Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Петру (Зобову), епископу Кудымкарскому и Верещагинскому 14 апреля 2024 г. 14:36 14 апреля 2024 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника и преподобной Марии Египетской, за Литургией в храме Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Петра (Зобова) во епископа Кудымкарского и Верещагинского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Петра на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Петр! Благодать Непостижимого Духа Всесвятого, всех веков древнейшего, превосходящего всякий ум и скорость смысла (трипеснец в четверток Пятьдесятныя недели), почивающего в пророках и действующего в апостолах (канон в среду Преполовения на утрене), ныне излилась обильно и на тебя, дабы укрепить в предстоящем новом делании — архипастырском служении. Решением Священного Синода ты направлен в Кудымкарскую епархию, где тебе предстоит заботиться о развитии всех сторон церковной жизни, о возведении новых храмов и созидании крепких православных общин. Ты призван стать добрым соработником митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия, главы митрополии, который ныне участвовал в твоей хиротонии. Кудымкарская епархия — незнакомый тебе регион, поэтому будь осмотрительным и рассудительным в своих решениях, не спеши менять всё и сразу, как это иногда бывает, не стесняйся показать, что чего-то не знаешь, но с благодарностью принимай советы окружающих тебя — как клириков, так и уважаемых мирян. И никогда не бойся спросить совета! Самонадеянность и гордыня, которые мешают людям спросить совета, — еще и проявление глупости, потому что добрый совет — это источник тех знаний, которых у человека может не быть. Надеюсь, многолетний опыт работы в Шуйской епархии поможет тебе наладить взаимодействие с пастырями и добиться высокого уровня организации церковной жизни во вверенном тебе уделе.

http://patriarchia.ru/db/text/6120397.ht...

В Новоторжском Борисоглебском монастыре Тверской епархии молитвенно отметили 985-летие обители и 25-летие возобновления богослужений 7 августа 2023 г. 17:28 6 августа 2023 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, день памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во Введенском храме Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря Тверской епархии  (г. Торжок Тверской области)  митрополит Тверской и Кашинский Амвросий возглавил торжества по случаю 985-летия со дня основания обители и 25-летия возобновления богослужебной жизни. Перед Божественной литургией глава Тверской митрополии совершил великое освящение северного придела Введенской церкви, посвященного праотцам Иоакиму и Анне. Придел был воссоздан и подготовлен к освящению усилиями сенатора Российской Федерации, полномочного представителя СФ РФ в Конституционном суде РФ и Генеральной прокуратуре РФ А.А. Клишаса. Затем архиерей возглавил служение Божественной литургии в главном алтаре Введенской церкви обители. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный монастырей и подворий Тверской епархии, секретарь епархии, настоятель Николаевского Малицкого мужского монастыря архимандрит Борис (Тулупов), настоятель Борисоглебского мужского монастыря г. Торжка архимандрит Амфилохий (Желябовский), настоятель Архиерейского подворья — Введенской церкви бывшего Троицкого Калязинского Макарьева монастыря иеромонах Амвросий (Желябовский), председатель епархиального суда, председатель епархиальной наградной комиссии, благочинный II Тверского церковного округа, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери г. Твери протоиерей Вадим Желябовский, клирики обители иеромонах Гавриил (Хальченя) и игумен Корнилий (Малинин), клирик Воскресенского собора священник Максим Луканов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского с. Китово Шуйской епархии иерей Иоанн Чайкин, иеродиакон Антоний (Шкурметов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Черниговского Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры .

http://patriarchia.ru/db/text/6048414.ht...

Вечером архиепископ Солнечногорский Сергий посетил домовый храм в честь Иверской иконы Божией Матери, где было совершено всенощное бдение. 18 июня 2017 года, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, архиепископ Солнечногорский Сергий возглавил служение Божественной литургии в Иверском храме Манилы. Архипастырю сослужили: настоятель домового храма, клирик Шуйской епархии иеромонах Алексий (Лапшин), временно командированный в столицу Филиппин для пастырского окормления соотечественников и возрождения действовавшего в Маниле в 30-40-х годах ХХ века Иверского храма; старший священник Успенского храма Русской Православной Церкви в Сингапуре иеромонах Питирим (Донденко); клирик московского храма преподобного Сергия Радонежского в Бусинове иерей Георгий Максимов, посещающий Филиппины для служения в православных общинах на острове Минданао; администратор Филиппинской миссии Русской Зарубежной Церкви иеромонах Филипп (Балингит) и клирик этой миссии иерей Силуан Томпсон. За богослужением молились посол России в Маниле И.А. Ховаев, соотечественники, сотрудники российского дипломатического представительства на Филиппинах, православные филиппинцы, в том числе представители православных общин острова Минданао, и граждане других стран. За богослужением пел хор Успенского прихода в Сингапуре. Многие из собравшихся приступили к Святым Христовым Таинам. Приветствуя молившихся, архиепископ Сергий поздравил их с праздником всех русских святых и рассказал о понимании Православной Церковью святости как деятельного исполнения заповеди Спасителя о любви подлинной любви во Христе, а не жизни по страстям мира и эмоциям, основанным на грехе и самоугождении. Иерарх сердечно поздравил главу российского дипломатического представительства на Филиппинах с тезоименитством, поскольку в этот день Церковью сугубо праздновалась память святого благоверного князя Игоря Черниговского. На память о совместной молитве архиепископ Сергий передал возрождающемуся Иверскому приходу икону святителя и чудотворца Николая, Мир Ликийских чудотворца.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4941520...

Относительно будущей моей судьбы я имею теперь довольно уже определенное указание. По личному ко мне вниманию и благоволению высокопр. митрополита, мне назначается должность в самой Москве, под непосредственным надзором и руководством его высокопреосвященства. Где именно и какая это должность, узнаете от меня при личном свидании». На другой день праздника преп. Сергия, 6 ч., я отправился в путь вместе с тремя товарищами-земляками, Быстрицким, Взоровым и Остроумовым. Путь наш лежал через города Александров и Юрьев. В Александрове мы посетили достопочтенного настоятеля собора, протоиерея Иак. В. Миловского 140 . Как воспитанник Московской академии, он принял нас очень ласково и радушно. В Юрьеве я ночевал у своего родственника протоиерея А.И. Соловьева. Во Владимире мы все вместе представлялись новому архипастырю, преосв. Иустину. Он принял в зале у порога довольно сухо и когда я, на его вопрос о моем назначении, сообщил ему, что я представлен на должность Синодального ризничего в Москву, он выразил какую-то двусмысленную мину. Тем и окончилось наше коллективное представление его преосвященству. Из Владимира мы все разошлись по разным сторонам. Я отправился в Муром. В Муроме все: и родные, и знакомые встретили меня с радостью. По приглашению, протоиерея Троепольского, я служил в соборе, и за это, по его же распоряжению, получил от соборного старосты, купца Зворыкина, полуимпериал. Из Мурома, через село Фоминку, где провел сутки у священника О. П. Обтемперанского, я прибыл в г. Вязники. Здесь на короткое также время остановился у своего школьного товарища и друга, священника В. П. Богородского: он принял меня с восторгом, и разговорам нашим не было конца. Из Вязников, через село Пантелеево, где посетил родственника своего дьякона Мануила Петровича, приехал в село Хотимль, где встретил меня радушный прием двоюродного зятя Ив. Николаевича и сестры Марьи Петровны Успенских. У них пробыл я дня два или три. 27 июля приехал в Шую и остановился в доме соборного протоиерея и смотрителя училищ В.Я. Цветкова. 28 ч. в Шуйском соборе праздник в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери и торжественный крестный ход вокруг всего города. После хода я приглашен был, вместе с духовенством, на завтрак в дом купца Корнилова. Здесь встретился неожиданно со старым знакомым помещиком, С.А. Лазаревым-Станищевым, у которого я учил детей. Он был на этот раз уездным исправником. Когда я был в Шуе, я не забыл посетить свою добрую и благодетельную хозяйку, у которой я некогда квартировал, Александру Ивановну Болотову. Почтенная старушка весьма обрадовалась моему посещению и, прощаясь со мной, положила мне в руку золотой полуимпериал, промолвив: «помолися, батюшка, обо мне». Как ни отказывался я от принятия этого дара, но должен был исполнить волю благочестивой старицы. Имя рабы Божией Александры, вместе с полуимпериалом, до сих пор сохраняется в моей памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Борисов В.А., Владимирские губернские ведомости 46, 1850. Борисов В.А. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. М., 1851. Преображенский храм был освящён в 1836 году. До XVII века село Мельничное - вотчина князей Шуйских, в XIX веке - поместье декабриста Н.В.Шимановского. Ныне входит в черту города. Церковь примечательна своим расположением, убранством, древним происхождением, современной историей. Церковный комплекс с храмом, сторожкой и небольшим кладбищем расположен на живописном склоне холма, который огибают небольшие речки Сеха и Мотовилиха. В 17 веке на речках стояли мельницы, с чем и связывают название села. Несмотря на незначительную высоту холма на общем фоне равнинной местности церковь видна с северных подъездов к Шуе – от Осиновой горы, дорог от Иванова (автомобильной и железной), Дунилова, Введенья. Все значимые в Шуйской послевоенной церковной жизни события связаны именно с храмом в Мельничном. Храм был закрыт в 30-е гг., затем открыт в 40-е. В период, когда храм был закрыт, помещение использовалось как мастерские и склад. С конца 40-х до начала 90-х гг церковь в Мельничном оставалась единственной действующей в Шуе (село Мельничное присоединено к Шуе 16.05.1940). Во всём шуйском районе богослужения не прекращались в единственной церкви - в селе Кузнецово. Утраченные после закрытия храма церковные ценности и утварь частично компенсировались личными пожертвованиями шуян (до революции в Шуе и ближайших к городу селах – Мельничном, Юрчакове, Взорново действовало свыше 20 храмов, в том числе один монастырь), приносивших в единственную церковь семейные иконы, церковные книги. В архитектурном отношении храм несколько разнородный – сочетание позднего классицизма и псевдорусского стиля, строился в несколько этапов “усердием шуйских купцов”. Строительство существующей сейчас церкви продолжалось несколько десятилетий: сначала к деревянной Никольской церкви (1711 г.) была пристроена тёплая каменная церковь Святого Апостола Якова с колокольней (1822 г.), затем деревянная церковь перестроена в каменную (1836 г), в тёплой части устроен придел Преображения Господня (1869 г.). Таким образом, строительство храма велось с запада на восток (от колокольни к алтарю).

http://sobory.ru/article/?object=07482

В 1398 г. во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божией Матери Витовт благословил дочь свою Софию – супругу великого князя Василия Димитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Жители столицы оказывали святыне великое благоговение. Через 58 лет, в 1456 г., в царствование великого князя Василия Васильевича Тёмного, при митрополите Ионе, Мисаил, епископ Смоленский, и тамошний наместник со многими сановниками города, прибывшие в свите от Польского короля Казимира в Москву к великому князю, просили его отпустить икону их в Смоленск. Князь советовался с митрополитом, архиереями и боярами, и наконец решился вручить жителям Смоленска Смоленскую икону Одигитрии, повелев снять с неё список, для поставления его на месте её, и ежедневно совершал перед ним молебствие. На отпущение иконы совершили празднество. После литургии митрополит и прочие духовные столицы с крестным ходом, в сопровождении великого князя, детей его, бояр, войска и многочисленного народа, проводили за город две версты до бывшего тогда в предместии Москвы Саввина монастыря и, по совершении молебствия, со слезами отпустили икону Владычицы. На месте молебствия, в 1524 году, при великом князе Василии Иоанновиче, построен Ново-Девичий монастырь, в память взятия Смоленска и присоединения к Российской державе. В этом монастыре в 1525 году поставили икону, списанную с Смоленской Одигитрии, и 28 июля назначили празднование явлению Смоленской иконы Божией Матери, с крестным ходом, который и доныне отправляется в Москве в Новодевичий монастырь, в возблагодарение за возвращение Смоленска от Литвы. В 1812 году икона Смоленской Одигитрии взята была из Смоленска и препровождена в Ярославль Смоленским епископом (Фальковским). В Смоленске пребывает и другая Смоленская икона Богоматери, особенно чтимая гражданами. Эта икона написана в 1602 году и первоначально находилась в Днепровской башне городской стены Смоленска.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прибыв в Петрозаводск, епископ Вениамин отслужил в субботу 11 июня всенощное бдение в Свято-Духовском кафедральном соборе, а на другой день – литургию. В три часа дня в сослужении всего городского духовенства он положил начало молебному пению, и крестный ход с иконой, поднятой высоко на носилках, вышел из собора на сулажгорскую дорогу. Вечером прибыли в село Шую, в пути совершалось всенощное бдение с общенародным пением. 13 июня в шуйской Иоанно-Предтеченской церкви владыка служил литургию, за которой рукоположил диакона Феодора Утицына во священника к Коткозерской церкви. Затем процессия двинулась в Кончезеро, где остановилась на ночлег. Наутро в сельской церкви была совершена архиерейская литургия. Из-за дождя паломники смогли продолжить путь лишь к вечеру. Белой ночью, среди посвежевшей после дождя природы, освещаемый сотнями свечей, крестный ход с иконой святителя в рост, вознесенной над народом, представлял величественную картину. К 9 часам утра 15 июня процессия пришла в село Уссуну. Здесь владыка также отслужил обедню, и богомольцы расположились на отдых. Вечером двинулись дальше. Путь шел мимо водопадов Пор-порога и Гирваса. У первого из них была сделана часовая остановка: в ночной тишине могучий водопад казался еще более грандиозным. В селе Койкары Повенецкого уезда епископ Вениамин снова литургисал. Вечером двинулись в очередной 25-верстный переход. «По пути, – писал один из участников шествия, ректор Олонецкой духовной семинарии протоиерей Николай Чуков, – делали две остановки, пили чай, раздавали богомольцам ржаной хлеб, благословленный вместе с семенами ржи и овса за всенощным бдением» 461 . 17 июня владыка служил литургию в Линдозере. Оставшиеся десятки верст пришлось преодолевать лишь с короткими остановками: народ, прибывший в Порос-озеро из разных мест Олонецкой и Финляндской епархий, ждал там крестный ход уже три дня. В субботу к 10 часам утра торжественная процессия с архиереем во главе достигла Порос-озера. Храм этого карельского села и был предназначен для хранения иконы святителя Иоасафа. Владыка Вениамин совершил в нем последнюю, седьмую с начала шествия, литургию и рукоположил во священника учителя Селецкой второклассной школы Василия Островского. О перенесении в Порос-озеро крестным ходом «в сопровождении сотен и тысяч народа» иконы новоявленного угодника Божия для утверждения там «нового оплота православия на границе Финляндии» была даже послана телеграмма царю 462 . А многочисленные паломники от всего сердца благодарили преосвященного за нелегкий труд участия в семидневном 168-верстном крестном ходе по сельским дорогам Карелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9. Аврамий, упом. 1641–1646 г.г.; в его настоятельство строился тот город. 10. Сергий, упом. 1647–1648 г.г.; при нем 1647 года, сентября 22-го, лит нынешний в 600 пуд колокол. 11. Гермоген, упом. 1649–1652 г.г.; в его настоятельство строился нынешний Троицкий собор. 12. Тихон II, упом. 1655–1661 г.г. В июне 1656 года присутствовал на Соборе Святителей, созванном от патриарха Никона для исправления богослужебных книг (Скрижаль Патр. Никона прибавлен 29 ). 13. Мисаил – 1662–1664 г.г. В октябре 1663 года упоминается управляющим Костромскою десятиною. 14. Кирилл II, упом. 1665–1669 г.г. 2 ноября 1666 года, при приезде восточных патриархов в Москву, вел под руки патрирха Макария. В декабре того года присутствовал на соборе о низложении патриарха Никона, потом 1667 года на соборах по предмету церковных исправлений. По грамоте от 2 июля того 1667 года, присутствовал в г. Шуе при свидетельстве чудес от Шуйской иконы Богородицы 30 . 15. Феодосий II, упом. 1669–1674 г.г. С Ипатского настоятельства перемещен в архимандрита Воскресенского монастыря, именуемого Новый Иерусалим; потом схимник 31 . 16. Антоний, до Ипатского настоятельства с 1670 по 1674 год был архимандритом Переяславского Данилова монастыря; отсюда перемещен в Ипатский 24 октября 1674 года. 1677 года, апреля 17-го, в Костромском городовом соборе служил при празднестве по случаю возобновления Феодоровской иконы Богородицы. 1681 года, Антоний, по грамоте Патриарха всея России Иоакима, распоряжался переведеним из Костромского Крестовоздвиженского монастыря иноков в Костромской Богоявленский; упоминается на настоятельстве Ипатского монастыря и 1683 года 32 . 17. Пахомий, упом. 1683–1685 г.г. При нем в сентябре 1684 года Троицкий собор в Ипатском монастыре украшен стенописью. 18. Феодосий III, упоминается 1685–1692 г.г.; в августе 1690 года присутствовал при хиротонии патриарха всея России Адриана 33 . 19. Паисий, упом. 1693–1698 г.г., июня 1-го; во все настоятельство управлял Костромскою десятиною. 20. Симеон, упомин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Старец Дорофей поэтому случаю думал было уйти на свою родину в село Никульское, близ города Мологи. Собираясь в путь, он пошел помолиться перед иконою Печерской Богоматери и услышал от нея голос, повелевавший взять с собою образ Богоматери, который был скрыт в таком-то месте, – голос указывал и где именно находится этот образ. Старец Дорофей пошел на то место, и действительно, к великому удивлению и радости своей, нашел образ Богоматери, как будто только что написанный. С этим образом он и пошел на родину. В семи верстах от села Никульского, близ реки Юга, он остановился для отдыха и оставил икону на пне дерева. После краткого отдыха, он думал было взять икону и продолжать путь; но образа нельзя было сдвинуть с места, и кроме того послышался таинственный голос, повелевавший, чтобы образ навсегда оставался на этом месте. Старец построил тут келлию и подвизался в усердных молитвах пред иконою. В последствии здесь построен был монастырь, известный и доныне под именем пустыни Югско-Дорофеевской; тут и теперь находится Югский образ Богоматери, изливая чудесные милости прибегающим с верою к заступлению Богоматери. д) «Наконец о Шуйской иконе Богоматери» имеются следующия сведения: эта икона находится ныне в соборном храме Воскресения Христова города Шуи, Владимирской губернии. Она написана в 1654 году после бывшего в этом году морового поветрия, от которого Шуя избавилась заступлением Богородицы. А писатель этой иконы был некий благочестивый старец Иоаким, который, по словам древняго сказания, «житие проводя затворническое, пребывая присно в келлии своей, ни камо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше». «От образа Богоматери его рукописания, иже во граде Шуе, продолжает сказание, и до днесь с верою приходящим всяких болезней и язв исцеление бывает помощью Пресвятыя Богородицы, молитв ради и моления того святого старца» «Жития свят.» Филарет., 28 июля). II. Вот, братья, краткие сказания о прославляемых в нынешний день чудотворных иконах Богоматери. А подобных чудотворных икон Богоматери у нас, на святой Руси, более сотни, не считая икон так называемых местно чтимых, из которых многия также отличаются чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В стены церкви были вделаны бронзовые доски с именами павших. Над каждой доской висела копия или подлинник судовой иконы с лампадой и было начертано название корабля и сражения с его участием. Расписать интерьер не успели, но одну из стен украшала большая картина «Спаситель благословляет погибающих на крейсере „Светлана“» акад. А.Н. Новоскольцева. Храм освещался бронзовыми паникадилами-хоросами, висевшими на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора. Евангелие в филигранном окладе мастерской Овчинникова подарила княгиня С.М. Волконская, чей сын погиб при Цусиме; большой красивый ковер вышили разные знатные дамы, хоругви – вдова адмирала З.П. Рожественского. Нижний сводчатый храм свт. Николая, куда вел узкий коридор, был сплошь расписан М.М. Адамовичем сценами из Евангелия и жизни святого покровителя моряков. Двухъярусный деревянный иконостас был обит парчой и украшен бронзовыми накладками; царские врата, подаренные строителем – инженером Смирновым, датировались XVI веком. Рядом с ними находился замечательный образ Казанской Божией Матери, шитый золотом в мастерской Кошкиной. Смирнов поднес также древний складень и старинные иконы, поставленные в особый киот. Нижний храм освятил 28 июля 1911 военный протопресвитер Г.И. Шавельский в присутствии родственников погибших, а торжественное освящение верхнего последовало через три дня. На нем присутствовал Государь с дочерьми, королева Ольга Константиновна, поднесшая икону Шуйской Божией Матери 1655 года, ее отец – вел. кн. Константин Константинович, много сделавший для постройки, и другие члены императорской семьи. В 1913 при храме открыто благотворительное братство. 31 марта служилась панихида по адмиралу Макарову и экипажу погибшего броненосца „Петропавловск“, на которой обычно присутствовали вел. кнн. Борис и Кирилл Владимировичи, участники войны. Настоятелем был назначен прот. Владимир Александрович Рыбаков, увидевший разрушение церкви и умерший в 1932 в тюрьме, сверхштатным священником – о. Михаил Кириллович Прудников, бывший капитан I ранга, известный своей прозорливостью.

http://sobory.ru/article/?object=34469

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010