в правление королей Ричарда II и Генриха IV, получили в историографии наименование «рыцари-лолларды» (Lollard Knights). К этому кругу принадлежали Рейналд Хилтон, Джон Пичи, Джон Трасселл, Ричард Стури, Льюис Клиффорд, Томас Латимер, Джон Кланвау, Джо Монтагью, 3-й граф Солсбери, Уильям Невилл и Дж. Чейн. Семеро из них имели сходную карьеру: став рыцарями при Эдуарде III, они достигли высокого положения при дворе Ричарда II, выступали в качестве дипломатов за рубежом. Их позиция во многом отражала двойственное отношение к ереси светских и церковных властей до статута 1401 г. Поддержка, которую оказывали Л. эти представители высшей знати, способствовала росту и распространению движения. Известно также, что в восстании Олдкасла приняли участие 5 рыцарей и более 20 сквайров и джентльменов. Мн. идеи Уиклифа (критика католического духовенства, призыв к экспроприации церковного имущества) находили отклик у его современников; достаточно широкой была поддержка его мнения о необходимости проповеди на национальном языке и о переводе Библии на англ. язык, однако сложно сказать, насколько воспринято было в англ. обществе его учение, отрицавшее акт пресуществления в Евхаристии. География движения Л. точно не определена. Их идеи получили широкое распространение в графствах, расположенных вдоль Темзы, в городах Бристоль и Ковентри, а также в Вост. Мидленде (Лестер и Нортгемптон), Вост. Англии и Кенте. Особенностью Л. было отсутствие централизованной орг-ции. Существовали группы Л., к-рые, хотя и знали друг о друге, но не имели постоянных связей. Это обстоятельство сыграло определенную положительную роль во время гонений, когда Л. могли прятать у себя представителей др. групп. Связи отсутствовали даже между группами, располагавшимися в поселениях на расстоянии всего в неск. миль. Постоянные контакты между отдельными группами объясняются, как правило, вовлеченностью в движение Л. членов одной семьи. Учение Л. в основном распространялось благодаря устным наставлениям и проповедям. Цикл англ.

http://pravenc.ru/text/2110667.html

Реформа церковного права должна была быть неизбежным последствием совершившегося переворота и только тогда жизнь новой английской церкви получила бы надлежащую полноту, когда бы она выработала и своё церковное право. Потребность в этом сознана была, как мы знаем, ещё в самые первые годы столкновения Англии с Римом, и проявлением этого сознания было постановление о том, чтобы особо–назначенная комиссия пересмотрела все действующие церковные законы и определила, какие из них должны быть уничтожены и какие оставлены в силе. Несмотря на последующее повторение такого постановления, никаких результатов его пока ещё не оказывалось. В силу этого церковное право, действовавшее при Генрихе и Эдуарде, находилось в каком–то переходном состояние, весьма тяжёлом для тех, кому приходилось иметь с ним соприкосновение. По парламентскому определению, должны были оставаться в силе все прежние церковные постановления, которые не противоречат статутам, законам и обычаям королевства и которые не причиняют ущерба королевской прерогативе, а между тем, как определить, – существует ли в каком–либо частном случае такое противоречие или нет, – это оставалось неизвестным. При отсутствии же определённости, духовенство Англии, применяя к делу тот или другой из церковных законов, всегда находилось под страхом, что его могут осудить по статуту “of praemunire“. Как мера временная, долженствовавшая иметь силу только до окончания пересмотра и до выработки нового кодекса, такое постановление, конечно, имело смысл; но оно не могло быть окончательною нормою церковной жизни и удовлетворить её потребностям в течении целых десятилетий. Вот почему в царствование Эдуарда мы не раз видим попытки поставить на очередь вопрос о реформе права. То нижняя палата конвокации представляет архиепископу и членам верхней палаты свою петицию о том, чтобы кодекс церковных законов был наконец составлен комиссией, согласно определению парламента в прежнее царствование; то епископы жалуются в палате лордов на упадок церковкой дисциплины и требуют усиления своей юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Церкви. После похода в Лейнстер герцогу подчинились Мак Мурхада и др. местные правители, причем представители рода О Бронь обязались выучить англ. язык и носить англ. одежду. На совещании знати в Дублине было решено отказаться от реквизиций и принудительного размещения войск на постой. Несмотря на эти меры, весной 1450 г. ирландцы разорили часть графства Мит. В это время в Англии вспыхнуло восстание Джека Кэда, в подготовке которого подозревали герц. Ричарда Йоркского, и он покинул И. Деятельность Ричарда не улучшила положение колонии, однако привлекла на сторону партии Йорков большинство англо-ирландских магнатов. Гробница Пирса Руа Батлера, 8-го графа Ормонда, в соборе св. Каннеха, Килкенни. Сер. XVI в. Гробница Пирса Руа Батлера, 8-го графа Ормонда, в соборе св. Каннеха, Килкенни. Сер. XVI в. После победы Ланкастеров на Ладфордском мосту (окт. 1459) герцог Йоркский, лишенный всех должностей и объявленный гос. изменником, бежал в И., где аристократы во главе с Килдэром и Десмондом и население колонии оказали ему поддержку. Ирл. парламент, созванный в Дроэде (февр. 1460), подтвердил полномочия герцога как наместника И. и отказался признать власть англ. парламента. Правительство кор. Генриха VI задержало в англ. гаванях направлявшиеся в И. корабли и попыталось побудить гэльских правителей к мятежу. После победы графа Уорика над Ланкастерами при Нортгемптоне (июль 1460) Ричард Йоркский вернулся в Англию. Выступление магнатов и колонистов на стороне Йорков способствовало консолидации власти в руках Килдэров. Их соперники Ормонды были приверженцами партии Ланкастеров. 5-й граф Ормонд был казнен йоркистами в Англии (1461), его преемник не посещал И., что привело к фактическому разделению владений между его враждовавшими между собой родственниками. При кор. Эдуарде IV (1461-1470, 1471-1483) управление колонией было сосредоточено в руках Килдэров и Десмондов, которым удалось подавить мятеж Батлеров. Колонисты во главе с Уильямом Шервудом, еп. Мита, выразили протест против поборов и реквизиций, проводимых магнатами.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Когда составленный таким образом комитетом чин приобщения получил одобрение правительственного совета, он отпечатан был в достаточном количестве экземпляров и разослан по всем концам Англии с особым посланием, адресованным к епископу каждой епархии, за подписью архиепископа Кантерберийского и семи других членов совета. Послание это рассказывало сперва о состоявшемся постановлении парламента относительно приобщения под двумя видами и о том, что вследствие такого постановления назначен был комитет из учёных прелатов и богословов для составления однообразной формы, по которой бы совершалось приобщение во всей Англии. Теперь форма эта выработана и препровождается при настоящем послании к епископу, чтобы он разослал её по всем церквам своей епархии. Епископу правительство вменяет в обязанность следить лично и чрез посредство своих чиновников, чтобы приходские священники, по неблагонамеренности или по непросвещённости, не уклонялись от применения к делу формы, теперь предписываемой. Наступающий праздник Пасхи назначается сроком, с которого новый чин причащения должен быть повсюду введён в употребление. За неисполнение предписания епископы будут подвергаемы ответственности 556 . Нельзя, конечно, не признать, что новый чин приобщения был весьма существенным шагом вперёд в духе реформы. Вопреки вековому обычаю католической церкви, целая служба должна совершаться теперь на народном, английском языке, и притом такая служба, которая имела непосредственное отношение к самой существенной части христианского Богослужения, т. е. к совершению таинства Евхаристии. Мало того, за этой службой всякий желающий, по надлежащем приготовлении мог приступить к причащению и принять его не под видом хлеба только, но и вина. При всей важности такого нововведения, оно все–таки не было ещё смертельным ударом для старого, католического богослужебного порядка. Новый чин приобщения присоединялся лишь в качестве заключительной части к прежней латинской мессе, которая оставлялась в полной неприкосновенности со всеми своими молитвами и священнодействиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

С настоящего времени все королевство должно будет следовать одному порядку. – Если, при всей ясности выработанного порядка, возникнут по поводу чего–либо в нем сомнения, недоумевающие должны обращаться за разрешением к местному епархиальному епископу, который пусть и предписывает какие–либо меры относительно возникших недоумений, лишь бы только меры эти не стояли в противоречии с чем–либо содержащимся в самой книге. Если–же и епископ не будет свободен от сомнений, то пусть он обращается за разрешением их к архиепископу. Предисловие заключается несколькими указаниями относительно частных случаев богослужебной практики. Хотя и предписано, говорится здесь, чтобы все читалось и пелось в церкви на английском языке для назидания присутствующих, но если кто–либо станет совершать утреннюю или вечернюю молитву частным образом, то он может употреблять при этом и другой какой–либо язык, лишь бы он был для него понятным. Все священники и диаконы должны ежедневно совершать утреннюю и вечернюю молитву, частным образом или публично, если только не препятствуют им болезнь или другая какая-либо уважительная причина. Приходской священник, если он находится дома и если ничто ему не препятствует, должен совершать утреннюю и вечернюю молитву в церкви, приказывая пред началом её благовестить в колокол, чтобы и народ мог собраться слушать Слово Божие и молиться вместе с ним. За предисловием в книге помещались наставления о том, в каком порядке должны производиться чтения Священного Писания при Богослужении. Из этих наставлений мы узнаем, что книга псалмов должна прочитываться на утренней и вечерней молитве в продолжении каждого месяца. Ввиду этого она разделяется на части, так что, начинаясь при начале месяца, оканчивается к последнему его числу и в новом месяце опять начинается сначала. При конце каждого псалма предписывается «слава и ныне». На утренней и вечерней молитве полагаются два чтения (lesson), из коих для первого служит Ветхий Завет , а для второго – Новый. Ветхий Завет распределяется на столько частей, чтобы большая его часто прочитывалась ежегодно однажды. Новый Завет за исключением Апокалипсиса, из которого избраны только некоторые части для чтения при особых случаях, разделён на столько частей, чтобы в продолжение года он прочитывался три раза, при чем рядовые и праздничные чтения Апостола и Евангелия в счёт не принимаются. Для определения того, какие чтения полагаются на известный день, составлены особые таблицы, которые и приложены при книге. Кроме общих таблиц на каждый день года составлены и таблицы чтений на праздники, как подвижные, так и не подвижные. Если на известный день назначены особые чтения, то рядовые в таком случае уже не употребляются. Коллекты (особые молитвы), Апостолы и Евангелия, назначаемые на каждый воскресный день, должны употребляться и во все дни недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Некоторые церемонии уничтожены потому, что их в последнее время накопилось такое великое множество, которое стало бременем невыносимым. Ещё Августин жаловался, что, благодаря умножению церемоний, положение христиан сделалось хуже, чем положение иудеев, и советовал при удобном времени уничтожить это иго. Но что сказал бы Августин, если бы увидел те церемонии, какие употреблялись церковью в последнее время, и количество которых не может быть и сравниваемо с тем, что видел Августин в своё время? Чрезвычайное количество наших церемонии так велико и многие из них так темны, что они скорее затемняют, чем разъясняют людям благодеяния к ним Христа. Кроме того, Евангелие не есть закон церемоний, каким в значительной части был закон Моисеев, но религия, предписывающая служение Богу в свободе Духа, довольствующаяся лишь теми церемониями, которые содействуют благопристойному порядку и дисциплине и которые способны возвысить ум человека к воспоминанию его обязанностей по отношению к Богу, назидая его своим особенным значением. Важнейшая же причина уничтожения некоторых церемоний состоит в том, что они были злоупотребляемы отчасти суеверною слепотой грубых и невежественных людей, а отчасти ненасытною алчностью тех, которые имели в виду более свою корысть, чем славу Божию. Такие злоупотребления не могут быть уничтожены, если не уничтожить самые церемонии, которые послужили для них поводом. Любителям нововведений составители книги выставляют на вид, что без некоторых церемоний невозможно соблюсти в церкви должный порядок и дисциплину. Если же так, то нет никаких оснований отказываться от старых церемоний, если они хороши и должным образом употребляются. Неразумно восставать против них только потому, что они стары, ибо древность их скорее должна возбуждать к ним уважение. Оскорбляться оставленными церемониями не следует, ибо злоупотреблявшие и обременявшие человеческую совесть отменены, а оставлены лишь необходимые для дисциплины и порядка, и притом они не должны быть почитаемы наравне с законом Божественным, но по уважительным причинам могут быть видоизменяемы. Эти церемонии, наконец, не тёмные и не немые, но установлены таким образом, что каждый может понимать, что они обозначают и к чему предназначены. Объяснение оканчивается заявлением, что, вводя настоящий Богослужебный строй, составители его имеют в виду только свой народ, нимало не осуждая при этом другие нации и признавая за каждою страною полное право вводить в обрядовом отношении то, что ей представляется лучшим 566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Но так как находятся люди, которые упорствуют в своей приверженности к старому порядку, то настоящий парламент предписывает изъять из употребления и уничтожить все антифоналы, миссалы, процессионалы и все вообще книги, прежде употреблявшиеся при церковном Богослужении. – Под страхом штрафов и тюремного заключения, все эти книги к назначенному сроку должны быть непременно выданы мэрам, старостам и т. п., а чрез них епископам и архиепископу, чтобы последние передали их публичному сожжению, или иным каким–либо способом уничтожили. Денежному штрафу подлежат и все чиновники и даже сами епископы, если они будут небрежны или медлительны в уничтожении остатков католического Богослужения 590 . Но и после законодательного утверждения нового богослужебного строя практика английской церкви выдвинула ещё некоторые вопросы, которые в книге общих молитв оказались не предусмотренными, а потому потребовали особых мер для своего разрешения. В июле 1550 года, недавно назначенный Лондонский епископ Ридли предпринял визитацию своего диоцеза 591 . Из данных им по этому случаю внушений 592 мы, между прочим, узнаем, что многие священники при совершении литургии по новому чину, может быть даже просто по привычке, употребляют разные обряды и совершают разные движения, прежде практиковавшиеся при латинской мессе, каковы напр. целование престола, омовение рук или пальцев, возвышение агнца и показывание его народу, облизывание чаши, знаменование крестообразно своих глаз или головы дискосом или покровом, дуновение на хлеб или чашу и мн. др. – Епископ предписывает, чтобы не дозволялось при Богослужении ничего такого, что не предписывается книгою общих молитв. – Из тех же внушений мы узнаем, что во многих местах возникли в то время разногласия по вопросу о том, какого рода престол должен быть употребляем в английских церквах. В некоторых местах остаются прежние алтари, а в других они заменены обыкновенными столами. В видах водворения единообразия и принимая за внимание, что форма стола более может содействовать тому, чтобы отвлечь народ от старых суеверий папистической мессы, епископ увещевает клир и старост заменить алтари столами, прилично покрытыми и поставленными на удобном и достойном месте, так чтобы священник и приобщающиеся были отделены от остального народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

ДЯДЯ ГЕОРГИЙ Дядя Георгий был не последний, кто отправлялся на фронт с земляками. С грустной улыбкой нас, малолетних, Он обнимал молодыми руками. «Поберегите Вано и Арсена, я ухожу помогать побратимам!» - Нас покидал он. Глаза постепенно В звезды разлуки слеза обратила. Он по тропинке пошел, где Чаляна… День занавесил сумрак ли, мрак ли. Небо вздохнуло вдруг покаянно и уронило первые капли. В «Воспоминаниях о Тбилиси», завершающих книгу и представляющих несколько новелл, посвященных конкретным творческим людям Грузии, поэтесса Ирэна Сергеева размышляет над категорией вечности через феномен творчества, понимаемого ею и как чудо, и как труд, и как любовь. «Встречаясь с Софьей Мирзашвили, я не торопилась знакомиться с самим Тенгизом Мирзашвили. Те художественные принципы, которым подчиняются картины сына, те черты личности, что я по этим картинам только угадывала, высказывает и проявляет в общении с людьми мать. Благодаря ей я понимаю теперь, что не только особая зоркость глаза, богатство воображения, но и ранимость души, предельная искренность и преданность искусству делают человека художником» . А вот еще одно, достойное запоминания воспоминание о живописце Эдуарде Амбокадзе. «Можно ходить за ним по пятам с блокнотом и записывать – целая книга получится. Мне запомнилась одна фраза, сказанная мимоходом, но выражающая характер художника и его творчества: “Так жизнь люблю, что умереть готов”» . Тема жизни превалирует над темой смерти в творчестве и самой Ирэны Сергеевой, и увековеченных ею грузинских художников. Не тщета бытия, но его неизбывность, его непрерывность – суть мировоззрения разных авторов, представленных в книге, выраженная различными художественными средствами. Образ вина и винопития в Грузии имеет более глубокие смыслы, чем привычные бытовые, связанные с пороком пьянства. Вино для грузин – это кровь земли, через виноградную лозу попадающая в жилы человека и смешивающаяся с его кровью. Фольклорный образ вина напоминает о кровном родстве каждого человека с землей, своим родом и друг с другом. Вино для грузин символ не помрачения ума, а, наоборот, очищения, просветления, исповедальности, осознания человеком своей исконной сути. Вино в Грузии помогает понять жизнь и по-божески прилепиться к ней. Так пронзительно об этом говорит Ирэна Сергеева.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/04/...

Протест Боннера против Горна имел, как мы видели, своим последствием особый парламентский статут, состоявшийся в 8-й год царствования Елизаветы, т. е. в 1566 году. Так как этот статут посвящен разъяснению именно вопроса о законности установленного при Эдуарде чина посвящения, то его свидетельство имеет для нас весьма существенное значение. В нём парламент, между прочим, весьма решительно заявляет, что 1) существующие в невежественном народе клеветы и злые речи относительно законности епископских посвящений не имеют никакого основания (not grounded uppon anye just Matter or Cause), 2) эти посвящения совершаются должным образом и вполне соответственно с законами королевства (to be dulye and orderly done according to the Lawes of this Realme), 3) король Эдуард VI, узаконяя книгу общих молитв, присоединил к ней и чин посвящения, 4) хотя эта книга при Марии была отменена, но в первый год царствования Елизаветы парламент, актом единообразия (An Acte for the uniformitye), снова установил и утвердил её для повсеместного употребления со всем тем, что в ней содержалось (and all thinges the —296— rein conteined), 5) в силу этого, королева Елизавета и предписывала доселе совершать посвящения согласно имеющемуся в книге общих молитв чину, а потому 6) ясно и очевидно, что относительно этих посвящений не может быть никакой справедливой причины к сомнению (verie evident and apparaunt that no Cause of Scruple Ambiguitie or Doubte cane or maye justly be objected against the sayd… Consecrations). 1784 Таким образом парламент теперь ясно свидетельствует, что статут первого года Елизаветы, восстановляя книгу общих молитв, узаконил вместе с нею и входивший в её состав чин посвящения. Довольно сильным, по-видимому, возражением против принятого нами понимания рассматриваемого статута может служить собственноручная заметка Сесиля на одной рукописи, сохранившейся в государственном архиве. Еще до своего архиепископского рукоположения Паркэр, как мы видели, обсуждал с Сесилем возражения, могущие возникнуть по поводу этого предполагаемого акта.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

116 Тареев Михаил Михайлович (1867–1934) – русский религиозный философ и богослов; профессор Московской Духовной академии (1902–1918). Отвергая традиционное «аскетико-символическое» примирение религии и жизни, считал невозможным «социализацию» христианства в каких-либо внешних формах: оно реализуется во внутреннем мире личности, ее духовных установках и мотивах. Основные сочинения – «Основы христианства» (т. 1–5,1908–1910), «Предел коллективизма» (1912), «Социализм: нравственность и хозяйство» (1913), «Христианская философия» (1917). В книге «Пути русского богословия» Флоровский резко критически оценил богословские построения Тареева (они были подвергнуты официальному осуждению в 1910 г. в Московской Духовной академии). Его ранние (до 1908 г.) статьи собраны в пятитомной системе «Основ христианства», а важнейшие из поздних в сборнике «Философия жизни» (1916). Но вся религиозно-философская концепция в полноте ее выводов была с полной определенностью формулирована уже в его первом, написанном еще на студенческой скамье труде «Искушения Богочеловека, как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа, в связи с историей дохристианских религий и христианской Церкви» (М., 1892). 117 Тареев нигде ни разу, – даже в статье о Достоевском, – не отмечает своей близости к нему в истолковании искушений Христа, в придании им универсально-исторического значения – хотя вряд ли возможно сомневаться во влиянии Достоевского на его построение. 118 Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) – русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. В отходе европейской культуры от религиозных начал и утрате духовной цельности Киреевский видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в западной философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учения восточной патристики. 119 Эдуарде Джонатан (1703–1758) – американский теолог. Эмерсон (Emerson) Ралф Уолдо (1803–1882) – американский философ, эссеист, поэт, крупнейший американский романтик; родоначальник трансцендентализма; развивал идеи Ф. Шеллинга, У. Водсворта, Новалиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010