Старообрядческая Троицкая церковь во Владимире расположена в самом центре города рядом с Золотыми Воротами. Жители называют ее Красная церковь. Она является последней культовой постройкой старого Владимира. Церковь стоит приблизительно на том месте, которое с XVII века занимала деревянная Казанская церковь Ямской слободы, после пожара 1778 года перенесенная вместе со слободой за пределы города. В 1912 году участок вблизи Золотых ворот, на углу улиц Дворянской и Летнеперево-Зинской, был приобретен старообрядческой общиной (австрийского толка), состоявшей преимущественно из купечества. Они на свои средства в 1913–1916 годах и построили здесь обитель к 300-летию императорского Дома Романовых. Старообрядческая Троицкая церковь во Владимире была возведена по проекту архитектора С.М. Жарового. Сооружение выполнено из красного кирпича так называемой «крестовой кладкой», представляет собой импозантное здание в " псевдовизантийском " стиле, состоящее из двух соединенных между собой объемов: собственной церкви и колокольни. Основной объем церкви венчает глава шлемовидной формы. Обитель украшена декоративными поясками и поребриками, а цокольная часть здания, контуры окон и порталов выложены из белого камня. Храм был не только красиво сложен, но и богато отделан. Здесь был очень красивый резной из черного дуба иконостас с иконами, выполненными по древним образцам. Жизнь обители оказалась недолгой. Только открыв ее для верующих перед самой революцией, в 1928 году службы уже были прекращены. В 1960-е годы храм предполагалось снести и расширить сложившуюся площадь, но стараниями общественности и при активном участии писателя В.А. Солоухина церковь сохранили. В 1971–1973 годах храм был реставрирован, а в мае 1974 года под его сводами разместилась выставка Владимиро-Суздальского музея «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка», которая находится здесь и в настоящее время. Старообрядческая Троицкая церковь во Владимире имеет прекрасные акустические свойства, позволяющие и сегодня устраивать в нем выступления хоровых коллективов.

http://sobory.ru/article/?object=00187

Церковь Николая Чудотворца представляет собой трехапсидный, четырхстолпный храм с определяющими конструкциями, представленными сводами без подпружных арок. В данном случае барабан имеется на сводах перекрытия самого четверика. Расположенные с западной стороны столбы имеют круглое сечение высотой в рост человека. В одном из углов хор есть придельная палатка или Сергеевская церковка. Дверной проем имеется в южной стене и ведет в южный придел. В северной стене расположен дверной проем, над которым предусмотрен оконный проем. Имеющиеся проемы жертвенника и северной стены растесаны, а в алтаре только одно окно растесано. Декоративное оформление фасадов церкви Николая Чудотворца имеет характерный и традиционный вид для наибольшего количества культовых построек средневекового Пскова. Каждый из имеющихся фасадов имеет членение в виде четырех лопаток на несколько частей, а лопатки соединяются между собой при помощи двухлопастных ползучих небольших арочек. На фасаде, выходящем на северную сторону, висит две иконы в нишке. Полуцилиндр алтарной апсиды украшен валиковыми разводами, а также поясом, который состоит из поребриков и бегунца. По обеим сторонам от двери, на западном фасаде, расположены полукруглые столбы. Декор барабана выполнен в виде традиционного геометрического орнамента; венчание барабана — в виде аркатурного пояса. Сразу над окнами имеются бровки, сделанные в виде фронтовичков. Покрытие барабана выполнено оцинкованным листовым железом по периметру свода. Церковная глава имеет шлемовидную форму в изломе. Основание металлического четырехконечного креста украшено маленьким барабанчиком. В 1880 году было открыто училище при церкви при активной деятельности священника Лучанского, в котором проходило обучение 57 детей. В октябре 1910 года на расстоянии трех верст от церкви Николая Чудотворца появилась земская Ладовская школа, в которой обучалось 28 учеников. На протяжении 1911-1917 годов церковным священником был Назарецкий Василий Васильевич, вскоре после чего, был приговорен к расстрелу. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._Н...

«Еще до революции, в начале века, священник Черкасов боролся с пьянством на селе, икону даже чудотворную заказал, – пересказывает воспоминания стариков глава поселения Петр Кондрашкин. – Да больно удачно у него это получаться стало. Люди бросали пить – начинали думать: а чего это мы так живем-то плохо? Стали появляться чайные и патефонные, где люди вели светские разговоры. В своих письмах 1914 года высшему духовенству Черкасов буквально предсказал будущую революцию. Иконой той, что против пьянства была, предсказанные священником революционеры потом окно храма заткнули – чтобы здание удобнее было обустроить под склад. Все витражи были разбиты за ненадобностью. А в храм перестали ходить люди, но стали заезжать трактора. Здесь хранили зерно и картошку. Не разрушили церковь только потому, что помещение уж больно приглянулось новой власти своей вместительностью». В 1933 году храм Богоявления Господня села Чурики, несмотря на протесты верующих, был закрыт и засыпан зерном. Колокола его сбросили и увезли на переплавку, убранство растащили и сожгли, защитников разогнали, а многих и вовсе уничтожили. Две трети ХХ века могучее здание старательно ломали и корежили, но храм выстоял и стоит до сих пор. Строили его на совесть, стены видели и выдержали многое. Милостью Божией в храме осталось несколько росписей. Так получилось, что одна находится напротив главного входа. Дивной красоты образ! А если представить, что так был расписан весь храм!? У храма сводчатый потолок, архитектурный стиль – эклектика. Таких поразительных, весьма впечатляющих церквей осталось очень мало. Невозможно оторвать взгляд от шлемовидного купола, совершенного по пропорциям, поражающего величием, необычайной красотой. И вот дожили до того дня, когда началось его постепенное восстановление. И почти 80 лет спустя великими стараниями подвижников началось его возрождение. А с возрождением храма возрождается и наша память: хочется знать, каким был храм, кто служил в нем, кто строил и восстанавливал его, кто просто молился – и сейчас, и сто, и двести лет назад? Сохранились документы, сохранились фотографии, сохранились письма и рассказы старших и наши детские воспоминания – все интересно и все пойдет в дело: давайте вместе воссоздавать историю храма Богоявления.

http://pravoslavie.ru/149940.html

Размеры церкви: 13 ½ саж., наибольшая ширина 5 ½ саж., высота до верха карниза 4 саж. На церкви одна большая глава, больших окон 12, дверей наружных, обитых железом 3. Главный иконостас длиной 11 арш., высотой 13 арш., оценен в 2000 руб. В приделе иконостас 12 арш., высотой 4 ½ арш., оценен в 500 руб. Церковь отапливалась 2 печами Унтермарка и 2 печами системы Гелиос. Колокольня церкви в 3 яруса, высотой до верха карниза 7 саж. Церковь построена в 1826 году. Оценена в 13000 руб. Дом священника с восточной стороны в 80 саж. При церкви была построена в 1903 году сторожка кирпичная в 3 1/8 саж. на 2 2/3 саж., высотой 1 ½ саж. При храме находилась церковно – приходская школа, впервые упоминаемая в 1892 году, для которой в 1907 году было построено отдельное здание размером 7 саж. на 4 саж. на средства генерал – майора Л. А. Тарасова». По воспоминаниям учительницы Нестифоровой Н.Я., купол храма представлял собой большую луковицу. Это видно на фотографии, сделанной в 1952 году. Видно, изначально купол храма имел шлемовидную форму. По данным клировой ведомости за 1915 г., причт храма составляли священник и псаломщик, которые получали жалование 294 руб. и 98 руб. соответственно. Кружечных доходов было собрано 600 руб. Другим источником содержания причта служили проценты с ценных бумаг, пожертвованных храму в разное время. Земли при храме было: усадебной вместе с погостом 5 дес. 1600 кв. саж., пахотной 33 дес., сенокосной 4 дес. В это время в церковно-приходской школе обучались 48 мальчиков и 26 девочек. В должности старосты храма с 1899 г. состоял подполковник Николай Львович Тарасов. В приходе числились: в с. Гагарино 118 дворов, в них 369 мужчин и 384 женщин; в дер. Желябово 71 двор, в них 229 мужчин и 278 женщин, а всего 190 дворов, в них 598 мужчин и 662 женщины. В 1919 г. в Христорождественском храме были золотые и серебряные изделия, из них – два креста, два потира, два дискоса, две лжицы, ковчег, дароносица, кадило, два ковша. А уже 4 мая 1922 г. из храма было все (10 культовых предметов) изъято весом 5 футов 62 золотника. До закрытия в церкви с. Гагарино хранились две пушки, из которых по религиозным праздникам делались холостые залпы. Местное предание гласит, что появились они в селе в 1703 г., когда через Гагарино проезжал в Воронеж государь Петр Алексеевич. Для встречи его были вызваны из Раненбурга два взвода солдат с пушками, предназначенными произвести салют. Да так эти пушки в селе и остались.

http://sobory.ru/article/?object=17312

Олесько. Церковь Троицы Живоначальной. Костел Святой Троицы Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1597. изначально костёл (до 1945 г.). Адрес: Украина, Львовская область, Бусский район, Олесько Координаты: 49.964232, 24.894606 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью ТРОИЦКИЙ КОСТЕЛ. XVI в. Начало строительства каменного костела на месте более раннего относится к 1545 г. В 1587 г. расширен. В 1625-1627 гг. пристроены две боковые часовни. Во время пожара 1803 г. обрушились своды, сгорели часовня, башня с колоколами и боковое помещение. Вторично горел в 1841 г. Современный вид приобрел после восстановления в 1847 г. Кирпичный, состоит из квадратного в плане центрального нефа с двумя соединенными с ним гранеными часовнями, небольшого квадратного в плане притвора, удлиненного хора с шестигранной апсидой и помещением с северной стороны. Здание построено в два основных этапа. К первому относится готический хор, ко второму центральный объем, разделенный на три нефа четырьмя столбами (середина XIX в). Стены нефа и хора, укрепленные контрфорсами, имеют открытую готическую кладку. Их завершает каменный фриз с декоративной резьбой. Остальные стены оштукатурены. Кровлю нефа завершает ажурная сигнатурка, северную часовню — ренессансный купол с фонарем, южную, имеющую вид трехъярусной башни — шлемовидная глава. На уровне второго яруса башни сохранились бойницы, третий служил колокольней. Проем из притвора в неф оформлен белокаменным резным ренессансным порталом. Неф перекрыт крестовыми сводами, хор-крестовыми с готическими нервюрами, часовни — куполами. Памятник реставрирован в 1927 г. (архит. Б. Виктор). В результате реставрации боковые часовня и башня получили новое завершение, над западным фасадом нефа возведен треугольный фронтон, перестроен фронтон над притвором, на кровле установлена новая сигнатурка, построена новая каменная ограда. Памятник относится к ярким произведениям ренессансной архитектуры. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр. 119, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 г. Добавить комментарий В 1945-1993 годах костёл был закрыт, с 1993 года в юрисдикции УАПЦ (ныне ПЦУ). --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07707

Собора Св. Софии в Киеве. Реконструкция и современный вид Собора Св. Софии в Киеве. Реконструкция и современный вид Монументальный Софийский собор в Киеве (ок. 1037, построен артелью византийских мастеров при вел. кн. Ярославе Мудром) имеет в основе 13 К. Это крестово-купольный 5-нефный храм с 3-сторонним обходом хоров в наосе и 2 рядами галерей, окружающих наос с 3 сторон. Наос освещен 5 К. на высоких световых барабанах (центральный барабан выше остальных) и 8 - на более низких. Боковые алтари освещают 2 пары вост. К., 2-й ярус хоров - 4 пары западных. Над центральной ячейкой возвышается 12-гранный барабан главного К. (диаметр ок. 8 м). Он опирается на подпружные арки и паруса на крещатых столбах. Остальные К. (диаметр ок. 4 м) водружены на 8-гранных барабанах. Еще 2 световых К. устроены над 2 асимметрично расположенными с запада лестничными башнями; т. о., в общей сложности 15 К. завершали пирамидальную объемную композицию древнего собора. Комеч объясняет использование большого числа К. необходимостью осветить пространство хоров ( Комеч. 1987. С. 196); немаловажную роль играла и «престижность» К.- как символа архитектурных достижений Византии. Первоначальные главы не сохранились, и по реконструкциям Н. И. Кресального собор имел посводное свинцовое покрытие, повторяющее яйцевидную форму К., с выраженными архивольтами окон. На рисунке А. ван Вестерфельда 1651 г. главы имеют граненую шлемовидную форму, а центральная глава увенчана малой главкой на глухой шейке, наподобие фонарика в тамбурных К. эпохи Ренессанса. На рубеже XVII и XVIII вв. были сделаны грушевидные главы («бани»), исказившие облик храма. В это же время появились и новые световые К. над галереями. Ныне Софийский собор имеет 19 К. (включая лестничные башни и К. галерей). Собор Св. Софии в Новгороде. 1045–1052 гг. Собор Св. Софии в Новгороде. 1045–1052 гг. В тот же период, что и собор Св. Софии в Киеве, был построен княжеский Спасский собор в Чернигове (ок. 1036) с 5 К. над наосом и одним - над лестничной башней. В Вел. Новгороде был воздвигнут Софийский собор (1045-1052, заказ вел. кн. Владимира Ярославича), архитектура которого упрощенно повторяет киевский образец, однако крестово-купольный 5-нефный наос с хорами и галереями завершен 5 К., 6-й, необычайно широкий К. возвышается над лестничной башней. Первоначальное посводное покрытие К. было позднее заменено луковичными главами, к-рые при реставрации XX в. уступили место шлемовидным.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Наиболее влиятельным иконографическим образцом для центрических, в т. ч. купольных, построек христ. мира является ротонда Воскресения (Anastasis) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, построенная имп. равноап. Константином Великим (основа - 325 или 337-361, первоначально завершалась деревянным шатром пролетом ок. 20 м, в 1107-1149 включена в новый романский храм с К. над средокрестьем, в 1859-1864 архит. М. И. Эппингер заменил старый шатер новым из металла и спрятал его внутри полусферического металлического внешнего К.). Др. важным образцом для подражаний в Зап. Европе стала октагональная мечеть Купол скалы (Куббат-эс-Сахра) в Иерусалиме (687-691, архитекторы Раджа ибн Хайва из Бейт-Шеана и Язид ибн Салам из Иерусалима, деревянный золоченый К. диаметром 20,44 м и высотой 35 м до перестройки в 1552 имел островерхую луковичную форму, ныне более округлый), во время крестовых походов ошибочно принятая тамплиерами за Иерусалимский храм царя Соломона ( Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 48; Howard. 1991; Шукуров. 2002. С. 281). На мусульм. Востоке символику К. определяла идея власти. Внутри К. обозначал балдахин, а снаружи мог ассоциироваться с головным убором воина - шлемом или чалмой. Эта коннотация не случайна в мавзолеях (комплекс Шахи-Зинда в Самарканде, рубеж XIV и XV вв.; мавзолей Гол-Гумбаз в Биджапуре, 1626-1660, К. пролетом 41 м и высотой ок. 70 м 3-й по величине в мире; Тадж-Махал в Агре, 1632-1653) и выражена в шлемовидной или пучинистой форме их К. По-настоящему неотъемлемой частью мусульм. архитектуры К. стал после захвата османами К-поля и превращения собора Св. Софии в мечеть, а затем и сознательного его копирования. Сходную семантику «шлема воина» имел К. и в Др. Руси, где завершение храма называется «глава». Символизм рус. золотых луковичных глав, похожих на пламя свечи, по мнению кн. Трубецкого, «воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам» ( Трубецкой. 1916. С. 8). Наряду с позолотой К. широко распространено изображение золотых звезд на голубом фоне. Происхождение луковичной формы глав в России до конца неясно. К. в православной архитектуре

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Иоанна Предтечи в Дьякове, оба - 2-я пол. XVI в.; 5-главый Преображенский собор Соловецкого мон-ря (1558-1566), где изначально над средокрестьем возвышался высокий шатер; при реставрации XX в. были воссозданы типичные для сельской России деревянные главы, покрытые чешуйчатым лемехом). В т. н. годуновской архитектуре получили распространение луковичные главы (надстроенная верхним ярусом кремлевская колокольня Иван Великий с ц. прп. Иоанна Лествичника была увенчана крупной золоченой луковичной главой). Однако храмы в усадьбах Годунова завершались шлемовидными главами на изящных барабанах, нередко водруженных на горку кокошников (ц. Св. Троицы в Хорошёве, Москва, 1596-1598; ц. Преображения в Б. Вязёмах Одинцовского р-на Московской обл., ок. 1590, центральная глава была увенчана короной). Собор Воскресения Христова в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре. 1658–1666, 1679–1685, 1756-1761 гг. Фотография. Кон. XIX в. Собор Воскресения Христова в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре. 1658–1666, 1679–1685, 1756-1761 гг. Фотография. Кон. XIX в. В XVII в. доминирующим явлением купольной архитектуры было строительство больших 6-столпных 5-главых соборов с крупными луковичными главами (Преображенский собор Новоспасского мон-ря в Москве, 1645-1649; Иверский собор Валдайского мон-ря, 1653-1656, и др.). Оригинален 4-столпный Покровский собор в Измайлове, Москва (1671-1679), с рациональной центрической композицией и богатым изразцовым декором. В конце века 5-главые соборы приобрели черты нового, нарышкинского стиля (Успенский собор Иосифова Волоколамского мон-ря, 1688-1696, с изразцовыми деталями и гранеными барабанами глав; Успенский собор в Рязани, 1693-1699, с центральной золотой главой и угловыми синими со звездами). В то же время нарастала декоративность архитектуры: традиц. пятиглавие или многоглавие могло являться внешним атрибутом, не отвечавшим конструкции храма. Характерен Верхоспасский собор при Теремном дворце Московского Кремля («Спас за золотой решеткой», 1635-1636, архитекторы Бажен Огурцов и др., 1679-1680, главы - 1682, архит.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

В Великом Новгороде реставрируют кресты Софийского собора 2 августа 2006 г. 13:02 На куполах новгородского Софийского собора продолжаются работы по восстановлению. Как сообщили в пресс-центре администрации Новгородской области, с главного купола Софии в 2005 году была снята позолота и проведена зачистка покрытия. В этом году работы продолжились: на купол нанесли слой специального раствора — сурика и три слоя подготовительного лака. Теперь предстоит процесс золочения купола — покрывать его будут тонким листовым сусальным золотом, нанося небольшие листочки размером 10 на 15 сантиметров по специальной технологии, слой за слоем. Реставрацию главного купола собора Святой Софии в Великом Новгороде ведут специалисты фирмы «Арт Эксперт» (Санкт-Петербург). Параллельно проводятся работы на малых главах собора, здесь реставрации подлежат кресты. Кроме того, решается вопрос о реставрации или замене креста главного купола храма Софии. После его исследования оказалось, что крест сильно пострадал от коррозии. Возможно, изготовить его копию возьмется новгородский кузнец Виктор Корнилов, который уже выковал одну копию креста Софийского собора для передачи в Испанию взамен оригинала, возвращенного в Великий Новгород в 2004 году. Средства на реставрацию куполов Святой Софии предусмотрены федеральной программой «Культура России». В 2005 году на эти цели было израсходовано около 4,5 млн. рублей, в 2006 году на завершение работ потребовалось дополнительно еще 3 млн. Предполагается, что работы по реставрации купола и крестов Софийского собора закончатся к сентябрю 2006 года. Согласно летописным источникам, каменный Софийский собор был основан в Новгородском кремле в 1045 году по распоряжению князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, освящен 14 сентября 1052 года. Храм на несколько лет моложе собора Софии в Киеве. Собор увенчан шестью главами, поднятыми на высоту 40 метров. Первоначально собор не был оштукатурен. Стены его, сложенные из больших камней, скрепленных раствором розовой цемянки (известь с добавлением толченого кирпича) имели исключительно живописный вид. Собор был покрыт свинцовыми листами, а его центральная медная глава была позолочена. Главы имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму. В 30-х годах XII века София стала главным храмом Новгородской феодально-боярской вечевой республики. В годы Советской власти Софийский собор был частью Новгородского государственного музея-заповедника, в 1991 году по инициативе Патриарха Всея Руси Алексия II собор был возвращен Новгородской епархии. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/129789.htm...

Сокаль. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно не ранее 1519. Адрес: Украина, Львовская область, Червоноградский район, Сокаль, Городской парк парк), площадь Сечевых Стрельцов, на берегу Буга Координаты: 50.48492, 24.28236 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью После пожаров 1613 и 1671 гг. восстановлена. Реставрация проведена в 1694 г. Первоначально была одноверхой, центральная глава получила барочное завершение в первой трети XVIII в. На восточной стене апсиды под набелом сохранились росписи, выполненные, вероятно, С. Строинским в 1752—1756 гг. В 1890-е гг. к южной стене притвора пристроена часовня. Во время Великой Отечественной войны памятнику нанесен значительный ущерб. Построена из камня и кирпича (толщина стен 2,4 м). Однонефная, с квадратным притвором и полукруглой апсидой, с двумя крохотными боковыми полукруглыми помещениями, расположенными симметрично. Выполнена в стиле ренессанса. Неф кубического объема перекрыт приплюснутой шлемовидной главой на низком барабане, установленном на скатную крышу. Верх завершают высокий фонарь и главка. Такой же фонарь имеет купол апсиды. Притвор укреплен контрфорсами, накрыт четырехскатным шатровым верхом с одним заломом, завершен маковкой. Стены прорезаны небольшими полуциркульными оконными и дверными проемами. Единственное архитектурное украшение — упрощенный антаблемент, состоящий из полувала вместо архитрава, широкого фриза и раскрепованного карниза небольшого выноса — подчеркивает монументальность сооружения. Миниатюрные башенки боковых помещений повторяют форму апсиды в меньшем масштабе. В интерьере объединено глубинное анфиладное раскрытие пространства с высотным. Этому способствует ступенчато повышающийся уровень пола в каждом объеме. Двухчастный притвор перекрыт полуциркульным и крестовым сводами, апсида — куполом без барабана, боковые помещения — конхами. Контрастом высотно раскрытому пространству нефа со световым фонарем служат низкие боковые объемы, объединенные с ним арочными вырезами. Особенностью интерьера является перекрытие нефа полусферическим сводом на двух подпружных арках и тромпах, на которые опирается низкое кольцо барабана. Все несущие части системы перекрытия выявлены профилированными тягами.

http://sobory.ru/article/?object=60346

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010