Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ БОРИСОВ рус. зодчий, родом из Ростовской земли, работал в 20-40-х гг. XVI в. совместно с артелью мастеров, из к-рых известны по именам Третьяк Борисов и Пахомий Горяинов. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре в Ростове. 1522-1524 гг. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре в Ростове. 1522-1524 гг. Участие Г. Б. в храмовом строительстве документально подтверждается в 2 случаях: в Борисоглебском на Устье ростовском муж. мон-ре , что близ Ростова, и Успенской трапезной ц. «иже под колоколы» в Спасо-Каменном мон-ре на о-ве Каменном оз. Кубенского. В др. случаях его авторство устанавливается путем сопоставления с этими памятниками. В 1522 г. по указу вел. кн. Василия III началось возведение каменных строений в Борисоглебском мон-ре. Соборный храм во имя св. равноапостольных князей Бориса и Глеба был воздвигнут Г. Б. в 1522-1524 гг. на месте деревянного, в к-ром были захоронены основатели обители преподобные Феодор и Павел. Кубовидный 1-главый храм с 3 пониженными гранеными апсидами, 4 крестообразными в плане столбами в интерьере, поддерживающими крестовые своды, первоначально имел паперть с зап. стороны, позакомарное покрытие и был увенчан невысоким барабаном со шлемовидной главой. Фасады собора разбиты на 3 неравных прясла плоскими лопатками. Асимметрия здания уравновешивается небольшим сужением основного объема и расширением лопаток кверху, легким завалом закомар внутрь, что зрительно делает собор стройнее и выше. В XVIII-XIX вв. облик храма был сильно изменен: в стенах взамен щелевидных окон, лишенных наличников, появились большие прямоугольные окна с наличниками над порталами (2-я пол. XVII в.), перестроены глава и барабан, позакомарное покрытие изменено на 4-скатное (70-80-е гг. XVIII в.), вместо паперти пристроен придел во имя прор. Илии (1810), надстроены 4 главки на углах (1836). В 20-х гг. ХХ в. памятник исследовал П. Д. Барановский , к-рый обнаружил скрытые под совр. кровлей 10 кокошников в основании барабана и разобрал 4 поздние главки.

http://pravenc.ru/text/166820.html

Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. 1591-1592 гг. Фотография. Нач. XXI в. возведенный в 1591-1592 гг. предположительно по заказу Б. Ф. Годунова (Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. С. 43; Баталов. 1996. С. 42), является древнейшим храмом Д. м. Первоначальное посвящение храма - «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (ПСРЛ. Т. 14. С. 15), но «постепенно вошло в обычай звать эту церковь не по престолу, а по чтимой иконе, так что и день 19 августа стал называться праздником Донской Богоматери» (Сорок сороков. Т. 1. С. 252). Малый собор - небольшой бесстолпный четверик, перекрытый крещатым сводом; это единственный в XVI в. бесстолпный монастырский соборный храм. А. Л. Баталов объясняет это тем, что храм «строился как собор только что основанного общежительного монастыря, вероятно, с небольшой по составу братией. Несмотря на его мемориальный характер, статус этой загородной новоустроенной обители не был высоким, судя по тому, что она управлялась игуменом» ( Баталов. 1996. С. 127). В храме использована разновидность крещатого свода со ступенчатыми распалубками, впервые примененная в приделе св. Василия Блаженного (1588) собора Покрова на Рву, затем в надвратной ц. Происхождения честных древ Креста Господня московского Симонова мон-ря (1591-1593), построенной, как и собор Д. м., в честь победы над Казы-Гиреем (Там же. С. 170-171), а также, точно повторяя вариант Д. м., в т. ч. уникальные машикули в основании сводиков нижних распалубок, в Троицкой ц. в Хорошеве (освящена, вероятно, в 1598 - Там же. С. 57); последний крещатый свод со ступенчатыми распалубками был возведен в Покровской ц. в Рубцове (после 1619 - до 1626), построенной царем Михаилом Феодоровичем в своем родовом имении по образцу годуновских храмов. Снаружи свод оформлен 3-ярусной горкой кокошников, глава была шлемовидной. Алтарь 3-частный, с неск. большей центральной апсидой. Фасады разбиты пилястрами на 3 прясла, к-рым в интерьере соответствуют арочные ниши, устроенные по сторонам от сев., юж. и зап. входов. Частично сохранился изысканный итальянизирующий декор с элементами ордерных форм, отличающий лучшие постройки годуновского времени. Храм был расписан, но сведения о первоначальной росписи скудны. По словам дьяка И. Тимофеева, честолюбивый Борис Годунов распорядился поместить на стенах «образ своего подобия и имени» (Временник Ивана Тимофеева. С. 208); это сообщение представляется малодостоверным ( Баталов. 1996. С. 330). Древний иконостас собора утрачен.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Орск. Кафедральный собор Георгия Победоносца. Георгиевский собор Собор. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца , Ксении Петербургской Год постройки:Между 2008 и 2014. Адрес: Россия, Оренбургская область, г. Орск, ул. Ленинского Комсомола, 2 (микрорайон Новый город) Координаты: 51.227353, 58.494218 Проезд:от ж/д вокзала маршрутное такси 25, 12; от автовокзала маршрутное такси 25,36, 31, 16а (ост. «Пл.Васнецова»). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Почти два десятилетия назад по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского орское духовенство обратилось к руководству города с просьбой о выделении участка земли на территории нового города под строительство православного храма. В 1999 г. место было выделено – в парке воинов-интернационалистов, поэтому храм и был освящен в честь Великомученика и Победоносца Георгия. На месте строительства, в парке, был отслужен молебен и началось сооружение временного деревянного храма, который возвели за зиму. Первую литургию совершили на престольный праздник 6 мая 2001 г. Через год пространство храма не стало вмещать молящихся и было принято решение о пристройке придела в честь святой блаженной Ксении Петербургской, который освятили в престольный праздник 6 февраля 2002 г. Деревянное здание освящено в 2005 г.  Всего через несколько лет после освящения нижнего придела и эта площадь храма перестала вмещать молящихся, что обусловило необходимость проектирования и строительства большого каменного собора. Проект был заказан архитектурной фирме «РОНА» г. Оренбурга. Индивидуальный авторский проект в стиле русского модерна с 13-ю шлемовидными куполами исполнил архитектор Юрий Алексеевич Григорьев. Закладка храма состоялась в 2008 г. С 2010 г. строилось каменное здание. 6 сентября 2014 г. в связи с полным завершением строительных и отделочных работ состоялось великое освящение кафедрального собора в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Чин великого освящения совершил глава Оренбургской митрополии митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Орский и Гайский Ириней, епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, клирики Орской епархии и гости в священном сане. Храм имеет два престола: один в честь святого великомученика и Победоносца Георгия, второй престол – святой блаженной Ксении Петербургской. http://orsk.cerkov.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33979

Сразу или через некоторое время после возведения Успенский собор был украшен фресками. Помимо своей высокой художественной ценности, эта стенопись чрезвычайно важна как уникальный объект русского наследия середины XVI века, являя собой редкий пример почти полностью сохранившегося фрескового ансамбля эпохи. Интересна живопись и с исторической точки зрения. Так, среди персонажей, изображённых на стенах, можно увидеть фигуру Ивана Грозного - настоящий прижизненный портрет, хотя и выполненный в иконописной традиции! Примечателен и редкий образ святого мученика Христофора Песьеглавца, изображённого, как следует из его имени, с собачьей головой. Хотя справедливости ради стоит заметить, что на свияжской фреске голова скорее лошадиная. Время шло, собор менялся. В XVII столетии с западной стороны к нему была пристроена трапезная: увеличивавшаяся монастырская братия нуждалась в новых пространствах. Ещё через несколько десятков лет, в середине XVIII века, свою форму меняет глава храма, разбираются и восьмискатные покрытия сводов, место которых занимает четырёхскатная крыша. Над первоначальным барабаном появляется восьмигранник, его шлемовидное завершение заменяется сложным куполом в стиле украинского барокко. В верхней точке нового купола размещается маленькая луковичная главка, увенчаная крестом. Барокко оставило свой неизгладимый, легко узнаваемый след не только в куполе собора. Тогда же, в XVIII веке, фасады храма со всех четырёх сторон дополняются барочными кокошниками, по три штуки над каждой стеной, а окна растёсываются и обрамляются барочными наличниками. Исторически Успенский монастырь в Свияжске был наиболее влиятельным и богатым в епархии. Он никогда не знал недостатка в насельниках и трудниках и имел средства прокормить их всех. Значение Успенской обители позволили ей быть зачисленной в наивысший первый класс по штатам 1764 года. До 1809 года свияжский монастырь являлся единственным первоклассным во всей Казанской митрополии. После революции ситуация резко изменилась. В августе 1918 года от рук большевиков погиб последний настоятель монастыря епископ Свияжский Амвросий (Гудко). Через несколько лет монастырь закрыли.

http://sobory.ru/article/?object=06834

Бежецк. Церковь Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Выстроена в 1757-71 гг. на средства прихожан на месте сгоревшей церкви. Главный престол (сперва Покровский) и придел Алексия, человека Божия освящены в 1773 г. В 1816 г. главный престол переосвятили в честь Спаса Преображения. В 1819 г. был освящён северный придел в честь Покрова Богородицы. В советское время были разобраны глава храма и третий ярус-восьмерик колокольни, часть окон заложена или растёсана. В начале 2000-х гг. начались реставрационные работы, в настоящее время почти завершённые. Церковь Преображения построена в 1772 г. на месте упраздненного монастыря. За два с лишним века сохранила значение архитектурной доминанты над одноэтажной жилой застройкой. В 1816 г. к трапезной и северо-западному углу храма пристроен второй придел - чуть крупнее, чем симметричный ему южный. Тип храма - с восьмериком на четверике - унаследован от раннепетровской архитектуры. Однако от ее произведений церковь отличается оригинальной барочной пластикой фасадов и кривизной шлемовидной кровли над низким трибуном с вогнутыми гранями. Колокольню возвели над серединой первоначального западного фасада здания, и потому сейчас она смещена с оси храма. В церкви три престола: Спасо-Преображенский, Киевской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия. По материалам официального сайта Тверской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08037

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На территории " Экспоцентра " в Москве открывается храм 11.08.2010 Освящение храма во имя преподобного Серафима Саровского состоится в четверг утром на территории московского " Экспоцентра " . Храм возведен по благословению ныне почившего патриарха Алексия II и приписан к церкви Святой Татьяны при МГУ, сообщили корреспонденту " Интерфакс-Религия " в среду в выставочном комплексе. Строительство храма велось в течение двух лет в тесном сотрудничестве с искусствоведческой комиссией при Епархиальном совете города Москвы и со столичным правительством. Церковь облицована светлым известняком, украшена рельефной резьбой в традиционно церковном древнерусском стиле и мозаичными иконами по фасадам. Ее дополняет арочная звонница и венчает покрытая сусальным золотом шлемовидная глава. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.08.2010 16:38:20

http://drevo-info.ru/news/8950.html

Храм поднят на низком подклете. Над четвериком с тремя апсидами, равными ему по высоте, возвышается восьмерик, завершенный восьмигранным шатром со шлемовидной световой главкой, увенчанной крестом. С двух сторон к основному ядру храма примыкают небольшие одинаковые одноглавые приделы, замыкающие с востока двухъярусную арочную галерею, окружающую храм с трех сторон. Колокольня, с высоким четвериком и меньшим по площади восьмигранным ярусом звона, увенчана шатром с двумя рядами слухов и маленькой луковичной чешуйчатой главкой. В отличие от большинства храмов кон. 16 — нач. 17 вв. храм не имеет развитого ордерного декора, а его фасадное убранство носит несколько упрощенный и огрубленный характер. Так, вместо обычного для этого времени членения четверика ордерными элементами (пилястрами и трехчастным карнизом) на три прясла, стены четверика Богоявленского храма расчленены тремя прямоугольными вертикальными нишами с узким карнизом над ними. Восьмерик украшен тремя рядами полукруглых кокошников и увенчан трехчастным, грубоватым по профилировкам карнизом. В основании глухого шатра выведены своеобразные фронтоны, составленные из мелких кокошничков; аналогичные мелкие кокошнички декорируют также основание цилиндрического барабана главы. Углы приделов, разделенных узкой тягой на два яруса, подчеркнуты лопатками. Узкий карниз отделяет от стены удвоенный карниз, раскреповки которого служат постаментами для яруса маленьких полуциркульных кокошников. Цилиндрический барабан шлемовидной главы декорирован кокошничками и валиковой тягой в основании и скромным карнизом в завершении. Ярусы галереи разделены между собой карнизом, вторящим профилированному цоколю, окружающему все здание, а между полуциркульными арками, во втором ярусе обрамленными профилированными архивольтами, помещены лопатки. Колокольня связана со вторым ярусом галереи широкой лестницей, под которой расположен миниатюрный западный притвор. Своеобразие композиции колокольни заключается в том, что арки по ее сторонам имеют огромную высоту, достигая основания широкого венчающего раскрепованного карниза; мощные угловые пилоны, декорированные широкими пилястрами, не имеют четкого ярусного деления и расчленены тягами на четыре части. Дополнительная арочная перемычка, делящая четверик на два яруса, выявлена лишь на западном фасаде, при входе на лестницу. Желанием связать архитектурные формы колокольни с храмом можно объяснить декорирование каждой грани шатра в основании треугольными фронтончиками, опирающимися на два кокошничка.

http://sobory.ru/article/?object=03106

Сооружение реставрировано в 1954-1958 г.г.: подведен бутовый фундамент, реставрированы фасады с декором, обнаруженным в процессе исследований, сделаны сводчатые перекрытия, устроены полы, крыша с черепичной кровлей. Памятник представляет один из редких по типологии образцов гражданской архитектуры XVII в. Стены и башни, 1699 г.  Во второй половине XVIII в. в связи с утратой оборонных функций верхняя часть стен с бойницами и деревянной боевой галереей разобрана и на ее месте возведен существующий в настоящее время декоративный аттик. В 1830-1832 г.г. шатровые, покрытые тесом крыши на башнях и обходные боевые галереи разобраны и заменены шлемовидными куполами. В 1850 г. засыпан сухой, облицованный кирпичом ров перед въездной башней-колокольней. Во время Великой Отечественной войны утрачена значительная часть северо-западного прясла с круглой полубашней. Стены и башни кирпичные, образуют в плане четырехугольник, общая протяженность около 800 м. Четыре угловые башни - прямоугольные в плане, двухъярусные, близки по архитектуре, имеют развитый профилированный междуярусный и венчающий карнизы. В первом ярусе - бойницы, во втором - окна (выходили первоначально на обходную боевую галерею). Междуярусные перекрытия плоские по деревянным балкам. Чердачное перекрытие отсутствует. Башни завершаются шлемовидными куполами с глухими восьмигранными барабанами с главкой и шпилем. Привратные башни круглые в плане, имеют богатую пластику фасадов, плоскость которых расчленена лопатками, над ними расположен глухой аркатурный пояс. Между лопатками - прямоугольные ниши с профилированными наличниками и сандриками треугольной и сегментной формы. В первом ярусе имеются 5 радиально расположенных бойниц с плоскими дубовыми перемычками. Обе башни имеют развитый профилированный венчающий карниз. Междуярусное перекрытие плоское по деревянным балкам. Формы завершений близки к завершениям угловых башен. В 1984 г. завершена реставрация привратных башен и стен курдонера. Памятник является уникальным сохранившимся образцом фортификационного строительства XVII-XVIII в.в.

http://sobory.ru/article/?object=01661

Кирпичное здание бурсы, возведенное в стиле барокко в 1657-1667 гг., представляет собой редкий образец учебного здания 2-й пол. XVII в. Со стороны главного северо-зап. фасада в 2 яруса расположены открытые галереи-аркады. Простенки между арками 1-го этажа декорированы полуколонками, бочковидными балясинами и профилированными поясками с гирьками. В парапетах ограждения арок 2-го этажа - квадратные ниши-ширинки. Между этажами проходит тяга, над к-рой в пределах простенков расположен поребрик. Декор фасадов дополнен нишами различной формы с профилированным обрамлением. В 1954-1958 гг. под здание бурсы подведен бутовый фундамент, реставрирован декор фасадов, сделаны сводчатые перекрытия, выстланы полы, здание покрыто черепичной кровлей. Барочные каменные кельи, возведенные в период настоятельства Михаила (Лежайского), в посл. трети XVII в., первоначально были одноэтажными. В результате работ 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. у них появился мансардный этаж. Кирпичная монастырская стена с башнями возведена в посл. трети XVII в. (общая протяженность - ок. 800 м). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с утратой Н.-С. м. оборонных функций верхняя часть стен с бойницами и деревянной боевой галереей разобрана и на ее месте возведен сохранившийся декоративный аттик. В 1830-1832 гг. шатровые, покрытые тесом крыши на башнях и обходные боевые галереи разобраны и заменены шлемовидными куполами. Во время Великой Отечественной войны была утрачена значительная часть сев.-зап. прясла с круглой полубашней. Четыре угловые башни - прямоугольные в плане, двухъярусные, в 1-м ярусе - бойницы, во 2-м - окна (выходили первоначально на обходную боевую галерею). Башни завершаются шлемовидными куполами с глухими 8-гранными барабанами с главкой и шпилем. Привратные башни круглые в плане, богатой пластикой отличаются их фасады, плоскость к-рых расчленена лопатками, над ними расположен глухой аркатурный пояс, между лопатками - прямоугольные ниши с профилированными наличниками и сандриками треугольной и сегментной форм. В 1-м ярусе - 5 радиально расположенных бойниц с плоскими дубовыми перемычками. В 1984 г. завершена реставрация привратных башен и стен курдонера. К 2004 г. стены Н.-С. м. были полностью восстановлены, воссозданы утраченные в 1941-1943 гг. элементы. 1923-2018 гг.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Храм священномученика Александра (Подольск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм священномученика Александра Здание церкви с пристроенной колокольней выполнено в русском стиле. Основной объем состоит из бесстолпного четверика, к которому примыкает алтарная апсида. Четверик несет на себе круглый световой барабан с шлемовидной главой и Крестом. Содержание История [ править править код ] Начиная с 1998 г. группа верующих жителей поселка Новосырово собиралась в здании местной библиотеки, где под руководством священника изучала основы православной веры и Священное Писание. Через восемь лет участники этой группы обратились к мэру Подольска с просьбой построить православный храм в их поселке. На тот момент на территории города действовали лишь три церкви. После проведения публичных слушаний было решено возвести еще один храм. 8 сентября 2006 г. архиепископ Можайский Григорий совершил чин закладки церкви в Новосырове. Во время строительства около храма провели несколько богослужений: на праздник Святой Пасхи и в день памяти священномученика Александра (Агафоникова), во имя которого планировалось освятить новую церковь. Храм был возведен за три года и 3 октября 2009 г. был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Это торжество было приурочено к празднованию 228-летия Подольска. В своем слове, произнесенном по окончании Божественной литургии, митрополит Ювеналий сказал: «Я душевно взволнован сегодняшним событием, участниками которого все мы являемся. В таком большом городе, как Подольск, долгое время не осуществлялось строительство храмов Божиих, чему, однако, не было никаких препятствий, и, только когда подольчане избрали своим главой Николая Игоревича Пестова, он параллельно с заботой о материальном благополучии жителей города стал ревностно проявлять заботу и о строительстве церквей». С этого дня в храме совершаются ежедневные богослужения. Здание церкви священномученика Александра с пристроенной колокольней выполнено в русском стиле. Основной объем состоит из бесстолпного четверика, к которому примыкает алтарная апсида. Четверик несет на себе круглый световой барабан с шлемовидной главой и крестом. Фасады основного объема расчленены раскрепованными капителями, поддерживающими криволинейное позакомарное завершение стен. Отличительная особенность архитектурного решения церкви — расположение двухъярусной колокольни с северной стороны. Вход на нее осуществляется через одноэтажный боковой неф. Колокольня завершена небольшим глухим барабаном с четырьмя ложными окнами и шлемовидной главкой с крестом. Храм имеет два входа, украшенные стилизованными перспективными арочными порталами.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_священном...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010