Ярославль. Церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери (Дмитриевского прихода). Карта и ближайшие объекты Церковь Дмитрия Солунского. Дата постройки 1671-1673 гг. Престолы: Дмитрия Солунского; Смоленской Богоматери, Богоматери Шуйской. Двухстолпный храм, с одной световой главой (первоначально пятиглавый), с тремя апсидами, с колокольней у северо-западного угла, крыльцом, папертью перед западным фасадом. В 1-й четверти XIX века были разобраны четыре главы первоначального пятиглавия, шатер колокольни, перестроено западное крыльцо, в 1700 г. - северная паперть и придел; паперть позднее разобрана; после 1700 - пристроена шатровая колокольня. Реставрирована в 1980-е годы.  Пятиглавый, с шатровой колокольней, храм Дмитрия Солунского поставлен в 1671-73 неподалеку от Которосли на месте деревянной церкви, сооружение которой предание относит ко времени Дмитрия Донского. Внешнее убранство храма сдержанное, в духе самых ранних ярославских церквей 17 века. Фрески, выполненные в 1686 году под руководством Дмитрия Григорьева, считаются высшей точкой развития ярославской живописи 1680-х. В 19 веке для облегчения сводов разобраны четыре боковые главы, с севера пристроена цилиндрическая паперть. Предназначенный после революции к сносу, серьезно обезображенный памятник реставрировался в конце 1970-х. Со стороны улицы Большей Рождественской к Дмитриевскому храму прилегает теплая церковь Похвалы Богородицы, возведенная в 1748 на месте более древнего каменного храма, а затем перестроенная в классическом стиле. Этот храм является действующим. Холодный, в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии, построен в 1671-1673 г.г. «заботами священника Иоанникия» на месте старой деревянной церкви, разобранной в 1645 г. На его сооружение, как явствует из грамоты царя Алексея Михайловича, было использовано 100 000 кирпичей, оставшихся от постройки каменных башен земляного вала в Ярославле. В храме было освящено три придела: на правой стороне алтаря во имя Великомученика Димитрия Солунского, на левой стороне во имя Великомученика Георгия Победоносца, и в паперти в честь девяти мучеников Кизических.

http://sobory.ru/article/?object=00584

Шуя. Кафедральный собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты Воскресенский собор в Шуе является подворьем Николо-Шартомского монастыря. Построен в 1799 г. Более поздняя по времени постройки колокольня, по непроверенным данным, - третья по высоте в России (106,5 м). Воскресенский собор расположен в северной части города на возвышенном, левом берегу реки Тезы, в 70 саженях от неё расстоянием. Вид от собора к северу – восхитительный. Внизу, под горой, протекает река, на которой шумит мельница. За рекой на большое пространство раскинуты луга, покрытые озёрами и прорезываемые рекой Тезою в разных направлениях. Далее виднеются поля и леса, кресты и куполы сельских церквей и колоколен. Воскресенский собор был прежде приходскою Воскресенскою церковью. Когда была основана эта церковь - неизвестно. Нужно полагать, что основание её относится ко временам, не отдаленным от основания самого города. Ясно же упоминается о ней в 1629 году… Воскресенский собор с главной церковью во имя Шуйской – Смоленской иконы Божией Матери имеет вид четырехугольника. Увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченною чрез огонь. Кровля покрыта железом, выкрашенным ярью. Стены оштукатурены цементом и выбелены, в некоторых местах украшены лепною работою. Окна в три света. В храм ведут три входа. На задней стороне паперть и входное крыльцо с колоннами – каменные, внутри искусно расписанные разными священными изображениями. По обеим сторонам паперти устроены две небольшие каменные палатки с глухими железными дверями для хранения разных церковных вещей. На северной стороне крыльца каменный, для выливания воды из купели, колодезь. На южной стороне храма входное крыльцо чугунное, изящной работы. На нем кровля железная, украшенная тремя чугунными, вызолоченными крестами; поддерживается она 10-ю красивыми чугунными колоннами. Между колоннами на 4-х полуколоннах утверждены 4 стеклянные фонаря с вызолоченными, на верху их, крестами. Вверху, в середине фронтона, образ Шуйской – Смоленской Божией Матери, написанный в древне-греческом стиле. На оборотной сторне его образ Господа Саваофа. Крыльцо обустроено в 1866 году усердием церковного старосты Н.Г. Калужского и стоило 2000 р. На северной стороне входное крыльцо каменное со ступенями из белого камня. По сторонам крыльца железные решетки. Фронтон его поддерживается 4-мя каменными колоннами. Двери, ведущие в собор с трех сторон – тройные: первые – железные, вторые – дубовые, полированные, с зеркальными стеклами, третьи, окрашенные под дуб, с бемскими стеклами. Последние навешиваются только в зимнее время. Во всех окнах собора двойные рамы с бемскими стеклами. Под собором устроена в 1866 году церковным сторостою Н.Г. Калужским духовая печь, которою нагревается весь собор. Устройство печи стоило 3,000 руб. сер.

http://sobory.ru/article/?object=00143

Иеромонах Дамаскин (Волин) 27 апреля 2023 г. 15:30 Иеромонах Дамаскин (Волин) 04.01.1974 – 23.01.2023  23 января 2023 года в зоне проведения СВО погиб руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Шуйской епархии Ивановской митрополии насельник Николо-Шартомского мужского монастыря иеромонах Дамаскин (Волин). PDF-bepcuя . Иеромонах Дамаскин (в миру Денис Александрович Волин) родился 4 января 1974 года в г. Риге Латвийской ССР. Мальчик рос очень болезненным, страдал астмой. Климат Балтики оказался для него неподходящим, и семья была вынуждена переехать в Новосибирск. На новом месте Денис начал серьезно заниматься спортом, поступил в Новосибирский автотранспортный техникум. Характер будущего священнослужителя проявился в одном из первых жизненных испытаний. Из-за своего заболевания Денис не должен был служить в армии, но он преодолел множество бюрократических препятствий и добился, чтобы ему вручили повестку. Отслужив в танковых вой­сках и демобилизовавшись в середине 1990-х годов, молодой человек стал активно воцерковляться. Первые церковные послушания он нес в Михаило-Архангельском мужском монастыре с. Козиха Новосибирской области. Эта обитель была построена по благословению уроженца тех мест архимандрита Наума (Байбородина), который стал духовником Дениса. По его благословению Денис Волин вступил в число братии Николо-Шартомского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области, который в то время отстраивался после десятилетий запустения. Пятнадцатого сентября 2002 года архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий (Щуров; † 2016) рукоположил послушника Дионисия в сан диакона. Двадцать седьмого ноября того же года архимандрит Никон (впоследствии митрополит Астраханский и Камызякский) постриг диакона Дионисия в монашество с именем Дамаскин, в честь преподобного Дамаскина Афонского. Через три года, 4 мая 2005 года, архиепископ Амвросий рукоположил диакона Дамаскина во священника. С 2005 года иеромонах Дамаскин несколько лет нес послушание старшего воспитателя в школе-пансионе для мальчиков в скиту Саввино-­Сторожевского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Темрюкского района Краснодарского края (сегодня это Патриаршее подворье при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»). Это учебное заведение было создано по благословению архимандрита Наума, и многие воспитанники иеро­монаха Дамаскина впоследствии окончили духовные семинарии и стали священниками. За время несения послушания в детском учреждении отец Дамаскин оставил по себе доб­рую память, запомнился как чуткий, внимательный воспитатель. Он проводил много времени с детьми, прививая им любовь к Богу, приучая их к аккуратности, ответственности за свои поступки, был строгим, но справедливым наставником.

http://e-vestnik.ru/obituaries/ieromonah...

Шуя. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь. Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Преображенский храм (ул. 2-я Мельничная, 61). Освящён в 1836 году. До XVII века село Мельничное - вотчина князей Шуйских, в XIX веке - поместье декабриста Н.В.Шимановского. Ныне входит в черту города. Сторожка (1879), колокольня (сер. 19в), Преображенская (Никольская) церковь (1833) с приделами Св. Апостола Якова и Преображения Господня (1869) Рядом - Источник святителя Николая. Родник известен здесь с давних времён. В 1904 году о нём упоминается в реестре питьевых вод Владимирской губернии. Сохранилось предание, что в старину здесь произошло явление иконы святителя Николая Чудотворца. С тех пор место именуется источником святителя Николая. О святости источника свидетельствует множество случаев чудесных исцелений. Святителю Николаю был посвящён и сам храм (ныне церковь Преображения Господня). Преображенская (Никольская) церковь в Мельничном Церковь примечательна своим расположением, убранством, древним происхождением, современной историей. Церковный комплекс с храмом, сторожкой и небольшим кладбищем расположен на живописном склоне холма, который огибают небольшие речки Сеха и Мотовилиха. В 17 в на речках стояли мельницы, с чем и связывают название села. Несмотря на незначительную высоту холма на общем фоне равнинной местности церковь видна с северных подъездов к Шуе – от Осиновой горы, дорог от Иванова (автомобильной и железной), Дунилова, Введенья. Все значимые в Шуйской послевоенной церковной жизни события связаны именно с храмом в Мельничном. Храм был закрыт в 1930-е гг., затем открыт в 1940-е. В период, когда храм был закрыт, помещение использовалось как мастерские и склад. С конца 40-х до начала 90-х гг церковь в Мельничном оставалась единственной действующей в Шуе (село Мельничное присоединено к Шуе 16.05.1940). Во всем шуйском районе богослужения не прекращались в единственной церкви - в с. Кузнецово. Утраченные после закрытия храма церковные ценности и утварь частично компенсировались личными пожертвованиями шуян (до революции в Шуе и ближайших к городу селах – Мельничном, Юрчакове, Взорново действовало свыше 20 храмов, в том числе один монастырь), приносивших в единственную церковь семейные иконы, церковные книги.

http://sobory.ru/article/?object=07482

(Сахаров Сергей Григорьевич; 2.07.1887, с. Паревка Кирсановского у. Тамбовской губ.- 28.10.1962, Владимир), священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ковровский. Род. в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Лишившись отца в раннем детстве, воспитывался матерью, желавшей, чтобы сын посвятил себя служению Церкви в монашеском чине. С отроческих лет полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церковные облачения (в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая А. в детстве Плащаница Спасителя). В 1896-1902 гг. обучался в Шуйском ДУ, где написал свое первое литургическое произведение - тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы , в 1902-1908 гг. учился во Владимирской ДС. В 1908 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1912 г. со степенью канд. богословия за соч. «Настроение верующей души по Триоди Постной». 12 окт. 1912 г. ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с именем в честь свт. Афанасия III Пателлария , Патриарха К-польского. 14 окт. рукоположен во иеродиакона, 17 окт.- во иеромонаха. В нояб. 1912 г. назначен преподавателем Полтавской ДС по кафедре гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. В 1913-1918 гг. преподавал во Владимирской ДС по кафедре гомилетики, в 1913-1915 гг. состоял зав. религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном владимирском Успенском соборе , с 1914 г. был членом совета правосл. братства св. кн. Александра Невского. На епархиальном съезде духовенства и мирян в 1917 г. избран членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета и делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян. В том же году на 2-м Всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России ), избран первым в списке заместителей членов Поместного Собора Российской Православной Церкви от монашествующих. В янв. 1918 г. вошел в состав членов Собора вместо настоятеля Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря сщмч. Варлаама (Коноплёва) , к-рый 20 дек. 1917 г. заявил о сложении с себя полномочий члена Собора.

http://pravenc.ru/text/76846.html

2. Среда. Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста. Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Днесь пятозарный мучеников лик...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Люди беззаконнейшия...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Дивен Бог во святых Своих...», и стихира мучеников, глас 1-й: «Лучи возсияша...». «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Приидите, возрадуемся...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Многи скорби праведным...», и стихира мучеников, глас 2-й: «Кровными токи...». «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Пятозарная страдалец свеща...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте Тя...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: радуйся, жезле...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-15/

Полицейские расследуют дело о краже иконы Богоматери Шуйской-Смоленской из фондов Исторического музея 25 января, 2019. Новостная служба Начато служебное расследование и сверка коллекции хранителя 25 января. ПРАВМИР. По факту пропажи иконы Богоматери Шуйской-Смоленской из фондохранилища Государственного исторического музея возбуждено уголовное дело. Правоохранители проведут расследование по статье «Кража в особо крупном размере», сообщает Interfax . Начато служебное расследование и сверка коллекции хранителя, в ходе которой выявилась пропажа иконы. «В настоящее время проводится полная сверка фонда древнерусской живописи (около 30 тысяч единиц хранения), только по результатам которой можно будет официально заявить, что икона не найдена. Более года фонды отдела древнерусской живописи находятся во временном хранилище в складированном состоянии на время реставрации в помещениях стационарного фондохранилища», – сообщили в пресс-службе музея. Государственный исторический музей обратился в полицию 24 января после того, как хранитель не выдал на запланированную выставку икону «Богоматерь Смоленская Шуйская». Написанная в Вологде икона «Богоматерь Смоленская Шуйская» датируется второй половиной XVI века. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 августа, 2019 25 октября, 2013 10 августа, 2014 2 апреля, 2024 29 марта, 2024 21 февраля, 2024 1 февраля, 2024 15 января, 2024 10 ноября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/politseyskie-rassleduy...

Святая икона явилась в городе Шуе в самый разгар свирепствовавшего морового поветрия в 1654-1655 годах 15 ноября. ПРАВМИР. Церковь празднует память Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Святая икона Божией Матери Одигитрия, именуемая Шуйская, явилась в городе Шуе Владимирской епархии в самый разгар свирепствовавшего морового поветрия в 1654-1655 годах. Население города в этой беде прибегало к молитве, собиралось в храмах, прося у Господа милости. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал своим согражданам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери и поставить ее в храме, что и было сделано. Икона была написана в 7 дней, во время которых жители Шуи постились и совершали усердные молитвы к Божией Матери. Причастившись Святых Таин, они во главе со священником внесли вновь написанную икону в церковь. С того времени моровая язва прекратилась. В 1831 году заступлением Богоматери прекратилась в Шуе и эпидемия холеры. От этой святой иконы получил исцеление от беснования отрок Иаков и многие другие больные. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 декабря, 2020 4 декабря, 2020 24 декабря, 2023 31 декабря, 2022 7 декабря, 2022 14 января, 2022 20 июня, 2021 4 мая, 2021 26 апреля, 2021 19 декабря, 2020 4 декабря, 2020 24 декабря, 2023 31 декабря, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Шуя. Церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Старообрядческая церковь. Город Шуя в 17-19 в.в. являлся крупным старообрядческим центром, связанным устойчивыми торговыми, родственными связями с костромскими, нижегородскими, московскими общинами. Большинство представителей местной деловой элиты (состоятельные купцы и фабриканты) имело старообрядческие корни. До начала 20-го века богослужения совершались в домашних молельнях с привлечением беглых священников. Часть старообрядцев “легализовались” в 19 веке, обратившись в единоверие. Единоверческие приходы существовали в Иванове, Шуе, Дунилове. Наиболее ранний из них – Успенский в селе Дунилово (сейчас на его месте Свято-Успенский женский монастырь) возник в начале 19 века. В Шуе с конца 19 века до 30-х г.г. 20-го века существовал Всехсвятский единоверческий женский монастырь с крупным Успенским собором в псевдорусском стиле. Ансамбль монастыря с двумя храмами, оградой, трапезной, кельями играл существенную градообразующую роль в панораме Шуи, являясь въездными воротами в исторический центр города (уничтожен в 1930-е годы). В 1906 г. после официальной легализации старообрядчества в Шуе был построен первый в округе старообрядческий храм. Местом для строительства был выбран участок в северо-восточной части Шуи на старообрядческом кладбище около березовой рощи. Кладбище для старообрядцев существовало там уже с начала 19 века, отдельно от соседнего городского кладбища при Троицкой церкви. Живописная березовая роща на крутом берегу реки Тезы (роща называлась “Грачевники” или “Крутиха”) была традиционным местом отдыха шуян. История рощи связана с Шуйско-Троицким монастырем (существовал на месте Троицкого кладбища, упразднен в 1764 г.) – территория была пожалована монастырю царями в 16 в., там размещался большой монастырский фруктовый сад и огород, а также гуменник и овин. На месте березовой рощи уже в 1870-е гг. был организован городской общественный сад, известный сейчас как городской парк культуры и отдыха.

http://sobory.ru/article/?object=06291

Нижний Новгород. Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери на кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Казанская кладбищенская церковь при Крестовоздвиженском монастыре Близ Арзамасского тракта, в конце Большой Ямской улицы с конца XVIII в. находилось второе городское кладбище с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанская кладбищенская церковь была построена в 1798 г. при епископе Павле II (Пономареве) или архиепископе Вениамине II (Краснопевкове) купцом А.Е. Стешевым (который на этом кладбище и был похоронен с супругой). Приписана к Крестовоздвиженскому монастырю Казанская церковь была в 1816 г. В кладбищенской церкви было три престола: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, и придельные – во имя Ап. Иакова, брата Господня и в честь Шуйской иконы Божией Матери. После закрытия монастыря монахини назвались «трудовой артелью» и взяли здания своего монастыря в аренду. Но в 1923 г. им пришлось соединиться с приходской общиной при Крестовоздвиженском соборе. После закрытия Крестовоздвиженского собора и выселения монахинь в 1928 г. община перешла в Казанский кладбищенский храм. Казанская община просуществовала при б. Крестовоздвиженском монастыре до 1935 г. 28 февраля 1935 г. к ней была присоединена Успенская община с причтом и имуществом. Но в 1935 г. были арестованы члены клира Казанской церкви: Македонский Николай Петрович и Новосельский Петр Иванович. Это произошло после Пасхальной литургии, которая в 1935 г. совпала с 1 Мая. 5 мая был арестован Македонский Николай Петрович, 23 мая - Новосельский Петр Иванович. Они были обвинены как участники контрреволюционной организации во главе с митрополитом Евгением (Зерновым) в том, что для отвлечения «внимания трудящихся от участия в революционных праздниках ... умышленно в эти дни службу в церкви начинали и кончали позднее» (4 ноября 1935 г. все члены «группы» были приговорены к 3 годам исправтрудлагерей и этапом отправлены: о. Николай (Македонский) – в Красноярск, а о. Петр (Новосельский) – в Караганду. 10 сентября 1937 г. по постановлению Тройки по Карагандинской области Новосельский П.Н. был расстрелян в местах заключения).

http://sobory.ru/article/?object=41216

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010