прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 189 2001 г. 22 июня. – Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриарху Константинопольскому Варфоломею 227 Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Сердечно приветствуем Вас с пожеланием крепкого здоровья, мира и духовной радости о Христе Спасителе нашем. Получив Ваше письмо 249 от 29 марта с. г., посвященное эстонской церковной проблеме, Мы после тщательного его изучения хотели бы обратить внимание Вашего Святейшества на некоторые спорные положения, содержащиеся в данном письме. Прежде всего, мы не можем согласиться с утверждением, что каноническим митрополитом в Эстонии является глава Константинопольской юрисдикции в этой стране митрополит Стефан, в то время как Высокопреосвященный митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий таковым не является, поскольку его избрание и поставление не соответствовало порядку, закрепленному в Томосе Патриарха Мелетия, данного им Эстонской Церкви в июне 1923 г. Как известно, причина, по которой Ваш приснопамятный предшественник издал этот Томос, изложена в самом тексте данного документа: «...в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений православная Церковь в Эстонии оказалась разлученной с Российской Святой Православной Церковью, в канонической зависимости которой она до сих пор состояла...» Мы не будем сейчас подробно рассматривать, насколько правомерным было данное деяние Патриарха Мелетия в отношении Эстонской Церкви, уже имевшей автономию на основании постановления Священного Синода и Высшего церковного совета Русской Православной Церкви от 10 мая 1920 г. за 183, тем более что действие Томоса прекратилось с устранением вызвавшей его причины, что и было подтверждено определением Святейшего Патриарха Константинопольского Димитрия I (протокол 267 от 3 мая 1978 г.), гласящим, что «Патриарший и Синодальный Томос 1923 г. относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со Святой Русской Церковью, в которой раньше и состояла православная Церковь в Эстонии». Таким образом, ссылка на Томос 1923 г. в данном случае совершенно безосновательна, и потому не может быть никаких сомнений в том, что к моменту возникновения эстонской проблемы, то есть к 1996 г., Преосвященный Корнилий являлся единственным каноническим правящим епископом Эстонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 1.12 Служба Собору святых земли Эстонския Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 января 2003 года (журнал 88) Месяца ноября в 18-й день Собор святых земли Эстонския На велицей вечерни На Г осподи, воззвах, на 6: стихиры, глас 6. Подобен: В се отложше: Все отложивше житейское томление/и сладость текущую презревше,/святии земли Эстонския,/крест взясте, яко иго божественное,/и Христу последовасте,/в Небесный покой чудно вселистеся,/приидите к нам, яко скории помощницы,/сподобляюще даров невещественных/и молящеся о нас усердно,//ваш праздник совершающих святолепно. (Дважды.) Ины стихиры, глас 2. Подобен: К иими похвальными венцы: Киими похвальными венцы/увязем благовернаго князя Александра?/Троицы Святыя и Единоначальныя исповедника,/Православныя Церкве защитника,/земнаго Отечества нашего/мудраго и справедливаго правителя,/победоноснаго за Русь Святую воителя,/миролюбия и благочестия наставника,/милостиваго молитвенника и Небеснаго о нас предстателя./Егоже молитвами Христос Бог//дарует земли Эстонстей мир и велию милость. Киими похвальными песньми/прославим священномученика добляго Исидора?/Мучеников сонм Христу приведша/и с ними пред вероломными ливонцы/правую веру прославльша/и странная учения и льстивая увещания их победне отвергша./Егоже молитвами Христос Бог//дарует земли Эстонстей мир и велию милость. Киими песненными добротами/ублажим преподобнаго Корнилия?/Постников преславнаго вождя,/иноков кроткаго наставника,/языков чудских Христовы веры учителя,/милосердие и нестяжание в жизни явившаго,/земное шествие страдальчески скончавшаго/и убиение неправедно от царя приемшаго./Егоже молитвами Христос Бог//дарует земли Эстонстей мир и велию милость. Киими достойными венцы/венчаем святителя Платона?/Преславную отрасль Эстонския земли,/Отечества своего печальника и просветителя,/Православныя веры ревнителя,/истиннаго и милосерднаго архипастыря,/мученика, кровь свою за Христа пролиявшаго./Егоже молитвами Христос Бог//дарует земли Эстонстей мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 97 1995 г. 29 мая. – Обращение Патриарха Константинопольского Варфоломея к представителям православных верующих Эстонии 129 Возлюбленные чада о Господе, принимавшие участие в совместном евхаристическом литургическом праздновании. Здесь, на мирной земле Финляндии, с душевным волнением и отеческой любовью мы приветствуем наших возлюбленных чад из соседней Эстонии, которая мосле пятидесятилетней советской оккупации теперь вновь свободна. Находясь среди финского народа, родственного и дружественного вам и всегдашнего нашего союзника, через вас мы посылаем Христово приветствие и наше Патриаршее благословение всем православным приходам Эстонии, которые в феврале минувшего года просили нас о восстановлении автономной канонической зависимости Эстонской Православной Церкви от Вселенского Патриархата. Таков был статус Эстонской Церкви, пока Эстония была свободной, начиная с 1923 г., до насильственного присоединения вашей родины к Советскому Союзу. Захвату вашей страны Красной Армией, в соответствии с соглашением между Гитлером и Сталиным, и ликвидации национальной свободы эстонцев сталинской тиранией сопутствовало также упразднение автономии Эстонской Православной Церкви и насильственное прекращение ее общения со Святейшим Вселенским престолом. Поэтому ясно, что в восстановившей свободу Эстонии само собой разумеется и восстановление старого канонического порядка в Эстонской Православной Церкви в таком виде, как он был согласован в Томосе Патриарха и Синода от 1923 г., который был ответом нашей святой Матери Церкви на общее требование всех эстонцев и русских в свободной Эстонии. Даже русские православные верующие, проживавшие в Эстонии, не признавали более своей зависимости от Русского Патриархата, который находился в атеистическом Советском Союзе. К тому же никто не может отрицать, что отмену церковной автономии предопределила чужая, оккупационная власть в Эстонии. Так решили не православные верующие Эстонии, но это было совершено насильственной советской диктатурой, отнюдь не каноническим путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Дай Бог, чтобы отношения между Россией и Эстонией улучшались для блага народов обеих стран» Начался визит Святейшего Патриарха Кирилла на Эстонскую землю 14.06.2013 554 Время на чтение 3 минуты Сегодня, 14 июня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Эстонию , сообщает Патриархия.ru. В аэропорту Предстоятеля Русской Церкви встречали митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, епископ Нарвский и Причудский Лазарь, государственный секретарь Эстонской Республики Хейки Лоот, Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Эстонии Ю.Н.Мерзляков, временный поверенный в делах Республики Беларусь в Эстонской Республике В.И.Лазерко. В составе делегации, сопровождающей Предстоятеля Русской Православной Церкви, — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г.Куксов. В беседе с журналистами Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Я много раз бывал в Эстонии, с Эстонией связано мое детство. Будучи ребенком и юношей, я неоднократно приезжал сюда: мои родители жили здесь на даче, я приезжал к ним, а также неоднократно совершал паломничества в Пюхтицкий монастырь. Мне очень близка и сама Эстония, и ее народ, ее обычаи, ее культура. Сегодня я прибыл в Эстонию в связи с празднованием 20-летия подписания моим блаженнопочившим предшественником Патриархом Алексием II Томоса об автономии Эстонской Православной Церкви, о предоставлении ей прав самоуправления. Это было очень важное событие, которое положило основу дальнейшему укреплению Православия на Эстонской земле».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/14/da...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 203 2002 г. 4 октября. – Из протокола о намерениях между Эстонской Республикой и Эстонской Апостольской Православной Церковью 242 Настоящий протокол о намерениях (в дальнейшем: протокол) подписан 4 октября 2002 в г. Таллинне для декларирования и достижения совместных целей. Эстонская Республика через Министерство внутренних дел (в дальнейшем: Эстонская Республика), которую представляет на основании закона и выданной по распоряжению правительства Республики доверенности министр внутренних дел Айн Сеппик, и Эстонская Апостольская Православная Церковь , регистрационный номер 01800116 (в дальнейшем ЭАПЦ), которую представляют митрополит Таллинна и всея Эстонии Стефан и председатель Синода – протоиерей Ардалион (Ардо) Кесккюла (в дальнейшем отдельно или время от времени вместе именуемые сторона или стороны), – учитывая, что ЭАПЦ является самостоятельно действующей в Эстонии Церковью в каноническом ведении Вселенского Константинопольского Патриархата, зарегистрированной в регистре церквей, приходов и союзов приходов Эстонии, которая по решению Таллиннского городского суда от 14 сентября 1993 г. признана правомочным субъектом реформы собственности в отношении противоправно отчужденного у нее во время советской оккупации имущества; – учитывая, что в регистре церквей, приходов и союзов приходов Эстонии зарегистрирована самостоятельно действующая в Эстонии Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (в дальнейшем ЭПЦ МП) в каноническом ведении Московского Патриархата и ее приходы, которые в настоящее время фактически владеют и частично пользуются тем имуществом, в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом реформы собственности, т. е. является по закону лицом, имеющим право требования возврата или компенсации имущества; – учитывая, что ЭАПЦ в целях конструктивного разрешения разногласий, возникших по имущественным вопросам между ЭАПЦ и ЭПЦ МП (в дальнейшем время от времени именуются вместе Церкви), согласна на принципах, изложенных в настоящем протоколе, отказаться от осуществления права требования возврата имущества, принадлежащего ЭАПЦ как правомочному субъекту реформы собственности, которое находится в фактическом владении и пользовании ЭПЦ МП и ее приходов и указано в Приложении 1 к протоколу, акцептировать оставление этого имущества в собственности государства и передать государству имущество, указанное в Приложении 2, для последующей передачи ЭПЦ МП и ее приходам на условиях и в порядке, которые предусмотрены в протоколе и изложены в заключаемых в дальнейшем соответствующих договорах;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 204 2002 г. 4 октября. Протокол о намерениях между Эстонской Республикой и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата 243 Настоящий протокол о намерениях (в дальнейшем протокол) подписан 4 октября 2002 г. в г. Таллинне для декларирования и достижения общих целей. Эстонская Республика через Министерство внутренних дел (в дальнейшем Эстонская Республика), которую представляет на основании закона и распоряжения правительства Республики от 2 октября 2002 г. 644-к, министр внутренних дел Айн Сенник, и Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, с регистрационным номером 01801009 (в дальнейшем ЭПЦ МП), которую представляет митрополит Корпилий (в миру Вячеслав Якобс), именуемые в дальнейшем отдельно или вместе Сторона или Стороны, – учитывая, что ЭПЦ МП является Церковью, самостоятельно действующей в Эстонии, находящейся в каноническом подчинении Московского Патриархата, и зарегистрированной в Эстонском регистре церквей, приходов и союзов приходов; – учитывая, что в Эстонском регистре церквей, приходов и союзов приходов зарегистрирована находящаяся в каноническом подчинении Константинопольского Патриархата и самостоятельно действующая в Эстонии Эстонская Апостольская Православная Церковь (в дальнейшем ЭАПЦ), которая признана решением Таллиннского городского суда от 14.09.1993 г. правомочным субъектом в отношении имущества, противоправно отчужденного от нее; – учитывая, что ЭПЦ МП и ее приходы владеют и пользуются частично тем имуществом, в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом реформы собственности, то есть лицом, имеющим по закону право требовать возврата имущества или право на его компенсацию, и желают для продолжения своей деятельности иметь в отношении этого имущества законное право пользования и/или собственности; – учитывая, что ЭАПЦ выразила согласие в целях конструктивного решения возникших между ЭАПЦ и ЭПЦ МП (в дальнейшем Церкви) имущественных вопросов отказаться от осуществления в отношении имущества, находящегося фактически во владении и пользовании ЭПЦ МП и его приходов и упомянутого в Приложении 1 и в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом права требования возврата этого имущества, и согласиться с оставлением в собственности государства этого имущества и передать государству имущество, упомянутое в Приложении 2, для его дальнейшей передачи ЭПЦ МП и его приходам на условиях и порядке, содержащихся в заключаемых в будущем соответствующих договорах;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 75 1993 г. 28 января, – Заключение службы по делам религий (вероисповеданий) Министерства культуры Эстонской Республики о проекте Устава Эстонской Православной Церкви 102 Епархиальное управление православной Церкви в Таллинне, епископу Корнилию. Копии: 1) президенту Эстонской Республики Леннарту Мери, 2) премьер-министру Эстонской Республики Март Лару, 3) министру внутренних дел Эстонской Республики Лагле Парек, 4) министру юстиции Эстонской Республики Кайдо Кама, 5) министру иностранных дел Эстонской Республики Тривими Веллисте. Заключение об Уставе Эстонской Православной Церкви, утвержденном 10 октября 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси 103 . По указанному Уставу можно констатировать следующее: 1) утвержденный Патриархом Устав на русском языке и не видно, кто его составители; 2) до ознакомления и принятия приходами Эстонской Православной Церкви этот Устав уже утвержден Патриархом Московским и всея Руси 10 октября 1992 г.; 3) в статье 2 Устава признается «Эстонская Православная Церковь » юридическим лицом, а в статье 13 предоставляется ей право являться правопреемником Эстонской Апостольской Православной Церкви. Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос, является ли «Эстонская Православная Церковь », которая будет действовать по представленному Уставу, правопреемницей «Эстонской Апостольской Православной Церкви» или нет. Уставное правопреемство было бы возможно лишь в том случае, если Эстонская Апостольская Православная Церковь прекратила бы свою деятельность и признала бы епархию православной Церкви Московского Патриархата в Эстонии своим правопреемником (в соответствии с положениями главы X принятого в 1935 г. Устава Эстонской Апостольской Православной Церкви) или в соответствии с п. 8 статьи 38 того же Устава изменила бы сам Устав. Этого, однако, не произошло ни в 1940 г., ни в период с 1940 г. по 1945 г. Фактически в 1945 г. произошла оккупация всей Эстонской Апостольской Православной Церкви и она была превращена в одну из епархий Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 63 1945 г. 5 марта. – Отчет о совещании уполномоченного Московской Патриархии архиепископа Псковского и Порховского Григория с членами Синода Эстонской Православной Церкви по вопросу о ликвидации эстонской схизмы и воссоединении с Русской Церковью 89 1945 г. марта 5-го дня в помещении Нарвского епархиального совета (г. Таллинн, Симеоновская ул., д. 5) состоялось совещание уполномоченного Московской Патриархии Высокопреосвященного архиепископа Псковского и Порховского Григория, временно управляющего Ленинградской епархией, с членами т. н. Синода Эстонской Православной Церкви по вопросу о ликвидации эстонской схизмы и воссоединении Эстонской Православной Церкви с Матерью Церковью Российской. Со стороны т. н. эстонского Синода на совещании присутствуют: председатель Синода протоиерей Христофор Винк, секретарь Синода священник Николай Кокла, члены Синода от мирян: псаломщик Константин Пуу, юрисконсульт Синода Андрей Пуншун. После краткой молитвы Высокопреосвященный архиепископ Григорий обратился к присутствующим с речью, в которой отметил удовлетворение Московской Патриархии по поводу выраженного Синодом Эстонской Православной Церкви в своем прошении на имя Святейшего Патриарха Алексия желания ликвидировать эстонскую схизму и вступить в молитвенно-каноническое общение эстонского клира и мирян с Матерью Церковью Российской. Освещая положение дел в Российской Православной Церкви, Высокопреосвященный архиепископ Григорий сообщил присутствующим о широком тяготении раскольнических церковных групп на территории Советского Союза к единению с Московской Патриархией: рассказал о массовом возвращении в лоно Матери Церкви Российской т. н. иосифлян, обновленцев, самосвятов, упомянул о том же тяготении к церковному православному единству под главенством Московской Патриархии раскольнических групп за границей (феофиловцы в Америке) и выразил надежду, что возвращение эстонского клира и мирян в юрисдикцию Московского Патриарха будет на сей раз актом безусловной искренности с их стороны и как таковой только может служить залогом для дальнейшего мирного благодатного развития эстонской церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН [фин. Herman] (Аав [эст. Aav]; 2.09.1878, с. Хелламаа, о-в Моон (Муху), Эстляндская губ.- 14.01.1961, Куопио, Финляндия), архиеп. Карельский и всей Финляндии (1925-1960), первый Предстоятель автономной Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). Род. в семье псаломщика и школьного учителя эстонца Василия Аава. Получив начальное образование в церковноприходской школе на о-ве Эзель (Сааремаа), в 1889 г. поступил в Рижское ДУ. С 1894 по 1900 г. учился в Рижской ДС, по окончании был назначен псаломщиком в ц. св. Марии Магдалины в Гапсале (Хаапсалу), где совмещал служение на приходе с преподаванием в местной школе. В 1904 г. женился и в этом же году Рижским и Митавским архиеп. сщмч. Агафангелом (Преображенским) рукоположен во диакона и иерея с назначением на приход в с. Лелле. В 1907-1911 гг. служил настоятелем прихода в с. Вяндра, с 1911 по 1923 г. был настоятелем прихода в Мустьяле на о-ве Сааремаа, где на него было возложено послушание благочинного Сааремского округа. Во время первой мировой войны и нем. оккупации Эстонии прот. Г. Аав был вынужден сочетать пастырское служение с работой в различных гражданских ведомствах. После провозглашения независимости Эстонской республики и образования автономной Эстонской Православной Церкви (10 мая 1920) прот. Герман вошел в состав ее церковного управления. В 1921 г. овдовел, сохранив за собой попечение над 6 детьми. В 1922 г. на Соборе автономной Эстонской Православной Церкви прот. Г. Аав был определен на викарную Нарвскую кафедру. В июне того же года на состоявшемся в Сортавале (Сердоболе) Соборе духовенства ФПЦ, к-рая 11 февр. 1921 г. получила от Патриарха Московского свт. Тихона статус автономии, прот. Г. Аав был избран викарным епископом с титулом «Сортавальский». Под давлением фин. правительства, требовавшего полной независимости Финляндской Церкви от Московского Патриархата, церковное управление ФПЦ приняло решение образовать собственную иерархию и добиваться от К-польского Патриархата статуса автокефалии. Несмотря на протесты Финляндского и Выборгского архиеп. Серафима (Лукьянова) , заявлявшего о неканоничности избрания без его согласия викарного епископа, церковное управление ФПЦ утвердило кандидатуру прот. Г. Аава и обратилось к К-польскому Патриарху Мелетию IV (Метаксакису) с просьбой совершить над ним хиротонию. В мае 1923 г. прот. Г. Аав принял финское гражданство и переехал в Финляндию.

http://pravenc.ru/text/164751.html

Архив Пн Доклад юриста Церковного Управления ЭПЦ МП Сергея Чуркина на Соборе Эстонской Православной Церкви 3 июня 2008 года 13 июня 2008 г. 23:07 Во вторник 3 июня состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви . По благословению Святейшего Патриарха Алексия и содействием настоятельницы Пюхтицкого Успенского монастыря игумении Варвары он прошел в стенах святой обители. С докладом на Соборе выступил юрист Церковного Управления ЭПЦ МП Сергей Чуркин. Уважаемые участники Собора, В своем докладе хотелось бы остановиться на трех вопросах: 1) исполнение протокола о намерениях от 04.10.2002, подписанного с государством о передачи церковных храмов в пользование ЭПЦ МП; 2) результат работы комиссии по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП и типового устава приходов; 3) некоторые обобщения работы консультативной комиссии при Синоде ЭПЦ МП.   1. Исполнение протокола о намерениях К настоящему времени остались не переданными по протоколу о намерениях только таллинские объекты, а именно: Казанская церковь на ул. Лийвалайа, церковь Иоанна Предтечи в Нымме вместе с приходским домом и Никольская церковь на ул. Вене. Недвижимости, на которых расположены Казанская и Никольская церкви готовы к передаче, предположительно к осени будет решен и вопрос закреплении в собственности государства и недвижимости в Нымме, и тогда состоится подписание договоров на установление права застройки в пользу ЭПЦ МП. Таким образом, можно ожидать, что в этом году протокол о намерениях будет исполнен.   2. О работе комиссии по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП Согласно решению предыдущего Собора была создана комиссия по подготовке новой редакции Устава ЭПЦ МП, которая на своих заседаниях выработала новый проект и представила его на обсуждение Синоду. Также новый проект был обсужден в порядке консультаций с юристом Московской Патриархии К.А. Чернегой. По результатам этих обсуждения проекта нового Устава были сделаны определенные поправки и дополнения. Однако, в связи с тем, что по информации К.А. Чернеги Архиерейский Собор РПЦ намеревается летом с.г. утвердить типовой приходской Устав, в результате чего по всей вероятности пришлось бы снова изменять Устав ЭПЦ МП, так как Уставом в значительной степени урегулированы правовой статус и деятельность приходов, то на Синоде приняли решение отложить принятие новой редакции Устава.

http://patriarchia.ru/db/text/421840.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010