3. И возгреме Господь с Небесе, и Вышний даде глас Свой ( Пс.17:14 ). Когда сие было? Когда Вышний даде глас Свой? Не дерзаем испытывать тех гласов Иеговы, кои давал Он до времен нашего мира, прежде бытия сих небес и сея земли. Желаем с благоговейным трепетом воспомянуть о гласах, кои слышал от Бога наш мир и кои относились к нашему миру и к нам. Первый глас Вышний даде, рекши: да будет свет – да будет твердь, т.е. тот глагол, которым не сущее изводилось в сущее. Второй глас Вышнего был тот, коим взыскал Он падшего Адама: Адаме, Адаме! где еси? и потом обличил его, вразумил, наказал и обетованием Спасителя утешил. Далее возгреме Господь с небесе на Каина-братоубийцу. Гремел Господь гласом угроз, прещения и суда на нечестивых обитателей первого мира, погибшего в водах. Даде Вышний, даде глас Свой Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, избирая и поставляя его в вождя народу Израильскому. Возгреме Господь с Небесе, изрекая в громах и молнии на Синае Свой Божественный закон, в десяти заповедях состоящий. Много было многочастных и многообразных гласов Божиих с небесе Пророкам, каждому из них особо и разно: Исайи, Иеремии, Иезекиилю, Давиду, днесь празднуемому Малахии. Но вот приближается уже предпразнуемый Церковью день, в который так гремел Господь с Небесе, как никогда прежде, такой даде глас Свой Вышний, какового никто никогда не слышал и не услышит. Что такое? Богомладенец Иисус спасен от зверского замысла Иродова; вот Он исповедан Богоприимцем Симеоном и Анною Пророчицею! Вот Он с мнимым Своим отцом Иосифом и с Пречистою Матерью Своею Марией благополучно возвратился из Египта в Назарет. Вот ежегодно с ними самими, по чувству благочестия их и при их водительстве Он посещает храм Иерусалимский и здесь совершает законные праздники, участвует в принесении тех жертв кровавых, кои имеет упразднить и отменить, Сам став за ны жертвою и, вместо ветхозаветной крови, излияв Свою Пречистую и Пресвятую Кровь на Кресте. Слушает купно со всеми закон Моисеев, коему Он дает высший и совершеннейший разум и смысл. Вот Ему, Его разуму и премудрости дивятся Первосвященники, беседуя с Ним – дванадесятилетним Отроком. Вот Он в безвестности несколько лет разделяет труд древоделя с Иосифом, по смерти его, один Себе и Своей Святой Матери снискивает пропитание. Наконец по 30 летах Своей жизни Иисус Христос исходит к Иоанну на Иордан в пустыню креститися от него. И здесь-то возгреме Бог Отец с Небеси: се есть Сын Мой возлюбленный, о Нем благоволих, Премудрость. Вонмем и добре станем, чтобы достойно исполнительно выслушать сей глас Вышнего. Читая или слыша слово сие: и возгреме и проч., Иисус Христос несомненно, прилагал оное к Себе Самому, яко пророчественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Конечно, непостижимость свойственна тайне божественной. Нам непостижимо соединение божеского и человеческого естества при единой Ипостаси. Однако Халкидонский догмат ясно очерчивает грани: единая Ипостась — Божеская, Второе Лицо Св. Троицы, и два естества, божеское и человеческое, соединенные нераздельно и неслиянно. Но что означает это соединение двух природ, ангельской и человеческой, в едином существе Предтечи? и какова эта ипостась — ангельская, или человеческая? или же та и другая одновременно? Есть ли Предтеча воплотившейся ангел уже в рождении и тогда как возможно такое воплощение? , или же это есть последствие очищения и освящения его человеческого естества, которое возводит его до ангельского естества? Но как возможен переход от одного к другому? или же, наконец, это есть жизнь одновременно в обоих мирах, ангельском и человеческом, и тогда как возможно такое совмещение? Мы можем только поставить эти вопросы на основании прямых церковных свидетельств, но бессильны человеческими силами ответить на них. Однако, по–видимому, следует склоняться к тому пониманию, что ангельское бытие Предтечи находится в связи с его участием в деле боговоплощения . Спаситель был воспет в ночь рождества Христова ангелами. В лице Предтечи Он был встречен и исповедан не только человеческим, но и ангельским миром. Иными словами, дело Предтечи имело значение для обоих миров, и человеческого, и ангельского. Но как человек мог соделаться и ангелом,,не переставая быть человеком, это есть тайна, ясно и торжественно свидетельствуемая, но далее не раскрываемая Церковию. Ясно одно, именно что только человек — в силу всей онтологической полноты своего существа — мог соделаться ангелом. Ангел, как бы высоко он ни стоял, не мог принять на себя человеческого естества, ибо оно чуждо ангельской природе, и только человеческий вид приемлет на себя ангел, являясь по воле Божией человеку и для этой беседы с ним временно как бы вочеловечиваясь, приемля на себя некое отражение человеческого естества. Общая мысль об ангельском достоинстве Предтечи (а не только о равноангельном его естестве) получает прямое подтверждение и в том месте, которое он занимает в иконостасном чине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В 1744 году он приезжал к отцу для записи в раскол по месту жительства и отец снова всячески убеждал его оставить раскольническое суеверие и соединиться со святой церковью; но он не послушал. Прожив у отца целый год, он снова отправился в Выгорецкие скиты, где предался чтению книг, как старопечатных, так и новоисправленных (читал Библию, Кормчую, Маргарит, Беседы Златоуста, Толковый Апокалипсис, Сборник, Камень веры, Скрижаль, Цвет, Пращицу). Чтение этих книг также изучение грамматики, риторики привело его к православной церкви. В 1747 году он отправился в Олонец в воеводскую канцелярию и просил её выключить его из двойного оклада. Потерпев здесь неудачу, он отправился к своему отцу и прожил здесь у него до 12-го февраля 1748 года; а в 1747 году его постигла тяжкая болезнь и он „ради страха смертного“ был своим отцом исповедан и святых Таин приобщён. Во время пребывания своего в доме отца он и написал вышеупомянутые сочинения. Этот допрос в копии был послан в Св. Синод. После отобрания допроса, по распоряжению Преосвященного, Алексей Родионов был отправлен в Антониев монастырь, для „обучения и питомства“. Прожил он там недолго. Через две недели, именно 3-го апреля, в Вербное воскресенье Преосвященным „самоперсонально“ в Софийском соборе был принят в общение с православной церковью; причём торжественно анафематствовал все раскольнические заблуждения, и пред крестом и Евангелием засвидетельствовал искренность своего обращения и свою решимость действовать ко благу православной церкви 3731 . При этом он был приобщён и Св. Тайн. —141— После Пасхи Преосвященный Стефан прочёл сочинения Алексея Родионова и нашёл в них „некия погрешности“, которые, по словам самого Родионова, случились от недостатка разума его, и отдал их исправить „как должно по наукам“, в семинарию ректору Архимандриту Иосифу и префекту иеромонаху Иоасафу. Исправлял их, по словам Родионова, префект Иоасаф, а „куды она положена“, осталось Родионову неизвестным; только она ему не была возвращена. Н. Сахаров (Продолжение следует).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Сергей первый сказал Павлу: «Христос воскресе», то прибавил: «мать тебе кланяется, ей там хорошо!» Павел, наконец, спросил Сергея: «да ведь ты, Сережа, умер?» Сергей ответил: «да, действительно, я умер». – Как же ты сюда пришел? – А нас до 12 часов ночи отпускают, только не дольше. Кое-как ободренный, Павел Каров встал, взял трубку, положил табаку и, закуривши ее, предложил брату, но Сергей отказался, сказавши, что «у нас не курят». Не веря себе ни в чем, Павел тихонько начал ощупывать сюртук Сергея и оценивать какой он доброты. Оказалось, что сюртук был драповый известного покроя, и Павлу не оставалось сомнения, что пред ним сидит именно его брат Сергей. Набеседовавшись, Сергей изъявил желание пойти домой и, выйдя от Павла из парикмахерской, направился прямо к церкви Николе Зарядному, где в колоннах паперти и скрылся совершенно. Но это еще не все. Во время беседы с Павлом, Сергей Васильевич сообщил ему следующее: «когда меня похоронили, то сестра, взявши в свою пользу все мое добро, до настоящего-то не добралась. У меня в сундуке моем было двойное дно, и так сделано незаметно, что, не зная его, всякий ошибется. Вот ты и возьми себе этот сундук: в нем положено сто пятьдесят рублей денег и расписка князя Голицына за год за бритье. Он тебе деньги выдаст». Таким образом Павлу Васильевичу осталось только проверить сказанное братом, и вот он проверил. В воскресенье на Фоминой неделе он выехал в Москву. Прибыл он туда без приключений. Явясь к сестре, похоронившей Сергея Васильевича, Павел расспросил о последних днях жизни брата, а равно и о том, в чем брат схоронен. Сестра рассказывала, что брата Сергея она положила в сюртуке таком-то, панталонах таких-то, манишке такой-то, словом, она утверждала собственный рассказ Павла, и даже удивленная, спросила его, откуда ему об этом известно. Павел пробормотал, что это он видел во сне. Потом, справляясь о том, по-христиански ли брат окончил жизнь, получил ответ, что он был отсоборован маслом, исповедан и приобщен святых тайн накануне смерти. Относительно же имущества, оставшегося после Сергея, она показала на пустой сундук. Павел попросил у ней этот сундук ради памяти брата. Сестра охотно согласилась. Привез Павел Каров сундук в свой номер и начал осматривать дно. Действительно, оказалось, что очень тонкая доска сверху дна привинчивалась к настоящему дну и поднималась, а под нею оказались ассигнации на сумму ровно сто пятьдесят рублей и расписка на 90 руб. князя Голицына.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В своем прошении он указывал, что Василий Шаронов проживал в Сретенском монастыре с 1902 года, усердно нес все возлагаемые на него монастырским начальством послушания в течение более 20 лет. За это время он был часовником, помощником свечника, в настоящее время несет послушание пономаря. В 1923 году ему исполнилось 57 лет (род. 25 марта 1866 г.). Он происходит из крестьян Московской губернии, Бронецкого уезда, Троицко-Лобановской волости, села Авдотино; был женат. «Человек он очень трудолюбивый и исполнительный по службе, но человек, не очень одаренный внешними качествами, по какой причине и не был до сих пор награждаем, несмотря на все свое усердие, но теперь же я считаю нужным – за его службу перед Церковью, а также и для православного общества – за необходимость довести до Вашего сведения о вышеуказанном послушнике и просить о возведении его в чин диакона – как бы в награду и утешение для его преклонных лет, о чем и прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, вместе со братией. Подписи: Игумен Виталий, иеромонах Владимир, иеромонах Димитриан» . 28 декабря 1923 года архиепископ Петр поставил резолюцию: «Согласен, к допросу» . Василий Шаронов был исповедан и приведен к присяге духовником московского Сретенского монастыря иеромонахом Димитрианом . Рукоположение состоялось 3 января 1924 года при служении Святейшего Патриарха Тихона в храме Введения в Барашах высокопреосвященнейшим Петром, архиепископом Подонским . Иеродиакон Высокопетровского монастыря Анастасий обращался 19 (31) августа 1923 года с прошением к преосвященному Илариону, епископу, управляющему Московской епархией, с просьбой зачислить его в братию Сретенского монастыря . Состояние обители Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки Наркомпроса, ссылаясь на декрет об охране памятников искусства и старины от 16 октября 1918 года и декрет об отделении Церкви от государства от 28 января 1918 года, извещал в январе 1923 года приходской совет Сретенского монастыря: «Древние здания монастыря с находящимся в них старинным убранством как памятник старины состоят на учете и под охраной отдела и без его разрешения не могут подвергаться ремонту или переделкам, изменяющим их облик» .

http://pravoslavie.ru/54512.html

Тут-то и открылось, как все, и прежде других начальники, уважали, любили и жалели Прохора, бывшего тогда ещё простым послушником. Наконец, стали опасаться за жизнь больного, и о. Пахомий настоятельно предлагал пригласить врача или, по крайней мере, открыть кровь. Тогда смиренный Прохор позволил себе сказать игумену: " Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством - причастием Св. Тайн " . Старец Иосиф, по просьбе Прохора и собственному усердию, особо отслужил о здравии больного всенощное бдение и литургию. Прохор был исповедан и причащён. В скором времени он выздоровел, что весьма удивило всех. Никто не понимал, как мог он столь скоро оправиться, и только впоследствии о. Серафим открыл тайну некоторым: после причащения Св. Таин ему явилась Пресвятая Дева Мария, в несказанном свете, с Апостолами Иоанном Богословом и Петром и, обратясь к Иоанну лицем и указывая перстом на Прохора, Владычица сказала: " Этот Нашего рода! " " Правую-то ручку, радость моя, - говорил о. Серафим церковнице Ксении, - положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл; и этим-то жезлом, радость моя, и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима; а рана пребольшая была, и до сих пор яма-то цела, матушка, погляди-ка, дай ручку! " - " И батюшка, бывало, сам возьмёт, да и вложит мою руку в яму, - прибавляла матушка Ксения, - и велика же она была у него, так вот весь кулак и взойдёт! " Много душевной пользы принесла Прохору эта болезнь: дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога. В период послушничества Прохора, при настоятеле о. Пахомии, предприняты были в Саровской пустыне многие нужные постройки. В числе их на месте келии, в которой болел Прохор, строилась больница для лечения недужных и успокоения престарелых, и при больнице церковь о двух этажах с престолами: в нижнем во имя свв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

С. 85). Начало воссоздания такого единства положено Христом в Его вочеловечении, поэтому для И. воплощение - это основание Церкви (Вифлеем и Голгофа//Там же. С. 285). Исходя из этого, И. толковал слова Спасителя, обращенные к ап. Петру: «...и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16. 18). Камнем И. называл не самого апостола, а его исповедание Иисуса Христа Богом. Развивая толкование этого места, он обращал внимание на слово «исповедание», часто употребляемое в отношении слов ап. Петра: «Ты - Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16. 16). «Что это значит? Как можно что-нибудь создать на теоретическом исповедании какой-нибудь истины?» (Воплощение и Церковь//Творения. Т. 3. С. 344). Церковь в понимании И. не может основываться на сумме знаний, даже богооткровенных, поскольку Церковь - это «новая жизнь человечества», более того, это само «новое человечество» (Там же). Новая жизнь человеческой природы стала возможна только во Христе благодаря восприятию человечества Богом Словом, поэтому «Христос - тот камень, на Котором создана Церковь» (Там же). Т. о., для И. исповедание Петра - это прежде всего исповедание Воплощения, потому что только Богочеловек может быть основанием Церкви как богочеловеческого организма. «Исповедание Петра может быть названо основанием Церкви по своему объективному значению, по своему содержанию, потому что в нем исповедан факт воплощения Бога» (Там же). При этом И. подчеркивал, что не идея Воплощения, но сам факт лежит в основании Церкви, поскольку Церковь - это «продолжение воплощения» (Там же) или «прямое следствие воплощения» (Краеугольный камень Церкви//Там же. Т. 2. С. 271). II. Границы Церкви. Библейское обоснование учения о границах Церкви И. видел в кн. Деяний св. апостолов в словах: «Из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян 5. 13; Единство Церкви и Всемирная конференция христианства//Твор. Т. 3. С. 507). Признавая наличие не только церковной организации, но и мистического Тела Христова, И. полагал, что это Тело не простирается дальше правосл.

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

212 1 сентября 1917 г. Свенцицкий распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства о. Георгия Шавельского был назначен на должность священника-проповедника 1-й армии Северного фронта, 7 сентября исповедан помощником духовника Александро-Невской Лавры иером. Сергием (Бирюковым), 9 сентября рукоположен еп. Геннадием (Туберозовым) во священника в соборе Петроградского Иоанновского женского монастыря, с 14 сентября по 8 октября приобрёл навыки богослужения в Туапсе под руководством о. Сергия Краснова, 17 октября получил ставленую грамоту, 6 ноября – удостоверение для следования к месту службы и 10 ноября приступил к своим обязанностям (ЦГИА. Ф. 19. Оп. 115. Д. 1627. Л. 1–9; РГВИА. Ф. 2044. Оп. 1. Д. 27. Л. 276; Ф. 2106. Оп. 2. Д. 14. Л. 178). 213 «Церковный большевизм» – возникшее после февральской революции движение, лидером которого считался о. Георгий Шавельский , требовавшее глубоких церковных реформ, в т. ч. созыва Поместного Собора, повышения роли белого духовенства и мирян. Еп. Андрей (Ухтомский) считал это «добродетелью, а не пороком... стремлением организовать жизнь на почве Христова учения о том, что больший должен быть как меньший, и начальствующий – как служащий» (Заволжский летописец. 1917. 21. С. 588). Нельзя отождествлять это движение и сотрудничество клира с большевиками после октябрьского переворота. Созданная 11 марта 1918 г. на Поместном Соборе комиссия к «большевизму в Церкви» отнесла следующее: избрание духовно-революционных епархиальных советов, не признающих законной церковной власти; образование (отдельно от пастырей) союзов диаконов и псаломщиков; использование враждебного Церкви гражданского начальства против клириков. 214 Рождественский Александр Петрович (1865–1930), прот. – окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1890), профессор по её кафедре Ветхого Завета (1902), иерей (1903), настоятель храма свт. Николая при Мариинском дворце, член Временного высшего церковного управления на юго-востоке России (1919), эмигрировал (1920).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Перевод: «Ты искупил нас от подзаконная проклятия драгоценной Твоей кровью: быв пригвожден ко кресту и прободен копием, источил людям безсмертие. Спасе наш, слава Тебе». За сим следует Шестое Евангелие , от Марка, зачало 67: «Во время оно, воины ведоша Иисуса». Конец: «Да видим и веру имеем Ему» ( Мк.15:16–32 ). Лишь к середине евангельских чтений (шестое Евангелие) приводит Церковь повествование о самом распятии. В сем чтении, начало которого совпадает с предыдущими двумя (надругательства и бичевание во дворе Пилата), изображено распятие с двумя разбойниками, и хулы изрыгавшиеся на Распятого, как Его врагами, так и разбойниками, терпевшими одну участь с Ним. Из сего видно, что в начале оба разбойника принимали участие в самоубийственном кощунстве, но потом один из них, как некогда блудный сын, «пришел в себя». Что заставило его очнуться и сбросить обольщение зла? – Конечно, не внешняя сила Распятого: пречистыя руки Спасителя были также крепко пригвождены, как и руки обагренные убийством. Лишь внутренняя правда Страдальца одна обличала Сущность Того, Кого разбойник поносил. Могучая сила кротости сделала свое дело: в Распятом был узнан и исповедан сошедший на землю Бог. После Богородична – возглашается прокимен, изображающий тяжелую и мучительную деталь Распятия: «Разделиша ризы Моя себе и об одежде Моей меташа жребий» ( Пс.21:19 ), и стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми, Вскую оставил Мя еси» ( Пс.21:2 ). Седьмое Евангелие , от Матфея, зачало 113: «Во время оно, пришедше воины». Конец: «Воистину Божий Сын был сей» ( Мф.27:33–54 ). Одинаковое по содержанию с предыдущим Евангелием, настоящее чтение пополняет его следующими деталями: землетрясением и прочими знамениями, возвестившими смерть Христа (ст. 51–53) и исповеданием Его сотником: «Воистину Он был Сын Божий» (ст. 54). Следует чтение псалма 50-го «Помилуй Мя, Боже», а за ним Восьмое Евангелие от Луки, зачало 111: «Во время оно, ведяху со Иисусом и ина два». Конец: «От Галилеи зряще сих» ( Лк.23:32–55 ). Предлагаемое чтение пополняет предыдущее повествование о Голгофе молитвой распинаемаго Спасителя: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1619 году патриарх Филарет приказал хоронить на Убогих Домах также тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собой учинят». Последний патриарх Адриан нисколько ограничил это правило Филарета: «самоубийц и убитых на разбое и воровстве не класть на кладбищах и Убогих Домах, но зарывать в лесу, или в поле без поминовения в Семик» (т.е., в четверг 7-й недели ко Пасхе), – наказывал он поповским старостам. «Если же вор и разбойник при смерти будет исповедан и причащен Св. Таин, то их положить без отпевания в городе в Убогом Дому, где такие воры и разбойники кладутся». Со времени царствования Петра I на Убогие Дома свозили трупы анатомированных в госпитале. В обшей открытой могиле на Убогом Дому собиралось таким образом множество непогребенных тел. Для охраны их у сарая стояла сторожка, в которой жил «божедом» (эти сторожки, сказать кстати, были еще и воспитательными домами, куда подкидывали незаконнорожденных младенцев и где «божедом» содержал их на счета подаяний). Под его охраной тела лежали до четверга седьмой недели после Пасхи, т.е., до Семика, или же до праздника Покрова Богоматери. Только в эти два дня в году и предавались земле все свезенные на Убогий Дом, так как, по объяснению Максима Грека , «погребения ради утопленнаго и убитаго бывают плодотдительныя стужи земных прозябений». В Москве было несколько Убогих Домов: при церкви св. Иоанна воина, на Божедомке, святителя Николая Божедомского, в Звонарях, Пятницы Божедомския, Успения Божьей Матери на Могильцах, при Покровском монастыре на Убогих Домах, и др. Сюда-то в Семик (и в праздник Покрова Богородицы) бывал крестный ход из соборов и монастырей для совершение общей панихиды. За крестным ходом следовали многочисленный толпы благочестивого народа и нищих. Целью их путешествия было желание предать христианскому погребению тела умерших, лишенных его в свое время и свезенных в общую могилу Убогого Дома. Погребение и поминовение их на личный счет богомольцев – благотворителей было исконным обычаем русского Семика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010