Возобновлению сей церкви особенно содействовал Стефан Яворский ; им засвидетельствованы и чудеса, бывшие от Гребневской иконы. В церковь Гребневскую доныне не престают стекаться Московские жители на поклонение чудотворной иконе: многие поднимают её к себе в дома. С тёплой верой притекающим не иссякает источник исцелений и утешений от святыни. Празднование Игрицкой иконе Богоматери Икона Богоматери Одигитрии на Песочне обретена была в 1624 г. Недалеко от Костромы в селе Савицком жил боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Он лишился зрения и тщетно искал себе помощи у врачей. Однажды – это было в 1724 г. – его крестьяне, пася его овец и лошадей в пустыне, называемой Игрица, при реке Песочне, пришли к церкви чрезвычайно ветхой, которая готова была разрушиться. Вошедши в церковь , пастухи увидели образ Богоматери, держащей на руках Предвечного Младенца, как будто только что написанный. Удивляясь тому, как в ветхой церкви явился новописанный образ, они помолившись пошли к своему господину и рассказали то, что видели. Благочестивый Емилиан, обрадованный этим, тотчас послал в Кострому за своим духовным отцом, Троицкого собора священником Феодором чтобы он пришёл отслужить молебен. По прибытии священника Емилиан, собравши родственников, отправился в ветхий храм, где найдена была икона Богоматери. Молебен совершён был с водоосвящением. Когда священной водой священник стал кропить икону, вода вбиралась в неё, как в губку, только на очах долго держалась и потом св. вода потекла с очей, как струи. Священник покропил также св. водой слепого Емилиана, и он тотчас прозрел. Прославляя Господа, чудодействующего через икону Богоматери, возвратились все присутствовавшие домой и рассказали о чудесном явлении иконы и благотворном исцелении от неё. На месте явления иконы устроен Песоченский монастырь, в 15 верстах от Костромы на правом берегу Волги. Чудотворную икону Смоленской Божией Матери, что на Песочне, ежегодно носят в Кострому. Во вторник на 9-й неделе после Пасхи отправляется духовенство из Костромы, в сопровождении множества граждан, в Песоченский монастырь; здесь служат всенощную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1894 г. внутреннее убранство собора обновлено на средства нижегородского купца М. Рукавишникова. В нач. ХХ в. игум. Мария инициировала новый капитальный ремонт храма. В 1998 г. был разработан проект реставрации собора, основанный на материалах 1894 г., когда проводились большие ремонтные работы, на фотографиях кон. XIX в. и чертежах 1925 г. Реставрация собора проведена в формах нач. XX в. В соответствии с проектом были отреставрированы завершение собора (5 барабанов и 4 декоративные башенки с шатрами), фасады с разборкой поздних пристроек и восстановлением портиков, выполнена отделка внутри помещений с реставрацией пилястр и карниза. Все 5 барабанов снаружи обиты черной кровельной сталью с последующей покраской в 2 цвета (охристый и белый). Фасады восстановлены по сохранившимся остаткам с вычинкой профилей карниза и междуэтажного пояса. Портики восстановлены по сохранившимся остаткам (фронтоны на южных и западных фасадах). Церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, находившаяся в склепе, под главным алтарем собора, освящена в 1854 г. еп. Нижегородским Иеремией (Соловьёвым) . Церковь имела 2 входа: изнутри собора и снаружи, с вост. стороны. В храме стоял одноярусный иконостас, выкрашенный белой краской, с золотой резьбой. В Иверской ц. погребали игумений. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, причисленная к мон-рю, находилась в 20 саж. от ограды на север. В 1621-1622 гг. упоминается Казанский храм, стоявший на Верхнебазарной пл. (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 30). В 1794 г. храм перенесен на новое место и обращен в городскую кладбищенскую церковь. В 1798 г. на средства нижегородского купца Я. Стешева построен и в 1799 г. освящен архиеп. Вениамином (Краснопевковым) каменный Казанский храм, переданный в ведение Н. В. м. в июле 1812 г. Здание церкви шатрового типа венчалось главой с железным позолоченным крестом. При ней была колокольня, также с шатровым верхом. В сер. XIX в. на колокольне имелись 8 колоколов, из к-рых главный весил 129 пудов 30 фунтов, полиелейный - 74 пуда 4 фунта, будничный - 25 пудов 30 фунтов. В Казанской ц. имелись юж. придел во имя Иакова, брата Господня, и северный - в честь Шуйской иконы Божией Матери. Четырехъярусный шатровый вызолоченный иконостас главного алтаря с колоннами украшали резные гирлянды. Шатровые своды храма были расписаны водяными красками. В храме находились Владимирский и Шуйский образа Божией Матери, украшенные убрусами из жемчуга и камней, древняя Толгская икона Божией Матери, а также неск. икон, перенесенных из старого мон-ря, в т. ч. и образ Воздвижения Креста Господня. В 1831 г. Казанская ц. была расписана, в 1886 г. и в нач. ХХ в. капитально отремонтирована, в советское время уничтожена.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 22 апреля 1 мин., 24.05.2012 Седмица Светлая. По Уставу - поста нет. Иверской иконы Божьей Матери. Мч. Евпсихия (362). Мчч. Дисана еп., Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362-364). Прмч. Вадима архимандрита и 7 учеников его (376). Мч. Гавриила (1942). Шуйской иконы Божией Матери " Одигитрия " . БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Деян., 4 зач., II, 14-21. Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. ЦИТАТА ДНЯ 21 августа 1963 года прямо посреди Ленинграда, на Неву приводнился Ту-124, на борту которого находились 44 пассажира, летевших из Таллина в Москву. Самолет находился над самым центром Ленинграда, когда на высоте 450 метров у него отказали оба двигателя. Самолет быстро снижался, и через полминуты должен был рухнуть на Невский проспект. Командир принял единственное возможное в тех условиях решение: попытаться сесть на Неву. Выполнив последний разворот над городом, самолет довернул по реке и приготовился к посадке. Машина прошла в 90 метрах над Литейным мостом, в 40 метрах над высокими металлическими фермами Большеохтинского моста. Вдруг экипаж увидел идущий по Неве буксир, над которым самолет прошел всего в нескольких метрах. В следующий миг Ту-124, подняв стену брызг, лег на невскую гладь и, остановившись, закачался на волнах прямо перед Финляндским мостом. Ни один из пассажиров не получил даже царапины. Команда буксира, на который чуть не сел лайнер, уже спешила на помощь. Кое-как пришвартовавшись к самолету, речники принимали на борт пассажиров и экипаж. Отказ обоих двигателей, падение и посадка на Неву — все произошло настолько быстро, что пассажиры даже не успели осознать весь ужас того, что могло случиться. Шок наступил уже на берегу, когда люди увидели медленно оседающий в воду самолет. В числе 44 спасенных пассажиров на борту лайнера в тот момент находился будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий ΙΙ. А приводнился самолет как раз напротив часовни во имя иконы «Всех Скорбящих Радость». Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-4-22.html

ГЕОРГИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА собор, в уездном городе Юрьеве-Польском. Храм этот сначала построен каменный в 1152 году В. К. Юрием Владимировичем Долгоруким; а внуком его, В. К. Святославом III, в 1230, за ветхостью сломана и в 1234 вновь воздвигнут. Здесь погребен храмоздатель В. К. Святослав III, которого память, за добродетельную жизнь, и до ныне чтится окрестными жителями. ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ, церковь , в уездном городе Переславле-Залеском. (См. Богородицкий-Сретенский мон.). СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ, древнейший собор в уездном городе Переславле-Залеском, на берегу озера Плещева, или Плесцова, называвшегося некогда Клещиным. Он построен каменный В. К. Юрием Долгоруким, сыном Мономаха, в 1152 году, весь из белого камня и доселе существует в продолжении почти семи столетий в том же виде. Тут, во времена многобожия, стоял истукан Купало. Ярмарка, при этом храме, бывающая 23 Июня, называется, как и самое место купальницею. Замечательно, что в этот же день празднуется православною церковью память св. мученицы Агрипины, которая издревле слывет в простонародии под именем Аграфены-Купальницы. – В этом знаменитом соборе погребены: В. К. Димитрий I Александрович, сын его кн. Иоанн Переславский, и князь Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого. В иконостасе этого храма замечательны древние иконы: Спаса-Нерукотворенного, Печерской Божией Матери и Деиус. РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, церковь в уездном городе Переславле-Залеском; построена в конце XIV века св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, собор, в уездном городе Гороховце, на берегу Клязьмы – церковь весьма древней архитектуры; при ней особый храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный, кажется, в честь тезоименитства царя Иоанна Васильевича, с приделом Великомученицы Параскевы. ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, собор, в уездном городе Шуе. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери-Одигитрии, известная под названием Шуйской, в богатом окладе, ценимом более 80 т. руб. К этой иконе все окрестные жители и даже издалека притекают с верой. Она написана в 1654 году по окончание морового поветрия, свирепствовавшего в этом году, от которого город Шуя был избавлен предстательством Пресвятой Богородицы. Особенное празднество этой иконе отправляется в июле месяце, 11 и 28 числа. – Колокольня при соборе есть одна из огромнейших в России: вышина ее 50 сажен; шпиль с крестом в 15 сажен; она заложена в 1810 году по проекту итальянского архитектора Марицелла, но доведенная им до 3-го яруса обрушилась в 1819 году, и приведена к окончанию в том колоссальном размере, в каком ныне существует, уже русским крестьянином Владимирского уезда, Михайлою Саватеевым. – В недавнем времени на престоле собора устроена, иждивением граждан, московским фабрикантом Сазиковым серебряная чеканная одежда, в коей весу почти 5 пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Приписная Преображенская церковь села Волокобина. – Село Волокобино, при речке Люлихе, от Всесвятского погоста находится в одной версте. – Церковь в селе основана в 1692 г. усердием владельцев села, дворян Вороновых, с разрешения и благословения знаменитого иерарха Илариона, Митрополита Суздальского и Юрьевского 14 . Построенная гг. Вороновыми церковь до настоящего времени осталась почти без всяких изменений; зданием каменная, двухэтажная, столпообразная; колокольня каменная, построена одновременно с церковию. Престолов в церкви два: в верхнем этаже – в честь Преображения Господня, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери. Из старинных священных предметов в церкви сохраняются: напрестольный сребропозлащенный крест с частицами св. мощей угодников Божиих: Василия Великого , Иоанна Предтечи, Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, Святителя и Чудотворца Николая, Григория Страстотерпца, Петра Митрополита, Алексия Митрополита, Ионы Митрополита, Александра Невскаго, Филиппа Митрополита, Алексия человека Божия, препод. Сергия, Радонежского Чудотворца, муч. Екатерины, препод. Евфимия и муч. Параскевы; на кресте имеется подпись; «1750 году Генваря 8 дня построен сей крест московской губерни в шуйской уезд в село богородское к церкви боголепного Преображения Господня прапорщиком васильем андреевым сыном вороновым в поминовенье матери своей крестной вдовы Мавры Семеновой дочери антонова и прочих своих родителех»; Евангелие печати 1744 года, пожертвованное в церковь в 1749 году прапорщиком Вороновым, с надписью: «1749 году Марта 10 дня построил сие святое Евангелие прапорщик Василий андреев сын воронов и приложил ввотчину свою вшуйской уезд всело богородское волокобино то ж кцерквам боголепному Господню Преображению икбогоматере Смоленской честнаго иславнаго ея Одигитрия по обещанию своему ивъпоминовение родителей своих впамять будущим родом»; серебряное кадило, имеющее форму яблока; ковшик для теплоты; на ручке его изображена птица с короною, летающая по деревьям, и надпись: «чарова сия Семена Борисовича Федорова»; Четьи-Минеи за весь год, с надписью: «1770 года Июня 4 числа Анна Александрова вдова Чевняна приложила по своему обещанию к церкви в село Волокобино Преображения Господня и Богоматере Смоленской для поминовения родственников моих в роды родов безвыносно из церкви Божией чети-минеи во весь год»; Пролог, в четырех книгах, приложенный в церковь в 1748 году прапорщиком Василием Андреевым Вороновым; Служебник, напечатанный в Москве 1593 года, в царствование Феодора Иоанновича.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1643 г. в ее интерьере производились художественные работы, о чем свидетельствует «Рядная запись» иконника Макария Огафонова, который «... подрядился у дмитриевского попа Ивана Вакулова... написать... к страстотерпцу христову Дмитрию Солунскому В НОВУЮ церковь Спасов образ на круглой иконе мерою как у Ильи Пророка в холодной церкви в подволоке...». Не простояв и 20 лет, вновь отстроенный и украшенный живописью Дмитриевский храм, так же как и Похвальская церковь, сгорел в огне «великого» ярославского пожара 1658 г. Причем в этот период в Дмитриевской церкви уже имелись два престола. Не упоминаемый в документах второй алтарь в честь иконы Богоматери Смоленской появился в храме скорее всего около 1643 г. - после перестройки здания. Об этом в косвенной форме свидетельствует «Благословенная грамота» ростовского митрополита Ионы, посланная дмитриевскому попу Иоаникию в 1671 г. Из грамоты следует, что до 1658 г. Одигитриевский престол в приходе уже существовал. В то же время считать, что данный алтарь был посвящен иконе Богоматерь Шуйская, нельзя, поскольку образ Одигитрии Шуйской был канонизирован церковным собором лишь в 1667 г. Появление же данного извода Одигитрии относится к 1654 г. Со стороны церковных властей устройство в одном из храмов прихода, сформировавшегося на месте древнего воинского кладбища, престола, посвященного Богоматери Смоленской было шагом продуманным и логичным. Появление нового алтаря значительно усиливало мемориальное звучание ансамбля. С начала XVI в., с того времени, когда войска Василия III (29 июля 1514 г.) овладели Смоленском, образ Смоленской Одигитрии почитался русскими людьми как чудотворное знамя, как символ победы истинного христианства над католическим Западом. В Москве постоянным напоминанием об этой победе являлся величественный собор Смоленской Богоматери (1524-1525 гг.), возведенный великим князем в Новодевичьем монастыре. В огне пожара 1658 г. деревянные церкви Дмитриевского прихода погибли. Однако уже следующим летом «трудами» прихожан очередной раз были восстановлены. Кирпичное строительство развернулось на территории прихода во второй половине XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=38075

Далее рекомендовалось приступить «к изъятию по всей стране. Совершенно не занимаясь церквями, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей». В дополнение к этому постановлению в записке Ф.Э. Дзержинского в Политбюро отмечалось, что «сейчас уже более чем достаточно оснований для ареста Тихона», и ГПУ полагает, что «всякий священник, сопротивляющийся изъятию церковных ценностей, должен быть отнесен к врагам Закончила работу в Шуе московская комиссия 23 марта, после чего оценила действия уездных властей по изъятию церковных ценностей как правильные, но «не достаточно энергичные и планомерные». Хотя к этому дню было арестовано 26 участников волнений. Комиссия ВЦИК выявила (точнее, назначила) зачинщиков и наиболее активных участников. Среди них лавочник, бывший городовой, колбасник, стекольщик, крестьянин и двое учителей, но ни одного рабочего. Классовый подход был соблюден. Кстати, среди активных участников нашли всего одного «черносотенца». Настоятеля Воскресенского собора П. Светозарова (1867-1922) заранее назначили главным зачинщиком и контрреволюционером. До этого он уже арестовывался трижды: в 1919 году за уроки Закона Божиего, которые он перенес из гимназии в собор, когда было запрещено преподавание, и дважды в 1921 году — как «неблагонадежный» (в дни Кронштадтского мятежа и за проповедь). В выдаче тел отказать Комиссия признала, что действия людей на Соборной площади носили стихийный характер. Но этот вывод не укладывался в установки и цели центральных властей в связи с Шуйским делом, и от имени Президиума ВЦИК 27 марта принимается правительственное сообщение «О событиях в городе Шуе в связи с изъятием церковных ценностей», в котором случившееся описано, опираясь на материалы комиссии ВЦИК. В частности, обещано, что на духовенство скоро «опустится железная рука Советской власти». Дело о событиях в Шуе было направлено в Верховный ревтрибунал при ВЦИК. Согласно «Правительственному сообщению» от 27 марта 1922 года, в Воскресенском соборе было изъято и отправлено в Государственное хранилище ценностей (Гохран) следующее: «жемчужная» риза чудотворной иконы Шуйской Смоленской Божией Матери, а именно 794 бриллианта, 21 изумруд, 75 алмазов, 204 яхонта, до 1000 аметистов, пять бриллиантовых звезд.

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

Шуйской иконе празднуется крестным ходом ещё в память избавления от холеры. Ей также празднуется 11 июля, с 1831 года. Выдропусская икона Эта икона находится в Торжке; называется она Выдропусской, потому что ознаменовала себя чудесами в селе Выдропусске Новгородской епархии. Отсюда она была похищена одним из бояр – воинов Грозного, когда царь возвращался из Новгорода после его покорения, и принесена в Муромскую вотчину. Тут, когда, по желанию воина, священник стал служить молебен пред иконой, которую пред молебном воин назвал пленницей, сделалась страшная гроза, покров церкви чудесно раскрылся и икона невидимой силой была поднята и унесена из храма, и она опять оказалась в Выдропусской церкви. Узнав о возвращении иконы на прежнее место, боярин отправился туда и там всенародно пред иконой принёс своё глубокое раскаяние. Во время пожара храм, где стояла чудотворная икона, сгорел дотла, но икона найдена в пепле совершенно невредимой. Одигитрия-Воронинская Эта икона явилась в 1524 году в Воронинской Успенской пустыни Череповского уезда. Пустынь названа Воронинской по имени основателя, который носил фамилию Ворона. Одигитрия-Христофорова Так названа икона по имени Христофора, основателя монастыря в Вологодской епархии, который впоследствии обращён в приходскую церковь . Она прославилась чудесами в XVI веке. Смоленская-Сергиевская Эта икона находится в Троице-Сергиевой лавре, в Смоленской церкви. Она высечена из камня и украшена алмазной короной и жемчужной ризой. Прославилась она в 1730 году исцелением псаломщика с иссохшими и пригнутыми к спине руками, так что исцелённый был представлен императрице Анне Иоанновне и свидетельствован врачами. Смоленская-Костромская Эта икона написана на стене башни Богоявленского монастыря в Костроме, в 1672 году. В 1779 году, во время страшного пожара в городе, когда много пострадал и монастырь, башня и самая стена, на которой изображена икона, даже с деревянным киотом, остались невредимыми. В 1824 году в этой башне устроена церковь . Смоленская-Кирилло-Белозерская

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Воскресенский собор был прежде приходскою Воскресенскою церковию. Когда была основана эта церковь , неизвестно. Нужно полагать, что основание ее относится ко временам, не отдаленным от основания самого города. Ясно же упоминается ο ней в 1629 году. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков в описи города Шуи, составленной им в сказанном году, говорит, что деревянная и весьма бедная Воскресенская церковь , с приделом Святителя Чудотворца Николая, была приходскою. Соборною церковию до 1667 года была Покровская церковь, находившаяся внутри городского кремля, обнесенного тогда валами и деревянною стеною. Но в этом году собором сделана была церковь Воскресенская, а Покровская церковь стала называться старым Покровским собором. Причиною переименования Воскресенской церкви в соборную послужили чудеса, которые в то время, по милости Царицы Небесной, стали совершаться от находившейся в той церкви новописанной Смоленской иконы Божией Матери, с тех пор именуемой Шуйской-Смоленской иконой Божией Матери. Вскоре после переименования в соборную, вместо прежней деревянной церкви, усердием граждан был воздвигнут пятиглавый каменный Воскресенский собор. В описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, о Шуйском соборе сказано следующее: «да в Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятые Владычицы Шуйския, да церковь Великого Чудотворца Николая, каменныя». Обе сии церкви во время пожара, бывшего 12 мая 1770 года, были разрушены. После того собор был вновь отстроен, а спустя 22 года был, за ветхостию, сломан. В 1792 году стал воздвигаться усердием граждан ныне существующий Воскресенский собор. Строился он 6 лет и был освящен Виктором, епископом Владимирским и Суздальским, 19 сентября 1798 года. Вскоре после освящения собор был украшен хорошею греческою живописью, а иконостас резьбою и позолотою, стоившими 12,000 рублей. Собор увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченными чрез огонь. Кресты на главах осмиконечные из такого же металла и вызолочены также чрез огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Настал, наконец, печальный день моей разлуки с родным городом Муромом, где я оставлял залоги самых лучших, дорогих привязанностей земных бренные останки жены и единственного сына. 23 числа, в день празднования родной для меня святыни Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери, я совершил в последний раз в соборе Божественную Литургию и после оной молебен пред мощами Муромских чудотворцев Петра и Февронии. Здесь, пред этой святыней, простился я с истинным доброжелателем моим, о. протоиереем Михаилом Григорьевичем Троепольским и с прочими членами соборного причта, получив от них в благословение образ всех Муромских чудотворцев, с собственноручными на обороте его подписями каждого из них. Образ этот и до сих пор хранится у меня как достопамятная святыня. После обеда я двинулся в путь, сопровождаемый из города многочисленным родством. Отъехав верст семь от города, остановились. Здесь последовало трогательное прощание; много пролито было слез с той и другой стороны... Сев в дорожный экипаж, я погрузился в глубокие думы о дальнейшей своей судьбе. 29 числа я приехал во Владимир. Преосвященного в городе не было, он ездил в епархию. С кем я виделся на этот раз из родных и знакомых, не помню. На следующий день, 30 числа, отправился из Владимира и к вечеру приехал в г. Юрьев. 31 числа, выехав рано из Юрьева, к вечеру приехал я в село Симу и здесь расположился ночевать. Сима – большое и многолюдное село при р. Симке; в нем до 1500 душ обоего пола; принадлежало тогда Д. ст. сов. князю Александру Борисовичу Голицыну – брату известной Татьяны Борисовны Потемкиной. В Симе две церкви – теплая и холодная. Последняя – Богоявления Господня; в ней замечательно медное литое небольшое паникадило со шведской надписью 1692 г. Оно пожертвовано фельдмаршалом князем М.М. Голицыным, которому в 1708 г. пожаловано было село Сима Петром I за победу над генералом Левенгауптом под Лесным. В Богоявленской церкви был погребен князь П.И. Багратион, который после тяжкой раны под Бородиным жил у своего друга князя Б.А. Голицына а здесь скончался; но в 1839 г., по воле Государя Императора Николая Павловича, прах его перенесен был на Бородинское поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010