церковной архитектуры: «центричность, высотность, многоглавие» (Деревянное зодчество. М.; СПб., 2013. Вып. 3: Новые мат-лы и открытия. С. 334). К рубежу XIV и XV вв. относится шедевр древнерус. архитектуры - собор Успения Пресв. Богородицы на Городке в Звенигороде (ок. 1400, заказ звенигородского кн. Юрия Димитриевича). Стилистически и конструктивно храм близок к владимиро-суздальской архитектурной школе, его связь с древними прототипами (такими как Димитриевский собор во Владимире), очевидно, была осознанной. Однако новые черты в облике собора, прежде всего высотность и центричность композиции, присущи зарождавшемуся московскому зодчеству. Белокаменный одноглавый 4-столпный храм крестово-купольного типа имеет очень стройный объем. С востока к квадратному в плане четверику примыкают 3 апсиды. Фасады четверика разделены тонкими колонками на 3 прясла, изначально они завершались 3 килевидными закомарами (срублены при устройстве поздней кровли). Тонкие колонки также разделяют фасады апсид (на юж. апсиде утрачены). Центричность объема подчеркивалась ступенчатым переходом от четверика к стройному световому барабану шлемовидной главы посредством 2 поясов килевидных кокошников (4 в нижнем ряду, 8 в верхнем). Декор фасадов дополняют колончатые перспективные порталы с килевидным верхом и резные орнаментальные фризы под щелевидными окнами верхнего света четверика и под карнизом апсид. Внутри, с зап. стороны, собор имеет хоры, а вост. часть отгорожена иконостасом. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы на Городке в Звенигороде. Ок. 1400 г. Фотография. 2015 г. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы на Городке в Звенигороде. Ок. 1400 г. Фотография. 2015 г. Схему собора на Городке упрощенно повторяет собор Рождества Пресв. Богородицы в Саввином Сторожевском мон-ре (1405, также заказ кн. Юрия Димитриевича), однако пропорции храма более приземистые, а фасады разделены не колонками, а лопатками. Позднее к основному объему были добавлены юж. придел (1549) и 2-ярусная галерея паперти (1650). Луковичная глава на световом барабане относится к XVII в. Внутри алтарная часть отгорожена каменной преградой, некогда украшенной ордерными мотивами.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Построенный Спасо-Преображенский собор предназначался для нужд княжеского двора и гарнизона города-крепости. Декоративная отделка его скупа – типичный для середины XII века выполненный в византийской традиции крестово-купольный четырехстолпный храм. Его изучением занимались многие специалисты по русской архитектуре – В.В. Суслов, Н.Н. Воронин, А.Г. Чиняков, И.Б. Пуришев и другие. Согласно исследованиям, стены собора выложены из приготовленных из белого известняка двух рядов каменных блоков. Пустота между ними заполнена щебнем и строительным мусором и залита специальным известковым раствором, придающим стенам храма особую прочность. Ширина стен – 1 м 30 см., высота сооружения – 34 м. Фасады собора расчленены ступенчатыми лопатками главными очертаниями закомар, отвечающих внутренним сводам. Внешне суровый облик храма завершает мощный барабан с главой луковичной формы, (в древности глава была шлемовидная). Единственной украшение храма – орнаментальные пояски верхней части барабана и апсид. Ранее к собору примыкала лестничная башня, через которую можно было попасть на хоры. Снаружи Спасо-Преображенский собор кажется приземистым, а внутри – высоким. Это частично объясняется его пропорциями, гладью стен, прорезанных нешироки дверными проемами, и раструбами расширяющихся внутрь узких окон. Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. Обнаружили майоликовые плитки желтого, зеленого и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, украшали хоры. Примечательно, что хоры собора устроены таким образом, что находящимся наверху не видны вошедшие в храм, зато оттуда открывается вид на алтарь. Изначально собор был наполнен богослужебной утварью – ценнейшими образцами древнерусского искусства – произведениями ювелирного искусства и шиться, замечательными книгами и иконами. Но за длительную историю легендарного прошлого Переславля большинство ценностей уничтожили многочисленные разорения и пожары. До наших дней сохранился серебряный потир XII века, по преданию подаренный Спасо-Преображенскому собору Юием Долгоруким.

http://sobory.ru/article/?object=00231

И один из них с вызовом ответил: «Да, сможем!» И тогда царь разгневался и приказал их ослепить, чтобы не было нигде подобного чуда. Многие историки сегодня не исключают версию, что зодчим храма мог являться один человек – Иван Яковлевич Барма по прозвищу Постник, данного ему за особо строгий пост. Его имя встречается в летописи и позднее, в связи со строительством других сооружений, что противоречит тогда версии ослепления. Огромный собор был построен всего за пять лет, сразу поразив современников своей красотой и необычностью форм. «И все послы и купцы дивились, говоря, не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, нив чужих такой красоты и силы и славы великой», – свидетельствовал позднее летописец. Сочетание разновеликих башен создавало впечатление причудливой нарядности, причем не повторяемой по архитектурному убранству ни в одной из взметнувшихся главок церквей. Каждая из них обильно была украшена кокошниками, карнизами, бровками и имела свой узор и рисунок. Центральная глава посвящена празднику Покрова Богоматери. Все приделы были соединены между собой системой сложных переходов. Возведенный на высоту 60 м собор сразу стал главной доминантой столицы, являясь самым высоким зданием в Москве до надстройки на рубеже XVII в. колокольни Ивана Великого. Первоначальная раскраска храма была несколько иной: естественный цвет кирпича с разделкой белыми швами и с белокаменными деталями. Есть версии, что он был побеленным. И купола храма, видимо, первоначально были шлемовидными, но уже к концу XVI в. их заменили луковичными главками с узоречьем. Собор был освящен митрополитом Макарием в июле 1557 г. в присутствии Ивана Грозного, но в дальнейшем он неоднократно дополнялся новыми деталями и перестраивался. В 1588 г. при царе Федоре Иоанновиче, когда были обретены мощи святого Василия Блаженного, похороненного в Троицком соборе, был возведен придел, освященный в его честь. К нему позднее пристроили и придел Рождества Пресвятой Богородицы, где упокоились мощи блаженного Иоанна Московского, обретенные в 1672 г.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Москва. Часовня Феодоровской иконы Божией матери в Братцеве. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Феодоровской иконы Божией Матери Год постройки:2001. Архитектор:Оболенский А. Н. Адрес: 125373, Россия, город Москва, улица Соломеи Нерис, дом 14. Координаты: 55.852234, 37.395674 Проезд:М. " Планерная " , авт. 88, 267, м. " Сходненская " , трамвай 6, тролл. 70, до остановки " Братцево " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Текст на памятной табличке на стене часовни гласит: " Сия часовня воздвигнута на месте гибели врача-офтальмолога Святослава Федорова по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II стараниями префектуры СЗАО Москвы и строителями компании " Дон-Строй " по проекту АХЦ " АРХХРАМ " и освящена в честь иконы Божией Матери Феодоровская 2 июня 2001 г. " Часовня иконы Божией Матери Феодоровская кирпичная, отштукатуренная и побеленная. По форме она - кубическая, с крестовым сводом, одноглавая. Все четыре стены часовни имеют килевидные завершения. Все края частей крыши часовни имеют ажурный металлический подзор. На пересечении четырех килевидных частей крыши в центре установлена глава, состоящая из светового барабана с четырьмя продолговатыми окнами в аркатурных барельефных контрналичниках. Купол часовни - шлемовидный с раструбом. Крест - ажурный золоченный. Перекладина креста над яблоком имеет форму полумесяца. С западной и восточной сторон часовни перпендикулярно стенам сделаны выступы. С западной стороны – для размещения портала, с восточной – для создания внутри часовни алтарной ниши. Форма внешних сторон выступов - килевидная. Площади поверхностей выступов примерно в половину меньше площадей стен часовни. Портал, оформлен как в древнерусских храмах с углублением. Арочная ниша входа обрамлена декоративными полуколоннами по три с каждой стороны двери. Эти колонны установлены на пьедесталы, имеют капители в виде набора колец. Наверху каждой капители колонны находится плита. На эти плиты опирается архитрав арочной ниши над дверью. При углублении в нишу радиус и толщина арочных полуцилиндрических дуг уменьшается. В каждой группе боковых колонн две крайние имеют декоративные дыньки в средине стволов, расположенные между полуцилиндрическими кольцами. Рисунок кованной двери часовни – ромбический. Заклепки на пересечениях полос железа, которыми окована дверь, имеют вид восьми лепестковых розанов, которые по диаметру чуть шире полос. Ручки двух створок дверей - металлические полукольца золотого цвета, в месте их крепления к дверям они имеют по два изгиба, типа бараньих рогов, сама ручка крученая. Над нишей двери на стене в овальном углублении размешен барельеф Иисуса Христа, окрашенный золотой краской. Разгрузочная арка над углублением стены опирается на две прямоугольные мраморные колонны серого цвета, которые имеют пьедесталы и многоступенчатого вида капители.

http://sobory.ru/article/?object=03267

Колокольня со сквозными воротами в 1-м ярусе находится в центре северного участка ограды. Сооружение имело непростую историю. В 1823-1825 гг. из оставшегося после разорения 1708 г. кирпича возвели 2-ярусную колокольню. Сложенная, в основном, без извести, при скудных средствах, она оказалась непрочной в момент, когда управлявший монастырем в 1853-1870 гг. игумен Августин решил произвести надстройку. Поэтому колокольню разобрали и выстроили по-новому. Теперь колокольня – 3-ярусная, для колоколов предназначен средний ярус. В ее архитектуре сплелись черты украинского барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Посреди обители расположен храм Преображения Господня; при изначальной постройке в 1803 г. здание объединяло под одной кровлей церковь и трапезную; в 1858 г. его расширили, удалив стену между собственно храмом и помещением трапезной: к тому времени в монастыре была построена новая трапезная, не сохранившаяся до наших дней. Здание образует в плане букву «Т», «ножка» которой направлена на восток. Западный, южный и северный фасады имеют по центру 4-колонные портики с лоджиями в стиле классицизма. Восточная часть здания увенчана декоративной главой – круглым в плане «барабаном» большого диаметра с шлемовидным куполом, «фонариком» и маковкой (глава надстроена в 2002 г. взамен утраченного в советские годы аналога). Юго-западнее Преображенской церкви расположен вытянутый с севера на юг 1-этажный келейный корпус (бывший настоятельский) 1830-х гг. постройки; в центре восточного фасада здания сохранился характерный для классицизма портик с колоннами. Севернее келейного корпуса и северо-западнее Преображенского храма находится домик игумении – обложенное в 2005 г. кирпичом деревянное строение 1961 г. (изначально – жилье учителей сельской школы, которая занимала келейный корпус). Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Праздники: Преображение Господне — 6 (19) августа Память свт. Николая Мирликийского — 9 (22) мая, 6 (19) декабря

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_К...

Смерди. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1868. Год утраты:1943 (сгорела в ходе боёв) Адрес: Ленинградская обл., Лужский район, с. Смерди Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью В 1860-е годы одним из местных помещиков, капитан-лейтенантом А. Степановым, в Смердях была построена однопрестольная деревянная на каменном фундаменте церковь, освященная во имя Казанской иконы Божией Матери. Церковь была построена по проекту архитектора Федора Борисовича Нагеля (1831 (32?) -1903), выпущенного в 1854 г. из Академии художеств. Вероятно, это его первая и единственная церковь, к проекту которой он приступил в конце 1850-х годов, что вообще позволяет считать церковь в Смердах наиболее ранней из известных его работ. Храм был освящен 21 октября ст. стиля 1868 г. благочинным лужским протоиереем Петром Григорьевым, антиминс - епископом Палладием 25 февраля того же года. «Кроме Степанова об устроении храма заботился первый, определенный сюда священник Мариинской церкви Петр Степанович Силин». Здесь, под Мариинской церковью, скорее всего, подразумевается церковь при Мариинской женской прогимназии в г. Луге, размещенной в здании, изначально предполагаемом под богадельню. Для деревянного сооружения церковь в Смердях выглядела достаточно внушительной - длиной, включая колокольню, свыше 24 м., высотой - около 7 м. Церковная колокольня была построена с одним ярусом и достигала высоты до карниза более 11 метров. Над серединой церкви возвышалась единственная глава характерной коронообразной формы. Восьмерик звона имел высокий шатровый верх с изящной шлемовидной главкой на столбчатом барабане. Церковь была обнесена штакетниковой оградой с резными столбами ворот, окружена рас­тущими в ограде деревьями. Здесь же в ограде располагалось изначально и кладбище, закрытое к началу XX века. Приход Казанской церкви в Смердях был довольно обширный, насчитывал 14 деревень, включая Бараново, Ильжо, Заполье, Середку, Кут, Пустошку и т.д. Крестные ходы совершались 23 апреля, 1 и 8 июля. В приходе праздновали Николая Чудотворца, Покров, Успенье, Флора и Лавра, Казанскую Б.М., Георгия. «В эти дни служатся по деревням молебны, после молебна священник благословляет молящихся хлебом-солью».

http://sobory.ru/article/?object=59209

Неповторимым богатством форм отличается 3-й ярус, в котором не чувствуется стены, все его стороны представляют собой резьбу по камню. На углах вместо полуколонок — резные балясины с розетками посередине карниз раскрепован на углах, в широком фризе — углубленные ниши с керамическими шлемовидными вставками, подобными вставкам Троицкой церкви. В середине ниши окно со сложным рисунком, представляющим висячие арочки, обрамленное резным наличником в виде балясин и розеток. Оно завершается полуциркульным слегка вспарушенным фронтоном из тесаного камня, в центре которого в глубокой нише классическая полурозетка. Между угловыми балясинами и обрамлением окон расположены глубокие вытянутые по вертикали ниши, в которых сохранились остатки росписей. Завершение колокольни Троицкой церкви в Муроме по деталям также близко к завершению колокольни церкви Троицы в Никитниках. Восьмерик в виде восьми арочных проемов перекрыт полуциркульными арками, вспарушенными в местах примыкания к шатру. Наружные стороны столбов арок украшены балясинами прямоугольного сечения, на углах столбов для погашения распора шатра поставлены полуколонны, переходящие в основание восьмерика. Углы восьмигранного шатра подчеркнуты тройными черепичными гуртами, имеющими большое декоративное значение. При черепичной кровле гурты имели и практическое значение для заделки углов сопряжения граней. Шатер завершается изящной луковичной главкой, покоящейся на восьмигранной шейке. Переход от шатра к шейке сделан в виде небольших кокошничков. В шатре устроен один ряд слухов, перекрытых декоративными кокошниками, тогда как в большинстве колоколен делалось два и три ряда слухов. Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с. Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви. По преданию, где-то здесь, на " Старом Вышнем городище " , кн. Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен первоначальный деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636 г. сохранила ее описание: " Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба... и в церквах Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола - все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана " .

http://sobory.ru/article/?object=00630

Вначале 2002 г. настоятелем храма был назначен протоиерей Виктор Лукьянов (с 2003 г. – иеромонах Василий (Лукьянов)), осуществлявший руководство работами до окончания строительства. Для более успешного проведения работ настоятелем привлекались все силы. Обращения следовали как к органам городской власти, так и к предпринимателям. За информационной поддержкой строительства обращались в Ставропольскую государственную телерадиокомпанию. Благодаря успешной работе, в декабре 2005 г. удалось перенести богослужения в нижнее помещение отстроенного храма, а в 2007 г. – в верхнее. В 2006 г. были установлены колокола. Архитектором храма стал В.В. Аксенов, руководителем проекта – В. Воропаев, а конструктором – В.С. Мурадян. Работами по укреплению цокольного этажа руководил Андрей Поповиченко, каменную кладку и бетонные работы выполняла бригада мастеров под руководством Шерифа Гаджиева, кровельные работы – Александр Фокин с товарищами, купола – дело рук бригады Владимира Труфанова. Роспись стен осуществляли художники Валерий Пищулко и Анатолий Какалов. Помощь при строительстве материалами и деньгами оказывали: Высокопреосвященный Архиепископ Феофан, В.Г. Пищулко, В.Г. Зеренков, В.Н. Карлов, Э.И. Гашимов, В.А. Мочеев и другие благодетели. Настоятель храма отец Василий (Лукьянов) оплатил за металл при изготовлении центрального купола. Валерий Георгиевич Пищулко, помимо того, что оплачивал за работу каменщикам, полностью оплатил приобретение медной ленты для покрытия крыши храма и работу жестянщиков. Получилось так, что в работах по строительству храма участвовали все прихожане. Вместе разгружали кирпич, доски и другие стройматериалы, дежурили по ночам на стройке, убирали территорию от строительного мусора. В строительстве прихода принимали участие солдаты-пограничники во главе с генерал-полковником Н.П. Лисинским. Священники с прихожанами вокруг строящегося храма часто совершали крестные ходы, готовили пищу для Рабочих и т.д. Архитектура храма воссоздает образ древнерусского храма XV-XVI веков. По внешнему виду церковь относится к типу храмов с так называемым «трехлопастным завершением». Для создания узнаваемого образа были применены традиционные элементы: перспективный портал при входе в храм, кокошники у основания барабана, пояски, поребрик и т.д. В целом храм имеет динамичный силуэт. Венчает его устремленная ввысь шлемовидная глава с крестом. Над главным входом устроена звонница, которую венчают три декоративных главки.

http://sobory.ru/article/?object=14046

В сер. XV в. в новгородском Детинце возвели т. н. Евфимиевский столп. Предположительно это был 8-гранный храм «под звоном», вероятно по образцу московского. На месте его обрушения в 1673 г. возвели высокую 8-гранную часозвоню. В XV в., видимо из небольших звонниц при церквах в Новгороде и Пскове, возник тип крупных отдельно стоящих стенообразных звонниц. Они, как правило, имели 2 яруса. В нижнем массивном ярусе-основании иногда устраивались сводчатые помещения; наверху была аркада в 3 и более пролета. Звонили в таких звонницах «в очеп». Наиболее известная и самая ранняя сохранившаяся - звонница Софийского собора в Новгороде (построена в 1439 на месте более древней). Она имеет 5 арок звона, над арками возвышались 5 деревянных шатров (ныне под единой крышей с главкой посередине). В 1476-1477 гг. в Троице-Сергиевом мон-ре под Москвой псковские мастера возвели ц. Св. Духа. 4-столпный крестово-купольный храм «иже под колоколы» имеет необычное решение. Основной кубический объем завершается килевидными кокошниками, на к-рых поставлена глухая глава. В основании главы устроен ярус звона с крупными килевидными арками. В этой церкви соединены черты московского столпообразного храма «под звоном» и древних псковских звонничек над крышами церквей. Тип четвериков «под звоном» получил развитие в 2 церквах, построенных по заказу московского кн. Василия III Иоанновича по случаю рождения наследника. Благовещенский храм в Ферапонтовом мон-ре (1530-1534) и ц. арх. Гавриила в Кирилло-Белозерском мон-ре (1531-1534) имели в завершении четверика ярус звона (искажены поздними перестройками). Над Архангельской ц. была открытая аркада с 2 главами. Стенные ниши Благовещенского храма завершались горкой кокошников с единственной главой. Колокольня Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. XVI в. Колокольня Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. XVI в. На рубеже правления князей Иоанна III и Василия III в Московском Кремле вместо древней ц. прп. Иоанна Лествичника построили новую величественную столпообразную колокольню «Иван Великий» с ц. прп. Иоанна Лествичника в нижнем ярусе (1505-1507; архит. Бон Фрязин). Огромный 8-гранный столп состоит из 3 ярусов, постепенно сужающихся кверху. Нижние 2 яруса с гладкими стенами имеют арки звона. Верхний ярус с арками изначально завершался шлемовидной главой. На К. звонили «в очеп» и «в языки». В толще стены устроена винтовая лестница. Архитектура К., хотя и отражает итал. влияние, не имеет точных аналогов. В итал. К. обычно был 1 ярус звона, в то время как на колокольне «Иван Великий» их 3. Эта К. долгие годы оставалась самым высоким сооружением России (высота 60 м; после надстройки при царе Борисе Годунове - 81 м).

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Москва. Донской монастырь. Малый собор Донской иконы Божией Матери. Малый (старый) собор Донского монастыря Собор. Действует.   Престолы: Донской иконы Божией Матери , Сергия Радонежского , Феодора Стратилата Архитектурные стили: Годуновский , Узорочье Год постройки:Между 1591 и 1593. Колокольня и трапезная - 1679. Архитектор:Фёдор Конь (?) Адрес: 115419, Россия, город Москва, Донская площадь, 1, строение 19. Координаты: 55.714, 37.60253 Проезд:Станция метро «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода из метро повернуть направо, пешком вдоль по улицы Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены — до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Донской Иконы Божией Матери, ныне именуемый Малым, или старым собором, был построен в 1591-1593 гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским, но вскоре за ним закрепилось название, данное прихожанами по особо чтимой иконе – Донской Божией Матери. В 1679 г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В это же время собор и приделы были заново расписаны мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым, а также поставлен иконостас, отчасти сохранившийся до наших дней. До того в храме сохранялись фрески работы итальянского живописца Клаудио, и по свидетельству от 1651 г. дьяка Ивана Тимофеева одна из икон в иконостасе изображала Бориса Годунова «красками как только святым подобает». При Романовых вместе с перестройкой храма была убрана и эта икона. В 1748 г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную.

http://sobory.ru/article/?object=03428

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010