Архив Пн Заявление Службы коммуникации ОВЦС по поводу избрания новых епископов для церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии 18 июня 2008 г. 12:42 12 июня 2008 года на прошедшем в Таллине собрании представителей церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии были избраны кандидаты для хиротонии во епископов епархий Тарту и Пярну-Сааремаа и объявлено о предстоящем завершении процесса «воссоздания Эстонской Православной Церкви» путем учреждения ее Архиерейского Синода. В связи с этим Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена сообщить нижеследующее. Канонический статус так называемой автономной Эстонской Православной Церкви, создание которой было провозглашено Константинопольским Патриархатом в 1996 году, не признан Русской Православной Церковью, а также другими Поместными Православными Церквами. В частности, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года счел невозможным признать канонический статус автономии за церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, присутствующей в Эстонии с 1996 года, поскольку «признание за ней такого статуса не соответствует в полной мере историческому развитию и современному состоянию всего Православия в Эстонии». Более двенадцати лет Московским Патриархатом предпринимаются усилия, направленные на урегулирование последствий односторонних действий Константинопольской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви, которые привели в 1996 году к временному прекращению евхаристического общения между двумя Патриархатами. При этом со стороны Русской Православной Церкви неоднократно была проявлена готовность к поиску взаимоприемлемых решений. Так, на последних переговорах по данному вопросу между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов, прошедших 26 марта 2008 года в Цюрихе, стороны признали целесообразным продолжить переговорный процесс до достижения «всеобъемлющего соглашения, которое будет включать как решение по вопросу церковного недвижимого имущества в Эстонии, во исполнение Цюрихских договоренностей 1996 года, так и решение по вопросу канонического статуса церковных юрисдикций Константинопольского и Московского Патриархатов в этой стране».

http://patriarchia.ru/db/text/180636.htm...

Епископ Корнилий настоятельно просил пересмотреть решение, принятое властями. На следующий день заявление архиерея было опубликовано в газете «Эстония» 181 . Через десять дней пресс-служба Министерства внутренних дел опубликовала заявление, в котором утверждала, что стокгольмский «Синод» «как правопреемник незаконно и репрессивно ликвидированного церковного управления имеет право вновь ввести в силу принятое в 1935 г. положение об Эстонской Апостольско-Православной Церкви» 182 . Несоответствие историческим фактам в этом заявлении очевидно: высшее управление Эстонской Церкви не было «репрессивно ликвидировано» ни в 1940 г., когда митрополит Александр (Паулус) воссоединился с Русской Церковью, ни в 1944 г., когда он добровольно эмигрировал из Эстонии (о давлении на него со стороны различных правительств, в том числе эстонского, митрополит Александр говорил неоднократно при различных обстоятельствах, однако прямым репрессиям, широко практиковавшимся в тот период, он не подвергался). Решение о регистрации, игнорировавшее и канонические нормы православной Церкви, и историю Православия в Эстонии, и его настоящее положение, исходило из политических задач – во что бы то ни стало разрушить многовековую связь православных Эстонии и России. Что же до нарушения этими действиями закона, то весьма примечательна фраза руководителя службы по делам вероисповеданий Т. Сеппа, сказанная им в беседе с православными священниками: «я вправе обходить букву закона, если это в интересах эстонского народа» 183 . События принимали все более тяжелый для верных Русской Православной Церкви духовенства и мирян характер: служба по делам вероисповеданий подала жалобу в Верховный суд Эстонской Республики на решение таллиннского городского суда от 26 июня 1992 г. о признании православной Церкви в Эстонии субъектом реформы собственности. Всего год прошел с тех пор, как Верховный суд отказал в удовлетворении подобной жалобы, но теперь, в изменившейся политической обстановке в стране, в сентябре 1993 г. Верховный суд Эстонской Республики, рассмотрев дело в надзорном порядке, отменил упомянутое решение таллиннского городского суда и направил дело на пересмотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Г-н Легойда, можно ли сказать, что в Эстонии церковное разделение проходит по этноязыковой линии и возможно ли подобное на Украине? — Этнических эстонцев и в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата много, не меньше, чем в Эстонской Апостольской Православной Церкви, относящейся к Фанару. Характерно, что, несмотря на активное внедрение эстонского языка в церковную жизнь Эстонской Апостольской Православной Церкви, численность ее паствы практически не растет. На Украине языковой проблемы в церковной плоскости не существует вообще. И русские, и украинцы пользуются одним и тем же богослужебным языком, а вне службы могут пользоваться и русским, и украинским, не испытывая языковых барьеров. Проводить же какие-то этнические различия между русскими и украинцами — это лишь средство достижения нечистоплотных целей, которым пользуются националистически настроенные политики. Поэтому, хоть и в разной степени, но ни на Украине, ни в Эстонии нет никаких этноязыковых причин для разделений. Они привнесены в церковную сферу исключительно из политики и ради достижения сомнительных политических задач. — Исходя из эстонского опыта, каковы, на Ваш взгляд, будут последствия вмешательства Константинополя в украинский церковный вопрос? — Вмешательство Фанара в дела Украинской Православной Церкви уже состоялось, и оно приносит новые разделения, приводит к дискриминации и преследованию верующих канонической Церкви, росту насилия, рейдерским захватам храмов. По существу, Константинополь, любящий называть себя Церковью-матерью, является прямой причиной страданий верующих людей, на которые Фанар закрывает глаза ради получения материальных благ в виде предоставления ставропигий (статус независимости от местной епархиальной власти и подчинение непосредственно патриарху или синоду. — прим. Baltnews), церковного имущества и, самое главное, ради подтверждения своих авторитаристских устремлений. — В странах Балтии проживает большая доля православных христиан (Латвия — почти 20%, Эстония — 16%, Литва — 5% от числа населения). Более того, в Эстонии число представителей Православия больше, чем других конфессий, в том числе католиков и лютеран. Тем не менее, католическое Рождество является национальным праздником и временем отдыха, в то время как даты православного Рождества остаются рабочими днями. Парламенты стран Балтии отказываются признавать православный праздник на государственном уровне. Как Вы думаете, справедливо ли это?

http://patriarchia.ru/db/text/5340110.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принимая во внимание прошение Преосвященного митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия и Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, образовать в составе Эстонской Православной Церкви Нарвскую епархию в административных границах города Нарва, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), волостей Торма, Касепяя, Пала (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа). 2. Иные административные территории Республики Эстония отнести к Таллинской епархии, управляемой митрополитом Таллинским и всея Эстонии. 3. Преосвященным Нарвским иметь титул Нарвский и Причудский. 4. Епископом Нарвским и Причудским быть епископу Нарвскому Лазарю, викарию Таллинской епархии.   ЖУРНАЛ 41 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, с прошением об образовании двух новых епархий на территории Республики Мордовия. Справка: Митрополит Варсонофий представил на рассмотрение Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода рапорт следующего содержания: «Сегодня в Саранской епархии действует 22 благочиния, объединяющих 301 приход, 13 монастырей. Определения Архиерейского Собора 2-4 февраля 2011 года об активизации миссионерской, благотворительной, молодежной, катехизаторской и педагогической деятельности в благочиниях и на приходах Русской Православной Церкви, а также епархиального храмостроительства, требуют повышенного внимания епархиального архиерея к каждому приходу, к каждому благочинию. В связи с этим почтительно испрашиваю благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви о выделении из состава Саранской епархии двух новых епархий». Для замещения кафедры одной из предлагаемых к образованию епархий митрополит Варсонофий предложил кандидатуру Преосвященного епископа Рузаевского Климента, викария Саранской епархии. Вместе с тем, учитывая совмещение обязанностей управляющего делами Московской Патриархии и епархиального архиерея Саранской епархии, митрополит Варсонофий обратился с просьбой о назначении ему нового викария.

http://patriarchia.ru/db/text/1498448.ht...

VI. Синод § 39. Членами Синода, или правления, Эстонской Апостольско-Православной Церкви состоят все епископы сей Церкви во время прохождения ими должности, за исключением митрополита, а также избранные на 5 лет церковным Собором 4 духовных и 3 светских представителя. Митрополит утверждает в должности избранных членов и из числа избранных священнослужителей назначает председателя. Заместителем председателя Синод избирает из числа своих членов товарища председателя. Полномочия членов Синода продолжаются впредь до утверждения в должности новых членов. § 40. Синод имеет пребывание в Таллинне и заседает по крайней мере раз в месяц. § 41. Задачи Синода суть 1) защита интересов Церкви в правительственных и судебных учреждениях и у частных лиц и выдача соответствующих (общих и судебных) доверенностей; 2) составление годовых приходо-расходных сметы и отчета по Церкви; 3) составление порядка дня церковного Собора и собрания представителей и подготовка вопросов к принятому порядку дня; 4) устройство собраний благочинных, пастырских и иных чрезвычайных собраний церковного характера; 5) устройство богословских и церковно-певческих курсов, церковно-певческих праздников, лекций и миссионерских дней; 6) учреждение учебных заведений и руководительство ими; 7) учреждение богаделен для священно- и церковнослужителей и детских приютов; 8) учреждение благотворительных, миссионерских и иных подобных обществ и прочих церковных организаций и упорядочение их жизни; 9) развитие искусства церковного пения и чтения; 10) руководительство церковным строительным и изобразительным искусством и открытие церковного музея; 11) издание книг по церковным законам, по вероучению, богослужению, церковному пению, молитвословов, календарей и иных книг и журналов, относящихся к жизни апостольско-православной Церкви; 12) непосредственное управление имуществом Церкви, как то: монастырским, находящимся в пользовании митрополита по его должности и т. д.; руководство хозяйственной жизнью Церкви и заключение займов на сумму до 5000 крон;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо отметить, что, получив в собственность приходское имущество, ЭАПЦ КП активно занимается его распродажей. Налицо лицемерная политика священноначалия Эстонской Апостольской Православной Церкви, ищущего с нами евхаристического общения – единства во Христе, но в то же время не желающего ничем поступиться для достижения не просто компромисса, но восстановления хотя бы некоей меры справедливости по отношению к нам. Во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Эстонию, осенью 2003 г., глава Эстонской Апостольской Православной Церкви митрополит Стефан, искавший встречи с Его Святейшеством, был им принят. В ходе встречи Его Святейшество подтвердил принципиальную важность выполнения Берлинских и Цюрихских договоренностей о равных правах на имущество обеих юрисдикций как фундамента для восстановления евхаристического общения ЭПЦ МП и ЭАПЦ ΚП. Безусловно, патриарший визит сыграл неоценимую роль в продвижении решения всех этих вопросов: отношение государственных и местных властей к ЭПЦ МП изменилось в лучшую сторону. В настоящее время два храма и один приходской дом уже закреплены за приходами ЭПЦ МП, в отношении остальных предполагается до конца с. г. закончить землемерные работы по закреплению храмов как недвижимости в государственной крепостной книге. После этого в начале следующего года возможна юридическая передача их приходам, согласно подписанному с государством протоколу. Это же относится и к помещениям церковного управления в Старом городе Таллинна, где длительное время свою пастырскую деятельность осуществлял Патриарх Алексий II и на возврате которых особенно настаивала ЭАПЦ КП. Но, к сожалению, и с передачей зданий, находящихся в муниципальной собственности, не подлежавших возвращению ЭАПЦ КП, не все обстоит гладко. Одни муниципальные власти, как например, в городе Вильянди, незамедлительно организовали передачу храма и прилегающего земельного участка в собственность прихода, другие (в городе Таллинне) – передали их только в аренду приходам на 36 лет. Третьи же, как например, в городе Пярну, до сих пор вообще не решили, как поступить с храмом. Положительному решению вопроса на заседании городской управы воспротивился местный лютеранский пастор, являющийся членом гор. управы, и в результате решение было заморожено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первоочередной пастырской заботой в Автономной Эстонской Православной Церкви оставалось попечение о браке и семье, о религиозном воспитании детей, раскрытие в сознании пасомых сущности супружеского и семейного служения в браке, являющегося, по слову апостола, великой тайной по отношению ко Христу и Церкви ( Еф. 5:32 ). Переход православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата 25 ноября 1921 г. на Константинопольский патриарший престол был избран митрополит Афинский Мелетий (Метаксакис), занимавший Константинопольскую кафедру около двух лет (до 20 сентября 1923 г.). Его решения по ряду принципиальных вопросов межцерковных и межхристианских отношений преступили допустимые для отдельной поместной православной Церкви канонические пределы и нарушили традиционный братский характер межправославных связей. Еще в 1921 г. Афинский митрополит Мелетий без согласия священноначалия Русской Православной Церкви, окормлявшей православных всех национальностей в Северной Америке в силу исторического первенства своей миссии в этом регионе, создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки под юрисдикцией Священного Синода Элладской Православной Церкви с центром в США. Став Патриархом Константинопольским, Мелетий IV в декабре 1921 г. на конференции православных епископов Америки заявил о праве Константинопольского Патриарха на юрисдикцию над всей православной диаспорой, в том числе и над Алеутской и Североамериканской епархией Русской Православной Церкви. Против этого притязания высказались все участвовавшие в конференции архиереи во главе с митрополитом Платоном (Рождественским). Вольно или невольно, но наибольший ущерб внешняя деятельность Патриарха Мелетия IV причинила Русской Православной Церкви. 1 марта 1922 г. по инициативе своего председателя Священный Синод Константинопольской Церкви принял решение об обязательном и исключительном подчинении Константинопольскому Патриарху всей православной диаспоры всего православного рассеяния и всех православных приходов и епархий, находящихся вне границ государств, в пределах которых пребывают поместные православные Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государственная власть Эстонии, инициатор этой акции, ставила целью любым путем добиться полного разрыва взаимоотношений между АПЦЭ и Русской Православной Церковью, чтобы исключить влияние Советской России на Эстонию по церковным каналам. Представители этой власти принадлежали по преимуществу к лютеранскому исповеданию, и их не интересовали основы устройства Поместных Православных Церквей и характер канонического регулирования их взаимоотношений, принципиально отличный от установленных среди евангелическо-лютеранских Церквей. Эстонские власти добивались от Патриарха Константинопольского автокефалии для АПЦЭ, ибо едва ли их в полной мере устраивала зависимость АПЦЭ от эллинизированного церковного центра, к тому же расположенного в Турции. Патриарх Константинопольский Мелетий IV был вполне удовлетворен результатами своей деятельности по расширению сфер влияния Константинопольского Патриархата. Это давало ему повод утверждать свое право на управление всей православной диаспорой. Вместе с тем томос Патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 г. содержал те же принципы автономного устройства Православной Церкви в Эстонии, на каких она пребывала в канонической юрисдикции Русской Православной Церкви. Митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр, не получив автокефалии от Константинопольского Патриарха, продолжал руководить своей Церковью на автономных началах, но при этом самовольно усвоив Эстонской автономной Церкви прерогативу, принадлежащую исключительно автокефальным Церквам— самостоятельно поставлять предстоятеля Церкви с последующим извещением об этом событии предстоятелей других автокефальных Церквей, в то время как каноническое избрание и поставление митрополитов Автономной Православной Церкви должно осуществляться с согласия Предстоятеля Церкви, в чьей юрисдикции она находится, и с его утверждением избранного архипастыря. 3 июля 1926 г. Министерство внутренних дел Эстонской Республики зарегистрировало Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), а не Эстонской Православной Митрополии. С исправлениями и дополнениями он был утвержден специальным постановлением правительства республики 22 мая 1935 г. и во многом соответствовал статусу и положению автокефальной Церкви, и только в одном месте устава упоминалось о Церкви, под чьей юрисдикцией находилась ЭАПЦ. В § 29 говорилось о том, что предстоятель Церкви «о своем избрании на должность митрополита сообщает главе государства и Константинопольскому Патриарху» . По-видимому, такой специфический характер устава и явился причиной, по которой он не был утвержден Патриархом Константинопольским.

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

44. Не столь однозначно складываются церковно-государственные отношения на Украине, где ситуация осложнена наличием церковных расколов. Собор с пониманием относится к озабоченности руководства Украины фактом разделения украинского православия. Но, к сожалению, до сих пор имеют место случаи вмешательства во внутренние церковные дела со стороны некоторых политических деятелей, выступающих за механическое объединение Украинской Православной Церкви с раскольническими группировками с целью отрыва ее от единства с Русской Православной Церковью. Собор призывает украинские власти уважать внутренние установления Церкви и не привносить светские, политические методы в сугубо церковное дело преодоления раскола. То же следует сказать о весьма деликатной сфере межправославных отношений. Собор также просит украинское государство признать за Церковью права юридического лица и способствовать исполнению решений судов о возвращении Украинской Православной Церкви захваченных у нее храмов и другого имущества. 45. Собор с удовлетворением отмечает положительные изменения в отношениях Церкви и государства в Эстонии и выражает надежду на то, что будет достигнуто справедливое урегулирование вопроса о правах собственности Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на используемое ею церковное имущество. 46. Признано необходимым продолжать диалог с властями Китайской Народной Республики, направленный на нормализацию положения православных верующих в этой стране и предоставление законного статуса автономной Китайской Православной Церкви, дочери Русской Православной Церкви. 47. Архиерейский Собор считает важным развитие партнерства Церкви, государства и общества в социальной сфере. Это предполагает не только гарантированное церковное участие в деятельности государственных социальных учреждений, но и практику широкой поддержки, в том числе за счет бюджетного финансирования, тех благотворительных и социальных инициатив Церкви, которые доказали не меньшую эффективность и жизнеспособность, чем государственные социальные учреждения. Идея такой поддержки пользуется широким общественным признанием и соответствует практике большинства государств Европы и мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/430033/

- Речь отнюдь не идет о том, что Московский Патриархат пересматривает или отменяет подписанный Эстонской Республикой и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата в октябре прошлого года протокол о намерениях в отношении церковного имущества. И раньше, и теперь мы рассматриваем подписание этого протокола как шаг в верном направлении. Ведь уже многие годы права Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в отношении используемых ею церковных зданий вообще никак не были юридически закреплены. Однако и ранее Московский Патриархат, положительно оценивая посреднические усилия эстонского правительства в подготовке данного протокола, расценивал этот документ как компромиссный и не отвечающий в полной мере как законным интересам православных в Эстонии, сохраняющим верность Матери-Церкви, так и договоренностям, которые были в 1996 году достигнуты между Московским и Константинопольским Патриархатами. Директор Департамента по делам религиозных организаций МВД Эстонии г-н Ильмо Ау совершенно справедливо отметил этот факт в своем комментарии " Молодежи Эстонии " . Дело в том, что текст протокола о намерениях включает ограничения на передачу церковного имущества в собственность Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, иначе как с разрешения Константинопольской церковной структуры в Эстонии: " Эстонская Республика имеет право отчуждать имущество ЭПЦ МП только по предварительному согласию ЭАПЦ, если Эстонская Республика и ЭАПЦ не договорятся об ином " . Поскольку между двумя Патриархатами такая договоренность уже достигнута (первоначально в 1996 году, затем - с указанием конкретного механизма передачи в Берлинском соглашении 2001 года, которое недавно было утверждено Священным Синодом Константинопольской Церкви), мы надеялись, что глава Константинопольской структуры в Эстонии митрополит Стефан согласится подписать дополнительное соглашение, которое позволило бы такую договоренность реализовать. С соответствующим письмом незадолго до моей поездки в Таллин к митрополиту Стефану обратился и Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. Поэтому, согласитесь, ничего неожиданного не было в нашем предложении, чтобы митрополит Стефан последовал совету Его Святейшества и чтобы церковная структура Константинопольского Патриархата не ограничивала правительство Эстонской Республики в отношении того, как оно распорядится данными церковными зданиями и в отношении тех условий, на которых они будут переданы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и ее приходам. Это отнюдь не требовало бы отказа от уже подписанных протоколов о намерениях. Должен также отметить, что после состоявшейся встречи в Таллине представители Константинопольского Патриархата высказали крайнее неудовлетворение тем, что митрополит Стефан отказался даже рассматривать договоренность, которая была достигнута на переговорах официальных делегаций двух наших Церквей.

http://pravoslavie.ru/guest/balashov.htm

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010