Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 15 ноября 2023 года 2. Среда. Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста. Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Днесь пятозарный мучеников лик…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Люди беззаконнейшия…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Дивен Бог во святых Своих…», и стихира мучеников, глас 1-й: «Лучи возсияша…». «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Приидите, возрадуемся…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному…». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево…». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Многи скорби праведным…», и стихира мучеников, глас 2-й: «Кровными токи…». «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Пятозарная страдалец свеща…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте Тя…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Вскоре после этих событий местные жители перестроили собор в камне. Однако простоял этот пятиглавый храм недолго - вскоре сгорел. Пламя тогда уничтожило почти весь город, уцелело всего полтора десятка дворов. Чудесным образом была спасена и Шуйская Смоленская икона Божией Матери. Пожары свирепствовали в Шуе на протяжении всего XVIII века. Последний произошёл в 1792 году, и после него горожане решили возвести новый соборный храм в честь Воскресения Христова. На строительство ушло шесть лет. А 19 сентября 1799 года епископ Владимирский и Суздальский Виктор совершил чин освящения нового собора. В 1831 году в Шуе случилось новое горе - эпидемия холеры. Шуяне снова решили обратиться к своей заступнице. Они наложили на себя недельный пост, а после этого, в день чествования Смоленской иконы Божией Матери, вместе с образом прошли крестным ходом вокруг всего города. Болезнь отступила, а крестный ход стал ежегодным. Сохранились сведения о том, что он всегда продолжался почти два часа. На него неизменно собиралось всё городское духовенство с хоругвями и чтимыми иконами. Начинали звонить колокола всех церквей. Во время хода делалось несколько остановок для совершения молебнов. Что касается Воскресенского собора, то его в начале ХХ века решено было расширить. Появилась просторная и светлая трапезная; над западным входом воздвигли трёхглавие. Прихожане говорили, что при входе в собор " дух захватывало " от его убранства. Оштукатуренные побелённые стены украшала лепнина. У храма было три входа, а двери везде тоже были тройные - железные, дубовые с зеркальными стёклами и третьи - " окрашенные под дуб " . Южный вход украшало чугунное крыльцо с десятью колоннами, железной крышей и вызолоченными крестами. А в середине фронтона помещался образ Шуйской Смоленской Богоматери - он был выполнен на листовом железе в греческом стиле. Главный престол собора тоже был роскошен. В издании " Воскресенский собор города Шуя и чудотворный Шуйско-Смоленский образ Богоматери " (составитель Н.И. Никонов) он описан так: " Престол в центральном алтаре был из цареградского кипариса в серебряном чеканном облачении.

http://sobory.ru/article/?object=00143

г)  Но сколь тверда была душа Божией Матери в терпении и преданности Богу, столь же нежно было сердце Ее для дружбы и святой любви. Она искренно любила ближних, была общительна с ними и по возможности благотворила им, как это видно из того, например, что не отреклась быть на браке в Кане Галилейской и помогла в нужде новобрачным (Ин. 2, 1–5). Она была добрая и верная обручница: беспрекословно повиновалась Iocuфy, покоила его старость, охотно делила с ним все нужды и труды его. Она была нежнейшая Матерь, ибо, несмотря на юность Свою, Сама воспитывала возлюбленного Своего Сына, не вверяя Его чуждым сосцам и попечениям, как это делают иные неблагоразумные матери с детьми своими, и, для сохранения жизни Его, бежала с Ним из родной земли в иноплеменную, зорко следила за всеми Его действиями, была внимательна ко всем обстоятельствам Его жизни (Лк. 2, 19, 51; 8, 20), и сохранила сильную любовь к Нему не только до смерти, но даже и по смерти Его. Вот какую любовь имела Матерь Божия к Своему Сыну и Господу! Так как святая любовь, по выражению апостола, есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14), то надлежит заключить, что Пресвятая Дева, кроме упомянутых нами добродетелей, имела и множество других, перечислить которые не достанет времени. И подлинно, имевшие счастье видеть Ее и обращаться с Ней свидетельствуют, что Она исполнена была благодати и всех добродетелей, что в Ней с человеческим естеством соединялось ангельское, что это было небесное чудо, изумительная святость (Послание Игнатия Богоносца к Иоанну Богослову). III. Если же такова была Матерь Господа нашего, то мы, братия, должны всемерно чтить Ее – пресвятую, немолчно величать Ее – благословенную, усердно молить Ее – благодатную, да хранит нас под Своим покровом от всяких зол и поможет нам преуспевать в добродетелях по Ее примеру. (Составлено по «Словам и беседам» Платона, митрополита Киевского и Галицкого). Поучение 3-е. День празднования Смоленской иконы Божией Матери и других (О празднуемых 28 июля иконах Божией Матери: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской с уроками для нашего назидания)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Старец Дорофей по этому случаю думал было уйти на свою родину в село Никульское, близ города Мологи. Собираясь в путь, он пошел помолиться перед иконой Печерской Богоматери и услышал от нее голос, повелевавший взять с собою образ Богоматери, который был скрыт в таком-то месте, – голос указывал и где именно находится этот образ. Старец Дорофей пошел на то место, и действительно, к великому удивлению и радости своей, нашел образ Богоматери, как будто только что написанный. С этим образом он и пошел на родину. В семи верстах от села Никульского, близ реки Юга, он остановился для отдыха и оставил икону на пне дерева. После краткого отдыха он думал было взять икону и продолжать путь, но образа нельзя было сдвинуть с места, и кроме того послышался таинственный голос, повелевавший, чтобы образ навсегда оставался на этом месте. Старец построил тут келлию и подвизался в усердных молитвах пред иконой. Впоследствии здесь построен был монастырь, известный и доныне под именем пустыни Югско-Дорофеевской; тут и теперь находится Югский образ Богоматери, изливая чудесные милости прибегающим с верой к заступлению Богоматери. д) Наконец, о Шуйской иконе Богоматери имеются следующие сведения: эта икона находится ныне в соборном храме Воскресения Христова города Шуи, Владимирской губернии. Она написана в 1654 году после бывшего в этом году морового поветрия, от которого Шуя избавилась заступлением Богородицы. А писатель этой иконы был некий благочестивый старец Иоаким, который, по словам древнего сказания, «житие проводя затворническое, пребывая присно в келлии своей, ни камо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше». «От образа Богоматери его рукописания, иже во граде Шуе, – продолжает сказание, – и до днесь с верою приходящим всяких болезней и язв исцеление бывает помощью Пресвятыя Богородицы, молитв ради и моления того святого старца». (См. «Жития святых» Филарета, 28 июля). II. Вот, братия, краткие сказания о прославляемых в нынешний день чудотворных иконах Богоматери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Почитание Китовских святых как «маловедомых», о к-рых нет письменных сказаний и мощи к-рых не освидетельствованы, по-видимому, было прекращено в 1-й пол. XVIII в. Тогда же по решению епархиальных властей мощи Г. были тайно перезахоронены, предположительно в Китове или в соседнем с. Дроздове, в наст. время их местонахождение неизвестно. Однако можно думать, что память о Китовских чудотворцах сохранялась в XIX в. Свящ. Н. М. Миловский в своем исследовании опубликовал рисунок С. Морозкина с иконы 2-й пол. XIX в., на к-ром изображены на фоне Шуи местночтимые святые - Г. и прп. Иоаким Шартомский, осененные чудотворной Шуйской Смоленской иконой Божией Матери . Общецерковное почитание Китовских святых было установлено в 80-х гг. XX в. при подготовке издания богослужебных Миней. Тогда имена Китовских святых были внесены в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (празднование Собору возобновлено 26 авг. 1918). Имена Китовских чудотворцев включены также в Собор Владимирских святых (празднование установлено в 1982), имя Г. вошло в Собор Ивановских святых (празднование установлено 7 дек. 2000). В сер. 90-х гг. введено поминание Г. на великом отпусте в ряде храмов Шуи и Шуйского р-на (подворья Николо-Шартомского мон-ря). Ист.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 21-22, 24; Описание о Российских святых. С. 215; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 141; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 176. 685; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 206; Миловский Н. М. , свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.). М., 1893. С. 18-23; Березин В. М. , Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 60-61; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 555; Голубинский. Канонизация святых. С. 352, 379; Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 225-226; Баделин В. И. Золото Церкви. Иваново, 1995. С. 53-55; Иереи Шуйского у. Владимирской губ. (XIX в.- 1918 г.). Иваново, 2003. С. 275; Минин С. , свящ. Очерки по истории Владимирской епархии (X-XX вв.). Владимир, 2004. С. 130.

http://pravenc.ru/text/166835.html

И именно поэтому же, много у нас уродств в сфере законотворчества. К примеру, условием попадания в сообщество людей принимающих законы, служит не наличие юридического образования, а принадлежность к партии (суть определенной идеологии, реально исповедают которую 0,000Х % населения, а христианство, которое в разной степени исповедают до 80% ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВА - предусмотрительно отделено от ГОСУДАРСТВА)?  Это я к тому, что вести разговор о церковных ценностях, используя закон как  прикрытие аморальных действий (с моей точки зрения) не стОит.   Сюда же ответ и по седьмому пункту. « Понятие Русский народ определяется не этнической, а культурной принадлежностью»  По-вашему выходит, что русского этноса уже нет, а осталась только его культура? «… любое разделение общности, называемой Русский народ, по национальному, религиозному, территориальному или любому другому признаку, ведёт к уничтожению России как государства» - скажите, возможно ли разделить чеченский, еврейский, татарский или любой другой народ по национальному признаку? Или Вы считаете, что русского этноса уже нет, а Русский народ - синоним ЕБНовскому: «россияне»? Отказ русскому этносу в правах на звание Русского народа, и есть в Вашем понимании «феномен государства Россия»? Это дает мне основания думать, что Вы уж точно не русский, раз так не любите мой народ. По второму пункту Православная церковь не владела и не могла владеть, так как была частью государства, и всё её имущество принадлежало Российской империи». Это не  так. Петр 1 провел реформу в управлении Церковью, но собственности её не национализировал.  В Российской Империи церковные установления — приходы, монастыри, архиерейские дома (епархиальные управления) — имели правоспособность юридического лица и владели своим имуществом на правах частной собственности (Свод Законов Российской Империи. Т. 10, с. 413, 698). По третьему пункту. « Все разговоры о восстановлении, а тем более реставрации храмов на деньги приходов есть не что иное, как демагогия. Такие работы ведутся на средства бюджета, то есть на деньги всех граждан страны, платящих налоги».  Это маленькая правда, скрывающая большую ложь. Лишь очень немногие храмы реставрируются за счет бюджета, к тому же многим приходам, в частности нашему, эта реставрация была камнем на шее. Реставрация церкви Димитрия Слунского длилась около 20 лет – ежегодно выделялись огромные суммы, и именно поэтому в окончании реставрации не был заинтересован никто, кроме прихода. Храм использовался реставраторами в лучшем случае как офис-мастерская, в худшем как место для оргий. Именно после одной из них, их со скандалом выгнали оттуда – «реставрация была прервана…».      

http://sobory.ru/article/?object=00584

Данная акция не была согласована ни с одной городской службой и проведена под мифическим прикрытием версии о падении " веток и листьев на территорию храма, а также вероятностью падения самих деревьев на головы прихожан и местных жителей " При этом сквер находился на этом месте десятилетия, сами деревья находятся не ближе 15 м от ограды, спилили АБСОЛЮТНО здоровые, почти вековые, деревья. Для чего? Как позже выяснилось, уже был готов проект реконструкции сквера от РПЦ: оказывается, на этом месте находилось мифическое кладбище героев Куликовской битвы, ярославских князей, а позже - жертв мятежа 1918г... Церковники, написавшие подобную ахинею в своем заявлении, то ли никогда не были в этой церкви, то ли плохо знают историю, в том числе - ярославскую, то ли сделали это сознательно, рассчитывая на то, что ныне пройдет любая красиво оформленная чушь. Но суть от этого не меняется: очередной акт вандализма от РПЦ прикрыт лоскутком благих намерений и лицемерного благочестия. По факту, церковь пошла против совести, против исторических фактов, против закона, но - под благовидным предлогом.  11 ноября 2012. «Продолжая тему " совесть/закон " ». Прошу прощения, что не регулярно просматриваю эту тему, но, если угодно, продолжим. Являясь прихожанином этой церкви, ответственно заявляю: 1. По поводу наличияотсутствия согласований и здравияболезни деревьев. Своими глазами видел документ (кажется 2010г) о выбраковки части деревьев (тополей), но не по «здоровью», а с формулировкой «перерост». БЕЗУСЛОВНО, с точки зрения закона, это постановление устарело, следовательно, не имело юридической силы – здесь Вы правы. «По совести», а вернее по факту, произошло следующее: 200 метрах от Димитриевского храма, у церкви Петра митрополита (на территории мукомольного), МЧС (со всеми разрешениями) пилили деревья у своего подшефного храма. К сведению, стоимость (официально) спилить одно дерево, выкорчевать пень и вывезти то, что осталось, начинается от 20 тыс.руб. и выше. Тут, появилась перспектива выпилить то, что город собирался выпилить еще несколько лет назад… «благотворительно».

http://sobory.ru/article/?object=00584

Я не говорил о масляной росписи. Это Ваш домысел.  Я говорил о разности задач, а соответственно и разности подходов к одному и тому же делу  профессионалов 19 и 20 веков . И именно продукт  «конфессиональные интересов» православных,  Вы призываете вновь национализировать, когда еще не истерты из памяти результаты прошлой «национализации». «И ещё одно, почему-то Вы разделяете Русский народ на правильных русских, неправильных русских и полукровок, при этом себя Вы относите к тем, кто может определять эту русскость. У Вас есть для этого какие-то основания?» Действительно,  я имею свою точку зрения по этому вопросу. И хотя я не претендовал на приписываемое мне право «определять эту русскость», думаю, что всё же некоторые права и основания к тому имею. Но оставим до поры «за скобками» мои права и обязанности.  Вернемся к теме. О «русскости» начали Вы: « И прихожане и реставраторы, это один Русский народ. И храм построили их предки» Именно потому, что Вы в аргументации обратились к праву «Русского народа» у меня возникли вопросы к Вам,  какую конкретно группу правообладателей Вы имели в виду. Примечание модератора: Первое. Для начала давайте прекратим призывы к ведению диалога по-совести. В нормальном государстве, граждане обязаны выполнять законы, а не оправдывать их нарушение своими религиозными, политическими или какими-либо другими чувствами, не важно, кто они – православные христиане, последователи культа Вуду, анархисты или воинствующие атеисты. Надеюсь, что Вы законопослушный православный гражданин и с этим согласны. Поэтому Ваши слова о полукровках и т.д. будем считать полемическим преувеличением, а не разжиганием ненависти по религиозному или национальному признаку. Второе. Несправедливо национализированное большевиками имущество РПЦ это миф. Никакой организации, а тем более собственника под названием РПЦ в Российской империи не существовало. Была Православная церковь Российской империи, управляемая Священным Синодом под контролем обер-прокурора, который назначался императором. Недвижимостью Православная церковь не владела и не могла владеть, так как была частью государства, и всё её имущество принадлежало Российской империи. Как организация РПЦ возникла в 1943 году и передача в собственность, никогда ей не принадлежащего имущества, является, по сути, продолжением большевистского разграбления Российской империи.

http://sobory.ru/article/?object=00584

Каменная церковь в русском стиле сооружена на средства купца Якова Турлапова. Этот храм стал одним из первых старообрядческих храмов Владимирской губернии. Кирпичная неоштукатуренная церковь с оградой – чрезвычайно редкий пример старообрядческого храма периода эклектики с элементами неорусского стиля, построенного в провинциальном городе. В наружном убранстве преобладают формы, стилизованные под новгородско-псковское зодчество. Лаконичный декор имеет плоскостной характер, однако наиболее выразительные криволинейные, плавно очерченные формы исполнены изящной графичности. Крупные членения боковых фасадов выявлены лопатками. Центральную часть подчеркивает волнообразный килевидный щипец в завершении которому вторят последовательно вписанные в него широкая трехлопастная ниша и килевидный архивольт, опирающийся на полуколонки. Интересен портал западного входа с массивным полуциркульным обрамлением, перехваченным крупными валиками, и полукруглое в плане крыльцо перед ним. От низкой шатровой колокольни сохранился лишь плоский парусный свод в первом ярусе. После закрытия храма в 1930-х годах здание внутри перестроено, часть оконных и проемов заложены, прорублены новые. В 1952 г. территория парка расширена на юг и восток за счет уничтоженного старообрядческого кладбища (уничтожение началось в 1931 г.). Сейчас на территории прежнего кладбища – танцплощадка и аттракционы. Иконостас в 1946 г. передан в Ивановскую Успенскую (ныне Казанскую старообрядческую) деревянную церковь. Основной объем храма сохранился. Снесена глава храма и низкая шатровая колокольня над западным входом. В 1990-е годы окончательно разрушен последний фрагмент глухой зубчатой кирпичной ограды вокруг храма. Внутри размещался цех деревообработки, в данный момент в бывшем храме администрация парка культуры и отдыха.  Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. Иванов Ю.А. Шуйские раскольники. Шуя: ШГПУ, 1997. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=06291

Введение во храм Прес. Богородицы. Мозаика ц. Успение Богородицы в Дафни. Ок. 1100 г. Введение во храм Прес. Богородицы. Мозаика ц. Успение Богородицы в Дафни. Ок. 1100 г. В настенных минологиях наряду с единоличными изображениями есть сцены «Благовестие Захарии» (ц. св. Апостолов в Пече, Косово и Метохия, 1561) и «Убиение Захарии» (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320; ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348-1350); на рус. минейной иконе на июнь из комплекса миней московского происхождения (кон. XVI в., КГОИАМЗ) в день празднования Рождества св. Иоанна Предтечи З. изображен сидящим на ступенях у ложа Елисаветы и пишущим на табличке имя Иоанн (см.: Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат. М., 2004. Кат. 27). В рус. иконописи как отдельное изображение встречается «Зачатие св. Иоанна Предтечи», где З. и Елисавета приникают друг к дугу (напр., храмовая икона из церкви дер. Новокотово Тверской обл. (Новгород, 2-я пол.- кон. XV в., ЦМиАР, см.: Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 14. С. 102-105); 2-сторонняя выносная икона «Знамение. Зачатие св. Иоанна Предтечи», Новгород, 2-я пол. XVI в., ГТГ). Как отдельная сцена на новгородской 2-сторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и вмц. Евфимия Всехвальная» (1-я пол. XVI в., ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие….»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 54-58) представлено явление арх. Гавриила З.: на фоне белокаменного храма, увенчанного 4 куполами с крестами в навершиях, у престола слева стоит склонившись З., в епитрахили; справа у престола - арх. Гавриил; позади З.- 3 жреца. Именование этой композиции «Зачатие св. Иоанна Предтечи», несмотря на то что ее изображение как «Встреча Захарии и Елисаветы» известно с XV в. (см.: Смирнова, Лаурина, Гордиенко. 1982. С. 298), возможно, продиктовано традицией восприятия благовестия как образа зачатия пророка ( Устинова. 2005. С. 197; см. подобный пример на иконе «Св. Иоанн Предтеча, с житием», 2-я четв.- сер. XVI в., ГВСМЗ). На пелене «Рождество Богоматери, с житием Богоматери» из Воскресенского собора Волоколамска (мастерская кнг. Анны Шуйской, 1510, ГТГ), в сцене, редкой по сюжету, «Моление Захарии о будущей участи двенадцатилетней Марии» (клеймо 10) первосвященник изображен перед престолом коленопреклоненным (см.: Дионисий «живописец пресловущий». М., 2002. Кат. 58. С. 222-223).

http://pravenc.ru/text/182665.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010