Шуя. Церковь Спаса Преображения в Мельничном. Преображенская церковь, церковь Николая Чудотворца Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Преображенский храм (ул. 2-я Мельничная, 61). Освящён в 1836 году. До XVII века село Мельничное - вотчина князей Шуйских, в XIX веке - поместье декабриста Н.В.Шимановского. Ныне входит в черту города. Сторожка (1879), колокольня (сер. 19в), Преображенская (Никольская) церковь (1833) с приделами Св. Апостола Якова и Преображения Господня (1869) Рядом - Источник святителя Николая. Родник известен здесь с давних времён. В 1904 году о нём упоминается в реестре питьевых вод Владимирской губернии. Сохранилось предание, что в старину здесь произошло явление иконы святителя Николая Чудотворца. С тех пор место именуется источником святителя Николая. О святости источника свидетельствует множество случаев чудесных исцелений. Святителю Николаю был посвящён и сам храм (ныне церковь Преображения Господня). Преображенская (Никольская) церковь в Мельничном Церковь примечательна своим расположением, убранством, древним происхождением, современной историей. Церковный комплекс с храмом, сторожкой и небольшим кладбищем расположен на живописном склоне холма, который огибают небольшие речки Сеха и Мотовилиха. В 17 в на речках стояли мельницы, с чем и связывают название села. Несмотря на незначительную высоту холма на общем фоне равнинной местности церковь видна с северных подъездов к Шуе – от Осиновой горы, дорог от Иванова (автомобильной и железной), Дунилова, Введенья. Все значимые в Шуйской послевоенной церковной жизни события связаны именно с храмом в Мельничном. Храм был закрыт в 1930-е гг., затем открыт в 1940-е. В период, когда храм был закрыт, помещение использовалось как мастерские и склад. С конца 40-х до начала 90-х гг церковь в Мельничном оставалась единственной действующей в Шуе (село Мельничное присоединено к Шуе 16.05.1940). Во всем шуйском районе богослужения не прекращались в единственной церкви - в с. Кузнецово. Утраченные после закрытия храма церковные ценности и утварь частично компенсировались личными пожертвованиями шуян (до революции в Шуе и ближайших к городу селах – Мельничном, Юрчакове, Взорново действовало свыше 20 храмов, в том числе один монастырь), приносивших в единственную церковь семейные иконы, церковные книги.

http://sobory.ru/article/?object=07482

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Сщмч. Иоанн, мц. Анастасия и мч. Петр Языков. Фрагмент иконы «Собор Шуйских новомучеников». 10-е гг. XXI в. Сщмч. Иоанн, мц. Анастасия и мч. Петр Языков. Фрагмент иконы «Собор Шуйских новомучеников». 10-е гг. XXI в. Иванович Языков (1881, г. Шуя Владимирской губ. (ныне Ивановской обл.) - 10.05.1922, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново)), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мирянин. С детства ходил в храм и пел на клиросе. В юности обучился профессии литейщика, работал на Шуйской фабрике объединенной мануфактуры сначала рабочим, а затем заведующим литейной мастерской. В марте 1922 г. в Шуе начала действовать уездная Шуйская комиссия по изъятию церковных ценностей в рамках кампании по изъятию церковных ценностей (см. в ст. Шуйский процесс ). 13 марта, когда комиссия должна была прийти в собор для проведения описи, П. шел на фабрику и проходил неподалеку от Воскресенского собора. Увидев, что у входа в собор собирается народ, и узнав, что придут представители советской власти и будут переписывать церковное имущество, он вошел в храм. Когда члены комиссии проходили мимо него, П. увидел, что председатель комиссии А. Н. Вицин пьян, и сказал стоящим рядом: «Смотрите, эти люди вошли в церковь пьяными, это оскорбление верующих. К тому же они вооружены. С оружием входить в алтарь нельзя». Комиссия, встретив сопротивление верующих, удалилась. П. был арестован в марте того же года в ходе массовых арестов по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Проходил по делу вместе со священномучениками прот. Павлом Светозаровым, священниками Иоанном Рождественским , Иоанном Лавровым и Александром Смельчаковым, со старостой Воскресенского собора Александром Парамоновым и с 19 др. мирянами. После окончания следствия к суду было привлечено 19 чел., в т. ч. П. На состоявшемся в Иваново-Вознесенске процессе П. виновным себя не признал и подтвердил свою позицию - что изъятию подлежат только излишки. Постановлением Выездной сессии Верховного ревтрибунала при ВЦИК от 25 апр. 1922 г. П. вместе с прот. Павлом Светозаровым и со свящ. Иоанном Рождественским приговорен к расстрелу. Они расстреляны и погребены, по одним данным, в общей безымянной могиле на месте казни, по другим - на пустыре за 1-й городской больницей.

http://pravenc.ru/text/2580280.html

4. Икона Св. Иоанна Предтечи, древняя, греческого письма, в сребропозлащенной ризе. На Св. Иоанне Крестителе риза накладная жемчужная. Предание говорит, что образ сей дар царя Ивана Васильевича Грозного, присланный в Покровский собор. Достоверность этого предания подтверждается тем, что на задней стороне доски находится следующая надпись: «Царя Ивана Васильевича 7108 года». Шуйские граждане к сей иконе питают особенное благоговение. 5. Икона Св. Иоанна Воина, с изображением по сторонам некоторых событий из его жизни, в сребропозлащенной ризе, с таковым же венцом, украшенным стразами и другими камнями. Весу в ризе 4 фун. 84 зол. Внизу иконы следующая надпись, выбитая на ризе: Иоанна Войнственника. Воеводской канцелярии воеводы Илии Андреева сына Обухова 1747 года. А на краю ризы, подогнутом под икону, следующая надпись: «1814 года месяца сентября сооружена на оной образ серебряная риза при уездном судье Александре Матвееве Иванове». Икона сия до 1867 года находилась в присутственной комнате Шуйского уездного суда, в который передана была, вероятно, из воеводной канцелярии. В означенном году, с упразднением уездного суда, она передана была в Покровский собор. Икона сия в летнее время находится в холодной Покровской церкви, а в зимнее время – в теплой. К иконе этой, как весьма древней, не только жители Шуи и окрестных селений, но и отдаленных мест Владимирской и смежных губерний, издавна питают глубокое благоговение. 6. Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», художественной кисти. На Божией Матери и Богомладенце – короны из разных камней: страз, бирюзы, аметистов; риза на ней сребропозлащенная, вызолочена усердием поч. гражд. И. М. Терентьева. Икона эта замечательна тем, что вместо больных, слепых, нагих и прочих, которые обыкновенно пишутся на иконе Божией Матери, «Всех Скорбящих Радость», изображены около Богоматери: «радость миру родившей и греховную печаль потребившей», 66 святых мужей и жен Ветхого и Нового Заветов. Внизу иконы надпись: «Писал сей Св. образ города Шуи в церковь Св. Пророка Предтечи Иоанна по обещанию Шуйской осыпи и воеводского княжева двора дворником Герасимом Михайловым, а писал Шуянин Борис Болотов в лето от Рождества Христова 1747 апреля 7 дня». Другая надпись: «Сделана на сей образ риза усердием Шуйских купцов Федора Герасимова и сына его Иоанна Поповых в лето от Рождества Христова 1841. Весу в ризе 14 фун. 54 зол.».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Ночью Богоматерь явилась во сне настоятелю и, с гневом взирая на него, сказала: «зачем ты препятствуешь старцу Дорофею идти с Моим образом на родину? Этим упорством ты противишься Моей воле». Настоятель пробудился от сна и чувствовал от сего видения великий ужас. Немедленно объявив братии о видении, он пошёл на то место, где был образ Богоматери Одигитрии, и, взяв его оттуда, с благоговением отдал старцу Дорофею и благословил его идти на родину. Старец принял от настоятеля образ и благословение и отправился в путь, решившись, по прибытии на родину, поставить этот образ в своей приходской церкви, во имя Всемилостивого Спаса, Он достиг уже Мологского стана и реки Юги; был уже только в семи верстах от села Никульского, как вдруг почувствовал усталость, поставил икону на дерево и сам лёг под ним и заснул. Пробудясь, он хотел идти опять в путь, подошёл снять икону с дерева, но никак не мог сдвинуть её с места; покушался раза три, но икона оставалась недвижимой. Старец приведён был в крайнее недоумение, и услышал от иконы голос: «зачем напрасно стараешься снять образ Мой: Я желаю, чтобы здесь, где ты находишься теперь, сооружена была обитель для иноков, в ней и да пребудет образ Мой навсегда, и с ним благодать Моя и сила». Старец, выслушав голос сей, не смел уже снимать иконы с дерева, но устроил себе келью, та внёс в неё икону и поселился сам, провождая день и ночь в усердных молитвах перед иконой Богоматери. Жители окрестных селений узнали о пришествии старца и о принесённом им чудотворном образе Богоматери, и отовсюду начали приходить на поклонение к сему образу, приводя с собой одержимых различными недугами и болезнями. Немощные по мере веры получали исцеление. По смерти старца, в 1623 г., в его кельи уже не осталось жителя; священники села Никульского решились взять из неё икону Богоматери и перенести в церковь . Икона перенесена была; но на другой день, пришедши к утрене, они не нашли её в церкви, а обрели её в кельи старца на прежнем месте, и перед ней горящую свечу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Памятником высокого духовного настроения и образования преп. Павла сохранились: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон сорока мученикам и канон (писанный ямбическими стихами) честному кресту. Император Роман старший, в царской своей грамоте (хрисовуле), данной Павлу на устроение обители на горе Афонской, называет его величайшим из философов. (См. «Аф. Патер.», ч. 1, стр. 54). Празднование Смоленской иконе Богородицы Смоленская икона Богоматери называется Одигитрия и по сказанию предания написана св. Лукой. О древности этой иконы в России сказания различны. Говорят: сей иконой благословлена на путь в Россию Греческая царевна Анна – супруга св. равноапостольного князя Владимира – сестра Греческого императора Василия II. Иные говорят, что Смоленская икона привезена из Греции в Россию в 1046 году, когда Константин Мономах, выдавая дочь свою царевну за Всеволода Ярославича, князя Черниговского, благословил её иконой в путь, отчего она и названа Одигитрия – путеводительница. А Владимир Мономах , сын Всеволодов, перенёс икону в Смоленск и поставил её в соборном храме Успения Богоматери, который он заложил 3 мая 1101 года. С того времени икона называется Смоленской. В 1237 году, когда полчища Батыевы приступили к Смоленску и жители Смоленска не видели ни откуда помощи, Сама Одигитрия была необоримой воеводой беззащитного города. Ночью в кафедральном соборе, где стоит чудотворная её икона, повелено было от Неё пономарю церковному объявить Меркурию, жителю Смоленска: «Меркурий, изыди скоро, в броне воинской, ибо тебя зовёт Владычица». Меркурий пришёл во храм Богоматери, пал перед иконой и слышал голос от иконы: «угодник Мой Меркурий, посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский втайне хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью и с исполином силы своей, чтобы опустошить город; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моём, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага, втайне от народа, святителя и князя, не ведующих о нападении ратных, и силой Христа Бога победишь исполина; Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему; но там вместе с победой ожидает тебя венец мучения, который прими от Христа». Со слезами поклонился Меркурий до земли святой иконе Богоматери и вышел из храма и града; призывая на помощь Божию Матерь, Меркурий проник в средину врагов и убил исполина ратного. Мужественно ожидал Меркурий нашествия врагов и отразил их силу, побораемый свыше молниеносными мужами в присутствии светлой жены, лик которой ужасом объял врагов. После поражения врагов и Меркурий поражён был в голову и таким образом кровью запечатлел свой подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В настоящее время в нем помещается в нижнем этаже и половине верхнего епархиальный свечной завод, а в другой половине находятся келии наместника монастыря. Для помещения низшей монастырской братии служил корпус, расположенный вправо от нынешних въездных монастырских ворот, по северной стороне ограды, в направлении к западу, на протяжении 26 сажен. Уже в конце XVII в. встречается упоминание об этом северном корпусе для иноков, который первоначально имел один этаж. При еп. Дамаскине (1758-1769 г.г.) над этими иноческими кельями надстроен второй каменный  этаж. В нем было шесть келий с накатными потолками, крытых тесом. В 1841 г. этот корпус покрыт железом и выкрашен медянкою. В настоящее время в нем помещается, кроме братских келий, монастырская трапезная. Корпус братских келий находится в непосредственной связи с корпусом, пересекающимся с ним почти под прямым углом в направлении к югу и известным под названием " Дворца Михаила Феодоровича " , или " Палат бояр Романовых " . http://kostromka.ru/ipatievsky/109.php Церковь в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери в Зеленой башне Новоизбранный царь Михаил Феодорович Романов, отправляясь 19 марта 1613 года в Москву на царство, шел из Ипатьевского монастыря пешком, в сопровождении крестного хода, до того места, где ныне находится так называемая Зеленая башня. В память этого события, по преданию, и построена поименованная башня, а путь, ведущей к ней из монастыря, получил название " исторического пути " . Зеленая башня, послужившая образцом для построения церкви свв. Хрисанфа и Дарии, снизу, до высоты прилегающих монастырских стен, представляет собою четвероугольник, на котором устроен многоугольник с конусообразным восьмигранным верхом, покрытым зеленой черепицей и увенчанным вызолоченным через огонь крестом на таком же яблоке. В нижней части башни находятся прежние выездные монастырские ворота, а над ними - иконы с изображением святой Троицы с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею и молящимися - преподобным Михаилом Малеиным и священномучеником Ипатием.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Теплый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы основан в 1330 году; был возобновляем в 1568, 1764 и 1854 годах. Здесь находится древняя икона, на которой изображено явление Пресвятой Богородицы князю Чету. В монастыре хранится присланная сюда патриархом Филаретом Никитичем в 1626 году часть ризы Господней. Ризница обличается богатством исторических древностей. Между прочим, сохранился доселе старинный фонарь больших размеров, с верхом в виде короны, украшенной медными бордюрами; с этим фонарем, по преданию, явилось в монастырь к царю Михаилу Федоровичу боярское посольство. Особенного внимания также заслуживают: посох черного дерева и золотой ковш царя Михаила Федоровича, находившиеся прежде в Московской оружейной палате, а императором Николаем Павловичем присланные в дар Ипатьевскому монастырю. Сверх того в монастыре хранится великокняжеское место князя Василия Дмитриевича, удалившегося сюда во время нашествия татар на Москву в 1408 году, и другое царское место, резное из липы, присланное царем Михаилом Федоровичем в 1613 году. В монастыре погребены: основатель его Чет и Иван Сусанин. При монастыре епархиальный свечной завод и дом для бедных и беспомощных священнослужителей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Основан в 1330 г. татарским мурзою Четом, который принял крещение с именем Захарии и служил у московского князя Ивана Калиты. Монастырь приобрел историческую известность со времени пребывания сосланных сюда царем Борисом Годуновым Марфы Ивановны Романовой и сына ее Михаила Федоровича, который 14 марта 1613 г. согласился по просьбе духовенства, бояр и народа принять царскую корону. Храмов четыре каменных: 1) соборный летний во имя Святой Троицы (основан в 1330 г. и перестроен в 1586 и 1650 гг.) с 2-мя приделами: во имя Михаила Малеина и в честь Смоленской иконы Божией Матери. В подвальном помещении Троицкого храма, под приделом Михаила Малеина находится храм во имя праведного Лазаря, устроенный в 1763 г.; 2) соборный теплый в честь Рождества Пресвятой Богородицы (основан в 1330 г. и перестроен в 1559, 1764 и 1864 гг.) с приделом во имя трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (находился с юго-западной стороны Троицкого собора и в связи с ним); 3) надвратная церковь во имя свв. Хрисанфа и Дарии, устроенная в 1858 г. К ней с севера примыкает малая крестовая церковь во имя свм. Ипатия и ап. Филиппа устроенная в 1875 году в одном из покоев епархиального архиерея; 4) во имя Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери устроенная в 1912 г. в Зеленой башне монастыря. Расстояние от центра Костромы 2 в. Ближайшая церковь - Богословская Богословской слободы в 150 саж.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Рис. 78. Снимок иконы Б. М. «Смоленской» в Мироварной Палате в Москве. Рис. 79. Образ Б. М. Греко-итальянского письма в Гротта- Феррата, близ Рима. Рис. 80. «Мадонна» в Пинакотеке Туринской, работы Варнавы из Модены 1370 г. Рис. 81. Образ В. М. в музее Пизы, фот. Гарджиоли. Рис. 82. Образ Б. М. в ц. del Carmine в Сиене. Рис. 83. Деталь образа Б. М. в Музее Пизы. Рис. 84. Икона греко-итальянского письма XV века, Уффици 1. Рис. 85. Чудотворный образ Б. М., наз. «Письма Б. М.», в Мессине, в ц. Кафолической. Рис. 86. Средняя часть иконы Амбр. Лоренцетти в Академии Сиены, фот.Алинари 9636. Рис. 87. Икона Б. М. Греко-итальянской школы, в Ватик. Хр. Музее 230. Рис. 88. Икона Б. М. в м. Ксенофе на Афоне. Рис. 89. Изображение чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы Абалацкия явися 7144 лета 1 июля Рис. 90. Образ Чудотворный Б. М. «Шуйской Смоленской» в Шуе, прорись Филимон, собр. Рис. 91. Икона Б. М., чеканная на серебре, в соборе Гелатского м-ря, моление родственников Баграта III († 1548). Рис. 92. «Материалы» Η. П. Лихачева, т. XMII, 33. Рис. 93. Параклис Георгия в мон. Павла на Афоне, 1423 г. Воскрешение Лазаря. Рис. 94 Икона «Страстной» Б. М., письма Андреа Рико с о. Кандии по  надписи (?), в галл. Уффиицй, Алинари 925. Рис. 95. Икона «Страстной» Б. М. конца XVII века. Рис. 96. Фреска Пьетро Лоренцетти в нижней ц. Св. Франциска в Ассизи. Рис. 97. Образ Б. М. с Младенцем из фрески Пьетро Лоренцетти в нижней ц. Св. Франциска в Ассизи, Алинари 5337а. Рис. 98. «Мадонна» в галл. Корсини во Флоренции 13, мастерской Боттичелли, фот. Андерсона 7635. Рис. 99. «Мадонна» Боттичели в Нац. галл, в Лондоне, Андерсон 1S027. Рис. 100. Мадонна, письма Амбр. Лоренцетти в абб. Евгения, близ Сиены, Фот. Ломбарди. Рис. 101. Икона Б. М. «Умиление», или «Ярославской», по преданию, князей Вас. и Константина, в Ярослав. каф. соборе (по списку С. Тр. Лавры). Рис. 102. Икона В. М. «Умиление» в Третьяковском собрании в Москве. Рис. 103. Икона В. М. «Умиления» греко-итальянского письма («Материалы» XLVII, 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

I. Hыhe, в 28-й день июля, совершается Церковью празднование, между прочим, и в честь некоторых чудотворных икон Божией Матери, явленных на Руси, – а именно: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской. Так как некоторые из вас, братия, вероятно, ничего не слыхали об этих святых иконах, то я расскажу вам ныне о каждой из них хоть в кратких словах. а) Смоленская икона Божией Матери, иначе называемая еще Одигитрией, или, с греческого языка, путеводительницей, очень древняя. По преданию, икона написана св. евангелистом Лукой и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этой иконой греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Тогда эта икона будто бы и названа Одигитрией – путеводительницей, так как она была путеводительницей царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах, перевез эту икону в Смоленск, устроив для нее соборный храм Успения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленской. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатной силой иконы Ее, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий во время битвы смертельно ранен был в голову стрелой. Через 260 лет после того, этою же Смоленской иконой литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за Московского князя; тогда же святая икона Смоленская была перенесена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того смоляне выпросили свою икону у великих князей Московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нее точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

18 августа 2012. Простите, но всё что Вы написали, это голый юридизм: Я же не единожды просил вести диалог по-совести. Ну уж если не можете… Национализация была не законной, убийства по религиозному признаку, грабежи и взрывы церквей – тоже. Сейчас это признается государством официально и идет возвращение того, что еще можно вернуть.  Следовательно,  современные требования общественных прав всех граждан РФ (или, по-вашему, прав конкретно и только Русского народа) на церкви, при наличии собственника (РПЦ ни куда не исчезала) – это По-сути попытка продолжения разбоя – примитивное: «отобрать и поделить».  А почему снова у РПЦ, а не например, у бизнеса? Ревнителям «национального достояния» могу посоветовать вместо того, что бы грустить о тех церквях которые прихожане уже восстановили (опять подчеркиваю - за свой счет ), обратить свои взоры, например, на церковь 17 века по ул Фестивальной (там сейчас гараж) или на церковь Донской иконы Богородицы на ул. Овинной (её выкупили москвичи, обшили сайдингом, внутри какое-то производство). Почему бы «профессионалам» за свой счет, как это делают «прихожане» не восстановить национальное достояние России, церковь Петра митрополита 17 в. на Мукомольном, или как это делают монахи, поднимая из руин Кирилло-Афанасьевский монастырь в центре? О том, что за городом вообще молчу. Где Вы благодарные потомки, достойные сыны Русского народа? Отчего не защитите наследие предков? Ждете, когда другие конкурирующие потомки:«прихожане» отобьют свои святыни у заботливого государства и хищного бизнеса, вновь восстановят их благолепие до уровня «национального достояния», а уж потом вы придете, и будете критиковать их, что они сделали не так с «общим»  национальным достоянием?    «Когда Вы говорите, что важнее сохранить масляную роспись XIX века, чем раскрыть первоначальные фрески XVII века, потому что так считают современные прихожане, то этим Вы объявляете, что для Вас важнее не национальное достояние России, а Ваши конфессиональные интересы. Вот с этим я не могу согласиться»

http://sobory.ru/article/?object=00584

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010