Почему же, скажешь, он знал, что Бог забыл его? Потому, что он знал и то, когда Бог помнил о нем, и ясно понимал, в чем состоит это забве­ние, и в чем это памятование, — не так, как многие из лю­дей, которые, когда богатеют, когда прославляются людьми, когда все у них идет успешно, когда одерживают победы над врагами, тогда и думают, что Бог помнит о них; по­тому они и не знают, когда Он забывает их. Не зная зна­мений памятования Его, они не знают и знамений забвения Его, не разумея знаков любви Его, не разумеют и знаков небла­говоления Его. Многих из людей, имеющих земные блага, Бог забывает, и даже особенно их; напротив о неимеющих часто памятует. Памятование о нас Божие происходит не от чего иного, как от добрых дел, внимательности, бодрство­вания, упражнения в добродетели; равно и забвение не от чего иного, как от грехов, корыстолюбия, хищения. Поэтому и ты, возлюбленный, когда находишься в несчастье, не говори: Бог забыл меня; напротив, — когда ты находишься во грехах и когда все идет у тебя успешно. Если ты будешь сознавать это, то скоро отстанешь от порочных дел. «Доколе будешь отвращать лице Твое от меня?» Это — высшая степень забвения. Подобиями человеческими пророк изображает действия Божии, и гнев Его и наказание. А Бог отвращает лицо Свое тогда, когда мы поступаем недостойно заповедей Его. «Когда вы простираете, говорит Он, руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои...; потом приводит и причину: ваши руки полны крови» (Ис.1:15). Впрочем, это оставление и отвращение лица есть также действие великого по­печения Божия о нас. Он делает это для того, чтобы; сильнее привлечь нас к Себе. Так и человек, зараженный страстною любовью, видя невнимание к себе любимого предмета, остав­ляет его и удаляется, не потому, чтобы изгладить его из души своей, но, желая обратить и привязать его к себе. Сказав об отвращении лица и забвении, пророк говорит и о том, что с ним произошло от этого. Что же именно? То, о чем он говорит далее: «доколе я буду слагать помыслы в душе моей?» Как вышедший из пристани блуждает везде, и как лишившийся света часто спо­тыкается, так и подвергшийся забвению от Бога постоянно пре­дается заботам, беспокойствам и скорбям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

прот. Олег Корытко Глава XI. Религия и культура Аккада §1 Общие замечания о культуре Аккада Около 2311 г. до н. э. большая часть шумерских городов была объединена под властью аккадского царя Саргона Великого, создавшего в результате завоеваний первую в истории Древнего мира империю – сильное централизованное государство – Аккадское царство. Аккадцы получили своё имя от названия города Аккадé (шумер. Агаде), отстроенного царём Саргоном и ставшего столицей государства во время его правления. В отличие от шумеров аккадцы были семитами. В 2137 г. до н. э. Аккадское царство было завоёвано пришедшими с севера воинственными горными племенами кутиев 250 , захвативших и разрушивших его столицу. При внуке Саргона Великого – Нарам-Суэне – Аккад вернул себе былое могущество. Нарам-Суэн, подобно своему славному деду, также стал героем поздних легенд и сказаний. Высшего же рассвета аккадское царство достигло в эпоху третьей династии Ура (ок. 2050–1950 гг. до н. э.). Затем наступила долгая эпоха раздробленности месопотамских городов-государств, закончившаяся образованием Вавилонского царства около 1700 г. до н. э. под властью Хаммурапи – царя из династии амореев 251 . Аккадцы появились в Верхней Месопотамии примерно в начале III тыс. до н. э., придя, как предполагают некоторые учёные, из пустынь Аравийского полуострова. Соседствуя с шумерами, со временем они переняли от них многие достижения культуры, в частности письменность, в основном сохранив то, что было создано шумерами, и приспособили это наследие к своей культуре и к своим потребностям. Так, например, шумерское чтение клинописных знаков они заменили на аккадское, оставив неизменным состав идеограмм (детерминативов), то есть знаков, обозначающих класс объектов, и несколько дополнив состав слоговых элементов. Месопотамия – родина верующих Месопотамия – регион, в котором происходят, согласно текстам Священного Писания , многие библейские события. Культура Междуречья явилась средой, из которой в буквальном смысле «вышел» отец всех верующих – Авраам. До своего призвания Богом он жил в городе Уре – в одном из крупнейших центров шумеро-аккадской цивилизации. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там ( Быт.11:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Священник : Символ есть знак или предмет, указывающий на нечто отличное от них. Далее мы будем говорить о символических знаках, оставляя в стороне символические предметы. Обряд есть последовательность символических действий или знаков, через которые выражается истина веры, благоговейное расположение, воспоминание о священном событии, молитва и так далее. Священные символы и обряды подтверждают наше поклонение Богу, выводя его за пределы внутреннего, или сердечного, расположения и соделывая также внешним действием. Символы и обряды необходимы, ибо они восполняют наше поклонение Богу, вовлекая в него телесную сторону нашего существа. И как сами они не имеют ценности без участия души и духа, так не имеет полноты и поклонение, желающее оставаться сплошь духовным и потому гнушающееся тела и обращенных к нему обрядов и символов, ибо душа без тела не может составить полное человеческое существо. А сколь важны обряды, уясним из того, что тело во всем сопутствует душе, будучи причастно всякому ее состоянию и действию. Так, в радости человек смеется, в скорби плачет, в страхе дрожит и бледнеет; по выражению лица распознают душу его и различные ее состояния. Эту истину подтверждает Писание: Веселое сердце делает лице веселым... а унылый дух сушит кости ( Притч.15:13; 17:22 ); и еще: Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его делает его ненавистным (см.: Еккл.8:1 ). И о первом убийце Каине читаем: И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит... И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его ( Быт.4:6–7,15 ). Участвуя в преступлении души, тело оказалось причастно ее состоянию после преступления. Знамение же, наложенное Богом на Каина, не может быть ничем иным, кроме взгляда убийцы, завидев который каждый признал бы в нем погубителя чужой жизни. Итак, необходимость символических знаков следует из того, что в нашем поклонении Богу должно участвовать тело, Им же данное. Богодухновенное слово гласит: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ). И еще: умоляю вас, братия... представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для духовного служения вашего (ср.: Рим.12:1 ). Таким образом, прославляя Бога и при посредстве тела, мы воздаем Ему поклонение всем существом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Так мы подходим к вопросу о передаче вообще любой речи персонажей в переводе. 4.7.4. Диалоги и монологи При передаче речи персонажей встает целый ряд частных трудностей, связанных как с пониманием оригинала, так и с передачей его значения на ЯП. В библейских текстах нет тех знаков препинания, которые есть у нас, так что начало и завершение прямой речи не всегда определяется однозначно. Кроме того, возможно скрытое цитирование, пересказ речи оппонента (обычно с критическим разбором). В устной речи все это маркируется, как правило, интонацией, в современной письменной – кавычками, иногда другими знаками препинания или особым шрифтом. Но в библейских текстах этого нет. В 1Кор. 6:12–13 , как и в некоторых других местах, Павел, по-видимому, цитирует слова самих коринфян (возможно, то, что они сами писали ему). Здесь такие скрытые цитаты выделены подчеркиванием: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (СП). Итак, это, скорее всего, диалог. Но как поступить переводчику? • Оставить пунктуацию как при внутреннем диалоге (как и поступает СП). В целом логика не нарушится, но пропадет ощущение напряженной дискуссии. • Выделить цитаты пунктуацией: «Все мне позволительно?» Но не все полезно! Диалог будет заметен, но лишь внимательному читателю, а невнимательный может просто не понять это обилие знаков препинания, • Прямо указать на цитирование: Вы говорите: «все мне позволительно!» Да, но... Перевод вполне понятен, но вышел достаточно длинным, живость и непосредственность речи несколько теряются. Сходная проблема присутствует и в 1Кор. 7:1 , где Павел пишет: А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины (СП). Существуют разные объяснения для слов хорошо человеку: традиционно в них видят точку зрения самого Павла, но это может быть и содержание того, о чем писали ему коринфяне: А насчет того, что, как вы писали, хорошо человеку...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

01 апреля 2020г. 17:52 Послушанием диаволу человек подпал под рабство сатаны – вроде это общее место, и немного даже странно, что автор статьи полностью игнорирует слова ап. Павла «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь» (Рим. 6:16), слова Христа «Вы делаете дела отца вашего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.» (Ср. Ин.8:41-47) и слова ап. Иоанна Богослова “Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.” (1Ин. 3:8). Поскольку справедливо Адам и Ева были преданы в рабство диаволу, то ничего нет удивительного, что потомство Адама и Евы принадлежало по праву сатане, ибо «Кто родится чистым от нечистого? Ни один.» (Иов.14:4). Дети раба и рабыни – собственность их владельца, и на птичьем дворе не рождаются свободные цыплята – они все принадлежат фермеру. «Богословская проблематика традиционного учения о трансляции Адамова греха» в таком виде, как ее ставит автор в своей статье, на мой взгляд возможна только в случае отрицания существования диавола как личности, обладавшего до Креста Христова законными правами на человека (кто кого слушает, тот тому и раб). Как кажется приятие 16-ой омилии св. Григория Паламы " О том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил " освободило бы автора от бремени написания данного материала. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6026530

10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. 11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. 12 Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви. О статье я не буду высказываться подробно, замечу следующее. 1. Я слышал другие, положительные, мнения о Минее митр. Сергия, от тех, кто знаком со священниками, по ним служившим. 2. Ссылка по Элладе поднимает важный вопрос - будет ли что-то в Церкви работать механически: вот поменяем язык, и храм наполнится - или все же язык - это больше об осмысленности богослужения, до которого все равно нужна предварительная миссионерская работа. 3. Высказывание митр. Петра надо рассматривать в контексте борьбы с обновленческим расколом, а не делать из него каноническую норму на века. 4. У меня вызывает подозрение журнал, в котором мирянин дерзает осуждать клирика (в последнем абзаце), и худшей рекламы " борцам с обновленцами " не придумать, тем более, что высказывания о. игумена (по ссылке) как раз здравые. Дорогой о. Владимир, мне понравилось, что Вы писали в одном из постингов по поводу предыдущих статей, поэтому я решился Вам ответить. Говоря же о том, что вопрос языка для меня связан с вопросом любви, я имел ввиду, что готов потерпеть любое мнение по этому вопросу и ограничить собственную свободу, дарованную Христом (Гал. 5:1), - лишь бы не послужить преткновением для других (1 Кор. 11:8-13). Надеюсь, этот ответ является исчерпывающим, и мы сможем избежать пустых споров (Тит. 3:9). С уважением, Владимир Стрелов Кирилл 09 октября 2014г. 18:50 Выдуманная история про неприятие народом редакции Триоди 1912 года уже разоблачена: http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=179296 Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков.

http://bogoslov.ru/article/1140324

19. Значит, всякий, кто может понять слово, не только прежде, чем оно прозвучит, но также прежде, чем образы его звуков будут продуманы в душе (ибо оно есть то, что не принадлежит ни к одному языку из тех, что называются языками народов, среди каковых и наша латынь), так вот, всякий, говорю я, кто может понять его, теперь может видеть как бы тем зеркалом, как в той загадке некоторое подобие Того Слова, о Котором сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Ибо когда мы говорим истинное, т.е. когда мы говорим то, что знаем, тогда с необходимостью из самого знания, хранимого нашей памятью, рождается слово, каковое того же самого рода, что и то знание, из которого оно рождается. Ибо мысль, образуемая тем, что мы знаем, есть слово, которое мы произносим в сердце; и это слово не принадлежит ни греческому, ни латинскому, ни какому-либо другому языку. Но когда требуется, чтоб оно дошло до знания тех, кому мы говорим, прилагается некоторый знак для того, чтоб его обозначить. Затем, чтобы слово, которое мы вынашиваем в уме, сообщилось телесным ощущениям посредством телесных знаков, в основном используется звук, иногда же — кивок (первое — для ушей, второе — для глаз). Ведь что означает кивать, как не высказываться зримым образом? И в Святом Писании имеется суждение тому во свидетельство, ибо в Евангелии от Иоанна мы читаем: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр кивнул, чтобы спросил, кто это, о ком говорит» (Ин.13:21—24). Так, он кивком высказал то, что не осмелился высказать вслух. Но мы производим такого рода телесные знаки, будь то для ушей или же глаз тех, с которыми мы разговариваем, поскольку они присутствуют. Буквы же были придуманы для того, чтобы мы могли общаться и с теми, кто отсутствует. Но буквы являются знаками слов, тогда как сами слова в нашей речи являются знаками того, что мы мыслим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

1–3). «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (ст. 2) – вот закон христианской любви. Наисильнейшие побуждения к неослабному доброделанию апостол указывает во всеведении Божием: «не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает», и в том завершительном расчёте, который каждого из нас ожидает при конце этой земной жизни: «что посеет человек, то и пожнёт» (ст. 7 и 8). Не следует унывать, делая добро, и надо спешить делать его, «доколе есть время», пока есть время, пока не застигла нас смерть. Заключение послания составляют 11–18 стихи шестой главы. Здесь апостол указывает на свою особенную попечительность о галатах в том обстоятельстве, что послание своё он писал им собственноручно (ст. 11), в то время как он обыкновенно делал это через писцов ( Рим. 16:22 ). Далее он указывает на противоположность своих побуждений, совершенно чистых сравнительно с лжеучителями, которые принуждают галатов обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, и «да в вашей плоти похвалятся» (ст. 12–13), чтобы похвалиться количеством знаков ваших обрезаний (здесь ирония). «А я не желаю хвалиться, – говорит апостол, – разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (ст. 14) – хвалиться крестом Христовым значит веровать, что только им одним даётся спасение. «Через эту веру, – говорит апостол, – я стал как бы мертвецом для всего суетного мирского, и мне безразличны как слава мира сего, так и гонения. Сущность христианства, – повторяет снова апостол, – в том, чтобы стать «новой тварью», и к этому-то только и нужно стремиться, ибо кто так живёт, тем «мир и милость, и Израилю Божию», то есть на истинном Израиле – всех верных, следующих учению благодати» (ст. 15–16). Заключает апостол послание восклицанием: «Впрочем, никто не отягощай меня» – ибо всё уже разъяснено и истолковано. Предлагать дальнейшие вопросы и высказывать недоумения – это значило бы лишь удовлетворять болезни спорливости – напрасный труд. Ответ на все возражения – язвы Господа Иисуса, которые он носит на теле своём.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

253 и проч., – по-русски: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». 254 Под тесными вратами и узким путем разумеется путь христианской добродетели, а под широкими вратами и пространным путем – порочная и греховная жизнь. Это сравнение взято от обычая восточных народов окружать города стенами, в которых было много ворот неодинаковых по размеру. 257 и проч., – по-русски: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». 259 Это был начальник над сотней римских воинов. Как видно из Евангелия, по вере он был язычник, но в то же время он был расположен к почитателям Истинного Бога и был готов уверовать в Него. 261 Так Господь называет ад и состояние грешников в противоположность свету, в котором будут пребывать праведники в Царстве Небесном. 262 Этим самым Господь дал знак несшим остановиться. У восточных народов умерших обычно хоронили без гробов в пещерах. Умерших обвивали пеленами, лицо повязывали платком, клали на одр или носилки и открыто несли до пещеры. 263 Иоанн спрашивал об этом, конечно, не для себя, а для учеников своих, чтобы они прониклись верою в Иисуса Христа. 267 То есть со стороны человека оно требует больших усилий и подвигов при борьбе со злом и диаволом. 268 Господь говорит здесь о тайнах Царствия Божия. Под мудрыми и разумными Он подразумевает людей гордых, надмевающихся своим умом и ученостью, каковы, например, были фарисеи. 270 Так Господь называет Евангельский закон, сущность которого заключается в заповеди о любви к Богу и ближним. Исполнение этой заповеди нетрудно для человека и приятно для его сердца. 271 То есть с благовонною жидкостью. Миро составлялось из разных масел и пахучих веществ, как это и теперь желается в Православной Церкви, употребляющей миро в таинствах миропомазания. В древности миро хранилось в сосудах из алавастра, представлявшего собою особый род мрамора. 273 Вообще не оказал обычных для того времени знаков уважения и гостеприимства. Симон фарисей не воздал должного почтения Иисусу Христу, вероятно, по горделивости и из-за боязни быть осужденным другими фарисеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

3. Второисайя в Иерусалиме (гл. 56-66). Великий пророк Плена вернулся с одной из первых волн репатриантов. Он видел, как люди пали духом, как знать не печется о благе народа, осуждал заблуждения тех, кто пытался сделать Общину недоступной для иноплеменников. Он сознавал себя предтечей Мессии-Служителя: Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня Благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, Проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы, Проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих. (61,1-2) Как благовестник Царства Божия пророк явился прообразом Христа Спасителя, Который, идя на проповедь, говорил о Себе словами Второисайи (Лк 4,14-22), опустив, однако, стих о дне «мщения Бога нашего». Израиль изображается пророком как Церковь; на нем исполняются слова, сказанные Моисею (Исх 19,6). В притче 63,1-6 Бог, грядущий из пустыни, уподоблен одинокому виноградарю. Он ждет от людей соучастия в труде, но никто не пожелал трудиться с Ним. В качестве внешних знаков благочестия пророк называет хранение субботы (56,2), но главное ударение делает на «правде» и «суде». Он предостерегает от формального соблюдения правил и постов: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, И угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; Когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. (58,6-7) Пророк не находит оправдания отвержению самарян. В ветхозаветную Церковь может войти каждый, кто «присоединился к Господу»: И сыновей иноплеменников… Я приведу на святую гору Мою… Всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, Ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов . (56,6,7) Но и в ревности тех, кто стремится скорее построить Храм, Второисайя усматривал опасность. Спасение не в камнях и зданиях святилища. Главное — не Храм и обряды, а жизнь по воле Господней: Так говорит Господь:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010