Помощь при строительстве материалами и деньгами оказывали: Высокопреосвящен­ный Архиепископ Феофан, В.Г. Пищулко, В.Г. Зеренков, В.Н. Карлов, Э.И. Гашимов, В.А. Мочеев и другие благодетели. Настоятель храма отец Василий (Лукьянов) оплатил за металл при изготовлении центрального купола. Валерий Георгиевич Пищулко, помимо того, что оп­лачивал за работу каменщикам, полностью оплатил приобретение медной ленты для покры­тия крыши храма и работу жестянщиков. Получилось так, что в работах по строительству храма участвовали все прихожане. Вместе разгружали кирпич, доски и другие стройматериалы, дежурили по ночам на стройке, убирали территорию от строительного мусора. В строительстве прихода принимали участие солдаты-пограничники во главе с генерал-полковником Н.П. Лисинским. Священники с при­хожанами вокруг строящегося храма часто совершали крестные ходы, готовили пищу для Ра­бочих и т.д. Архитектура храма воссоздает образ древнерусского храма XV-XVI веков. По внеш­нему виду церковь относится к типу храмов с так называемым «трехлопастным завершени­ем». Для создания узнаваемого образа были применены традиционные элементы: перспек­тивный портал при входе в храм, кокошники у основания барабана, пояски, поребрик и т.д. В целом храм имеет динамичный силуэт. Венчает его устремленная ввысь шлемовидная глава с крестом. Над главным входом устроена звонница, которую венчают три декоративных главки. Роспись храма. Кроме классической росписи на стенах нашего храма изображены фрагменты знаменитого Ледового побоища и Невской битвы. Ледовое побоище было не самым первым сражением в западной части русских земель, но стало одной из самых крупных битв с мощными европейскими державами. Как известно, к середине 13 века большая часть Руси была под властью монголо-татар во главе с Батыем, чем умело воспользовались датские, шведские феодалы и немецкие крестоносцы. Первыми выступили шведские войска под предводительством Биргера, которые высадились в устье реки Невы. Вскоре киевский князь получил от Биргера послание с объявлением войны, но дружины русского князя быстро отбили врага. Есть сведения, что князь Александр сам сражался со своей дружиной в первых рядах и «острием меча возложил печать на челе Биргеру». С этого момента русского князя стали называть Александр Невский. Храм святого благоверного князя Александра Невского (Ставрополь)

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_б...

Воскресенская церковь в с. Костылиха Арзамасского р-на. 1652 г. Фотография. Нач. XXI в. Воскресенская церковь в с. Костылиха Арзамасского р-на. 1652 г. Фотография. Нач. XXI в. О формах древних каменных храмов можно судить по сохранившейся шатровой Никольской ц. в Балахне (1552; см.: Там же. С. 183), сооруженной в честь взятия Казани. Монументальность здания подчеркнута стройным выразительным объемом по типу восьмерик на четверике с шатром. Нижний объем отделен от восьмигранника простым горизонтальным карнизом, углы перекрыты на 2 ската. После пожара в сер. XVIII в. шатер и глава церкви были покрыты зеленой поливной черепицей. Церковь была частью закрытого в 1783 г. Покровского мон-ря, от которого сохранилась также Покровская ц., сложенная из кирпича в XVII в. взамен деревянной,- бесстолпная, с одноосевым построением основного объема, трапезной и алтаря. Ныне имеет плоский потолок с 5 декоративными главами (прежний сомкнутый свод обрушился). В XVIII в. с запада к церкви пристроена паперть с характерной конструкцией ступенчатой кровли. Никольская церковь в Балахне. 1552 г. Фотография. 1894 г. Никольская церковь в Балахне. 1552 г. Фотография. 1894 г. Балахна была известна производством стекла, обжигом черепицы и кирпича, сооружения из к-рого отличались особой красотой. Примером постройки из балахнинского тесаного кирпича служит сложная по объемно-пространственной структуре ц. Нерукотворного образа Спасителя в Балахне (1668; см.: Там же. С. 185). В наст. время 3 ее основных объема вытянуты по одной оси: четверик с 5 изящными главами, низкий объем трапезной и 3-ярусная колокольня (пристроена в нач. XVIII в.), завершенная стройным шатром. Четверик украшен 3 рядами кокошников, плавно переходящими к барабанам глав. Церковь декорирована деталями кирпичного узорочья. Обрамления окон и кокошники имеют различные рисунки. Главы покрыты поливной черепицей. В противоположность изящным объемам Спасской ц. храм Рождества Христова в Балахне (1675; см.: Там же. С. 186) построен на сочетании мощного кубического объема с 5 цилиндрическими световыми барабанами и со шлемовидными главами. Торжественность образа подчеркнута широкой лентой карниза, разделенной на 3 части лопатками. Скупость декоративных деталей придает храму особую монументальность, несвойственную церковным постройкам кон. XVII в. Храм окружен галереей, к к-рой примыкают приделы, завершенные главками. В интерьере храма сохранились 4 столба, поддерживающие своды, резной иконостас, выполненный в стиле барокко, а также фрагменты пола из поливных изразцовых плит.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Внутреннее устройство храма знаменует собой также как бы небесный купол, простертый над землей, или духовное небо, связанное с землей столпами истины, что соответствует слову Священного Писания о Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» ( Притч. 9, 1 ). Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь , как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества. Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Необходимы внутреннее молитвенное усилие, духовная концентрация на символике пространственных форм, чтобы сложная конструкция храма предстала как единый символ Единого Бога. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания. Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора. Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной. В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре страны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Храм Михаила Архангела долгое время, лишённый утвари, крестов и колоколов, осквернённый и обезображенный, служил складом, а потом и вовсе оказался брошен на произвол судьбы. Ни о каком ремонте, конечно же, речи не шло. Смотрелась она руиной - с выломанными дверями, с прохудившейся крышей, без пола. Земля внутри церкви была изрыта " кладоискателями " , всюду царила мерзость запустения. Ситуация стала меняться лишь в 1980-х годах. В плане проведения реставрационных работ храм Михаила Архангела официально записали на 1980 год, однако реставраторы пришли сюда лишь в 1987 году. Частичная реставрация помогла спасти церковное здание от окончательного разрушения. Но возрождение храма произошло позже, с его передачей Церкви. В 1990 году микулинский храм Михаила Архангела был освящён. Главной святыней храма Михаила Архангела в Микулине сейчас является ковчег с частицами мощей двенадцати святых. Среди них - два новомученика: священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, и преподобный исповедник Сергий (Сребрянский). Удивительно. Микулинский храм на протяжении веков немало перестраивался, менял свой облик, но в конце концов, после реконструкций и реставраций 1880-х и 1980-х годов вернул себе тот вид, который имел по завершении его строительства. Да, исчезли приделы (впрочем, существовали ли они в конце 1550-х годов - большой вопрос), изменился материал покрытия и окон, появились контрфорсы на центральной апсиде, храм после подсыпки цоколя в 1880-х годов, немного огрузнел и как бы осел на землю, оказались заделаны окна в центральных пряслах, но в основных своих чертах он выглядит почти " первоначально " . Те же шлемовидные главы на развитых световых барабанах, тот же вход (а точнее, три входа, оформленные мощными порталами с завершением в виде полуциркульных арок) в храм прямо с улицы, то же позакомарное покрытие... Храм представляет собой в плане квадрат. Внутренние и внешние стены его выложены из кирпича, пространство между ними заполнено битым камнем и строительным мусором и залито раствором. Центральная глава больше боковых. С восточной стороны к храму примыкают три апсиды с полусферическими сводами. Высказывалось мнение, что в древности апсида была лишь одна, но в противоречие с этим утверждением вступает тот факт, что храм имел два боковых придела, с которыми наверняка соотносились боковые апсиды. Перестройка же апсиды в первые годы существования церкви маловероятна. Декорирована постройка весьма скупо, основная часть декора сосредоточена на барабанах и имеет аналоги в храмах тогдашней эпохи - например, в Троицком соборе Твери ( " Белая Троица " ). В сущности, перед нами почти классический образец московской архитектуры XVI столетия, наследующей владимиро-суздальскому зодчеству.

http://sobory.ru/article/?object=00391

Архитектурный ансамбль Д. м. сохранился полностью. Собор в честь Всемилостивого Спаса был возведен в 1537-1542 гг. на месте деревянной церкви. Для завершения строительства по жалованной грамоте 1541 г. царя Иоанна IV Васильевича монастырские вотчины на 5 лет были освобождены от всех податей. Собор 5-главый, 4-столпный, с 3 полуциркульными апсидами, на высоком подклете. Имеет подпружные арки, слитые со сводами рукавов подкупольного креста, снаружи переход к барабанам со шлемовидными главами оформлен 2 рядами закомар слегка килевидных очертаний. Благодаря такому расположению закомар, а также тому, что центральная глава значительно выше боковых, композиция обретает выразительную устремленность вверх. Каждая из стен разделена широкими лопатками на 3 прясла. Архитектурный декор отличается скупостью, широкий орнаментальный пояс расположен под карнизами барабанов, пояс полуциркульных нишек украшает апсиды. С постройками ростовских мастеров в Кирилловом Белозерском мон-ре собор Всемилостивого Спаса сближают элементы архитектурного орнамента из кирпича (килевидные арочки, прямоугольные нишки и бегунец, балясины), детали порталов, профилировка цоколя. В кон. XVI в. собор был покрыт белым железом; по описи 1623 г., у большой главы яблоко было золоченое. Собор окружают с 3 сторон 2-этажные галереи, перестроенные в сер. XVII в. в закрытые паперти. Тогда же были сооружены крыльцо и ризничная палатка с северо-востока, имевшая отдельный вход из алтаря, перестроенные в 50-60-х гг. XVIII в. Интерьер ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Фотография. 2004 г. Интерьер ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Фотография. 2004 г. В боковых апсидах на верхнем этаже собора располагались приделы во имя прп. Димитрия Прилуцкого (юж.) и ап. Иоанна Богослова (сев.). Димитриевский престол к 1642 г. был перенесен в подклет, а на его место ок. 1655 г. перемещен престол ап. Иоанна Богослова, в 1782 г. переименованный в Преображенский. В 1776 г. в соборе сделаны хоры. Пожар 17 сент. 1811 г. уничтожил все убранство и повредил главы. В 1813-1815 гг. при возобновлении храма крестьянин с. Заозерья Угличского у. Ярославской губ. С. И. Стрелков изготовил новый резной иконостас. 3 июня 1817 г. собор был освящен еп. Вологодским Онисифором (Боровиком) . К 1842 г. был настлан чугунный пол, устроены 4-скатное покрытие кровли и кувшинообразная форма глав. В 1856 г. московский живописец Т. Ф. Волков выполнил роспись на стенах, сводах и в центральном куполе (иконостас и роспись не сохр.).

http://pravenc.ru/text/172064.html

Расположена на левом берегу реки Великой напротив Кремля. Размещена на искусственной площадке, встроенной в крутой берег Ольгинской набережной в створе ул.Пароменской. Основным принципом объемно-пространственной композиции этого небольшого сооружения является простота. В архитектурном образе отражены стилизованные черты раннехристианской архитектуры Древней Руси XI в. : позакомарное покрытие, шлемовидная глава. Кроме того, образ часовни перекликается с образом собора Иоанна предтечи (1230-е годы?), наиболее древнего из псковских храмов и находящегося неподалеку, также на левом берегу р.Великой. Объёмная композиция этого изящного сооружения происходит из плана, в основу которого положен равноконечный греческий крест. На фасадах рукава креста завершены закомарами, световой барабан увенчан шлемовидной главой с яблоком и крестом. Стены фасадов гладко оштукатурены и окрашены в слегка розоватый цвет. Цоколь облицован полированным гранитом серого цвета. Утонченную строгость фасадов подчеркивают удлиненные узкие окна и декоративное аркатурное венчание барабана. Ось западного фасада поддержана стройным арочным проемом входа и щелевидными окнами над входом и на барабане. Северный и южный фасады идентичны, на них в нижней части установлены " керамиды " с текстом: на южном - надпись с креста 1623 г. о чудном видении Ольги; на северном -информация о создателях памятника. Под нишами устроены сквозные отверстия - продухи для проветривания внутреннего помещения. На восточном фасаде, обращенном к Кремлю, в арочной нише, установлен бетонный горельеф, изображающий святую Равноапостольную Ольгу российскую (скульптор Черненко В.). Оконные заполнения выполнены по сохранившимся аналогам окончинам собора Иоанна предтечи, в виде деревянной доски " оконницы " с круглыми отверстиями, свойственным для раннехристианских храмов. В оконных проемах снаружи установлены металлические решетки. Дверной проем снаружи имеет двухстворчатую металлическую дверь, изнутри - двустворчатую решетчатую металлическую дверь.

http://sobory.ru/article/?object=01919

При этом, переходя к описанию самого купола, оба автора изменяют направление движения, которое сначала идет по восходящей, но потом останавливается и становится нисходящим. У Прокопия эта мысль выражена лаконично и обоснованно: «Возвышающийся над этой окружностью огромный сферический купол делает ее особенно прекрасной. Кажется, что он не стоит на твердой конструкции [из-за того, что в ней сделаны промежутки], но покрывает пространство, свисая с неба золотой сферой» (1, 1, 45–46). У Павла динамика описания купола гораздо более выразительна (481–511). Сначала он задерживается на окружности в основании купола. Далее вводится тема парящего и осеняющего пространство храма небесного свода, связываемая с начертанным в зените купола крестом: В бездне воздушной воздвиглась глава шлемовидная храма, Сферою всюду круглясь, и всходит, как ясное небо, Кровля с обеих сторон, а на купола самой вершине Крест начертало искусство, который сей град защищает (489–492). После этого речь Павла словно «зависает» в зените купола, обегая несколько кругов, а затем начинает «спускаться» вниз, задерживаясь немного на световом поясе из окон в основании купола, через которые в собор проникает обильный свет. Далее следует пассаж, посвященный системе полукуполов, чарующий своей красотой и отвлекающий слушателя от необходимости вникать в непостижимые тонкости искусства архитектуры: Я изумляюсь, какую премудрость в сей храм необъятный Наш скиптродержец вложил, чтоб трудами усердными строя, Зодчие силой искусства подняли на сих основаньях Из кирпичей обожженных спряженные между собою Сводов окружности здесь и покровы обширного зданья (512–516). После этого, прибегая к уже знакомому нам приему доказательства «от противного», Павел разворачивает перед слушателями великолепную панораму природных красот империи, от поросших кедрами Ливанских гор до хвойных лесов в Альпах, и заключает: Ведь многопетый наш царь, что природа покрыть не сумела Деревом нужной длины, перекрыл то кругами из камня. Так вот вздымается здесь четверными пролетами арок Прекрасношлемная кровля, вогнувшись глубоко, – ты скажешь, Что твой блуждающий взор притянули небесные сферы (527–531). Здесь снова звучит тема превосходства чудесного храма над красотой и законами природы. Попутно отметим, что внимание, которое Павел уделяет неосуществленной альтернативе конструкции Св. Софии – стропильному перекрытию, – не только риторический прием, но и дань реалиям того времени. До начала VI в. большинство церквей, в том числе старая церковь Св. Софии, были базиликами именно с такими деревянными перекрытиями. Только с первой половины VI в. в большом количестве начинают строиться крупные купольные здания. Но таких больших куполов, как в Св. Софии, все равно не было нигде 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в дер. Самбатукса Олонецкого р-на Карелии (ок. 1893, не сохр.) и др. «Верхний» комплекс Новоафонского Симона Канонита мон-ря, Абхазия. Фотография. 2011 г. «Верхний» комплекс Новоафонского Симона Канонита мон-ря, Абхазия. Фотография. 2011 г. Лучшим произведением архитектора в визант. стиле является «верхний» комплекс Новоафонского Симона Кананита мон-ря в Абхазии - единственный в Южном регионе крупный комплекс в этом стиле. Эскиз общей планировки мон-ря по афонскому образцу был предложен игум. Иероном (Носовым-Васильевым), он также высказал пожелания Н. относительно стиля собора. В комплекс входят соборный Пантелеимонов храм (1888-1900) и 5 однокупольных параклисов в монастырском каре из 2-этажных корпусов: надвратный крестообразный в плане Вознесенский (1894) и угловые ап. Андрея Первозванного (1895), Всех Афонских святых (1896), мч. Иерона (1906), иконы Божией Матери «Избавительница» (1909), а также 4-ярусная колокольня (высота 50 м) с византийским куполом. В монументальном 5-престольном соборе (высота 40 м, длина 53,3 м, ширина 33,7 м) сочетается визант. стиль с традиц. русским пятиглавием. План храма близок к крестообразному. Боковые главы расположены компактно над рукавами креста, 6-я глава венчает звонницу над обширным притвором, все они имеют шлемовидное покрытие. Щипцы, завершающие рукава креста, и многочисленные изломы кровли обогащают силуэт здания. Декор (колонки с капителями, рельефные кресты, разноцветная штукатурка) носит сдержанный характер. В стенах прорезаны полуциркульные окна, бифории и трифории. Собор рассчитан на 3 тыс. чел., с 3 сторон устроены хоры. Столбы, на к-рые опираются хоры, смещены к 4 опорным пилонам. Главы открыты во внутреннее пространство, основания малых глав в интерьере дополнены конхами. Н. составил также проект росписи собора (1911-1914, художники Н. В. Молов, А. В. Серебряков). Для франц. курорта Биарриц Н. в 1889-1890 гг. переработал проект Никольской ц. местного архит. Тинэ (Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005. С. 266-267).

http://pravenc.ru/text/2577581.html

Храм святого Сергия Радонежского возведут в Военной академии связи декабря 2016 В Военной академии связи 29 декабря состоялось заседание попечительского совета по строительству храма преподобного Сергия Радонежского . Начальник академии генерал-майор Сергей Костарев сообщил, что в 2016 году в состав попечительского совета вошел новый глава администрации Калининского района, создан фонд строительства, установлены пятиметровый поклонный крест и закладной камень на месте будущего храма, освящена молельная комната преподобного Сергия Радонежского. В комитете имущественных отношений рассматриваются документы по земельному участку. Председатель фонда строительства храма иеромонах Леонид (Маньков) рассказал, что на счету фонда, который создан для строительства храма и реализации других проектов академии, более 682 тысяч рублей. Часть средств пойдет на создание памятника военному связисту. Заместитель директора компании " Дальпитерстрой " Елена Казакова акцентировала внимание на необходимости решить вопросы отчуждения земли и получения разрешения на строительство. После разработки проекта храма и его утверждения правящим архиереем надо составить смету, а также обратиться в " Водоканал " и к другим монополистам, чтобы снять с академии нагрузку по подключению к храму инженерных сетей. Во встрече также приняли участие председатель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями архимандрит Алексий (Ганьжин) , заместитель главы администрации Калининского района Игорь Васильев, председатель городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов, депутат Заксобрания Анатолий Дроздов, советник главы Республики Ингушетии Андрей Кочергин и другие члены совета. Проектирование займет полгода, строительство, при благоприятных условиях, - год. 40-метровый храм вместит 400 богомольцев, его построят в древнерусском стиле со шлемовидным куполом. ИА " Вода живая " , 29.12.16 Поделиться 18 апреля 2024 15 апреля 2024 10 апреля 2024 19 марта 2024 16 марта 2024 20 февраля 2024 3 января 2024 6 декабря 2023 27 ноября 2023 18 ноября 2023 24 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 15 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

На гравюре 1699 г., выполненной худож. Д. Синкевичем, изображен монастырский комплекс, состоящий из четырех церквей (Преображенской, Николаевской, Троицкой, Покровской), двух колоколен, здания келий и хозяйственных построек, огражденных с четырех сторон высокой каменной стеной с воротами и угловыми башнями. Главной была Преображенская трехсрубная, трехглавая церковь — характерный образец народной деревянной архитектуры галицкой школы, построенная в 1658 г. львовскими мастерами Андреем и Адамом. Стенопись для нее выполнил художник Н. Петрахнович. В 1775 г. перенесена в с. Добросин Нестеровского района, где простояла до 1876 г. Николаевская церковь, 1721-1737 гг. Расположена у восточной оборонной стены. Построена на месте разобранной деревянной Троицкой церкви. Отделочные работы продолжались до начала 1750-х годов. В 1779 г. реставрирована, для улучшения пропорций главы была понижена крыша, перестроены фронтоны на фасадах. В 1854 г. реставрирована. Каменная, двуглавая, крестовая в плане с укороченным трансептом. Притвор и трансепт — прямоугольные в плане, апснда — пятигранная, к ней с двух сторон примыкают помещения. Центральный объем завершен шлемовидной главой на восьмигранном барабане, глава — световым фонарем с маковкой. Аналогичным по форме куполом без барабана перекрыта апсидная часть. Боковые ветви и бабинец накрыты двускатными кровлями. Кровлю бабинца завершает ложный купол с ажурным фонарем. Северный и южный фронтоны декорированы тремя нишами. Углы здания оформлены спаренными пилястрами, главный вход акцентирован скромным порталом со скульптурным рельефом. Бабинец перекрыт коробовым сводом с распалубками, центральный и восточный объемы — сферическими куполами, приделы — цилиндрическими сводами. На стенах — фресковая роспись 1776 г. В оформлении интерьера принимали участие художники Е. Белявский, П. Витаницкий, В. Петранович, скульпторы М. Полеевский, И. Щуровский. Колокольня, XVII-XVIII вв. Замыкает северовосточный угол оборонной стены монастыря. Здание коридорной системы с крестовыми и цилиндрическими сводами на первом этаже. В результате перестроек и реставраций памятник утратил первоначальный вид. Стены с воротами и башнями XVII—XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=20927

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010