Кидекша. Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Бориса и Глеба построена в 1152 г. в загородной резиденции Юрия Долгорукого. Согласно преданию, князь Юрий Долгорукий, занимаясь устройством Суздальского края, нашел, что город Суздаль стоит не «на месте», а «близ реки самой мелкой». Вскоре в четырех верстах от города он облюбовал место на правом берегу реки Нерли неподалеку от впадения в нее реки Каменки и державшее в древности под контролем речной выход из города. В 1152 году повелел Юрий Долгорукий строить крепость, уже был заготовлен строительный материал, как вдруг князь оставил свое намерение. С тех пор село получило название Кидекша (от слова «покидать»). А на возвышенном месте посреди села мастера Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь, сложив ее из больших, гладко обтесанных известковых камней. «Того же лета (1152) Юрий Владимирович изъ суздальской земли созда на Нерли церковь во имя мучеников Бориса и Глеба», - так написано в летописи о возведении этого простого и сурового храма. Церковь была возведена на том самом месте, где по преданию, останавливались благоверные князья Борис и Глеб на пути в Киев. Таким образом, по времени своего возведения Борисоглебская церковь относится к начальному периоду суздальской архитектуры. В плане она представляет собой квадрат с четырьмя столбами внутри и тремя полукружиями снаружи. При князе Юрии Долгоруком церковь вообще не была расписана, и богослужения проходили в ослепительно белом храме. За века своего существования Борисоглебская церковь повидала многое, в частности, в 1238 году село Кидекша вместе с церковью было разорено монголо-татарами. Но уже через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал пострадавшее здание, и оно было освящено. Затем долгие годы церковь была в запустении, стояла без кровли, а ее своды, глава, восточная часть стен и верхняя часть апсид обрушились. Восстановили церковь только в XVI-XVII веках, используя старый белый камень. Однако восточная часть церкви не была восстановлена, а завершили храм новым сомкнутым сводом и четырехскатной крышей. Впоследствии церковь не раз подвергалась переделкам: так, были изменены ее длинные и узкие окна, а шлемовидная глава стала луковичной.

http://sobory.ru/article/?object=00191

Нижний Новгород. Благовещенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Первый монастырь Нижнего Новгорода. Основание относится к 1221 году. До революции в обители хранилась чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Решением НКВД по Нижегородской губернии был закрыт в 1921 г. Возобновлен в 1993 г. Количество насельников: 14. Настоятель: игумен Александр (Лукин). На территории монастыря располагается Духовная семинария. Монастырь имеет 2 скита и 2 подворья. В одном из скитов - на территории бывшей воинской части в Борском районе - действует Центр духовной реабилитации наркозависимых. Основан великим владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем в начале 13 века на высоком живописном берегу Оки. К сожалению, древние постройки не сохранились: монастырь не раз подвергался разрушениям и перестраивался. Основные сооружения монастырского ансамбля относятся к середине и второй половине 17 века. Многие из них являются уникальными памятниками отечественного зодчества. В настоящее время - действующий мужской монастырь. В 1228 году был выжжен мордовским князем Пургасом, в XIV веке восстановлен и приписан к митрополичьему, а затем к патриаршему дому. Сохранившийся ансамбль относится к XVII веку, когда здесь развернулось массовое строительство. В ансамбль монастыря входят: - Благовещенский собор (1647-1649 гг.). Центральная глава имеет луковичное, а боковые – шлемовидное завершения. Изначально центральная глава была покрыта муравленой черепицей, боковые – железом. Архитектура собора имеет особенность – отсутствует пара столбов в шестистолпном по облику храме; необычная форма закомар, напоминающая «бочки» деревянных построек. С запада и с севера примыкает открытая паперть в духе галерей ярославских храмов. Паперть имела фресковую роспись, в самом же соборе находилось множество древних икон. После многочисленных пожаров собор неоднократно ремонтировался, что исказило его архитектуру. В 1870-1872 годах в ходе реставрационных работ Л. Даль вернул зданию первоначальные формы – это была первая в России научная реставрация. Но из-за грунтовых вод центральные стобы вновь просели, что вызвало заметный наклон двух малых глав.

http://sobory.ru/article/?object=00566

Ростов. Церковь Вознесения Господня. Церковь Исидора Блаженного на валах Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения, иначе называемая Исидора Блаженного - один из древнейших каменных храмов Ростова. Ранее в церкви существовала каменная плита с храмозданной надписью, в которой говорилось, что церковь построена в 1566 г. повелением царя Иоанна Грозного при архиепископе Никандре Ростовском. В надписи упоминалось и имя зодчего - Андрей Малой. Церковь построена на месте погребения блаженного Исидора, в ней под спудом покоятся его святые мощи. По своей архитектуре церковь имеет много общего с московскими посадскими храмами того времени. Это бесстолпный храм, перекрытый крестчатым сводом. Наружные стены разделены лопатками на три части и имеют " трёхлопастное " завершение. Отсюда необычное, волнообразное покрытие храма. В XVIII и XIX вв. церковь не раз перестраивалась. В 1786 г. к южной стене храма был пристроен теплый придел св. Исидора Блаженного. Была изменена форма покрытия церкви, сооружена луковичная глава, растесаны окна. В XIX в. пристроили западную паперть и вместо прежней шатровой колокольни выстроили новую в классицистических формах, существующую по сей день. Первоначальные формы архитектуры храма были восстановлены при реставрации в 1956 - 1959 гг. (архитектор Л.А. Давид). В ходе работ был разобран южный придел, реконструированы шлемовидная глава, трехлопастное покрытие церкви, формы окон, профили цоколя и порталов. Интерьер церкви первоначально не был расписан. Стенопись появилась, как предполагают, в 1720-е гг. и после этого несколько раз поновлялась (в 1760-1770-х гг., 1873, 1890 и 1913 гг.). При создании росписи был разобран древний четырехъярусный иконостас, вклад Иоанна Грозного, и восточная стена получила оформление по образцу церквей Архиерейского дома - на ней стенным письмом был написан иконостас традиционного состава. В 1930 г. церковь была закрыта и передана в ведение Ростовского музея. В 2002 г. в храме возобновились богослужения.  Вознесенский храм стал местом почитания и упокоения трех других подвижников, несших подвиг юродства Христа ради.

http://sobory.ru/article/?object=00593

Иванищи (Иваниши). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения в селе Иваниши - соборный храм бывшего Иванишского мужского монастыря - возведена в 1534-1542 года на средства боярина Ивана Шигоны (Поджогина), которому и принадлежало село в XVI веке. Трехглавый монументальный храм сложен из кирпича, детали декора выполнены из белого камня. Расположенный на холме, он доминирует над окружающей местностью. Мощный прямоугольный в плане объем прорезан узкими окнами-бойницами, фасады членятся на три части и завершаются закомарами, массивные главы-луковицы венчают украшенные аркатурой барабаны. Центральная глава - световая, две другие - глухие, декоративные. С востока примыкает трехчастная апсида. Собор выполнен в традициях московского зодчества. Архитектура сооружения отличается ясностью форм, строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле. В XVIII веке монастырь был упразднен. Храм перестраивается: появилась теплая трапезная с приделами Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, колокольня с шатровым завершением; утрачиваются шлемовидные главы, кокошники, позакомарные покрытия, частично растесываются оконные проемы и порталы. Долгое время памятник стоял без кровли. В 1974 году была проведена консервация и исследовательские работы. Здание нуждается в тщательной реставрации и бережной охране. Внешность Успенского храма Иванишинского монастыря вполне соответствует русским архитектурным традициям второй четверти XVI века. В наши дни мы видим собор перестроенным, но его центральная древнейшая часть всё ещё хранит облик эпохи Поджогина-Шигоны. Храм является четырёхстолпным, он почти квадратный в плане, основание собора - мощный подклет, четверик завершается тремя главами. Кроме главного престола, между северной и центральной апсидами находится ещё один престол, освящённый в честь святителя Николая, чудотворца Мирликийского. Вход в глубокий подклет оформлен с южной стороны в виде дополнительного помещения с широким белокаменным лестничным маршем. В западной стене лестничного помещения располагается большой оконный проём с переломом в верхней части. Первоначальный облик собора лучше всего угадывается с северной и восточной сторон. С запада и юга он " оброс " поздними пристройками. Оконные проёмы имеют пирамидальное размещение на фасадах с резким понижением уровня окон в боковых пряслах. В эту композицию включается киот в центральном прясле. Такая композиция из окон с киотом в тверском зодчестве XVI века приобретает устойчивость и становится местной традицией. Трёхглавие собора создаёт ощущение зрительной ассиметрии, которая нечасто наблюдается в русских крестовокупольных храмах.

http://sobory.ru/article/?object=00009

Москва. Донской монастырь. Малый собор Донской иконы Божией Матери. Малый (старый) собор Донского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Донской Иконы Божией Матери, ныне именуемый Малым, или старым собором, был построен в 1591-1593 гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским, но вскоре за ним закрепилось название, данное прихожанами по особо чтимой иконе – Донской Божией Матери. В 1679 г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В это же время собор и приделы были заново расписаны мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым, а также поставлен иконостас, отчасти сохранившийся до наших дней. До того в храме сохранялись фрески работы итальянского живописца Клаудио, и по свидетельству от 1651 г. дьяка Ивана Тимофеева одна из икон в иконостасе изображала Бориса Годунова «красками как только святым подобает». При Романовых вместе с перестройкой храма была убрана и эта икона. В 1748 г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В советское время, когда в конце 1920-х гг. храм был закрыт, в нем был музейный зал. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., он снова открылся как храм, и до 1960-х гг. в нем проводились регулярные службы и даже была установлена мироварная печь. Раз в несколько лет на Святой неделе с понедельника по среду здесь варили святое миро для всех приходов; это продолжается и поныне – Донской монастырь снабжает миром все русские приходы. В 1948-1950 гг. проводилась реставрация древнего собора; при реставрации были восстановлены многие части храма, хотя не все – окна самой старой части здания были растесаны так сильно, что восстановлению не подлежали. Пол был поднят по сравнению с изначальным почти на 50 см.

http://sobory.ru/article/?object=03428

Кратово. Церковь Державной иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм однокупольный спроектирован в псково-новгородском средневековом стиле. Одна глава знаменует единство Божие. Храм четырехстолпный. Крестообразная форма столбов увеличивает количество вертикальных линий и уводит взор ввысь, где над крестообразно расположенными по сторонам света цилиндрическими сводами лъется свет из барабана купола. С восточной стороны здания расположен в трех апсидах трехпрестольный алтарь. Храм имеет высокую полутораметровую паперть (цоколь). Цоколь не выделяется и лопатки, отражающие внутреннюю композицию храма на четырех столпах, " вырастают " из земли. Величественное сооружение создается строгостью и изяществом пропорций лаконичных форм. Щелевидные окна сильно подняты вверх - композиционно приподнимают и устремляют храм вверх. Четыре фронтона завершают фасады, на каждом по три окна. Здание имеет восьмискатную кровлю. Гармоничное внутреннее молитвенное пространство создается системой арок в разных направлениях и на разных уровнях. Потолок - крестовые и цилиндрические своды. Купол - цвет золота, шлемовидный. В храме также расположены престолы Всех святых Русской земли и Царя-мученика Николая II. В 1995 г. стало известно, что на окраине города, на Нижегородской улице (соединяющей город с поселком Прозоровское, ныне Кратово), есть здание начала XX века, которое, как заверяли старожилы, начали строить как храм, но из-за 1-ой мировой войны и последующих событий не достроили и использовали под магазин, а в последние годы - как склад. Здесь, в этой части города и поселка, не было ни одного действующего храма, и Приход обратился с просьбой о передаче здания с прилегающей к нему территорией Церкви. Вопрос решался долго. Наконец, милостию Божией, в 1998 г. 22 июня (в том же году был образован Приход храма Державной иконы Божией Матери) был подписан договор о передаче всего этого хозяйства Приходу. На первую Пасху здесь собралось народу так много, что было решено не достраивать старое здание, к тому же ветхое, а строить храм рядом совершенно заново.

http://sobory.ru/article/?object=00390

Минусинск. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты Здание построено в 1864-1866 гг. на территории городского кладбища по проекту помощника енисейского губернского архитектора П. Дорофеевского. Постройка осуществлялась на средства купца О.И.Артемьева и наследников минусинского купца И.Т. Масленникова. Строитель – купец О.И. Артемьев. Освящена 24 апреля 1871г. В 1871-1873гг. вокруг здания была возведена кирпичная ограда. В 1876 году к церкви была пристроена деревянная колокольня. В 1897 году деревянная колокольня была заменена каменной по проекту 1896 года не установленного архитектора. Эта колокольня была выстроена на средства минусинского купца второй гильдии И.Ф. Занина. Датировка: 1864 – 1866, 1897 гг. Здание расположено в центральной части городского кладбища, замыкает перспективу ул. Кравченко. Имеет продольно-осевую структуру плана: по оси восток-запад последовательно располагаются квадратное помещение храма с более узкой прямоугольной алтарной апсидой, одинаковое с алтарем шириной помещение перехода-«трапезной» и квадратная паперть. С севера и юга к трапезной и паперти примыкают поздние вытянутые вдоль оси восток-запад помещение пристроек. Низкий объем храмового четверика имеет по три оконные оси на северном и южном фасадах. Прямоугольные оконные проемы украшены сандриками лучковой формы. Аналогичные по размеру оконные проемы трапезной (по одному на северном и южном фасадах) и апсиды ( по одному на северном и южном фасадах) украшены такими же сандриками. Восточная стена алтарной апсиды завершена треугольным фронтоном с полуциркульной нишей в тимпане. Высокий восьмигранный столп колокольни завершен шатром с крупной шлемовидной главой на глухом восьмигранном барабане. Глава увенчана металлическим крестом на яблоке. Ребра восьмигранного объема колокольни оформлены широкими огибающими углы лопатками. Ярус звона имеет четыре расположенных по странам света арочных проема, завершенных архивольтами килевидной формы. Архивольты такой же формы завершают глухие диагональные грани восьмерика колокольни. Под ярусом звона вокруг столпа колокольни проходит широкий декоративный пояс, образованный горизонтально уложенными прямоугольными филенками (по одной на грани колокольни), заключенными между двумя горизонтальными кирпичными тягами простого профиля.

http://sobory.ru/article/?object=34884

Москва. Часовня Феодоровской иконы Божией матери в Братцеве. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Феодоровской иконы Божией Матери Год постройки:2001. Архитектор:Оболенский А. Н. Адрес: 125373, Россия, город Москва, улица Соломеи Нерис, дом 14. Координаты: 55.852234, 37.395674 Проезд:М. " Планерная " , авт. 88, 267, м. " Сходненская " , трамвай 6, тролл. 70, до остановки " Братцево " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Текст на памятной табличке на стене часовни гласит: " Сия часовня воздвигнута на месте гибели врача-офтальмолога Святослава Федорова по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II стараниями префектуры СЗАО Москвы и строителями компании " Дон-Строй " по проекту АХЦ " АРХХРАМ " и освящена в честь иконы Божией Матери Феодоровская 2 июня 2001 г. " Часовня иконы Божией Матери Феодоровская кирпичная, отштукатуренная и побеленная. По форме она - кубическая, с крестовым сводом, одноглавая. Все четыре стены часовни имеют килевидные завершения. Все края частей крыши часовни имеют ажурный металлический подзор. На пересечении четырех килевидных частей крыши в центре установлена глава, состоящая из светового барабана с четырьмя продолговатыми окнами в аркатурных барельефных контрналичниках. Купол часовни - шлемовидный с раструбом. Крест - ажурный золоченный. Перекладина креста над яблоком имеет форму полумесяца. С западной и восточной сторон часовни перпендикулярно стенам сделаны выступы. С западной стороны – для размещения портала, с восточной – для создания внутри часовни алтарной ниши. Форма внешних сторон выступов - килевидная. Площади поверхностей выступов примерно в половину меньше площадей стен часовни. Портал, оформлен как в древнерусских храмах с углублением. Арочная ниша входа обрамлена декоративными полуколоннами по три с каждой стороны двери. Эти колонны установлены на пьедесталы, имеют капители в виде набора колец. Наверху каждой капители колонны находится плита. На эти плиты опирается архитрав арочной ниши над дверью. При углублении в нишу радиус и толщина арочных полуцилиндрических дуг уменьшается. В каждой группе боковых колонн две крайние имеют декоративные дыньки в средине стволов, расположенные между полуцилиндрическими кольцами. Рисунок кованной двери часовни – ромбический. Заклепки на пересечениях полос железа, которыми окована дверь, имеют вид восьми лепестковых розанов, которые по диаметру чуть шире полос. Ручки двух створок дверей - металлические полукольца золотого цвета, в месте их крепления к дверям они имеют по два изгиба, типа бараньих рогов, сама ручка крученая. Над нишей двери на стене в овальном углублении размешен барельеф Иисуса Христа, окрашенный золотой краской. Разгрузочная арка над углублением стены опирается на две прямоугольные мраморные колонны серого цвета, которые имеют пьедесталы и многоступенчатого вида капители.

http://sobory.ru/article/?object=03267

Смерди. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен В 1860-е годы одним из местных помещиков, капитан-лейтенантом А. Степановым, в Смердях была построена однопрестольная деревянная на каменном фундаменте церковь, освященная во имя Казанской иконы Божией Матери. Церковь была построена по проекту архитектора Федора Борисовича Нагеля (1831 (32?) -1903), выпущенного в 1854 г. из Академии художеств. Вероятно, это его первая и единственная церковь, к проекту которой он приступил в конце 1850-х годов, что вообще позволяет считать церковь в Смердах наиболее ранней из известных его работ. Храм был освящен 21 октября ст. стиля 1868 г. благочинным лужским протоиереем Петром Григорьевым, антиминс - епископом Палладием 25 февраля того же года. «Кроме Степанова об устроении храма заботился первый, определенный сюда священник Мариинской церкви Петр Степанович Силин». Здесь, под Мариинской церковью, скорее всего, подразумевается церковь при Мариинской женской прогимназии в г. Луге, размещенной в здании, изначально предполагаемом под богадельню. Для деревянного сооружения церковь в Смердях выглядела достаточно внушительной - длиной, включая колокольню, свыше 24 м., высотой - около 7 м. Церковная колокольня была построена с одним ярусом и достигала высоты до карниза более 11 метров. Над серединой церкви возвышалась единственная глава характерной коронообразной формы. Восьмерик звона имел высокий шатровый верх с изящной шлемовидной главкой на столбчатом барабане. Церковь была обнесена штакетниковой оградой с резными столбами ворот, окружена рас­тущими в ограде деревьями. Здесь же в ограде располагалось изначально и кладбище, закрытое к началу XX века. Приход Казанской церкви в Смердях был довольно обширный, насчитывал 14 деревень, включая Бараново, Ильжо, Заполье, Середку, Кут, Пустошку и т.д. Крестные ходы совершались 23 апреля, 1 и 8 июля. В приходе праздновали Николая Чудотворца, Покров, Успенье, Флора и Лавра, Казанскую Б.М., Георгия. «В эти дни служатся по деревням молебны, после молебна священник благословляет молящихся хлебом-солью».

http://sobory.ru/article/?object=59209

Сокаль. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно не ранее 1519. Адрес: Украина, Львовская область, Червоноградский район, Сокаль, Городской парк парк), площадь Сечевых Стрельцов, на берегу Буга Координаты: 50.48492, 24.28236 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью После пожаров 1613 и 1671 гг. восстановлена. Реставрация проведена в 1694 г. Первоначально была одноверхой, центральная глава получила барочное завершение в первой трети XVIII в. На восточной стене апсиды под набелом сохранились росписи, выполненные, вероятно, С. Строинским в 1752—1756 гг. В 1890-е гг. к южной стене притвора пристроена часовня. Во время Великой Отечественной войны памятнику нанесен значительный ущерб. Построена из камня и кирпича (толщина стен 2,4 м). Однонефная, с квадратным притвором и полукруглой апсидой, с двумя крохотными боковыми полукруглыми помещениями, расположенными симметрично. Выполнена в стиле ренессанса. Неф кубического объема перекрыт приплюснутой шлемовидной главой на низком барабане, установленном на скатную крышу. Верх завершают высокий фонарь и главка. Такой же фонарь имеет купол апсиды. Притвор укреплен контрфорсами, накрыт четырехскатным шатровым верхом с одним заломом, завершен маковкой. Стены прорезаны небольшими полуциркульными оконными и дверными проемами. Единственное архитектурное украшение — упрощенный антаблемент, состоящий из полувала вместо архитрава, широкого фриза и раскрепованного карниза небольшого выноса — подчеркивает монументальность сооружения. Миниатюрные башенки боковых помещений повторяют форму апсиды в меньшем масштабе. В интерьере объединено глубинное анфиладное раскрытие пространства с высотным. Этому способствует ступенчато повышающийся уровень пола в каждом объеме. Двухчастный притвор перекрыт полуциркульным и крестовым сводами, апсида — куполом без барабана, боковые помещения — конхами. Контрастом высотно раскрытому пространству нефа со световым фонарем служат низкие боковые объемы, объединенные с ним арочными вырезами. Особенностью интерьера является перекрытие нефа полусферическим сводом на двух подпружных арках и тромпах, на которые опирается низкое кольцо барабана. Все несущие части системы перекрытия выявлены профилированными тягами.

http://sobory.ru/article/?object=60346

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010