Комментарии к докладу преосвященного епископа Христупольского Макария на «Синаксисе иерархии Вселенского престола» «Церковная проблема на Украине» Источник: Седмица.Ru Синаксис иерархии Вселенского престола 1–3 сентября 2018 г. Введение 7 сентября 2018 г. в истории Православной Церкви произошло событие, по всей видимости, исторического масштаба: Константинопольский Патриархат решил направить на Украину двух экзархов, демонстративно не согласовав это действие ни с главой единственной канонической православной Церкви в стране — митрополитом Киевским и всея Украины, ни с Патриархом Московским и всея Руси, которому этот митрополит канонически подчинён. Таким образом, Константинопольский Патриарх присвоил себе право не просто вмешиваться в жизнь Православной Церкви Украины, но и определять её судьбу самостоятельно, без каких-либо консультаций с каноническим священноначалием этой Церкви. Подчеркнём, что никаких актов о признании Киевского митрополита и его Патриарха неканоническими, что теоретически могло бы оправдать подобное вмешательство, не издавалось. Иными словами, произошла попытка узурпации власти на территории братской Поместной автокефальной Церкви. Вообще говоря, о якобы имеющихся у Константинопольского Патриарха полномочиях узурпировать власть фактически в любой области православного мира Патриарх Варфоломей, прикрываясь словами об «осуществлении пророческого служения», недвусмысленно заявил 1 сентября 2018 г. в своем выступлении на «Синаксисе иерархии Вселенского престола». В целом, позиция Патриарха Варфоломея по вопросу о правах Константинопольского престола очень напоминает позицию печально известного Патриарха Мелетия (Метаксакиса). Безусловно, с содержательной точки зрения именно этот вопрос — о правах и полномочиях Предстоятелей Поместных Церквей, и прежде всего, Константинопольской — является ключевым и требует наиболее тщательного разбора. Однако в формулировке своей позиции по украинским церковным делам Константинопольский Патриарх решил опереться не только на действительные или мнимые (а вернее всего, мнимые, выдаваемые за действительные) преимущества Константинопольского престола, но и на некие исторические факты. Исследовать эти факты, как заявил Патриарх Варфоломей, было поручено епископу Христупольскому Макарию (Гриниезакису), викарию Таллинской митрополии, клирику Эстонской апостольской Православной Церкви в составе Константинопольского Патриархата. Его сообщение стало основным источником исторических сведений, использованных Константинопольским престолом при принятии столь ответственного решения о вмешательстве в церковные дела Украины.

http://pravoslavie.ru/116277.html

Основное содержание деятельности ОВЦС заключается в осуществлении связей Русской Православной Церкви с: Поместными Православными Церквами; инославными церквами и христианскими объединениями; нехристианскими религиозными общинами; правительственными, парламентскими, общественными организациями за рубежом; межправительственными, религиозными и общественными международными организациями Кроме этого, ОВЦС информирует Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, которые происходят вне Русской Православной Церкви и затрагивают ее интересы, готовит проекты общецерковных документов и решений, затрагивающих сферу межправославных, межхристианских, межрелигиозных, международных отношений В настоящее время ОВЦС возглавляет митрополит Волоколамский Иларион. Схему взаимодействия ОВЦС с высшими органами церковного управления митрополит Волоколамский Иларион ясно выразил в своем докладе на торжественном акте (в связи с 70-летием ОВЦС) 19 мая 2016 года, подчеркнув: «Священноначалие Церкви в лице Святейшего Патриарха и Священного Синода является " заказчиком " , мы же — исполнители. По-другому и быть не может, поскольку ОВЦС — служебный орган, полностью подконтрольный Священноначалию» Именно поэтому, по словам митрополита Илариона, «не проходит ни одно заседания Священного Синода без докладов председателя Отдела, для которого как для Постоянного члена Синода по должности участие в работе высшего органа церковного управления является не только возможностью отчитаться о совершенных поездках и состоявшихся мероприятиях, поделиться мыслями и получить благословение на дальнейшие труды. Это еще и возможность постоянно сверять курс Отдела с курсом Священноначалия, определяемым соборным разумом Церкви» К основным структурным элементам ОВЦС относятся: секретариат по межправославным отношениям, секретариат по межхристианским отношениям, секретариат по межрелигиозным отношениям и секретариат по делам дальнего зарубежья. Секретариат по межправославным отношениям (СМПО) координирует взаимодействие с Поместными Православными Церквами, занимается тематикой Украинской Православной Церкви , Православной Церкви Молдовы , Эстонской и Латвийской Православных Церквей в части вопросов, касающихся компетенции ОВЦС, а также взаимоотношениями со старообрядческими согласиями

http://patriarchia.ru/db/text/5843268.ht...

При том, что значительную часть общин русской православной традиции составляют перешедшие в Православие представители местных народов, в дальнейшем структура митрополичьего округа могла бы стать хорошим основанием для образования в Западной Европе своей Поместной Церкви. Обращение Предстоятеля Русской Православной Церкви вызвало живой интерес в среде русской эмиграции в Западной Европе. Наиболее активными сторонниками этой идеи была создана общественная организация под названием «Движение за поместное Православие русской традиции в Западной Европе», которая поставила перед собой задачу всячески содействовать сближению между Экзархатом, Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, а затем — и созданию Поместной Православной Церкви. К сожалению, предложения, сформулированные в обращении Святейшего Патриарха, не встретили понимания со стороны нового руководства Экзархата русских православных приходов в Западной Европе. Порой делаются попытки подвергнуть сомнению искренность этих предложений и таким образом их дискредитировать. За рассматриваемый нами период Отделу внешних церковных связей пришлось приложить немало усилий для нормализации церковного положения в Эстонии. Мы столкнулись с попыткой Константинопольского Патриархата представить решение о предоставлении своей церковной структуре в Эстонии статуса автономной Церкви в качестве одобренного всеми Поместными Православными Церквами. При этом утверждалось, что константинопольская структура является Поместной Церковью Эстонии, а приходы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата могут существовать лишь в качестве подворий Русской Православной Церкви. Особенно острой стала ситуация после визита в Эстонию Константинопольского Патриарха Варфоломея в ноябре 2000 года. Заявления, сделанные в ходе этой поездки, по существу означали отказ от компромиссных соглашений, по крайнему снисхождению со стороны Московского Патриархата и ради восстановления мира во вселенском Православии принятых в 1996 году по итогам переговоров в Цюрихе.

http://sedmitza.ru/lib/text/429550/

Архиепископ Корнилий направил послание патриарху Константинопольскому Варфоломею, где оценивал происшедшее в Эстонии как не только " не соответствующее правилам святых Отцов, но и элементарным нормам приличий " . (24) 24 февраля 1996 года патриарх Варфоломей прислал письмо Патриарху Алексию, в котором настаивал на каноничности деяний Константинопольского престола. 26 февраля 1996 года архиепископ Корнилий обратился к президенту Финляндской республики: " Меня не может не беспокоить позиция кажущегося невмешательства финских властей в эти несчастья, кажущегося, ибо совсем недавно государственные власти Финляндии выделили крупную сумму своей государственной Православной Церкви на " расширение деятельности " . ... Призываю Вас, господин Президент, обратить Ваше внимание на деятельность в Эстонии граждан Финляндии - высокопоставленных руководителей государственной Финской Православной Церкви " . Верные и ошибочные моменты спора по поводу Эстонии являют собой чрезвычайно сложную связь, и практически не представляется возможным найти ни в Москве, ни в Константинополе лиц, ответственных за события, произошедшие в феврале 1996 года. Каждая из сторон может выдвигать весомые аргументы в поддержку своей собственной точки зрения, но ни одна из них не имеет ни малейших намерений прислушаться к глубоко укоренившемся аргументам другой стороны. Различные исторические, канонические и политические факторы переплетались борьбе мнений. Очевидным является то, что за сторонниками насильственного от деления Эстонской Православной Церкви от Московского Патриархата стоят крупные политические структуры со своими финансово-экономическими рычагами, которые ведут борьбу с единственной оставшейся на территории бывшего СССР государственнообразующей силой в лице Русской Православной Церкви. Ясно одно суть спора двух Патриархатов кроется гораздо глубже конфликта по поводу церковных границ. Особое сожаление вызывает тот факт, что необходимость выбора между Константинопольской и Московской юрисдикцией разделила православных Эстонии на два лагеря.

http://pravoslavie.ru/5121.html

По результатам встречи со Святейшим Патриархом Алексием посол Эстонии в России Марина Кальюранд дала краткую пресс-конференцию 9 декабря 2005 г. 12:39 После состоявшейся сегодня в Патриаршей резиденции в Чистом переулке встречи с Предстоятелем Русской Церкви новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонской Республике в Российской Федерации Марина Кальюранд дала краткую пресс-конференцию. Комментируя темы состоявшихся сегодня переговоров, г-жа Посол отметила, что проблемы, стоящие перед верующими и государством в обеих странах, во многом сходы. Так, для Эстонии также является актуальным вопрос о преподавании религиоведческих и вероучительных предметов в государственных учебных заведениях — это тоже обсуждалось на сегодняшней встрече. Марина Кальюранд подчеркнула, что названные предметы сейчас факультативно преподаются в эстонских школах. Г-же Послу был, в частности, задан вопрос о ходе исполнения протоколов о намерениях, заключенных в 2002 году между Эстонской Республикой в лице Министерства Внутренних Дел и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата, а также структурами Константинопольского Патриархата в Эстонии. Отвечая на указанный вопрос, Марина Кальюранд подчеркнула, что сейчас продолжается переговорный процесс по этому поводу, и выразила надежду на скорое урегулирование всех спорных аспектов межправославных и церковно-государственных отношений в Эстонии. Как пояснил прот. Николай Балашов, речь идет о событиях, восходящих к началу 1990-х годов. Тогда в Эстонии правопреемником Эстонской Православной Церкви, существовавшей до Второй мировой войны, был признан так называемый «Зарубежный синод», последователи которого в 1996 году были приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Поэтому в пределах Эстонии и те храмы, прихожане которых сохранили каноническую верность Матери-Церкви и где богослужения совершаются клириками Московского Патриархата, были либо юридически оформлены в качестве собственности церковной структуры Константинопольского Патриархата, либо, на основании решения суда, подлежали передаче в собственность этой структуры. Согласно достигнутым договоренностям, церковная структура, находящаяся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, отказывалась от предъявления притязаний на храмы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, а взамен получила компенсацию от эстонского государства. После этого указанные храмы подлежат оформлению в долгосрочную аренду тем приходам, которые в них совершают богослужения, с предоставлением и права застройки. Эта договоренность не предусматривала равенства имущественных прав ЭПЦ МП и Константинопольской юрисдикции, получившей здания в собственность. Однако полная реализация и этих протоколов, к сожалению, до настоящего времени задерживается. Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/67225.html

Священник: Эстония все же не православная страна ‘Я бы сказал, что у нас не аж 16%, а всего лишь 16%. Даже если бы православных была половина, такое утверждение было бы преувеличением. А если учитывать, что 54% населения вообще не относят себя ни к одной из религий, то и вовсе не стоит торопиться называть Эстонию православной’ 30 апреля, 2013 ‘Я бы сказал, что у нас не аж 16%, а всего лишь 16%. Даже если бы православных была половина, такое утверждение было бы преувеличением. А если учитывать, что 54% населения вообще не относят себя ни к одной из религий, то и вовсе не стоит торопиться называть Эстонию православной’ Хотя православие является самой распространенной в нашей стране религией, протоиерей Игорь Прекуп считает, что называть Эстонию православной страной было бы преувеличением. Согласно данным последней переписи, 16% населения Эстонии исповедуют православие, что делает эту религию самой распространенной в стране. «Для нас это не новость. Статистика лишь констатировала то, что мы уже знали раньше, — рассказывает протоиерей Игорь Прекуп. – Согласно данным МВД за 2008 год, православие в Эстонии представлено примерно двумястами тысячами в составе Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и двадцатью семью тысячами в составе структуры Константинопольского Патриархата. Правда, в отличие от данных переписи, здесь учитываются не только люди старше 15 лет, ведь человек становится членом Церкви через таинство крещения. Данные переписи строятся на самоидентификации, то есть на том, к какой религии человек сам себя относит». Однако протоиерей считает, что малое количество лютеран – вовсе не повод для уныния для представителей этой конфессии, да и у православных нет повода для особого ликования: «Приятно, что значительное количество людей осознают себя православными, однако, за исключением великих праздников, храмы у нас от прихожан не ломятся. И это для православных повод задуматься, насколько они последовательны в своем исповедании веры». Также Прекуп отметил, что 16% православных среди населения – отнюдь не повод называть страну православной: «Я бы сказал, что у нас не аж 16%, а всего лишь 16%. Даже если бы православных была половина, такое утверждение было бы преувеличением. А если учитывать, что 54% населения вообще не относят себя ни к одной из религий, то и вовсе не стоит торопиться называть Эстонию православной», — считает священник.

http://pravmir.ru/svyashhennik-estoniya-...

Как правило, богословские курсы создавались объединенными усилиями целого благочиния. 2 декабря 1919 года комиссариат просвещения разрешил открытие Василеостровских курсов, которые возглавил протоиерей Алексий Западалов. Они расположились на Киевском подворье, в бывших митрополичьих покоях. Занятия на них шли по расширенной программе. Большой известностью пользовались также двухгодичные курсы II благочиннического округа, получившие просторное помещение под кровом Исидоровской церкви на Екатерингофском проспекте, где до революции работала церковно-приходская школа православного эстонского братства. Курсы, открытые в Петроградском районе при Введенской церкви, получили название богословско-благовестнических. В одном из флигелей при Владимирской церкви нашлось место для курсов IV благочиния 1005 . На примере последних можно получить общее представление о богословских курсах Петрограда начала 1920-х годов. Они ставили целью «ввести в познание основных наук, необходимых для сознательных, убежденных и верных чад Православной Церкви, для пастырей, благовестников, благовестниц, наставников и наставниц православной христианской веры». Обучение на курсах IV благочиния было двухлетним, корпорация насчитывала 9 человек. Ректор и преподаватели утверждались митрополитом, митрополиту же представлялся общий ежегодный отчет о состоянии курсов. Финансирование курсов брали на себя приходы благочиния, они же прилагали «особливое попечение» об их благоустройстве и содействовали церковно-практическим занятиям слушателей в приходских храмах. Соответственно, благочинный округа и два представителя от благочиннического собрания входили в Совет курсов. Выпускники курсов, пожелавшие получить свидетельства, подвергались испытаниям, причем в «Положении» особо подчеркивалось, что удостоенные такого свидетельства «нравственно обязуются сообразовать свою последующую жизнь с заветами Православной Церкви» 1006 . Богословские курсы местного значения, как правило, одногодичные, устраивались заботами отдельных церквей города: Знаменской, Воскресенской у Варшавского вокзала, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ОБ УКРАИНЕ – Г-н Легойда, можно ли сказать, что в Эстонии церковное разделение проходит по этноязыковой линии и возможно ли подобное на Украине? – Этнических эстонцев и в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата много, не меньше, чем в Эстонской апостольской Православной Церкви, относящейся к Фанару. Характерно, что, несмотря на активное внедрение эстонского языка в церковную жизнь Эстонской апостольской Православной Церкви, численность ее паствы практически не растет. На Украине языковой проблемы в церковной плоскости не существует вообще. И русские, и украинцы пользуются одним и тем же богослужебным языком, а вне службы могут пользоваться и русским, и украинским, не испытывая языковых барьеров. Проводить же какие-то этнические различия между русскими и украинцами – это лишь средство достижения нечистоплотных целей, которым пользуются националистически настроенные политики. Поэтому, хоть и в разной степени, но ни на Украине, ни в Эстонии нет никаких этноязыковых причин для разделений. Они привнесены в церковную сферу исключительно из политики и ради достижения сомнительных политических задач.  – Исходя из эстонского опыта, каковы, на Ваш взгляд, будут последствия вмешательства Константинополя в украинский церковный вопрос? – Вмешательство Фанара в дела Украинской Православной Церкви уже состоялось, и оно приносит новые разделения, приводит к дискриминации и преследованию верующих канонической Церкви, росту насилия, рейдерским захватам храмов. По существу, Константинополь, любящий называть себя Церковью-матерью, является прямой причиной страданий верующих людей, на которые Фанар закрывает глаза ради получения материальных благ в виде предоставления ставропигий (статус независимости от местной епархиальной власти и подчинение непосредственно патриарху или синоду – прим. Baltnews), церковного имущества и, самое главное, ради подтверждения своих авторитаристских устремлений.   О РОЖДЕСТВЕ – В странах Балтии проживает большая доля православных христиан (Латвия – почти 20%, Эстония – 16%, Литва – 5% от числа населения). Более того, в Эстонии число представителей православия больше, чем других конфессий, в том числе католиков и лютеран. Тем не менее, католическое Рождество является национальным праздником и временем отдыха, в то время как даты православного Рождества остаются рабочими днями. Парламенты стран Балтии отказываются признавать православный праздник на государственном уровне. Как Вы думаете, справедливо ли это?

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legoyda-etni...

2.1.2.           Богослужебно-иерархическими наградами священнослужителей являются: 1)             возведение в сан; 2)             части богослужебного облачения, несущие духовно-символическое значение; 3)             богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по " Иже Херувимы... " или по " Отче наш... " ). 2.1.3.           Награждение богослужебно-иерархическими наградами производится в строгой последовательности. 2.1.4.           Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху. 2.1.5.           Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6.           Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2.Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1.           Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит - это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ - епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2.           При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита - права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3.           Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4.           Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 г. были установлены, в соответствии с исправленным Уставом Эстонской Православной Церкви 1935 г., права и обязанности высшей законодательной, административной, судебной и контролирующей власти этой Церкви – ее Собора, а также Синода, при сохранении ею юрисдикции Московского Патриархата. Собор Эстонской Апостольской Православной Церкви 29 апреля 1993 г. одобрил возрождение автономии Эстонской Церкви и ее наименования, установленного в 1935 г. Это был естественный путь восстановления юридического лица Церкви, ее религиозной свободы и имущественных прав в соответствии с довоенным законодательством Эстонской Республики. Эти решения были официально сообщены епископом Корнилием Министерству внутренних дел Эстонской Республики. Одновременно МВД Эстонии было уведомлено о том, что разрабатывается новая редакция Устава ЭАПЦ 1935 г., которая и будет затем представлена для регистрации. Однако не только вопреки этому предупреждению, но и при безусловном понимании того, что естественной правопреемницей Эстонской Апостольской Православной Церкви является церковная организация, возглавляемая епископом Корнилием, 11 августа 1993 г. департамент по делам вероисповеданий при МВД Эстонской Республики зарегистрировал «Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви», поданный пребывающим в Стокгольме зарубежным «Синодом ЭАПЦ», и тем спровоцировал церковный раскол на территории Эстонии. 17 ноября 1993 г. Собор канонической Эстонской Апостольской Православной Церкви постановил считать регистрацию зарубежного Синода незаконной и просить департамент по делам вероисповеданий пересмотреть этот вопрос, отменить незаконную регистрацию и зарегистрировать в качестве ЭАПЦ церковную организацию, возглавляемую епископом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием. Департамент не внял справедливому требованию канонической Церкви и 25 ноября 1993 г. отклонил прошение о регистрации ее Устава. Очевидно, на департамент по делам вероисповеданий при Министерстве внутренних дел Эстонской Республики и на его руководителя г-на Тийт Сеппа оказала влияние пропагандистская кампания, развернутая зарубежным «Синодом ЭАПЦ» и его сторонниками в Эстонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010