В тот же строительный период, несколькими годами ранее, с юго-западной стороны паперти собора была возведена пятиярусная колокольня в формах русской узорчатой архитектуры второй половины XVII — начала XVIII веков. О строительстве колокольни в XVII веке свидетельствуют два рисунка Н. Витзена, приведённых в его книге, вышедшей в 1692 году. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой и мощный колокол древнего города, вес его составлял 1500 пудов (около 24570 килограммов). Под звонницей первоначально помещался храм в честь святой мученицы Ирины, который в XVIII веке по ветхости был закрыт и возобновлён только в 1832 году на средства казанского купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. Значительная реконструкция собора, вторая по времени, производилась в 1736 году. Шлемовидные главы приобрели новые формы: центральная глава — барочную двухъярусную грушевидную, а боковые — более выпуклые луковичные формы. Центральная глава была покрыта медью и позолочена. С западной стороны к четверику собора была пристроена трапезная с подвалом, двумя главками и крытым крыльцом. Во время больших пожаров в Казани 1742 и 1749 годов оба соборные храма обгорели. При архиепископе Луке Конашевиче в период 1736-1755 годов они вновь были восстановлены: обновлено стенное письмо и иконы, все главы Благовещенского собора позолочены. После пожара 1757 года собор был восстановлен старанием митрополита Гавриила (1755-1762). При митрополите Вениамине (1762-1782) главы собора были вновь позолочены, покрыты «чистым листовым железом», внутри собор был оштукатурен, украшен внутри и снаружи архитектурными лепными фигурками, возобновлена стенная роспись, увеличилась паперть. Несмотря на частые ремонты, к концу XVIII века собор пришёл в ветхость, и при архиепископе Амвросии (Подобедове) (1785-1799) был произведён капитальный ремонт: укреплены стены собора и колокольни, исправлены крыши, обновлены иконы и стенная живопись. Во время этого ремонта бывшая близ колокольни над вратами в архиерейский двор ветхая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы была разобрана, а материалы употреблены на починку собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Крестово-купольный храм сохраняет господство в болгарской церковной архитектуре и в период византийского владычества (с 1018), и в эпоху Второго Болгарского царства (ок. 1185–1396). Знаменитая Боянская церковь во имя святителя Николая была построена в период между X и XII веками: в плане она представляет собой крест, вписанный в квадрат (в 1259 году к церкви был пристроен новый притвор). Активное церковное строительство ведется в XIII веке в столице Болгарского царства Тырново и его окрестностях. К началу этого столетия относится церковь Петра и Павла в Тырнове, представляющая собой выдающийся памятник крестово-купольной архитектуры. Крестово-купольные храмы остаются преобладающими в городской церковной архитектуре Болгарии вплоть до середины XVIII века, когда широкое распространение получает базилика; с середины XIX века преобладает купольная базилика. После освобождения Болгарии от турецкого ига в 1878 году наблюдается новый расцвет церковной архитектуры. Наряду с местными архитекторами в Болгарии трудятся мастера из России, Австрии и других стран. Русские зодчие, в частности, трудились над созданием кафедрального Александро-Невского собора в Софии (1904–1912). Собор представляет собой крестово-купольное сооружение внушительных размеров (высота купола 45 м, площадь 70x52 кв.м, вместимость около 5 тыс. человек). С 1951 года Александро-Невский храм является патриаршим кафедральным собором. Множество памятников византийской архитектуры расположено на территории современной Сербии, включая Косово и Метохию. Одним из наиболее ранних памятников рашской школы церковной архитектуры является церковь Богородицы Эвергетиды в Студенице (1183), основанная королем Стефаном Неманей и спроектированная в форме однонефной купольной базилики. Выдающимся памятником сербской церковной архитектуры является храм монастыря Грачаница (ок. 1315), прямоугольный в плане с вписанным в прямоугольник крестом; храм увенчан пятью главами со шлемовидным завершением; к храму пристроен прямоугольный эксонартекс со своим куполом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Войсковой собор Александра Невского (Краснодар) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Войсковой собор Александра Невского - главный православный храм города Краснодара, разрушенный в 1932 году и восстановленный в наше время. Содержание История [ править править код ] Войсковой Александро-Невский собор был заложен на войсковые средства 1 апреля 1853 года на Базарной площади Екатеринодара. Строительство, на которое было потрачено около 100 тысяч рублей, длилось 19 лет — освятили храм только 8 ноября 1872 года. Долгий перерыв в строительных работах был вызван нехватка сначала необходимых строительных материалов, а затем и денежных средств. Александро-Невский войсковой собор был построен в русско-византийском архитектурном стиле, сложившемся в России в первой трети XIX века. План храма, не предусматривавший выделение апсидой алтарной части, представлял собой совершенно симметричный равноконечный крест. Две восточные угловые главы были световыми, западная пара — декоративными, выполнявшими роль колоколен; каждая глава состояла из четырёхгранного барабана и вызолоченного шлемовидного купола. В оформлении фасадов были применены килевидные закомары, аркатурный пояс, «флорентийские» окна. Снаружи собор был выбелен. В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска, здесь проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора. В годы Гражданской войны в склепе Войскового собора был погребен бывший наказной атаман Кубанского казачьего войска М. П. Бабич, а также видные участники Белого движения: генерал-майор Гейдеман, генерал-майор Дроздовский, полковник Морозов. В 20-е годы XX века с собора были сняты купола, в нём был размещён музей атеизма. В 1932 году по решению городского совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов собор был взорван. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Краснодарского края А. Н. Ткачёвым. Торжественная церемония закладки камня на месте будущего храма состоялась 17 декабря того же года. Войсковой собор было решено восстановить на новом месте — в начале улицы Красной, недалеко от Крепостной площади, на которой находился деревянный войсковой Воскресенский собор, разобранный из-за ветхости в 1879 году. До своего разрушения главный собор Кубани располагался на углу улиц Красной и Соборной (сейчас — улица Ленина), в сквере напротив нынешнего здания администрации края.

http://azbyka.ru/palomnik/Войсковой_собо...

Всегда так хочется поближе рассмотреть собор, его рельефы. Посредине храм охвачен нарядным скульптурным фризом с колонками. Верхний ярус одет резьбой, как драгоценной ризой. ”Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо яко кожу” — поет библейский Давид — пастух, псалмопевец, царь и пророк. Рельеф Давида возвышается в средних закомарах всех трех фасадов. К трону Давида собирается вся тварь земная и небесная — звери, птицы, люди, ангелы, деревья, травы… И во всем — радость о Господе. ”Господи! Вся Премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея. Всякое дыхание да хвалит Господа. Аллилуиа!” За видимой простотой древних соборов — потерянный уже, непонятный нам, но такой волнующий замысел храмоздателей и зодчих. В этих стенах таинственно пребывает душа нашего прошлого. На княжем дворе жила дружина, на епископском дворе «клевреты святое Богородицы”, здесь же были и суд, и управление, и многоликое княжеское окружение. Впоследствии место заняла провинциальная власть — губная и съезжая избы, и две улицы пролегли перед соборами. Но канули в прошлое и они, и в конце XVIII в., с учреждением Владимирского наместничества и губернии, меж соборами встал регулярный, строгий корпус казенного здания Присутственных мест (1785 г., архитектор К.И. Бланк), а изрытый ямами и ухабами пустырь превратился в начале XX века в городской сквер ”Липки” с аллеями и фонтаном. Источник: Днесь светло красуется. Владимир в старой открытке. Дмитриевский собор - это памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени. Храм во имя святого Дмитрия Солунского построен в 1190-е г.г. В 1197 г. храм был завершён постановкой иконы святого Димитрия. Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Её венчает золоченая шлемовидная глава, плечи-закомары, на восток обращен трехчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединявшие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г.

http://sobory.ru/article/?object=00188

Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными апсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа. Однако первоначальный вид каменного собора сильно изменен в XVIII столетии, когда к объему храма была пристроена обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Были растесаны старинные окна и одеты характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Были разобраны крыльца. Конструкция кровли также сильно изменена: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание, заменены на четырехскатную кровлю. Средняя главка явно имела другие формы, так как в описи сказано: «...средняя глава деревянная обита чешуею деревянною ж», а раз так, то и форма главки была шлемовидная – характерная для того времени, ибо шаровидный купол значительной величины, который существует ныне, ни в конструктивном, ни в стилистическом виде не мог существовать. И.Н. Четыркин сообщает, что с западной и южной сторон собора «пристроены паперти, в стенах которых вставлено несколько плит – надгробных памятников с высеченными на них надписями, показывающими имена погребенных здесь настоятелей монастыря и других лиц. Одни из этих памятников вросли в землю, на других стерлись буквы. Из уцелевших на этих памятниках надписей остались следующие: а) В стену южной паперти Спасской церкви вложены одна возле другой рядом четыре каменные плиты с вырезанными вглубь надписями. Из них первая от входа – о погребении игумена Феодосия. Сначала крест барельефный с тростью и копием и со словами: " Ис. Хс. " , потом надпись: " Лета 7153 (1645) апреля в 7 д. преставися раб Божий игумен Феодосий и погребен в сем месте с родом своим " . Из трех других плит на одной можно прочесть: " 7173... преставися раб Божий Арзамасской " ; на другой: " 7194... раб Божий священноиерей Иосиф " ; на третьей: " 7178... священноиерей... схимонах " ; б) В западной стене церкви, к югу от паперти, вложена каменная плита с выпуклыми буквами, из которых состоит надпись, – прежде барельефный крест без плоти стростью и копием. Вокруг креста надпись: " Царь славы, Ис. Хс. " , а потом следует: " Лета 7132 (1624) ноября в 17 д. память иже во святых отца нашего Григория чудотворца преставилась раба Божия Евдокея Герасимовна Мисюря... " К северу от паперти в стене три плиты с высеченными вглубь буквами, но на них снаружи остались выдными только годы: на одной 7174, на другой – 7182, на третьей – 7184. Погребенную, по указанию первого камня, Евдокею Герасимовну Мисюря и ее родственников считают в Арзамасе строителями монастырской Спасской соборной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04942

Спасо-Преображенский собор видел в своей жизни многое - моровые поветрия, пожары, нашествия иноземных захватчиков, военные триумфы псковичей. С течением времени он сильно менял свой лик. Загадочная перестройка, осуществлённая на заключительной стадии строительства храма, была первой, но далеко не последней - специалисты насчитывают девять таких реконструкций. Иные из них оказались серьёзнейшими. Одна из таких перестроек состоялась в XVI веке, когда Псков подвергся настойчивому " московскому влиянию " . В 1510 году великий князь Московский Василий III упразднил Псковскую республику, насчитывавшую к тому времени по меньшей мере полувековую историю, и окончательно присоединил Псков к Москве, запретив вече, выслав из города бояр и богатых купцов и посадив в Пскове своих наместников с неограниченными полномочиями. В ближайшие десятилетия после этого многие псковские храмы оказались перестроены по московским образцам. Впрочем, в монастырях этот процесс шёл не столь активно - просто рядом с древними церквями появлялись целые новые ансамбли - разумеется, возведённые по московским лекалам. То же самое случилось и в Мирожской обители - с юга, на высоком берегу Великой, выросли новые постройки, фундаменты которых были обнаружены при археологических раскопках. Несколько изменился и Спасо-Преображенский собор. Разобрали небольшой притвор, примыкавший к западному фасаду и возвели новый, во всю ширину храма, с перспективным порталом посередине. Завершения фасадов, бывшие ранее позакомарными, превратились в пощипцовые. Оригинальная шлемовидная глава (кстати, сохранившаяся под нынешним куполом) была заменена " московской " луковичной, её покрыли керамическим лемехом. С севера и юга в церковь прорубили дополнительные двери, снабжённые перспективными порталами. Одновременно собор " приподняли " - в среднем на полметра: на такую высоту поднялись пол в притворе, пол в самом храме (где появилась солея), подросла центральная апсида. Соответственно пришлось растёсывать вверх арочные дверные проёмы и жертвенник и дьяконник и менять систему окон. Перестройке подверглись и верхние угловые палатки - в юго-западном отныне находилось хранилище. Тогда же в соборе поставили высокий иконостас, практически закрывший алтарное пространство. И самое главное! - как утверждают исследователи, именно в процессе реконструкции середины XVI столетия оказались забелены уникальные фрески, к тому времени сильно повреждённые.

http://sobory.ru/article/?object=05425

Кратово. Церковь Державной иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Державной иконы Божией Матери , Всех Святых, в земле Российской просиявших , Николая, царя-мученика Год постройки:Между 1999 и 2000. Архитектор:Людмила Леонидовна Павлова Ссылки:   Адрес: 140130, Московская область, Раменский район, пос.Кратово, ул.Нижегородская, 17 Координаты: 55.589227, 38.143307 Проезд:ст. " Отдых " Казанской ж.д. или от ст.м. " Выхино " авт. 424, 478, маршрутка до г.Жуковский; от ст.м. " Кузьминки " авт.525 - остановка " пл.Громова " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм однокупольный спроектирован в псково-новгородском средневековом стиле. Одна глава знаменует единство Божие. Храм четырехстолпный. Крестообразная форма столбов увеличивает количество вертикальных линий и уводит взор ввысь, где над крестообразно расположенными по сторонам света цилиндрическими сводами лъется свет из барабана купола. С восточной стороны здания расположен в трех апсидах трехпрестольный алтарь. Храм имеет высокую полутораметровую паперть (цоколь). Цоколь не выделяется и лопатки, отражающие внутреннюю композицию храма на четырех столпах, " вырастают " из земли. Величественное сооружение создается строгостью и изяществом пропорций лаконичных форм. Щелевидные окна сильно подняты вверх - композиционно приподнимают и устремляют храм вверх. Четыре фронтона завершают фасады, на каждом по три окна. Здание имеет восьмискатную кровлю. Гармоничное внутреннее молитвенное пространство создается системой арок в разных направлениях и на разных уровнях. Потолок - крестовые и цилиндрические своды. Купол - цвет золота, шлемовидный. В храме также расположены престолы Всех святых Русской земли и Царя-мученика Николая II. В 1995 г. стало известно, что на окраине города, на Нижегородской улице (соединяющей город с поселком Прозоровское, ныне Кратово), есть здание начала XX века, которое, как заверяли старожилы, начали строить как храм, но из-за 1-ой мировой войны и последующих событий не достроили и использовали под магазин, а в последние годы - как склад. Здесь, в этой части города и поселка, не было ни одного действующего храма, и Приход обратился с просьбой о передаче здания с прилегающей к нему территорией Церкви. Вопрос решался долго. Наконец, милостию Божией, в 1998 г. 22 июня (в том же году был образован Приход храма Державной иконы Божией Матери) был подписан договор о передаче всего этого хозяйства Приходу. На первую Пасху здесь собралось народу так много, что было решено не достраивать старое здание, к тому же ветхое, а строить храм рядом совершенно заново.

http://sobory.ru/article/?object=00390

Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Если растительный орнамент керамических плит близок к белокаменной резьбе московских храмов, то кирпичное «узорочье» напоминает излюбленный мотив украшения стен памятников Пскова. Закомары собора имели острое килевидное завершение. Над закомарами поднимались ещё два яруса кокошников, которые создавали переход к массивному барабану, увенчанному шлемовидной главой. Такая композиция придавала довольно крупному зданию лёгкость и устремлённость ввысь. Входы в собор были оформлены характерными для московского зодчества прекрасно вытесанными из камня перспективными порталами с килевидным завершением, которые имеют характерные для московских построек бусины и сноповидные капители. Из трёх порталов сейчас сохранился только северный, выходящий на паперть. В 1641 году Успенский собор был расписан костромским мастером Любимом Агеевым «с товарищи» на вклад царского дьяка Никифора Шипулина. Впоследствии облик собора был сильно изменён различными пристройками и переделками. Особенно заметны перестройки XVIII века, придавшие ему некоторые черты господствовавшего тогда стиля барокко: исчезли кокошники, вместо низкого шлемовидного завершения на барабане сооружена высокая глава сложной, несколько вычурной формы, растёсаны окна. Сохранился иконостас, созданный около 1497 года. Он является уникальным памятником древнерусской иконописи. Это самый крупный комплекс одновременных икон, дошедший до нашего времени. В 2010 году музей приступил к реставрации Успенского собора. В настоящее время завершены работы по реставрации барабана и главы, выполнено устройство наружного дренажа, реставрация столярных заполнений и фасадов храма. Для спасения уникальных фресок в соборе сделаны электроподогреваемые полы, что дало возможность регулирования температурно-влажностного режима. Реставраторами было проведено раскрытие живописи, укрепление и тонировка утрат живописи внутри собора. Центральный соборный комплекс, в т.ч.: Успенский собор (1497 г.) с северной папертью (конец XVI в.) и западной пристройкой (1791г.), церковь Владимира (придел Успенского собора) (1554 г.), церковь Епифания (придел Успенского собора) (1645 г.), церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) (1781-1784 г.г.) ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря - памятник федерального значения, состоящий под государственной охраной в соответствии с Постановление Совета Министров РСФСР 1327 от 30 августа 1960 г., находится в государственном реестре особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ 275 от 02.04.97г.

http://sobory.ru/article/?object=05139

М., 2001. Никитина Ю.И. Софийский собор. Л., 1980 Реставрационные работы на куполах Софийского собора начались осенью 2005 года, когда, по оценкам специалистов, золотое покрытие главного купола пришло в аварийное состояние. Кроме этого, специалисты решили заменить не подлежащий реставрации крест на главном куполе храма и обновить золотое покрытие крестов на малых куполах Работы вели мастера Северо-Западной ассоциации реставраторов " СЕЗАР " . Средства на эти цели были предусмотрены федеральной целевой программой " Культура России " . Изначально купола собора были покрыты свинцовыми листами, а его центральная медная глава была позолочена, только главы имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму. Согласно информации из Новгородского Государственного музея - заповедника, золотое покрытие на куполе Софийского кафедрального собора необходимо обновлять как минимум раз в 30 лет. В 20 веке купол кафедрального собора золотился трижды: до революции, после Великой Отечественной войны и в начале восьмидесятых годов. С главного купола Софии была снята позолота и проведена зачистка покрытия, после чего на купол нанесли слой специального раствора - сурика и лака. Затем купол покрыли тонким листовым сусальным золотом. Небольшие листочки золота размером 10 на 15 сантиметров по специальной технологии слой за слоем закрепили на всей поверхности барабана. После реставрации золотой купол будут охранять ястребы, воспитанники новгородского орнитолога Владимира Михайлова. Они будут отпугивать от нового золотого покрытия главного купола храма голубей и воробьев, которые способны повредить драгоценные пластины. Параллельно шли работы и по реставрации купольных крестов. Новый крест на главный купол изготовил известный новгородский кузнец Виктор Корнилов, который уже выковал одну копию креста Софийского собора - для передачи в Испанию взамен оригинала, возвращенного в Великий Новгород в 2004 году. Крест украсила отлитая из бронзы и посеребренная фигура голубя, которая традиционно венчает главный крест собора в течение многих столетий.

http://sobory.ru/article/?object=00314

XIX в. и в советское время), Казанской иконы Божией Матери в Кириллове (1700, 1811-1825, архит. А. И. Старов) и Сретенский в Нило-Сорской пуст. (1841-1854). Небольшая одноглавая церковь-мавзолей Волоцких во имя святых кн. Владимира и вмц. Екатерины в Спасо-Прилуцком мон-ре (1830) с 4 портиками напоминает садово-парковый павильон. В формах классицизма в В. е. были сооружены также собор Св. Троицы над могилой инокинь-мучениц (1821) и Введенская ц. в Горицком мон-ре (1812, действующая), церкви Вознесения Господня в Устюжне (1807, не сохр.), иконы Божией Матери «Знамение» в Палтожском погосте (1810), Воскресения Христова в Избоищах (1822, не сохр.), Св. Троицы в Устюжне (1828), Тихвинской иконы Божией Матери в Мегрине (1837-1842), праведных Иоакима и Анны в с. Носовском (действующая), колокольня в с. Анхимове и мн. др., а также келейные и настоятельские корпуса ряда мон-рей (Арсениева Глушицкого, Корнилиева Комельского, Александро-Куштского, Семигородной пуст.). Преобладающим оставался тип 3-частной церкви, увенчанной массивным барабаном со шлемовидным куполом, с колокольней над притвором. Со 2-й пол. XIX в. в церковном строительстве края получил распространение рус. стиль. В официально-академическом стиле сооружен соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в Заоникиевой пуст. (1869-1881). Действующие церкви - 5-главая во имя свт. Афанасия в с. Чиркове (1860) и Св. Духа в с. Архангельском - украшены декором также в стиле сооружений К. А. Тона , но по пропорциям отличаются от его образцовых проектов. Сретенская ц. в Вытегре (1869-1873, архит. А. С. Четверухин, действующая) по объемно-пространственной композиции соответствует «тоновскому» проекту, но для нее характерен более дробный декор с преобладанием мотива кокошников и арочек. Увенчанная луковичным пятиглавием, с высокой шатровой колокольней, она является важнейшей архитектурной доминантой города. Элементы готики (стрельчатые арки звона) и древнерус. зодчества (золоченая луковичная глава) соединяет 32-метровое 2-ярусное завершение над 8-гранным столпом колокольни (1869-1870, проект губ.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010