В книге " Старая Ладога - древняя столица Руси " читаем: " Успенский собор полностью сохранился. В 1958-1960 годах он был освобождён от более поздних пристроек, при этом выявилось строгое членение его фасадов плоскими лопатками, что соответствует его крестово-купольной конструкции. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина - около 18 метров, ширина - около 14 метров, высота более 19 метров. Вместить он мог не один десяток людей. Здание было четырёхстолпным, трёхнефным, одноглавым, трёхапсидным; барабан венчает купол со шлемовидной главой. Два из трёх его входов имели притворы, а с запада в более поздние времена была устроена паперть. В толще западной стены помещалась лестница на хоры. Стены собора были расписаны. Архитектурные особенности Успенской церкви роднят её с Георгиевской и другими церквями, построенные в Ладоге в середине XII века. Георгиевский и Успенский храмы - редчайшие сохранившиеся на северо-западе России культовые сооружения XII века " . Сложно сказать со всей определённостью, когда построили Успенский собор. Ряд признаков позволяет связать его сооружение с эпохой князя Ростислава Мстиславича, княжившего в Новгороде в середине 1150-х годов. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Успенский собор - типичный памятник новгородского зодчества, восходящий ко времени до монголо-татарского нашествия. Он находится в центре ансамбля и ориентирован на главные ворота монастыря. Памятник этот относится к типу кубических, крестово-купольных храмов XII в. Своеобразной особенностью Успенского собора являются камеры на хорах с открытыми внутрь храма проёмами. Фасады его расчленены плоскими лопатками на три части, повторяя деление интерьера столбами на три нефа. Неровные, покрытые известковой обмазкой поверхности стен прорезаны редкими и узкими щелями полуциркульных окон. Кровля Успенского собора исполнена по сводам - по закомарам, только абрис её более плавный, чем у Георгиевского собора. Шлемовидная глава, венчающая собор, кажется приземистой. Кладка стен Успенского храма, как и Георгиевской церкви в крепости, состоит из чередующихся рядов большемерного кирпича (плинфы) и известняковой плиты на цемяночном растворе. Кладку прикрывал тонкий слой обмазки. В 1762 году к западному фасаду Успенского собора была пристроена колокольня, а к северному - придел. В ходе реставрации (в конце 50-х годов ХХ столетия) эти пристройки разобрали, тогда же возродили древнее завершение собора по проекту архитектора А.А. Драги.

http://sobory.ru/article/?object=00124

Архитектурный ансамбль Д. м. сохранился полностью. Собор в честь Всемило-стивого Спаса был возведен на месте деревянной церкви. Для завершения строи-тельства по жалованной грамоте 1541 г. царя Иоанна IV Васильевича монастырские вотчины на 5 лет были освобождены от всех податей. Собор 5-главый, 4-столпный, с 3 полуциркульными апсидами, на высоком подклете. Имеет подпружные арки, сли-тые со сводами рукавов подкупольного креста, снаружи переход к барабанам со шлемовидными главами оформлен 2 рядами закомар слегка килевидных очертаний. Благодаря такому расположению закомар, а также тому, что центральная глава зна-чительно выше боковых, композиция обретает выразительную устремленность вверх. Каждая из стен разделена широкими лопатками на 3 прясла. Архитектурный декор отличается скупостью, широкий орнаментальный пояс расположен под карни-зами барабанов, пояс полуциркульных нишек украшает апсиды. С постройками рос-товских мастеров в Кирилло-Белозерском мон-ре собор Всемилостивого Спаса сближают элементы архитектурного орнамента из кирпича (килевидные арочки, прямоугольные нишки и бегунец, балясины), детали порталов, профилировка цоко-ля. В кон. XVI в. собор был покрыт белым железом; по описи 1623 г. у большой гла-вы яблоко было золоченое. Собор окружали с 3 сторон 2-этажные галереи, перестро-енные в сер. XVII в. в закрытые паперти. Тогда же были сооружены крыльцо и риз-ничная палатка с северо-востока, имевшая отдельный вход из алтаря и перестроен-ная в 1759 г. В боковых апсидах в верхнем этаже собора располагались приделы во имя прп. Димитрия Прилуцкого (юж.) и ап. Иоанна Богослова (сев.). Димитриевский престол к 1642 г. был перенесен в подклет, а на его место ок. 1655 г. перемещен престол ап. Иоанна Богослова, в 1782 г. переименованный в Преображенский. В 1776 г. в соборе сделаны хоры. Пожар 17 сент. 1811 г. уничтожил все убранство и повредил главы. В 1813-1815 гг. при возобновлении храма крестьянин с. Заозерья Угличского у. Яро-славской губ. С. И. Стрелков изготовил новый резной иконостас. 3 июня 1817 г. со-бор был освящен еп. Вологодским Онисифором (Боровиком). К 1842 г. был настлан чугунный пол, устроены 4-скатное покрытие кровли и кувшинообразная форма глав. В 1856 г. московский живописец Т. Ф. Волков выполнил роспись на стенах, сводах и в центральном куполе (иконостас и роспись не сохр.).

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Сочи. Кафедральный собор Владимира равноапостольного. Владимирская церковь Собор. Действует.   Престолы: Владимира равноапостольного Год постройки:Между 2005 и 2009. Архитектор:Д.С. Соколов Ссылки:   Адрес: Россия, Краснодарский край, городской округ Сочи, Центральный район, Виноградная ул., д. 18 Координаты: 43.6035, 39.717824 Изменить описание Добавить фотографии Это один из самых изящных православных храмов на юге России. Расположен на Виноградной горе г. Сочи, недалеко от центра города. Уникальность храма не только в декоративной отделке, но и в самом архитектурном решении. В этом главная заслуга архитектора Дмитрия Соколова. Не храм, а чистое восхищение. А. Дубинец 7 октября 2012 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Белокаменный собор имени Святого князя Владимира был возведен в 2005 году и стал первым в истории России и Европы монолитным храмом. Первая литургия в храме прошла в 28 июля 2008 года, в год 1020-летия Крещения Руси. В 2011 году церемонию освящения провел митрополит Екатеринодарский Исидор. Автором проекта стал архитектор Дмитрий Соколов. При разработке за основу был взят храм Василия Блаженного в Москве. В облике Владимирского собора присутствует то же обилие декоративных элементов и ярких цветов, сложная структура здания, но в целом композиция сочинского храма проще, чем у московского, что делает его типичным городским приходом. Основной концепцией стал идея строительства «православного форпоста» на окраине русской земли. Здание построено из бетона высокой прочности, над резьбой и росписью икон работали знаменитые палехские мастера, иконостас был выстроен из множества отдельных элементов, обильно покрытых сусальным золотом. Храм святого равноапостольного князя Владимира построен в 2005 г. Автор проекта - архитектор Соколов Д.С. Храм бесстолпный, одноглавый, в цокольном этаже ризница, с небольшой колокольней и трехчастной апсидой, в плане 18,5х18,5м. Глава храма шлемовидная, главки колокольни и апсиды - луковичные. http://mdmas.ru/hramostroitelst_126.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=13519

   Мирообъемлющий храм выражает собою не действительность, а чаяние, не осуществленную еще надежду всей твари. Он олицетворяет собой другую действительность, то небесное будущее, которое манит к себе, но которого человечество еще не достигло. Эта мысль с неподражаемым совершенством выражена в архитектуре древнерусских храмов.    Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиль выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. Наконец, «луковичное» завершение древнерусского храма, пришедшее в XVI веке на смену «шлемовидному», воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, благодаря которому наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный Крестом, и к Кресту заостряющийся. При взгляде на колокольню церкви святого Иоанна Лествичника в Московском Кремле (Иван Великий) кажется, что перед нами гигантская свеча, горящая к небу над Москвой, а многоглавые кремлевские соборы и церкви как бы огромные многосвещники. И не только золотые главы выражают собою эту идею молитвенного подъема. Всякие попытки объяснить луковичную форму куполов древнерусских церквей какими-либо утилитарными целями не объясняют в ней самого главного – религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре. Ведь существует много других способов добиться тех же практических результатов (не допустить залеживание снега и влаги), в том числе завершение храма конусообразным покрытием, как в церковном зодчестве Армении и Грузии, или готическим шпилем. Такое завершение (наряду с шатровым) производило некоторое эстетическое впечатление, соответствующее определенному религиозному настроению, православнорусскому духовному опыту. Это религиозное переживание прекрасно передается народным выражением – «жаром горят» – в описании церковных глав.    Внутри древнерусского храма луковичная глава сохраняет традиционное значение всякого купола: она изображает собой неподвижный свод небесный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке (Нижний Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери — православные церкви Нижегородской епархии в Гордеевке. Смоленская церковь — один из четырёх сохранившихся памятников строгановского барокко — является объектом культурного наследия федерального значения. Содержание История [ править править код ] История храма Смоленской иконы Божией Матери [ править править код ] С именем Григория Строгонова связано в Нижнем Новгороде возведение сразу двух храмов, прекрасных памятников русского барокко конца XVII- начала XVIIIbekob. Это Рождественская церковь, находящаяся в нагорной части города ,и наша, Смоленская церковь. Основные богатства род Строгановых получил от продажи добываемой им соли, которая по Каме и Волге направлялась к Нижнему Новгороду. Так что Нижний Новгород играл заметную роль в жизни Григория Дмитриевича, особенно во время строительства храмов. Григорий Строганов получил прекрасное домашнее образование, участвовал даже в правительственных приёмах. В 17 лет он унаследовал огромные владения. Вдоль волжско-окского городского берега Нижнего Новгорода Григорий Дмитриевич выстроил многочисленные каменные дворы, но жить предпочитал подальше от суеты, шума и грязи посадского торга - в Гордеевке. Обосновался Г. Строганов там обстоятельно и надолго. В 1680-х годах в Гордеевке было начато строительство домовой каменной церкви. Работы велись быстро. В 1694 году в отделанном уже храме был сначала освящен нижегородским митрополитом Павлом придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, а в 1697 году - главный престол в честь Пресвятой Богородицы Смоленской (Одигитрии- Путеводительницы). Помещение церкви в Гордеевке невелико, так как прихожанами её было лишь небольшое число людей, живших в усадьбе. Строители позаботились о надёжности конструкций: стены полутораметровой толщины, угловые железные затяжки. Была прекрасно продумана освещенность церкви: значительное количество окон, расположенных на южной стороне в два ряда, всегда создавали в храме солнечность. Украшены окна орнаментом, выполненным из белого ракушечного камня, что характерно и для строгановской Рождественской церкви. Композиционно-организующим элементом служило стройное пятиглавие. Центральная глава луковичной формы доминирует над небольшими боковыми шлемовидными главами. Строго по главной оси восток-запад поставлена колокольня. Богатое белокаменное резное убранство Смоленской церкви полностью подчинено архитектонике здания. Следует отметить и высокое качество кузнечных работ, прежде всего ковку крестов, которые представляют собой просечённые полосы с приваренными многочисленными «сияниями». Для выполнения этих работ был приглашён известный балахнинский кузнец Кондратий Прокофьев.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленско-Влад...

Настоятелем стал еп. Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов) . Архитектура. Реликвии Первые постройки П.-З. Д. м. были деревянными. Каменное строительство началось благодаря участию прп. Даниила в крещении сыновей вел. кн. Василия III. В 1530-1532 гг., вероятно московскими зодчими, был построен крестово-купольный Троицкий собор. Его невысокие алтарные апсиды имеют редкую для древнерус. архитектуры граненую форму. Барабан главы украшен архитектурно-колончатым пояском - подобный декор ранее был использован итал. зодчими в постройках Московского Кремля . В кон. XVII - нач. XVIII в. собор подвергся частичным переделкам. Его древнее позакомарное покрытие и килевидные кокошники в основании барабана скрыла 4-скатная кровля. Шлемовидная глава была заменена луковичной. В стенах прорублены большие окна. С самого начала в юж. апсиде был устроен внутренний придел св. Иоанна Предтечи - покровителя буд. царя Иоанна Грозного. В сер. XVII в. с севера к собору был пристроен придел прп. Даниила Переславского, а в 1689 г. на средства Барятинских к нему добавлена шатровая колокольня. В XVIII в. ее украсили башенные часы (помещение для часового механизма и место циферблата сохранились). В 1662 и 1668 гг. по заказу келаря Саввы собор был расписан артелью костромского мастера Гурия Никитина . Выразительный купольный образ Спаса Вседержителя предположительно написан самым опытным иконописцем артели Силой Савиным. Композиции на сводах - работа самого Гурия Никитина. Всю зап. стену и отчасти нижние регистры юж. и сев. стен занимает фреска на сюжет Апокалипсиса ап. Иоанна Богослова. Прочие сохранившиеся каменные постройки мон-ря связаны с благотворительной деятельностью рода князей Барятинских. В 1688 г. на средства боярина и воеводы Ю. Н. Барятинского была построена кирпичная церковь при больничных палатах. По воле донатора храм должны были посвятить вмч. Феодору Стратилату (в память о его сыне - воеводе Ф. Ю. Барятинском, погибшем в сражении с войсками Степана Разина). Но после его смерти по просьбе братии церковь освятили во имя Всех святых, в память о деревянном храме, построенном самим прп.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

Минусинск. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Сретения Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1864 и 1866. Архитектор:П. Дорофеевский Адрес: Россия, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Кравченко, городское кладбище Координаты: 53.717152, 91.707398 Проезд:здание церкви расположено в центральной части городского кладбища, замыкает перспективу ул. Кравченко Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Здание построено в 1864-1866 гг. на территории городского кладбища по проекту помощника енисейского губернского архитектора П. Дорофеевского. Постройка осуществлялась на средства купца О.И.Артемьева и наследников минусинского купца И.Т. Масленникова. Строитель – купец О.И. Артемьев. Освящена 24 апреля 1871г. В 1871-1873гг. вокруг здания была возведена кирпичная ограда. В 1876 году к церкви была пристроена деревянная колокольня. В 1897 году деревянная колокольня была заменена каменной по проекту 1896 года не установленного архитектора. Эта колокольня была выстроена на средства минусинского купца второй гильдии И.Ф. Занина. Датировка: 1864 – 1866, 1897 гг. Здание расположено в центральной части городского кладбища, замыкает перспективу ул. Кравченко. Имеет продольно-осевую структуру плана: по оси восток-запад последовательно располагаются квадратное помещение храма с более узкой прямоугольной алтарной апсидой, одинаковое с алтарем шириной помещение перехода-«трапезной» и квадратная паперть. С севера и юга к трапезной и паперти примыкают поздние вытянутые вдоль оси восток-запад помещение пристроек. Низкий объем храмового четверика имеет по три оконные оси на северном и южном фасадах. Прямоугольные оконные проемы украшены сандриками лучковой формы. Аналогичные по размеру оконные проемы трапезной (по одному на северном и южном фасадах) и апсиды ( по одному на северном и южном фасадах) украшены такими же сандриками. Восточная стена алтарной апсиды завершена треугольным фронтоном с полуциркульной нишей в тимпане. Высокий восьмигранный столп колокольни завершен шатром с крупной шлемовидной главой на глухом восьмигранном барабане. Глава увенчана металлическим крестом на яблоке.

http://sobory.ru/article/?object=34884

Да не в том ли все дело, чтобы иметь возможность показать иностранцу, похвалиться перед ним стариной, внушить ему уважение к собственной стране и собственной нации, которая вон еще когда умела уже строить вон какие дворцы, соборы и замки, создавать вон какие городские ансамбли! Не к тому ли сводится все значение памятников старины, памятников архитектуры и искусства? Но если так, то бог с ними, с иностранцами, с заморскими туристами. Стоит ли ради них тратить энергию и средства на поддержание, на реставрацию и сохранение старинной архитектуры, стоит ли вообще принимать в расчет иностранцев, если нам самим с практической стороны все это не так уж важно и нужно? К сожалению, подобные мнения существуют, мало того, подчас высказываются в печати, а подчас и решают судьбу того или иного памятника. А ведь древние памятники — это те же рукописи, те же сказания и поэмы. Каменные песни, каменный фольклор, каменные былины — так говорят иногда про замечательные памятники древней русской архитектуры. Киевская София построена, например, на месте битвы с печенегами и представляет собой вдохновенную песню в честь победы. Грандиозен и величествен ансамбль Ростова Великого (Ярославского), торжественны и могучи соборы в Киеве или Новгороде. Это действительно эпос, это вроде «Слова о полку Игореве». Но бывает и просто лирика. Самым лирическим, самым просветленным и чистым произведением народного гения Древней Руси является, несомненно, церковь Покрова-на-Нерли. Ровесница «Слова о полку Игореве» (1165 г.), она простояла восемьсот лет, пронеся через осенние бури и зимние вьюги свою первозданную лебединую красоту. Ее построил Андрей Боголюбский как торжественный монумент в память о победоносном походе владимирских полков на волжских болгар. Из похода не вернулся юный сын князя Андрея — Изяслав. Первоначально у церкви была шлемовидная глава, значит, она действительно могла быть похожа на стройного юношу воина. Впоследствии шлем заменили «луковкой», и теперь церковь стоит, как невеста, белоснежная, сочетающая в себе одновременно и нарядность и скромность.

http://azbyka.ru/fiction/rodnaya-krasota...

Архангельский собор в основном сохранил свой первоначальный облик. Сильнее всего пострадал от позднейших переделок южный фасад, почти полностью закрытый галереей, выложенными в 1773 г. в связи с появлением трещин контрфорсами и сооруженной в 1826г. пристройкой служебного характера. Завершение собора также подверглось некоторой перестройке: первоначально покрытие было позакомарным, с черепичной кровлей (время замены черепицы железом неизвестно), и над закомарами возвышались фиалы; во второй половине XVIII в. закомары были напложены, и цоколи барабанов глав оказались скрытыми кровлей; центральная глава приобрела луковичную форму вместо прежней шлемовидной. Как теперь установлено, собор в своем первоначальном виде был окрашен в два цвета: побелкой были выделены цоколи, пилястры, капители, раковины, архитравы, карнизы, откосы окон; стены были окрашены под кирпич, как и фризы антаблементов. В XVI в. собор был расписан (предположительно 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о Богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям, поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым. Наиболее примечательной частью стенописи является " портретная " галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти " портретов " великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Там же. - М., 1882. - С.17. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М., 1895, ч. I, с. 170-178. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М., 2004. Филимонов Г.Д. Палех. - М., 1873. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М., 2004. Там же Там же Там же Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа, СПб., 1995, с. 141 Послание Митрополита Макария Новгородскому Архиепископу Феодосию о совершенном Царском Венчании и вступлении Царя в брак (1547, февраль)/ Веретенников П. , священник. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (+1563)//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980-1981, 105-108. С. 244-245. Прим. 104. Панова Т. Семейный портрет Самодержцев//Родина. - 2002. - 7. - С. 36-38. Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие Духа. - СПб., 1995. - с.162. «У гробницы его, по усердию многих богомольцев собора, служатся панихиды с поминовением или одного имени царя Иоанна Васильевича или же с прибавлением к оному имен своих родственников», - пишет в своей книге «Московский придворный Архангельский Собор» протоиерей Н. Извеков в 1916 г. Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556-1560 гг. псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть, а в середине XVIII века цилиндр барабана был надстроен восьмигранником, а шлемовидная глава заменена в стиле украинского барокко. Уже в XIX веке к трапезной части было пристроено крыльцо. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90-е годы XIX века художниками Н.М. Сафоновым и Г.О. Чириковым под руководством известного профессора-искусствоведа Д.В. Айналова. В 1964-1984 гг. собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок - алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора, иконы которого хранятся в ГМИИ РТ. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010