— С кем из официальных лиц планирует встретиться Святейший Патриарх во время визита в Эстонию? — В ходе визита состоятся встречи Святейшего Патриарха с премьер-министром Эстонской Республики Андрусом Ансиппом, спикером Парламента Эне Эргма, министром иностранных дел республики Урмасом Паэтом, а также с мэром города Таллина Эдгаром Сависааром. — Эстония для владыки Кирилла, когда он еще был председателем ОВЦС, была страной непростой, она постоянно находилась в фокусе его внимания. Это было связано с непростыми отношениями государства и Православной Церкви в Эстонии. Насколько я помню, Томос об автономии Эстонской Православной Церкви даровал в июне 1993 года на Соборе в Пюхтицах покойный Святейший Патриарх Алексий II . В том же самом году образовалась юрисдикция, восходящая к так называемому Стокгольмскому синоду. На состоявшемся не так давно Архиерейском Соборе Его Святейшество уделил этому вопросу несколько слов, потому что отношения между Церковью и государством, между имеющимися юрисдикциями в Эстонии далеки от совершенства. Планируется ли во время предстоящего визита предпринять какие-то шаги в этом направлении? — Сам по себе визит Святейшего Патриарха не задуман как попытка решить определенные вопросы, для решения которых, возможно, потребуются еще долгие годы. Прежде всего, Патриарх едет к своей пастве. Патриарх — как всегда при посещении тех стран, где проживает наша православная паства, — едет с вестью любви и поддержки. И православный народ ожидает этого визита с большой радостью и энтузиазмом. Думаю, что те вопросы, которые пока остаются нерешенными, будут подниматься на всех встречах Патриарха с государственным руководством. А нерешенным остается, прежде всего, вопрос о церковной собственности. Причем эта собственность имеет разный статус. Есть государственная собственность и собственность муниципальная — поэтому в каждом случае вопрос должен решаться по-своему. Мы убеждены, что не должно быть неравенства между юрисдикциям. Не должно быть такого, чтобы одна юрисдикция владела своими объектами на правах собственности, а другая только арендовала их временно у государства. И мы будем работать над тем, чтобы было достигнуто справедливое решение этой проблемы. Мы положительно оцениваем те решения, которые достигнуты к настоящему моменту, но считаем их промежуточными.

http://patriarchia.ru/db/text/3041760.ht...

Отвечая на вопрос эстонского радио, не связана ли поездка Его Святейшества с непростыми отношениями эстонского государства и Православной Церкви в Эстонии, митрополит Иларион сказал: «Сам по себе визит Святейшего Патриарха не задуман как попытка решить определенные вопросы, для решения которых, возможно, потребуются еще долгие годы. Прежде всего, Патриарх едет к своей пастве. Патриарх — как всегда при посещении тех стран, где проживает наша православная паства, — едет с вестью любви и поддержки. И православный народ ожидает этого визита с большой радостью и энтузиазмом. Думаю, что те вопросы, которые пока остаются нерешенными, будут подниматься на всех встречах Патриарха с государственным руководством. А нерешенным остается, прежде всего, вопрос о церковной собственности. Причем эта собственность имеет разный статус. Есть государственная собственность и собственность муниципальная — поэтому в каждом случае вопрос должен решаться по-своему. Мы убеждены, что не должно быть неравенства между юрисдикциям. Не должно быть такого, чтобы одна юрисдикция владела своими объектами на правах собственности, а другая только арендовала их временно у государства. И мы будем работать над тем, чтобы было достигнуто справедливое решение этой проблемы. Мы положительно оцениваем те решения, которые достигнуты к настоящему моменту, но считаем их промежуточными». Митрополит Иларион также сообщил, что в рамках визита запланирована встреча Святейшего Патриарха с главой Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии архиепископом Андерсом Пыдером. Однако на вопрос, могла бы поддержка со стороны братских христианских конфессий способствовать решению имущественного вопроса, он ответить затруднился. «У меня нет ответа на этот вопрос, но убежден, что такие встречи нужны и полезны, потому что перед христианами в современном мире стоит общая миссия. Когда мы встречаемся с представителями иных христианских конфессий, мы говорим, прежде всего, о том, что нас объединяет, — это стремление сохранять традиционные духовно-нравственные ценности Христианства. И здесь у нас обширное общее поле для взаимодействия с Евангелическо-лютеранской церковью Эстонии, с которой мы поддерживаем теплые отношения», - сказал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/14/na...

И если (боюсь поверить!) Константинополь решил отказаться от тяжкого бремени канонического окормления диаспоры, то где проходят границы «географического округа» Вселенского Патриархата? Неужели они совпадают с границами Турции, слегка захватывая, по старой памяти, северную часть Греции, Додеканесские острова и Крит? Или география географией, а диаспора – «по умолчанию»? Тогда давайте уж определяться с понятием диаспоры и «географических округов», чтоб не возникало неудобных ситуаций из-за несовпадающих трактовок, а то у нас еще много территорий за пределами России. Ну и мой любимый в этом документе пункт – 2.е): «В случае предоставлении двумя Автокефальными Церквами автономного статуса в одной и той же географической церковной области и, как следствие, возникновения разногласий по поводу этих автономий, участвующие стороны совместно или отдельно обращаются к Вселенскому Патриарху, чтобы тот изыскал каноническое решение вопроса согласно всеправославной процедуре». А когда одной из «участвующих сторон», как это в случае с Эстонией, является сам Вселенский Патриарх? Вот я прямо-таки представил, как Святейший Патриарх Кирилл обращается к Блаженнейшему Патриарху Варфоломею: «Рассуди между мной и тобой». Не менее забавно пофантазировать на тему аналогичного обращения Предстоятелей Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и структуры Константинопольского Патриархата в Эстонии к тому же Патриарху Варфоломею. К тому, кто «отечески» откликнулся в середине 90-х на «печалования» высших госчиновников Эстонской Республики о православных эстонцах, якобы задыхающихся в удушающих объятиях «оккупационной Церкви»? К тому, кто пальцем не пошевельнул, чтобы воплотить в жизнь Цюрихские соглашения 1996 г. (поправьте меня, если я несправедлив) о каноническом размежевании при соблюдении гражданского равноправия; к тому, кто приезжает с первосвятительским визитом в Эстонию (на каноническую территорию Московского Патриархата), как к себе домой, даже из вежливости не спрашивая разрешения у Московского Патриарха, тем самым показывая, чьим «географическим округом» является Эстония – к этому человеку мы будем обращаться, как якуты к отцу Кириаку в «На краю света»: «Разбери по-христосикову»?

http://pravmir.ru/o-tserkovnoy-avtonomii...

3.5. Синод 3.5.1. В период между сессиями Собора Предстоятель ЭПЦ МП управляет ЭПЦ МП при содействии Синода ЭПЦ МП — правления ЭПЦ МП, состоящего из Предстоятеля ЭПЦ МП, викарного (если есть) и епархиальных Архиереев и по одному представителю из священников от каждой Епархии, назначенных епархиальным Архиереем, а также двух клириков и двух мирян, избираемых Собором на 3 года. Выбывающие в период между сессиями Собора члены Синода заменяются Предстоятелем ЭПЦ МП замещающими членами Синода, которыми являются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов при проведении последних выборов на Соборе (священники вместо священников, миряне вместо мирян). 3.5.2. Предстоятель ЭПЦ МП является Председателем Синода и созывает Синод по мере необходимости. В указанных в п. 3.3.12 Устава случаях невозможности исполнения Предстоятелем ЭПЦ МП своей должности, Синод созывает старейший архиерей, а при его отсутствии — старейший клирик. 3.5.3. Предстоятель ЭПЦ МП назначает Секретаря Синода, который не обязательно должен быть членом Синода. 3.5.4. К компетенции Синода относится: 3.5.5. Синод правомочен принимать решения при участии Председателя Синода и не менее половины его членов. Решения Синода вступают в силу по утверждении их Предстоятелем ЭПЦ МП. 3.5.6. Заседания Синода протоколируются. Протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами Синода. 3.6. Общецерковные учреждения и монастыри 3.6.1. Общецерковные учреждения призваны помогать Предстоятелю ЭПЦ МП в осуществлении управления, просвещения и богослужения в ЭПЦ МП. 3.6.2. Общецерковными учреждениями являются: канцелярия Предстоятеля ЭПЦ МП, Синодальные Отделы, духовные и общеобразовательные учебные заведения, а также православные общества, ассоциации, братства (сестричества), фонды и иные объединения, учреждаемые решением Предстоятеля ЭПЦ МП или ее Синода и действующие под наблюдением ЭПЦ МП в соответствии с ее целями и задачами. Общецерковные учреждения могут иметь статус самостоятельного юридического лица. 3.6.3. ЭПЦ МП вправе создавать собственные или принимать участие в создании совместных (в том числе с зарубежными партнерами) коммерческих товариществ и некоммерческих объединений для ведения благотворительной, просветительской, издательской, художественной, реставрационной и иной деятельности, не противоречащей законам Эстонской Республики и настоящему Уставу.

http://patriarchia.ru/db/text/5193385.ht...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 166 2000 г. 27 октября. – Обращение группы православных членов Рийгикогу к Патриарху Константинопольскому Варфоломею 204 Ваше Святейшество! Мы, группа православных членов Рийгикогу (Парламента Эстонии), считаем своим долгом довести до Вашего сведения крайнюю озабоченность, которую вызывает у нас и наших избирателей затянувшийся конфликт между двумя ветвями православной церкви в Эстонии, наносящий огромный ущерб делу интеграции общества в нашей стране. Нам представляется противоречащей основным догматам христианства о стремлении к миру и согласию позиция митрополита Стефана, выдвигающего все новые, заведомо неприемлемые условия разрешения противостояния, что приводит к срыву уже достигнутых в Женеве и Таллинне договоренностей между ЭАПЦ в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата и ЭПЦ в канонической юрисдикции Московского Патриархата. Как известно, накануне Вашего визита в Эстонию представителями обеих сторон было выработано компромиссное соглашение, на основе которого признается параллельное существование в Эстонской Республике двух православных юрисдикций, решаются в соответствии с законодательством Эстонской Республики проблемы регистрации ЭПЦ и имущественные разногласия, что гарантирует приходам ЭПЦ совершение богослужений в храмах, которыми эти приходы исторически владеют и пользуются в течение веков. Мы надеялись, что Ваш визит в Эстонию принесет благую весть о разрешении конфликта и воцарении мира между православными верующими. К сожалению, наши ожидания и надежды наших избирателей не оправдались. Поэтому мы решились в открытом обращении к Вам, Ваше Святейшество, напомнить Вам и иерархам Вашей Патриархии, от которых зависит решение проблемы, что дальнейшее нагнетание напряженности в межцерковном противостоянии может нанести непоправимый ущерб интересам Эстонии, ее народа, оказать влияние на судьбу нашей страны и ее интеграции в европейские структуры. С уважением, Виктор Андреев, Валентина Высоцкая, Владимир Вельман, Евгений Томберг. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4.3.3. Приходское собрание созывается настоятелем и приходским советом по мере необходимости, но не реже одного раза в год. О времени и месте проведения приходского собрания сообщается не позднее чем за 2 недели путем соответствующего объявления в храме. 4.3.4. Приходское собрание вправе принимать решения, если на нем представлено не менее 1 / 3 полноправных членов приходского собрания. Решения приходского собрания принимаются большинством голосов и утверждаются председателем собрания. При разделении голосов поровну, голос председателя дает перевес. 4.3.5. Приходское собрание избирает приходской совет и ревизионную комиссию, определяет порядок работы приходского совета, планирует просветительскую, благотворительную и хозяйственную деятельность прихода, определяет штатное расписание. 4.3.6. Бюджет и годовой хозяйственный отчет прихода принимаются приходским собранием и утверждаются настоятелем. 4.4. Приходской совет 4.4.1. Приходской совет есть правление прихода, которое осуществляет управление текущей деятельностью прихода и подотчетно приходскому собранию и настоятелю. 4.4.2. Приходской совет состоит из председателя, старосты и казначея. В случае надобности приходское собрание избирает дополнительных членов приходского совета. 4.4.3. Приходской совет организует исполнение решений приходского собрания; представляет на рассмотрение приходского собрания планы хозяйственной деятельности; отвечает за сохранность приходского имущества; решает текущие хозяйственные вопросы; ведет учет приходских финансовых средств; по согласованию с настоятелем и в соответствии со штатным расписанием принимает на работу работников; осуществляет контакты с органами государственной власти и управления, с другими юридическими и физическими лицами; выступает в гражданских правоотношениях, заключает сделки (договоры), представляет приход в суде. 4.4.4. Председателем приходского совета по положению является настоятель. 4.4.5. Председатель приходского совета полноценно представляет приходской совет в деловых отношениях по финансово-хозяйственным и административным вопросам, в т. ч. заключает от имени прихода договоры, а также представляет приход в суде и имеет право подписывать исходящую от прихода документацию; в необходимых случаях выдает доверенность для выполнения соответствующих поручений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– до приезда уполномоченного ВСЕХиБ по Прибалтике Левинданто Н.А. не следует допускать каких-либо официальных совещаний по вопросу о решении расширенного совещания ВСЕХиБ. Левинданто назначен уполномоченным ВСЕХиБ для всех трех Прибалтийских республик: Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, с местом пребывания его в г. Риге. Совет по делам религиозных культов просит Вас через месяц после получения данного письма информировать его специальной докладной запиской о ходе слияния христиан евангельской веры (пятидесятников) с евангельскими христианами и баптистами и об объединении евангельских христиан и баптистов Эстонской, Литовской и Латвийской ССР с евангельскими христианами и баптистами Союза ССР. В письме подробно и всесторонне осветите настроения верующих, связанные со слиянием. Особо обратите внимание на конкретные факты и высказывания верующих и пресвитеров, как с положительной, так и с отрицательной сторон. Приложение: по тексту. Уполномоченным Совета по Украинской и Белорусской ССР, исходя из данного письма, Совет предлагает дать указания областным уполномоченным. ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 3. Д. 11. Л. 27–30. Машинописная копия. Опубликовано: Одинцов М.И. Власть и религия в годы войны... Документ 97. 1945 г., 10 октября. – Представление Совета по делам религиозных культов при СНК СССР в Совнарком СССР по вопросу регистрации буддистских храмов 311 10 октября 1945 г. Секретно Среди буддистов-ламаистов установилась прочная традиция обслуживания религиозных запросов эпизодически действующими служителями культа – ламами, образующими специальные корпорации, в которые входит исключительно духовенство. Масса верующих-мирян по той же традиции никогда не объединялась в религиозные общества, совершающие регулярные молитвенные собрания, и нуждается лишь в духовенстве для выполнения отдельных обрядов. Массовые собрания происходят 3–4 раза в год вблизи определенных храмов для проведения праздников. Учитывая эту особенность и чтобы не насаждать искусственных формирований, Совет по делам религиозных культов при СНК СССР в своем заседании от 4 сентября с.г., в порядке исключения из общих правил для религиозных организаций, удовлетворил ходатайство верующих-ламаитов, поддержанное СНК Бурят-Монгольской АССР, об открытии в улусе Средняя Иволга буддийского храма со штатом 15 лам при нем. Этот, пока единственный на всю республику, храм будет обслуживать религиозные потребности верующих бурят 15 районов республики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3.5.2. Предстоятель ЭПЦ МП является Председателем Синода и созывает Синод по мере необходимости. 3.5.3. Предстоятель ЭПЦ МП назначает Секретаря Синода. 3.5.4. К компетенции Синода относится: 3.5.5. Синод правомочен принимать решения, при наличии Председателя Синода и не менее трех его членов. Решения Синода вступают в силу по утверждении Предстоятелем ЭПЦ МП. 3.5.6. Синод из членов в священном сане обладает правами церковного суда первой инстанции, решения которого могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции церковного суда в соответствии с каноническими нормами. 3.5.7. Заседания Синода протоколируются. Протокол подписывает Председатель Синода и протоколирующий. 3.6. Церковные учреждения 3.6.1. Церковные учреждения призваны помогать Предстоятелю ЭПЦ МП в осуществлении им исполнительной власти. 3.6.2. ЭПЦ МП вправе учреждать монастыри, духовные и общеобразовательные учебные заведения, а также общества, ассоциации, братства (сестричества), фонды и иные добровольные объединения, действующие в соответствии с целями и задачами ЭПЦ МП. 3.6.3. ЭПЦ МП вправе создавать собственные или принимать участие в создании совместных (в том числе с зарубежными партнерами) учреждений для ведения благотворительной, просветительской, издательской, художественной, реставрационной и иной деятельности, не противоречащей законам Эстонской Республики и настоящему Уставу. 3.7. Благочиния 3.7.1. Территориально ЭПЦ МП разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Предстоятелем ЭПЦ МП. 3.7.2. В обязанности благочинного входит наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за исполнением постановлений и указаний церковной власти, предварительное расследование церковных правонарушений по указанию Предстоятеля ЭПЦ МП, а также исполнение иных поручений Предстоятеля ЭПЦ МП. 3.7.3. По указанию Предстоятеля ЭПЦ МП или по просьбе настоятеля благочинный может проводить заседания приходских собраний. 4. ПРИХОДЫ 4.1.1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян. Приход составляет часть ЭПЦ МП, находится под каноническим управлением Предстоятеля ЭПЦ МП и под руководством назначенного им священника — настоятеля.

http://patriarchia.ru/db/text/56442.html

4.5.1. Ревизионная комиссия состоит из трех членов, избираемых Приходским собранием на трехлетний срок, и подотчетна Настоятелю и Приходскому собранию. 4.5.2. Ревизионная комиссия регулярно проводит ревизии Прихода, включающие в себя проверки наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения приходо-расходных книг; контролирует состояние приходского имущества, проводит ежегодную инвентаризацию, осуществляет контроль за поступлением доходов и пожертвований. 4.5.3. О проведенных проверках Ревизионная комиссия составляет акты и представляет их Приходскому собранию. Документы Ревизионной комиссии действительны, если они подписаны по крайней мере двумя ее членами. 5. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ 5.1. ЭПЦ МП владеет, использует и распоряжается движимым или недвижимым имуществом, денежными средствами под руководством Предстоятеля ЭПЦ МП в порядке, предусмотренном Церковными Правилами, настоящим Уставом и законодательством Эстонской Республики. 5.2. Имуществом и финансовыми средствами ЭПЦ МП распоряжается Предстоятель ЭПЦ МП по согласованию с Синодом ЭПЦ МП. 5.3. Источниками доходов и образования имущества ЭПЦ МП являются: пожертвования и наследование как недвижимого, так и движимого имущества, взносы от Приходов, церковные сборы, плата за требные богослужения (крещение, венчание, молебны, отпевание и т.д.) и суммы, полученные от продажи свечей, церковной утвари, религиозной литературы и прочей хозяйственной деятельности, от продажи собственности, арендной платы и иных, не запрещенных действующим законодательством поступлений. 5.4. ЭПЦ МП имеет право учреждать церковные подструктуры, занимающиеся изготовлением и распространением церковной утвари, свечей и религиозной литературы. 5.5. Приход имеет право владеть на правах собственника и пользоваться движимым и недвижимым имуществом, но распоряжается им только с разрешения Предстоятеля ЭПЦ МП по согласованию с Синодом ЭПЦ МП. Правом распоряжения финансовыми средствами Прихода обладает Приходской совет.

http://patriarchia.ru/db/text/56442.html

5.5. Епархии, наделенные правами юридического лица, и Приходы имеют право владеть на правах собственника и пользоваться движимым и недвижимым имуществом, при этом распоряжаться движимым церковным имуществом (иконы, богослужебная утварь и др.) они могут с разрешения епархиального архиерея, а недвижимым имуществом - только с разрешения Предстоятеля ЭПЦ МП по согласованию с Синодом ЭПЦ МП. Правом распоряжения финансовыми средствами Епархии обладает епархиальный архиерей, а Прихода — Приходской Совет. 5.6. Церковное имущество, которое имел епархиальный архиерей согласно своему положению и должности, и которое находится в официальной архиерейской резиденции, после перевода его на другую кафедру или в случае его смерти вносится в инвентарную книгу епархии и переходит в ее собственность или собственность ЭПЦ МП, если епархия не наделена правами юридического лица, и передается в пользование новоназначенному епархиальном архиерею. Личное имущество скончавшегося епархиального архиерея наследуется в соответствии с действующим законодательством о наследстве. 5.7. ЭПЦ МП, ее Епархии, Приходы и Монастыри вправе принимать безвозмездные услуги физических лиц, а также пожертвования. 5.8. Собственностью ЭПЦ МП, ее Епархий, Приходов и Монастырей могут быть: здания, сооружения, земля, предметы культа, объекты социального, благотворительного и хозяйственного назначения, иное имущество, приобретенное/приобретаемое ЭПЦ МП или Епархиями, Приходами и Монастырями за счет собственных средств или на пожертвования юридических и физических лиц, а также то имущество, которым они пользуются и приобретенное/приобретаемое ими на законных основаниях. 5.9. ЭПЦ МП и ее Епархии, Приходы и Монастыри имеют право открывать расчетные и валютные счета в банках Эстонской Республики и в зарубежных банках. 6. ЦЕРКОВНАЯ РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ 6.1. Церковная Ревизионная Комиссия состоит из трех членов, из которых два клирика и один мирянин, избираемых Собором на трехлетний срок, и подотчетна Предстоятелю и Собору ЭПЦ МП.

http://patriarchia.ru/db/text/5193385.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010