Адеодат. Сдаюсь: без знака мы ничего о предмете передать не можем, если нас спрашивают о том, что мы делаем, именно в тот момент, когда мы делаем. Ведь для того, чтобы обойтись без помощи знаков, мы должны придать нашим действиям какой-то новый оттенок, в противном случае вопрошавший попросту решит, что мы не желаем ему отвечать и, не обращая на него внимания, продолжаем делать то, что делали. Но если он спросит нас о чем-либо таком, что мы можем делать, но в данное время не делаем, то в таком случае, принявшись после его вопроса за это дело, мы можем этим делом лучше, чем знаком, показать ему то, о чем он спросил. Забавно будет, если в ту пору, когда я буду говорить, он спросит меня, что значит «говорить». В таком случае, что бы я ни сказал, демонстрируя ему разговор, я буду по необходимости говорить, и продолжая так, я буду говорить до тех пор, пока не сделаю для него ясным то, что он желает знать, не отрываясь от предмета его любопытства и, в то же время, не ища знаков, при помощи которых этот предмет мог бы быть указан, помимо самого же этого предмета. Глава IV. О том, объясняются ли знаки самими знаками Августин. Соображение весьма остроумное. Так стало быть мы согласны теперь с тобой, что без знаков может быть указано то, чего мы> когда нас спрашивают о том, или не делаем, но можем тотчас начать делать, или же, если уже делаем, то делаем сами знаки? Ведь когда мы говорим, мы делаем именно знаки. Адеодат. Согласны. Августин. Значит, когда спрашивается о каких-либо знаках, то знаки могут быть объяснены знаками же, а когда нас спрашивают о самих предметах, которые не суть знаки, в этом случае мы можем указывать их или самим делом, если эти предметы – нечто такое, что мы можем делать после того, как о них спросили, или давая знаки, посредством которых они бы могли быть замечены. Адеодат. Это так. Августин. Итак, в этом троечастном разделении подвергнем рассмотрению, если угодно, прежде всего то, что знаки объясняются знаками. Одни ли слова суть знаки? Адеодат. Нет, не одни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Если же понимать «доказательство» во втором смысле, то о Христе можно сказать, что Он приводил доказательства Своего воскресения, поскольку посредством очевидных знаков Он обнаружил истинность Своего воскресения. Поэтому там, где в нашем тексте читаем: «Со многими доказательствами», у греков сказано о «верных знаках, служащих доказательством». Затем, Христос явил эти знаки Воскресения Своим ученикам по двум причинам. Во-первых, поскольку их сердца не были расположены к тому, чтобы с готовностью принять веру в Воскресение. В связи с этим Он сказал им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать» ( Лк. 24, 25 ); и еще читаем о том, что Он «упрекал их за неверие и жестокосердие» ( Мк. 16, 14 ). Во-вторых, поскольку благодаря явленным им знакам их свидетельства обрели действенность, согласно сказанному [в Писании]: «О том... что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши... возвещаем вам» ( 1Ин. 1, 1, 3 ). Ответ на возражение 1. Амвросий здесь говорит о доказательствах, извлеченных из человеческого разума, которые, как уже было сказано, бесполезны для доказательства предметов веры. Ответ на возражение 2. Заслуга веры возникает тогда, когда человек, следуя предписанию Божию, верит в невидимое. Поэтому лишает заслуги веры только тот разум, который позволяет посредством знания видеть то, во что предписано верить, и таковым является доказательное умозаключение. Но Христос не прибегал к подобным умозаключениям для доказательства Своего воскресения. Ответ на возражение 3. Как уже было сказано, заслуги блаженства, которая возникает из веры, лишается только тот, кто согласен верить исключительно в то, что он способен увидеть. Но человек, на основании видимых знаков верящий в то, чего он не видит, не лишается ни своей веры, ни заслуги веры. Так, Фома, которому было сказано: «Ты поверил, потому что увидел Меня» ( Ин. 20, 29 ), видел одно и поверил в другое, поскольку видел он раны, а уверовал в Бога. Однако более совершенная вера не нуждается в подобных средствах. Поэтому для того, чтобы упрекнуть некоторых за их веру, Господь сказал: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» ( Ин. 4, 48 ). Из этого можно заключить, что те, которые готовы верить Богу без видения каких бы то ни было знаков, блаженнее тех, которые не поверят, пока не увидят нечто подобное. Раздел 6. Были ли приведенные Христом доказательства достаточными для обнаружения истинности Его воскресения?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Лк.7:44 . И обрáщься к жене, Симонови речé: видиши ли сию женý? Внидóх в дóм твóй, воды на нóзе мои не дáл еси: сия же слезáми облия ми нóзе и власы главы своея отрé. Лк.7:45 . Лобзáния ми не дáл еси: сия же, отнéлиже внидóх, не престá облобызáющи ми нóзе. Лк.7:46 . Мáслом главы моея не помáзал еси: сия же миром помáза ми нóзе. Лк.7:47 . Егóже рáди, глагóлю ти: отпущáются греси ея мнóзи, яко возлюби мнóго: а емýже мáло оставляется, мéнше любит. Лк.7:48 . Речé же éй: отпущáются тебе греси. (И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.) Воды на нозе мои не дал еси и пр., т. е. не оказал принятых знаков гостеприимства и любви. Целование в уста, это – другой знак приветствия и любви к гостям ( Быт.33:4 ; Матф.16:49 ). Также еще знаком приветствия и любви к гостям служило помазание головы маслом (ст. 37–38. Руф.3 ; 2Цар.12:20 ; Пс.22:5 ). Симон фарисей, приняв в дом Господа, не оказал Ему этих знаков гостеприимства, приязни и любви. Женщина все это сделала, и с большим усердием и особенностями: она омыла ноги Иисуса Христа не водою, а слезами, целовала их, и помазала не маслом простым, а более дорогим, чем масло, миром, и помазала не голову только, но и ноги. Насколько же поступок женщины в нравственном отношении был выше, если бы даже Симон и оказал обычные знаки гостеприимства и любви; но он не сделал этого. И за то, что женщина грешница оказала более любви, благодарности, преданности Господу и раскаяния в своих грехах, прощаются грехи ея многие, т.е. она освобождается от ответственности за свои грехи, как бы многочисленны они ни были. А кому мало прощается (а емуже мало оставляется), меньше любит. Это – указание на самого Симона: так как он не оказал обычных знаков гостеприимства и любви к Господу, хотя и принял Его в дом; то ему прощается меньше, но все же прощается за некоторое расположение к Господу. После таких слов Спасителя Симону, сделался ясным смысл притчи как для него самого, так и для всех возлежащих с ним, также – и причина, почему Господь позволил жене грешнице прикоснуться к Нему, что так смутило Симона, – он даже усомнился в том, что Христос есть пророк (39 ст.). Господь, как всевидящий, знал расположение сердца, как женщины, так и его. Из слов Спасителя Симон должен был понять, что Христос не только пророк, но больше пророка. Отпущаются (прощаются) тебе греси. Господь Сердцеведец, видя искреннее раскаяние жены грешницы, простил ее грехи (Сл. Мф.9:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

– Так что же, добро и стало моей смертью ? – Не бывать этому! Но грех , вот он-то, посредством добра, принес мне смерть. Тогда открылось, что он – грех; так заповедь изобличила его безмерную греховность. Г) Внутренний диалог в Рим 8:31–39 Конец 8-ой главы ( Рим.8:31–39 ) являет собой одну из вершин риторики апостола Павла. Этот отрывок отличает эмоциональный язык и ритмическое построение. Крупные экзегеты XX века видят здесь использование риторического стиля диатрибы. Иные говорят о поэтической красоте или даже рассматривают это место как гимн. Собственно, диатрибой данный отрывок можно назвать очень условно. Скорее, здесь длинный ряд риторических вопросов, требующих по смыслу отрицательных ответов, прерываемых краткими комментариями и завершающихся восторженным славословием «любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем». Риторические вопросы не всегда ощутимы как именно вопросы из-за разных редакций в расстановке знаков препинания. Наиболее принятая в современной экзегетике расстановка вопросительных знаков опирается на риторическую логику, грамматическую форму и свидетельства многих древних толковников. Смысл всего отрывка настолько ясен и прозрачен, что практически не требует комментариев. Если следовать принятой в современных критических изданиях расстановке знаков препинания, то ( Рим.8:31–39 ) можно представить следующим образом: «Так что же нам сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Ведь Он не пощадил собственного Сына, но отдал Его за всех нас! Так неужели вместе с Ним Он не дарует нам и остальное все? Кто же будет обвинять избранников Божиих? Бог ? Он оправдывает! Кто осуждает? Христос Иисус? Он умер, – скажу больше, – воскресшен! Он пребывает по правую руку Бога, Он и ходатайствует за нас! Кто отлучит нас от любви Христа? Нужда? Безысходность? Гонение? Голод? Нагота? Опасность? Или меч? Как написано: «За Тебя нас убивают весь день, видят в нас овец для заклания». Но, благодаря Возлюбившему нас, мы побеждаем все это. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина и ничто иное сотворенное не в силах отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». 2. Послание к Галатам

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

17 пока я не вошел во святилище Божие и не узнал последней судьбы их. 18 Так за коварство Ты назначил им зло, низложил их, когда они разгордились. 19 Как они пришли в разорение! Внезапно исчезли, погибли за беззаконие своё! 20 Как сновидение для пробудившегося, Господи, уничтожь образ их в городе Твоем. 21 Ибо когда разжигалось сердце моё и внутренности мои изменялись, 22 то я был ничтожен и не понимал, был для Тебя подобен скоту. 23 Но я всегда с Тобою, Ты держал меня за правую руку, 24 и советом Твоим наставлял меня и со славою принял меня. 25 Что для меня на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? 26 Изнемогло сердце моё и плоть моя. Бог сердца моего и часть моя, Боже, во век! 27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя погибнут, Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя. 28 А мне благо соединяться с Богом, полагать на Господа надежду мою, возвещать мне все хвалы Тебе во вратах дочери Сиона. Псалом 73 Вразумления. Асафа. 1 Зачем отринул, Боже, до конца; возъярился гнев Твой на овец пажити Твоей? 2 Вспомни сонм Твой, который Ты издревле приобрел, – искупил жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты вселился. 3 Подними руки Твои на гордыню их до конца. Сколько зла наделал враг во святилище Твоем! 4 И похвалялись ненавидящие Тебя среди праздника Твоего: они поставили знаки свои, – знаков (наших) не признали, 5 при выходе, наверху; как в лесной чаще, посекли секирами 6 все двери его: топором и ломом разрушили его. 7 Сожгли огнем святилище Твоё, осквернили жилище имени Твоего на земле. 8 Сказали вместе родственники их в сердце своем: “Придите, прекратим все праздники Божии на земле”. 9 Знаков наших мы не видели, нет более пророка, и нас уже не знает Он. 10 Доколе, Боже, будет поносить враг? Будет раздражать противник имя Твоё до конца? 11 Почему Ты отвращаешь руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего до конца? 12 Бог же – Царь наш, прежде века соделал спасение посреди земли. 13 Ты утвердил силою Своею море, Ты сокрушил голову дракона в воде. 14 Ты сокрушил голову дракона, дал его в пищу народам Эфиопским.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

274 Вообще не оказал обычных для того времени знаков уважения и гостеприимства. Симон фарисей не воздал должного почтения Иисусу Христу, вероятно, по горделивости и из-за боязни быть осужденным другими фарисеями. 275 Вообще не оказал обычных для того времени знаков уважения и гостеприимства. Симон фарисей не воздал должного почтения Иисусу Христу, вероятно, по горделивости и из-за боязни быть осужденным другими фарисеями. 276 То есть начальника над бесами. Слово веельзевул – филистимское, значит домовладыка; этим именем называлось одно из божеств филистимлян. Ища против Иисуса Христа обвинения, злобные фарисеи измыслили, что Он творит чудеса силою сатаны. 277 Иудейские священники силою молитв и заклинаний, при помощи Божией, также иногда изгоняли бесов из людей бесноватых. 278 и проч., – по-русски: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам ни в сем веке ни в будущем». Под хулою на Духа Святого разумеется сознательное и упорное противление истине Божией и злобное оскорбление Святого Духа. 279 и проч., – по-русски: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Под праздными словами разумеются как ложные слова, так и пустые, ненужные, бесполезные. 280 В этих словах Господь предсказывает Свое трехдневное пребывание во гробе и славное воскресение. 281 Притчами называются подобия и сравнения, в которых под одними предметами и явлениями разумеются другие. В Своих притчах Господь, посредством сравнений, излагает учение о Царстве Божием и об условиях вступления в него и обладания им. 283 Под Сеятелем следует разуметь Господа Иисуса Христа, Который и Сам непосредственно и чрез Своих апостолов учил людей Слову Божию и поныне наставляет всех верующих в Него чрез пастырей Церкви. 285 Так и Господь, по Своему милосердию, не сразу удаляет из Своего Царства грешников, но, ожидая их обращения, полное воздаяние им откладывает до кончины мира. 286 Общий смысл притчи о пшенице растущей заключается в словах: «Как семя всходит и растет, не знает то он». Подобно тому, и Слово Божие развивается в сердце человека и наполняет его душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

3 Подними руки Твои на гордыню их до конца. Сколько зла наделал враг во святилище Твоем! 4 И похвалялись ненавидящие Тебя среди праздника Твоего: они поставили знаки свои, – знаков (наших) не признали, 5 при выходе, наверху; как в лесной чаще, посекли секирами 6 все двери его: топором и ломом разрушили его. 7 Сожгли огнем святилище Твоё, осквернили жилище имени Твоего на земле. 8 Сказали вместе родственники их в сердце своем: " Придите, прекратим все праздники Божии на земле " . 9 Знаков наших мы не видели, нет более пророка, и нас уже не знает Он. 10 Доколе, Боже, будет поносить враг? Будет раздражать противник имя Твоё до конца? 11 Почему Ты отвращаешь руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего до конца? 12 Бог же – Царь наш, прежде века соделал спасение посреди земли. 13 Ты утвердил силою Своею море, Ты сокрушил голову дракона в воде. 14 Ты сокрушил голову дракона, дал его в пищу народам Эфиопским. 15 Ты исторг источники и потоки. Ты изсушил реки Ифамские. 16 Твой – день и Твоя – ночь, Ты устроил зарю и солнце. 17 Ты установил все пределы земли, лето и весну Ты устроил. 18 Вспомни это: враг поносил Господа и народ безумный раздражал имя Твоё. 19 Не предавай зверям душу, исповедующую Тебя, душ убогих Твоих не забудь до конца! 20 Воззри на завет Твой, ибо мрачные земли наполнились домами беззаконий. 21 Да не возвратится смиренный посрамленным: нищий и убогий восхвалят имя Твоё. 22 Возстань, Боже, суди спор Твой, вспомни о поношении Твоем, бывающем от безумного всякий день. 23 Не забудь гласа молящихся Тебе! Гордость ненавидящих Тебя непрестанно поднимается. Псалом 74 1 В конец. Не погуби. Псалом песни Асафа. 2 Прославим Тебя, Боже, прославим Тебя и призовем имя Твоё. Я поведаю все чудеса Твои " . 3 Когда изберу время, Я разсужу по правоте. 4 Растаяла земля и все живущие на ней: Я утвердил столпы её " . 5 Я сказал беззаконникам: не беззаконнуйте, и грешникам: не поднимайте рога. 6 Не поднимайте вверх рога вашего и не говорите на Бога неправды, 7 ибо не с востока, не с запада, не с пустынных гор,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Возражение 3. Далее, обрезание было образом крещения и приуготовлением к нему. Но крещение предлагается всем народам, согласно сказанному [в Писании]: «Идите, научите все народы, крестя их» ( Мф. 28, 19 ). Следовательно, и обрезание надлежало установить как обязательное для всех народов, а не для одних только евреев. Возражение 4. Кроме того, плотское обрезание должно соответствовать духовному обрезанию как тень – [отбрасывающей эту тень] реальности. Но духовное обрезание, которое мы имеем во Христе, равно относится к обоим полам, поскольку, как пишет апостол, «во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского» ( Гал. 3, 28 ). Следовательно, обрезание, которое касалось только мужчин, было установлено ненадлежащим образом. Этому противоречит следующее: [в Писании] читаем, что обрезание было установлено Богом ( Быт. 17, 10 – 14 ), дела Которого совершенны (Вт. 32, 4). Отвечаю: как уже было сказано (1), обрезание было приуготовлением к крещению, поскольку оно было исповеданием веры в Христа, которую мы исповедаем посредством крещения. Затем, первым праотцем, получившим обетование грядущего рождества Христова, был Авраам, которому было сказано: «Благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт. 22, 18 ). Кроме того, он был первым, кто отделился от общества неверных, согласно заповеди Господа, сказавшего ему: «Пойди из земли твоей (от родства твоего и из дома отца твоего)» ( Быт. 12, 1 ). Поэтому обрезанию приличествовало быть установленным именно в лице Авраама. Ответ на возражение 1. Поскольку Адам был должным образом наставлен и обладал полнотой знания божественного, сразу же после грехопадения нашего прародителя вера и природный разум людей преуспевали настолько, что не было никакой необходимости в предписании им каких бы то ни было знаков спасения и веры, но каждый человек имел обыкновение исповедать свою веру посредством тех внешних знаков, какие он полагал наилучшими. Однако ко времени Авраама вера оскудела и многие предались идолопоклонству. Кроме того, возросло плотское вожделение, омрачившее природный разум даже в отношении противоестественных грехов. Поэтому именно тогда и надлежало установить обрезание для исповедания веры и как средство против плотского вожделения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Потому, как никто из имеющих власть не осмелился бы явиться пред облеченного диадемой без пояса и (приличной сану) одежды, так и ты без знаков своей власти, т.е. без обнаженной головы, не молись Богу, чтобы не нанести бесчестия и себе и почтившему тебя. То же самое можно сказать и о жене: и для нее бесчестно не иметь знаков своей подчиненности. Жена же слава мужу есть. Следовательно власть мужа (над женой) естественна. Объяснив это, он далее представляет другие основания и причины, возводит тебя к началу творения и говорит: " ибо не муж от жены, но жена от мужа " (ст.8). Если происхождение одного от другого составляет славу последнего, то тем более сходство их. " И не муж создан для жены, но жена для мужа " (ст.9). Это второе преимущество, или, лучше, третье и четвертое. Первое то, что наша глава есть Христос, а мы (глава) жены; второе то, что мы слава Божия, а наша слава жена; третье то, что не мы от жены, но жена от нас; четвертое то, что не мы для нее, а она для нас. " Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти " (ст.10). Почему же именно? По всем сказанным (причинам), и кроме того для Ангелов. Если ты, говорит, не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов. 5. Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель; добродетель же и честь подчиненного состоят именно в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается это делать, так как он образ самого Владыки; а жене справедливо (предписывается). Потому посуди, как велико преступление, когда ты, удостоившийся такой власти, бесчестишь себя, принимая вид жены; ты делаешь то же, как если бы, получив диадему, сбросил ее с головы, и вместо диадемы надел рабскую одежду. " Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе " (ст.11). Так как (апостол) приписал большое преимущество мужу, сказав, что жена от него, для него и под его властию, то, чтобы не возвысить мужей более надлежащего и не унизить жен, смотри, какую вносит поправку, говоря: " впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2060...

Потому он и скорбит, и плачет. Смотри, как он никогда не скорбит ни о чем житейском, ни о богатстве, ни о славе, но всегда о благоволении Божием. Почему же, скажешь, он знал, что Бог забыл его? Потому, что он знал и то, когда Бог помнил о нем, и ясно понимал, в чем состоит это забвение, и в чем это памятование, — не так, как многие из людей, которые, когда богатеют, когда прославляются людьми, когда все у них идет успешно, когда одерживают победы над врагами, тогда и думают, что Бог помнит о них; потому они и не знают, когда Он забывает их. Не зная знамений памятования Его, они не знают и знамений забвения Его, не разумея знаков любви Его, не разумеют и знаков неблаговоления Его. Многих из людей, имеющих земные блага, Бог забывает, и даже особенно их; напротив о неимеющих часто памятует. Памятование о нас Божие происходит не от чего иного, как от добрых дел, внимательности, бодрствования, упражнения в добродетели; равно и забвение не от чего иного, как от грехов, корыстолюбия, хищения. Поэтому и ты, возлюбленный, когда находишься в несчастье, не говори: Бог забыл меня; напротив, — когда ты находишься во грехах и когда все идет у тебя успешно. Если ты будешь сознавать это, то скоро отстанешь от порочных дел. « Доколе будешь отвращать лице Твое от меня? » Это — высшая степень забвения. Подобиями человеческими пророк изображает действия Божии, и гнев Его и наказание. А Бог отвращает лицо Свое тогда, когда мы поступаем недостойно заповедей Его. « Когда вы простираете », говорит Он, « руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои »; потом приводит и причину: « ваши руки полны крови » (Ис. 1:15). Впрочем это оставление и отвращение лица есть также действие великого попечения Божия о нас. Он делает это для того, чтобы; сильнее привлечь нас к Себе. Так и человек, зараженный страстною любовью, видя невнимание к себе любимого предмета, оставляет его и удаляется, не потому, чтобы изгладить его из души своей, но, желая обратить и привязать его к себе. Сказав об отвращении лица и забвении, пророк говорит и о том, что с ним произошло от этого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010