Кажется, трудно, практически невозможно было не ощутить Бога на этой земле, в этих нежных закатах над безбрежным озером-морем, в тихих лесах, в соцветиях желтого вперемежку с фиолетовым мха, покрывавших гладкие валуны у уреза воды… Быть может, я Его и ощутила, и наверняка даже ощутила, но, скорее всего, в категориях какого-то стихийного пантеизма. Как бы то ни было, от Святого Крещения меня отделяло еще целых тринадцать лет. …2 июня 1988 года открывалось празднование – открыто и безбоязненно впервые за 70 лет – 1000-летия Крещения Руси. День рождения моего сына – 1 июня, и я давно решила, что на десятилетие повезу его в Москву. С самого утра мы поехали в Свято-Данилов монастырь. Я еще и не помышляла креститься, но на какой-то своей, как любит выражаться о. Александр Шмеман, «последней глубине» ощущала, насколько важно это событие для всякого русского. Каким-то образом уже ощущал это и сын. Дело было на Троицу, и он терпеливо выстоял в украшенном высокими тоненькими березками храме все праздничное богослужение (ничего в нем не понимая, как, конечно же, и я). Потом мы долго сидели с ним на свежеоструганном, только что сколоченном помосте перед надвратной церковью и смотрели, как водружают колокол взамен снятого в 30-х годах и проданного какому-то американскому университету. Пахло стружками и ходившим где-то рядом, но так и не пролившимся дождем. Но и в тот раз Господь так и не дождался, чтобы я впустила Его вечерять со мной. …Отец мой умер еще до войны, молодым и красивым, в полном возрасте Христа, мне тогда был всего год, мама же пережила отца на 52 года, и, глядя на измученное долгой безрадостной жизнью лицо ее на последнем прижизненном снимке, невозможно себе представить, что это та самая хорошенькая 15-летняя девушка, что написала карандашом на обороте маленькой любительской карточки: «Шуре от Лили. 1921 год». Летом 1991 года, к стыду своему, я не выдержала тягот жизни с престарелой мамой и попросила хорошо знакомого врача дать мне немного отдохнуть и положить ее к себе в больницу. (Годы спустя этот грех был исповедан Господу, но тогда, в 91-м, я еще была докой по части самооправдания, которое очень удобно уживалось во мне со страстью к самобичеванию.)

http://azbyka.ru/parkhomenko/proshhaj-i-...

У нас на Руси в древнее время придавали большое значение таинству, считая его одним из самых действенных средств против всякой болезни, в особенности против всякого вида одержимости. Таинство может совершаться не только над тяжелобольными, но и над вообще немощными и чувствующими изнеможение (дряхлые старцы и пр.). Но над здоровыми таинство, как правило, не совершается. В Синодальный период, только как исключение, в Великий Четверг, по древнему церковному обычаю Греческой и Русской Церкви, совершалось архиереями в Троице-Сергиевой лавре, в Московском Успенском соборе и др. местах елеосвящение и над здоровыми; «понеже в Великий Четверток, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — на вечери Христос устави Завет Новый Тела и Крове Своея: того ради и сея тайны не неприлично есть причащатися, хотя и здравому человеку, не ведущу дня и часа своея кончины». С другой стороны, при совершении елеосвящения в Великий Четверг над здоровыми телом, слова ап. Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5, 14), — принимаются в широком значении, т. е. здесь разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, — имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей и т. п. Имея в виду такое широкое понимание таинства Елеосвящения, в Оптиной пустыни и Сергиевом скиту Калужской области оно совершалось для богомольцев по два-три раза в неделю. Больной, принимающий таинство, должен быть приготовлен к принятию его исповедью, и после или прежде елеосвящения больной причащается Святых Таин. В случае смертной опасности больной должен быть исповедан и причащен до совершения елеосвящения (Правосл. исповедь. 118 вопр.). ЦЕЛЬ И ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ Елеосвящение, как показывает само наименование (греч. elaioa — масло; eleos— милость), есть таинство елея, установленное с целью избавления человека от болезни и прощения грехов. Эта двоякая цель находит свое оправдание в христианском воззрении на природу телесных болезней. Источник телесных болезней, по этому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 3–11). В таком же точно соотношении поставлен грех и телесная немощь у ап. Иакова, который, сказав об исцелении болящего чрез помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5, 15).

http://pravoslavie.ru/2168.html

в таком же отношении к Богу, в каком дух человеческий – к человеку ( 1Кор. 11, 11 ), т. е. представляет Его пребывающим в Боге и составляющим с Ним едино, как наш дух в нас пребывает и составляет вместе с телом единого человека. Наконец, единосущие божеских лиц утверждается в откровении учением о личных свойствах лиц Св. Троицы. Представляя Сына и Духа Св. заимствующими бытие из существа Отчего, Сына – чрез рождение, а Духа – чрез исхождение, без отделения, однако, Их от Отца, откровение тем самым показывает и единство и тождество природы Безначального, Рождающегося и Исходящего. Ясно отсюда, что учение о единосущии божеских лиц есть учение вполне откровенное, хотя Писание и не употребляет самого слова – „единосущие“. II. Церковь , при проповедании триипостасности Божества, вместе с этим от начала научала в своих символах исповедывать и единство Божества. Следовательно, мысль, которая выражается ныне словом „единосущие“ божеских ипостасей, была присуща общецерковному сознанию от начала. В IV же веке догмат о единосущии лиц Св. Троицы торжественно исповедан церковью и на вселенских соборах и внесен в самый символ веры 423 , а великими отцами этого века был раскрыт и в чертах подробных. Единосущие божеских лиц они и сами исповедывали и других научали понимать в том смысле, что каждое из лиц Св. Троицы обладает божеским естеством вполне и всецело, так при этом, что оно остается безусловно единым и нераздельным, а не так, чтобы троичные ипостаси существовали как особые и отдельные самостоятельные существа, хотя бы и с одинаковою и однородною сущностью (как существуют, напр., люди, происходящие от людей), равно и не так, чтобы каждое из лиц Св. Троицы владело единою божескою сущностью по частям, т. е. чтобы одна часть этой сущности принадлежала Отцу, другая – Сыну, третья – Духу Св. „Троица нераздельна по естеству“, – учит св. Афанасий, – „нераздельно и едино есть божество Св. Троицы“ и потому лица Троицы составляют „нераздельную и неразлагаемую Единицу Божества“ 424 . Василий В.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

При раздражительности твоего нрава, всею силою души удерживай сердце и язык; ежели же первое злится и бунтует, то по крайней мере смолчи, и оно скорее укротится, как клокочущий самовар после того, как его закроют; да и другому не досадишь и не введешь во грех. Остающееся на совести после исповеди само-собою показывает, что этот грех или не так, или вовсе не исповедан, а поэтому и надо исповедать его. Если привыкла, что делать потихоньку, то удерживай себя от этого греха, зная, что все явлено пред Господом. Глаза надо удерживать и не давать им воли пристально во что бы то ни было всматриваться, особенно при нечаянной встрече с кем-либо. Для очищения совести хорошо каждодневно проверять свои действия, слова и помыслы, хоть вкратце. Не слушать своих рассуждений и помысла, все делать с благословения, а не по своей воле, чтоб избегнуть тщеславия, чрез которое все потеряешь. Впрочем, если бы кому-либо нужна была внезапная помощь, то не отказывай в ней нуждающимся за тем, что в ту минуту не можешь испросить благословения; лучше после повинись, сказавши: простите, я вот что сделала! Мнения своего отстаивать никогда не должно послушнице, а сказать только, какъ понимаешь. Если же покажется это неприятным кому и ты заметишь, то скажи: простите, я так понимала. И вот пример, сказал авва мой: один старец, вызвавшийся проводить Иоанна Колова с братией по пустыни, заблудился, а они, хотя заметили это скоро, но не сказали о сем старцу. Наконец, когда он и сам это увидал, и узнавши, что братия прикрыли ошибку его, благословил их за смирение. В пример снисхождения к немощам ближнего, раз – сказал еще отец мой следующее: у одного старца спросил однажды ученик его: если когда увидит он воздремавшаго на молитве брата, надо ли толкнуть его, чтобы проснулся? – «Нет, отвечал старец, – я бы и колена свои подставил и успокоил его, чтоб только хорошенько уснул он». При чтении свящ. писания, если внушает тебе помысл, что не свои грехи ты видишь, обличаемые в оном, а других, то молись Господу, чтобы смирилось сердце твое и также о даровании тебе зрети своя прегрешения и не осуждать никого.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Ныне правительствующий сенат указом от 14 марта 1906 г. за разъяснил, что учение адвентистов представляется схожим с учением баптистов и может рассматриваться как один из видов последнего, а так как баптистам по ст. 1106 Устр. иностр. исповедан. разрешено свободно исповедовать их вероучение, то нет достаточных оснований к отказу в том же и адвентистам. Ввиду сего и в целях устранения неопределенности в вероисповедном положении адвентистов, насчитывающих в России около 3000 приверженцев, я признаю необходимым разъяснить, что на секту адвентистов распространяются действия всех правил, установленных для баптистов... Министр внутренних дел П. Столыпин. Подпись». С провозглашением религиозной свободы в России и с получением новых прав адвентисты седьмого дня стали проявлять особую активность, акцентируя особое внимание на миссионерской деятельности. Большую роль в распространении адвентистского учения в России в те годы сыграло учреждение в стране в 1907 г. в Риге адвентистского Трактатного Общества. Общество большими тиражами стало издавать и распространять по всей территории царской империи посредством своей крайне эффективно действующей системы колпортажа адвентистские книги, брошюры и журналы на русском, латышском, эстонском, польском и немецком языках. Получив новые возможности для широкого распространения своего вероучения и добившись больших успехов в этом плане, адвентистская Церковь столкнулась с новой проблемой: нехваткой миссионерских и проповеднических кадров для России, особенно из лиц местных национальностей. Был расширен прием и сокращен курс обучения в семинарии во Фриденсау. Массовые выпуски новоиспеченных местных адвентистских кадров из России после обучения отправлялись обратно, где они возглавляли все новые и новые адвентистские общины, открытые в различных уголках России после 1905 г. В конце 1905 г. Церковь адвентистов седьмого дня в России насчитывала 2105 своих прихожан и 31 служителя. Рост адвентистских рядов в России, особенно за счет местного населения, привел руководство Всемирного союза адвентистов в мае 1907 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

82. Иркутская мещанка Улита Бекрешева, в 1801 году, была нездорова ногами; отслужила Святителю Иннокентию панихиду, попросила Его о ходатайстве пред Богом, и выздоровела. 83. Иркутская мещанка Параскева Сабачева, с 6 Января 1802 года, была нездорова глазами. На сырной неделе в четверток отслужила над Угодником панихиду, назавтра почувствовала от болезни немалое облегчение, а на первой неделе Великого поста и совершенно выздоровела. 84. В Феврале 1802 года, Иркутский купец Семен Останин, по случаю приключившейся сыну его глазной болезни, отслужил над гробом Святителя панихиду, взял от лампады елея, помазал им сыну глаза, и болезнь миновалась. 85. В первых числах Марта 1802 года, дворовый человек вице-губернатора Семена Голощапова, – Иван Коновалов, был болен отнятием поясницы, потом левой руки, наконец всего левого боку, лежал без движения и был близок к смерти. Иркутской Спасской церкви священником Михаилом Ларевым был исповедан, приобщен Святых Тайн и особорован, после чего ждал кончины. Но пришедшая посмотреть больного, повивальная бабка жены его, солдатка Агафья Димитриева Шарыпова велела ему снять две мерки, с головы и с груди, и в эту меру поставить две свечи Угоднику Божию Иннокентию. Свечи были приготовлены и с тою же бабкою отосланы в монастырь, а больной в это время мысленно призывал на помощь Святителя, обещаваясь отслужить над Ним панихиду. Среди молитвы он заснул, и видит, что Святитель Иннокентий, встал из гробницы своей в мантии и, как бы проходя мимо больного, задел за плечо больной его руки, и пошел в Смоленскую, в том монастыре церковь . Ожидая Его выхода из церкви, больной проснулся, и сказав своей жене и бабке, возвратившейся из монастыря, что Святитель ушел в холодную церковь , велел поворотить себя, и с сего времени начал чувствовать от болезни облегчение, владение левою рукою и всем корпусом, а по немногом времени и совершенно выздоровел. 86. Якутский купец Василий Соловьев, в 1802 году, был болен расслаблением членов. Когда все медицинское искусство было истощено, и врачи от него отказались, больной прибегнул к Богу, и почивающему в Иркутском Вознесенском монастыре Угоднику Иннокентию, и в виду отчаивавшихся в жизни его семейства и родственников, получил по молитве своей скорое исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он должен видеть, что его любимая после посещения храма совсем другая, она просветленная, мирная, кроткая, радостная. Вот тогда и он захочет ходить туда, куда ходите вы.  -Вот здесь у нас вопрос через интернет пришел. Грех измены уже исповедан и очень сильно раскаян. Можно ли очиститься от этого греха?  -Конечно, можно. Нет такого греха, который превозмог бы божие милосердие. И Господь прощает, если человек искренне кается. Другое дело, такой тяжкий грех как супружеская измена, знаете как ранение. Рана затянулась, а шрам остался. И очень часто так бывает, что грех супружеской измены, даже если это вторая половина этого не узнала, все равно начинает разрушать семью. Какие-то появляются совсем другие причины, которые разделяют людей. Поэтому здесь надо глубоко каяться, для того, чтобы благодать божия вернулась, и снова брак стал храмом. Но, допустим, тем людям, к которым церковь относится с абсолютными требованиями соблюдения канонов- это священники и дьяконы, в случае супружеской измены такой человек не может служить больше никогда, как бы он ни каялся. Он может раскаяться, и, наверное, Господь его простит, он может быть спасен, но он уже никогда не сможет служить Господу. Почему это важно? Потому что какие-то нарушения в душе человека происходят, и восстановиться до конца уже невозможно.  -У нас звонок, мы вас слушаем.  -Добрый вечер, батюшка.  -Добрый вечер.  -Да-да. Конечно.  -У меня есть сын. Ему 53 года. И жена с ним жить не стала. У них сыну 21 год, он в институте учится. И вот сын мой пришел ко мне. Вот год жил, переживал очень. Он не пьет. А сейчас даже курить бросил. И вот он встретил женщину, у которой муж умер. Можно им жениться или нет?ХХХХХХХХХХХХХХс.21.  -Ну, из вашего вопроса я не совсем понял, что конкретно произошло в семье вашего сына. Действительно, бывает так, что брак распался по решению одного из супругов, и восстановить его невозможно. Ну вот в социальной концепции это сформулировано как добровольное оставление одним супругом другого. Человек уехал и живет в другом городе. И не хочет вернуться в семью и все. Год живет, два, три, пять прошло. Второй супруг и так, и так. Просит прощения, меняется, звонит. А тут вот нет и все. Ну действительно невозможно построить свой храм с тем, кто этого не хочет. И еще можно уподобить семью большому-большому бревну, которое как бы ты не был силен, в одиночку не удержишь с одной стороны. Если с другой стороны его отпустили. Оно упадет. Поэтому может быть стоит пойти с сыном в епархиальное управление или к духовнику, если он у вас есть, и описать ситуацию. Если он скажет, что да, то восстановить семью уже не возможно.

http://radonezh.ru/text/tema-peredachi-b...

Вед.: Владыка, Елизавета спрашивает: «У меня вопрос по поводу плача о грехах. Как исполнить эту заповедь? Необходимо ли плакать о каждом грехе? Достаточно ли для покаяния самоосуждения, самоукорения, или покаяния без слез не бывает?» Митрополит Лонгин: Нет, бывает покаяние без слез. Слезы о грехах — это, конечно, великая добродетель, о ней еще говорил Иоанн Лествичник, если помните: не о том спросят нас на Страшном суде, что мы не творили чудес и не воскрешали мертвых, а о том, что не плакали о своих грехах (см.: Лествица. 7; 70). Это действительно так, но в святоотеческой литературе плач — это иногда еще и образное выражение, не обязательно струящиеся потоки слез. Это очень хорошо, если у человека такое устроение, что он может заплакать о своих грехах, но не всегда так бывает. Только по благодати Божией такое состояние может само найти на человека неожиданно. А вообще дар плача о грехах — результат напряженной внутренней жизни, очень долгой, постоянной борьбы с самим собой и самоукорения. Поэтому плач о грехах — вещь хорошая, но не всегда доступная, не всем в любую минуту. Поэтому, даже без этого внешнего плача, если будет сокрушение сердца (а это и есть синоним плача) у человека, тогда и покаяние вполне можно считать состоявшимся. Вед.: Марина пишет Вам: «Владыка, правильно ли я понимаю, что нельзя причащаться, если есть смертный грех? Или если обижен на кого-то? У меня несчастье в семье, обида на людей, которых раньше считала своими друзьями, в сердце печаль и уныние. Очень хочу часто исповедоваться и причащаться, но боюсь согрешить против Святых Христовых Таин» Митрополит Лонгин: Что значит «смертный грех»? Если грех исповедан и не повторяется, то можно причащаться. Если обида, опять же, исповедана и если человек делает все для того, чтобы ее исторгнуть из своего сердца, − можно причащаться. Я думаю, Марина, Вам обязательно нужно тщательно поисповедоваться, положить в своем сердце желание всех простить, постараться, может быть, даже при какой-то встрече поговорить с этими людьми или даже попросить прощения самой, − и обязательно причащаться, чем чаще, тем лучше.

http://pravoslavie.ru/71357.html

Эти искажения служебника касались, главным образом, самых важных моментов литургии – времени освящения и пресуществления честных Даров, а, кроме того, – и чина причащения. В догматическом отношении учение римско-католиков о литургии во всём почти согласно с учением Православной церкви кроме мнения о времени освящения и пресуществления честных Даров. Западная церковь полагает, что Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христову при произнесении слов Господних: «сие есть Тело Мое»; «сия есть Кровь Моя»; поэтому в римских служебниках перед этими словами стоит замечание, что ими освящаются Дары. [Ив. Боровницкий. О происхождении и составе римско-католической литургии и отличии её от православной. Киев. 1873 г., стр. 84–85, сравн. 47–50]. По учению же Православной церкви святые Дары прелагаются во время пения «Тебе поем»… когда священнодействующий, благословляя Дары, говорит: «и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, и еже в чаши сей – чествую кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». (Православн. Исповедан. Кафолическ. и Апостольск. Церкви Восточн. Москва 1831 г., стр. 87). В качестве примера служебников, вышедших из типографий южной и юго-западной Руси, о которых святитель Иоасаф говорит, как об «искаженных» римлянами, можно указать на служебник, изданный в Чернигове в 1697 г. Здесь в литургии Златоуста и Василия Великого слова евхаристического канона «приимите идите»… и «пийте от нея вси»… предваряются таким замечанием для священнодействующего, очевидно навеянным католической тенденцией: «иерей помышляя еже претворитися святому хлебу в тело (святому вину в кровь) Христа Бога вашего, прилагая к сему и своё произволение» говорит… л. 57 об., л. 92 и об. В служебнике, изданном в Москве в 1699 г., следовательно почти в одном году с помянутым Черниговским, приведенных слов нет, л. 90, 136 и об. Несомненное отражение римско-католической литургийной практики видно и в требовании последнего служебника, чтобы приступающие ко святому причащению при троекратном повторении слов молитвы «помяни мя Господи, егда приидеши во царствии си» ударяли себя каждый раз правою рукою «в перси», л. 68 и об. Сравн. Ив. Боровницкий, цитир. соч., стр. 54–56. Подобного предписания в служебнике 1699 г. изданном в Москве, не находится, л. 104 об. – 105. – Святитель Иоасаф, требуя, чтобы священники его епархии совершали литургию по новоисправленным служебникам Московской или Киевской печати, продолжал в этом отношении борьбу с искажением православных богослужебных книг чрез отражение в них римско-католического учения и римско-католической богослужебной практики, которую особенно сильно повел патриарх Иоаким и не менее энергично с 20-х годов XVIII в. Святейший Синод по отношению к богослужебным книгам, издаваемым Киево-Печерской Лаврской типографией. Смирнов, Патриарх Иоаким. Чт. Общ. Люб. Дух. Просвещ. 1881 г., стр. 509–529. Пр. Ф. И. Титов. К истории Киевской духовной академии в XVII–XVIII вв. Труд. Киевск. Дух. Акад. 1911 г. Февраль, стр. 200 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

82. Иркутская мещанка Улита Бекрешева в 1801 г. была нездорова ногами; отслужила Святителю Иннокентию панихиду, попросила Его о ходатайстве пред Богом и выздоровела. 83. Иркутская мещанка Параскева Сабачева с 6 января 1802 г. была нездорова глазами. На сырной неделе в четверток отслужила над Угодником панихиду, назавтра почувствовала от болезни немалое облегчение, на первой неделе Великого поста и совершенно выздоровела. 84. В феврале 1802 г. иркутский купец Семен Останин по случаю приключившейся сыну его глазной болезни отслужил над гробом Святителя панихиду, взял от лампады елея, помазал им сыну глаза, и болезнь миновалась. 85. В первых числах марта 1802 г. дворовый человек вице-губернатора Семена Голощапова, Иван Коновалов, был болен отнятием поясницы, потом левой руки, наконец всего левого боку, лежал без движения и был близок к смерти. Иркутской Спасской церкви священником Михаилом Ларевым был исповедан, приобщен Св. Таин и особорован, после чего ждал кончины. Но пришедшая посмотреть больного повивальная бабка жены его, солдатка Агафья Димитриева Шарыпова, велела ему снять две мерки, с головы и с груди, и в эту меру поставить две свечи Угоднику Божию Иннокентию. Свечи были приготовлены и с тою же бабкою отосланы в монастырь, а больной в это время мысленно призывал на помощь Святителя, обещаваясь отслужить над Ним панихиду. Среди молитвы он заснул и видит, что Святитель Иннокентий встал из гробницы своей в мантии и, как бы проходя мимо больного, задел за плечо больной его руки и пошел в Смоленскую в том монастыре церковь . Ожидая Его выхода из церкви, больной проснулся и сказал своей жене и бабке, возвратившейся из монастыря, что Святитель ушел в холодную церковь , велел поворотить себя и с сего времени начал чувствовать от болезни облегчение, владение левою рукою и всем корпусом, а по немногом времени и совершенно выздоровел. 86. Якутский купец Василий Соловьем в 1802 г. был болен расслаблением членов. Когда все медицинское искусство было истощено и врачи от него отказались, больной прибегнул к Богу и почивающему в Иркутском Вознесенском монастыре Угоднику Иннокентию, и в виду отчаявшихся в жизни его семейства и родственников получил по молитве своей скорое исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010