Впоследствии цари и иерусалимское священство, движимые стремлением доказать, что Соломонов храм – это «место, которое избрал Яхве», предпринимали неоднократные попытки запретить использование высот. Дополнительную информацию о «высотах» см. в коммент. к Втор. 12:2,3 . 17:10. Священные камни ( в русском переводе – «статуи»). Вертикально стоящие камни, или massebot, составляющие характерную особенность хананейской религии, упоминаются как памятники в ряде эпизодов, посвященных заключению завета израильтян с Богом (см.: Исх. 24:3–8 ; Нав. 24:25–27 ). Связь с Астартой, Ваалом и другими хананейскими божествами послужила причиной осуждения этих камней как объектов, представляющих угрозу почитанию Яхве. Археологи обнаружили священные камни в Газере, Дане, Асоре и Араде. В двух последних случаях они, несомненно, находились на территории святилищ и составляли неотъемлемый элемент совершавшихся там ритуалов. Камни в Асоре украшены вырезанными изображениями воздетых рук и солнечного диска. Камни в Дане находятся в проходе ворот и, несомненно, свидетельствуют о совершавшихся на них жертвоприношениях. 17:10. Столбы Астарты( в русском переводе – «статуи и изображения Астарт»). Общим элементом хананейского культа и израильского синкретического богослужения на «высотах» и в городских святилищах было воздвижение «столбов Астарты». Остается некоторая неясность, являлись ли эти объекты просто деревянными столбами, украшенными резным изображением богини плодородия и символизирующими деревья, или они составляли часть священной рощи. Упоминание столбов Астарты «под всяким тенистым деревом» в 17указывает на то, что это были объекты, воздвигнутые с культовой целью, а не обычные деревья. Как супруга Эла, Астарта была популярной богиней, чей культ упоминается в угаритских текстах (1600–1200 гг. до н. э.). Частое упоминание Астарты в библейском повествовании указывает на то, что ее культ представлял основную угрозу почитанию Яхве. На печатях железного века, найденных археологами в Палестине, Астарта изображена в виде стилизованного дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14:23. Священные камни ( в русском переводе – «статуи»). Вертикально стоящие камни, или massebot, составлявшие характерную особенность хананейской религии, упоминаются как памятники в ряде эпизодов, посвященных заключению завета израильтян с Богом (см.: Исх. 24:3–8 ; Нав. 24:25–27 ). Связь с Астартой, Ваалом и другими хананейскими божествами послужила причиной осуждения этих камней как объектов, представляющих угрозу почитанию Яхве. Археологи обнаружили священные камни в Газере, Асоре и Араде. В двух последних случаях они, несомненно, находились на территории святилищ и составляли неотъемлемый элемент совершавшихся там ритуалов. Камни в Асоре украшены вырезанными изображениями воздетых рук и солнечного диска. Резервуары, встречающиеся иногда у подножия подобных столбов, указывают на то, что над ними совершались жертвы возлияния. 14:23. Столбы Астарты ( в русском переводе – «капища»). Одним из признаков, присущих хананейскому культу и синкретическому поклонению израильтян на «высотах», было возведение столбов Астарты ( Суд. 3:7 ; 3Цар. 14:15; 15:13 ; 4Цар. 13:6 ). Точно неизвестно, что они собой представляли: то ли деревянные шесты, символизирующие деревья, то ли столбы с вырезанными на них изображениями богини плодородия, то ли участки священных рощ. Упоминание статуй и изображений Астарт «под всяким тенистым деревом» в 4Цар. 17:10 , по-видимому, указывает на то, что это были столбы, воздвигнутые в ритуальных целях, а не просто деревья. Астарта, считавшаяся супругой Эла, несомненно, была популярной богиней (см.: 4Цар. 18:19 ), чей культ упоминается в угаритских текстах (1600–1200 гг. до н. э.). Особое внимание, уделяющееся ей в библейском повествовании, свидетельствует о том, что ее культ составлял основную конкуренцию почитанию Яхве (см. запреты в Исх. 34:13 ; Втор. 16:21,22 ). Этим объясняется как многочисленность эпизодов, в которых изображается воздвижение и почитание столбов Астарты, так и суровое осуждение этой практики, включающее описание вырубания и сожжения этих столбов ( Суд. 6:25–30 ; 4Цар. 23:4–7 ). Дополнительную информацию см. в коммент. к Втор. 7:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:1. Иерихон. История заселения Иерихона восходит к 9-му тыс. до н. э., что позволяет этому городу считаться древнейшим в мире. Результаты его раскопок вызвали ожесточенные споры, а их археологическая интерпретация осложняется значительной эрозией, перемешавшей слои, на которых археологи основывают свои датировки, и уничтожившей большое количество вещественных остатков. Раскопки, проведенные К. Кеньон в 1950-х гг., показали, что город 4 подвергся полному разрушению (следы землетрясения и пожара) примерно в 1550 г. до н. э. (в конце периода средней бронзы), после чего, вплоть до IX в., здесь лишь изредка появлялись немногочисленные жители. Этот вывод ставит под вопрос как раннюю, так и позднюю датировку исхода и завоевания. Главным аргументом Кеньон было отсутствие привозной кипрской керамики бронзового века. На это можно возразить, что в Иерихоне найдено множество образцов местной керамики периода поздней бронзы (1550–1200). И все же многие проблемы археологии Иерихона остаются неразрешенными. Город 4 окружен облицованными камнем стенами высотой 15 футов, надстроенными стенами из сырцового кирпича высотой 8 футов. Эти стены поддерживают вал, поднимающийся на высоту 15 футов к следующему, более высокому кольцу стен, также сложенных из кирпича. На вершине этого вала, между стенами, сохранились остатки жилых домов. Иерихон не упоминается ни в амарнских текстах, ни в египетских перечнях этого периода. Географические сведения см. в ком мент, ко 2:1. 6:3,4. Шесть дней обхода в молчании. В угаритском эпосе о Керете (вероятно, известном жителям Иерихона) войско Керета подходит к стенам города Удумми и получает повеление бога Эла соблюдать тишину и не делать ни единого выстрела в течение шести дней. И тогда на седьмой день из города приходят послы, которые предлагают Керету снять осаду за большой выкуп. 6:3,4. Роль священников. Главной обязанностью священников было поддержание святости ковчега. Своим присутствием они постоянно напоминали израильтянам о том, что война, которую они ведут, – это война Яхве. О символике ковчега см. коммент. к 3:17.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

16:31. Ваал-Мелькарт. Мелькарт был верховным богом Тира начиная с IX в. до н. э. Его отождествляют с Нергалом, месопотамским богом подземного мира, а также с греческим богом Гераклом. Иногда он упоминается как Ваал Тирский – отсюда его отождествление с Ваалом, которого почитали Ахав и Иезавель. Поэтому следует отличать его от хананейского Адада, обычно упоминаемого в библейском тексте под именем Ваала. В арамейской надписи Бир-Адада (IX в. до н. э.) Мелькарт фигурирует как бог войны, хотя никаких мифов ветхозаветного периода, посвященных его деяниям, не сохранилось. В позднейших текстах Мелькарт рассматривается как умирающий и воскресающий бог (в соответствии с природными циклами), который пробуждался к жизни при помощи огня. Поскольку в библейском тексте никогда не используется имя «Мелькарт», это место можно истолковать по-другому. Согласно наиболее распространенной гипотезе, упоминаемый здесь Ваал – это Ваал-Шамем («владыка неба»), один из главных богов Финикии в 1-м тыс. до н. э. Однако информация о нем появляется, главным образом, после 800 г. до н. э, а о том, какую роль он играл в описанный в этом рассказе период, почти ничего неизвестно. 16:32. Капище Ваала в Самарии. Раскопки в Самарии пока не привели к обнаружению остатков построенного Ахавом храма Ваала. Полагают, что храм способствовал внедрению распространявшегося Ахавом и Иезавелью представления, будто Самария является священной обителью Ваала (о привилегиях, связанных с подобным статусом, см. в коммент. ко 2Цар. 5:9 ). Это позволило бы городу функционировать как независимое политическое образование, подобное Сиону на юге. О том, что это означало, см. в коммент. к 4Цар. 10:21 . 16:33. Столбы Астарты ( в русском переводе – «дубрава»). Астарта – это либо имя богини плодородия, либо наименование культового объекта (как в данном случае). Эта богиня была популярна среди отступивших от истинной веры израильтян и временами даже считалась супругой Яхве. Об этом свидетельствуют надписи на черепках, найденные в Кунтиллат-Аджрузе и в Хирбет-эль-Ком. В хананейской мифологии Астарта считалась супругой верховного бога Эла. В Месопотамской литературе она упоминается уже в XVIII в. до н. э. как супруга вавилонского бога Амурру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Дуб Словом «Д.» в Синод. пер. Библии передано несколько различных евр. слов. Слово аллон, которым названо дерево Васана, обозначает собственно Д. ( Ис. 2:13 ; Иез. 27:6 ; Зах. 11:2 ). В Ис. 6 и в Ос. 4наряду со словом аллон употребляется слово эла, переведенное в названных местах как «теревинф», а во многих других – как «дуб». В Палестине произрастают след. разновидности Д.: 1) Д. хермесовый (Quercus coccifera), вечнозеленое дерево с густой листвой. Небольшие листья этого Д. обрамлены зубцами, желуди мелкие, с твердой скорлупой; 2) греч. Д. (Quercus aegilops), встречающийся преимущ. в Галилее, а также на вост. берегу Иордана. «Дубы Васанские» ( Ис. 2:13 ; Иез. 27:6 ) были, по-видимому, именно этого вида. Листья у этих Д. крупнее, чем у хермесовых, весной они обновляются. Продолговатой формы съедобные желуди находят также применение при дублении кож; 3) к другим, менее распростр. разновидностям Д. относятся каменный Д. (Q. ilex), произрастающий, в частности, на горе Фавор, и чернильный Д. (Q. cerris). Только в горах Антиливана насчитывается еще восемь разновидностей Д., и среди них – распространенный в Европе скальный (сидячецветный) дуб (Q. sessiliflora); 4) ⇒ Теревинф ; 5) евр. слово эшэл, также переведен. в Синод. пер. как «дуб», означает тамариск (Tamarix) – дерево, имеющее мелкие листья в форме чешуек или иголок, тесно прижатых к ветвям. В Палестине растет несколько разновидностей тамариска. Самое крупное из этих деревьев, Tamarix arti-culata, достигает величины дуба. Встретить тамариск можно прежде всего в долинах с пересыхающими ручьями, в пустынях и степях ( 1Цар. 22:6 ; 1Цар. 31:13 ). В Библии Д. упоминается часто. Иногда у Д. были имена, от которых происходили названия местностей ( Суд. 9:6.37 ; 1Цар. 10:3 ). Под Д. иногда хоронили умерших ( Быт. 35:8 ) и приносили жертвы идолам ( Ос. 4:13 ). Из дубовой древесины изготовлялись статуи идолов ( Ис 44 и след.). Д. служит воплощением величия и силы, которые, однако, ничего не значат перед Богом ( Ис 2 и след.; Зах. 11:2 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Владыка подземного мира назывался Мул-ге, или Бел, владычицей этого мира считалась Нин-ге, называемая также иногда Нинкигал. Впрочем, последнее имя впоследствии имело свой отдельный смысл, отдельный объект. Область Мул-ге и Нин-ге есть ад, страна мертвых, откуда никому нет возврата, страна, охраняемая семью воротами и стражами. Характеристика религиозных представлены и культов сирийских народов Аккадское религиозное мировоззрение впоследствии отразилось в греческой мифологии. Оно же было переработано вавилонскими жрецами, старавшимися примирить религию аккадцев с религией семитов. Названия некоторых аккадских божеств остались и здесь, напр. Ану, Еа (Иево), но большею частью были заменены семитическими. Если названия аккадцев имели больше физическое значение, то названия семитические имели значение более нравственное: здесь получили особенно широкое применение признаки силы, власти, господства. Вавилонские жрецы из двух религиозных мировоззрений сумели выработать одно, поставили во главу богов Илаили Эла (акк. Дингира), а всех прочих богов, в числе двенадцати, распределили по тройкам и соединили в одну общую лестницу 129 . Несмотря на то, что в таком упорядоченном виде ассиро-вавилонская мифология является очень рано, за 2000 лет до Р. Хр. (Lenorm. 1. с. 117), сирийские народы, гораздо раньше этого времени вышедшие из Месопотамии, были чужды ее. В их религии нет и следов какой-либо мифологии. Полученные ими от аккадцев задатки таковой должны были совершенно заглохнуть вследствие недостатка творчества и скудости фантазии, свойственных этим народам. От разнообразия предметов земли и моря их взоры всецело устремились к восточному небу, а последнее представляло хотя и величественную, но однообразную картину, и потому не могло дать содержания для мифологии. С другой стороны, от природы склонные к себялюбию и сепаратизму, эти народы, представляя божество в человеческом образе, не могли представить его близким себе. Они были чужды того убеждения, что Бог недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем, и движемся, и существуем ( Деян. 17:27 ), и поставили божество далеко от человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Общий вид поселения (Хирбет-Кейяфа), небольшой телль в западном предгорье Иудейских гор (в Шефеле), в 2,5 км к юго-западу от Тель-Ярмут (Хирбет-эль-Ярмук), в 2,5 км к северо-западу от Тель-Сохо (Хирбет-Шувайка) и в 2 км к востоку от Тель-Азека. Обнаруженное здесь укрепленное поселение начала эпохи железа II (в библейской терминологии - эпоха Единого царства) остается на сегодняшний день одним из наиболее перспективных памятников археологии библейской , результаты исследования которого вызвали ожесточенные дискуссии о характере древнего Израильского царства. Раскопки К. проводятся экспедицией Иерусалимского ун-та (руководители Й. Гарфинкель, С. Ганор) с участием множества зарубежных специалистов. На западной границе Иудейского царства, напротив филистимского г. Геф , исследователями обнаружено однослойное укрепленное городское поселение общей площадью 2,3 га, существовавшее с кон. XI по нач. X в. до Р. Х., Пограничная «долина дуба», где расположен памятник, упоминается в Свящ. Писании как место сражений с филистимлянами (1 Цар 17. 1; 2 Цар 21. 20; 1 Пар 11. 13). С 2007 по 2012 г. проведено 6 археологических сезонов и раскрыто ок. 20% территории поселения. Исследователи предлагают отождествлять К. с библейским г. Шаараим, располагавшимся в уделе колена Иуды, в долине Эла («долине дуба», 1 Цар 17. 19), неподалеку от Азека и Сокхофа (Нав 15. 36; 1 Цар 17. 52). Казематная стена Казематная стена Небольшое городское поселение было построено на новом, прежде не заселенном месте и включало мощные фортификационные сооружения, расположенные прямо на материковой скале. Видимо, ранее на этом холме было небольшое поселение эпохи средней бронзы IIA (кон. II тыс.- сер. XVIII в. до Р. Х.), но от него сохранилась лишь немногочисленная керамика, в т. ч. периода позднего халколита. Архитектурных деталей, относящихся к этим периодам, найти не удалось. Десять образцов радиоуглеродного анализа позволяют датировать памятник периодом 1020-980 гг. до Р. Х. По периметру стен обнаружена плотная городская застройка, при этом центральная часть холма, похоже, осталась неосвоенной: здесь почти не было зданий. Вероятно, это объясняется небольшим сроком существования поселения. В 2012 г. на вершине холма был обнаружен фрагмент массивной стены, возможно части верхней цитадели города.

http://pravenc.ru/text/1684107.html

– Келси Крокфорд. Ребенок 2 лет, умер в 1990 в Хьюстоне, Техас. Его родители, «Свидетели Иеговы», отказались от переливания ему крови. ИСТОЧНИК (СМИ): The Houston Chronicle, 18 ноября 1995, стр. 42А – Александр Базовский. Ребенок 5 лет, умер в июле 1989, житель Minto, Нью Брансвик, младший из 3 детей. Сын Керол и Брайена Базовских, внук Эла и Дороти Базовских. ИСТОЧНИК: частный email от Брайена Келлегана. – Джеред Браун. Ребенок 10 лет(?), умер в 1989. Житель Оттавы, Онтарио, младший из 3 детей. Сын Гарднера и Линды Браун. ИСТОЧНИК: частный email от Брайена Келлегана. – Люсия Ганджи. Ребенок 12 лет, умерла в феврале 1989 в Мельбурне, Австралия. Ее родители, «Свидетели Иеговы», отказались от переливания ей крови. ИСТОЧНИК (СМИ): Australian " s Telegraph Mirror Journal, 25 марта 1992. – Бак Паркер. Ребенок, один день от роду, умер 11 февраля 1986 в Элбани, Нью Йорк, после того, как мать отказалась разрешить переливание крови, и до того как госпиталь смог получить судебный приказ. ИСТОЧНИК (частный email): его мать Джоан Паркер. – Рената. Ребенок 14 лет, умерла, по-видимому, в 1982 в Бразилии. Она отказалась от переливания крови. ИСТОЧНИК (СМИ): «Сторожевая Башня», 1 августа 1982, стр. 22. – Сара Сайренс. Ребенок 12 лет, умерла 30 марта 1980 в Торонто, Онтарио, Канада. Родители, «Свидетели Иеговы», запретили переливать ей кровь. ИСТОЧНИК (СМИ): The Toronto Globe and Mail, недатированная вырезка. – неизвестная девочка. Ребенок 13 лет, умерла, по-видимому, в 1971, в Берлине, Германия. Ее мать, «Свидетель Иеговы», не позволила сделать ей переливание крови. ИСТОЧНИК (СМИ): «Сторожевая Башня», 1 сентября 1971, стр. 531. – Ирен Уолтер. Ребенок 2 лет, умерла 5 ноября 1970 в Стейре, Верхняя Австрия. Ее родители, «Свидетели Иеговы», отказались от переливания крови для нее. ИСТОЧНИК (СМИ): «Пробудитесь!», 22 сентября 1972, стр. 17–21. – Брендон Худ. Ребенок 4 лет, умер в конце января или начале февраля [год не указан] в Канога Парк, Калифорния. Родители, «Свидетели Иеговы», отказались от крови для него. ИСТОЧНИК (СМИ): Associated Press dispatch, представленный на стр. 70 книги Дуона Магнани «Опасность у вашей двери». Результаты деятельности секты в России

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Епископ А. присутствовал уже на Всел. I Соборе ( Fedalto. Hierarchia. P. 1016). В 636 г. А. заняли арабы, но евреи и христиане продолжали там жить, в 940 г. была разрушена ц. Богородицы Виридской (St. Maria Viridis) и епископ А. был вынужден бежать в Рамлу. Крестоносцы не могли взять город до 1153 г. В 1187 г. A. сдался Салах ад-Дину , но в 1191 г. Ричард I Львиное Сердце отвоевал разрушенный мусульманами город. Частично отстроенный Ричардом, А. был в конце концов снесен согласно договору с Салах ад-Дином. Замок, воздвигнутый в 1240 г. на руинах герц. Корнуэлльским Ричардом, в 1270 г. уничтожил мамлюкский султан Байбарс. Окрестности А. стали вновь застраиваться израильтянами только после арабо-израильской войны 1948 г. Городище А. (ныне Национальный археологический парк им. И. Ядина) сохранило остатки ок. 20 поселений, к-рые датируются временем от эпохи неолита (сер. IV тыс. до Р. Х.) до сер. II тыс. по Р. Х. Первый успех принесли исследования 1920-1922 гг. (Дж. Гарстанг, У. Фидиан-Адамс). С 1985 г. начат новый этап раскопок, до сих пор не завершенный (под рук. Л. Стейджера и др.). При раскопках в А. последовательно обнаружены слои и укрепления ханаанской, филистимской, эллинистической, рим., визант., мусульм. эпох и времени крестоносцев. Руины ц. Богородицы Виридской. Ок. 400 г. Руины ц. Богородицы Виридской. Ок. 400 г. А. среднего бронзового века (ок. 2000-1550 до Р. Х.) оказался укрепленным портовым городом хананеев, одним из крупнейших в ту эпоху. Его стены с башнями и воротами перестраивались четырежды только в эпоху бронзы, они охватывали полукольцом стоявший на приморском холме город (видимо, тот самый, к-рый упоминают «тексты проклятий») с населением ок. 15 тыс. чел. Предполагается, что город был уничтожен египтянами. Для реконструкции идолопоклонства у хананеев и предыстории культа «золотого тельца» важна находка посеребренной статуэтки теленка (символа божества Эла или Ваала), помещенная в глиняную модель святилища (до 1550 до Р. Х.). Раскопки филистимского А. периода раннего железа (ок. 1200-586 до Р. Х.) дали сведения о времени и характере появления в Палестине «народов моря». По размеру город не уступал своему предшественнику эпохи хананеев, а его укрепления, построенные ок. 1150 г., включали башни из сырца и валы. По мнению Л. Стейджера, в А. обнаружено производство ранней монохромной керамики, близкой к микенской и свойственной «народам моря», в эпоху ок. 1175 г. до Р. Х. и более позднюю (ок. 1150), а также смена ее бихромной расписной (черно-красной) «филистимской» посудой, впитавшей местные (ханаанские, егип. и др.) мотивы в Юж. Палестине. Развитие ранних филистимских поселений, т. о., приходится на третью четверть XII в. до Р. Х. Обнаружение в А. глиняных привесок для прядения шерсти определенного типа, к-рый характерен только для Эгейского бассейна (о. Кипр), подтверждает их принадлежность носителям микенской культуры.

http://pravenc.ru/text/76616.html

Из Афека через равнину Шарон филистимляне вошли в долину Изреель и стали станом у подножия холма Море в Сонаме (чёрные стрелки). Чтобы остановить врага, Саул поставил стан на горе Гелвуй и в городе Изреель ( 1Цар. 28:4; 29:1 ). Риск был высок. Победа филистимлян в долине Изреель принесла бы контроль над главными маршрутами через царство Саула и вбила бы клин между северными и южными коленами Израиля. Отчаянно нуждавшийся в совете Саул тайком обошёл стан филистимлян и холм Море, чтобы попасть к волшебнице в Аэндоре. Здесь Самуил сообщил ему, что всё шло под Божьим контролем. Господь отнимал царство у Саула и отдавал его Давиду (а не филистимлянам!). На следующий день Саул был ранен и отступил к горе Гелвуй. Оруженосец отказался убить его, поэтому Саул упал на свой меч. Филистимляне нашли его тело и тела трёх его сыновей. Они отрезали его голову и показывали её как трофей по всей Филистии. Тела же Саула и его сыновей повесили на стене Беф-Сана. Но жители Иависа Галаадского – где Саул одержал первую победу в войнах – взяли тела и похоронили их в Иависе. Давид и Саул (конец 11 столения до Рождества Христова) ПОБЕДА ДАВИДА НАД ГОЛИАФОМ, 1 Царств 17 Шефела – это буферная зона между филистимской Прибрежной равниной и Нагорной местностью Иудеи. Поэтому не удивительно, что битва Давида с Голиафом произошла именно в Шефеле. Филистимляне развернулись у западного и южного краёв долины Эла в городах Азек, Ефес-Даммим и Сохо (чёрные стрелки, ср. карту 1–11). Победа филистимлян открыла бы им доступ к маршрутам Нагорной Иудеи, ведущим к Вифлеему и Хеврону. Филистимляне могли бы отрезать Иудею от царства Саула с центром в колене Вениамина. Успех Саула в этой битве полностью зависел от поддержки Иудеи. Саул, должно быть, расположил свои станы на холме в Нагорной местности, что на северной стороне долины Эла. Давид с передачей для братьев шёл из Вифлеема вдоль хребта Хуша в долину Эла, преодолев 25 км, что занимало почти целый день ходьбы (синяя стрелка). Камнем, взятым из ручья в долине Эла, он победил Голиафа, вероятно, близ Сохо. Израильтяне преследовали филистимлян до Екрона и Газы. В этих местах при раскопках были найдены остатки филистимских городов. Из недавних находок в Гефе (телль эль-Сафи) особый интерес представляет филистимская надпись, в которой, по мнению археологов, упоминается имя Голиафа. Она датируется 900 годом до Р.Х., более чем 100 лет спустя после дней библейского Голиафа, но всё же она подтверждает реальность библейского описания.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010