Донатор красноярской батальонной церкви Николай Андреевич Немчинов принадлежал к известной семье сибирских предпринимателей и меценатов XIX века. Известно, что на пожертвования представителей этой богатейшей фамилии были выстроены не только крупные общественные здания в городах Кяхте, Иркутске и Таре, но и ряд православных церквей в различных населенных местах Сибири. Строительство батальонной церкви завершилось к концу сентября 1873 года. 30 сентября этого же года здание церкви было торжественно освящено. Вот как описывает эту постройку один из документов того времени: «Церковь деревянная с такой же колокольней на каменном фундаменте. Снаружи обшита тесом и окрашена светло-дикою краскою с выбеленными карнизами. Крыша, купола церкви и колокольни покрыты железом и выкрашены зеленою краскою на масле. Кресты на куполах железные, вызолоченные. Расстояние от алтаря до выхода десять сажен. Церковь обнесена деревянной решетчатой оградой, окрашенной дикою краскою. Иконостас в два яруса, резьба, карнизы вызолочены. Стоимость постройки с утварью, иконостасом и колоколами около 8500 рублей серебром». В таком виде планировочная структура комплекса батальонных казарм с расположенной на его территории церковью просуществовала до начала XX века. На генеральном плане Красноярска 1894 года северная граница комплекса казарм по-прежнему проходила по Воскресенской улице. С восточной стороны застройка комплекса размещалась вдоль Батальонного переулка, с западной стороны — вдоль Плац-Парадного переулка. Южную сторону комплекса казарм ограничивала Садовая улица. К 1906 году ул.Гостинская (Маркса) была продлена до Плац-Парадной площади, вследствие чего, комплекс военных построек оказался расчлененным на северную и южную части. Деревянная батальонная церковь своим южным фасадом вышла в северную линию застройки Гостинской улицы. Здесь ее и зафиксировали фотоснимки начала XX века. Здание Александро-Невской церкви, имело продольно-осевое построение архитектурных масс. Вдоль оси запад-восток последовательно располагались: колокольня, небольшой переход-«трапезная» и храм с пятигранной алтарной апсидой. Храмовый объем церкви в традициях древнерусского зодчества завершался широким глухим восьмериком с крупным куполом шлемовидной формы. Над алтарной апсидой поднималась глава на высокой шее. Трехъярусная четырехгранная колокольня завершалась восьмигранным шатром, диагональные грани которого имели меньшую ширину. Каждая из граней яруса звона была прорезана прямоугольным проемом с устройством для навески колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=33571

Главное место занимает шатер над ротондой Гроба Господня (первоначально каменный под шлемовидной главой, обрушился в 1723; заменен в 1756-1761 деревянным с вычурной луковичной золоченой главой; взорван нем. войсками в 1941, воссоздан на рубеже XX и XXI вв., пролет ок. 20 м, общая высота с крестом 60 м). С юж. стороны расположена 7-ярусная колокольня, увенчанная луковичной главой (первоначальная глава была шатровой). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах Московской обл. 1690–1704 гг. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах Московской обл. 1690–1704 гг. На территории совр. Украины в сер. XVII в. сложилась специфическая типология купольных храмов. Здесь были популярны центрические композиции с планом в форме квадрифолия и пятиглавием по странам света (храм Спаса на Берестове, основа 1113-1125, воссоздан из руин в новых формах митр. Петром Могилой в 1640-1642; Георгиевский собор Выдубицкого мон-ря, 1696-1701,- оба в Киеве; Никольский собор в Нежине Черниговской обл., 1658, с вычурными грушевидными главами на 8-гранных барабанах; Преображенский собор в Изюме Харьковской обл., 1684, с 2-ярусными 8-гранными барабанами глав). Также для Украины были характерны 3-частные, или «трехбанные», храмы (2-этажный Покровский собор в Харькове, 1689, с пирамидальной композицией из 3-ярусных восьмериков, выстроенных по оси «запад-восток»). Необычен тип 5-главых продольных храмов. Восточная часть здания имела крупный К. над средокрестьем и 2 малые главы над алтарем, на зап. фасаде были еще 2 главы по аналогии с 2 башнями на фасадах католических костелов (собор Братского мон-ря, 1690-1693, и Никольский Военный собор, 1696, оба - в Киеве, архит. Старцев, не сохр.; Троицкий собор Троице-Ильинского мон-ря в Чернигове, 1679-1695; Преображенский собор Мгарского мон-ря в Полтавской обл., 1684-1692). Крестовоздвиженский собор в Полтаве (1699-1709) представляет 7-главый вариант того же типа с пятиглавием по странам света в вост. части и 2 главами на западе.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Иванищи (Иваниши). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Успения в селе Иваниши - соборный храм бывшего Иванишского мужского монастыря - возведена в 1534-1542 года на средства боярина Ивана Шигоны (Поджогина), которому и принадлежало село в XVI веке. Трехглавый монументальный храм сложен из кирпича, детали декора выполнены из белого камня. Расположенный на холме, он доминирует над окружающей местностью. Мощный прямоугольный в плане объем прорезан узкими окнами-бойницами, фасады членятся на три части и завершаются закомарами, массивные главы-луковицы венчают украшенные аркатурой барабаны. Центральная глава - световая, две другие - глухие, декоративные. С востока примыкает трехчастная апсида. Собор выполнен в традициях московского зодчества. Архитектура сооружения отличается ясностью форм, строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле. В XVIII веке монастырь был упразднен. Храм перестраивается: появилась теплая трапезная с приделами Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, колокольня с шатровым завершением; утрачиваются шлемовидные главы, кокошники, позакомарные покрытия, частично растесываются оконные проемы и порталы. Долгое время памятник стоял без кровли. В 1974 году была проведена консервация и исследовательские работы. Здание нуждается в тщательной реставрации и бережной охране. Внешность Успенского храма Иванишинского монастыря вполне соответствует русским архитектурным традициям второй четверти XVI века. В наши дни мы видим собор перестроенным, но его центральная древнейшая часть всё ещё хранит облик эпохи Поджогина-Шигоны. Храм является четырёхстолпным, он почти квадратный в плане, основание собора - мощный подклет, четверик завершается тремя главами. Кроме главного престола, между северной и центральной апсидами находится ещё один престол, освящённый в честь святителя Николая, чудотворца Мирликийского. Вход в глубокий подклет оформлен с южной стороны в виде дополнительного помещения с широким белокаменным лестничным маршем. В западной стене лестничного помещения располагается большой оконный проём с переломом в верхней части. Первоначальный облик собора лучше всего угадывается с северной и восточной сторон. С запада и юга он " оброс " поздними пристройками. Оконные проёмы имеют пирамидальное размещение на фасадах с резким понижением уровня окон в боковых пряслах. В эту композицию включается киот в центральном прясле. Такая композиция из окон с киотом в тверском зодчестве XVI века приобретает устойчивость и становится местной традицией. Трёхглавие собора создаёт ощущение зрительной ассиметрии, которая нечасто наблюдается в русских крестовокупольных храмах.

http://sobory.ru/article/?object=00009

В г. Мценске Орловской губ. в 1810 г. был заложен Никольский собор, первоначальный проект к-рого, вероятно, М. изменил. В 1837 г. была построена теплая трапезная с престолами свт. Афанасия Александрийского и вмц. Параскевы, в 1841 г. завершены пристройки с приделами архидиак. Стефана и Печерской иконы Божией Матери. Трехглавый классицистический собор имел план в виде лат. креста, его основной объем над средокрестьем венчала массивная глава со шлемовидным куполом на барабане, боковые ветви креста с севера и юга венчали аналогичные малые главы (разрушен в 30- 60-х гг. XX в.). Предполагается участие М. в проектировании еще одного храма во Мценске - Крестовоздвиженской ц. (1810-1818, ул. Карла Маркса, 30). Одноглавый, близкий к кубу храм завершен большим квадратным в плане куполом со скошенными углами и соединен трапезной с массивной 3-ярусной колокольней. Собор Рождества Христова в Кишинёве. 1830–1836 гг. Собор Рождества Христова в Кишинёве. 1830–1836 гг. По заказу генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии М. С. Воронцова и в соответствии с генеральным планом застройки Кишинёва М. спроектировал кафедральный собор Рождества Христова (1830-1836, совр. адрес: пл. Великого Национального Собрания, 2), ставший эталоном храмостроительства в Бессарабии. Строительством до 1831 г. руководил бессарабский обл. архит. И. И. Спет. Освящение собора с часовней состоялось 13 окт. 1836 г. Главный храм города был размещен в центральном сквере (проект к-рого также разработал М.), на одной линии со зданием Митрополии. Собор и отдельно стоящая 4-ярусная колокольня возведены в стиле рус. классицизма. План массивного основного объема близок к квадрату, к которому примыкают четыре 6-колонных портика дорического ордера с треугольными фронтонами. Фасады опоясывают развитый антаблемент. Высокий цилиндрический барабан со световыми проемами по периметру завершен крупным куполом. Колокольня была скомпонована из 3 уменьшавшихся кверху квадратных в плане ярусов и верхнего, круглого, увенчанного главкой. Собор закрыт в 1962 г., тогда же взорвана колокольня, восстановительные работы велись в 1991-1997 гг.

http://pravenc.ru/text/2562950.html

П. П. Зыков 1-й, иконы написаны в Троице-Сергиевой лавре. В 1885 г. были освящены главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и 2 придела: во имя апостолов Петра и Павла (архим. Иустином (Татариновым)) и во имя мч. Василия Анкирского. Собор имеет план в форме лат. креста, зап. часть к-рого - протяженная трапезная с притвором - соответствует типу 3-нефной базилики. С востока к основному объему примыкают 3 сильно вынесенные граненые апсиды, центральная из к-рых достигает высоты храма. Над средокрестием приподняты стены четверика, увенчанного пятиглавием со шлемовидными куполами (4 малые главки утрачены, центральная глава - на световом 8-гранном барабане). В отделке преобладают романские и визант. элементы, полуциркульные завершения. Фасады воспроизводят формы позакомарного покрытия; центральная часть зап. рукава перекрыта 2-скатной базиликальной кровлей. Прясла и угловые части фасадов оформлены полуколонками с кубоватыми капителями. Богато профилированный карниз делит фасады на 2 яруса. В верхнем помещены большие полуциркульные окна; на фасадах зап., сев., юж. рукавов креста - композиции из 3 окон, среднее из к-рых выше 2 боковых, обведенных единым архивольтом. В пряслах нижнего яруса - малые двойные, разделенные полуколонками полуциркульные окна. Широко применен лекальный кирпич, из к-рого, в частности, выложены разнообразные кресты на фасадах, применены также сухарики, валики, поребрик. В интерьере выделяется решение трапезной: центральный неф в 2 раза шире боковых и отделен от них 2 рядами колонн, между к-рыми переброшены высокие арки. Отделку 6 колонн белого итал. мрамора с «византийскими» резными капителями по рис. Г. выполнил петербургский мастер Баринов, росписи в 1884 г.- худож. Соколова. Цокольный этаж церкви соединен с пещерами. Собор закрыт в 1929 г., в наст. время восстанавливается, является самым большим из сохранившихся в Волгоградской епархии. Известны работы Г. в области монументальной и мемориальной скульптуры: проект памятника 1000-летию России в Новгороде (1860, 2-я премия), надгробия М.

http://pravenc.ru/text/166235.html

Богородицы монастыря . Собор представлял собой одноглавую 4-столпную квадратную в плане церковь с 3-апсидным пониженным алтарным полукружием, его отдельные черты напоминали Воскресенский собор в Волоколамске. Пилястры, завершавшиеся закомарами, делили фасады здания на 3 части. На достаточно широком барабане была размещена характерная для раннемосковского зодчества шлемовидная глава храма. По описанию кон. XVII в., «глава круглая обита чешуею деревянною... на главе крест железной большой». В XVII-XVIII вв. церковь была покрыта тесом, но скорее всего в XIX в. перекрыта железной кровлей. До XVII в. при Успенской ц. имелась деревянная часовня, «а в ней почивают преп. отец Левкий, под спудом» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 72-73). К сер. XVIII в. это был каменный «приделец». 29 окт. 1867 г. каменный придел, находившийся с зап. стороны храма, очевидно после ремонтных работ, был освящен. Симметрично ему в то же самое время пристроен придел во имя прор. Илии, но освящен позднее. В описи зданий Л. м. кон. XVII в. значится каменная ц. во имя праведных Иоакима и Анны «с трапезою». Под храмом находились монастырские службы: погреб, «хлебня», «палатка хлебодарная». Теплый трапезный храм построен, как и собор, в XVI в. К XVII в. здание находилось в аварийном состоянии - кровля сгнила, «и та церковь и трапеза обвалились». В офицерской описи 1764 г. сведения об Иоакимовской ц. или о ее руинах отсутствуют, следов., храм не был восстановлен и скорее всего разобран. Возможно, во 2-й трети XVIII в. на ее месте был выстроен храм в честь Богоявления. К сер. XIX в. он также оказался в аварийном состоянии, службы в нем прекратились в 1867 г. До XVIII в. шатровая колокольня Л. м. была деревянной, «рубленая о шти стенах», крыта тесом, на куполе крест «обит белым железом». На ней находилось 8 колоколов весом 4, 6, 10 пудов и 5 - по 2 и 3 пуда. Каменная многоярусная колокольня при приходских храмах выстроена в кон. XVIII - нач. XIX в. По архитектурным формам она напоминает 5-ярусную соборную колокольню в Волоколамске, значительно перестроенную в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2463331.html

Церковь Иоанна Богослова была построена в 1160-е годы. Своды, глава и внутренние подкупольные столбы переложены в 18 веке. Церковь представляет собой крестово-купольную одноглавую постройку (типичную для русских храмов 12-18 веков). Фасад церкви разделен на три части, в каждой из которых находятся окна. С восточной стороны фасада находится портал. Венчает здание глава шлемовидной формы с массивным восьмигранным барабаном. Вверху находится маленькая главка луковичной формы.  В послереволюционные годы храм закрыт и разграблен. Сильно поврежден в ходе боев за город в 1941-1943 годах – полностью разрушены колокольня, трапезная и придел. В последние десятилетия перед возвращением храма епархии в нем размещался склад строительных материалов Смоленских реставрационных мастерских. Реставрация храма в разное время проводилась под руководством С.Е.Подъяпольского, Т.Е.Каменевой и Н.Б.Горевой.  Храм передан епархии в мае 1993 года. Приход зарегистрирован в 1994 году. В 1994-1995 годах проведены реставрационные работы в интерьере храма, установлен иконостас. Учитывая историко-культурное значение храма, основную часть реставрационных работ оплатил областной департамент культуры, также как и храмов Петра и Павла, Архангела Михаила, великомученицы Варвары. Освящение храма и первое Богослужение совершены 21 мая 1995 года. В 1997 году расчищен и подготовлен фундамент для восстановления колокольни. Ведутся реставрационные работы. Добавила Козерожик, материалы взяты с сайта Администрации Смоленской области Ближе к городу под горою, называемой Богословскою, стоит старинная, во имя Иоанна Богослова, церковь. Она построена между 1171 – 80 гг. В летописях, при описании погребения Романа Ростиславича, описано: «князь Роман… страха Божия исполнен, нищая милуя, монастыри набдя, и созда церковь камену и иконы златом и финифтом украшены». В старину эта церковь имела большое значение, когда именем ее названы не только улица, гора, у которой она построена, но и самая башня крепостная, обращенная к стороне ее. Старанием преосвященного Парфения эта церковь оправлена и сделан на ней новый купол с 8 окнами. Еще позднее доброхотными пожертвованиями устроен придел у северных дверей, во имя св. князя Андрея Смоленского, и колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=00077

Сегодня в сооружениях бывшего княжьего двора расположено отделение Владимиро-суздальского музея заповедника и действующий приход Епархии. Согласно преданию, князь Юрий Долгорукий, занимаясь устройством Суздальского края, нашел, что город Суздаль стоит не «на месте», а «близ реки самой мелкой». Вскоре в четырех верстах от города он облюбовал место на правом берегу реки Нерли неподалеку от впадения в нее реки Каменки и державшее в древности под контролем речной выход из города. В 1152 году повелел Юрий Долгорукий строить крепость, уже был заготовлен строительный материал, как вдруг князь оставил свое намерение. С тех пор село получило название Кидекша (от слова «покидать»). А на возвышенном месте посреди села мастера Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь, сложив ее из больших, гладко обтесанных известковых камней. «Того же лета (1152) Юрий Владимирович изъ суздальской земли созда на Нерли церковь во имя мучеников Бориса и Глеба», - так написано в летописи о возведении этого простого и сурового храма. Церковь была возведена на том самом месте, где по преданию, останавливались благоверные князья Борис и Глеб на пути в Киев. Таким образом, по времени своего возведения Борисоглебская церковь относится к начальному периоду суздальской архитектуры. В плане она представляет собой квадрат с четырьмя столбами внутри и тремя полукружиями снаружи. При князе Юрии Долгоруком церковь вообще не была расписана, и богослужения проходили в ослепительно белом храме. За века своего существования Борисоглебская церковь повидала многое, в частности, в 1238 году село Кидекша вместе с церковью было разорено монголо-татарами. Но уже через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал пострадавшее здание, и оно было освящено. Затем долгие годы церковь была в запустении, стояла без кровли, а ее своды, глава, восточная часть стен и верхняя часть апсид обрушились. Восстановили церковь только в XVI-XVII веках, используя старый белый камень. Однако восточная часть церкви не была восстановлена, а завершили храм новым сомкнутым сводом и четырехскатной крышей. Впоследствии церковь не раз подвергалась переделкам: так, были изменены ее длинные и узкие окна, а шлемовидная глава стала луковичной.

http://sobory.ru/article/?object=01730

Нижний Новгород. Благовещенский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый монастырь Нижнего Новгорода. Основание относится к 1221 году. До революции в обители хранилась чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Решением НКВД по Нижегородской губернии был закрыт в 1921 г. Возобновлен в 1993 г. Количество насельников: 14. Настоятель: игумен Александр (Лукин). На территории монастыря располагается Духовная семинария. Монастырь имеет 2 скита и 2 подворья. В одном из скитов - на территории бывшей воинской части в Борском районе - действует Центр духовной реабилитации наркозависимых. Основан великим владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем в начале 13 века на высоком живописном берегу Оки. К сожалению, древние постройки не сохранились: монастырь не раз подвергался разрушениям и перестраивался. Основные сооружения монастырского ансамбля относятся к середине и второй половине 17 века. Многие из них являются уникальными памятниками отечественного зодчества. В настоящее время - действующий мужской монастырь. В 1228 году был выжжен мордовским князем Пургасом, в XIV веке восстановлен и приписан к митрополичьему, а затем к патриаршему дому. Сохранившийся ансамбль относится к XVII веку, когда здесь развернулось массовое строительство. В ансамбль монастыря входят: - Благовещенский собор (1647-1649 гг.). Центральная глава имеет луковичное, а боковые – шлемовидное завершения. Изначально центральная глава была покрыта муравленой черепицей, боковые – железом. Архитектура собора имеет особенность – отсутствует пара столбов в шестистолпном по облику храме; необычная форма закомар, напоминающая «бочки» деревянных построек. С запада и с севера примыкает открытая паперть в духе галерей ярославских храмов. Паперть имела фресковую роспись, в самом же соборе находилось множество древних икон. После многочисленных пожаров собор неоднократно ремонтировался, что исказило его архитектуру. В 1870-1872 годах в ходе реставрационных работ Л. Даль вернул зданию первоначальные формы – это была первая в России научная реставрация. Но из-за грунтовых вод центральные стобы вновь просели, что вызвало заметный наклон двух малых глав.

http://sobory.ru/article/?object=00566

Ростов. Церковь Вознесения Господня. Церковь Исидора Блаженного на валах Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения, иначе называемая Исидора Блаженного - один из древнейших каменных храмов Ростова. Ранее в церкви существовала каменная плита с храмозданной надписью, в которой говорилось, что церковь построена в 1566 г. повелением царя Иоанна Грозного при архиепископе Никандре Ростовском. В надписи упоминалось и имя зодчего - Андрей Малой. Церковь построена на месте погребения блаженного Исидора, в ней под спудом покоятся его святые мощи. По своей архитектуре церковь имеет много общего с московскими посадскими храмами того времени. Это бесстолпный храм, перекрытый крестчатым сводом. Наружные стены разделены лопатками на три части и имеют " трёхлопастное " завершение. Отсюда необычное, волнообразное покрытие храма. В XVIII и XIX вв. церковь не раз перестраивалась. В 1786 г. к южной стене храма был пристроен теплый придел св. Исидора Блаженного. Была изменена форма покрытия церкви, сооружена луковичная глава, растесаны окна. В XIX в. пристроили западную паперть и вместо прежней шатровой колокольни выстроили новую в классицистических формах, существующую по сей день. Первоначальные формы архитектуры храма были восстановлены при реставрации в 1956 - 1959 гг. (архитектор Л.А. Давид). В ходе работ был разобран южный придел, реконструированы шлемовидная глава, трехлопастное покрытие церкви, формы окон, профили цоколя и порталов. Интерьер церкви первоначально не был расписан. Стенопись появилась, как предполагают, в 1720-е гг. и после этого несколько раз поновлялась (в 1760-1770-х гг., 1873, 1890 и 1913 гг.). При создании росписи был разобран древний четырехъярусный иконостас, вклад Иоанна Грозного, и восточная стена получила оформление по образцу церквей Архиерейского дома - на ней стенным письмом был написан иконостас традиционного состава. В 1930 г. церковь была закрыта и передана в ведение Ростовского музея. В 2002 г. в храме возобновились богослужения.  Вознесенский храм стал местом почитания и упокоения трех других подвижников, несших подвиг юродства Христа ради.

http://sobory.ru/article/?object=00593

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010