В XVIII в. в пристройках помещались престолы: южный освящен в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, северный - во имя свт. Николая; 3-й, впосл. упраздненный престол - в честь Входа Господня в Иерусалим. Время их появления соотносят с периодом правления Иоанна Грозного; в 1647 г., при патриархе Иосифе (1642-1652), престолы храма и его приделов значились обветшавшими. Южный придел обогревался печью, над северной башней была устроена шатровая колокольня. В 1719 г. здание вновь пострадало от городского пожара и долго стояло без ремонта. В 1756 г. храм поражал ветхостью стенного письма, кроме того, «на церкве глава и крест (которые позлащены были) от давних лет потемнели и заржавели… кровля вся погнила» (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. Д. 122. Л. 1). Пожар случился и в 1760 г. В 1778 г. причт собора просил исправить иконостас и кирпичный пол. Из описи 1781 г. следует, что глава Д. с. «обита медью и вызолочена, крест железный позлащенный», церковь крыта тесом, настоящего иконостаса не имеется (Там же. Д. 1399. Л. 32). В описи 1784 г. упомянут новый белый иконостас, без икон, низкий и незолоченый, а также 6 колоколов (Там же. Л. 32 об.). В 1788 г. были написаны иконы, в алтаре повышен пол, а храм освящен (Там же). В кон. XVIII в. Д. с. вновь нуждался в ремонте: глава и кровля обветшали и протекали, что вызывало сырость и плесень (ГВСМЗ ОР. В-5636/462. Л. 233). На протяжении веков собор оставался бесприходным храмом. По Указу духовного правления от 15 сент. 1794 г. Д. с. был отдан под присмотр протоиерея Успенского собора. Во время богослужений использовался общий с Успенским собором колокольный звон, общими считались и земельные владения (Там же. Л. 220). Собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Рис. Ф. Д. Дмитриева по оригиналу Ф. Г. Солнцева. 1831 г. (ГММК) Собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Рис. Ф. Д. Дмитриева по оригиналу Ф. Г. Солнцева. 1831 г. (ГММК) Внешний облик Д. с. этого периода запечатлен на панорамных акварелях «Атласа Владимирской губернии», рисунки с натуры (1799) для которого исполнил губ. архит. И. П. Чистяков. Кровля на соборе 4-скатная, скрывающая нижнюю часть барабана, глава шлемовидная, крест на главе - с «полумесяцем» внизу и голубком наверху. Собор изображен с зап. стороны. Среднее окно зап. фасада, первоначально узкое, имеет вид широкого прямоугольника. Нижний ярус зап. фасада закрывает перекрытая односкатной кровлей галерея с килевидными завершениями и порталом. Осложненная аркатурно-колончатым поясом левая (сев.) башня выступает за линию зап. фасада. Над ней надстроен ярус звона, прямоугольный в плане, с невысоким граненым шатром и главкой. Правая (юж.) башня в отличие от левой (северной) не выступает за линию западного фасада, перекрыта односкатной кровлей, колокольни над ней нет. По рисункам неясно, имела ли юж. башня резные рельефы.

http://pravenc.ru/text/178253.html

Собор Бориса и Глеба представляет собой небольшой по размеру четырехстолпный одноглавный храм. Этот тип широко распространен в русской архитектуре XV-XVI веков. По такому принципу часто строились недорогие городские соборы. Здесь же, в монастыре, простой и суровый облик его как нельзя лучше отвечал характеру монастырских сооружений. Единственным наружным украшением собора являются перспективные порталы, уступами уходящие в глубь стен, профильные тяги карниза и архивольт закомар. Гладкие стены с низко расположенными окнами членятся довольно плоскими лопатками на три неравных прясла. Над четырехскатной кровлей возвышается глава на невысоком мощном барабане. С востока к храму примыкают три пониженные алтарные апсиды со слабо выраженными гранями. Первоначальный облик собора был в значительной степени изменен поздними перестройками. Летом 1778 года при архимандрите Варлааме было решено надстроить барабан и заменить шлемовидную главу на " луковичную с перехватом " . Надстройка барабана и сооружение новой главы барочной формы, как свидетельствует надпись на ее подзоре, были закончены в 1779 году. При этом диаметр надстроенной части бал значительно меньше диаметра первоначального барабана. Вновь построенная глава нарушила гармоническое единство храмовой постройки, чудовищно исказив внешний облик собора. Впоследствии глава была покрыта деревянной чешуею - лемехом, а в 1836 году по углам были поставлены еще четыре деревянных глухих барабана с главками, оштукатуренные по древесной драни. В 1780 году позакомарное покрытие храма было заменено ныне существующей четырехскатной кровлей, которая скрыла декоративный пояс в виде десяти кокошников слегка заостренной формы у основания барабана и почти до половины закрыла его древние щелевидные окна. В 1925 году архитектор П.Д. Барановский, обследуя собор и в частности чердак, обнаружил их; тогда же им были сняты и поздние угловые барабаны. Древние щелевидные окна собора были растесаны еще во второй половине XVII века, когда в монастыре проводились масштабные строительные работы. В этот же период над порталами появляются большие прямоугольные окна с наличниками, украшенными мелкой кирпичной порезкой.

http://sobory.ru/article/?object=05673

Современные исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тески камня) к началу XV в. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из бревен. Облик белокаменного собора реконструируется достаточно ясно. Это был высокий трехапсидный храм, сложенный из гладкотесанных блоков, одноглавый, украшенный изящной резьбой. Фасады имели трехчастное возвышенное строение, кровля, вероятно, венчалась кокошниками, на которых покоился барабан со шлемовидной главой и крестом. Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Примерно в середине XVI в. строится шатровая Входо-Иерусалимская церковь (возможно — по замыслу и при участии коломенского владыки Феодосия). Основу храма составлял кубообразный четверик, по всей видимости, сразу переходящий в 8-гранный шатер. С запада к четверику примыкала трапезная, под которой находились поварня и келья. При описании убранства собора упоминается праздничная икона Рождества Богородицы, украшенная «Микифором Юрьевым сыном Петровым, а свеча пред нею великого князя». Далее описывается церковь «Вход Еросалима, да трапеза каменны... да на церкви двои колокола, да в монастыре жь келья игуменская, да II келей пустых, а ворота святыя обволилися, городьба была в замете, погнила, обвалилась, да у монастыря двор конюшенный». В середине XVII в. секретарь посольства Антиохийского Патриарха Макария архидиакон Павел Алеппский описывает цветущее состояние обители: «По ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь в честь Ваий». Описание сделано в 1654 г. К концу XVII столетия возникла насущная необходимость нового обустройства монастыря. Его стиль казался слишком устаревшим: и ограду и здания надо было отстраивать в камне. Опись 1701 г.: «В том Бобреневе монастыре церковь каменная об одной главе покрыта тесом, а глава деревянною черепицею… В том Бобреневе же монастыре другая церковь теплая каменная, верх шатровый... с трапезою под нею поварня, да келья, церковь и глава покрыты черепицею, а трапеза тесом... У монастыря святые ворота с калиткою каменны, а покрыты тесом...». Все остальные постройки — деревянные. Звонницы в монастыре не было. Пять колоколов висело на столбах. В 1757 г. начинается созидание нового кирпичного собора. В 1763 г. была сделана так называемая Офицерская опись, в которой описано и состояние строительства, и весь монастырь. Видно, что храм почти готов; не достроена лишь колокольня, у которой выложили только часть первого яруса. Входо-Иерусалимская церковь к этому времени еще сохраняла свой древний облик. В описи упомянуты каменные Святые ворота. Кельи и прочие постройки — деревянные.

http://sobory.ru/article/?object=01130

Архитектурные особенности собора сближают его с постройками московских зодчих первой трети XVI века. Возможно, он был возведен столичными мастерами, присланными в Переславль Василием III. Троицкий собор представляет собой традиционный для своего времени небольшой одноглавый крестовокупольный храм, отличающийся изяществом пропорций. Он возвышается на вершине полого холма, и в древности, когда рядом с ним не было других более крупных сооружений, служил одной из архитектурных доминант южной окраины Переславля. Внешний облик собора прост и монументален. Основной объем храма имеет почти кубическую форму. Гладь каждого их фасадов членится на три прясла неширокими лопатками и оживлена профилированными порталами. Толщину кирпичной кладки прорезают узкие, похожие на бойницы, арочные оконные проемы. Легкий, тонко разработанный карниз отделяет килевидные закомары от основания плоскости стен. В востока, не закрывая своими объемами пояс закомар, выступают три невысокие апсиды редкой для древнерусской архитектуры граненой формы, получившее распространение в первой трети XVI века. Вертикальные грани, видимо, должны были придавать апсидным выступам некоторое изящество, чтобы они не выглядели чересчур грузными и приземистыми. Глава собора возвышается на вытянутом вверх световом барабане, украшенном аркатурно-колончатым пояском. Подобный декор несколькими десятилетиями ранее был использован итальянскими зодчими в знаменитых кремлевских соборах и быстро получил распространение в древнерусской архитектуре далеко за пределами Москвы. Сразу после завершения строительства Троицкий собор выглядел более стройным, нарядным и торжественным, чем сейчас. Его древнее позакомарное и восемь килевидных профилированных кокошников, находящихся в основании барабана, сейчас спрятаны под четырехскатной кровлей, появившейся в конце XVII – начале XVIII века. Тогда же шлемовидная глава собора была заменена луковичной, прорублены новые большие окна, а первоначальные заложены. Повторяющиеся килевидные формы порталов, закомар, кокошников создавали впечатление устремленности храма ввысь. Достижению этого художественного эффекта способствовали также высокие и узкие окна.

http://sobory.ru/article/?object=05685

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2018 г. Никольская церковь в целом соответствует архитектурной композиции типичного храма допетровской эпохи, но в то же время имеет и свои оригинальные особенности. Храм Святителя Николая с окружающими его приделами композиционно выдержан в стиле господствующего в XVII веке " огненного узорочья с горкой кокошников " , но каждый из её приделов выделен в отдельный объём. Компактная центральная часть в форме куба окружена четырьмя приделами по углам, повторяющими в миниатюре облик главного храма. Приделы как будто подпирают центральный барабан, увенчанный золочёной главкой. Северо-восточный Казанский придел предназначался для богатых и знатных прихожан. Поэтому его стены и своды были украшены профилированными филёнками, пилястрами с капителями. Юго-восточный придел во имя мученика Михаила Черниговского тоже расположен в первом ярусе церкви и имеет двухсветный четверик. Невозможно отвести глаз от остроконечных кокошников в завершении центральной части и приделов, выполненных в форме " волн " , набегающих друг на друга. Такое завершение храма в архитектуре называется " огненное " . Четыре волны килевидных кокошников, имитирующих пламя горящей свечи, завершают основной объём и приделы. Кокошники придают храму чрезвычайно нарядный вид. Внешнее оформление храма не назовёшь богатым, но при всей своей скромности оно нарядно и торжественно. Наличники окон, резные карнизы и колонки на барабанах - словно затейливые кружева мастеров русского узорочья аккуратно вплетены в облик здания. Центральная глава на световом барабане изысканно декорирована муровляными изразцами (муравлёные изразцы - это изразцы, одноцветные или многоцветные, покрытые прозрачной глазурью) и резными колонками между узкими окнами. Четверики тоже украшены кокошниками, в которые органично вписались поливные карнизы. Окна расписаны, обрамлены квадратными наличниками, на них сохранились подлинные решётки XVII века. Колокольня звонницы XIX века была построена по проекту архитектора М. Д. Быковского. Молчавшая полвека после закрытия храма, она вновь обрела " голос " : на неё подняли девять колоколов. Шлемовидные главы основного объёма и приделов образуют традиционное пятиглавие. Центральный барабан, глава которого покрыта золотом, имеет стрельчатые окна с полукруглыми завершениями, украшенные по бокам фигурными резными полуколонками и рядами муравленых разноцветных изразцов. Главы приделов заново покрыты в технике " глазурованного лемеха " , их барабаны имеют более скромное декоративное оформление в виде аркатурных поясов. Надвратная икона Святителя Николая Чудотворца выполнена в технике эмали. Она гармонично сочетается с украшающими храм изразцами.

http://sobory.ru/article/?object=01181

На основе общерусской схемы (четыре столпа, одна глава и три апсиды) мастера создали уникальное сооружение, характерологическим свойством которого является особая устрмлённость в небо, " превознесённость " над землёй (к слову, кирилловский Успенский собор, напротив, выглядит устойчивым и грузным), причём это свойство " определяет не только его наружность, но и интерьер. Поставленную задачу строители решили не без изящества. Высокий подклет, крытая паперть, придающая собору пирамидальный силуэт, сильно повышенные подпружные арки - вот арсенал их архитектурных находок. Кроме того, раньше " возвышению " собора служили два яруса килевидных закомар и ярус кокошников на прямоугольном основании барабана. В XIX веке их, увы скрыла обычная четырёхскатная кровля. Она же мешает увидеть барабан главки, некогда существовавшей над южным приделом свт. Николая. Стремясь к уравновешиванию объёмов, мастера расположили главу основного объёма ровно в центре здания (включая алтарные апсиды). Прежде глава имела шлемовидное покрытие и органически " прорастала " из пирамиды закомар и кокошников. Плоская кровля и барочная главка - усовершенствования позднейшей эпохи. Иное покрытие - тремя щипцовыми кровлями - имела и паперть окружающая собор Рождества Богородицы с трёх сторон (кроме восточной). Вообще, что касается паперти, она не вполне характерна для архитектуры Русского Севера и заставляет вспомнить скорее об архитектуре московской. Прежде на её северо-западном углу находилась небольшая звонница псковско-новгородского типа. Сейчас от неё остался только нижний ярус, составляющий часть паперти. Крытая паперть была возведена сразу вслед за основным объёмом собора и оказалась весьма уместна, ведь " наше северное лето, - по замечанию Пушкина, - карикатура южных зим " , а паперть давала укрытие от ветра и дождя. Стоит сказать, что в холодную пору в неотапливаемом Богородице-Рождественском соборе не служили. Перемены коснулись и основного объёма собора: ради лучшего освещения были пробиты новые окна, что повлекло за собой разрушение части фресок (масштабы разрушения, впрочем, оказались невелики, основной корпус росписей остался в неприкосновенности). Окна и паперти и четверика лишены каких бы то ни было украшений. Ни наличников, ни перспективного суживания оконного проёма. Благодаря этой скупости оформления они как-то не бросаются в глаза, позволяя сосредоточиться на декоративных поясах четверика. Каждый фасад собора декорирован по-своему, при этом наиболее богатое убранство досталось западному (парадному) фасаду. Это видно отчётливо. В то время как закомары западного фасада полностью " заполнены " полосами бегунца, поребрика и нишек, закомары северного фасада лишены украшений. Декоративный пояс проходит лишь под ними.

http://sobory.ru/article/?object=05144

Завершается реставрация главного собора Высоко-Петровского монастыря Москва, 24 октября 2018 г.      Заканчивается реставрация каменной церкви Петра Митрополита, сообщает официальный сайт Мэра Москвы . Это главный собор Высоко-Петровского мужского монастыря — одного из старейших храмовых сооружений в Москве (основан в XIV веке). Каменная церковь Петра Митрополита была возведена по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового на территории обители двумя столетиями позднее, в 1514 году. Ее назвали в честь основателя монастыря — митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра. Постройка имела форму восьмигранной башни со шлемовидной главой. «Весь монастырский комплекс начали реставрировать в 2016 году. Основная часть средств была выделена в рамках городской программы предоставления субсидий религиозным организациям. Уже полностью завершены работы на колокольне с надвратной церковью и в церкви Пахомия. Сейчас заканчивается реставрация церкви Петра Митрополита, которая вошла в программу субсидий в 2017 году. Специалисты провели здесь масштабный комплекс работ на фасадах, в частности восстановили уникальную живопись. Всего же в этом году субсидии на реставрацию религиозных объектов были выданы 17 памятникам, принадлежащим четырем разным конфессиям», — рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.      За свою семивековую историю Высоко-Петровский мужской монастырь неоднократно перестраивался. А в числе благодетелей и строителей храмового комплекса были князья Иоанн Калита и Дмитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I. «Завершается восстановление и укрепление фундамента главного собора монастыря, дорожки вокруг него и ступеней крыльца главного входа, выложенных крупной гранитной плиткой. Стены храма уже укрепили специальным раствором, оштукатурили и покрасили их в красный цвет по технологиям XVI века. Восстановленный на фасадах орнамент как бы оплетает портал главного входа и окна, расположенные рядом. Реставрация монастырского комплекса продолжается» , — уточнил глава Мосгорнаследия.

http://pravoslavie.ru/116761.html

Строительством К. Б. м. до 2-й пол. XVI в. руководили ростовские мастера. Архитектурный ансамбль монастыря отличается стилистическим единством: 8 из 11 храмов возведены в кон. XV-XVI в. В 1496 (?) г. Успенская ц. сгорела, и в том же или в 1497 г. за 5 месяцев была возведена каменная церковь. Однокупольная 4-столпная в плане церковь была намного больше, чем прежние здания. Эту самую крупную монастырскую церковь на Руси того времени строили 20 каменщиков во главе с зодчим Прохором из Ростова; стоимость работ составила 250 р. 8 сент. 1497 г. собор был освящен. Как показал С. С. Подъяпольский, основываясь на записях прп. Гурия (Тушина), каменное здание Успенского собора соотношением ширины зап. стены и длины до алтаря повторяло пропорции Троицкого соборного храма Троице-Сергиева мон-ря ( Подъяпольский. 1989). Массивный и приземистый, с 3 широкими полукруглыми апсидами собор, возведенный в московской строительной традиции рубежа XIV и XV вв., имеет компактный кубический объем здания без подклета. Узкие лопатки, над к-рыми выведен карниз, разделяют фасады здания на 3 прясла, каждое завершено большой килевидной закомарой и напоминает более раннее здание собора мон-ря в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтове (1490): глава со шлемовидным покрытием (совр. глава XVIII в.) венчала «горку» кокошников, ступенчато поднимавшихся над фасадами ( Он же. 2006. С. 127-129). Она смещена к вост. стороне куба: барабан возведен не над серединой основного объема, а над центром всего здания, включая апсиды. Вост. пара столбов поставлена близко к межапсидным стенкам, что предвозвещало появление 2-столпных храмов. В результате внешние деления лопатками боковых фасадов не соответствуют внутренним пространственным членениям интерьера столбами. Такая декоративность форм продолжает нововведения раннемосковского зодчества. Здание украшено широкими узорчатыми поясами, размещенными в верхней части стен (под закомарами), апсид и барабана главы. Они включают керамические балясины в крестообразных нишках, поребрик, прямоугольные впадины, дополненные на апсидах и барабане бегунцом, терракотовые плиты с оригинальным рельефным растительным орнаментом в виде кринов (лилий).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В советское время, когда в конце 1920-х гг. храм был закрыт, в нем был музейный зал. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., он снова открылся как храм, и до 1960-х гг. в нем проводились регулярные службы и даже была установлена мироварная печь. Раз в несколько лет на Святой неделе с понедельника по среду здесь варили святое миро для всех приходов; это продолжается и поныне – Донской монастырь снабжает миром все русские приходы. В 1948-1950 гг. проводилась реставрация древнего собора; при реставрации были восстановлены многие части храма, хотя не все – окна самой старой части здания были растесаны так сильно, что восстановлению не подлежали. Пол был поднят по сравнению с изначальным почти на 50 см. В основном службы проводятся в новом, Большом соборе Донского монастыря, и теперь попасть внутрь старого собора не так просто – для этого нужно дожидаться больших церковных или храмовых праздников. Собор во имя иконы Божией Матери Донской, названный впоследствии Малым, храм-памятник русскому воинству, стал главной святыней монастыря. Возводил собор, по-видимому, «государев мастер» Федор Конь. Архитектура и внутреннее убранство Малого собора за годы жизни монастыря изменялись. Глава его изначально была шлемовидная, нынешние барабан и глава луковичной формы сооружены в 1748 году. В 1678 году к собору были пристроены приделы прп. Сергия Радонежского и вмч. Феодора Стратилата и трапезная. Через год после этого завершилось строительство шатровой колокольни. Первоначальное внутреннее убранство храма до наших дней не сохранилось. Восстановленные во время реставрационных работ 1946-1949 годов фрагменты живописи относятся уже к концу XVIII века. После закрытия храма в конце 1920-х годов в нем находился музей. Но после войны богослужения в храме возобновились. Здесь была установлена мироварная печь, и в течение десятилетий на Страстной неделе Великого поста совершалось мироварение - св. миро варилось для всех православных приходов. Долгие годы в храме служил протоиерей Николай Александрович Голубцов, автор службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. В 1992 году в Малом соборе случился пожар, выгорела почти вся трапезная. Когда храм восстанавливали после пожара, были обретены мощи святителя Тихона, погребенного здесь в 1925 году. Многие верующие считали эти святые мощи утраченными. Чудесное их обретение стало одним из свидетельств возрождения собора. Были заново расписаны стены трапезной части храма, где находится Донская икона Божией Матери, написанная в начале XVIII века; восстановлены иконы, киоты и вся церковная утварь. После пожара были реконструированы и обновлены печь и чаша для мироварения; этот чин совершается Святейшим Патриархом.

http://sobory.ru/article/?object=03428

Петр Цветков «Указатель церковных древностей г. Смоленска». Смоленск. Типография П.А. Силина. 1912 г. На берегу Днепра возвышается церковь Иоанна Богослова. Церковь «на овражке» — так назывался храм в старину, являясь главным пунктом проходящих через Смоленск торговых путей. Располагался он при въезде в княжескую резиденцию Смядынь и был центром обучения посадской знати, смоленского боярства и дружины князя Романа Ростиславича. Церковь Иоанна Богослова возведена в 12 веке. Глава, своды и внутренние подкупольные столбы перестроены в 18 веке. Церковь является крестово-купольной одноглавой постройкой. Фасад разбит на три части. С восточной стороны находится портал. Венчает здание глава шлемовидной формы с массивным восьмигранным барабаном. На самом верху находится маленькая главка луковичной формы. По легенде, церковь была дворцовым храмом Романа Ростиславича. После революции храм разграблен и закрыт. Сильно пострадал в ходе боев за город в 1941-1943 годах. Были совсем уничтожены трапезная, колокольня и придел. В последнее время, перед возвращением храма епархии, здесь размещался склад строительных материалов Смоленских реставрационных мастерских. Учитывая историко-культурное значение храма, он был совсем недавно восстановлен. Первое Богослужение и освящение совершены 21 мая 1995 года. В 1997 году расчищен и подготовлен фундамент для восстановления колокольни. В данное время храм является действующим. Ближайшей достопримечательностью к Свирской церкви является ещё один храм XII в. - второй из трёх сохранившихся. Это церковь Иоанна Богослова на Варяжках (или " во Вражке " ). Исследователи говорят о том, что построен он был, скорее всего, в первой половине 1170-х годов (1173), но дабы не ошибиться, предпочитают датировать его более широко - двадцатилетием княжения Романа Ростиславича (1160-1180). Иоанно-Богословская церковь возведена на левом берегу Днепра - главной градостроительной и транспортной артерии Смоленска того времени, почти напротив уже существовавшей на другой стороне Петропавловской церкви. Она и похожа на свою предшественницу, разве только несколько изящнее той. Князь Роман строил её " на своем дворе " и позаботился о том, чтобы богато украсить церковь - не хуже, чем его отец украсил Петропавловскую. Современники говорят о " золоте " и " финифти " в интерьерах Иоанновского храма. Для улучшения акустики в его сводах были устроены голосники. Ранее к зданию примыкали галерея и два придела у углов храма с восточной стороны. В первозданном своём виде храм просуществовал до 1611 года, когда Смоленск после длительной осады был захвачен польским войском под предводительством короля Сигизмунда III.

http://sobory.ru/article/?object=00077

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010