Патриарх Алексий встретился с послом Эстонии в России Москва, 9 декабря 2005 г . 9 декабря в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с новоназначенным послом Эстонии в России госпожой Мариной Кальюранд, сообщает Седмица.Ru. Приветствуя г-жу Марину Кальюранд, Его Святейшество поздравил ее с высоким назначением и пожелал ей благословенных успехов на поприще развития отношений между Эстонской Республикой и Российской Федерацией. Посол Эстонии передала Предстоятелю Русской Православной Церкви приветствие от лица президента Арнольда Рюйтеля. Марина Кальюранд, в частности, сказала: «Ваше Святейшество, большое спасибо Вам за столь добрые и теплые слова, это огромная честь для меня представлять Эстонию в России. Я также хотела бы передать приветствия моей предшественницы г-жи Карины Яани и всех сотрудников посольства. В Эстонии Вас помнят, любят и высоко ценят то, что Вы сделали и делаете для верующих и в отношениях между нашими странами». Во встрече принял участие протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям. По окончании встречи посол Эстонии в Москве Марина Кальюранд ответила на вопросы корреспондентов СМИ: – В 2002 году был подписаны протоколы о намерениях между министерством иностранных дел Эстонской Республики, с одной стороны, и Русской Православной Церковью с другой, с участием представителей Константинопольской Патриархии. В соответствии с этими протоколами была достигнута договоренность о передаче церковного имущества Эстонской Православной Церкви. Скажите, пожалуйста, как исполняются эти договоренности? – На сегодняшний день я могу ответить очень коротко: да, действительно, эти протоколы были заключены, этим вопросом занимаются, о деталях я смогу проинформировать в более позднее время. – Скажите пожалуйста, какие вопросы обсуждались на Вашей встрече с Его Святейшеством? – Мы обсудили различные темы. Я передала Святейшему Патриарху наилучшие пожелания от президента и всех жителей Эстонии. Святейшего Патриарха Алексия любят в Эстонии и всегда рады его видеть в Эстонии. Мы также обсудили проблемы, связанные с преподаванием религиозной культуры в школах. Как и в России, так и в Эстонии проходит дискуссия о преподавании основ духовной культуры в учебных заведениях. Пока в Эстонии этот предмет преподается факультативно, специального предмета нет, но идет дискуссия о возможности его введения в обязательную программу обучения. Здесь для нас важен обмен мнениями и опытом. 9 декабря 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15444.html

20 февраля Патриарх Варфоломей подписал «Патриарший и синодальный акт о возобновлении действия Патриаршего и синодального Томоса от 1923 г. об Эстонской православной митрополии». В этом документе законными преемниками Эстонской Апостольской Православной Церкви названы «принимающие данный Томос и сохранившие непрерывное каноническое преемство данной Церкви». Особо определен статус «пришельцев»: «Одновременное этим мы, принимая во внимание беспокойство нашего Блаженнейшего брата Патриарха Московского и всея Руси Алексия в отношении проживающих в Эстонии православных верующих – иммигрантов русского происхождения, поселившихся в стране в тот период, когда Эстония являлась частью бывшего Советского Союза, заявляем о нашем твердом намерении обеспечить им беспрепятственную церковную жизнь в качестве неотъемлемой части автономной Церкви Эстонии под руководством собственного русскоязычного епископа» 208 . Трудно воспринимать это деяние иначе как акт неприкрытой агрессии, попытку похитить паству у Церкви, уже многие века ее окормляющей. Важной частью своей архипастырской деятельности в Эстонии Константинопольский Патриарх полагает разделение православной паствы на основе дискриминационного по отношению к русским эстонского гражданского законодательства. Русской Церкви о своем деянии Константинопольский Патриархат не сообщил. При этом в тот же день Константинопольский Первоиерарх направил послание министру по европейским делам Э. Липпмаа, одному из главных деятелей раскола, «лично заинтересованному», как отмечается в письме, «в прогрессе эстонского Православия»: «Мы рады сообщить Вашему возлюбленному Превосходительству, что прилагаемым Патриаршим и синодальным актом, отвечая с материнской любовью на просьбу независимого и суверенного Эстонского государства и большинства православных общин страны, мы возобновляем действие Патриаршего и синодального Томоса 1923 г., признавшего автономию Эстонской Православной Церкви под духовным покровительством Вселенского Патриархата Константинопольского. Кроме того, в настоящем Акте мы заявляем о том, что признаем законными преемниками Эстонской Апостольской Православной Церкви до 1940 г. православных эстонцев, сохранивших эту преемственность в изгнании, а также согласных с ними православных, проживающих в Эстонии» 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Сообщение Службы коммуникации ОВЦС о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года 16 мая 2008 г. 11:38 Сообщение Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года. 26 марта 2008 года в Цюрихе (Швейцария) прошли переговоры между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов. Темой обсуждения являлись разногласия по вопросу о положении Православной Церкви в Эстонии, приведшие к вынужденному отказу делегации Русской Православной Церкви от участия в заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 года. Причиной стало приглашение для участия в этом заседании представителя константинопольской церковной юрисдикции в Эстонии в качестве участника от автономной Эстонской Православной Церкви, не признанной в этом каноническом статусе Русской Православной Церковью, а также другими Поместными Православными Церквами. Приглашение было направлено православным сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Константинопольский Патриархат) без согласования с представителями остальных Поместных Православных Церквей. В связи с запросами, поступившими от средств массовой информации, Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата публикует нижеследующий меморандум, отражающий представленную на прошедших в Цюрихе переговорах позицию Русской Православной Церкви. Участие представителей Московского Патриархата в работе Смешанной комиссии в Равенне стало невозможным в результате односторонних действий со стороны Константинопольского Патриархата. Эти действия носили характер преднамеренного игнорирования позиции Московского Патриархата, поскольку Константинопольской Церкви известно определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года «О положении Православной Церкви в Эстонии», п. 3 которого гласит: Считать неприемлемым участие представителей Русской Православной Церкви в межправославных форумах, где официально представлены участники от так называемой «Автономной Эстонской Православной Церкви» Константинопольского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/407840.htm...

Удивительно, что через 30 лет, когда меня направили в Дамаск представителем Московского Патриархата, я с этим рассказом отца Гурия познакомился воочию (!) У отца Гурия в то время было еще одно большое дело. Он заведовал Богословско-пастырским училищем – учреждением весьма оригинальным. Туда принимались лица обоего пола не моложе 18 лет. Записывались все желающие. Поступили туда и мои две сестры – Эли (Елизавета) и Женя, а также их подруга Нюра Зезюлинская. Мне еще не было тогда 18 лет. Система обучения была лекционная. Принимались в училище без экзаменов, а потом сдавали только те предметы, которые читались. Занятия проводились по вечерам, в доме, принадлежавшем русско-эстонской Православной Церкви, что на углу Лермонтовского и Екатерингофского проспектов (ныне проспект Римского-Корсакова). Этот дом был построен в миссионерских целях и имел соответствующие помещения. Там же помещался и Богословский институт, которым заведовал протоиерей Николай Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий8. Мои сестры давали самые восторженные отзывы о лекциях в Богословско-пастырском училище. Кроме того, они посмеивались над старушками, спавшими спокойно во время лекций. Отец Гурий читал в этом училище историю Церкви. Тогда, примерно в году 1927, я впервые увидел его. Я выходил из вестибюля русско-эстонской церкви, а он входил и остановился для того, чтобы осенить себя крестным знамением. Вид у него был молодой и вдохновенный. Отец Гурий устраивал иногда уставные службы в помещении русско-эстонской церкви. При всей своей красоте, такие службы были бесконечно утомительны (Всенощная продолжалась около пяти часов). Однажды мало знакомая мне девушка спросила меня в Горном институте: “Вы интересуетесь уставными службами? Так вот, еще там и там они бывают”. Летом 1928 года произошла моя первая значительная встреча с отцом Гурием. Я встретил его на правом берегу Невы и проводил домой. Поинтересовался, как лучше читать Евангелие? Он ответил мне совершенно точно, предложил метод. По этому методу надо было завести тетрадку, согнуть вдоль ее страницы, а затем внимательно читать Евангелие. Обязательно появятся вопросы. Вопрос надо записать в тетрадке с левой стороны, а затем читать Евангелие дальше. И непременно где-нибудь дальше появится ответ на записанный вопрос. Этот ответ надо записать в тетрадку, на ее правой стороне, против вопроса. Так читать было очень увлекательно, и я, последовав предложенному методу, получил очень много пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

После оккупации летом 1941 г. Эстонии немецко-фашистскими войсками А. заявил о восстановлении им ЭАПЦ. В сент. 1941 г. он сообщил об этом в офиц. инстанции и 19 сент. 1941 г. получил регистрацию как митрополит Таллинский и всей Эстонии, восстановлена была и деятельность Синода. 14 окт. 1941 г. А. обратился к причтам Таллинской и Нарвской епархий с циркулярным письмом, в к-ром говорилось: «Со стороны властей я признан единственным ответственным главою Эстонской Православной Церкви, на каковую должность я избран и рукоположен в 1920 г. Все приходы и церковные учреждения, входящие в состав Эстонской Православной Церкви до захвата власти большевиками, т. е. до 21 июня 1940 года, а также их деятели и члены, обязаны точно, строго и беспрекословно исполнять мои распоряжения и указы. Деятельность Церкви и приходов будет продолжаться согласно соответственным государственным законам, общецерковным установлениям и Уставу Эстонской Православной Церкви, каковой устав был в силе до 21 июня 1940 г. и до сего времени не отменен и не изменен». В том же письме А. известил свою паству о прекращении им поминовения за богослужением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Патриаршего экзарха Латвии и Эстонии митр. Сергия (Воскресенского). Указом от 5 нояб. 1942 г. за разрыв канонических отношений с Матерью-Церковью, а также «за клятвопреступление во святом Причастии и за самочинное отделение от законного церковного священноначалия» митр. Сергий (Воскресенский) уволил А. от управления «Эстляндской» епархией, запретив в священнослужении и предав суду архиереев. В связи с трагической кончиной митр. Виленского Сергия (28 апр. 1944) и эмиграцией А. суд не состоялся. Все эст. приходы и часть рус. приходов продолжали считать А. главой Церкви до самого конца его пребывания в Эстонии. Оккупационные власти не препятствовали его деятельности, однако запретили поддерживать связь с К-польским Патриархатом. Еп. Нарвский Павел из переписки с А. к маю 1942 г. сделал вывод, что А. «циркуляром от 14 октября порывает всякую связь с Матерью-Церковью» и даже «идет по пути разрыва со Вселенской Церковью». Он и большинство рус. приходов сохранили каноническую верность экзарху Латвии и Эстонии митр. Сергию.

http://pravenc.ru/text/64276.html

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 192 2001 г. 16 июля – Письмо митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия премьер-министру Эстонской Республики М. Лаару 230 Уважаемый г-н премьер-министр! К сожалению, мы не можем принять Устав и название, предложенные в Вашем письме от 5 июля 2001 г., по следующим причинам. 1. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 10 мая 1920 г. Эстонской Православной Церкви была предоставлена автономия, и это было подтверждено Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 г. Поэтому мы не можем отказаться от регистрации Устава именно Церкви, а не епархии. Каждая религиозная организация вправе называться в соответствии с собственным самопониманием. Мы считаем, что название нашей Церкви достаточно четко отличается от названия уже зарегистрированной религиозной организации. Различие наименований составляют три неповторяющиеся слова. В то же время в государственном регистре церквей Эстонии есть примеры намного более схожих наименований, что, однако, не послужило препятствием для регистрации. 2. Мы также находим необходимым указать в Уставе на исторические корни Церкви, что считаем своим правом, не противоречащим закону. 3. Вызывает удивление попытка государственного органа ограничить представленные в нашем Уставе варианты духовного сана, который может иметь правящий архиерей нашей Церкви. Этот вопрос всецело лежит в компетенции церковного священноначалия. 4. Кроме того, по нашему мнению, действующим законом «О церквах и приходах» не предусмотрена возможность создания на территории Эстонии зарубежных епархий. У нас вызывает сожаление Ваша позиция, согласно которой ЭПЦ МП не имеет права на статус Церкви. Нам представляется, что в данном случае мы имеем дело с односторонним вмешательством светского государства во внутрицерковные проблемы канонического порядка, которые подлежат разрешению специалистов в области церковного права, а не государственных чиновников. Полагаем, что в данном случае нарушаются права православных верующих на свободу вероисповедания и объединения, защищенные ст. 40; 48; 19, ч. 1 и ст. 9, ч. 2 Конституции Эстонии, а также ст. 9 и 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. 230 Официальный сайт Московского Патриархата: http://www.mospat.ru/archive/nr 107201.htm. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 224 2008 г. 16 мая. – Сообщение службы коммуникации Отдела внешних церковных связей о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 265 26 марта 2008 г. в Цюрихе (Швейцария) прошли переговоры между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов. Темой обсуждения являлись разногласия по вопросу о положении православной Церкви в Эстонии, приведшие к вынужденному отказу делегации Русской Православной Церкви от участия в заседании смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и православной Церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 г. Причиной стало приглашение для участия в этом заседании представителя константинопольской церковной юрисдикции в Эстонии в качестве участника от автономной Эстонской Православной Церкви, не признанной в этом каноническом статусе Русской Православной Церковью, а также другими поместными православными Церквами. Приглашение было направлено православным сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Константинопольский Патриархат) без согласования с представителями остальных поместных православных Церквей. В связи с запросами, поступившими от средств массовой информации, служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата публикует нижеследующий меморандум, отражающий представленную на прошедших в Цюрихе переговорах позицию Русской Православной Церкви. Участие представителей Московского Патриархата в работе смешанной комиссии в Равенне стало невозможным в результате односторонних действий со стороны Константинопольского Патриархата. Эти действия носили характер преднамеренного игнорирования позиции Московского Патриархата, поскольку Константинопольской Церкви известно определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. «О положении православной Церкви в Эстонии», пункт 3 которого гласит: «Считать неприемлемым участие представителей Русской Православной Церкви в межправославных форумах, где официально представлены участники от т. н. Автономной Эстонской Православной Церкви Константинопольского Патриархата».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Патриарший Местоблюститель: Встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле способствовала упрочению православного единства 25 января 2009 г. 14:30 25 января 2009 года в докладе на Архиерейском Соборе Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился к важнейшим событиям последних месяцев Первосвятительского служения почившего Предстоятеля. В частности, владыка Кирилл отметил, что участие во встрече Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле 10-12 октября 2008 года делегации Русской Православной Церкви, которую на заключительном заседании возглавил Святейший Патриарх Алексий, служило упрочению православного единства. «В соответствии с определением Архиерейского Собора, принятым в июне прошлого года, делегация Русской Православной Церкви в Стамбуле включала Предстоятелей Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата », — сообщил Патриарший Местоблюститель. Он также рассказал о достигнутом компромиссном решении: хотя митрополит Стефан, глава не получившей общеправославного признания «Эстонской автономной Православной Церкви», присутствовал на встрече, однако он не подписывал ее итогового документа, а сама эта церковная организация не упоминалась среди участников. «Более того, в итоговом документе встречи было зафиксировано решение, что в будущем при проведении всеправославных совещаний, необходимых для уврачевания канонических нестроений, будут приглашаться к участию только Автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до всеправославных совещаний на Родосе. Таким образом, церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии более не будет привлекаться для участия в подобных встречах», — подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Докладчик отметил, что конструктивная позиция представителей Московского Патриархата, выразившаяся в готовности совместно с другими обеспечивать решение весьма непростых задач, была встречена делегациями братских Поместных Церквей с пониманием и одобрением. «Встреча в Стамбуле предоставила возможность для литургического общения Предстоятелей Православных Церквей, а также для проведения переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем , на которых обсуждались вопросы двусторонних и общеправославных отношений, — рассказал Местоблюститель Патриаршего престола. — Прощаясь с Предстоятелем Константинопольской Церкви, Святейший Патриарх Алексий еще раз указал на особое значение церковного единства, к которому необходимо стремиться ради блага Вселенского Православия, с братской любовью и терпением преодолевая существующие разногласия». Пресс-служба Архиерейского Собора Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/538079.htm...

4.4.6. Староста и казначей избираются приходским собранием на трехлетний срок из числа членов приходского собрания и утверждаются в должности настоятелем. 4.4.7. Староста осуществляет хозяйственную деятельность, заботится о материально-техническом обеспечении различных направлений приходской деятельности и может по доверенности, выданной настоятелем, заключать от имени прихода трудовые договоры. 4.4.8. Казначей осуществляет учет и хранение денежных сумм и пожертвований, составляет годовой финансовый отчет. 4.4.9. Банковские и др. финансовые документы подписывают председатель приходского совета и казначей. 4.5. Ревизионная комиссия 4.5.1. Ревизионная комиссия состоит из трех членов, избираемых приходским собранием на трехлетний срок, и подотчетна настоятелю и приходскому собранию. 4.5.2. Ревизионная комиссия регулярно проводит ревизии прихода, включающие в себя проверки наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения приходно-расходных книг; контролирует состояние приходского имущества, проводит ежегодную инвентаризацию, осуществляет контроль за поступлением доходов и пожертвований. 4.5.3. О проведенных проверках ревизионная комиссия составляет акты и представляет их приходскому собранию. Документы ревизионной комиссии действительны, если они подписаны но крайней мере двумя ее членами. 5. Порядок образования, владения, пользования и распоряжения имуществом 5.1. ЭПЦ МП владеет, использует и распоряжается движимым или недвижимым имуществом, денежными средствами под руководством Предстоятеля ЭПЦ МП в порядке, предусмотренном церковными правилами, настоящим Уставом и законодательством Эстонской Республики. 5.2. Имуществом и финансовыми средствами ЭПЦ МП распоряжается Предстоятель ЭПЦ МП по согласованию с Синодом ЭПЦ МП. 5.3. Источниками доходов и образования имущества ЭПЦ МП являются: пожертвования и наследование как недвижимого, так и движимого имущества, взносы от приходов, церковные сборы, плата за требные богослужения (крещение, венчание, молебны, отпевание и т. д.) и суммы, полученные от продажи свечей, церковной утвари, религиозной литературы и пр. хозяйственной деятельности, от продажи собственности, арендной платы и иных, не запрещенных действующим законодательством поступлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общество Все рубрики Н. Гринев Восстановление единства Русской Православной Церкви – начало новой церковной жизни. Еще полвека назад понятия «Зарубежной Церкви» в России не существовало, бытовало резкое, крайнее и неточное понятие «карловацкого раскола». Мы видим, что понятие церковного раскола реальному содержанию этого разделения не соответствует, ибо собственно церковной противоречий и не было. Но разделение было весьма чувствительно, ибо оно возглавлялось весьма авторитетными и сильными личностями. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий Послание Митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия всем верным чадам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и всему обществу Эстонии Дело не в самом перезахоронении останков, а в отношении к памяти. Это место было долгие годы священным для всех, кому ясно, что нацизм – гибельная для человечества мерзость. Оно было свято для всех, кто чтил память воинов, пожертвовавших жизнью, чтобы мы с вами сейчас жили в свободном обществе (в каждой семье были убитые, искалеченные, пропавшие без вести). Восстановление единства Русской Православной Церкви – начало новой церковной жизни. Еще полвека назад понятия «Зарубежной Церкви» в России не существовало, бытовало резкое, крайнее и неточное понятие «карловацкого раскола». Мы видим, что понятие церковного раскола реальному содержанию этого разделения не соответствует, ибо собственно церковной противоречий и не было. Но разделение было весьма чувствительно, ибо оно возглавлялось весьма авторитетными и сильными личностями. Н. Гринев Послание Митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия всем верным чадам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и всему обществу Эстонии Дело не в самом перезахоронении останков, а в отношении к памяти. Это место было долгие годы священным для всех, кому ясно, что нацизм – гибельная для человечества мерзость. Оно было свято для всех, кто чтил память воинов, пожертвовавших жизнью, чтобы мы с вами сейчас жили в свободном обществе (в каждой семье были убитые, искалеченные, пропавшие без вести). Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/pa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010