1 Сулайман пткил Израилды патшасы еди. 2 Оны ол астындаы мелдарлары мыналар еди: Садо улы Азария – 3 Шишаны уллары Элихореф пенен Ахия – хаткерлер; Ахилуд улы Еошафат – жылнамашы; 4 Еояда улы Беная – сркрда; Садо м Абиятар – 5 Натан улы Азария – лке кимлерини баслыы; Натан улы Забуд – м патшаны мслтшиси; 6 Ахишар – сарай Абда улы Адонирам – мрдикара алынанлар стинен 7 Сулайманны пткил Израил лкелерин басаратуын он еки кими бар еди. Олар патшаны м оны й-ишин пенен тмийинлеп туратуын болып, оларды р бири жылына бир ай патшаны м оны й-ишин пенен шрт еди. 8 Оларды атлары мыналар: Эфрайымны лкесини кими Бен-Хур; 9 Маас, Шаалбим, Бейт-Шемеш, Элон-Бейт-Ханан алаларыны кими Бен-Декер; 10 Сохо м пткил Хефер жерлерин з ишине алан Аруббот лкесини кими Бен-Хесед; 11 Пткил Нафат-Дор лкесини кими Сулайманны ызы Тафатты Бен-Абинадаб; 12 Таанах, Мегиддо, Изреелди убласындаы Саретанны жанындаы пткил Бейт-Шеан м Бейт-Шеаннан Абел-Мехола менен Йомеамны ары жаына дейин созылып жатыран лкелерди кими Ахилуд улы Баана; 13 Гиладтаы Менашше урпаынан болан Яирге тийисли алаларды м Башандаы Аргоб дгерегиндеги менен оршалып, ола тмби басылан лкен алпыс аланы з ишине алан Гилад жериндеги Рамот аласыны кими Бен-Гебер; 14 Маханайым лкесини кими Иддо улы Ахинадаб; 15 Нафталий лкесини кими Сулайманны ызы Басематты Ахимаас; 16 Ашер м Беалот лкелерини кими Хушай улы Баана; 17 Иссахар лкесини кими Паруах улы Еошафат; 18 Бенямин лкесини кими Эла улы Шимей; 19 Гилад жерини, яный аморларды патшасы Сихон м Башан патшасы Огты ески жерлерини кими Урий улы Гебер. Ол сол лкени жалыз кими еди.   Сулайманны бир кнлик керек-жараы   20 Яуда м Израил халы теизди умындай кп болып, олар жеп-ишип шадлы ишинде жасады. 21 Сулайман Евфрат дрьясынан филистлерди жерине м Мысыр шегараларына шекемги барлы патшалылар стинен кимдарлы етти. Олар Сулайманны мири оан салы тлеп, хызмет етти. 22 Сулайманны сарайыны бир кнлик отыз кор сыпатлы бийдай уны, алпыс кор ири тартылан бийдай уны, 23 семиртилген он буа, алынан жигирма буа, жз ой, жне де, жейранлар, антилопалар м семиз услардан ибарат еди. 24 Сулайман Тифсахтан Газаа шекемги, Евфрат дрьясыны батысындаы пткил патшалылар стинен кимдарлы етти. Ол тираптаы барлы еллер менен тынышлыта жасады. 25 Сулайманны Даннан Беер-Шебаа шекемги Яуда м Израил халыны р бири злерини нжир м жзим аашлары астында тыныш мир срди. 26 Сулайманны арбалары ушын ыр мы ат орасы м он еки мы аты бар еди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Большую часть этих текстов составляют письма, написанные неким Ошаией Яошу, командиру иудейского войска в Лахисе. Ошаия, судя по всему, командовал отрядом, стоявшим к северу от Лахиса, откуда можно было увидеть сигналы, подающиеся из Азеки, города, охранявшего долину Эла в Шефела. В Письме IV он пишет: «Так пусть же (мой господин) знает, что мы ждем сигналов из Лахиса, согласно разъяснениям, данным моим господином, ибо мы не можем увидеть Азеку». В Иер. 34говорится о том, что Лахис и Азека оставались единственными укрепленными городами Иудеи, которые не были взяты неприятелем. Слова Ошайи о том, что его люди не могут увидеть Азеку, возможно, свидетельствуют о том, что город был уже взят и потому не подавал сигналов. Судя по буквам, письмо могло быть написано осенью 589 (или 588) года до Р.Х. В Письме XX имеются слова «в девятый год» (правления царя Седекии). Именно в этом году Навуходоносор приступил к захвату Иудеи ( 4Цар. 25:1 ). Одной из причин того, что Иудея решилась выступить против Навуходоносора, стала обещанная ей Египтом поддержка. Возможно, об этой египетской помощи и говорит Ошаия в Письме IIÏ «И твоему слуге было доложено следующее: «Командир войска Кониа, сын Элнафана, прибыл с тем, чтобы отправиться в Египет; он послал Одавии, сыну Ахиджы, дабы он получил от него… " ». Ошаия продолжает: «Что касается письма Товии, слуги царя, который явился к Шаллуму, сыну Яддуи, через пророка со словами «Берегись!», то твой слуга послал его моему господину». Разумеется, мы ничего не знаем о пророке, выступавшем в роли носителя письма, однако из документов явствует, что важные послания имели достаточно широкое хождение, и в этом смысле представляется особенно интересным детальное объяснение Ошаией того, как он получил письмо, которое намеревался переслать дальше. В Письме XVI вновь говорится о «пророке», однако сохранилось лишь окончание его имени ahu (AV iah). Его принято отождествлять с Урией ( Иер. 26:20 ) или с Иеремиеей, однако следует помнить о том, что подобное же окончание наверняка имели и имена многих других пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Поскольку центральную и северную части Аравии занимали унылые пустыни, торговые маршруты огибали их, направляясь на север по долинам Тифа и Евфрата, затем на запад, к Пальмире и Дамаску, и далее на юг по Приморскому пути через Палестину или по Царской дороге в Трансиорданию. Караваны, груженные пряностями, благовониями и индиго, шли вдоль западного побережья Аравии, переправлялись в Эфиопию и, оказавшись в Египте, следовали вверх по Нилу. В конце концов, эти купцы достигали глубоководных морских портов (различные порты, использовавшиеся между 2500–100 гг. до н. э.: Библ, Тир, Сидон, Акко, Угарит, Акаба, Александрия), которые давали им доступ к рынкам и природным богатствам (напр., к медным копям на Кипре) Средиземноморья (Крит, Кипр, Эгейские и Ионические острова, берега Турции и Северной Африки). Кроме того, торговые корабли курсировали вдоль берегов Аравийского полуострова и Восточной Африки. В морской торговле ведущую роль и фал и Угарит (1600–1200 гг. до н. э.) и Финикия (1100–600 гг. до н. э.). Корабли ходили вдоль берегов и плавали между островами Средиземного моря, покрывая около 40 миль в день.   38:13,14. Одежда вдовства. Вдова, как и замужняя женщина, не носила покрывала. У нее была особая одежда, указывающая на ее вдовство. Эта одежда позволяла ей пользоваться привилегиями, предусмотренными законом для вдов (напр., правом собирать колосья и получать часть десятины). 38:14,21. Енаим. Два упоминания этого места в рассказе о Фамари свидетельствуют в пользу того, что это географическое название, а не «открытое пространство» (KJV) или «развилка дорог» (Вульгата, Таргумы). Возможно, это то же, что и Ен-Ганним ( Нав. 15:34 ), – название, обязанное своим происхождением местным источникам. Тем не менее, помимо самого общего указания на территорию Иуды, о местонахождении этого пункта ничего неизвестно. 38:15–23. Блудница. В хананейской культуре проституция использовалась как средство, способствующее повышению плодородия. Жрицы богини Иштар или Анат жили в святилищах и носили покрывала, так как считались символическими невестами Ваала или Эла. Мужчины посещали святилища и пользовались услугами культовых блудниц накануне сева, перед стрижкой овец или в период ягнения. Имитируя священный брак, они оказывали почтение богам и обеспечивали плодородие своих полей и стад.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:22. Песнь о завете. До нас дошли тексты самых разнообразных песней древнего Ближнего Востока первой половины 3-го тыс. до н. э. В одном ассирийском перечне песней, составленном примерно за столетие до Давида, содержится около 360 названий песней, относящихся к десяткам различных категорий. Песни, посвященные завету, представлены также в Псалтири (напр.: Пс. 88 ). 31:26. Содержимое ковчега. В ковчеге хранились только скрижали, на которых был записан закон (10:2,5). В Египте было принято помещать важные документы, скрепленные клятвой (напр., международные договоры), у подножия божества. В «Книге мертвых» даже приводится изречение, написанное рукой бога на металлической плите, помещенной у его подножия. Некоторые предметы хранились пред ковчегом, например, сосуд с манной ( Исх. 26:33 ) и жезл Аарона ( Чис. 17:10 ). Теперь к ним присоединяется книга закона. 32:1–43 Песнь Моисея 32:4. Твердыня. Древнееврейское слово, переведенное здесь как «твердыня», а во 2Цар. 22 – как «скала», используется в еврейских именах и как метафора, обозначающая Бога (Цуриил, Чис. 3:35 , «Бог – твердыня моя»), и как божественное имя (Педацур, Чис. 2:20 , «Скала – спаситель мой»). Как метафора, обозначающая других богов (на что указывают ст. 31 и 37), это слово использовалось также в арамейских и аморитских личных именах. 32:8. Всевышний (Элион). В Ветхом Завете имя ЕНоп обычно используется как эпитет Яхве (см. коммент. к Быт. 14:17–24 ). До сих пор не существует убедительного свидетельства, что ЕНоп было на древнем Ближнем Востоке именем божества, но это понятие широко использовалось как эпитет различных богов, особенно Эла и Ваала, главных богов хананейского пантеона. 32:8. Божество, дающее уделы народам. Согласно религии израильтян, Яхве дал каждому народу свой удел (4:1,19; Ам. 9:7 ), хотя ей не чуждо представление о том, что каждый народ получил территорию от своего бога ( Суд. 11:24 ). На древнем Ближнем Востоке цари, намеревавшиеся захватить чужую территорию, нередко заявляли, что они исполняют повеление божества. Уникальность Израиля заключается в том, что наделение народа землей основано на завете с Яхве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Слово, переведенное как «вихрь», обычно непосредственно связано с деяниями Бога (буря в Ион. 1 ), или указывает на Его присутствие ( Иов. 38:1 ). Истолкование образа огненной колесницы более затруднительно, поскольку в данном отрывке ни колесница, ни кони не играют никакой роли. В древности на Ближнем Востоке верховные боги иногда изображались в сопровождении возничих. Например, бог Ракиб-Эл был возничим у хананейского бога Эла. Он текстуально связан с Ададом, богом бури, однако нам известно очень мало, чтобы развить это интересное сопоставление (колесницы и бури, как здесь). В аккадской литературе Бунене, советник бога солнца Шамаша, также был возничим колесницы. Связь с богом солнца дает возможное объяснение образу огненной колесницы. В обязанности возничего входило перевозить божество, особенно во время битвы. В еврейской религиозной традиции Яхве изображался или являл Себя в образах, понятных и знакомых всем на древнем Ближнем Востоке. Так, например, в состязании Илии с пророками Ваала Яхве предстает как Бог, которому подчиняются плодородие земли и огонь, а на языке метафор Он часто уподобляется солнцу ( Пс. 83:11 ). Здесь в Его образе отмечаются черты, общие с Ададом, богом бури, которого сопровождает возничий. Совпадения указывают на то, что библейский автор использовал знакомые образы для выявления причастности Бога к этому беспрецедентному событию. 2:12. Отец мой. Титул «отец» использовался для обозначения главы некоей группы как в древнееврейском, так и в аккадском языке. Соответственно «сыном» называли члена такой группы. 2:12. Колесница и конница Израиля. Неясно, относится ли восклицание Елисея к тому, что он видит, или это титул, которым он наделяет Илию. Если верно последнее (как явствует из 13:14), то, возможно, Илия имел статус возничего, сопровождающего божество (ср.: Бунене в коммент. ко 2:11) и доставляющего его на поле битвы. 2:12. Раздирание одежды. Наряду с посыпанием головы пеплом, раздирание одежд было обычной формой выражения скорби на древнем Ближнем Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:1–9 Иоахаз Израильский 13:1. Хронология. Согласно Тилю, Иоахаз Израильский взошел на престол в 814 г. до н. э., в двадцать третий год Иоаса Иудейского. Он правил до 798 г. до н. э. Это был период, когда ассирийцы сосредоточили свое внимание на других местах. В результате сирияне, возглавляемые Азаилом, пытались усилить свое господство в этом регионе. 13:3. Власть Азаила над Израилем. Аза ил был царем Арама (Сирии) приблизительно в 842–800 гг. до н. э. Он известен также по фрагменту резьбы по слоновой кости из Арслан-Таша в Сирии и по цилиндрической печати, найденной в ассирийском городе Ашшуре. Ассирийцы утверждали, что захватили у Азаила много добычи. Арамейский царь воевал с ассирийским царем Салманасаром III в 841 г. до н. э. и потерпел поражение, хотя ассирийцам не удалось захватить главный город Азаила, Дамаск. После 836 г. до н. э. ассирийская угроза ослабела, и Азаил получил возможность сосредоточиться на военных действиях в Израиле и Филистии. 13:5. Избавитель Израиля от Арама. «Избавитель» (слово, восходящее к тому же древнееврейскому корню, что и «Мессия») в данном случае не назван по имени. Это выражение напоминает об избавителях периода судей. Возможно, это соседний правитель, например, Закур Хаматский или Адад-Нирари III Ассирийский, каждый из которых был в то время могуществен. Некоторые исследователи предлагают в качестве возможной кандидатуры даже Иоаса Иудейского. 13:6. Столбы Астарты ( в русском переводе – «дубрава»). Общим элементом хананейского культа и израильского синкретического богослужения на «высотах» и в городских святилищах было воздвижение «столбов Астарты». Остается некоторая неясность, являлись ли эти объекты просто деревянными столбами, украшенными резным изображением богини плодородия и символизирующими деревья, или они составляли часть священной рощи. Упоминание «столбов Астарты под всяким тенистым деревом» ( в русском переводе – «статуи и изображения Астарт») в 17:10, по-видимому, указывает на то, что это были объекты, воздвигнутые с культовой целью, а не обычные деревья. Как супруга Эла, Астарта была популярной богиней, чей культ упоминается в угаритских текстах (1600–1200 гг. до н. э.). Астарту высоко чтили в Финикии в 1-м тыс. до н. э., когда ее культ был внедрен в Израиле во времена правления династии Амврия и Ахава. Частое упоминание Астарты в библейском повествовании указывает на то, что ее культ представлял основную угрозу почитанию Яхве. Дополнительную информацию см. в коммент. к Исх. 34и Суд. 6:25 . 13:10–25 Иоас Израильский

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но, несмотря ни на эту поучительную историю, ни на запрещение иметь какое-либо общение со служителями Ваала, ни на грозно пламенные речи пророков, изобличавших гнусность культа Ваала, он всегда имел для евреев непреодолимое обаяние, и вся библейская история, начиная со времени поселения избранного народа в Палестине, представляет собой историю увлечений этим культом. " Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали служить Ваалу, делая злое перед Господом " , — таково много раз повторяющееся свидетельство библейских историков. Очевидно, возвышенный культ Иеговы был слишком высок для заурядного сознания народа и чувственно-осязательный культ Ваала непреодолимо увлекал его. При царе Ахаве , благодаря покровительству его жены Иезавели , финикиянки, культ Ваала нашел почти официальное признание в царстве Израильском , а по временам проникал и в царство Иудейское , хотя там всегда встречал больше противодействия со стороны царей и пророков. В Финикии главное святилище Ваала находилось в Тире . Одной из существенных особенностей культа были там священные процессии, во время которых жрецы — иеродулы — предавались исступленным пляскам, сопровождавшимся нанесением себе ран. Отсюда культ Ваала перешел в Карфаген , где имя его слышится в именах Ганнибала ( " милость Ваала " ), Аздрубала ( " помощь Ваала " ) и др. Позже следы его встречаются в Риме , где он нашел себе горячего приверженца даже на престоле, а именно в лице императора Гелиогабала , который, в качестве жреца сиро-ханаанского солнечного бога Ваала, плясал вокруг устроенного в честь него жертвенника. Будучи, по своему существу, одним и тем же богом, Ваал, под влиянием политеистического миросозерцания язычников, выступал в разных проявлениях, которые в различных местах получали самостоятельное значение. Филон и угаритские тексты говорят о нем как о Хаддаде, боге бури и царе богов. В XIV в. до н.э. у финикийцев Ваал уже получил титул Баалшамем (Владыка Небес). Он считался одним из братьев Эла (Илу, «Бога»), главы ханаанской группы божеств.

http://drevo-info.ru/articles/13438.html

За великими богами в финикийском пантеоне следуют боги меньшие. Как бы связующим звеном между первыми и вторыми является Таут. В представлении некоторых классических писателей он является величайшим из финикийских божеств (у Варрона, De lingua lat, V, 10; Principes dii coelum et terra, qui in Aegypto Serapis et Isis, Tautes et Astarte apud Phoenices). Но собственно Таут играл ту же роль у финикиян, какую Оаннес (Еа) у вавилонян и Тот у египтян, роль культуртрегера. Ему приписывается редакция священных книг, излагающих космогоническую систему, религиозное учение и принципы социального устройства у финикиян. Эти книги, представлявшие собой божественный закон, были олицетворены в представлении финикиян и почитались как некоторое божество Тура (закон; еврейское тора) и Кхусарет (гармония). Божество это рассматривалось как супруга Таута. На основании филологического сходства с Таутом сближают и карфагенскую Танит. По своим свойствам в некоторых отношениях Таут приближается к Эшмуну. Символом Таута была змея, свернувшаяся в круг и держащая свой хвост во рту. Как бог разума и знания, Таут, по-видимому, в некоторых отношениях должен приближаться к греческому Аполлону, но именем финикийского Аполлона обыкновенно называют Резефа, Решефа или Решеф Микаля, бога по своим свойствам имеющего очень мало общего с Таутом. По-видимому, он был солнечным богом и богом войны (как бог войны он почитался в Египте, см. его египетское изображение у Perrot, T. III р. 71). Культ его был распространен на Кипре (в надписи, найденной на Кипре, „в новолуние месяца этанима назначается для стражей святилища и для смотрителей храма Резефа 20...“ чего? неизвестно: текст в данном месте испорчен, но дело идет о жертвах и пожертвованиях). Был у финикиян бог Эл. Практически культ его не был развит, но теоретически его наделяли чертами верховного божества. Слово Эл есть семитический корень для понятия божества, естественно поэтому, что Эл представляется возвышающимся над Элион божествами (у пророка Исаии ( Ис.14:13 ) говорится о нем буквально с еврейского так: „взойду на небо, над звездами Эла вознесу престол мой, сделаю себя равным Элион“).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Кости находились только в 6 оссуариях, причем в каждом были упокоены останки неск. человек. Так, в оссуарии с именем «Иосифа Каиафы» найдены останки мужчины 60-летнего возраста, женщины и еще неск. детей и подростков. Антропологический анализ костных останков выявил чрезвычайно высокий уровень детской и подростковой смертности. Исследователи объясняют это голодом, вызванным засухами 41-48 гг. по Р. Х. По всей видимости, высокий социальный статус семьи первосвященников не уберег их от голода. В одном из черепов найдена мелкая иудейская монета чекана царя Агриппы I Ирода (42/43 г. по Р. Х.). Очевидно, это отражает распространенное и в древней Иудее эллинистическое представление о посмертной «плате Харону». Ок. 2 десятков подобных находок сделано в иудейских захоронениях Иерусалима и Иерихона, однако обнаружение подобной монеты в гробнице рода первосвященников указывает на высокий уровень эллинизации семейства. Дополнительные сведения по истории семьи К. получены благодаря найденному в 2011 г. оссуарию Мириам, внучки новозаветного первосвященника. Оссуарий конфискован у черных копателей, и точное место его обнаружения неизвестно (предположительно долина Ха-Эла («долина дуба», 1 Цар 17. 2, 19), в предгорье Иудейских гор). Оссуарий был подвергнут тщательным лабораторным проверкам и признан неподдельным. По осторожному предположению исследователей, находку следует датировать периодом между антирим. восстаниями (70-135): декоративный рельеф на оссуарии выполнен небрежно, а вместе с ним найдены 2 масляных светильника того времени. На длинной стороне оссуария выбита надпись:                 (Мириам, дочь Иешуа, сына Каиафы, священников Маазия из Бет-Имри). Надпись дает исследователям очень ценную информацию. Из надписи следует, что К. действительно был священником, происходил из священнической семьи Маазии, упомянутой в Свящ. Писании (24-й священнический род в череде храмового служения, 1 Пар 24. 18; Неем 10. 8). Бет-Имри - название населенного пункта. Возможно, семья переселилась в Иерусалим, однако родовое имение их находилось в Бет-Имри.

http://pravenc.ru/text/1319886.html

Сидевший рядом с командиром бортинженер вцепился ему в рукав: – Командир, смотрите! Командир, повернувшись, взглянул в иллюминатор. Сначала он ничего не увидел. Потом различил невдалеке космический снаряд странной формы. Он медленно приближался. И вот за стеклом космонавты различили смутные очертания, похожие на фигуру собаки. – Чушь какая-то, – произнес сдавленным голосом командир. – Галлюцинация в форме собаки… Чем ее отпугнуть? – крикнул он взволнованно бортмеханику. – Она собьет нас с курса! Бледный бортинженер не ответил, глядел на экран: шлюзы станции были совсем близко от их корабля, и он, применяя все свое умение, пытался совместить стыковочные узлы. Автоматика не подвела. Корабль качнуло, как трамвай на повороте. Шлюзы станции и корабля сошлись. Стыковка состоялась. В иллюминатор на миг заглянула веселая собачья морда. Шерсть стояла дыбом, клыки обнажились в улыбке, зеленые глаза подмигивали таинственными вспышками. В следующую минуту пес растворился в космической ночи, словно его никогда здесь и не было. – «Земля»! – взволнованно произнес командир в микрофон. – Есть стыковка, все нормально. Но у нас чрезвычайное происшествие… – Он откашлялся, понимая, какую реакцию вызовут его слова. – К нам в дом чуть не пожаловал космический пес… Самый натуральный, лохматый… Взять с собой?… Он вовремя отчалил, улетел своим ходом… Да не смейтесь вы, черти! Даю честное слово: пес был в самом деле! Приземлившись на лугу, Рэсси побежал к лагерю, принялся за привычную работу. А после обеда не выдержал, удрал в Васильки. Его ждала веселая, бесшабашная компания. Вскоре его путешествия в деревню стали известны Электронику и ребятам. На спортплощадке состоялся совет. – Можно понять беднягу Рэсси! – запальчиво сказала Майка. – Подай мяч! Принеси ложку! Зажги полярное сияние!… Для нашего Рэсси – это просто подачки. Никакого простора для воображения! – А ночью – одиночество среди звезд… – вздохнула Света. – Но он бывает с нами… – пробовал защитить Эла Сыроежкин. – Да, я перегрузил его расчетами, – признался Электроник. – Но не могу же я запретить ему бывать с дворнягами!…

http://azbyka.ru/fiction/vse-prikljuchen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010