Ещё до закрытия Богоявленской церкви 14/27 апреля 1931 года по обвинению в контрреволюционном заговоре был расстрелян настоятель храма протоиерей Василий Медведский. Арестованный в Рождественский сочельник, отец Василий на единственном допросе отверг обвинения в свой адрес, отказался давать необходимые чекистам показания. Он претерпел мученическую кончину на Антипасху, в понедельник Фоминой недели. Во время блокады города, когда храм использовали как морг, в его здание попал немецкий снаряд, который пробил крышу, от возникшего пожара, церковь сильно пострадала. После войны храм долго пустовал. Уничтожение церковь продолжили, устроив в ней мыловаренный завод. Принесло ли мыло кому-нибудь телесную чистоту? Но потемневшие стены храма до сих пор свидетельствуют о том, как легко люди забывают о чистоте своего сердца. Впоследствии храм был переоборудован под склад Фрунзенского универмага. Приспосабливая храм для этого, строители сделали три дополнительных перекрытия, пристроили к стенам котельную, по всем получившимся 4-м этажам провели водяное отопление, пожарный водопровод, канализацию. При этих работах были уничтожены кованые решётки балкона барабана, балкона хоров, лепные карнизы, живопись. Часть металлических рам была выломана для устройства запасного выхода на крышу котельной. Оконные металлические рамы, доведённые до аварийного состояния, стояли без стёкол, а проёмы были закрыты фанерными щитами. От складских балок и перекрытий, а также от лифта для перевозки товаров универмага окончательно удалось освободиться только в 2003 году, когда прихожане смогли снова, спустя много лет, увидеть роспись центрального купола — Спаса Вседержителя. Центральная мощная шлемовидная глава храма была полностью уничтожена в 50-х годах. Когда здание было передано под склад Фрунзенского универмага, глава была сделана заново, но другой формы. Конструкция была деревянной, выполненной наспех с многочисленными конструктивными нарушениями. В подвале много лет стояла вода, так как была нарушена дренажная система и, кроме того, туда постоянно попадали отходы от канализации.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

Золотково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1998 и 2001. Архитектор:А.Н. Трофимов Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, пос. Золотково Координаты: 55.529065, 41.104816 Проезд:С северной окраины райцентра Гусь-Хрустальный, со стороны Владимира, пересекаем объездную дорогу и выезжаем от неё на восток по указателю " Золотково " . 36 км асфальтовой дороги в посредственном состоянии. Вновь построенный собор находится возле одного из корпусов стеклозавода, при въезде в поселок никуда не сворачивать, дорога приведёт к нему. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Крашеная в нежно-розовый колер Богородице-Рождественская церковь в Золотково вновьпостроенная. Она чудесным образом выросла и украсила унылое однообразие серых промышленных корпусов стеклозавода, образующих ландшафт рабочего посёлка. Большие размеры безтрапезной двухъярусной церкви со встроено-пристроенной колокольней вполне позволяют соотнести её с соборными храмами. Заострённая форма комар и позакомарного покрытия внове для Владимирской земли. Прослеживается уклон в древневизантийские истоки православия. Тем не менее, барабан и шлемовидная глава, некоторая ассиметрия фасадов, достойно продолжают традиции, воплощенные древними зодчими в Успенском соборе стольного Владимира, а красивейший белокаменный поясок центрального барабана корреспондирует с аналогичным на древнем Троицком соборе Успенской Александровой слободы и московскими мотивами. По качеству исполнения, особенно в цокольном ярусе, кладка красным кирпичом вызывает некоторые нарекания. Элемент архитектурной недоделанности, стилистические упрощения «рука рубить устала» просматривается в завершении колокольни. Возможно эти вопросы будут решены в рабочем порядке по мере завершения строительных работ, т.к. часть фасадов пока не окрашена. В целом удачно выбранное место, приподнятые пропорции храма и хорошо продуманная высота объемов придают ему нарядный, праздничный характер, церковь смотрится монолитно, органично и естественно. Ред.2011г.   Церковь освящена 3 сентября 2011 года Добавить комментарий Комментарии и обсуждение " Служители. Выпуск от 12 июня 2013 " - программа посвящена отцу Ивану Позднееу, который построил храм Рождества Богородицы (п.Золотково) (Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/programms/tv/culture/at37251 ) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04022

Мирообъемлющий храм выражает собою не действительность, а чаяние, не осуществленную еще надежду всей твари. Он олицетворяет собой другую действительность, то небесное будущее, которое манит к себе, но которого человечество еще не достигло, Эта мысль с неподражаемым совершенством выражена в архитектуре древнерусских храмов. Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиль выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. Наконец, " луковичное " завершение древнерусского храма, пришедшее в XVI в. на смену " шлемовидному " , воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, благодаря которому наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма, как бы огненный язык, увенчанный крестом, и к кресту заостряющийся. При взгляде на колокольню церкви св. Иоанна Лествичника в Московском Кремле (Иван Великий) кажется, что перед нами гигантская свеча, горящая к небу, над Москвой, а многоглавые кремлевские соборы и церкви как бы огромные многосвещники. И не только золотые главы выражают собою эту идею молитвенного подъема. Всякие попытки объяснить луковичную форму куполов древнерусских церквей какими-либо утилитарными целями не объясняют в ней самого главного - религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре. Ведь существует много других способов добиться тех же практических результатов (не допустить залеживание снега и влаги), в том числе завершение храма конусообразным покрытием, как в церковном зодчестве Армении и Грузии, или готическим шпилем. Такое завершение (наряду с шатровым) производило некоторое эстетическое впечатление, соответствующее определенному религиозному настроению, православнорусскому духовному опыту. Это религиозное переживание прекрасно передается народным выражением, " жаром горят " , в описании церковных глав. Внутри древнерусского храма луковичная глава сохраняет традиционное значение всякого купола, она изображает собой неподвижный свод небесный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа, ибо Давид говорит: «Руце Твои сотвористе мя, и создаст мя, то есть создал Сын и Святой Дух» . Византийская форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Божия, сходящего с неба на нас. Образ пламени – наше молитвенное горение к Богу и Божественный огонь, осеняющий нас. В работе «Первозданная сущность» А.Ф. Лосев на основании трудов святых отцов Церкви заключает, что шар, сфера – «символический образ бытия бесплотных сил». А Николай Троицкий говорит: «Мир бесплотных сил облегает первоцентр бытия концентрическими сферами, расположенными в соответствии с иерархией ангельских чинов» . Шлемовидная форма характерна для периода ордынского ига. Маковицы напоминают воинский шлем. Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви. Одна глава знаменует единство Бога. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Три главы знаменуют Святую Троицу. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15–18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.

http://pravoslavie.ru/683.html

В 1807-1808 гг. в соборе производились поправки и улучшения: вновь сделан иконостас, по углам юго-западному и северо-западному над древними приделами устроена колокольня, а с западной стороны -приделано крыльцо с колоннами, деревянная кровля заменена железною. В таком виде Дмитриевский собор существовал до 1834 года, в котором император Николай I, посетив город Владимир и ознакомившись с замечательными строениями, распорядился уничтожить сделанные пристройки и привести собор в первоначальный вид. Для этого императором была ассигнована необходимая сумма денег. Реставрация была произведена под руководством местных археологов и в 1837 году Дмитриевский собор предстал снова во всей своей древней красоте. Реставрированный храм был освящен 24 августа 1847 года. До 1883 года собор оставался холодным и богослужения в нем совершались только в летнее время. В этом году тщанием и усердием соборного старосты купца В.Н. Муравкина невдалеке от собора построена небольшая в древнерусском стиле звонница, в которой находится сторожка и располагается духовая печь с проведенными в самый собор трубами, благодаря чему весь собор сух и нет более опасности для фресок погибнуть от сырости. В соборе устроен также мозаичный пол из разноцветного мрамора. Собор обнесен чугунной изящной работы решеткою. В плане Дмитриевский собор представляет собой вид продолговатого четырехугольника, узкие стороны которого обращены на восток и на запад; с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне, из которых средний больше крайних. Собор представляет собой крестово-купольный храм кубической формы с тремя полукруглыми апсидами на востоке, увенчанный одной шлемовидной главой на цилиндрическом барабане. Глава собора - шлемообразная, наверху нее шар с крестом. Крест четырехконечный, прорезной, вызолоченный, опирающийся на полумесяц, на самом верху креста голубь. При возведении собора использована традиционная для владимирского зодчества техника белокаменной кладки. По архитектурной композиции и пропорциям собор является характерным образцом владимирского зодчества XII в. на этапе его наивысшего развития.

http://sobory.ru/article/?object=00188

В Военной академии связи в Петербурге заложен храм преподобного Сергия Радонежского 10 ноября 2014 г. 15:13 8 ноября 2014 года, в день празднования 95-летия Военной академии связи имени С.М. Буденного в Санкт-Петербурге, на территории академии был освящен закладной камень в основание храма преподобного Сергия Радонежского. Чин освящения совершил глава епархиального военного отдела, заместитель председателя  Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами   архимандрит Алексий (Ганьжин) в сослужении сотрудников отдела в священном сане, в том числе, иеромонаха Леонида (Манькова), помощника начальника академии по работе с верующими студентами. «Мы строим здесь храм вовсе не для того, чтобы украсить это место, поставить здесь какой-то памятник, сказал отец Алексий. Храм строится для того, чтобы наша жизнь менялась к лучшему, укреплялась сила нашего духа. Мы строим храм, чтобы и в будущем Господь не оставлял нас Своей милостью. Призываю вас всех принять участие в созидании этого храма, желаю вам жить по заповедям Божиим, достойно служить нашему Отечеству». От военного отдела начальнику академии генерал-майору Сергею Костареву была подарена икона преподобного Сергия Радонежского. «Сегодня сделали еще одно благое дело: в день 95-летия академии заложили храм в честь преподобного Сергия Радонежского, покровителя воинства, сказал начальник академии. То, что сейчас делается, поможет возрождению веры, которая была у нашего воинства в прежние времена. У нас в академии появился помощник по работе с верующими, отец Леонид, он будет приобщать к вере всех, кто пожелает, и студентов, и сотрудников. И должно быть святое место, куда можно будет прийти помолиться. Это просто необходимо». 40-метровый храм преподобного Сергия Радонежского в Военной академии связи вместит 400 богомольцев, он будет построен в древнерусском стиле, его увенчает шлемовидный купол.  6 сентября 2014 года иеромонах Леонид (Маньков) совершил освящение 6-метрового поклонного креста на месте будущего храма. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3836184.ht...

В соборе погребены 19 предстоятелей Русской Православной Церкви, живших в XIV-XVII вв., 11 из к-рых причислены к лику святых. Первым в 1326 г. в еще недостроенном первоначальном храме был похоронен свт. Петр, митр. Московский; последним, в 1700 г.,- патриарх Адриан. Надгробия над могилами митрополитов располагаются у сев. стены собора, патриархов - у западной и южной. Раки святителей Петра и Феогноста, находящиеся слева близ алтаря, скрыты за иконостасом. С противоположной стороны, у правого клироса, расположена рака свт. Филиппа (Колычева). В сев.-зап. углу собора погребен свт. Иона - митрополит, при к-ром Русская Церковь стала фактически независимой от К-польского Патриархата (избран в 1448 Собором рус. епископов). Серебряная рака, в к-рой он похоронен, изготовленная в 1585 г. по заказу царя Феодора Иоанновича, и сень над ней (1803) - единственные в соборе, сохранившиеся после наполеоновского нашествия. Вблизи захоронения свт. Ионы, у сев. стены, 4-я слева, находится гробница свт. Макария, совершившего первое в России венчание на царство. У юго-зап. угла собора близ раки патриарха свт. Ермогена помещена рака святителей Киприана и Фотия, митрополитов Московских. Рядом, среди др. гробниц у юж. стены,- захоронения 1-го российского патриарха свт. Иова и патриарха Филарета. II. Существующее ныне здание Архангельского собора было возведено в 1505-1508 гг. по заказу вел. кн. Иоанна III Алевизом Новым (по мнению большинства исследователей - Алоизио Ламберти да Монтаньяно). После революции 1917 г. в храме, ставшем музеем, временно прекратились богослужения. Они были возобновлены в 90-х гг. XX в. Архангельский собор. Архит. Алевиз Новый. 1505–1508 гг. Архангельский собор. Архит. Алевиз Новый. 1505–1508 гг. Архангельский собор - 6-столпный крестово-купольный храм, увенчанный 5 главами и завершенный на востоке 5 апсидами. Декорация фасадов в значительно меньшей степени, чем у Успенского собора, сохраняет связь с древнерус. зодчеством, но более подчиняется принципу ордерного членения, характерного для итал. архитектуры эпохи Возрождения. Вместо создания равновеликих по ширине прясел архитектор разделил фасады по вертикали неравномерно, располагая пилястры, увенчанные резными капителями, на разных друг от друга расстояниях. Горизонтальное членение фасадов на 2 яруса профилированным карнизом не отвечает внутренней структуре основной части храма, но соответствует пропорциональному строю ордерных деталей. Обильную декорацию фасадов дополняют вставленные в полукружия закомар изящные резные раковины и расположенные с севера и запада белокаменные резные порталы. До сер. XVIII в. закомары были увенчаны декоративными столбиками - фиалами, а центральная глава имела, как и все остальные, шлемовидное покрытие. Первоначально на фоне небеленых краснокирпичных стен четко выделялись белокаменные детали.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

В 1960 г. церковь была реставрирована О. Г. Гусевой. Храмы и монастыри города Суздаля, Впервые деревянная Никольская церковь упоминается в описи города Суздаля за 1617 год. В древности при ней существовал женский монастырь, упраздненный в начале XVIII в. В 1719 г. вместо сгоревшей деревянной церкви была построена ныне существующая кирпичная Никольская церковь с колокольней. Никольская – зимняя – и расположенная рядом Христорождественская – теплая – церкви составляют единый архитектурный ансамбль центральной части Суздаля. Общий силуэт храма относится к русской архитектуре XVIII в. Квадратный основной объем завершается кирпичным барабаном с главой луковичной формы, с востока к нему примыкает невысокая апсида, с запада – трехъярусная колокольня, увенчанная вогнутым шатром, на котором располагается шлемовидная глава с крестом, основной объем возвышается над апсидой и завершается карнизом с городками и декоративными кокошниками. Углы церкви оформлены пилястрами, в объемно-пространственной композиции доминирует шатровая колокольня, оконные проемы основного объема и апсиды оформленными богато декорированными наличниками, завершающимися кокошниками. Дверные проемы основного объема имеют перспективные порталы, состоящие из прямоугольных выступов и полуколонок. К основному объему примыкают полукруглая апсида, а с западной стороны – квадратная колокольня с небольшим переходом, расположенным между ней и основным объемом, верхние яруса колокольни восьмигранные. Подлинные строительные материалы, использовавшиеся при строительстве здания – глиняный кирпич, белый камень. В 2012 г. проведены работы, включающие реставрацию креста, главки и крови барабана с подзорами, реставрацию фасадов храма, барабана, кровли перехода и основной кровли, замену столярных заполнений оконных и дверных проемов. Также была проведена реставрация отмостки и цоколя, белокаменных полов, воссоздание водосточных труб на основном объеме и переходе, воссоздание крылец из белого камня – известняка – на северном и южном фасадах.

http://sobory.ru/article/?object=00924

Трехглавый монументальный храм сложен из кирпича, детали декора выполнены из белого камня. Расположенный на холме, он доминирует над окружающей местностью. Мощный прямоугольный в плане объем прорезан узкими окнами-бойницами, фасады членятся на три части и завершаются закомарами, массивные главы-луковицы венчают украшенные аркатурой барабаны. Центральная глава — световая, две другие — глухие, декоративные. С востока примыкает трехчастная апсида. Собор выполнен в традициях московского зодчества, Архитектура сооружения отличается ясностью форм. строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле. В XVIII веке монастырь был упразднен. Храм перестраивался: появилась теплая трапезная с приделами Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, колокольня с шатровым завершением; утрачиваются шлемовидные главы, кокошники, позакомарные покрытия, частично растесываются оконные проемы и порталы. Последний советский большой ремонт еще не закрытого храма был произведен в 1928 году, о чем свидетельствуют две надписи, сделанные масляной краской на откосах арксолия над гробницей Ивана Юрьевича Поджогина. Одна из них гласит: «Церковь возобновлена 1928 году старанием старосты Василия Григорьевича», другая, на противоположном откосе, называет имя художника, расписавшего трапезную: «Жив. Ксенофонтъ Ермаковъ Микулино Городище, д. Царева». После ремонта службы в Иванишах длились одиннадцать лет, а в 1939 году церковь была закрыта и разграблена, здание передано под склад зерна. Последний сельский иерей Василий Петрович Верзин, потомственный священник, был отослан в Старицу, откуда его в начале войны отправили по этапу как неблагонадежного. В войну церковь служила местным жителям надежным укрытием при обстрелах села и бомбежках. Разорение храма продолжили оккупировавшие село фашисты: выломав полы и остатки иконостасов, они использовали их на дрова. Во время оккупации большинство домов в Иванишах и в окрестных деревнях было разрушено или сожжено. Поэтому с освобождением села от немцев местные жители первым делом начали разбирать на кирпич церковную ограду и башни. Строительный материал отсутствовал, и ограда с башнями оказались наиболее удобными для разборки их на кирпич, из которого по домам складывали печки. Успенская церковь в Иванишах вновь превратилась в зернохранилище. С юга и запада к ней пристроили просторные деревянные сараи, где молотили зерно, однако никаких ремонтов в самой церкви не делали.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_Б...

Когда делался Крест, который потом был водружен на вершину храма 9 декабря 2000 г., началось мироточение Распятия. И когда этот Крест был водружен на вершину храма 25 февраля 2001 года, тоже началось мироточение этого Распятия. В настоящее время храм построен и отделан, завершено создание пятиярусного иконостаса. Храм украшен многими писаными иконами. Они продолжают создаваться, в том числе и для нижнего храма Рождества Пресвятой Богородицы с приделами святого Архистратига Михаила и святителя Николая, где уже совершается Таинство Крещения полным погружением. Храм однокупольный запроектирован на основе древнего церковного наследия Руси в псково-новгородском стиле. Одна глава знаменует собой единство Божие. Храм четырехстолпный. Столпы, несущие барабан купола, в духовном смысле являются образом столпов Церкви. Крестообразная форма столбов увеличивает количество вертикальных линий и уводит взор ввысь, где над крестообразно расположенными по сторонам света цилиндрическими сводами льется свет из барабана купола. С восточной стороны здания расположен в трех апсидах трехпрестольный алтарь. Храм имеет высокую полутораметровую паперть (цоколь). Цоколь не выделяется, и «лопатки», отражающие внутреннюю композицию храма на четырех столпах, «вырастают» из земли. Ощущение величественности сооружения создается строгостью и изяществом пропорций лаконичных форм. Щелевидные окна сильно подняты вверх – композиционно приподнимают и устремляют храм вверх. Четыре фронтона завершают фасады, на каждом по три окна во имя Пресвятой Троицы. Здание имеет восьмискатную кровлю в древне-новгородской традиции, построено с применением современных строительных технологий и конструкций. Гармоничное внутреннее молитвенное пространство создается системой арок в разных направлениях и на разных уровнях. Потолок – крестовые и цилиндрические своды. Купол – цвет золота, шлемовидный. Этот храм — как белый цветок на Русской земле — посвящен Пресвятой Богородице, Ее Державной иконе. Приделы – Всех святых Русской земли и Царя-мученика Николая II. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010