36. Азот (Azotus), он же выше Аздод (Azdod), и доныне известный город Палестины и один из пяти городов иноплеменников; он был присужден колену Иудину, но не быль им удержан, потому что Иуда не мог изгнать прежних его жителей. 37. Аифам (A­ ηθμ), у Иеремии; Аквила: твердый, Симмах древний. 37. Аетан (Aethan), у Иеремии; Аквила переводит его: сильный, Симмах -древний. 38. Афер (A­ θρ), колена Иудина. 38. Атер (Ather), в колене Иудином. 39. Аиа ( Α), страна Ассириян. 39. Аиа (Aia), место в стране Ассириян. 40. Эалин ( Ααλν), город в землу Завулоповой, откуда был Эалон ( Ααλν), судивший Израиля. 40. Аиалим (Aialim), город в земле Завулоновой, откуда был и тот Аиалон (Aialon), который судил народ Израильский. 41. Аиан ( Αν), его завоевал царь Ассирийский. 41. Аиан (Aian), который завоевал царь Ассирийский. 42. Аи ( Α), он же и Ахелгаи, (A­ χελγα), Симмах: на холмах; говорит, что он находится к В. пред лицем Моава Ареополя. 42. Агие (Ahie), он же и Ахалгаи (Achalgai); вместо этого Симмах переводит: на холмах; находится же к В. насупротив некогда Моава, ныне Ареополя. 43. Элаф ( Αλθ), на устье крайнего моря в земле Едомской; и выше упоминается Элас ( Αλς). 43. Аилат (Ailath), на берегу Красного моря, в земле Едомской, о котором сказано выше. 44. Элам ( Αλμ), находится в крайних пределах, прилежит к полуденной пустыне и примыкающему к ней Красному морю; через него плывут путешествующие из Египта и из Индии, и там имеет лагерь Десятый римский легион; теперь зовется Эла ( Αλ); был также и древний народ Еламитов, у которого царем был Ходаллагомор; находится же и другой в книгах Царств Элам иноплеменников. 44. Аилат (Ailath), в крайних пределах Палестины., прилежащий, к полуденной пустыни и Красному морю; отсюда плывут из Египта в Индию и из Индии в Египет; там имеет лагерь римский легион, по прозванию Десятый в прежде древними назывался Аилат, теперь же зовется Аила; был некогда и народ Еламитов, над которым царствовал Ходорлагомор, о котором упоминается также в Деяниях Апостольских; и в. книгах Царств какой-то город Палестины зовется Элам (Aelam).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но среди многих нестроений случались и светлые минуты. В том же 525 г. в Африке после смерти короля вандалов Трасимунда к власти пришёл Гильдерих, сын Гунериха и Евдокии, дочери императора Валентиниана III. Чувствуя себя потомком Римских императоров, он ещё ранее установил добрые отношения с Константинополем и даже обменивался со св. Юстинианом подарками. Теперь же он немедленно отменил все распоряжения своих предшественников против православных и вернул ранее изгнанных из ссылки 21 . Последовательную политику нового императора по защите Православия вскоре почувствовали во всех краях Ойкумены. Так, Юстин принял живое участие в судьбе христиан, подвергшихся гонениям в земле химьяритов, что находилась в юго-западной части Аравийского полуострова. В 523 г. новый царь этого государства Зунавас, ревностный поклонник иудейства, вознамерился истребить христиан в городе Негране. Он одномоментно предал казни всех римских купцов, проходивших через его владения в Индию, и устроил преследования своих соплеменников, принявших учение Христа. Когда в Константинополе узнали об этом, Юстин немедленно распорядился направить посольство к Аламундару, царю подвластных персам арабов, и к царю аксумитов, чтобы те воздействовали на гонителя. Царь Эла-Ашбех напал на Зунаваса, победил его и, взяв в плен, казнил. На его место был поставлен царём христианин по имени Эсимфей, и хотя вскоре он был смещён с трона, новый царь химьяритов Авраам также был христианином и более не досаждал своим единоверцам 22 . Глава 3. Война с Персией Выбор соправителем св. Юстиниана I и смерть императора Юстина Хотя после последней войны мирный договор с Персией был заключён только на 7 лет, вплоть до смерти императора Анастасия Кавад не решался его нарушить, несмотря на то, что крепость Дара, возведённая византийцами на границе, очень досаждала его. Сразу же по восшествии Юстина на царство он направил к нему послов с требованием возобновить плату, которая во времена императора св. Феодосия Младшего регулярно поступала персам из Константинополя, но также не получил удовлетворения. Видимо, это обстоятельство и послужило причиной для начала новой войны между двумя самыми великими державами своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4:11. Вино и напитки. Речь идет о разной степени ферментации вина. В угаритском эпосе об Акхате (VÏ7,8) оба термина используются как синонимы, однако текст сохранился лишь фрагментарно, поэтому требуется дополнительная информация. Смысл этой фразы в том, чтобы показать одурманивающее действие алкоголя на разум. Разум этих людей затуманен ложными религиями точно так же, как пьяницы одурманены своим вином (см. коммент. к Ис. 28:7 ). 4:12. Деревянные идолы. Хотя не исключено, что Осия имеет в виду практику жезло-гадания (определение воли богов с помощью магического жезла или прута; см. коммент. к Иез. 21о разнообразных формах гадания), более вероятно, что речь идет о священных рощах или столбах богини Ашеры (см.: Исх. 34:13 ). Истуканы часто вырезались из дерева (см.: Иер. 10:3–5 ), и это было настолько обычным делом в Месопотамии, что в шумерских текстах о некоторых видах древесины говорили как о «плоти богов». 4:13. Поклонение на высотах. Возвышенности и горные вершины издавна связывались с поклонением богам (см. коммент. к 1Цар. 9:12 ). Так, например, целый ряд наиболее важных событий в истории израильского народа связан с горами (Моисей на горе Синай; Илия на горе Кармил). Аналогичным образом, гора Цафон считалась местом пребывания хананейских богов Ваала и Эла в угаритском эпосе. Поскольку у израильтян наблюдалась тенденция смешивать поклонение Яхве с культом других богов, Осия осуждает практику принесения жертв на этих открытых местах (как это запрещается и во Втор. 12:2,3 ), усматривая в этом почву для укоренения извращенных религиозных представлений в умах последующих поколений. 4:13. Священные деревья. С древнейших времен деревья служили ориентирами на местности, объектами, привлекающими внимание, а в общественном мнении они связывались с отправлением правосудия и пророческой деятельностью (см. коммент. к Быт. 35:4 ). Среди прославленных деревьев можно упомянуть пальму Деворы в Суд. 4и дерево, под которым угаритский царь Даниэл разбирал жалобы народа и вершил суд. Отдельно стоящие деревья и священные дубравы связывались также с культом богини Ашеры (см. коммент. к Втор. 12:3 ), а потому были западней для израильтян. Ашера в израильской иконографии изображалась в виде стилизованного дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«Первое из приведенных мест, говорит Шлейден, показывает нам только, что уже Эратосфен (272–292 до Р. Хр.) признавал Героополис за очень удобный пункт для географических определений, что весьма естественно, если этот город, как особенно вероятно, во время его молодости был единственным, прежде всех других построенным на Суесском перешейке. Из других мест мы узнаем следующее: Страбон знал Красное море и называл его ρβιος κλπος, он знал и оба залива этого моря и называл один, как и другой, μυχς το ραβου κλπου. Слово μυχς у него означает, не иное что, как заливы Акаба 191 и Суесский, как это особенно видно из 2-го и 7-го мест. Вблизи северного конца последнего он полагал Героополис; из 2-го и 5-го мест можно вывести еще, что Героополис находился так близко к оконечности Суесскаго залива, что при географических описаниях город и залив ставили всегда в соотношение, как и прежде залив был называем по имени этого города; но вместе с тем из этих мест видно, что город находился не у самого моря, а в небольшом расстоянии от него. Это вполне подтверждается также весьма важным, но мало обращающим на себя внимание, местом из Плиния, где он о Синайском полуострове говорит. что «самую большую ширину он имеет в своей северной части между городами: Героум и Харакс 192 . Эти слова при другом каком-либо положении Героополиса не имели бы смысла, который получают они только в том случае, если Героополис при Суесском заливе занимал совершенно такое же место, какое – Эла на Эланитском заливе. И в другом месте Плиний совершенно ясно говорит также, что Героополис находится при заливе Красного моря, который арабы называют!. Эант 193 «С этим совершенно согласен и Птоломей, когда он говорит 194 : μχρι το καθ’ ρων πλν μοχο το αβου κλπоυ, о θσις 195 6330«-29° 50»»=«до находящаяся по направлению к Героополису углубления Аравийского залива, которого положение под 63°30» долготы и 29°50» широты. Такое местонахождение Героополиса подтверждается – далее – Агафемером, который говорит: «аравийский залив начинается от Героополиса и до города Птолемаиды имеет в длину 9000 стадий» 196 . То же самое говорит о этом и Страбон 11 197 . Таковые измерения совершенно согласны с прочими указаниями, хотя на основании их одних, при неопределенности водяного пути, нельзя было бы определить место Героополиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Решение первого из этих вопросов, по географии Страбона, не возбуждает особенных недоумений, хотя за основание для этого должно быть принимаемо не столько словоупотребление Страбона для означения Эланитского и Героопольского заливов 216 , сколько-то место его географии, в котором он описывает направление нильского канала, берущего начало у Факусы, где он говорит: «другой (канал) изливается в Красное (море) и Аравийский залив, и город Арсиною (или: у г. Арсинои), называемый некоторыми Клеопатридой. Протекает же и через так называемые горькие (или: красные) озера, которые были прежде горьки» 217 . Из этих слов совершенно ясно видно, что нильский канал соединялся с морем у г. Арсинои, который по всем указаниям 218 находился около теперешней оконечности залива, где, следовательно, и по географии Страбона начиналось море; кроме того в этих словах горькие озера называются отдельно от Красного моря и залива, что всего естественнее объяснять тем, что бассейн горьких озер не входил у Страбона в понятие морского залива. Для уяснения второго из намеченных пунктов география Страбона представляет менее ясные и определенные указания. Что по Страбону Героополис находился близ самой оконечности залива, указание на это находят, как мы видели, в том, что греческий географ дает западному разветвлению Красного моря название το μυχο το καθ’ ρων πλιν (во 2-м и 5-м из вышеприведен. мест), точно также как восточное разветвление отличается у него именем г. Элы. И так как г. Эла несомненно находился при самой оконечности восточного разветвления залива, то отсюда заключают, что Страбон, отличая западный залив именем Героополиса, полагал этот город также при оконечности залива. Вывод логически возможный, конечно, но не необходимый и даже не строго соответствующий способу выражения Страбона. Выше указано уже было, что название западного разветвления Красного моря по имени Героополиса могло образоваться не вследствие только непосредственной близости этого города к морю, но также и под влиянием особенной его важности и общеизвестности сравнительно с другими находившимися здесь городами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

7:17. Надушенная спальня. Наряду с дорогими тканями блудница использует заморские благовония, стремясь создать в своей спальне экзотическую и заманчивую атмосферу. Благовония (такие, как смирна, алоэ и корица; см.: Песн. 3:6; 4:14 ) привозились в Палестину караванным путем из Индии и Аравийской пустыни. Флаконы для благовоний были обнаружены при раскопках во многих местах на Ближнем Востоке. В настенной живописи египетских гробниц изображен процесс изготовления пряностей и благовоний, но многие секреты этого древнего искусства утрачены. 7:23. Стрела, пронзающая печень. В настенной живописи египетских гробниц часто встречается сцена охоты в прибрежных зарослях. Птицу вспугивают из укрытия, и град стрел настигает взлетевшую стаю. С такой же опасностью сталкиваются ничего не подозревающие или беспечные жертвы блудницы. Печень считалась одним из самых важных жизненных органов, поэтому здесь она упоминается как мишень. 8:22–29. Мудрость как предвечное начало. Подобно Евангелию от Иоанна, начинающемуся с утверждения «В начале было Слово», автор Книги Притчей провозглашает, что Мудрость предшествовала творению и была с Богом до начала времен. Мудрость присутствовала при сотворении всего сущего. По-видимому, Мудрость является спутницей Яхве, древнейшим из созданных Богом существ, подобно египетской богине Маат, которая считалась постоянной спутницей Ра, бога солнца и творца мироздания. Возможно, представление о предвечной Мудрости связано с вавилонским эпосом о творении или с изображением Эла в угаритских мифах, но эти связи не могут быть четко прослежены. 8:30. Премудрость как художница. Мерфи (R. Murphy) правомерно связывает этот стих с использованием выражения «Я есмь» в Исх. 3как указание на Бога-Творца. Если роль мудрости в том, чтобы служить «художницей» или творческим началом, тогда это корректная параллель с образом в Прит. 3:19 . Если же рассматривать Премудрость как «малое дитя» (как это сделано в некоторых переводах), играющее у ног Бога, то и этот образ передает радость пребывания в присутствии Божьем и трепетное чувство созерцания появляющегося творения, когда нет никаких других забот. Маат в египетских текстах также рассматривается как «дитя богов», игра которого их восхищает. Древняя литература содержит немало примеров уподобления акта творения художественному процессу. В вавилонском эпосе «Энума элиш» Мардук лепит людей из глины, как скульптор, тот же мотив встречается в описании состязания между Нинту-Мами и Эа-Энки, когда они создают человека из глины в вавилонском эпосе об Атрахасисе. В египетских текстах о сотворении мира из Мемфиса бог-творец Птах изображен как художник, погруженный в процесс творчества. В аккадской литературе говорится о семи великих «мастерах», которые были древними мудрецами, пришедшими сразу после всемирного потопа, и которые передали свою мудрость древним царям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Евангельское учение свидетельствует о том, что Сын Божий, Который есть ипостасное Слово Божие, предвечно рождается от Отца (Ин 1. 1, 14, 18), вместе с Отцом участвует в творении мира (Ин 1. 3, 10; 5. 20) и промышлении о Нем (Мф 28. 20; Ин 5. 17, 21). Ради спасения мира Сын Божий воплощается от Девы Марии (ср.: Мф 1. 18-25) и воспринимает человеческую природу. Сын Божий, будучи истинным Богом, становится и истинным человеком (Ин 1. 14). I. В ВЗ и в лит-ре межзаветного периода представление о богосыновстве всегда подразумевало особое положение личности (или личностей), к к-рой применяется это понятие, в отношении к Богу Израиля - служение Ему и исполнение Его воли. В ВЗ выражение     (сыны Божии) может указывать на ангелов (Иов 1. 6; 2. 1; Иов 38. 7; Пс 88. 7; ср.: Пс 28. 1; 81. 6), на народ Израилев (Исх 4. 22-23; Ос 11. 1; Втор 32. 6; Иер 3. 4, 19; 31. 9; ср.: Мал 2. 10; в нек-рых случаях для указания на богосыновство Израиля используется термин   (первенец - Исх 4. 22)), царя Израиля, и наконец, на Мессию (Пс 2. 7). Особенность мессианского понимания богосыновства в ВЗ заключается в том, что ряд пророчеств ВЗ имеет «двойное исполнение»: они получили частично исполнение в истории Израиля, но сам характер пророчества предполагает, что их полное исполнение относится к мессианским временам ( Blomberg. 2002). В Пс 88. 20-21 говорится о помазании на царство Давида; для псалмопевца это является отправной точкой, чтобы личность Давида послужила прообразом буд. выдающейся Личности, о Которой Бог говорит: «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его, и престол его - как дни неба» (Пс 88. 27-30). Более широкий религиозно-исторический контекст древнего Ближ. Востока также допускает представление о богосыновстве царей с целью их возвеличения. Так, «сыном бога» провозглашался шумер. царь Киша Месалим (XXVI в. до Р. Х.) ( Бикерман. 1975. С. 179; Fossum. 1996); во мн. шумер. и аккад. источниках цари рассматривались как избранники богов, с которыми они находятся в близких отношениях (боги дали им жизнь, наделили разумом, силой, вскормили священным молоком, «рождали» их как своих «сыновей» по плоти в день интронизации и т. п.- Тураев. 2004. С. 80; Fossum. 1996). Усвоение царям божественной премудрости и признание их физической близости к богам в Шумере во 2-й пол. III тыс. до Р. Х. можно рассматривать как «символическую риторику», «государи продолжают считаться лишь наместниками идеального бога-царя» ( Тураев. 2004. С. 80). Встречаемое в ханаанских источниках представление о царе как о сыне бога Эла, к-рый не может умереть, будучи одним из богов, не получило развития (Там же. С. 369-386).

http://pravenc.ru/text/344423.html

5 Баккъалла а тешарехула шаьш дехаш дуй те аьлла, шаьш-шайн зелаш. Шаьш-шайн талла. Я шуна ца хаьа те, Дала леррина Къобалвина шуьца вуйла? Я зерах чекх ца девлла те шу? 6 Зерах чекх ца довлалуш тхо ца диснийла шуна хуур ду аьлла, со тешна ву. 7 Оха Деле до, шуьга цхьана а тайпана зулам ца дайтар доьхуш. Иза оха ца доьху, тхаьш зерах чекхдевлла хилар гайтархьама, амма тхо зерах чекх ца девлла шуна моьттушехь, шуьга дика дайтархьама доьху. 8 аьлча билггал бакъдолчунна дуьхьалдовла ницкъ бац тхан, амма цунна дан ницкъ болуш ду. 9 Тхо долчу хенахь, шу ницкъ болуш хиларна даккхийдеш ду тхо. Оха Деле до, шун кхоччуш кхиар хилар доьхуш. 10 Со шу долчу вале, яздо аса шуьга, шу долчу веача, Везачу Эло сайна а доцуш, синца деллачу олаллица со шуьца буьрса ца хилийтархьама. 11 Чекхволуш, динан вежарий, маршалла ло ас шуьга! Кхоччуш хила сан кхайкхамашка шайн ойланашца цхьаалла йолуш хилалаш, машарца безаман а, машаран а волу Дела шуьца хир ву. Делан долахь болчу массара а маршаллаш доуьйту шуьга. 13 Веза Эла волчу, Дала леррина къобалвинчу дика а, Делан безам а, Делан Синан а хуьлийла шуьца массаьрца а.       Галатахошка яздина кехат   Дешхьалхе   болу хаза кхаъ кхайкхо болийча, жуьгтий боцурш, кхечу къаьмнех болу нах а и хаттар кхолладелира: товрат-хьехамаша бохург дан дезий стага, билггала тешаш верг хилархьама? гойту иза оьшуш ца хилар. Дала леррина Къобалвинчуьнца долчу дахаран бух а хилла тешар ду. Тешарехула массо а Далла хьалха бакъ ву. Рим-мехкан цхьа дакъа долчу Галатехь тешачийн тобанашкахь бара дуьхьал болу нах. Цара тешаш болчара товрат-хьехамаш а лара беза Далла хьалха бакъхилархьама. Харцхьехамо лебина нах бакъдолчу тешарна а, билггала долчунна а яздина ду галатахошка долу кехат. Цо боху, ша векал хилар Делера ду, адамийн муьлххачу а дац, леррина кхечу къаьмнийн нахана юкъахь кхайкхам бан дезаш ву иза. Цул цо адамаш тешарехула бен Далла хьалха бакъ ца хилар. Тептаран чулацамехь гойту тешачеран дахаран хьал Дала леррина Къобалвинчух долчу тешарх схьаболучу безамца доьзна хилар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  хьал   27 дуккха а хьал а дара, иза сийлахь а вара. Дети а, деши а, деза а, хаза хьожа хьакхарш а, турсаш а, массо а тайпана еза а чуйохку кечйира цо. 28 Иштта лаьтто луш долу сурсаташ: а, а, даьтта а чудилла чоьнаш кечйира цо. Массо а тайпана бежанаш чудохка божалш кечдира, жа латто керташ а нисйира. 29 а цо шена. Жаш а, хьайбанаш а вуно дукха дара аьлча Дала дуккха а хьал деллера цунна. 30 Иштта, лакхахула Гихьон-хи, а къевлина, иза Даудан малхбузехьа охьадахийтира Ша мел дечу кхиамаш хуьлура 31 хиллачу билгалонах хаттар дан Бавел-мехкан куьйгалхоша хьажийна геланчаш баьхкинчу хенахь, зен а зийна, цуьнан дагахь мел дерг хаархьама бен ца тесира Дала иза.   паччахьаллин чаккхе   20:20,21)   32 кхидолчу лаьцна – Везачу Элана иза тешаме хиларх лаьцна – ду «Амосан сурт» йолчу а, а, исраилхойн а паччахьийн хилларш» йолчу а тептарш 33 а кхелхина, шайн дайх Дауд-паччахьах схьабевллачеран къуббанаш йолчу гу иза. Иза велча, а, а массо а бахархоша цуьнга болчу ларамца метта паччахь хилла цуьнан Маннаш.   паччахь Маннаш   21:1-9)   33   1 Маннашан шийтта шо хилла, иза паччахь Ярушалаймехь а волуш, цо шовзткъе пхийтта шарахь паччахьалла дира. 2 Везачу Эло исраилхошна хьалхара къаьмнаша лелийна мел долу дегаза а лелош, Везачу Элана зуламе хеташ дерг леладора Маннаша. 3 Шен дас дохийна долу доккху гунаш цо. Иштта доккху меттигаш кечйора, Ашера-харцдалла лерина долу дечиган а цо. Стигалшкахь мел болчу ницкъашна, суждане а оьхуш, дора цо. 4 Везачу Элан чохь а доккху кхерчаш Маннаша, оцу лаьцна Сайн абаденна язъяйта лаьа Суна», – аьлла доллушехь Везачу Эло. 5 Везачу Элан шинна а кертахь стигалшкахь мел болчу ницкъашна доккху кхерчаш цо. 6 Маннаша шен чохь чекхбохуьйтура. Иштта бозбунчаллаш а леладора, пал а туьйсура, беллачийн синош болчарах а, жинашца тайначарах а дагаволура. Цу тайпана, Веза Эла а вохуьйтуш, Цунна зуламе хеташ долу дуккха а леладора цо. 7 Ша харцдалла лерина дина сурт схьа а эцна, иза Делан чохь Маннаша, цунах лаьцна Везачу Эло Дауде а, цуьнан Сулиме а иштта аьлла доллушехь: – исраилхойн шийтта тайпанийн латтанашна юкъара Айса хаьржина йолчу меттигехь – Сайн чохь Сайн язъяйта лаьа Суна гуттаренна а» 8 Нагахь санна Аса шайна мел диллинарг – Мусагахула Айса царна белла берриг а товрат-хьехам, парзаш а, а – цара леррина кхочушдахь, Айса церан дайшна деллачу лаьтта исраилхойн когаш кхин цкъа а арабохуьйтур бац Аса. 9 Амма халкъ а, Ярушалайман бахархой а харц некъа бехира Маннаша: Везачу Эло, исраилхошна уллора а даьхна, кхечу къаьмнаша лелийначул а сов зуламе дерг леладора цара.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Делан халкъаца цхьаьна». 11 Кхин а боху: «Хаставе Веза Эла кхечу къаьмнех мел болчара, хастам бе Цунна массо а халкъаша!» 12 а иштта боху: «Юшайн цхьаъ гучувер ву. Иза къаьмнашна олалла дан ву, ткъа уьш цунах дегайовхо йолуш хир бу». 13 Дегайовхо луш волчу Дала шун тешарехула хазахетарх а, а дузийла шу, Делан Синан ницкъаца шун сатийсар даим алсамдалийтархьама.   иштта майра яздаран бахьана   14 Сан динан вежарий, со тешна ву дикачу ойланех шу дуьзна хиларх а, шун кхетам кхоччуш хиларх а, вовшашна хьехамаш балур болуш шу хиларх а. 15 Амма цхьадолчу лаьцна аса майрра яздора шуьга, динан вежарий, уьш шуна диц ца далийтархьама. Аса иза дора, Дала Шен диканца со къобалвина дела, 16 кхечу къаьмнех болчу нахана юкъахь Дала леррина къобалвинчу дан. Динан дас санна, Ас Делера болу хаза кхаъ кхайкхабо, кхечу къаьмнех болу нах, Делан Синехула Далла хьалха а къастийна, Далла тамехь долу санна хилийтархьама. 17 Иштта Дала леррина Къобалвинчуьнца со волуш, Делан дуьхьа динчу сайн сан дозалла дойла ду. 18 Кхечу къаьмнех болу нах Далла Дала леррина къобалвинчу соьгахула дина доцу цхьа а дийца со ваьхьар вац. Цо иза соьгахула дина сан дешнашца а, сан а 19 тамашийначу билгалонийн а, инзаречу а ницкъаца а, Делан Синан ницкъаца а. Иштта, Иллирик-махкана аса, массо а меттигашкахула чекх а волуш, Дала леррина Къобалвинчух лаьцна болу хаза кхаъ кхоччуш 20 Айса хаза кхаъ суна лаьара Дала леррина Къобалвинчун евзаш йоцучу меттигашкахь а иза кхечо бух ца дархьама. 21 Амма яздина ма ду: «Цунах лаьцна хаам цахилларш а Цунах кхетар бу, цахезначарна а вевзар ву».   Риме кхача дагахь ву   22 Цу бахьаненна мосуьйттазза новкъарло йира суна шу долчу 23 Ткъа хаза кхаъ кхачаза меттиг кху мехкашкахь йоцу дела а, дукха хенахь дуьйна шу долчу сан дагахь долу дела а, 24 со шу долчу ван ойла йолуш ву, Испани-махка новкъа а волуш. Сан дегайовхо ю, цига а воьдуш, шу долчу кхача. Хазахетарца ас шуьца жимма хан яьккхинчул суна новкъа вала дан тарло аша. 25 Ткъа со Ярушалайме воьду Делан нахана дан. 26 Македонера а, Ахаера а динан тобанаша сацам бина, болчу Делан нахана юкъарчу къечарна ахча дахьийта. 27 И сацам цара шаьш бинехь а, Ярушалаймерчу тешачарна хьалха иза дан декхарийлахь а бу уьш. Кхечу къаьмнех болу нах жуьгташкахула, тешаре хьаьжжина, декъалбина хилча, шайн долахь долчу рицкъе хьаьжжина, жуьгтий декъалбан а декхарийлахь бу уьш. 28 И чекх а даьккхина, гулдинарг царна билггал даьлча, со Испани ваха новкъа вер ву. Цига воьддушехь, со шун чувоьрзур ву. 29 Со тешна ву, шу долчу веача, Дала леррина Къобалвинчуьнгара шортта долчу декъалдаршца со вахарх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010