С начала XVII в. иезуитами пущена была в обращение злая выдумка, будто бы Паркер и его сподвижники поставили друг друга не священным рукоположением в храм, а кощунственной церемонией, совершенной в гостинице. В настоящее время факт рукоположения Паркера признается не подлежащим сомнению: оно совершенно было 17 декабря 1559 г. четырьмя рукополагателями в Ламбетской капелле по чину, установленному при Эдуарде. Но признанием самого факта рукоположения отнюдь еще не устраняются и не разрешаются недоумения и возражения против законности и действительности этого посвящения с точки зрения канонов древне-вселенской церкви. Дело в том, что от совершения хиротонии Паркера и утверждения его архиепископом кентерберийским отказались т епископы-католики, законность и полноправность которых была несомненною, а явились его рукополагателями такие «епископы», права которых совершать действительную хиротонии были сомнительны. Из них три (У. Барлоу, Дж. Скорп и М. Ковердаль) были епископами, низложенными с своих кафедр в царствование Марии – католички во имя власти римского епископа; возвращены им епископия полномочия и предназначены новые кафедры королевскою властью в царствование Елизаветы. Четвертый из рукополагателей Паркера (Дж. Годжкинс) был лишь только викарием (суффраганом), т. е., по канонам, не имел права самостоятельно действовать в качестве епископа, особенно при совершении рукоположений в священные степени (антиох. соб. 10 прав.), тем более при хиротонии во епископа-примаса; такое полномочие дано ему, как и первым трем рукополагателям, светскою властью. Современная англиканская иерархия таким образом имеет своим источником светскую власть; властью «мирских начальников» совершилось в Англии восстановление древнего порядка церковного управления. Согласить таков способ восстановления этого управления с узаконениями древне-вселенской церкви затруднительно 489 , тем более, что наказание, наложенное на трех рукополагателей Паркера, во имя власти» римского епископа, могло быть и снято, по духу древне-церковного законодательства, властью, действовавшею во имя римского же епископа, а не королевскою властью 490 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Итак, на время малолетства короля установилось в Англии правительство в форме единоличного протектората, снабжённого весьма широкими полномочиями. Для реформаторской партии такой оборот событий был решительным торжеством, потому что и протектор, и большинство его советников, занявших теперь высшие должности в государстве, были сторонниками реформы. Вопрос о преобладании был таким образом решён не в пользу католицизма и восторжествовавшая партия, забрав в свои руки бразды правления, под главным руководством архиепископа Кантерберийского, тотчас же взялась за дело продолжения и дальнейшего развития религиозной реформы. Предшествовавшее царствование, как мы видели, для религиозной реформы в значительной степени расчистило путь и подготовило почву. Правительству Эдуарда выпадала теперь на долю задача не сначала начинать какое–либо новое дело, а продолжать и развивать то, что было уже начато прежде него, созидать на том основании, которое заложено было при Генрихе. Но новые строители могли, конечно, если не в общем плане, то по крайней мере в некоторых частностях, не сочувствовать взглядам и намерениям того, кто был первоначальным основателем здания. Принимаясь потому за продолжение прежде начатого дела, они не прямо приступают к дальнейшей постройке; но предварительно возвращаются на некоторое время назад и бросают общий, критический взгляд на все то, что было сделано прежними строителями. В этом общем взгляде они примечают нечто такое, что оказывается не согласным с их намерениями; а потому предполагается ими к уничтожению. То, что сходится с их собственным планом, получает новое подтверждение; отмечаются наконец и те пункты, опираясь на которые, должна будет возводиться дальнейшая постройка. В законодательстве Генрихова царствования было несколько статутов, существование которых совершенно не соответствовало духу и целям настоящего правительства; в первом–же парламенте, собравшемся при Эдуарде, все эти статуты были уничтожены. Новое правительство заявляло, что наилучшие отношения, какие желательны между королём и подданными, должны состоять в том, чтобы король руководствовался более всего милосердием и снисходительностью, а поданные повиновались ему по любви, а не по страху.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Благодаря сочинениям Беды Достопочтенного, в особенности «Церковной истории...» и мартирологу, почитание К. уже в VIII в. распространилось за пределы Нортумбрии. Среди его ранних свидетельств в Юж. Англии - сказание о К. в составе Древнеанглийского мартиролога, составленного в IX в., возможно в Мерсии (The Old English Martyrology. 2013). По преданию, укрепление почитания К. было связано с его помощью кор. Альфреду Великому (871-899) в борьбе против викингов. Подробные сведения об этом приведены в «Истории о св. Кутберте», но легенда упоминается также в более ранней хронике Биртферта из Рамси (рубеж Х и XI вв., сохр. в составе компиляции XII в. «История королей англов»; возможно, это упоминание - вставка, сделанная в Дареме) и в позднейших источниках. Согласно самой ранней версии, зимой 877/8 г., когда Альфред с немногочисленными приближенными укрывался от норманнской армии на болотах в окрестностях Гластонбери (ныне графство Сомерсет), к нему пришел незнакомый странник. Альфред предложил разделить с ним остатки пищи, но странник исчез, оставив вино и хлеб нетронутыми. Вскоре в лагерь вернулись слуги короля с необычайно большим уловом рыбы. В ту же ночь К. явился Альфреду во сне, назвал себя, пообещал свою помощь и предсказал победу над врагами, а затем - власть над всей Британией. Король последовал советам К., собрал войско и разбил врагов в битве при Этандуне (май 878; вероятно, ныне Эдингтон в графстве Уилтшир). На смертном одре Альфред Великий завещал своему сыну и преемнику Эдуарду Старшему почитать святого. Считается, что эта легенда сложилась в Х в. в связи с союзом королей Этельстана и Эдмунда (внуков Альфреда Великого) и «общины св. Кутберта». Но сохранились косвенные указания на то, что почитание К. уже существовало в Уэссексе в эпоху Альфреда Великого. Возможно, среди книг, привезенных в Англию ок. 855 г. мон. Гримбальдом из Сен-Бертена, к-рого Альфред пригласил для проведения церковных реформ, была версия Йоркского метрического календаря с упоминанием К. Копией этого календаря может быть т. н. стихотворный календарь Хампсона, созданный в нач. Х в., при кор. Эдуарде Старшем ( McGurk P. The Metrical Calendar of Hampson//AnBoll. 1986. T. 104. P. 79-125). В древнеангл. переводе «Церковной истории...» Беды Достопочтенного, выполненном в годы правления Альфреда Великого, главы о К. воспроизведены почти без купюр, хотя в др. частях перевод значительно сокращен ( Gretsch. 2005. P. 81). Однако поминовение К. не отмечено в календаре из Псалтири Юния, созданном в 20-х гг. Х в. в Уинчестере или Кентербери (ркп. Bodl. Junius. 27).

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Богатые имения английских университетов много раз возбуждали зависть и служили предметом алчных поползновений со стороны некоторых жадных стяжателей. Находились такие ненавистники науки, которые старались поживиться университетскими имениями, придумывая для того благовидные предлоги, но их попытки, к счастью, не имели доселе никакого успеха. Когда с таким ходатайством обратились к королю Генриху он отвечал: «я замечаю, господа, что монастырские имущества так разохотили вас и заострили ваши зубы, что вы добираетесь теперь и до колледжей. Но, уничтожая монастыри, мы имели лишь в виду положить предел греху, а вы разрушением колледжей хотите ниспровергнуть всякое благочестие. На мой взгляд, самое лучшее употребление дано тому именно поземельному владению в Англии, которое предоставлено университетам, ибо, благодаря поддержке этих учреждений, королевство наше будет благоустраиваться и тогда, когда мы уже успеем умереть и сгнить. Если вам дорого собственное благополучие, откажитесь от своей мысли и будьте довольны тем, что уже имеете. или ищите честных средств для увеличения своего имущества, ибо я так люблю науку, что не соглашусь убавить и одного пенса из тех, которые предназначены на её поддержку.» При короле Эдуарде алчные искатели снова возобновили свою попытку, но опять успеха не имели. Герцог Соммерсэт в ответ им, между прочим, говорил, что «если падет наука, которая людей диких делает цивилизованными, грубых и безрассудных – добрыми и мудрыми советникам, упорных мятежников– верными подданными, а злых– благочестивыми христианами, то чего же можно ожидать повсюду, как не варварства и неурядицы?. При королеве Марии время было слишком горячее, чтобы можно было думать о подобных проектах. но теперь, при милостивой государыне нашей Елизавете, говорит Гаррисон, попытка, как слышно, снова повторилась и опять не имела успеха, как не будет, надеюсь, иметь и никогда. Какой же добрый человек пожелает видеть свое отечество подобным древней стране Готов и Вандалов, которые постановляли законы против науки и образованных людей не допускали в свои советы, а потому и превратились в диких и кровожадных адских собак до тех пор, пока не обратились к науке и не подчинились влиянию цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

- Да, я помню Илюхина. Он потом был депутатом Госдумы. Короткое время - с февраля по август 1991 года, когда я был начальником Аналитического управления КГБ и впервые получил доступ к внутренней союзной информации, меня интересовали общие вопросы. Я докладывал Крючкову, что мы сидим, как будто у кровати больной матери, которая не имеет шансов на излечение. Ее нельзя спасти, можно только мерить температуру, менять горчичники. Я подготовил два документа о людях, которые играли основную роль в окружении Горбачева. Речь шла об Александре Яковлеве и Эдуарде Шеварднадзе. Они были главными советниками: Яковлев занимался внутренними делами, а Шеварднадзе - внешними. Материалы были мне предоставлены по распоряжению Крючкова, чтобы я мог написать записку об этих людях. Я исполнил в одном экземпляре, хотя копии должны храниться в архиве ФСБ, но я не гарантирую, что они сохранились. Вытекало из двух документов следующее и весьма однозначное: эти люди не имеют ничего общего с будущим социалистического строя, они в основе своей работают на Запад. Мотивировки там было достаточно. Яковлев и Шеварднадзе были спаяны с силами в США и в Европе, которые их курировали. Например, Шеварднадзе перестал рассылать руководству страны записи своих бесед с иностранцами. - С какого периода времени он перестал рассылать? - Я говорю о той дате, когда возглавил Аналитическое управление КГБ. Примерно с февраля 1991 года. Ни одной записи уже не проходило. О чем он говорил и с кем? Может, он устно докладывал Горбачеву, но это было уже нарушением действующей нормы. Шеварднадзе никогда не пользовался нашими переводчиками. Никогда не вел беседы в зданиях советских посольств. Всегда уезжал на виллы, где были американские переводчики. То есть государство было лишено возможности контролировать своего министра иностранных дел. Что касается Яковлева, то его деятельность носила открытый характер. Он руководил идеологическим фронтом и заменил всех руководителей центрального телевидения, радио и газет. То есть к власти пришла целая плеяда людей, которые потом организовали то, что мы называем информационной революцией, произошедшей под видом «перестройки».

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/30/niko...

В 18–й год правления Эдуарда 3–го произошло, как мы видели, довольно резкое столкновение Английских сословий с папою Климентом VI по поводу сделанных им провизий в пользу двух новых кардиналов и это столкновение оставило по себе след в законодательстве Англии. Возбуждённые действиями папы, король, лорды и общины, собравшиеся тогда в парламенте, приказывают прочитать те определения, которые были сделаны против папских притязаний при Эдуарде I и, взяв их в основание, вырабатывают новый акт, который и получает силу закона. Этим актом запрещалось, под страхом конфискации имущества, привозить в Англию буллы, провизии, резервации и другие документы, противные правам короля или его подданных, а также получать эти документы и приводить их в исполнение. Акт предписывал отбирать все подобные бумаги, где бы они ни были найдены, а самих провизоров и всех тех, которые, на основании этих бумаг, производят деяния противные правам патронов бенефиций или их кандидатов приводить к королю, который произносит над ними приговор по своему усмотрению. Затем постановлено было, что нарушители этого акта должны подвергаться лишению покровительства законов, вечному заключению или изгнанию из королевства 60 . В двадцать пятый год Эдуардова царствования, по общему согласию короля, лордов и общин, постановлен был новый статут против папских притязаний, который в последующей истории Англии приобрёл себе большую известность под именем статута «of provisors». Папа, говорилось в этом статуте, постоянно присвояет себе назначение на церковные бенефиции Англии, нарушая при этом свободные выборы корпораций и патронатские права короля и его подданных. Завладевая бенефициями, он раздаёт их за деньги иностранцам, вследствие чего Английские сокровища вывозятся из страны, королевство беднеет, а своим людям в нем заграждается доступ к церковным должностям. Такие злоупотребления необходимо нужно прекратить, а потому парламент теперь и постановляет, что отныне избрания корпораций на епископские и другие бенефиции должны быть свободными и права патронов ненарушимыми, как это было прежде, несмотря ни на какие провизии папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Отсюда отплывал фрегат «Паллада»…  – 7 октября 1852 г. из Кронштадта на фрегате «Паллада» ушел в двухлетнее плавание Иван Александрович Гончаров (1812–1891). В 1858 г. он издаст свою двухтомную книгу путешествия «Фрегат „Паллада“». Примечания Стой спокойно, Глеб, стой спокойно! (нем.) Дети, домой! (нем) Девушка из Риги (нем) Глеб курит (нем). Положение обязывает (фр). Скамья для молитвы (фр) От лат extemporalia учебные упражнения – тексты для перевода на латынь или древнегреческий. старый лев подобен больному (лат). винительными с неопределенными (лат) женщина (лат.). Примечания Благодарю (пол) Польская скороговорка: стрекочет кузнечик в тростнике. Может, пан инженер озверел? Встал и не играет! (пол) кляча (пол) председателя (пол) бездельник, лентяй (пол) Что я имел, что ты имел, что он имел (фр.). Что мы имели, что вы имели… (фр) Я римский гражданин, меня зовут Кай Муриум. В смерти не меньше души, чем в убийстве (лат). косвенная речь (лат) средний (лат) отсталая (фр). с листа, без подготовки и без словаря (фр). Локти, локти! (фр) Дмитрий, у тебя лопнет живот (фр) скромное место для отдыха (фр). я хотел, что бы вы. я вас хочу (фр) разборчивая (фр) теща (фр). туда и обратно (ит). приносишь удачу (фр) Мода есть мода (фр) Помещение, приспособленное под кухню (нем) обе комнаты (нем) Вегетарианский суп (нем) Малышка очень умная (нем) Оба больны (нем) Но малышка очень умна (нем) Доктор – еврей (нем) курорт Киссенген (нем). Решено (нем). «Знаешь ли ты эту страну…» (нем) Но малышка была самой умной… (нем) Вокзал в Анхальте (нем). Академическая гостиница (ит). мэрия (ит). Госпожа очень любознательна (ит). русские друзья господина Эдуарде (шп). большое спасибо (ит) Английская уборная (ит) сахар (ит). Синьорина, пожалуйста… сахар кусковой (ит). брат (ит). Нет, нет, Елена, дорогая (ит). О, какая симпатичная девчушка… (ит) Послушайте (ит). тотчас приду (ит). Погиб (ит) дом, хижина (ит) Бароло (ит)  – сорт винограда и вина. «Да хранит тебя Господь» (лат). еврейка? (ит) Да (ит) сын… (ит)

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Был ли Матфей Паркер посвящен Вильгельмом Barlow " ым? Действительность посвящений и рукоположений в англиканской церкви зависит от действительности посвящения Паркера. Разберем некоторые факты, относящиеся к сему вопросу. «Кафедра Кантербурийского архиепископа сделалась вакантною 17 ноября, 1858 – с смертию Кардинала Pole. 8 июля. congé d " élire было послано в Кантербури; и за тем, 22 июля, капитул был приглашен собраться 1 августа; на этом собрании декана и пребендариев, было положено, by а compromise, как часто бывает при подобных выборах, предоставить декану поименовать (to name), кого он хочет; декан, согласно с грамотой королевы поименовал д-ра Паркера; тогда они все утвердили это избрание и публично его огласили, и заключили все пением Те Deum. 9 сентября, большая печать была приложена к документу на его посвящение; документ этот адресован был епископами Durham’a, Bath и Wells, Peterborough, Lanndaff, к Barlow и Scory... В нем они обязывались посвятить его... Дело это, однакож, отложено было до 6 декабря... Когда Tonstal, Bourn и Pool отказались то сделать, тогда новая грамота (Warrant) за большою печатью была послана к епископу Landaff’a, к Barlow, quondam Batuoniensi episcopo, nunc Cicestrensi electo Scory, quondam Cicestrensi episcopo. nunc electo Herefordiensi, Miloni Coverdale, quondam Exoniensi episcopo, Richardo Bedfordensi, loanni Thedfordensi, episcopis suffraganeis, et Ioanni Bale, Ossoriensio episcopo; – в силу этой грамоты все они или четверо из них имели посвятить его…. 17 декабря Паркер был посвящен в Ламбертской капелле Барловым, Скори, Ковердалем и Годжкинсом согласно с «Liber Ordinationum», составленной при короле Эдуарде.... Таким образом, Паркер, будучи посвящен сам, стал потом посвящать епископов на другие кафедры» 1 . Был ли же действительно Паркер посвящен Барловым? Римские католики утверждают, что нет и вот, между прочим, по каким причинам. Во-первых, потому-де, что в тот самый день, как он принял титул Кантербурийского архиепископа, римские католики стали называть его узурпатором, и прямо в глаза говорили ему , что он не получил никакого посвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_I_Popo...

Кальвинизм, составляя радикальную оппозицию организации католической Церкви, носил как в устройстве церкви, так и в своих республиканских политических стремлениях характер резко отличный от консервативных стремлений епископальной Церкви. Этот-то характер и направление Кальвинизма стали основою пуританских движений в Англии, так что пуританство было не более как развитый в национальном духе и при туземных условиях Кальвинизм. Первые проявления пуританской оппозиции в духе Кальвинизма стремлениям высокой Англиканской церкви мы видим при Эдуарде VI. В это еще время в Англии брошены были искры, которые в последствии произвели страшный пожар, едва не истребивший епископальную систему. Первым представителем пуританской оппозиции был проповедник Гупер (Hooper), человек энергический, живший в царствование Генриха VIII в Швейцарии и познакомившийся с туземными реформаторами. Пользуясь большею популярностью, он избран был в сан епископа Глочестера; но при посвящении Гупер отказался возложить на себя епископский орнат как запятнанный в католической Церкви служением антихристу, не хотел дать и присяги предписанной каноническими правилами. Это обстоятельство подало повод к спорам между Гупером и представителями епископальной Церкви. Первый не остановился на этом, он возбуждал в народе недовольство остатками католических обрядов 534 . В таком же направлении действовал и проповедывал в Англии и шотландский реформатор Нокс, но о нем будем говорить после. Но главный очаг кальвинистического пуританства в Англии была община разноплеменных эмигрантов континента в Лондоне, управляемая супер интендентом Ласко 535 (поляк). Основавшись на началах Кальвина, она служила так сказать образчиком сепаратизма и диссентерства. Богослужение ее своею простотою резко отличалось от пышного католического. Церковное ее устройство в основе своей имело республиканские начала пресвитерианства. Особенно оппозиция ее против англиканской церкви выразилась в отвержении следующих отличительных пунктов епископальной системы: а) в отвержении видимой главы церкви, б) – разделении клира на иерархические степени и в) в отмене многих удержанных или только видоизмененных католических церковных обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

— Поясните, пожалуйста. — Надо понять, что изначально, когда каждый из них решил пойти против течения, они защищали отнюдь не себя. У них-то на тот момент, можно сказать, всё было в порядке. А выступили они как раз в защиту театра и своего руководителя — Татьяны Васильевны Дорониной, с которой обошлись ужасающе несправедливо. — У них был выбор? — Был. Они могли бы промолчать, закрыть глаза на всё, что закрутилось с приходом нового руководства, как молчит другая часть труппы. И это было бы, абсолютно в их личных интересах. Все из них знали, поступая иначе, навлекут на себя огромные неприятности. Им и «сверху», и из той, другой части коллектива говорили об этом напрямую. Но они не сдались. Восхищаюсь ими. Считаю, что все, кому по-настоящему дорог МХАТ, должны низко им поклониться. Потому, что они реально доказали, насколько важен для них русский реалистический, психологический театр. И именно их сопротивление не позволило убить театр в одночасье и, я думаю, до сих пор поддерживает веру в людей у Татьяны Васильевны Дорониной. — Да-а… Бояков явился разрушить МХАТ. Здесь не просто личная неприязнь — столкнулись разные представления об искусстве и культуре. Как вы думаете, когда выступившие против Боякова это поняли? — Думаю, очень скоро. Он начал-то с того, что безостановочно уверял всех в своём уважении к Дорониной и в нерушимости традиций МХАТ. Но его слова полностью разошлись с его делами. Да одного «Последнего героя» - пьесы, которую Бояков определил как основу для программного спектакля «нового МХАТ», вполне достаточно было, чтобы понять главное об Эдуарде Боякове. — Сущая правда! Помню, с какой невероятной брезгливостью читал я этот грязный текст, извлечённый из интернета. Мысль в итоге была одна: неужели такое можно ставить на сцене? Однако тогда же увидел и услышал, что Бояков придаёт какое-то запредельное значение постановке этой жалкой поделки. Мне довелось быть на его встрече со зрителями, перед которыми в то время он всячески лебезил. Так вот, реагируя на всеобщее возмущение принятой пьесой, он чуть не на колени встал. И буквально умолял: «Только дайте нам возможность завершить работу над этим спектаклем — и вы сами убедитесь…»

http://ruskline.ru/opp/2020/04/28/akters...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010