Икона Шуйской-Смоленской Божией Матери написана была в 1655 году, по сказанию древней, хранящейся при соборе, летописи, по следующему поводу: в означенном году, по Божию попущению, свирепствовала в Шуе страшная моровая язва, от которой умирало множество народа, так что не только дома, но и целые улицы оставались без обитателей. Чтобы умилостивить разгневанного Господа, одни благочестивый Шуйский гражданин предложил, в это ужасное время, прихожанам Воскресенской церкви написать новую икону Смоленской Божией Матери. Предложение было принято с радостию. Икону поручили написать славившемуся благочестием, Шуйскому иконописцу Герасиму Тихонову Иконникову, который тотчас и принялся за это дело с великим усердием и благоговением. Сделав очерк иконы, Иконников на другой день увидел собственное начертание иконы измененным и вовсе не похожим на подлинник: правая нога и прочее положение Богомладенца Иисуса оказались не в том виде, как он начертывал их. Считая такое изменение своею ошибкою, он исправил начертание. Но и на третий день увидел тот же самоначертанный образ Господа Иисуса. Не осмеливаясь уже более поправлять его, он счел это чудом и явным действием Промысла Божия и донес о сем начальству и гражданам. Народ приведен был в страх этим чудом и с благоговением прославлял Бога. Начертание сие имеет такой вид: вместо обеих простертых ног (как видим на иконе Смоленской Одигитрии) правая ступень Богомладенца Иисуса стоит на колене левой ноги, придерживаемая несколько левою рукою Его; правая рука, держа символ судеб всего мира – свиток, поставлена локтем на правом колене так, что свиток находится против Лика Предвечного Младенца. Дивное начертание сей иконы было первым от Нее чудом, вслед за которым произошли и другие, именно: по принесении иконы в церковь , просиял от нее необыкновенный свет. Третьим чудом было то. что вскоре, по написании иконы, моровая язва прекратилась, сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всем городе. Этими тремя чудотворениями не окончились все благодеяния, начавшие изливаться от чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. С 16 апреля 1066 г. по 7 октября 1667 г. от сей иконы было еще 103 чуда. Всех же записанных чудес было 109. Священник Воскресенской церкви, прочее городское духовенство и граждане о совершившихся чудесах довели в 1667 году до сведения царя Алексее Михайловича и патриарха Иоасафа. Для исследования столь важных обстоятельств была прислана от царя и патриарха особая комиссия, состоявшая из 5 архимандритов, двух игуменов и протоиерея. Комиссия была под главным управлением Суздальского и Тарусского Архиепископа Стефана. Истина чудес подтверждена и описана в хранящихся при соборе двух грамотах и в особом рукописном сказании. С тех пор чудотворная икона стала именоваться Шуйско-Смоленской, а Воскресенская церковь , в которой икона находилась, переименована была из приходской в соборную.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Вниманием Ф.П. Бабушкина пользовались и сведения о явлении чудотворных икон, в том числе прославленных в XVII в., почитание которых было ограничено местностью, в которой они были явлены. При этом каких-то географических предпочтений у составителя святцев не было. Так, в основном тексте святцев Друж. 131 можно встретить указание на празднование 1 мая явления Богородицы Царевококшайской (1647 г.) и иконы Богородицы в Игришах (28 июля). К числу дополнений, внесенных рукой Бабушкина в основной текст Друж. 131, относятся пометы под 15 октября (празднование явления в Пензенской губернии Богородицы Нижнеломовской, 1643 г.), 30 мая – Богородицы Исаковской в Пошехонском уезде (1659 г.). Под 2 ноября 2-м редакторским почерком в Друж. 736 внесено празднование Шуйской иконы Богоматери (л. 19), в Друж. 131 это известие вписано под этим же числом рукой Бабушкина. Все перечисленные иконы были местно чтимыми и распространение их почитания за пределы местности, в которой они были явлены, неизвестно. Несмотря на достаточно большое количество ошибок, повторов данных и других погрешностей, свойственных подобного рода сводам, сведения святцев Бабушкина о малоизвестных святых востребованы до сих пор, так как позволяют делать вывод о почитании того или иного подвижника или той или иной иконы. Впрочем, обилие сведений, в том числе непроверенных, вызывало, вероятно, и некоторое недоверие к тексту «Бабушкинских святцев» – практическое применение их вряд ли было возможно, что делает их прежде всего памятником библиографии. 246 Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 1. С. 470–475 и др. 250 Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь… С. 475. Рукопись включает неполный перечень имен князей и княгинь, митрополитов, епископов, архимандритов, игуменов и преподобных. Большинство указанных имен не сопровождается датами, а для основателей монастырей и преподобных приведены только имена, без дат и географических указаний. Список, очевидно, не был окончен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

В Шуе не очень много церквей, но все они отличаются особенным благолепием и снабжены богатыми утварями и ризничными принадлежностями. Всех церквей в 1827 году было пять: Воскресенская (соборная), Крестовоздвиженская, Спасская, Покровская и Троицкая (кладбищенская). Впрочем, судя по незначительному количеству коренного городского населения, церквей приходских было достаточно. Жителей городских обоего пола считалось не более 4000: но при этом вдвое больше было пришлого народу – фабричных мастеровых и разного рода рабочих. Скажу несколько слов о первых двух церквах, как более примечательных по своему богатству. Воскресенский соборный храм 188 , в настоящем его —27— 1827 г. виде, существует с 1799 года. В нём три престола. Главный престол во имя Шуйской – Смоленской иконы Б. Матери, которая составляет главную досточтимую святыню храма. О написании этой иконы сохраняется следующее сказание: „во время свирепствовавшей в 1654 году в городе Шуе моровой язвы, благочестивые жители города рассудили написать икону Смоленской Божия Матери; для чего призвали известного им по своему благочестию зографа Герасима Тихонова. Тихонов с усердием и благоговением приступил к этому делу. Сделав первоначально очерк иконы, в том виде, как она обыкновенно изображается, он увидел на другой день собственное своё начертание изменённым и не похожим на подлинник; правая нога и прочее положение младенца Иисуса оказались не в том виде, как он их начертал. Считая такое изменение делом своей ошибки, он исправил это; но и на третий день с недоумением и страхом увидел в таком же виде св. икону и, не дерзая уже более исправлять её начертание, счёл это чудом и явным действием невидимой силы Божией и донёс об этом начальству и гражданам. Тихонову оставалось окончить икону так, как она начерталась сама; а начертание это имеет такой вид: вместо обеих простёртых ног, как на иконе Смоленской Одигитрии, правая ступень Богомладенца стоит на колене левой ноги, придерживаемая Его левой рукой; а правая рука Его, держа свиток – символ судеб всего мира, поставлена локтем на правом колене, так что свиток находится против Его лика. Таким образом это самоначертание св. иконы было первым от неё чудом; затем, когда она внесена была в церковь , последовало второе чудо – просиял от неё необыкновенный свет. Третьим чудом было избавление граждан от моровой язвы. Впоследствии явлено было от святой иконы, в разное время, более 100 чудес, описание коих хранится в соборной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нижний Новгород. Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери на кладбище. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Казанская кладбищенская церковь при Крестовоздвиженском монастыре Близ Арзамасского тракта, в конце Большой Ямской улицы с конца XVIII в. находилось второе городское кладбище с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанская кладбищенская церковь была построена в 1798 г. при епископе Павле II (Пономареве) или архиепископе Вениамине II (Краснопевкове) купцом А.Е. Стешевым (который на этом кладбище и был похоронен с супругой). Приписана к Крестовоздвиженскому монастырю Казанская церковь была в 1816 г. В кладбищенской церкви было три престола: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, и придельные – во имя Ап. Иакова, брата Господня и в честь Шуйской иконы Божией Матери. После закрытия монастыря монахини назвались «трудовой артелью» и взяли здания своего монастыря в аренду. Но в 1923 г. им пришлось соединиться с приходской общиной при Крестовоздвиженском соборе. После закрытия Крестовоздвиженского собора и выселения монахинь в 1928 г. община перешла в Казанский кладбищенский храм. Казанская община просуществовала при б. Крестовоздвиженском монастыре до 1935 г. 28 февраля 1935 г. к ней была присоединена Успенская община с причтом и имуществом. Но в 1935 г. были арестованы члены клира Казанской церкви: Македонский Николай Петрович и Новосельский Петр Иванович. Это произошло после Пасхальной литургии, которая в 1935 г. совпала с 1 Мая. 5 мая был арестован Македонский Николай Петрович, 23 мая - Новосельский Петр Иванович. Они были обвинены как участники контрреволюционной организации во главе с митрополитом Евгением (Зерновым) в том, что для отвлечения «внимания трудящихся от участия в революционных праздниках ... умышленно в эти дни службу в церкви начинали и кончали позднее» (4 ноября 1935 г. все члены «группы» были приговорены к 3 годам исправтрудлагерей и этапом отправлены: о. Николай (Македонский) – в Красноярск, а о. Петр (Новосельский) – в Караганду. 10 сентября 1937 г. по постановлению Тройки по Карагандинской области Новосельский П.Н. был расстрелян в местах заключения).

http://sobory.ru/article/?object=41216

В Шуе не очень много церквей, но все они отличаются особенным благолепием и снабжены богатыми утварями и ризничными принадлежностями. Всех церквей в 1827 году было пять: Воскресенская (соборная), Крестовоздвиженская, Спасская, Покровская и Троицкая (кладбищенская). Впрочем, судя по незначительному количеству коренного городского населения, церквей приходских было достаточно. Жителей городских обоего пола считалось не более 4000: но при этом вдвое больше было пришлого народу – фабричных мастеровых, и разного рода рабочих. Скажу несколько слов о первых двух церквях, как более примечательных по своему богатству. Воскресенский соборный храм 16 , в настоящем его виде, существует с 1799 года. В нем три престола. Главный престол во имя Шуйской-Смоленской иконы Б. Матери, которая составляет главную досточтимую святыню храма. О написании этой иконы сохраняется следующее сказание: «во время свирепствовавшей в 1654 году в городе Шуе моровой язвы, благочестивые жители города рассудили написать икону Смоленской Божией Матери; для чего призвали известного им по своему благочестию изографа Герасима Тихонова. Тихонов с усердием и благоговением приступил к этому делу. Сделав первоначально очерк иконы, в том виде, как она обыкновенно изображается, он увидел на другой день собственное свое начертание измененным и непохожим на подлинник; правая нога и прочее положение младенца Иисуса оказались не в том виде, как он их начертал. Считая такое изменение делом своей ошибки, он исправил это; но и на третий день с недоумением и страхом увидел в таком же виде св. икону и, не дерзая уже более исправлять ее начертание, счел это чудом и явным действием невидимой силы Божией и донес об этом начальству и гражданам. Тихонову оставалось окончить икону так, как она начерталась сама; а начертание это имеет такой вид: вместо обеих простертых ног, как на иконе Смоленская Одигитрия, правая ступень Богомладенца стоит на колене левой ноги, придерживаемая Его левой рукой; а правая рука Его, держа свиток – символ судеб всего мира, поставлена локтем на правом колене, так что свиток находится против Его лика. Таким образом, это самоначертание св. иконы было первым от нее чудом; затем, когда она внесена была в церковь , последовало второе чудо – просиял от нее необыкновенный свет. Третьим чудом было избавление граждан от моровой язвы. Впоследствии явлено было от святой иконы, в разное время, более 100 чудес, описание коих хранится в соборной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

- Соборный храм, построенный в 1814-23 гг. крестообразной формы с пятью большими куполами. В 1845-47 гг. внутренность храма была отделана заново и затем снова обновлена в 1894 г. купцом М. Рукавишниковым. В нем три престола: главный – в честь Воздвижения Креста Господня, южный – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и св. Дионисия Ареопагита, а северный – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Иннокентия Иркутского и вмч. Димитрия Солунского. В этом храме замечательны: местная Иверская икона Божией Матери в богато украшенной ризе и местная икона Воздвижения Креста, в коей вставлен серебряный вызолоченный крест с частицами Животворящего Древа, ризы Господней и мощей разных святых. Под алтарем соборного храма в склепе устроена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери; в ней погребены прахи бывших настоятельниц монастыря. - Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и св. Василия Блаженного. Церковь эта, находящаяся в монастырском корпусе на северо-восток от соборного храма, устроена в 1814 г. и потом в 1833 г. возобновлена. - Казанская кладбищенская церковь, построенная в 1798 г. купцом Я. Стешевым и приписанная к Крестовоздвиженскому монастырю в 1816 г. В ней три престола: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, правый – во имя св. апост. Иакова брата Божия и левый – в честь Шуйской иконы Божией Матери. В этой церкви замечательны древние иконы Божией Матери: Владимирская, Шуйская и Толгская; все они богато украшены жемчугом и каменьями. В ризнице Крестовоздвиженского монастыря имеется много старинных вещей из церковной утвари. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. История монастыря началась в XIV веке. Княгиня Василиса, в монашестве Феодора, организовала Зачатьевский монастырь близ Нижегородского Кремля. Позже монастырь был перенесен и располагался между Георгиевской башней Кремля и Георгиевской церквью. Обитель неоднократно подвергалась опустошению из-за пожаров. В 1811 г. несколько обителей объединились, игуменья Дорофея начала хлопотать о перенесении монастыря за город и вскоре приступила к устройству обители на новом месте. Так появился Крестовоздвиженский женский монастырь. Основной деятельностью монастыря стало воспитание и обучение девочек как из дворянских, так и неимущих семей. В советское время, после долгих лет запустения, в 1995 г. монастырские помещения были переданы Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01815

По словам специалистов, в случае с образами вероятность обнаружить подлинник намного выше, чем с мощами. Установить истину позволит экспертиза, на которую большинство продавцов охотно соглашаются. Объявление на интернет-аукционе " Мешок " " Век и даже десятилетие, когда был написан образ, действительно можно определить в лабораториях при помощи высокоточного оборудования, — объясняет религиовед Юрий Табак. — Анализируется состав краски, грунтовки в трещинах. А опытные эксперты легко устанавливают генеалогию " . Но и здесь, предостерегает специалист, не помешает осторожность. Продавцы могут подделать результаты или провести анализ у " своего " человека. Отдельный сегмент на этом рынке — уникальные иконы. В том числе объекты культурного наследия, свободный оборот которых в России запрещен. Если они и оказываются в продаже, то исключительно в результате кражи. Продажа святынь © Иллюстрация РИА Новости . Наталья Кондратюк " В России черный рынок расцвел в 60-70-е годы, — рассказывает бывший сотрудник Управления уголовного розыска МВД СССР Евгений Черноусов. — Мы раскрыли много таких дел. Обычно работали преступные группы. Они искали тех, у кого из поколения в поколение передаются ценные иконы, следили за владельцами и похищали древности, иногда крали из церквей и монастырей. Потом в дело вступали перекупщики. Если их не удавалось перехватить — товар нередко уходил за границу. Дальше иконы десятилетиями кочуют из коллекции в коллекцию " . Подобная схема работает до сих пор, уверены эксперты. Так, за последние пять лет стало известно о нескольких крупных кражах. Самая громкая — в 2018-м. Здание Государственного исторического музея в Москве © РИА Новости/Сергей Пятаков Прямо из Государственного исторического музея (ГИМ) пропал список знаменитой Шуйской иконы Божией Матери. Найти ее не могут до сих пор. Заместитель директора ГИМ по фондовой работе Марина Чистякова подтвердила пропажу, но утверждала, что " ни о какой краже речь не идет " . В то время в стационарном фондохранилище музея проводили ремонтные работы. Икона исчезла, когда ее перевозили в другое место.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/03/kak_to...

В 1754 г, суздальский протоиерей Анания Федоров писал, что «многия жители Холуя и Палеха отходят со святыми иконами в дальния страны, то есть в Польшу, в Цесарию, в Славонию, в Сербы. Болгары и прочия, и там оныя св. иконы променивали» (цит. по: Леонтьев, 1903, с. 49). В XIX – начале ХХ в. о вывозе «суздальских писем» за границу заверяют уже исследователи. Н.П. Кондаков на основании очевидных данных отмечал, что главные пункты сбыта икон Палеха, Мстеры и Холуя – «южная и восточная Россия, ранее также Румыния и Балканский полуостров» (Кондаков, 1901, с. 32). В 1912 г. это подтверждала газета «Владимирские губернские ведомости», указывавшая, что «Палех с Холуем работают на всю Россию и даже некоторые славянские страны; их изделия можно встретить в большом количестве в Болгарии и Румынии» (ВГВ, 1912, 40). Необыкновенно широкий «веер» торговых путей офеней интересно соотносится с особенностями их торговых механизмов. Зимняя ярмарка в Палехе, на которой, как можно предположить, иконы и иконные Доски – один из основных предметов торговли. Возможно, так выглядели ярмарки в Холуе и Мстере столетием раньше. 79. Ярмарка в Палехе. Фотография начала ХХ века. Архив Музея палехского искусства, Палех. Холуйские местные ярмарки XVII в. – самый нижний уровень иконных обменных операций и хронологические точки отсчета микроистории офеней (см.: ВГВ, 1864, 44. Публикация И. Лядова: «Челобитная царю Алексею Михайловичу шуйской вдовы Любовьки Губиной об убийстве сына ея Кирюшки товарищами его ходебщиками с иконами в 1658 г.»). Вплоть до конца XIX в. на них завязывалась «паутина» офенских странствий. Ярмарки на Руси издавна были приурочены к богомольям и церковным праздникам. По документам начала XVII в. в Холуйской слободе существовало две ярмарки: на Фролов день (18 августа) и на Введение Богородицы (21 ноября). Соответственно при местном Троицком храме действовал придел св. Флора и Лавра и действовала Введенская церковь . Позднее в Холуе возникнут еще две ярмарки – Никольская (б декабря) и Тихвинская (26 июня). Они появятся после постройки в Холуе храма в честь Тихвинской Богоматери и Никольского придела во Введенской церкви. Из года в год именно по этим дням в Холуй стекались офени со всей округи. Они покупали лубочные картинки – «суздальские листы», народные книжки, другой «мелочный товар», но главным предметом торговли, объяснял И.М. Лядов, всегда были иконы, тип которых уже с конца XVII в. стал соотноситься с типами народного благочестия и с географией расселения старообрядцев (Лядов, 1876, с. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Слава, и ныне, глас 8: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона Одигитрии песнь 3-я и от втораго канона праздника Песнь 6 -я и прочая службы Пресвятыя Богородицы. Шуйская-Смоленская икона Божией Матери была написана в 1654–1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи. В то время в городе свирепствовала моровая язва. Уповая на милость Божию и заступничество Богородицы, прихожане Воскресенской церкви поручили благочестивому иконописцу иноку Герасиму (перед кончиной он принял великую схиму) написать образ Смоленской Божией Матери. Этот образ издревле спасал русских людей от врагов и бед. Целую неделю, пока писалась икона, прихожане пребывали в посте и молитве. Когда икона была написана, священник Воскресенской церкви и народ перенесли ее в церковь и поставили на особо устроенном месте. С того времени моровая язва стала утихать, сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе. От иконы Богоматери, поставленной в храме, совершилось много исцелений, особенно от глазных болезней и глухоты. Благодатная помощь от иконы была свидетельствована Суздальским архиепископом Стефаном в 1667 году. Прославились также некоторые списки с Шуйской иконы: в селе Павлове (Горьковская епархия), икона была написана в 1771 году во избавление от чумы, которая прекратилась после того, как в село принесли список иконы; в Ярославской церкви в честь святого Иоанна Златоуста , икона была написана благочестивым иереем по особому видению. Празднование иконе совершается также 28 июля. Службу в 1924 году составил настоятель Московской Ризоположенской церкви протоиерей Николай Миловский, уроженец города Шуи, питомец Шуйского духовного училища. К церковному употреблению служба была благословлена Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Петром 31 июля 1925 года. Читать далее Источник: Минея - М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея ноябрь. - 2002./Ч. 1. – 464; Ч. 2. - 576 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еще важнее, обильнее и, несомненно, документальнее данные, представляемой нам иконами Богородицы, хранящимися на православном Востоке и в особенности в его центре – России. Но как самый даже поверхностный разбор от их важнейших памятников религии и искусства потребовал бы исследования – чего далеко не могло быть сделано, –то мы и ограничимся единственно кратким перечнем немногих, который, однако же, может послужить возможным в настоящее время ответом на данный вопрос 38 . В типе Богородицы Одигитрии, т. е. Матери, держащей Младенца на левой руке, представляются древнейшие и наиболее чтимые иконы: Богоматери Иверская, Зографского монастыря. Кипрская икона, И. Дамаскина, Вихленская (Виглентская? по имени м – ря в Константинополе, Венская т. наз. в Уграх, Ченстоховская, Муромская, Смоленская наз. Одигитрия и Влахернская (праздн. 7 июля) в Московском Успенском соборе в приделе апп. Петра и Павла (находилась в походах имп. Гераклия против Персов, принесена с Афона в 1653 г., работана из воскомастики). Богородица, держащая Младенца на правой руке и известная по древнейшему прототипу Панагии Киккской на Кипре, именуемой Милостивою – ele%uva to%u Kéukkou, представлена на иконах Владимирской (принесенной из Иерусалима), Египетской (XI в.?) Ватопедской (древнее IX в.). Византийской (VIII в.?) Цареградской (XI в.), Лиддской (или Римской), Иерусалимской, Мальтийской, Корсунской, Шуйской и др. Иконы Богородицы, именуемой Знамение, суть известные: Никейская, Новгородская, Курская Коренная. Изображения Богородицы, сидящей на престоле и держащей перед собою стоящего на коленах Младенца, кроме Кипрской иконы, Путивльской, Киево – печерской (XI в.), принадлежат Сицилии и Испании и почитаются там древнейшими, однако, судя по памятникам восточным, явились в самой Византии сравнительно позднее. Замечательный по своему близкому сходству с изображениями на византийских буллах образ молящейся в сторону Бога Слова Богородицы представляется известною Боголюбскою иконою XII в. Таковы в кратком перечне главнейшие типы почитаемых икон, и между ними мы ни разу не встречаем образа собственно Богородицы Оранты – молящейся с воздетыми руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010