[...] Еще более деструктивными являются действия Константинопольского Патриархата в отношении положения православной Церкви в Эстонии. Поддержав так называемый «стокгольмский Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви» в его совершенно необоснованных претензиях на обладание церковной властью в Эстонии и имуществом православной Церкви в этой стране, Константинопольский Патриархат фактически стал инициатором и средством кампании эстонских властей по искоренению канонической Эстонской Апостольской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой частью Московского Патриархата. Как известно, в ходе этой кампании законная ЭАПЦ оказалась фактически лишена какого-либо юридического статуса в стране, а «стокгольмский Синод» и его немногочисленные приверженцы в Эстонии путем юридических манипуляций сделаны правопреемниками Церкви, существовавшей до 1940 г. и продолжавшей свою деятельность в Эстонии все последующее время. Данная кампания ведется эстонскими властями с использованием небезызвестного идеологического штампа, называющего каноническую ЭАПЦ «московской Церковью» и предполагающего ее враждебность эстонскому государству. Возмутительно, что одним из глашатаев этого штампа стал Патриарх Варфоломей I, в своем выступлении перед православными эстонцами в Финляндии назвавший Россию «опасным соседом» для Эстонии и указавший, что для населения этой страны было бы естественным считать православных граждан Эстонии, поминающих за богослужением имя Московского Патриарха, «чуждыми эстонскому обществу». Еще более удивляет, что в письме, направленном на имя Святейшего Патриарха Алексия II, Константинопольский Патриарх назвал ЭАПЦ насаждавшейся «под игом тирании». Данные действия Константинопольского Патриархата также получили должную оценку в официальных письмах, направленных Предстоятелем Русской Православной Церкви в адрес Патриарха Варфоломея I. К сожалению, в ответ на направленные протесты Патриарх Константинопольский лишь ужесточил свою неправильную позицию. В связи с вышеизложенным представляется, что позиция Константинопольского Патриархата по указанным вопросам является сугубо недоброжелательной по отношению к церковным структурам Московского Патриархата в указанных странах, а также к Священноначалию Русской Православной Церкви, и в конечном итоге является грубым вмешательством в российско-украинские и российско-эстонские отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако не только вопреки этому предупреждению, но и при безусловном понимании того, что естественной преемницей Эстонской Апостольской Православной Церкви является церковная организация, возглавляемая архиепископом Корнилием, 11 августа 1993 г. Департамент по делам вероисповеданий при МВД Эстонской Республики зарегистрировал Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви, поданный пребывающим в Стокгольме зарубежным «Синодом ЭАПЦ», и тем спровоцировал церковный раскол на территории Эстонии. Очевидно, на Департамент по делам вероисповеданий при Министерстве внутренних дел Эстонской Республики оказала влияние пропагандистская кампания, развернутая зарубежным «Синодом ЭАПЦ» и его сторонниками в Эстонии. Они объявили каноническую церковную организацию «оккупационной церковью», «пятой колонной», «рукой Москвы» и т. д. Все последующие попытки добиться законной регистрации Эстонской Апостольской Православной Церкви, возглавляемой архиепископом Корнилием, остались безрезультатными, т. к. судебные власти Эстонии последовательно оставляли без удовлетворения все его апелляции. Правительство Эстонии в качестве условия регистрации потребовало у архиепископа Корнилия изменения наименования возглавляемой им Церкви, что автоматически приводит к потере прав на владение церковными зданиями. Таким образом, тысячам православных христиан Эстонии, чьими трудами на протяжении столетий строились и сохранялись православные храмы на Эстонской земле, угрожает лишение своего законного достояния. Государственные власти Эстонии предприняли усилия в поисках канонического признания раскольников из «Синода ЭАПЦ». В октябре 1994 г. премьер-министр Эстонии направил письмо с просьбой об этом Константинопольскому Патриарху Варфоломею, а 7 февраля 1995 г. президент Эстонии Л. Мери обратился к нему же с аналогичной просьбой. В свою очередь, Патриарх Варфоломей 25 мая 1995 г. обратился с воззванием к представителям православных верующих Эстонии, в котором призвал к «скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с... Вселенским Патриархатом». Этот односторонний шаг еще более обострил противостояние в церковной жизни страны. Неоднократные увещания со стороны Патриарха Московского и всея Руси не возымели своего действия на Патриарха Варфоломея, который приступил к планомерному вытеснению из Эстонии ее законной православной Церкви при активном содействии эстонского правительства, пытающегося оказывать давление на православных верующих, остающихся верными Матери – Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЖУРНАЛ 12 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о переговорах между делегациями Русской Православной Церкви и Константинопольской Православной Церкви, а также о ходе реализации ранее достигнутых договоренностей. СПРАВКА: На состоявшихся 15-16 апреля 2003 года в Москве собеседованиях делегацию Константинопольского Патриархата составляли генеральный секретарь Священного Синода митрополит Филадельфийский Мелитон и архиепископ Скопелосский Всеволод. Московский Патриархат представляли председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов. Обсуждались вопросы межправославных отношений, представляющие взаимный интерес. Переговоры проходили в атмосфере братской любви и взаимопонимания. Стороны согласились продолжить консультации с целью координации совместных действий, направленных на сохранение церковного единства в согласии со священными канонами. В частности, предметом обсуждения было положение в Эстонии. До сведения представителей Константинопольской Православной Церкви была повторно доведена озабоченность Священного Синода Русской Православной Церкви, выраженная в определениях от 17 июля 2001 года и 17 июля 2002 года в связи с длительной задержкой ответа Константинопольского Патриархата относительно соглашения по эстонскому вопросу, выработанного на переговорах делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов 19 февраля 2001 года в Берлине и предусматривающего окончательное урегулирование имущественных разногласий. Священным Синодом Русской Православной Церкви данное соглашение было одобрено 22 февраля 2001 года. По завершении переговоров от Преосвященного митрополита Филадельфийского Мелитона было получено официальное извещение о том, что Священный Синод Константинопольского Патриархата единогласно одобрил достигнутую в Берлине принципиальную договоренность по урегулированию имущественных вопросов в Эстонии, о чем Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей направил соответствующее письмо Преосвященному митрополиту Стефану, возглавляющему Константинопольскую церковную структуру в этой стране.

http://sedmitza.ru/lib/text/429517/

Греческий иерарх встретился со Святейшим Патриархом Алексием, имел общение с председателем ОВЦС митрополитом Никодимом, в том числе по темам развития диалога Православной Церкви с инославными церквами и Древними Восточными нехалкидонскими церквами. В знак братской любви и на молитвенную память Патриарх Алексий передал Патриарху Афинагору через митрополита Мелитона икону, которая была помещена предстоятелем Константинопольской Церкви в домашней часовне. Предполагалось, что ответным визитом станет поездка митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Фанар, которая изначально планировалась в апреле 1968 года, но затем по техническим причинам была перенесена на май, а после и вовсе на неопределенное время. Причиной переноса стал отказ иерарху в выдаче турецкой визы. Патриарх Алексий неоднократно просил Патриарха Афинагора содействовать в вопросе выдачи турецкими властями въездной визы председателю ОВЦС . В ответных посланиях Патриарх Афинагор выражал горячее пожелание того, чтобы поездка митрополита Никодима на Фанар состоялась, но указывал на отсутствие возможности помочь в решении проблемы с визой . Между тем в ОВЦС готовилась обширная повестка переговоров митрополита Никодима с Патриархом Афинагором и иерархами Константинопольского Патриархата. В нее вошли все актуальные в то время вопросы взаимоотношений Московского и Константинопольского Патриархатов: визит Патриарха Афинагора в Москву; подготовка Предсобора и обсуждение повестки заседания Межправославной комиссии в Женеве; вопросы православно-англиканского и православно-старокатолического диалогов; позиция Константинопольского Патриархата по взаимоотношениям с Римско-Католической Церковью, по отношению к IV Accaмблee Всемирного совета церквей и самой межхристианской организации; отношение Константинопольской Церкви к Русской Православной Церкви Заграницей и Североамериканской митрополии, а также к Западноевропейскому экзархату русских приходов; перспективы признания Фанаром автокефального статуса Православной Церкви в Чехословакии, предоставленного Московским Патриархатом в 1951 году; пополнение русских монашеских общин на Святой Горе Афон; возможность исключения из списка учреждений Константинопольского Патриархата, публикуемого в ежегодном межправославном греческом календаре-справочнике, Православной Церкви в Чехословакии, Эстонской и Латвийской архиепископий и Православной Церкви в Венгрии; наконец, место Грузинской Православной Церкви в диптихах.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/91...

2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит – это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ – епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита – права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви). 2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. 2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Архив Новости Храмы в Эстонии будут возвращены Московскому Патриархату Все храмы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата будут юридически закреплены за нею к концу 2007 года, а возвращение Московскому Патриархату строений, расположенных вне Таллина, завершится уже к концу декабря, сообщает РИА Новости. Об этом посол Эстонии Марина Кальюранд сообщил РИА Новости после встречи с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием в пятницу в Москве. " К концу этого года Московскому Патриархату будт переданы церкви и другие строения, которые находятся вне Таллина " , - сказала Кальюранд. На оформление документации и передачу церковного имущества в столице Эстонии, по ее словам, потребуется еще около года. " К концу следующего года будет выполнен протокол - все соборы, церкви и другие строения будут переданы Московскому Патриархату " , - заверила посол Эстонии. Речь идет о протоколах о намерениях, заключенных в 2002 году между Эстонской республикой в лице министерства внутренних дел, Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата , а также структурами Константинопольского Патриархата в Эстонии. Начало спорам вокруг церковного имущества в Эстонии было положено в 90-х годах. Тогда правопреемником Эстонской Православной Церкви, существовавшей до Второй мировой войны, был признан так называемый " Зарубежный синод " , последователи которого в 1996 году были приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Поэтому даже те храмы, прихожане которых сохранили верность Матери - Церкви, (Московского Патриархата) и где богослужения совершаются клириками Московского Патриархата, были тогда либо юридически оформлены в качестве собственности Константинопольской церкви, либо, на основании решения суда, подлежали передаче в собственность церковной структуре Константинопольского Патриархата. В результате длительных церковно-государственных переговоров, были достигнуты договоренности и подписаны протоколы о намерениях, согласно которым церковная структура Константинопольского Патриархата отказывалась от предъявления притязаний на храмы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, а взамен получила компенсацию от эстонского государства. После этого указанные храмы подлежали оформлению в долгосрочную аренду приходом Московского Патриархата, расположенным в них приходам Московского Патриархата с предоставлением также права застройки. Реализация этих протоколов в настоящее время продолжается. 05/12/2006 Смотри также:  версия для печати Также в этом разделе:

http://pravoslavie.ru/news/061205142202....

Диптих, принятый в Русской Православной Церкви Диптих, принятый в Константинопольской Церкви Автокефальные Церкви 1. Константинополь­ская 2.Александрийская 3. Антиохийская 4. Иерусалимская 5. Русская 6. Грузинская 7. Сербская 8. Румынская 9. Болгарская 10. Кипрская 11. Элладская 12. Албанская 13. Польская 14. Чешских земель и Словакии 15.Американская и Канадская Автономные Церкви 1.Синайская 2.Финляндская 3. Японская 4.Китайская Автокефальные Церкви 1. Константинополь­ская 2.Александрийская 3. Антиохийская 4. Иерусалимская 5. Русская 6. Сербская 7. Румынская 8. Болгарская 9. Грузинская 10. Кипрская 11. Элладская 12. Польская 13. Албанская 14. Чешских земель и Словакии  Автономные Церкви 1.Синайская 2.Финляндская 3.Эстонская Константинопольский Патриархат не признает автокефальный статус Православной Церкви в Америке и поэтому не включает ее в свой диптих. Остальные отличия в приведенных списках, обусловлены различием мнений по поводу времени дарования автокефалии или автономии той или иной Церкви. Следует иметь в виду, что сегодня диптихами принято именовать не только списки Поместных Церквей, но и списки их епархий и епископов. Диптихом также именуется ежегодное издание Элладской Православной Церкви, включающее в себя месяцеслов, богослужебные указания, полные списки епископата всех Поместных Церквей и подробный справочник по каноническому устройству Элладской Церкви и Вселенского Патриархата. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/192554

Чехословакия 4950. ВЛАДИМИР, еп. Митрополит Минский и Белорусский Филарет – доктор богословия “гонорис кауза”. – 1986, 1, 52. Швейцария 4951. КОЛЛОКВИУМ, посвященный 1000– летию Крещения Руси. (Хроника). – 1988, 2, 66. Швеция 4952. К ТРОГИЧЕСКОЙ кончине Улофа Пальме, Премьер-Министра Швеции. Телеграмма с соболезнованием Патриарха Московского и всея Руси Пимена Архиепископу Упсальскому, Примасу Церкви Швеции Бертильо Веркстрему. – 1986, 5, 6. Собеседование с ЕЦГ (ФРГ) 4953. ДЕСЯТОЕ богословское собеседование между представителями Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии, ФРГ, “Арнольдсхайн-Х”: 1. Приветствие Святейшего Патриарха Пимена участникам X богословского собеседования между представителями РПЦ и ЕЦГ, ФРГ, “Арнольдсхайн-Х”. (Киев, 25–29 сентября 1984 года). – 1985, 1, 56. 2. Приветственная телеграмма председателя ОВЦС митрополита Минского Филарета д-ру Хайнцу-Йоахиму Хельду и митрополиту Киевскому Филарету. – 1985, 2, 59. 3. Коммюнике. – 1985, 2, 59. 4. Тезиси по докладам. – 1985, 2, 61. 4954. “АРНОЛЬДСХАЙН – XI”. Богословское собеседование представителей Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии, ФРГ. (Мюльхайм- на-Руре, ФРГ, 27 апреля-3 мая 1987 года): 1. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена участникам собеседования. – 1987, 12, 61. 2. Коммюнике. – 1987, 12, 62. 4955. XII СОБЕСЕДОВАНИЕ между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью Германии. – 1990, 8, 61. Собеседование с СЕЦГ (ГДР) 4956. ПЯТОЕ богословское собеседование представителей Русской Православной Церкви и Союза Евангелических Церквей в ГДР “Зaropck-V” (13–16 ноября 1984 года, Загорск, СССР): 1. Приветствие Святейшего Патриарха Пимена участникам богословского собеседования. – 1985, 4, 62. 2. Послание участников богословского собеседования Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену. (Благодарят за внимание и молитвенные пожелания). – 1985, 4, 63. 3. Филарет, митр. Приветственная телеграмма митрополиту Таллиннскому и Эстонскому Алексию и епископу д-ру Кристофу Демке и ответ на нее. – 1985, 4, 63–64.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Календарь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 ЦНЦ «Православная энциклопедия» публикует новые комментарии к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме МОСКВА. 7 сентября 2018 г. в истории Православной Церкви произошло событие, по всей видимости, исторического масштаба: Константинопольский Патриархат решил направить на Украину двух экзархов, демонстративно не согласовав это действие ни с главой единственной канонической православной Церкви в стране — митрополитом Киевским и всея Украины, ни с Патриархом Московским и всея Руси, которому этот митрополит канонически подчинён. Таким образом, Константинопольский Патриарх присвоил себе право не просто вмешиваться в жизнь Православной Церкви Украины, но и определять её судьбу самостоятельно, без каких-либо консультаций с каноническим священноначалием этой Церкви. Подчеркнём, что никаких актов о признании Киевского митрополита и его Патриарха неканоническими, что теоретически могло бы оправдать подобное вмешательство, не издавалось. Иными словами, произошла попытка узурпации власти на территории братской Поместной автокефальной Церкви. Вообще говоря, о якобы имеющихся у Константинопольского Патриарха полномочиях узурпировать власть фактически в любой области православного мира Патриарх Варфоломей, прикрываясь словами об «осуществлении пророческого служения», недвусмысленно заявил 1 сентября 2018 г. в своем выступлении на «Синаксисе иерархии Вселенского престола». В целом, позиция Патриарха Варфоломея по вопросу о правах Константинопольского престола очень напоминает позицию печально известного Патриарха Мелетия (Метаксакиса). Безусловно, с содержательной точки зрения именно этот вопрос — о правах и полномочиях Предстоятелей Поместных Церквей, и прежде всего, Константинопольской — является ключевым и требует наиболее тщательного разбора. Однако в формулировке своей позиции по украинским церковным делам Константинопольский Патриарх решил опереться не только на действительные или мнимые (а вернее всего, мнимые, выдаваемые за действительные) преимущества Константинопольского престола, но и на некие исторические факты. Исследовать эти факты, как заявил Патриарх Варфоломей, было поручено епископу Христупольскому Макарию (Гриниезакису), викарию Таллинской митрополии, клирику Эстонской апостольской Православной Церкви в составе Константинопольского Патриархата. Его сообщение стало основным источником исторических сведений, использованных Константинопольским престолом при принятии столь ответственного решения о вмешательстве в церковные дела Украины.

http://sedmitza.ru/text/8416423.html

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 2 февраля 2010 г. 14:30 Сообщая о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском совещании, состоявшемся 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя , Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул: «Важнейшей задачей Патриарха является поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в минувшем году был возобновлен процесс подготовки к Всеправославному Собору, заблокированный в 1990-е годы в связи с эстонской церковной проблемой. На IV Всеправославном предсоборном совещании, прошедшем в июне в Шамбези, были приняты оптимальные на сегодня формулировки документов, регулирующих взаимодействие различных юрисдикций в диаспоре. На декабрьских заседаниях Межправославной подготовительной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Эти документы имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. В первый год Патриаршества Святейший Владыка посетил с официальным  визитом Константинопольский Патриархат . «Кроме выражения единства во Христе в совместном служении Божественной литургии, состоялись переговоры, прошедшие в дружественной атмосфере. В частности, обсуждался вопрос пастырского окормления русскоязычной диаспоры в Турции, насчитывающей на сегодня более 15 000 человек. Мы также договорились об организации постоянных паломничеств с участием архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви к святыням древней Византии, находящимся на территории Турции. В декабре организована первая такая официальная поездка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «В условиях отсутствия дипломатических отношений  между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся  контакты Русской и Грузинской Православных Церквей , — отметил Святейший Владыка. — В соответствии с достигнутой договоренностью обе Церкви обменялись своими представителями. В Москву и  в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут  представлять позиции своих Церквей. Кроме того, в течение всего  года продолжался интенсивный диалог с Грузинской Православной Церковью по целому ряду актуальных вопросов в  двусторонних отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010