Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КРАНМЕР ТОМАС Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Томас Кранмер Томас Кранмер (Thomas Cranmer) ( 1489 - 1556 ) - деятель английской Реформации, архиепископ Кентерберийский. Доктор богословия в Кембриджском университете, затем архиепископ Кентерберийский (с 1533 ). Содействовал установлению королевской супрематии в церковных делах ( Генрих VIII был в 1534 провозглашен парламентом главой англиканской церкви ), проведению реформации и секуляризации церковного имущества. При Генрихе VIII и Эдуарде VI Кранмер провёл ряд церковных реформ в духе протестантизма, не завершившихся, однако, полной реорганизацией английской церкви. После восстановления католицизма при Марии Тюдор Кранмер был обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал - запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и 21 марта 1556 года сожжён на костре как еретик. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.   В старых книгах пишут Фома Кранмер Редакция текста от: 15.04.2005 20:09:03 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/361.html

В древние времена Тацит, 18 описывая германские племена, останавливается в особенности на племени чауков или саксов, занимавшем своими поселениями так называемую Саксонскую равнину, у Северного моря, к югу от Датского полуострова. Он указывает на особенные их свойства – самостоятельность и обособленность. Живут они не в общинном союзе, но каждый особливо на занятой им земле, каждый свободным господином на своем уделе (suam quisque sedem, suos penalos regit). Люди не воинственные, но когда потребуется защита, быстро между собою ополчаются: всякий стоит за себя, а когда нужно, все постоят за всех. Сидят на тощей земле, возделывая ее, но ищут, подобно другим, лучших земель для себя. В V веке, когда римляне покинули плодородные земли Британии и вывели оттуда свои легионы, саксы туда переселяются и занимают плодородную часть края, расселяясь, по своему обычаю, обособленно: но общие дела решают, когда нужно, на собрании старших людей. Сила взаимного союза на земле основанного помогает им отразить нападения и захваты других племен того же края. Приходит эпоха датского завоевания: они вынуждены покориться завоевателям; но успевают и от них отделаться в начале XI века. Затем норманны покоряют Британию, и завоеватель разделяет землю дружине своей на феодальных началах. Под властью новой Норманской и Анжуйской монархии англосаксонское племя благодаря своей земляной силе сохраняет, однако, свой обособленный быт, и в нем, наконец, ищут себе опоры мятежные вассалы против самовластного тиранства королей своих. Король Иоанн принужден уступить всенародному ополчению и утвердить по требованию баронов знаменитую Великую Хартию 19 в ограждение свободы англосаксонского народа. С этого времени (1215 г.) и доныне великая хартия служит основным правом (Common Law) английского народа и государства, основанием того самоуправления, которое помогло этому народу пережить самые смутные и мятежные эпохи своей истории. Прошло еще 60 лет: при Эдуарде I устраивается Английский Парламент, 20 и устанавливается окончательно в объединенной Англии строй законодательства, суда и правления. Самый Парламент явился только развитием тех же начал, которые можно проследить в собраниях старших людей у англосаксов до завоевания и в собраниях баронов последующего времени; а на статут Эдуарда 1283 года доныне еще делаются ссылки в подтверждение прав на суде. С этого времени начинается новая история Англии. Определяются основные черты самоуправления, на коих зиждется общественная свобода, не мнимая, не идеальная, но действительная. Дело общественное делается общественными силами, нераздельно с сознанием долга и ответственности, но не смешивается с деятельностью государства и ею не поглощается. Государству принадлежит государственное дело, дело верховного соблюдения правды и единства, то, что не под силу общественной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

д. В письме от 16 Ноября 1559 г. он говорит: «Episcopi adhuc designati tantum sunt», а в письме Сампсона от 6-го Января 1560 года уже читаем: «Consecratio Episcoporum aliquorum jam habita est: D. Parkerus Cantuariensis, D. Cox Eliensis, D. Grindall Londinensis» 82 и т. д. Итак эти свидетельства утверждают, что до половины Ноября Паркэр был, вместе с другими, только еще назначенным на свою кафедру, а к Январю уже состоялось его посвящение. В анналах Камдена, младшего современника Елизаветы и хорошо осведомленного благодаря тому, что лорд Бöрлэй открыл ему доступ к архивным документам, 83 мы, под 1559 годом читаем: «Parker, vir pius, eruditus et moribus modestissimis… ad Archiepiscopatum Cantuariensem rite electus, concione habita, Spiritu Sancto invocato, et Eucharistia celebrata, impositione manuum trium (?) quondam Episcoporum, Guil. Barlovi Bathoniensis, Ioh. Scorii Cicestrensis, Milonis Coverdali Exoniensis, et Ioh. suffraganei Bedfordiensis Lambethae consecratur». 84 Историк дает таким образом ясное и вполне согласное с регистром свидетельство и о месте рукоположения, и о существенных чертах того священнодействия, при котором рукоположение было совершено. Даже у враждебных англиканской церкви писателей XVI-ro века, отрицавших законность её иерархии, можно находить указания на то, что факт рукоположения Паркэра они все-таки признавали несомненным. В Британском музее сохранилась напр.: современная царствованию Елизаветы анонимная брошюра, автор которой, доказывая незаконность рукоположения Паркэра, указывает на то обстоятельство, что по закону архиепископское рукоположение должно быть совершаемо не менее как тремя епископами, а в данном случае их не было ни одного, «ибо Барлоу, Скори, Ковердаль и Бейль, хотя епископствовали во дни Эдуарда, были во время Марии низложены и снова не восстановлены. Оба суффрагана Бедфорский и Тэтфордский также при Марии были актом парламента низложены, а потому и можно полагать (it was supposod), что при рукоположении упомянутого архиепископа ни одного епископа не было». Оспаривая законность рукоположения с точки зрения компетентности рукополагателей, автор тем самым подтверждает самый факт его совершения. – Другой католический писатель XVI века, Стапльтон, доказывает незаконность Паркэра на том основании, что он посвящен по такому богослужебному чину, который в то время не имел силы. «Епископы, говорить он, были рукоположены не по акту Генриха, а по акту, установленному во дни короля Эдуарда, отмененному королевой Марией и в первый год Елизаветы не восстановленному». Таким образом и он, оспаривая законность рукоположения, тем самым подтверждает, что оно действительно совершено было именно по чину, установленному при Эдуарде. 85

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Парламентские выборы, происходившие под влиянием этого враждебного Риму настроения, представителям крайних протестантских воззрений дали в палате такую силу, с которой и церковной власти и светскому правительству поневоле приходилось считаться. Сессия была бурная. Пуританские члены палаты выступили против правительства и церкви с смелыми обличениями, настойчиво требовали дальнейших церковных реформ, и королеве и архиепископу пришлось выдержать несколько резких с ними столкновений 432 . Вот при таких-то условиях и постановлен был тот статут, в котором, между прочим, говорилось, что всякий, желающий служить в англиканской церкви в качестве пресвитера и получивший поставление по какой-либо иной форме, чем та, которая установлена при Эдуарде, должен подписать „члены веры“. Историки пуританства придают этому постановлению величайшую важность и видят в нём принципиальное признание в Англии одинаковой действительности как англиканских, так и римско-католических и протестантских пресвитерианских рукоположений. Выше мы имели случай заметить, что, по смыслу самого выражения этого постановления, ему действительно можно и даже должно придать именно такое значение; но нам представляется странным, что оно, столь важное по своему существу, выражено в такой слабой и совершенно не соответственной ему форме. Если бы парламент действительно имел в виду возвестить принципиальное уравнение всех разнородных христианских рукоположений, чтобы на будущее время и лица пресвитерианского поставления свободно могли иметь доступ к служению в англиканской церкви, то, без сомнения, он должен был бы сделать это предметом особого, вполне ясного и с достаточною подробностью изложенного постановления. Между тем, рассматриваемый пункт статута прямой своей задачей поставляет утверждение в среде священнослужителей религиозного единообразия, для чего и требует от них в качестве необходимого условия для допущения к служению, обязательную подпись членов веры. О формах же рукоположения он вскользь, в придаточном предложении, упоминает только для того, чтобы сказать, что на всех пресвитеров, каково бы ни было их рукоположение, одинаково распространяется обязательство подписи членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В своем, представленном суду, отзыве Боннер и его адвокаты, как мы видели, доказывали, между прочим, ту мысль, что Горн не есть истинный епископ. В подтверждение этого они указывали на то, что Горн посвящен в епископы по чину, установленному при Эдуарде, а чин этот при Марии был отменен и потому во время посвящения Горна не имел законной силы. Такая аргументация в устах Боннера была бы немыслима, если бы Ниль действительно рассказывал то, что ему приписывают распространители легенды. Капеллан и близкий человек Боннера, Ниль прежде всех рассказал-бы, конечно, ему о том, что он видел и слышал в гостинице и как же после того Боннер стал бы утверждать, что Горн посвящен по чину Эдуарда, когда легенда со слов Ниля рассказывает, что Горн был в числе тех, которых Скори будто бы поставлял в гостинице по своему упрощенному способу. Если бы Ниль действительно был свидетелем того, о чём повествует легенда, и рассказывал об этом, то его свидетельством непременно воспользовался бы Боннер, как самым сильнейшим аргументом в пользу той мысли, что Горн не может быть признан епископом. Молчание в этом смысле Боннера сильно говорит против достоверности ссылки на Ниля, как на очевидца – свидетеля. 50 Кроме Ниля, некоторые из распространителей легенды указывают иногда и на других лиц, которые будто бы рассказывали о происходившем некогда в гостинице «лошадиной головы»; но не много требуется внимания чтобы заметить, что эти указания не имеют никакого исторического значения. Чампнэй напр., ссылается на известного английского хрониста, современника Елизаветы Джона Стау, который будто бы некоторым из своих близких друзей рассказывал тоже самое, что приписывается и Нилю; но ссылка Чампнэя решительно ничем не подтверждается, а в сочинениях самого Стау никакого подобного рассказа нет. 51 – Анонимный автор книги, изданной в 1654 г. в Дуэ, указывает еще двух свидетелей в подтверждение повторяемой им снова легенды. Первым из этих свидетелей выставляется племянник Боннера, иезуит доктор Дэрбишайр, который говорил автору и кому-то другому вместе с ним (to myself and another with me), что первые англиканские епископы, «как добрые товарищи, сами себя в гостинице сделали епископами, так как не могли достать действительных епископов для своего посвящения».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

I. Рукоположение Паркера, архиепископа Кантербурийского С восстановлением реформированной церкви выступил на очередь и потребовал немедленного разрешения вопрос об ее иерархии. В виду произведенной теперь резкой церковной перемены, вопрос этот представлял не малое затруднение. Первый парламент Елизаветы, начавший свои заседания 25 Января 1559 г., уничтожил снова в Англии всякое значение папской власти, провозгласил королеву верховною правительницею в делах церковных, и предписал обязательное употребление богослужебного чина, составленного вождями реформации при Эдуарде, а между тем епископские кафедры занимали в это время еще люди, поставленные в предшествовавшее царствование, т. е. ревностные приверженцы римской церкви и папства, заявлявшие себя и в настоящем перевороте решительною, хотя и безуспешною, оппозицией мерам королевы и парламента. Само собою разумеется, что эти люди или должны были подчиниться новому порядку, или уступить свое место другим, и выбор между двумя такими решениями вскоре же был им предложен. Первым же парламентским статутом нового царствования было, между прочим, постановлено, что все должностные лица королевства, как духовные, так и светские, должны принести над свят. евангелием «супрематическую» присягу (Oath of Supremacy), т. е. клятвенно отречься от признания какой бы то ни было чужеземной церковной власти и признать королеву единственною верховною правительницей как в церковных, так и в светских делах. Отказавшийся от такой присяги лишается всех своих должностей и ни на какую впредь не может быть допущен. 1 По распущении парламента, его постановления тотчас же стали приводиться в исполнение и всем епископам предложено было принести супрематическую присягу. Результатом такого предложения было весьма любопытное явление, – вся Англия осталась почти совсем без епископов. Нужно заметить, что в данное время их и вообще было в Англии гораздо менее, чем требовалось по количеству епархий. В год смерти королевы Марии во многих городах королевства свирепствовала злокачественная лихорадка, многих сведшая в могилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Если вы не можете спорить иначе, я уйду”. Я думал, он или взорвется, или попросит прощения. Как ни странно, он не сделал ни того, ни другого. Он продолжил выражаться в том же духе. Нас явно разделял железный занавес. Студент этот не мог вступить ни в какой личный контакт — ни во вражеский, ни в дружеский — с такими, как я. Почти несомненно, за этим стоял какой-нибудь замкнутый круг Для него мы не люди, а образчики возраста, типа, круга, с которым давно пора покончить Общаясь с нами, он, в сущности, с нами не общался, он делал дело, распылял дуст (я сам слышал, как один из них употребил этот образ). Два милых священника и не особенно милый грызун были очень образованны, как и те, кто при Эдуарде прямо называли себя “избранными”. Но гордыня круга может поразить и вполне обычных людей, и выражаться тогда она будет гораздо грубее. Все мы видели, как говорят мальчишки в школе с “новеньким” или старые друзья в кабаке — при случайном посетителе. Они всячески показывают, что ему их не понять. В сущности, дружба может стоять на этом одном. При чужаке с наслаждением, как бы походя, называют отсутствующих, чтобы он не знал, о ком идет речь. Как-то мне повстречался человек, который так и сыпал неведомыми именами “Ричард Баттон мне сказал” — начинал он фразу. Мы по молодости не смели выдать ни ему, ни друг другу, что никогда не слышали о Ричарде Баттоне. Много позже мы узнали, что он был никому из нас не известен. (Я даже подозреваю, что ни Ричард Баттон, ни Езекия Кромвеллс, ни Элинор Форсайт вообще не жили на свете А мы целый год ходили пришибленные.) И олимпийскую, и мятежную, и пошлую гордыню круга найти нетрудно. Опрометчиво счесть, что наш собственный круг ее лишен. Опасность эта почти неотделима от дружеской любви Быть может, мы не станем ни бунтарями-титанами, ни простыми хамами, мы станем “избранными”. Общность, соединившая нас, исчезнет, и мы будем “кругом ради круга”, самозваной (а потому нелепой) аристократией. Иногда такой круг начинает набирать рекрутов. Он принимает уже не тех, кто видел ту же истину, а “понимающих людей” Участие в нем дает какие-то выгоды, хотя бы на уровне полка, школы или причта.

http://azbyka.ru/fiction/chetyre-ljubvi/

С таким резким оборотом событий неизбежно выдвинулся и вопрос об иерархии. Существовавшая при Эдуарде независимая англиканская церковь в составе своего духовенства имела таких лиц, которые, с римско-католической точки зрения, были не одинакового достоинства. В числе её епископов или пресвитеров были прежде всего такие, которые, хотя в последствии и стали на сторону реформы, получили свое рукоположение еще в эпоху единения Англии с Римом и по чину римско-католической церкви. Были затем такие, которые рукополагались уже после разрыва с Римом, но по чину римской церкви, так как в то время англиканская церковь своего особого реформированного чина посвящения еще не выработала. Были, наконец и те, которые получили рукоположение в разрыве с Римом и уже по новому чину посвящения, составленному при Эдуарде. Теперь, когда Англия снова вступила в единение с Римом, естественно возникал вопрос: как следует смотреть на членов её прежней иерархии, – признавать ли их всех одинаково в их священном сане, или же обращать внимание на те условия, при которых состоялось их рукоположение? Сущность этого вопроса сводилась, конечно, главным образом к тому, можно ли признавать действительным установленный при Эдуарде реформированный чин посвящения и лиц, получивших рукоположение по этому чину, обладающими дарами Божественной благодати? – По поводу воссоединения издано было несколько официальных документов, которые исходили от высшей церковной власти самого римского престола и поставляли своей задачей выяснить различные, неизбежно возникшие с переворотом, церковные вопросы. Так как в этих документах, между прочим, неоднократно идет речь и о рукоположениях, то, по-видимому, мы должны встретить здесь ясное и решительное выражение взгляда римской церкви по вопросу о действительности англиканского чина посвящения. Первое место в ряду такого рода документов занимает бреве папы Юлия 3-го, изданное 8-го Марта 1554-го года, 183 в этой грамоте папа излагает те полномочия, какими он облекает кардинала Поля, как представителя папского престола в деле воссоединения Англии с Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Преемницей Марии была Елисавета (с 1559 г.), дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Будучи воспитана в протестантском духе, она отвергла папство и католицизм. Парламент, согласно с желанием королевы, немедленно возобновил законы Генриха VIII и Эдуарда VI против папской власти и отменил все постановления Марии против протестантов. Вместе с тем парламент постановил, что право делать какие-либо преобразования в церкви отселе навсегда принадлежит короне, и что королева есть верховная правительница государства во всех делах, как гражданских, так и церковных. Разорвав союз с Римом, Елисавета приступила к окончательному устройству английской церкви. Исповедание веры, составленное при Эдуарде VI, было подвергнуто теперь новому пересмотру. Елисавета полагала, что составители 42 членов (при Эдуарде VI) изложили церковные догматы в выражениях слишком резких и решительных. По ее мнению, в общем исповедании веры нужно употреблять выражения самые общие и неопределенные, чтобы противные партии могли находить в нем то, что каждая из них принимает. Согласно с таким желанием королевы, 42 члена были вновь пересмотрены на Лондонском соборе (1562 г.). После многих споров, из 42 членов оставлено было 39; литургическая же часть оставлена была почти в том же самом виде, в каком была составлена при Эдуарде VI. 39 членов, сделавшиеся символической книгой англиканской церкви, представляют странную смесь католицизма и протестантизма. Более решительно и ясно отвергнуты: папство, пресуществление хлеба и вина в евхаристии, монашество, почитание святых, мощей и икон. Иерархия оставлена в прежнем виде, т. е. с разделением на три степени. Итак, после многих и долгих колебаний между католичеством и протестантством в Англии, в царствование Елисаветы образовалась своеобразная англиканская церковь . Она отличается от других протестантских обществ тем, что признает иерархию, имеет епископальное устройство и принимает свои 39 членов вероучения. Англиканская епископальная церковь , со времен Елизаветы, признана господствующей или оффициальной церковью соединенных королевств Англии и Ирландии. Глава IV. Римская церковь в борьбе с протестантством

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начиная дело восстановления реформированной прп Генрихе VIII († 1547) и Эдуарде VI (1547–1553) Английской Церкви, упомянутый парламент первым же своим статутом обязал всех должностных л ни королевства, в том числе и духовенство, принести над св. евангелием так называемую «супрематическую» присягу (Oath of Supremacy), т. е клятвенно отречься от признания какой бы то ни было чужеземной церковной власти (имелась в виду власть римского папы) и признать королеву единственной верховной правительницей государства и Церкви. Из 16 наличных правящих католических епископов лишь один или два согласились подчиниться новому порядку, остальные же, во главе с Гитом, архиепископом Йоркским, и Боннером, епископом Лондонским, были объявлены низложенными. По данным Денни и Ласи, после октября 1559 года продолжали занимать свои кафедры только: Китчин, еп. Лландаффский, и Стэнли, еп. Содор-Мэнский 55 . Естественно, что правительство Елизаветы сочло себя вынужденным принять срочные меры для восполнения столь сильно сократившейся в числе иерархии. Королева сама наметила будущего архиепископа Кентерберийского и примаса всей Англии 56 , в лице д-ра Маттью Паркера (род. 1504 – ум. 1575), и предписала декану и капитулу Кентерберийского собора избрать его на вакантную первенствующую кафедру страны. 9 декабря 1559 года состоялась церемония утверждения избранного, а 17 декабря того же года Паркер принял епископское рукоположение в домовой церкви Ламбетского архиепископского дворца. Рукополагателями Паркера были 4 лица, которые занимали некогда епископские должности, но были лишены их при королеве Марии (1553–1558), причем причиной низложения было отчасти их брачное состояние 57 , а отчасти их неправый, с римско-католической точки зрения, образ мыслей 58 . Предстоятельствовал при хиротонии и был, таким образом, главным совершителем священнодействия Уилльям Барлоу, бывший епископ Бат-Уэльский. В качестве епископов-ассистентов (cooperators) участвовали: Джон Скори, б. Чичестерекий, Майльс Ко-вердаль, б. Экзетерский, и Джон Годжкинс, суффраган Бедфордский 59 . Посвящение совершалось по реформированному чину, установленному при Эдуарде VI в 1550 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010