Но попытки так и остались попытками. Западное христианское общество все еще находилось под обаянием папского всемогущества и страшилось сделать решительный шаг, а с другой стороны, папы XV века были настолько изворотливы, что всегда находили средства разрушить все реформационные планы. Все-таки эти попытки проложили путь настоящей реформации. § 27. Виклиф, Гус и Савонарола Английский богослов Джон Виклиф (1324–1384 гг.) выступил со своими реформаторскими стремлениями во второй половине XIV века. Обстоятельства благоприятствовали ему. В то время (при Эдуарде III) английское правительство мало-помалу начало освобождаться из-под опеки папства и потому благосклонно смотрело на его против­ников. Виклиф начал тем, что в 1356 году издал сочинение «О последних временах Церкви», затем во время (с 1360 г.) борьбы Оксфордского университета с нищенствующими монахами стал устно и письменно доказывать несостоятельность монашества. К этому времени относится, между прочим, его сочинение «О бедности Христа», в котором нищенствующие монахи представлены в весьма невыгодном свете. В 1366 году, когда английское правительство отказалось платить ленную подать папе, Виклиф выступил с сочинением в защиту правительства. За это он сделан был профессором и доктором богословия в Оксфорде (1372 г.). В 1374 году по поручению своего правительства Виклиф в числе других отправлялся к папскому двору в Авиньон для переговоров о церковных делах. Здесь он лично познакомился с испорченностью папства и по возвращении открыто стал проповедовать, что папа есть антихрист. В своих нападках на папство Виклиф дошел до того, что отвергал в принципе священство, поставляя не посвящение, а личное благочестие того или другого иерархического лица источником его прав на управление и священнодействие в церкви. Нищенствующие монахи воспользовались этими и подобными мыслями Виклифа, чтобы обвинить его в ереси. Они выбрали из его сочинений и лекций 19 положений и отправили их папе Григорию XI как еретические. Назначен был суд над Виклифом (в 1378 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта внешняя оболочка, быть может, важнее даже для понимания так называемого «красного террора». Перед нами прошел уже садист в полном смысле слова – харьковский Саенко. Несколько слов о его помощнике матросе Эдуарде, рассказывает Карелин: знаменит был тем, что, дружески разговаривая с заключенным, смеясь беззаботным смехом, умел артистически «кончить» своего собеседника выстрелом в затылок. Таким же зверем изображает осведомленный в одесских делах Авербух председателя местной чеки Калинченко. О его «причудах» и диких расправах рассказывали целые легенды: однажды во время празднования своих именин К. приказал доставить из тюрьмы «трех самых толстых буржуев». Его приказ был выполнен, и он в каком-то пьяном экстазе тут же убивает их из револьвера. «Мне как-то раз пришлось посетить кафе «Астра» по Преображенской улице, посещаемое исключительно большевицкими служащими» – пишет Авербух 286 . «И здесь мне совершенно неожиданно пришлось выслушать рассказ известного палача «Васьки» о том, как он раз расправился с двумя буржуями, как они корчились и метались в предсмертных судорогах, как они целовали у него руки и ноги и как он все-таки исполнил свой революционный долг». Среди одесских палачей был негр Джонстон, специально выписанный из Москвы. «Джонстон был синонимом зла и изуверств»... «Сдирать кожу с живого человека перед казнью, отрезать конечности при пытках и т. п. – на это способен был один палач – негр Джонстон». Он ли один? В Москве на выставке, устроенной большевиками в 1920–1921 гг., демонстрировались «перчатки», снятые с человеческой руки. Большевики писали о том, что это образец зверств «белых». Но... об этих перчатках, снимаемых в Харькове Саенко, доходили давно в Москву слухи. Говорили, что несколько «перчаток» было найдено в подвале Ч.К. Харьковские анархисты, привезенные в Бутырскую тюрьму, единогласно свидетельствовали об этих харьковских «перчатках», содранных с рук пытаемых. «Нас упрекают в готтентотской морали», говорил Луначарский в заседании московского совета 4 декабря 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Гордыня эта, однако, может не только вознести на спокойную высоту Олимпа, но и уподобить нас мятежным титанам. Как-то раз, когда студенты (вполне обоснованно) ругали мою статью, один из них, упорный, как грызун, вел себя так, что мне пришлось сказать: «За последние пять минут вы дважды обвинили меня во лжи. Если вы не можете спорить иначе, я уйду». Я думал, он или взорвется, или попросит прощения. Как ни странно, он не сделал ни того, ни другого. Он продолжил выражаться в том же духе. Нас явно разделял железный занавес. Студент этот не мог вступить ни в какой личный контакт — ни во вражеский, ни в дружеский — с такими, как я. Почти несомненно, за этим стоял какой-нибудь замкнутый круг. Для него мы не люди, а образчики возраста, типа, круга, с которым давно пора покончить Общаясь с нами, он, в сущности, с нами не общался, он делал дело, распылял дуст (я сам слышал, как один из них употребил этот образ). Два милых священника и не особенно милый грызун были очень образованны, как и те, кто при Эдуарде прямо называли себя «избранными». Но гордыня круга может поразить и вполне обычных людей, и выражаться тогда она будет гораздо грубее. Все мы видели, как говорят мальчишки в школе с «новеньким» или старые друзья в кабаке — при случайном посетителе. Они всячески показывают, что ему их не понять. В сущности, дружба может стоять на этом одном. При чужаке с наслаждением, как бы походя, называют отсутствующих, чтобы он не знал, о ком идет речь. Как-то мне повстречался человек, который так и сыпал неведомыми именами «Ричард Баттон мне сказал…» — начинал он фразу. Мы по молодости не смели выдать ни ему, ни друг другу, что никогда не слышали о Ричарде Баттоне. Много позже мы узнали, что он был никому из нас не известен. (Я даже подозреваю, что ни Ричард Баттон, ни Езекия Кромвеллс, ни Элинор Форсайт вообще не жили на свете. А мы целый год ходили пришибленные.) И олимпийскую, и мятежную, и пошлую гордыню круга найти нетрудно. Опрометчиво счесть, что наш собственный круг ее лишен. Опасность эта почти неотделима от дружеской любви Быть может, мы не станем ни бунтарями-титанами, ни простыми хамами, мы станем «избранными». Общность, соединившая нас, исчезнет, и мы будем «кругом ради круга», самозваной (а потому нелепой) аристократией.

http://pravmir.ru/lyubov-chast-3-druzhba...

Explication de la messe. Paris. 1778, τ. VII, p. 4 et cet.). Цвинглий, проповедовавший свою новую реформу в Цюрихе в то время, когда Лютер обнародовал свою в Виттенберге, не признавал в евхаристии пресуществления тела и крови Христовой, и в составленной им в 1525 г. новой литургии упоминал о месте совершения евхаристии, как о простом столе. В этой литургии сказано, что по окончании проповеди распростирают чистую скатерть на столе, где ставят корзинку полную хлебов без закваски (опресноков), небольшие блюда и деревянные чашки, полные вина (Ibid. р. 28). В Англии при Генрихе III-м, при котором в 1531 г. были разорваны сношения с Римом, совершалась древняя литургия во всей полноте. Новая литургия введена была при Эдуарде I-м, спустя 18-ть лет после принятия лютеранства. В этой литургии, напечатанной в Лондоне в 1549 году, на английском языке, еще говорилось об алтаре. Но во второй литургия, напечатанной там же и на том же языке в 1552 г., уже не упоминается об алтаре, а заменяет его стол (ibid. р. 42). Наши мнимые старообрядцы имеют много сходного с протестантскими мнениями, когда рассуждают о довершении евхаристии на св. престоле, илв об антиминсе. 21 Пророк Малахид говорит: «Несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад имя мое прославися (прославится) во языцех, и на всяком месте фимиам приносится (будет приносится) имени моему и жертва чиста: зане велие имя мое (будет) во языцех, глаголет Господь Вседержитель» ( Малах. 1:10,11 ). Под жертвою чистою, которая будет приноситься на всяком месте, разумеется бескровная жертва тела и крови Господней в таинстве евхаристии. Здесь нельзя разуметь: а) иудейские жертвы; так как к ним тут же выражается нерасположение Божие, и они приносились в одном месте в Иерусалиме и не совершались язычниками; б) тем менее можно разуметь языческие жертвы, так как они не были чистыми, богоугодными; юже жрут языцы, бесем жрут, а не Богови (1 Κορ.,Χ, 20); в) нельзя разуметь и крестную смерть Господа, так как она одна была принесена на Голгофе, а пророк говорит о многих жертвах; г) наконец нельзя разуметь и жертвы духовной, которыми называются: вера, любовь, молитва , или подобные благочестивые расположения и дела; ибо у пророка говорится о жертвах, что они будут новые, а жертвы духовные не следует называть такими, ибо они и прежде были у людей благочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

…накануне августовских каникул. Английские служащие в первый понедельник августа получают дополнительный выходной день. Эти «каникулы» горожане обычно проводят за городом. Вильгельм Завоеватель (1027—1087) — герцог Нормандии, а затем английский король (1066—1087). С войском, состоявшим из нормандских и французских рыцарей, Вильгельм вторгся в Англию и в битве при Гастингсе одержал решительную победу. Сделавшись королем, он конфисковал земли у англо-саксонской знати и усилил закрепощение английского крестьянства. Впоследствии коренное население страны — англо-саксы — смешалось с завоевателями. Вильям Педжет (1506—1565) — английский государственный деятель. Занимал видные посты при королях Гehpuxe VIII и Эдуарде VI, при королевах Марии Кровавой и Елизавете. Последняя дала ему отставку, и остаток дней своих Педжет провел на покое. Тамплиеры — или храмовники — члены монашеско-рыцарского ордена, основанного в 1119 году во время крестовых походов. Тамплиеры неоднократно приходили в столкновение с королевской властью. B XIV веке орден был упразднен римским папой по настоянию французского короля. Анна Клевская (1515—1557) — четвертая жена Генриха VIII. Английский король женился на ней в 1540 году и уже через несколько месяцев потребовал от парламента признания этого брака недействительным.  Уорик, «делатель королей». Так называли графа Ричарда Уорика (1428—1471), которому удалось во время войны Алой и Белой розы захватить в плен Гehpuxa VI Ланкастера (1461) и возвести на престол Эдyapдa IV Йорка. В дальнейшем Уорик пытался низложить непокорного Эдуарда, но был убит в бою с королевскими войсками. Солсбери, сыгравший немаловажную роль в битве при Пуатье. 19 сентября 1356 года при Пуатье (город на западе Франции) произошло одно из значительнейших сражений Столетней войны (1337—1453 с перерывами) между Англией и Францией. Сражение окончилось сокрушительным разгромом французского рыцарского ополчения английской наемной пехотой, вооруженной луками. В битве при Пуатье погибли многие французские феодалы. Английский граф Вильям Солсбери (1328—1397) командовал крупным подразделением английских войск и проявил, отражая атаку французских рыцарей, незаурядное воинское искусство.

http://azbyka.ru/fiction/troe-v-lodke-ne...

После перечисления ещё нескольких злоупотреблений, бароны заключают, что, если Бог не восстанет и не рассеет его врагов, если король и его парламент не употребят силу против зла, неизбежно должно последовать истощение богатств королевства, упадок благосостояния и разорение церкви. По прочтении жалобы, парламент призвал легата Теста и предъявил ему выставленные против него обвинения. В своё оправдание Теста не мог сказать ничего, кроме того, только, что он действовал по полномочию от папы. После всестороннего обсуждения дела, согласным решением короля, лордов и общин было постановлено, что перечисленные притеснения и вымогательства более не должны быть допускаемы во владениях короля. Папскому нунцию было предписано не делать ничего вопреки этому постановлению ни лично, ни чрез других; отменить и уничтожить все, что было прежде сделано в этом смысле им, или его агентами; собранные им суммы задержать в пределах королевства до решения короля. Чтобы придать делу более гласности, король, лорды в общины решили переписать представленные им жалобы против притеснений и с посольством отправить к папе. Шерифам было наконец приказано расследовать имена агентов нунция, которые служили орудиями притеснений, и, арестовав их, предать суду королевской скамьи 45 . Что правительство Англии не ограничивалось одними постановлениями, это можно видеть напр. из того, что подать в тысячу марок при Эдуарде 1-м не вносится в Рим один раз в продолжение шести лет, а другой раз в продолжении одиннадцати лет 46 . Весьма характерен в этом отношении случай, происшедший с Уилльямом, епископом Уорчестерским. Папа Бонифаций VIII–й, назначая Уилльяма на епархию, в булле своей, согласно с господствовавшими в то время в папстве стремлениями увеличить свою власть насчёт государей, заявляет, что ему принадлежит право давать епископам не только „spiritualia», но и „temporalia“, т. е. не только права духовные, но и светские, соединённые с обладанием епархией. Это заявление сочтено было незаконным вторжением в права короны и епископ должен был, при принесении присяги королю, оговорить соблазнительное выражение буллы и сделать пред королём и советом признание, что «temporalia» епархии он принимает от короны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Правда, что обвинения эти вполне неосновательны, о чем более подробно мы скажем впоследствии. Но возникнуть, без всяких поводов к тому со стороны методистов, такие обвинения не могли. Мы согласны признать, что методисты заискивали в Карле Эдуарде и шотландцах; но цели их вовсе были не те, которых достигал или стремился достигнуть «претендент». Все, чего хотели методисты и в чем они могут быть виновны, в этом неразъясненном вопросе, кажется, может быть сведено к тому, что методисты в армии претендента стремили навербовать новых приверженцев методизма. При легкомыслии претендента весьма могло случиться и то, что он обещал бы методизму свое покровительство, если бы мог рассчитывать с их стороны на содействие при достижении королевского трона. 233 – Как бы то ни было, методизм в 1746 году уже имел свои вполне организованные общины во всех частях Англии; доказательством этого факта служит постановление о делении общин на округи, сделанное на третьем годичном собрании руководителей методизма, т. е. на конференции методистов 1746 года. Этим делением на округи представители методизма хотели дать правильность странствованиям проповедников методизма по стране; результатом упомянутого постановления было деление Англии на 7 методистских округов. 234 Мы уже упоминали, что около 1745–6 годов методизм начал распространяться и среди шотландцев. Но шотландцы, более склонные к кальвинизму, были поэтому благосклоннее к проповеди Уайтфилда, нежели к проповеди Джона Весли. 235 С этой точки зрения весьма будет понятно то обстоятельство, что пресвитеры Шотландии, стоявшие во главе пресвитерианского движения, еще в 1741 году приглашали Уайтфилда проповедать в капеллах своего союза. Они надеялись воспользоваться его проповедническим талантом для своих целей. Уайтфилд не желавший прикрепляться к одному месту, отказывался сначала; явившись однако после настоятельных просьб, он не оправдал надежд, возлагавшихся на него пресвитерианами; он имел большой успех, как и в Англии, но он не хотел проводить в своих проповедях тенденций пресвитерианства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Erlangen; Leipzig, 1881–1929. О Гансе Лицманне см. заметку В. Шнемельхера в TRE (Т. 21 (1991).S. 191–196). О нем же см.: Apollinaris von Laodicea und seine Schule. Tubingen, 1904; Petrus und Paulus in Rom. Bonn, 1914. О Фридрихе Лоофсе см. статью С. Биттера в TRE (Т. 21. S. 464–466). О нем же см.: Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Leipzig, 1887; Nestoriana. Die Fragmenta des Nestorius. Halle, 1905; Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. 6-е изд. (с исправлениями К. Аланда). Tubingen, 1959. Об Эдуарде Шварце см.: Rehm A. Eduard Schwartz wis-senschaftliches Lebenswerk//Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1942 (Heft 4); Simonetti M. Novant " anni. Op. cit. P. 28-. Ограничусь упоминанием Acta conci-liorum oecumenicorum (ACO), публикуемым в Берлине начиная с 1922 г., и Zur Geschichte des Athanasius, серии фундаментальных трудов, собранной вместе в третьем томе Gesam-melte Schriften (в 5 т. Берлин, 1963). 448 Об Эрике Петерсоне см.: Nichtweib В. Erik Peterson. Neue Sicht auf Leben und Werk. Freiburg; Basel-; Wien, 1992. Также упомяну краткую, но очень важную монографию: Der Monotheismus als politisches Problem. Leipzig, 1935 – кроме того, см. ниже, в данной статье, примеч. 2, с. 244. 449 О кардинале Джованни Меркати см.: Vian G. M. Bibliotheca divina. Op. cit. P. 251–253. Значительная часть его более чем четырехсот публикаций включена в Scripta Minora в шести томах, опубликованных в Ватикане, первые пять – в 1941 г., а шестой, последний, – в 1985-м. О Луи Дюшене см.: Wache В. Monseigneur Louis Duchesne (1843–1922). His-torien de l " Eglise, directeur de l " Ecole francaise de Rome. Roma, 1992. Кроме L " histoire ancienne de l " Eglise в трех томах, опубликованных в Париже между 1906 и 1910 гг., осужденной в связи с антимодернистской реакцией, ему принадлежат также прежде всего издания Liber Pontificalis (опубликована в Париже в двух томах между 1886 и 1892 гг.) и Martyrolo-gium Hieronymianum, вместе с Дж.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Ведущая роль в постепенном введении в 40-х гг. XVI в. в Церкви Англии новой формы богослужения принадлежала Т. Кранмеру (1489-1556), в 1533 г. ставшему архиепископом Кентерберийским. Кранмер, являвшийся убежденным сторонником протестант. Реформации, после опалы и казни Т. Кромвеля (ок. 1485-1540) был наиболее близким и доверенным советником кор. Генриха VIII по религ. вопросам и сохранил влияние при его преемнике кор. Эдуарде VI (1547-1553). Исполняя дипломатические поручения в континентальной Европе в нач. 30-х гг. XVI в., Кранмер имел возможность непосредственно познакомиться с различными литургическими реформами, осуществленными в европ. протестант. общинах. В частности, в 1532 г. в Нюрнберге он присутствовал на богослужениях, совершавшихся по чину, разработанному в 20-х гг. XVI в. М. Лютером (1483-1546). Значительное влияние на религиозные взгляды Кранмера оказало его знакомство с М. Буцером (1491-1551); Кранмер состоял с ним в постоянной переписке и был хорошо знаком с предложенными им вариантами реформирования богослужения. Кроме того, Кранмеру был известен англ. перевод нем. протестант. богослужебных текстов (A Simple and Religious Consultation of Us Herman by the Grace of God, Archbishop of Colone... L., 1547), подготовленных при участии Буцера и Ф. Меланхтона (1497-1560) архиеп. Кёльнским Г. фон Видом (1477-1552), который предпринял завершившуюся неудачей попытку реформирования церковной жизни в Кёльне (ср.: Cuming. 1983. P. 73). Наряду с этим Кранмер опирался и на католич. источники: при работе над новыми богослужебными текстами он использовал как традиц. богослужебные книги сарумского обряда, так и подготовленную испан. кард. Ф. де Киньонесом (ок. 1482-1540) по поручению папы Римского Климента VII новую редакцию католич. Бревиария (1-е изд.- 1535; 2-e изд., с исправлениями - 1536; см. в ст. Бревиарий ). В XIX в. исследователи обнаружили и опубликовали 2 рукописных проекта реформирования богослужения (написаны отчасти Кранмером, отчасти его секретарями), которые относятся к кон.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

Была у И. В. Манциарли, которая познакомила меня с одной интересной женщиной, армянкой. 18-ти лет она поступила вольноопр в рус армию, сражалась простым солдатом, скрывая свой пол (фигура у нее подходящая), получила за храбрость Георгия. Теперь работает среди армян, считая своей миссией объединение этого народа на национальной почве. Слушая ее, я думала: «Какие разные типы людей дает жизнь! И как важно не нивелировать, не стричь всех под одну мерку, а наоборот, раскрывать в каждом человеке его личность со всеми природными ее качествами и свойствами». Случайно прохожу через кабинет  Ни. Он сидит задумавшись у стола. Вдруг слышу: «Да, книга о персонализме будет очень важной». Утром он очень взволновался, читая газету, где пишут об Эдуарде и истории его любви к M-ss Симпсон . «Вот Так у Л. Ю. Бердяевой. Вместо зачеркнутого: Георге VIII. 166/167   ужас этих традиций! Хороши и все эти епископы и архиепископы! Не они ли пресмыкались перед Генрихом VIII , кот убивал одну жену за другой! А теперь изображают из себя народную совесть!» Все эти дни только и разговоров всюду об отречении Эдуарда VIII. По этому поводу я вспоминаю о носе Клеопатры , от которого зависела карта Европы. Вот и теперь от носа г-жи Симпсон зависит эта карта. Понедельник, 14  Обедали я и  Ни у Маритэн. Они недавно вернулись из Юж Америки, где Маритэн читал ряд лекций. Поездкой очень довольны, много рассказывали о тамошней интеллигенции, кото с жадностью поглощает все исходящее из Европы. Но вращались они, главным образом, в среде католиков и couleur мало восприняли. Говорили также о философии Шестова в связи с Кирхегартом. Возвращаясь домой,  Ни говорит мне, что общение с Маритэном для него наиболее легко, т. к. в нем он чувствует более обширный горизонт и интерес к самым различным темам. «Я чувствую его " наиболее русским " среди французов». «Перечитываю сегодня манускрипт моей новой книги " Дух и реальность " ; я нахожу, что у меня слишком профетический тон, который может раздражать, но что же? Я не могу писать иначе. Это само собой как-то выходит», — говорит  Ни.За завтраком разговор касается современных «идолов» (нации, государства и пр.). «Вот и обо мне скажут, что мои идолы: свобода, творчество», — смеется  Ни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010