Из писцовых книг и выписей из них начала XVII в. видно, что Воскресенская церковь была деревянная, построенная " клетцки " , т.е. рубленная клеткою, и при ней была другая церковь св. мчц. Параскевы нареченной Пятницы. Когда эта последняя церковь получила начало, неизвестно. Известно лишь то, что в 1685 г. ее уже не было. Из истории древней Воскресенской церкви известно лишь то, что а) она исстари, едва ли не со времени Иоанна Грозного была " ружною " , и руга получалась ею из царской казны, за совершение в ней " царского богомолия " , в XVII в. из Приказа Большого дворца в Москве, а в XVIII из таможенных доходов; б) в 1719 году, во время великого белевского пожара она сгорела, но древние иконы ее были спасены. Чрез 6 лет она снова была построена деревянным зданием и освящена 21 мая 1726 г. Когда, кем и по каким побуждениям в этой церкви устроен придел во имя иконы Тихвинской Божией Матери, неизвестно. 27-го июня 1757 года церковь эта сгорала до основания, но иконы и церковная утварь были спасены. 9-го июля 1760 года заложена была в то же наименование и с таким же приделом каменная церковь. Чрез 9 лет, именно 20 декабря 1769 г. был освящен ее Тихвинский придел, а церковь была окончена и освящена только чрез 31 год, именно 11 сентября 1791 года. Главными строителями храма были прихожане его, братья Алексей, Василий, Иоанн и Стефан Басовы, но кроме них живейшее участие в постройки храма принимал бывший тогда настоятель церкви, священник Илья Львович. Для сбора пожертвований он с иконой Шуйской Богородицы, лично отправлялся ежегодно в Курск, Харьков, Полтаву и др. города. В пору же окончательной отделки храма главными деятелями были, кроме священника Ильи Львовича, сын его Феодор Ададуров, церковный староста Иосиф Васильевич Бобков и особенно сын его Николай Иосифович Бобков. Главными средствами к построению и украшению храма служили не столько собственные пожертвования строителей, сколько пожертвования посторонних людей, собранные по книжкам в Белеве, С.-Петербурге, на юге России и в войске во время войн персидской, турецкой и даже итальяно-французской. По недостатку средств, вновь устроенный храм быль тесен и не имел колокольни, которая была уже построена после старостой Н. Бобковым на добровольные пожертвования. Дальнейшая история Воскресенской церкви состояла в разных поновлениях и поправках ее внутри и снаружи. Так, в 1804 году Николаем Иосифовичем Бобковым, вместе с церковным старостой В.И. Басовым, для Тихвенского придела устроен новый иконостас, вместо прежнего, уцелевшего от пожара 1757 года. В 1849 г. трапезная церковь была расширена через соединение ее с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=43491

Одно из ранних изображений святой в рус. искусстве - образ на левом поле иконы «Свт. Николай, со святыми на полях» (кон. XII - нач. XIII в., Новгород, ГТГ). Е. (поименована «Овдокия») изображена в рост прямолично, в темно-коричневой мантии поверх сиренево-розового хитона, куколь на голове и схима голубого цвета. В правой руке святая держит крест, левая перед грудью раскрыта в молении ладонью вовне. В паре с Е. на правом поле внизу изображена мц. Домна (?). Е. в составе избранных святых можно увидеть на верхнем поле иконы «Рождество Христово, с избранными святыми» (нач. XV в., Новгород, ГТГ); на правой створке 3-створчатого складня с центральной Ярославской иконой Божией Матери из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны (1491, Москва, ГТГ); на полях Шуйской иконы Божией Матери из собрания П. И. Щукина (2-я пол. XVI в., Псков, ГТГ); на нижнем поле Феодоровской иконы Божией Матери (ок. 1630, ГТГ) она изображена вместе с великомученицами Параскевой и Варварой как небесная покровительница 2-й жены царя Михаила Феодоровича Евдокии Стрешневой и его дочери. Образ Е. включается в состав святых, предстоящих Богоматери в композиции «О Тебе радуется», напр. на иконе из ц. Св. Троицы в с. Троица-Бор (ныне пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на Ярославской обл.) (2-я пол. XVI в., ГТГ). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота - святая упоминается в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 марта: «Святая Евдокия была усечена мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) дано подробное описание облика святой: «Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия темная, ряска санкир с бел. Во младости толикаже бяше лица ея лепота, яко ни иконописцу мощно тоя подобие изобразити» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 281).

http://pravenc.ru/text/187063.html

Описание иконы Одигитрия Шуйская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В царствование Алексея Михайловича, в половине XVII столетия, в России свирепствовала страшная моровая язва. Особенно сильные размеры эта болезнь приняла в городе Шуе. Жители города, потеряв всякую веру на избавление человеческими средствами, возложили свои надежды на одного Господа, и вот весь град огласился молебным пением и ежедневными богослужениями во всех храмах. Несколько раз крестный ход обходил город. В это-то время прихожане Воскресенской церкви воспламенились общим желанием написать для своего приходского храма Смоленскую икону Богоматери (праздн. 28 июня). Написание образа поручили одному благочестивому подвижнику. Пока писалась икона, прихожане Воскресенского храма целую неделю провели в молитве и посте. В конце же недели все они исповедались и приобщились Святых Таин. Потом вместе со своим священником они отправились в дом иконописца, взяли написанный им образ и, внеся его в свою приходскую церковь, поставили на особо устроенном месте. С этого же дня моровая язва начал[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Шуйская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Шуйская-Смоленская " Тропарь, глас 4 Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православ[...] Изображения иконы Одигитрия Смоленская Шуйская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Зеркальное оображение Шуйской иконы. Фрагмент иконы " Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери " . Первая половина XIX века. Файл 13814.jpg:   Размер: 601x700, 0.42 MPix, 69 Kb. Дата: 2011-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (285) , (14) . Описание: Икона «Богоматерь Шуйская», оклад: серебро 84, начало 20 века, перегородчатая эмаль, золочение. Икона – 32х26 см., дерево, левкас, темпера 18 век

http://pravicon.com/icon-238

День Шуйской иконы Богоматери 28 июля (10 августа) Шуйская икона Богородицы находится в соборном храме Воскресения Христова города Шуи Владимирской губернии. Она написана в 1654 году по окончании бывшего в этом году морового поветрия, от которого Шуя избавилась предстательством Богородицы. О написании и подлинности чудес этой иконы сохранились следующие сказания. «В царствование благочестивейшаго Государя царя и великаго князя всея России Михаила Феодоровича, в области града Суздаля, в обители святаго Николая Чудотворца, иже на Шархме реце, бе некий монах Иоаким, житие проводя затворническое, пребывая присно в келлии своей, ни каможе исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше и тою Богу благоугождаше, непрестанно же вечер, утро и полдень на молитве пребываше и тою Богу беседоваше». Преподобный Иоаким был иконописец, и его иконам «Господь подаяше благодать Свою, и до днесь подает угодника Своего ради, еже чудодействовати приходящим к тем с верою. О чесом и до днесь известно есть, яко во граде Шуе обретается образ Пресв. Богородицы, рукописания того святаго отца Иоакима, от негоже и до днесь с верою приходящим всяких болезней и язв исцеление бывает помощию Пресв. Богородицы, молитв ради и моления того святаго отца. В помянутом граде Шуе в соборной церкви Воскресения Христова имеется чудотворный образ Пресв. Богородицы честнаго Ея явления, именуемый Смоленский. Об этом святом образе и о происходящих от него чудесах лета 7175 г. (1667), июля во 2-й день, по грамоте Святейшаго патриарха Иоасафа Московскаго, преосвященным Стефаном, архиепископом Суздальским, со священным собором: Ипацкаго монастыря архимандритом Кириллом, из Суздаля Спасо-Ефиимиева монастыря архимандритом Павлом, Николаевскаго Шартомскаго монастыря архимандритом Савватием, с игумены Данилова Московскаго монастыря Варлаамом, Золотниковския пустыни Феоктистом, из Суздаля же Васильевскаго монастыря архимандритом Феодосием, суздальской соборной церкви с протопопом Симеоном, – было настоящее свидетельство по церковному чиноположению, и прежния чудеса, кои совершились над окрестными людьми и (на кого была ссылка), свидетельствованы и явилися быти истины» 651 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

СПб., 1879. С. 144-145; Новгородская 2-я летопись//ПСРЛ. Т. 30. С. 151-152, 177; см.: Гордиенко. 2001. С. 117, 190). В приделах, на столпах и стенах основного наоса Софийского собора находились иконы разных изводов с образом И. Икона с единоличным изображением святого в XVIII в. помещалась на «четвертом», юго-зап. столпе Софийского собора в составе пристолпного иконостаса (с 1968 - в главном иконостасе собора). Судя по указанию в описи 1833 г. (значится как «первый образ Иоанна архиепископа Новгородского»), эта икона была одним из древнейших памятников иконографии И. (Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 525). Над прямоличным изображением И. в рост - полуфигура Божией Матери «Знамение»; оклад на иконе басменный позолоченный «с починкою» (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVII в.), 2 «подписи серебряные резные» и 3 резных венца (Описи Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 74 - опись 1749 г.; Там же. С. 143 - опись 1751 г.; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. С. 576-577. Кат. 381). Возможно, размещение иконы в храме было неслучайным: икона располагалась напротив того места, где до XVII в. существовала часовня Гроба Господня, устроенная в соборе Св. Софии усилиями владык, совершивших паломничества в Иерусалим и К-поль в XII-XIII вв. ( Гордиенко. 2001. С. 87). Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Шитая пелена. Нач. XVI в. (ГММК) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Шитая пелена. Нач. XVI в. (ГММК) Первый лицевой покров на гробницу И. был создан в 1548 г. кнг. Ксенией Шуйской, супругой новгородского наместника, но уже в сер. XIX в. о нем было известно лишь из текста синодика сер. XVI в., принадлежавшего Софийскому собору: «...покров десяти пядей образ иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Новгородскаго, новаго чудотворца, златом и серебром и шолки различными цветы...» (цит. по: Макарий (Миролюбов). 1860. Т. 2. С. 312). На мощах И. в XVIII-XIX вв. находился шитый покров с его образом, «подложен бархатом алым, около обшит гасом серебряным» (описание ризницы под рубрикой «От мощей святых» см.: Описи Софийского собора.

http://pravenc.ru/text/468947.html

На другой день, отслужив рано литургию, отправляются духовенство и народ в Кострому с чудотворной иконой Богоматери и идут очень скоро, чтобы поспеть к поздней литургии в город. Икону несут одни священники. В двух деревнях, лежащих на дороге, в часовнях поют молебны. Когда подходят к Костроме, в соборе начинается звон. При переправе через Волгу звонят в прибрежных приходах. Весь почти город выходит на сретение иконы. Празднование Югской иконе Богоматери В начале царствования Михаила Феодоровича Шведы сделали нападение на Россию и, разоряя окрестности города Пскова, грабили всюду дома, церкви и монастыри. В это время в обители Богоматери Печерской, в пределах Пскова, жил один Богоугодный старец схимонах Дорофей. При нашествии Шведов, устрашивших всю Псковскую область, он решился в 1616 году оставить обитель Печерскую и возвратиться на свою родину, в село Никульское, близ города Мологи. С таким намерением пришёл он однажды к утреннему пению и стал перед иконой Печерской Богоматери: вдруг слышит он от иконы её голос, который повелевал ему взять образ Богоматери Одигитрии и с ним идти на родину; голос указывал и место, где находится сия икона, и обещал даровать ему спокойное пристанище на родине. Старец, обрадованный сим Божественным гласом, немедленно после утрени пошёл на указанное место, увидел образ Богоматери Одигитрии, повергся перед ним на землю и молился. Когда после молитвы он взял его на руки, – вдруг образ чудотворный просиял перед ним; краски на иконе показались ему так ярки и свежи, как будто она была совершенно новая. Старец, восхищённый чудной иконой Богоматери, полученной им, пришёл к настоятелю, рассказал о чудесном образе и о чудесно полученном повелении идти на родину с сим образом, и просил у настоятеля благословения удалиться из обители. Настоятель, не доверяя словам старца, никак не соглашался отпустить его. Старец был очень опечален отказом и, пришедши в келью, прибегнул с молением к Богоматери, прося её помощи и утешения; в такой молитве провёл он весь день и ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

11 мая 2019 года архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Западным викариатствами, совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Двухэтажная Казанская церковь была возведена в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Архитектор храма – протоиерей Андрей Юревич в соавторстве с Владимиром Медиевским. Первая литургия в нижнем храме была совершена в праздник Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2021 года, а в верхнем храме – на Пасху 2023 года. Фото: foto. patriarchia.ru Епископ Петр (Зобов Дмитрий Валентинович) родился 26 июня 1973 г. в г. Воскресенске Московской обл. В 1980-1988 гг. обучался в средней школе 17 г. Воскресенска; в 1988–1992 гг. – в Воскресенском химико-механическом техникуме, в 1992-1995 гг. – в Российском химико-технологическом университете имени Д.И. Менделеева. В 1995-1996 гг. алтарничал в храме Воздвижения Креста Господня пос. Палех Ивановской обл. В 1996 г. – библиотекарь, почтальон, экскурсовод Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии. 18 августа 1996 г. в соборе Преображения Господня г. Иваново архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен в сан диакона. 19 августа 1996 г. в Преображенском соборе г. Иваново архиепископом Ивановским Амвросием рукоположен в сан пресвитера. 29 ноября 1996 г. в Николо-Шартомском монастыре архиепископом Ивановским Амвросием пострижен в мантию с именем Петр в честь свт. Петра, митрополита Киевского. В 1996 г. – клирик Николо-Шартомского монастыря. В 1996–1998 гг. – клирик собора Воскресения Господня г. Шуя Ивановской обл. В 1998-1999 гг. – келарь Николо-Шартомского монастыря. В 1999–2003 гг. обучался в Коломенской духовной семинарии. С 1999 года служил в ряде храмов Ивановской области – подворьях Николо-Шартомского монастыря. В 2006 г. возведен в сан игумена. В 2006–2018 гг. – преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 12 марта 2024 г. (журнал 14) избран епископом Кудымкарским и Верещагинским.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1655 году специально для этого храма была написана чудотворная икона Шуйской Смоленской Божией Матери иконописцем из Шуи, Герасимом Иконниковым. Город и его деревянные храмы в ту пору часто подвергались пожарам.12 мая 1710 года в Шуе случился сильный пожар, от которого " соборныя и приходския церкви каменныя обгорели, и в них святыя иконы, и деисусы, и всякая утварь " . Немного сильнее повредил Шую пожар 12 мая 1770 года, после которого город пришлось заново распланировать и отстроить. Очередной пожар случился на Покров, в 1792 году, когда городские строения и святые храмы вновь оказались в огне. И вновь чудотворный образ Богородицы чудом удалось спасти. После этого последнего пожара было начато строительство новой соборной церкви в честь Воскресения Христова на месте прежней, разрушаемой ветхостью и пожарами. Возведение собора заняло 6 лет, с 1792-1798 гг. 19 сентября 1799 года епископ Владимирский и Суздальский Виктор освятил храм. Уцелевший во время пожаров чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери занял почётное место в главном приделе. Храм отличался удивительным благолепием внутреннего и внешнего убранства. Стены храма были оштукатурены, выбелены и украшены лепниной. Храм был полностью раписан. В собор вели три входа, да и двери со всех трёх сторон были тройные: первые - железные; вторые - дубовые, полированные с зеркальными стёклами, третьи были деревянные, выкрашеные под дуб. На южной стороне было красивое чугунное входное крыльцо, крытое железной кровлей и украшенное тремя чугунными вызолоченными крестами. Поддерживалось крыльцо десятью изящными чугунными колоннами. Между колоннами на четырёх полуколоннах были установлены четыре стеклянных фонаря. Вверху, в середине фронтона, помещался образ Шуйско-Смоленской Богоматери, написанный на листовом железе по золотому полю. В 1912-1913 гг. собор был расширен: появилась новая трапезная, воздвигнуто трёхглавие над западным входом. Неподалёку от выстроенного собора, в 1810 году по проекту итальянского архитектора Я.

http://sobory.ru/article/?object=00143

В Сказании о написанной И. Казанской иконе Божией Матери из Воскресенской ц. в Суздале («Месяца ноемвриа в 23 день воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския, списанное с истории, сущия в церкви Воскресения Христова, что за рядами во граде Суждале»), включенном в соч. А. Фёдорова «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» (сер. XVIII в.), рассказывается, что И. «...в обители святаго Николая Чудотворца, яже на Шархме (так! - А. Р.) реце… житие проходя затворническое, пребывая присно в келлии своей, никамо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше... непрестанно же в вечер, утро и полудень на молитве пребываше... Бе же сей… изряден художник иконнаго писания… Иконы же, яже написоваше, не за цену продаяше, но туне, без всякия мзды святым Божиим церквам и многим обителем… на благолепие отдаяше» ( Федоров. 1855. С. 191; Сказание известно также в отдельном списке нач. XVIII в. в собрании НБ МГУ). Поскольку святой не брал денег за написанные им образы, Господь наделял иконы благодатью чудотворения. Чудотворным почитался написанный И. образ Пресв. Богородицы, хранившийся в Шуе (свящ. Н. Миловский считал, что это была Кипрская икона из Спасской ц., к-рая была построена над братской могилой жителей Шуи, убитых в 1619 при нападении на город поляков и «воровских людей»). Некий иерей Иоанн из с. Воскресенского (первоначально в Суздальском, с кон. XVIII в. в Ковровском у.), много слышавший о Шуйской чудотворной иконе, с корыстным помыслом пришел к И. просить о создании для его церкви образа: «Многи будут богомолия ради и к нашей церкви приходити и молебная пения совершати, и сим образом имамы стяжати и мы себе приобретение богатства» (Там же. С. 193). Однако И., обладавший даром прозорливости, отказался писать икону, но предсказал, что вскоре близ церкви в Воскресенском будет обретено «сокровище великое» (впосл. рядом с храмом были обретены мощи блж. Киприана Суздальского, Христа ради юродивого († 1622)). По повелению явившейся И. Пресв. Богородицы преподобный написал Ее Казанскую икону, к-рую послал из Шартомского мон-ря в Воскресенскую ц. в Суздале (в описании Воскресенской ц. Фёдоров сообщает, что И. сам принес образ в Суздаль - Там же. С. 189). 23 нояб. 1625 г. жители Суздаля торжественно встречали написанный И. образ. В память об этом событии был учрежден местный праздник сретения Казанской иконы, от к-рой происходило множество чудес. По повелению патриарха Филарета Суздальский архиеп. св. Арсений Элассонский провел «испытание чудес», после чего их описание было послано в Москву.

http://pravenc.ru/text/468877.html

258 Сионская св. икона находится в г. Тифлисе, в Сионском соборе, которому была пожертвована Георгием, сыном грузинского царя Вахтанга. 259 Св. икона , именуемая Скоропослушница, находится на Афоне, в монастыре Дохиар, где прославилась многими чудесами; названа так потому, что скорую помощь и утешение являет всем, с верою прибегающим к ней. Богоматерь на этой св. иконе изображена в короне, с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою и держащим в левой руке свиток; обе руки Его простёрты по направлению к лону Богоматери. Чудотворный список с этой св. иконы находится в Москве, на Никольской улице, в часовне вел.-муч. Пантелеймона, впервые прославившийся чудесном избавлением бесноватой женщины, при перенесении его 14 нояб. 1887 г. в часовню из дома Афонского подворья, находившегося на улице, называемой Полянка. 260 Словенская св. икона явилась 23 сент. 1635 г. (а по другим известиям, – в 1628 г.). Богоматерь изображена на ней с наклонённой в правую сторону главой и взирающей на полулежащего на Ее левой руке и поддерживаемого Ее правою рукою Богомладенца, левая рука Которого опущена вниз, а правая Касается лика Богоматери. В настоящее время эта св. икона находится в бывшей (упразднённой в 1764 г.) Словенской пустыни, ныне с. Новословенское, Костромской губ., Макарьевского y., где в 1892 г. был освящен храм с главным престолом в честь этой св. иконы. Точный список с нее имеется в с. Новоспасском, Дмитровского y., Московской губ. См. также 1422 стр. 261 Смирнская св. икона находятся в г. Смирне, в Малой Азии. Она была обретена внутри кипарисового дерева 6 февр. 892 г. 262 О списках со Смоленской св. иконы Одигитрии (кроме перечисленных в Указателе под особыми наименованиями), которые хранятся в монастырях, см. 1424, 1427, 1442, 1452, 1468, 1470, 1487, 1492, 1500, 1507, 1521, 1534, 1545 стр. 263 Смоленская Шуйская св. икона была написана во время свирепствовавшей в 1654–1655 г. в г. Шуе (Владимирской губ.) моровой язвы одним благочестивым подвижником, по просьбе прихожан Шуйской Воскресенской церкви, и после ее написания последовало избавление города от смертоносного поветрия; прославилась она и впоследствии многими чудесными исцелениями от различных тяжких болезней. Празднование ей совершается: 2 нояб. (в память ее написания и прекращения моровой язвы), 28 июля (в память избавления от холеры), во вторник Пасхи (в память первого чудесного исцеления от нее) и в первое воскресение Петрова поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010