточно гармонируют и не противоречат друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Необходимость образования как для бедных, так и для богатых детей – один из главных постулатов Космы Этолийского: «Позаботьтесь о том, чтобы ваши дети учились грамоте. Сделайте так, чтобы в вашем селении была школа, найдите учителя и платите ему, чтобы он обучал ваших детей, ведь вы совершаете большой грех , оставляя их неграмотными... Лучше пусть они будут бедными и грамотными, чем богатыми и неграмотными» 372 . Как видим, Косма Этолийский ставит ребёнка в центр образовательного процесса, отводит ему отдельную, значительную роль в социальной структуре общества. М. Мамасула справедливо оценивает значимость такого подхода; «Ребёнок – это будущий взрослый, и для Космы и его эпохи, будущий освободитель порабощённой родины. Это ребёнок должен был правильно сформироваться, научиться грамоте, взять в свои руки судьбу своего Отечества. Ради него святой и боролся, открывал школы, отправлял послания, советовал, создавал все условия для его просвещения» 373 . Большинство исследователей указывают на новаторские черты образовательной концепции Космы Этолийского , но при этом они забывают, что его подход связан с византийской образовательной традицией и имеет с ней много общих черт. В Византии высоко ценили образование и считали необразованность величайшим несчастьем. Притом, что корни византийского образования лежат в древнегреческой и римской образовательной традиции, оно во многом отличалось от них и имело свои особенности, преимущественно привнесённые новой – христианской религией. «В традиционном христианстве существует своё собственное понимание воспитания и образования, выработанное многовековой практикой, опытом и основанное на библейском видении человека и мироздания» 374 . Согласно новой (православной) традиции, главной задачей образования стало воспитание человека по образу и подобию Божьему. Похожих взглядов придерживался и Косма 375 , одним из основных положений его образовательной концепции был её нравственный, воспитывающий человеческие качества и добродетель характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

На первый взгляд, может создаться впечатление, что Никодим Святогорец и другие участники коливадского движения вообще уделили национальной проблематике мало внимания. Однако то обстоятельство, что они почти не высказывались именно на тему национального освобождения, легко объясняется тем, что письменные сочинения давали им меньше свободы, чем устные проповеди 739 ’. Ведь и о «тайном учении» Космы и его контактах с клефтами и арматолами мы узнаём, прежде всего, из устной традиции, а не из рукописных текстов его проповедей. Святой Косма как проповедник имел возможность непосредственно общаться с аудиторией. Очевидно, что в ходе этого общения он не мог не отвечать на её вопросы относительно национального освобождения. На наш взгляд, этим и обусловлено появление на свет его «тайного учения» – проповеди и провозглашения грядущего национального освобождения. Таким образом, разная степень контактов с участниками повстанческого движения, равно как и мера обращения того или иного традиционалиста к национально-освободительной проблематике обусловлена не тем, что некоторые традиционалисты считали этот вопрос неважным, а спецификой используемых ими жанров. Всех православных просветителей объединяла приверженность традиции, которая легла и в основу их взглядов на освобождение греческих земель. Просто Косма Этолийский , как непосредственно общавшийся с народом, оставил собственное тайное учение, а в случае с другими традиционалистами мы имеем дело, прежде всего, не с теоретическим обоснованием, а с практическим поиском путей народного объединения. Поэтому и свои произведения они считали «необходимыми, полезными и желанными для всего рода православных греков» 740 . Отдельно в нашем исследовании стоит остановиться на одном из наиболее спорных моментов современной историографии – предполагаемом участии Космы Этолийского и Макария Нотараса в вооружённом выступлении греков, по срокам совпавшем с русско-турецкой войной 1768–1774 годов, известного в греческой историографии как «восстание Орлова» 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Нам необходимо ответить на вопрос, почему турецкие власти не препятствовали деятельности традиционалистов. В первую очередь, этому способствовало то, что центральное место в программе православных просветителей занимало распространение образования и исихастской традиции, они не призывали к неповиновению властям, а, напротив, говорили о необходимости платить налоги: «Платите свои долги, харадж и десятину» 751 . Кроме того, в условиях отсутствия центральной власти традиционалисты договаривались на местах, искали себе покровителей и заступников. Осознавая большой авторитет православных просветителей, турки хотели решить с их помощью ряд задач: подогреть среди народа антикатолические и антизападные настроения и убедить их отказаться от дальнейшей идеи вооружённого восстания. Для этой цели они выдали Косме Этолийскому разрешение на ведение миссионерской деятельности, подписанное самим султаном, а также не препятствовали распространению книг и деятельности других традиционных просветителей. На этом этапе они не увидели в их деятельности угрозы, не осознав, какое влияние она, в конечном итоге, может оказать на греческий народ. Они рассматривали традиционалистов лишь как простых миссионеров-морализаторов, не осознавая глубину их учения, а также его социальных, общественных и национальных элементов. Таким образом, православные просветители получили возможность беспрепятственно (хотя, естественно, разумно и осторожно) донести до соотечественников свою программу национального возрождения. Вывод о том, что традиционалисты не были соглашателями и проводниками турецкой политики, можно сделать на основании того, что сложившаяся в греческих землях ситуация их не устраивала. Косма Этолийский открыто сравнивал турецкие власти с антихристом 752 , а другие традиционалисты резко выступили против соглашателей, приспособленцев, коджабашей 753 и богатых ростовщиков. Достаточно осторожный в высказываниях Никодим Святогорец  – и тот не побоялся жёстко высказаться об исламе, назвав его «скрытой нечестивостью, которая легко может обмануть разум» 754 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010