Успех православных просветителей был во многом обусловлен традиционным сознанием народа. «Для отношения византийцев к религии было характерным, что хотя они в высшей степени уважительно относились к Патриарху и иерархии, в частной жизни они находились под более сильным влиянием отдельных монахов и святых людей» 779 . «В древние времена он (народ – авт.) слушался столпника или отшельника более, чем епископа. В позднейшую эпоху это был смиренный монах, занимающийся благотворительностью, которого он видел в повседневной жизни и который имел на него сильнейшее влияние. Такие люди понимали народ; они разделяли их чувства и руководили их взглядами» 780 . О том, что уважение к инокам сохранилось и во времена, на которые пришлась деятельность традиционных просветителей XVIII b., свидетельствует русский путешественник Леонтий Зеленский, говоривший о том, что любой «монах везде уважаем православными греками» 781 . Традиционалисты исходили из того, что религиозная и национальная идентичность тесно связаны. Именно сохранению определяющих её факторов (религии, языка и обычаев) и была посвящена их деятельность. Фактически речь шла о восстановлении ромейской идентичности 782 , состоявшей из римской политической идеологии (идеологии вселенской империи), христианской веры и греческого языка. Вот как определяет программу традиционалистов сам Косма Этолийский : «Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия определяют нашу любимую родину и без них нация наша погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем» 783 . Как видим, святой Косма прямо указывает на веру и язык как на факторы, «определяющие родину», и говорит о необходимости их сохранения. Такая программа стала лейтмотивом действий и других традиционалистов. Большое внимание православные просветители уделили и сохранению народных обычаев. Чтобы греки отличались от турок, Косма советовал мужчинам не носить длинные кисточки и фески, а также не брить головы, а женщин призывал надевать платки. Сегодня белый платок (впервые введённый святым Космой) – устоявшийся элемент национальной одежды Эпира 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Очевидно, что эти способности впоследствии сильно помогли Никодиму в его просветительской деятельности: он смог обрабатывать большие массивы информации, с успехом работать с рукописями в монастырских библиотеках, помнил наизусть Священное Писание , многие труды святых отцов и древнегреческих философов. Всё это, несомненно, серьёзно упрощало и ускоряло написание его собственных произведений. По свидетельству его биографа, «когда он читал какую-то книгу по любому предмету или слышал речь, достойную запоминания, он запечатлевал их в своей голове, которая поистине была как бы некоей сокровищницей. И мы видели, как он извлекал это оттуда в нужное время... Когда говорил он, то производил свидетельства таким образом, что язык почти не поспевал проговаривать то, что всплывало у него в уме: изречения Божественного Писания, толкования и жития святых... с указанием и страниц, а касательно рукописей – где он каждую встречал» 299 . Интересно, что схожими способностями обладал и Косма Этолийский , знавший учебные тексты наизусть, преподававший и проповедовавший по памяти, не заглядывая в книги 300 . Надо сказать, что всех традиционалистов отличало такое качество как способность к наукам, что в сочетании с целеустремлённостью и осознанием своего просветительского долга перед согражданами позволило им достичь больших результатов. «Весьма рано в чистой душе Никодима родилось убеждение, что он принадлежит не себе самому, но всем... Пребывая в рамках христианских догматов и нравственных принципов, он не мог мыслить эгоцентрически. Как показала вся его жизнь, он родился только для служения. Мерилом своих мыслей и чувств он всегда полагал пользу ближнего» 301 . Немногие исследователи обращают внимание на то, что святой Никодим наряду с писательством попробовал себя и в ряде других свойственных традиционному просветительству ипостасей: проповедничестве и преподавательской деятельности, причём достиг на этих поприщах вполне значимых и осязаемых успехов. Он стал учителем и наставником, популярным не только в среде его учеников, но и за пределами школы. Вскоре его стали приглашать для проведения занятий в различных благородных домах Смирны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

На наш взгляд, то обстоятельство, что родители святого были родом из Эпира, во многом объясняет особое внимание, которое он впоследствии уделил этому региону. Ведь благодаря рассказам родителей, он не понаслышке был знаком со сложившейся там критической ситуацией. О юных годах Космы Этолийского почти ничего неизвестно, но вероятно, до двадцати лет он оставался в своей деревне, помогая родителям в ведении хозяйства. В одном из своих поучений святой Косма указывает на то, что был воспитан в семье благочестивых родителей: «Мой отец, мать, весь мой род – все благочестивые православные христиане» 204 . Об этом же пишет и его первый биограф – Никодим Святогорец 205 . В данном случае это не просто использованный им агиографический штамп, а ключевой момент, объясняющий его решение посвятить себя делу образования сограждан и сохранения православной традиции. Косма был подлинным христианином – забота только о своём спасении была неприемлема для него, боль за соотечественников, забота о ближнем заставили его посвятить себя просветительскому служению, которое впоследствии стало для него смыслом жизни: «И вот слово, сказанное Господом нашим Иисусом Христом о том, что христианин, будь то мужчина или женщина, должен заботиться не только о своём спасении, но равным способом должен печься и о том, чтобы не впали в грех его братья. С тех пор, как я услышал его... оно долго точило моё сердце, как червь точит дерево, и я размышлял, не зная, что предпринять» 206 . Как видим, без исполнения собственного предназначения он не мыслил и личного спасения. Семья сыграла ключевую роль не только в определении его жизненных установок. На наш взгляд, помимо преданности православным традициям, у родителей святого был определённый уровень образования и культурной грамотности. Это подтверждает и тот факт, что брат Космы Хрисанф Этолийский также стал известным общественным и церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения греческой нации. Хрисанф оказал большое влияние на брата, который впоследствии во многом повторил его путь: «необходимость богопознания посредством изучения Евангелия вкупе с ощущением собственной неграмотности сподвигла братьев к поиску знаний и отъезду из родных мест... Боль за неграмотных соотечественников подвигла их не только к тому, чтобы самим получить образование, но и к тому, чтобы посвятить всю свою жизнь трудам по-религиозному просвещению соплеменников, основанию школ, а также подготовке просвещённых педагогов, учёных и книжников» 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Как бы то ни было, обучение под руководством Вулгариса, помимо получения фундаментального образования, во многом предопределило мировоззрение Космы Этолийского  – его преданность Православной традиции и Великой Идее. Вулгарис свободно владел латинским, итальянским, французским языками. Некоторые исследователи утверждают, что он также знал еврейский, немецкий, турецкий, арабский, русский и валашский языки 239 . Он был последовательным сторонником изучения иностранных языков и ввёл некоторые из них в учебную программу Афонской Академии 240 . Многие ученики Вулгариса (в том числе и Косма Этолийский ) свободно владели иностранными языками. Вулгарис был энтузиастом своего дела: в Академии он открыл сверхштатный предмет преподавания – латынь – и платил учителю латинского языка из собственных денег. Помощников у него было также больше, чем полагалось по штату, а плату они получали из его личных средств. Помогал он и нуждающимся ученикам, употребляя на это часть своего жалованья. Он говорил о себе: «Я бился изо всех сил, чтобы поставить как можно лучше свою Академию; для достижения этой цели я не жалел ни своего здоровья, ни денег» 241 . Мы полагаем, что во многом пример Евгения Вулгариса укрепил энтузиазм святого Космы и сформировал у него представление, что через постепенное возрождение всеобщей системы образования 242 , с помощью распространения знаний среди народа, можно приблизить национальное освобождение и переломить непростую ситуацию, сложившуюся в образовательной сфере. В учебном процессе Вулгарис наряду с принятыми тогда классическими текстами использовал и произведения иностранных авторов 243 . Взяв на себя преподавание риторики, логики, метафизики и богословия, философских и естественнонаучных дисциплин, Вулгарис стал преподавать их, придерживаясь новейших данных современной науки, принятых на Западе 244 . Вероятно, это в большой степени обусловило интерес, который впоследствии проявил Косма к новым образовательным методикам. Мнение о том, что «он видел, что все эти дисциплины не смогут способствовать ни религиозному, ни моральному возрождению отечества» 245 , ошибочно. Он, как и Вулгарис, не раз использовал их в повседневной просветительской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В случае с Афанасием мы имеем дело с синтезом святоотеческой и античной традиций, который сочетался с осторожным использованием произведений современных европейских авторов 502 . Вопреки устоявшемуся мнению, православные просветители не отвергали древнегреческую образовательную традицию. Старший преподаватель Афонской Академии Евгений Вулгарис написал над её входом знаменитое платоновское «Не геометр да не внидет». Его ученик Косма Этолийский называл древнегреческих философов «ясными светочами для всего человечества» 503 . Традиционалисты были хорошо знакомы с античной культурной традицией, но, в отличие от Просветителей, подходили к ней избирательно, в чём-то соглашались, в чём-то ставили под сомнение. Православные просветители XVIII b. сами были воспитаны на греческой философии, которая воспринималась ими как интеллектуальная дисциплина и преддверие к богословию (в этом их взгляды совпадают с византийскими отцами Церкви). Перед открывшейся глубиной святоотеческого наследия «замолчали Солоны... спрятались Аристотели и Платоны» 504 . Античные философы ценились традиционными просветителями именно потому, что во многом предвосхитили христианское миропонимание. Не абсолютизируя наследие Древней Греции и Рима, они использовали его по мере необходимости. Никодим Святогорец часто приводил примеры из жизни древней Греции, цитировал античных философов 505 . Такой подход проявился и в выборе ими образовательных средств: они не отвергали античную философию и культуру и привлекали некоторые произведения западной учёной традиции, но как основные учебные пособия по этике и «грамматике» рассматривали, прежде всего. Евангелие 506 , творения святых отцов, житийную литературу и собственные произведения: «Изучая Святое Евангелие, я обнаружил там множество истин, и все они поистине жемчужины, бриллианты, сокровище, богатство, радость... жизнь вечная» 507 . Просветители, напротив, игнорируя Священное Предание, отдавали предпочтение «мировоззрению французских идеологов и древнегреческой философии (от Платона до стоиков)» 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Восемнадцатый век – время острого спора вокруг терминов «эллин», «грек» и «ромей». Эти слова не просто предстают разными названиями греческой национальной общности, но становятся критериями, в соответствии с которыми тот или иной из исторических деятелей относился к одному из двух противоборствующих лагерей. Так, если новогреческие Просветители обращаются в основном к терминам «грек» и «эллин», то Косма Этолийский и другие традиционалисты предпочитают определение «ромей» 545 . Вопрос о выборе термина отнюдь не формален: если в основе терминов «грек» и «эллин» лежит выделение социальных и этно-социальных факторов, то «ромей» – более широкое понятие. Ромейская наднациональная общность сформировалась в Византийской империи, и обращение к термину «ромей» означало приверженность идее её возрождения. В то же время греки-западники, оперировавшие понятиями «грек» и «эллин», тем самым показывали свою приверженность античным идеалам, говорили на языке древнегреческого культурного наследия. Отношение новогреческих Просветителей к Византийскому периоду греческой истории нисколько не расходилось со взглядами представителей европейского Просвещения. Так, один из лидеров этого направления, Шарль Монтескье, писал: «История греческой империи... есть не что иное, как непрерывная цепь возмущений, мятежей и предательств» 546 . Вольтер называл Средневековье царством «нелепого фанатизма» 547 , где «господствовал дух суеверия и набожности» 548 . Пожалуй, самое негативное отношение к империи ромеев мы можем встретить у одного из крупнейших английских историков восемнадцатого века Гиббона. В его описании история этого государственного образования предстаёт как непрерывный упадок, «безжизненное однообразие гнусных пороков, для которых нельзя найти оправдание в свойственных человеческой натуре слабостях» 549 . Византийской империи Гиббон (как, впрочем, и остальные Просветители) противопоставлял древнегреческое государство, устройство, идеалы, культура и искусство которого не могли оставить его равнодушным. Поистине, в имперском периоде греческой истории Просветители не находили ничего положительного, по большому счёту он воспринимался как иго, лишившее греческий народ самостоятельности: «Раболепные греки довольствовались тем, что постились, молились и верили, слепо повинуясь Патриарху и его духовенству» 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Нравственный закон занимал важное место и в представлениях Просветителей, деятельность которых основывалась «на вере в моральный и умственный прогресс и на убеждённости, что нравы людей могут преобразиться, если они преодолеют свою безграмотность» 532 , а через правильное воспитание люди становятся «хозяевами своих страстей» 533 . Несмотря на кажущуюся идентичность представлений Просветителей и традиционалистов, отличие в их концепциях заключалось, на наш взгляд, в том, что для Просветителей образование имело целью, прежде всего, социальную адаптацию человека в обществе, достираемую через его этическое воспитание, а у традиционалистов приобретение знаний рассматривалось как начальная ступень богопознания и духовного самосовершенствования. Учение Космы Этолийского и Никодима Святогорца от построений новогреческих Просветителей отличало, в первую очередь, именно отношение к традиции и религии, а их мировоззрение опиралось на внутренний опыт верующих и авторитет Священного Писания и Предания. В отличие от Просветителей, в центр мироздания традиционалисты ставят Бога, а не человека. Так, согласно учению Космы Этолийского , человек не является всемогущим, также не всесилен и человеческий разум. В своей жизни люди должны не только рассчитывать на собственные силы, но и полагаться на Бога, без помощи Которого сложно чего-либо добиться; «Надейтесь на Бога... и Он будет хранить вас... если же вы возгордитесь и будете надеяться только на силу оружия, знайте: Господь не защитит вас» 534 . Как и Косма Этолийский , Никодим Святогорец антропоцентричной западной педагогической модели противопоставляет примеры из житий святых и отцов Церкви как личностей с теоцентричной мировоззренческой концепцией. Традиционалисты полагали, что в библейском Откровении и духовном опыте святых и подвижников сконцентрирован огромный антропологический и педагогический опыт, хранящийся в церковном Предании и передающийся из поколения в поколение в живом преемстве. Не случайно традиционалисты сами называли себя «хранителями Церковного Предания» 535 ’. Они популяризировали произведения святых отцов, в том числе и аскетические творения исихастов и пустынников. Обращаясь к житийной литературе, православные просветители полагали, что помимо собственно биографических повествований, они содержат в себе разнообразные пути и методы, которыми святые служили людям и отечеству, стяжали спасение и обожение, достигли высших знаний и просвещения. Таким образом, святые предстают как пример для подражания и совершенный воспитательный идеал, на который следует ориентироваться, в том числе и простым мирянам. «Из житий святых становится абсолютно понятным, что они в совершенстве познали всю тайну человека... Параллельно они разрешили тайну всего творения. Ведь, по сути, решение всех проблем уже содержится в тайне человека» 536 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Собранные средства призваны были помочь решить проблему нехватки профессиональных преподавателей. «Чем дольше образование находилось в небрежении, тем труднее было возродить его; ибо становилось невозможно найти достаточно квалифицированных учителей. Даже если и находились учителя, было нелегко убедить их покинуть большие города и работать в отдалённых провинциях» 651 . С одной стороны, необходимо было привлечь квалифицированные кадры в систему школьного образования, с другой, наладить их подготовку. К середине XVIII века доходы учителей были очень невысокими. Для привлечения кадров высокого уровня требовались более значительные средства. Яркий пример – привлечение к работе в Афонской Академии Евгения Вулгариса с базовой заработной платой 1000 грошей в год (при средней годовой зарплате учителя в 40 грошей). Средства были потрачены не зря: Вулгарис подготовил квалифицированных проповедников, учителей и писателей (среди его учеников были и традиционалисты Косма Этолийский и Афанасий Паросский). Ещё одной причиной, вызвавшей подъём исихазма в Греции, стал кризис богословия. Он естественным образом отразился на жизни всей Церкви, вызвал упадок церковного искусства и постепенное угасание традиции. В истории Православия такие кризисы случались не впервые: «Периоды творческого подъёма, подобные эпохе патристики, сменялись долгими не столь плодотворными периодами, когда различные сферы христианской жизни утрачивали живое взаимное единство, а мысль становилась формально-нормативной, глухой к реальности, так что и само слово “догматический» приобрело негативное звучание» 652 . Отсутствие выдающихся богословов, сопоставимых по уровню со святителем Григорием Паламой , привело к росту влияния католического и протестантского богословия. Всё это вызывало изменение и искажение религиозного сознания простых мирян. Западное влияние привело к распространению в греческом богословии схоластики. Из-за этого, а также из-за недостаточной образованности богословов и их удалённости от традиции и исихастской молитвенной практики, стало возможным возобновление дискуссий и споров вокруг вопросов, которые уже были разрешены ещё в период Византийской империи. Здесь мы имеем в виду полемику между Григорием Паламой и Варлаамом Калаврийским, завершившуюся безоговорочной победой Паламы и его сторонников-традиционалистов. Потерявшие связи с традицией или даже просто незнакомые с ней богословы стали искать опору и ориентиры в западной теологии; всё это, безусловно, влияло и на жизнь Церкви в целом. Интересно, что в отношении образования и Просвещения взгляды Космы и коливадов чрезвычайно близки построениям русских традиционалистов (=славянофилов). Их позиция отражена в письме известного русского мыслителя И.В. Киреевского графу Е.Е. Комаровскому «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России».

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Горе от ума У народа нашего в крови – уважение к слову написанному. Это потому, что место главной книги и занимала и продолжает занимать еще Библия. О чем бы ни пошел спор, можно и сегодня услышать: «А где об этом написано?» Поэтому от грамотеев и ожидалась чистота намерений. Но и всенародное горе, если приходит, то — от образованных. 22 ноября, 2011 У народа нашего в крови – уважение к слову написанному. Это потому, что место главной книги и занимала и продолжает занимать еще Библия. О чем бы ни пошел спор, можно и сегодня услышать: «А где об этом написано?» Поэтому от грамотеев и ожидалась чистота намерений. Но и всенародное горе, если приходит, то — от образованных. Св. Косма Этолийский В далеком 18-м веке, среди стонущих под турками греков, проповедовал Христа и принял смерть за проповедь Св. Косма Этолийский. Это был человек чрезвычайных дарований. До 20-ти лет не знавший алфавита, он выучился в зрелых летах, постригся в монахи и, пройдя искус, пошел проповедовать Евангелие своим соплеменникам. В своих поучениях святой возвышался умом до пророчеств и говорил много такого, что никак не могло быть понято современниками. Однако нами это не просто понимается, но видится на каждом шагу. «Вот, —  говорил он, — будет бежать по дороге быстрее зайца повозка без лошадей». Современники лишь пожимали плечами, а мы видим вокруг обилие машин и понимаем смысл сказанного. «Вы уедете жить на другое место, а на ваше приедут чужаки». Мы и видим волны миграций, спровоцированных то войной, то бедностью, то еще чем. Воры, говорил Косма, будут жить не в горах и лесах, а в городах. Будут одеваться богато и жить на широкую ногу. Ну да, говорим мы, тысяча карманников в год не наворует того, что хапнет за раз финансовый спекулянт в очках с золотой оправой. Много говорил святой об образовании. Во множестве бедных сел Греции и Албании не было ни храмов, ни школ. Святой способствовал возникновению того и другого. При этом на школу смотрел как на помощницу Церкви. Сама грамота виделась как способ постичь знания полезные, стряхнуть с плеч унизительное рабство, познать глубины веры.

http://pravmir.ru/gore-ot-uma/

Этот случай окончательно его убеждает. Он получает благословение игумена, получает благословение афонских старцев и отправляется в Константинополь, где его встречает брат, который уже стал начальником Константинопольской академии. Брат знакомит его с патриархом Серафимом Вторым, который с большим одобрением относится к идее Космы стать проповедником и назначает его главным проповедником Восточной Церкви. Сохранились свидетельства о том, что он провожал Косму несколько сотен метров и потом долго благословлял вслед уходящего странника, который отправлялся на подвиг проповеди Евангелия. Теперь о территории, где проповедовал Косма Этолийский. Это практически вся территории Греции. Здесь вот карта удачная в том смысле, что охвачена территория, где проповедовал Косма. Он не был только на полуострове Пелопоннес и на Крите, потому что там был наиболее высокий уровень образования и знаний. Он охватывает всю остальную Грецию и Малую Азию, окрестности Константинополя, захватывает Албанию. Очень много времени уделяет проповеди в Албании. Вот Бывшая Югославская Республика Македония. И захватывает немного Болгарию. Есть разные данные, но я вам сказал то, что точно установлено наукой. Есть мнения о том, что он был в Сербии, что он был чуть ли не в румынских землях, в Бессарабии, доходил до территории, входящей в Молдавию, чуть ли не в Одессе побывал. Но это такие предания, которые, вероятно, с действительностью имеют мало общего. Косма охватывает большую часть территории Константинопольского патриархата, все наиболее проблемные регионы. Особое внимание он уделяет областям, которые находятся в критическом состоянии. Эти миссионерские путешествия (всего их было четыре) продолжались с 1760 по 1779 годы. С 1773 по 1775 год был перерыв в связи с политическими событиями, это время он провел на Афоне. Что касается реакции народа, то на первом этапе своей деятельности он столкнулся с трудностями. Подчас ему приходилось встречаться с враждебностью местного населения. Есть данные о том, что где-то его встретили камнями, где-то его изгнали из своего селения, и так продолжалось примерно год. Но он не опускал руки и продолжал искать подход к людям.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010