Светские лорды приняли сторону общин, а потому епископы, не видя нигде поддержки, вынуждены было наконец уступить и неприятные для духовенства билли получили утверждение 299 . Палата общин торжествовала, но возмущаясь, против клира, она вовсе не считала себя неправоверною. Речь епископа Рочестерского, упрекавшего общины в недостатке веры, она привяла за оскорбление и обратилась с жалобою на него к королю, так что Фишер должен был оправдываться, уверяя, что он относил свой упрёк к богемцам, а не к членам палаты общин 300 . Антиклерикальные стремления одержали таким образом в парламенте полную победу и нам остаётся теперь посмотреть на те законодательные постановления, которые были результатом этой победы. Сессия того парламента, который обсуждал петицию общин, была очень недолговременна; она продолжалась всего шесть недель, а потому все жалобы на духовенство не успели быть рассмотренными и получить удовлетворение в её продолжение; начатое теперь дело довершено было парламентом 23–го года, который прибавил ещё несколько статутов против злоупотреблений духовенства. Сопоставляя вместе все то, что было в этом направлении сделано обоими парламентами, мы можем разделить постановленные меры на две категории: к одной из них можно отнести меры против злоупотреблений духовенства в церковных судах, а к другой – меры против злоупотреблений и беспорядков клира в исполнении им его пастырских обязанностей. По поводу злоупотреблений церковных судов и равного рода взысканий, производимых духовенством с мирян, в статуте 21–го года говорится, что ещё при Эдуарде III и Генрихе V приносимы были жалобы на обременительные поборы, взимавшиеся епископами при утверждении духовных завещаний. И тогда уже придумывались некоторые меры для облегчения сословий, во все эти меры оказывались бесплодными и тяжесть поборов усиливалась все более и более, вопреки всякой справедливости и к великому обеднению подданных короля. Принимая это в соображение, настоящий парламент и постановляет, чтобы с будущего 1–го апреля 1530–го года епископы и их уполномоченные не брали ничего за утверждение завещаний, если сумма завещаемого имущества не превышает ста шиллингов. В этом случае должно быть взыскиваемо только 6 пенсов за работу писцу. Если–же сумма имущества превышает 5 фунтов стерлингов, то за утверждение завещания поборы должны взиматься по установляемой теперь парламентом таксе, начиная с 3 шилл. 6 пенсов и до 5–ти шиллингов. Определённая такса вводится теперь и на взимания за приготовление копий с завещаний и с инвентарей наследуемого имущества. Утверждение завещаний и приготовление копий должно совершаться без всяких затруднений и с соблюдением всей возможной скорости. Если епископ превысит установляемую теперь таксу, он обязуется возвратить лишнее и, кроме того, подвергается штрафу в 10 ф. стерлингов 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Раз англикане не признают священства как таинства в ‘собственном смысле этого слова, то спрашивается, как же мы можем признать догматически этот вопрос в отношении англиканской иерархии? Мы знаем, что многие англиканские богословы, особенно в последнее время, говорят: «Мы не придаем значения своим «39 членам», мы признаем действительность благодати» и проч. Но для православного человека, стоящего вне англиканства, нет никакой положительной основы тому, что они говорят. Преосвященный Гурий, может быть, глубже остановится на догматической стороне вопроса и выяснит, что Раз англикане не признают священства, раз у них нет благодати в том именно смысле, в каком признаем ее мы, члены Восточной Православной Церкви, то как можно говорить, что у них это законно? Этого говорить нельзя. Это незаконно с точки зрения канонической и недействительно с точки зрения догматической. В прениях приняли участие главным образом Председатель Комиссии епископ Бузеуский Антим и епископ Гурий. Основные возражения были сделаны епископом Антимом. Он защищал и историческую, и каноническую, и догматическую действительность англиканских рукоположении. Епископ Антим : Посвящение Паркера было совершено не по Чиновнику понтификальному, римскому, а по чину, изданному в 1550 г. при Эдуарде Vi властью парламента и под гарантией Архиепископа Крамера. Сравнительное объективное изучение ритуала посвящения с самых древних времен во всех церквах как восточных, так и западных тем не менее установило, что чин Эдуарда VI сохранил оба главных момента ритуала посвящения, т. е. возложение рук и призывание Святого Духа. Таким образом, действительность англиканских ординаций не может быть оспариваема с точки зрения ритуала. Епископ Антим подтверждает свою точку зрения. Оставляя в стороне вопрос о догматическом содержании, об их понимании священства, об отсутствии у них православного вероисповедания, он считает несомненно установленным, что апостольская преемственность у англикан имеется. Канонические формы были соблюдены, и с точки зрения канонической апостольская преемственность в Англиканской Церкви несомненна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—397— чает, что и тут дело идет не о действительности духовной власти Годжкинса, а о законности её применения. – Таковы частные вопросы, которые автор решает в 4-й главе своего исследования (стр. 50–90) и которые входят в содержание более общего вопроса о действительности англиканской иерархии со стороны совершителей рукоположения. – Доселе автор работает преимущественно, как историк. Далее он превращается в литургиста, канониста и догматиста. – Он решает второй главный вопрос о том, англиканская иерархия ведет-ли свое начало от лиц, получивших посвящение по такой форме, которая соответствовала бы внутреннему значению, соединяемому церковью с актом рукоположения во священные степени? Здесь прежде всего в главе 5-й (стр. 90–101) автор снова обращается к возражению против законности рукоположения Паркера, которое основано на том, что это рукоположение совершено по чину, установленному при Эдуарде, отмененному при Марии и не восстановленному при Елизавете. Анализ статута парламента, обсуждавшего это возражение, приводит автора к убеждению, что оно есть в сущности недоразумение. Кроме того автор справедливо отмечает, что вопрос о законности англиканского чина посвящения в это время для православного богослова не имеет значения. – Прежде, чем перейти к решению вопроса об англиканском чине посвящения по его существу, автор в главе VI-й (стр. 102–136) делает исторический очерк отношений римско-католической церкви к англиканским рукоположениям, а в главе VII-й (стр. 136–164) излагает содержание буллы папы Льва XIII об англиканских рукоположениях и описывает впечатление, произведенное этою буллою на англикан. В очерке главы 6-й рассматриваются документы, касающиеся вопроса об англиканских рукоположениях принципиально, и примеры такого или иного разрешения его папами в частных случаях. Под первыми разумеются грамоты пап 1554 и 1555 гг., содержащие полномочия, с которыми кардинал Поль отправился в Англию при королеве Марии для воссоединения отпавшей было англиканской церкви с Римом. По мнению проф. Соколова в этих грамотах во всяком случае нет прямых и точных

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Предисловие Эту повесть я расскажу вам в том виде, в каком я слышал ее от одного человека, слышавшего ее от своего отца, который слышал ее от своего отца, а тот от своего и так дальше. Триста лет, а быть может и долее, отцы передавали ее сыновьям, и таким образом она была сохранена для потомства. Возможно, что это исторический факт, но возможно — предание, легенда. Пожалуй, все это было, а пожалуй, этого и не было, но все же могло бы быть. Возможно, что в старое время в нее верили мудрецы и ученые, но возможно и то, что только простые неученые люди верили в нее и любили ее. О, в милосердии двойная благодать: Блажен и тот, кто милует, и тот, Кого он милует. Всего сильнее Оно в руках у сильных; королям Оно пристало больше, чем корона.  Шекспир, «Венецианский купец» Глава I. Рождение принца и рождение нищего Это было в конце второй четверти шестнадцатого столетия. В один осенний день в древнем городе Лондоне в бедной семье Кенти родился мальчик, который был ей совсем не нужен. В тот же день в богатой семье Тюдоров родился другой английский ребенок, который был нужен не только ей, но и всей Англии. Англия так давно мечтала о нем, ждала его и молила Бога о нем, что, когда он и в самом деле появился на свет, англичане чуть с ума не сошли от радости. Люди, едва знакомые между собою, встречаясь в тот день, обнимались, целовались и плакали. Никто не работал, все праздновали — бедные и богатые, простолюдины и знатные, — пировали, плясали, пели, угощались вином, и такая гульба продолжалась несколько дней и ночей. Днем Лондон представлял собою очень красивое зрелище: на каждом балконе, на каждой крыше развевались яркие флаги, по улицам шествовали пышные процессии. Ночью тоже было на что посмотреть: на всех перекрестках пылали большие костры, а вокруг костров веселились целые полчища гуляк. Во всей Англии только и разговоров было, что о новорожденном Эдуарде Тюдоре, принце Уэльском, а тот лежал завернутый в шелка и атласы, не подозревая обо всей этой кутерьме и не зная, что с ним нянчатся знатные лорды и леди, — ему это было безразлично. Но нигде не слышно было толков о другом ребенке, Томе Кенти, запеленатом в жалкие тряпки. Говорили о нем только в той нищенской, убогой семье, которой его появление на свет сулило так много хлопот. Глава II. Детство Тома

http://azbyka.ru/fiction/princ-i-nishhij...

Леди Мэри — дочь Генриха от его первой жены Екатерины Арагонской, будущая королева Мария Кровавая (1516–1558), заслужившая это прозвище жестокими преследованиями протестантов. Глава V …знатных лордов Норфолька и Сэррея.. — Томас Говард, герцог Норфольк, вытеснив кардинала Уолси, стал первым лицом в королевстве, в частности благодаря родству с двумя из жен Генриха — Анной Болейн и Екатериной Говард. В конце царствования Генриха его в свою очередь оттеснил другой вельможа, граф Гертфорд, обвинив его в стремлении захватить престол для своего сына, Генри Говарда, графа Сэррея. Сэррей был казнен, а казнь Норфолька назначена на 29 января 1547 г. В ночь накануне этого дня Генрих умер, и приговор был отменен, но Норфольк просидел в тюрьме в течение всего царствования Эдуарда то есть до 1553 г. Лорд Гертфорд — Томас Сеймур, брат третьей жены Генриха матери принца Эдуарда; став родственником короля, он получил титул графа Гертфорда, а позднее, при Эдуарде — герцога Соммерсета. …наследственный гофмаршал Англии . — Должность главного распорядителя коронаций, королевских бракосочетаний и т. п. Глава Лорд Гилфорд Дадли — младший сын герцога Нортумберленда, временщика, сменившего герцога Соммерсета к концу царствования Эдуарда Глава VII Бенвенуто — Бенвенуто Челлини (1500–1571), знаменитый итальянский скульптор и чеканщик Парр — Екатерина Парр (1512–1548), шестая и последняя жена Генриха Глава …с гражданским жезлом . — Жезл — церемониальное оружие, восходящее в Англии к в. Было присвоено мэрам городов и некоторым другим официальным лицам как знак их достоинства. Орден Подвязки . — Орден Подвязки — высший английский придворный орден, основанный в 1350 году. Происхождение его названия не установлено. Существует несколько объяснений его. Согласно одному, король Эдуард дал сигнал к битве при Креси (1346), подняв на конце копья свою подвязку. Согласно другой версии, слово «подвязка» служило в этой же битве паролем. Наконец, существует предание, что у фаворитки Эдуарда графини Солсбери, на придворном балу упала подвязка. Король поднял ее, сказав: «Стыдно тому, кто подумает об этом дурно» (Honni soit qui mai y pense — эти французские слова выгравированы на ордене), и утешил графиню обещанием сделать подвязку знаком высокого почета. Орден состоит из синей бархатной ленты, которая носится под левым коленом, и золотого медальона на синей ленте, который носится на груди.

http://azbyka.ru/fiction/princ-i-nishhij...

Но все же эти попытки проложили путь настоящей реформации. Виклеф Общее недовольство Римской церковью Английский богослов Джон Виклеф (1324-84) выступил со своими реформаторскими идеями во второй половине 14-го в. Обстоятельства ему благоприятствовали. При короле Эдуарде III правительство Англии постепенно начало высвобождаться из-под опеки папства и потому смотрело благосклонно на его противников. Виклеф начал с того, что в 1356 г. издал сочинение " о последних временах церкви " , затем во время борьбы (1360 г.) Оксфордского университета с нищенствующими монахами, стал устно и письменно доказывать несостоятельность монашества. В 1366 г., когда правительство отказалось платить ленную подать папе, Виклеф выступил в защиту правительства. За это он был сделан профессорам и доктором богословия в Оксфорде. В 1374 г. Виклеф, по поручению правительства, ездил с другими в Авиньон для переговоров с папой. Там он лично познакомился с испорченностью папства и, по возвращении, стал проповедовать, что папа есть " антихрист " . В своих нападках Виклеф стал отвергать священство, доказывая, что не посвящение, а личное благочестие отдельных лиц является основанием их прав на управление и священнодействие в церкви. Это дало повод нищенствующим монахам обвинить его в ереси. Папой Григорием XI в 1378 г.был назначен суд над Виклефом. Благодаря защите английского правительства, он избежал осуждения, удовлетворив суд своими разъяснениями. Это совпало с папским расколом. Виклеф возобновил свои нападки и стал совсем отвергать епископскую власть. Он предлагал восстановить " апостольское пресвитерианское устройство " . Он полностью отвергал св. Предание, учение о чистилище и индульгенциях. Единственной нормой вероучения он признавал только св. Писание. Елеосвящение не признавал необходимым, устную исповедь считал насилием над совестью и предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом. В таинстве Евхаристии он признавал только духовное присутствие Христа и не признавал Его действительного присутствия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2168...

Вымысел легенды решительно опровергается, а вместе с тем и факт посвящения Паркера столь же решительно подтверждается несколькими современными событию документами и свидетельствами. Исследователь проф. В А. Соколов уделил очень большое внимание им, учел все возражения, например, при исследовании «регистра» Μ Паркера, Арх. Кентерберийского, и пришел к такому заключению, что все возражения настолько слабы, что никак не в состоянии подорвать историческое значение «регистра», тем более, что документ этот обладает такими свойствами и признаками, которые всякого непредубежденного исследователя решительно убеждают в его подлинности 121 . Помимо «регистра» проф. Соколов приводит целый ряд других современных событию свидетельств, которые, конечно, не могут соперничать с «регистром» по своей полноте и ясности, но сопоставление всех их в совокупности и независимо от «регистра», доказывает, по его словам, факт рукоположения Паркера с достаточною убедительностью 122 . Мы не считаем нужным перечислять все эти свидетельства, так как весь запас их не считал нужным исчерпывать и сам автор исследования, ограничившись для достаточной убедительности лишь приведенными им; мы только сообщим, что проф. Соколов, подводя итог всем своим изысканиям в разбираемом историческом факте, приходит к тому заключению, что факт архиепископского рукоположения М. Паркера 17 декабря 1559 года четырьмя рукополагателями, в Ламбетской капелле по чину, установленному при Эдуарде VI, можно в настоящее время считать вполне доказанным 123 . Присоединяясь к такому заключению профессора, мы отметим, что это заключение составляет лишь первый шаг на пути к разъяснению интересующего нас вопроса. В непосредственной связи с решением этого вопроса стоит еще более сложный и важный вопрос о том: законно ли было рукоположение Паркера и можно ли признать его действительным? Перейдем к рассмотрению этого вопроса и постараемся посильно разрешить его; но предупреждаем, что по самому своему характеру вопрос этот, от входящих в него элементов канонического и догматического свойства, приобретает актуальное для нас значение и потому нам придется на нем несколько задержаться и привести некоторые документальные выкладки из правил Вселенских и Поместных Соборов, а равно и учения Православной Церкви. Вопросом этим интересовалась православно богословствующая мысль, отразившаяся в печати со стороны многих авторов, но специально занимавшимися этим вопросом научно-исследовательски остаются у нас те же профессора В. А. Соколов и А. И. Булгаков, которые при всех затруднениях с канонической и догматической точек зрения намечали, однако, путь к решению его, но не дожили до результатов своих соображений. Мы постараемся внести в доклад самые основные положения православной точки зрения на данный вопрос, указать его остроту и найти критерий, удовлетворяющий умы и сердца членов Русской Православной и Англиканской Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже «десять членов веры» – первый вероисповедной акт Англиканской Церкви, изданный после ее разрыва с Римом, говорит только о трех таинствах, как о несомненно установленных в Новом Завете и необходимых для нашего спасения, умалчивая при этом об остальных, в том числе и о таинстве священства. Уже в «десяти членах» таким образом пола-» жена основа к уничтожению значения и действительности за указанным таинством. Позднейшие вероисповедные документы Англиканской Церкви представляют собою более или менее подробные выводы из этой основы. В изданной в 1537 году «епископской книге» таинство священства отнесено ко второму разряду таинств, имеющих низшее значение сравнительно с тремя таинствами – крещением, покаянием и приобщением, относимыми в указанной книге к первому разряду. С еще большею решительностью этот протестантский взгляд на таинство священства развит в известных 42 членах, изданных при Эдуарде VI в 1553 году. Указанный вероисповедной документ Англиканской Церкви признает только два таинства (крещение и вечерю Господню); все же остальные таинства отвергаются им. Касаясь в частности пастырского служения, «42 члена» говорят о нем словами лютеранских вероисповедных книг, что «никто не должен служить в церкви, если не будет призван к тому», и только…. Наконец, и в «тридцати девяти» членах (изд. 1562 г.), так сказать основной символической книге англиканства, отвергается всякое таинственно-благодатное значение за священством. «Таинств, установленных Господом нашим Христом,– говорится в них,– как записано в Евангелии, два: крещение и причащение. А остальные так называемые пять таинств: миропомазание, покаяние, священство, брак и елеосвящение, нельзя считать таинствами евангельскими, так как они образовались частию вследствие повреждения, происшедшего после времен апостольских, частию потому, что они суть не что иное, как состояние жизни, дозволенной в Писании; но они не одинакового свойства с таинствами– крещением и причащением»… Из всего этого можно видеть, что «тридцать девять» членов действительно отнимают у священства всякое благодатное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последняя произвела целый переворот в поземельных и социальных отношениях Англии. Значительная часть конфискованных имений была роздана королем новому дворянству, это создало целый класс влиятельных защитников церковной перемены. Архиепископ Кранмер, сочувствовавший лютеранству, хотел произвести в англиканской церкви соответственные изменения, но ни король, ни высшее духовенство не обнаруживали к этому склонности. В царствование Генриха VIII изданы были четыре распоряжения о том, во что должны веровать его подданные: это были прежде всего " десять статей " 1536 г., затем " Наставление христианина " , или епископская книга того же года, далее " шесть статей " 1539 г. и, наконец, " Необходимое учение и наставление христианина " или королевская книга 1544 г. При всем своем тяготении к католическим догматам и обрядам, Генрих VIII не был, однако, постоянен в своих решениях: он находился то под влиянием противников папства (Кромвеля, Кранмера), то под влиянием тайных папистов (епископа винчестерского Гардинера, кардинала Поля), и сообразно с этим менялись его взгляды, всегда находившие поддержку послушного парламента. В общем, до падения Кромвеля (казненного в 1540 г.), королевская политика имела более антикатолический характер, но " шесть статей " сильно склонялись к католическим понятиям и учреждениям, санкционируя даже монашеские обеты — после уничтожения монастырей. " Шесть статей " вводились с такой жестокостью, что их прозвали " кровавыми " . Преследовались одинаково и паписты, и настоящие протестанты. При преемнике Генриха VIII, Эдуарде VI, произошло окончательное установление англиканской церкви, доселе существующей, с легкими изменениями, в том виде, какой она получила около 1550 г. Верховенство короля было сохранено, но " шесть статей " отменены и заменены новыми " статьями веры " (1552), к которым следует еще прибавить утвержденный парламентом " общий служебник " . Догматическое учение англиканской церкви было приближено Кранмером к лютеранскому, но при королеве Елизавете в нем сделаны были изменения в кальвинистическом смысле.

http://drevo-info.ru/articles/3393.html

В конце своего второго замечания критик останавливается на личности третьего из рукополагателей Паркэра, еп. Ковердаля, обличая его в том, что он даже „выставлял свое отвращение от епископства наружу». (577) Главнейшими основаниями для такого обличения служат критику те несомненные факты, что Ковердаль при рукоположении Паркэра не захотел облачиться в епископские одежды, а затем отказался принять снова епископскую кафедру. Совсем не думая брать Ковердаля под свою особенную защиту, тем более что вопрос о его частных воззрениях не имеет для меня значения, не могу однако не признать, что приводимые критиком основания не достаточны для делаемого им вывода. Кто дал ему право уклонение от облачений считать признаком отрицания и епископства? Пусть он припомнит пример Гупэра и многих других, горячая оппозиция которых облачениям совсем однако не свидетельствовала о том, что они восставали и против епископства. Ковердаль отказался занять снова епископскую кафедру, но разве всякий отказывающийся от епископской кафедры непременно есть принципиальный отрицатель епископства? Чтобы утверждать так относительно Ковердаля, нужно доказать, что он уклонился от кафедры не по чему другому, а именно по отвращению к епископству: как скоро же критик этого не доказывает, он не доказывает ничего. Да и в высшей степени странно говорить о человеке ,который принимал деятельное и публичное участие в церемониях утверждения (confirmation) и рукоположения Паркэра, обставленных притом большою пышностью, что будто бы он выставлял наружу даже „свое отвращение от епископства“, Хорошо отвращение! 3) В третьем своем замечании критик упрекает меня в том, что я не рассмотрел до конца самое главное римско-католическое возражение против англиканской иерархии, а именно, „что форма посвящения, установленная при Эдуарде, недостаточна для сообщения благодати священства и епископства, потому что не выражает истинного понятия о степени священства или о ее благодати и власти, которую в особенности составляет власть освящать и приносить в жертву истинное тело и истинную кровь Господа“...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010