На другой день, в воскресенье, в час дня, Аврамий Сергеевич был исповедан и приобщен обеденными святыми дарами. Исповедь происходила по 10-ти заповедям и восполняема была нагорною беседою Спасителя. После исповеди больной сказал мне: «всё ли, батюшка, я исполнил по правилам св. православной Церкви?..» Молитву пред причащением: Верую Господи и исповедую... Аврамий Сергеевич читал с глубоким, сердечным умилением; слезы струились из глаз его. После причащения св. Христовых Тайн прочитана была благодарственная молитва . Отпуск сделан был со св. крестом. По окроплении св. водою, Аврамий Сергеевич сказал мне: «хорошо, батюшка, что вы не забыли этого св. обряда». Во время исповеди в причастия больной стоял на коленах, опершись на табурет, покрытый кожею. 20 января Аврамий Сергеевич призвал меня к себе и сказал: «батюшка, если Господу угодно будет взять меня из этой жизни, исполните следующее: наденьте епитрахиль, возьмите из этого ковчежца белый камень от горы Голгофы и положите мне во гроб, под голову, под подушку, как сделали вы, когда скончалась жена моя; потом вложите мне в руки кипарисный, с перламутовым распятием, крест с гроба Господня. Думаю, что последнее не будет вопреки правилам церковным; евангелия у меня не будет в руках, значит, есть различие между мною и священником. Еще, сказал он, указывая на киот, вот то евангелие, которое лежит пред иконами, перевязанное ленточкою, положите мне также во гроб под голову; в нем хранятся письма Высочайших Особ, родительское благословение (письма) и волоса жены моей. Письма Высочайших Особ выньте из евангелия и положите на стол.» Я дал верное слово исполнить все это в точности. 21 января Аврамий Сергеевич опять прислал за мною. Я явился немедленно. Приняв благословение, он сказал: «батюшка, не на то евангелие я указал вам вчера; вот, которое, должно взять (и указал на это евангелие); оно в шелковом переплете, с греческим и славянским текстом, и лежало на гробе Спасителя нашего, – подайте мне его!» Сказавши это, он приподнялся и сел на диван. Я развязал ленточку и подал ему евангелие. Аврамий Сергеевич сам отобрал письма Высочайших Особ и положил на столик; потом, обращаясь ко мне, сказал: «перевяжите евангелие ленточкою и положите на прежнее место». Видно было, что Аврамий Сергеевич очень взволнован был воспоминанием прошедшего, а может быть еще и мыслию о близкой кончине своей. Я счел нужным удалиться, – Аврамий Сергеевич не удерживал меня. Приняв благословение, он сказал: «теперь навещайте меня, батюшка, как можно чаще, не менее двух раз в день, ведь это не обременит вас!» Во время этого разговора сторонних лиц не было; мы были вдвоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Теперь остановимся несколько подробнее на порядке и смысле священнодействий Анафоры. После завершения пения (и одновременного чтения в алтаре духовенством) Символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое Возношение в мире приносить». Итак, мы должны со страхом и трепетом предстоять перед той реальностью, в которой священнодействует Сам Господь. Кроме того, мы должны «стоять добре» в истинной вере, которую только что исповедан и в Православном Символе. Как поясняет этот богослужебный возглас святой Николай Кавасила , «будем стоять в этом исповедании, не смущаясь разглагольствованиями еретиков: будем стоять со страхом, так как великая опасность угрожает тем, которые питают в душе какое-либо сомнение касательно сей веры». 308 Хор отвечает на слова диакона пением: «Милость мира, Жертву хваления». Здесь нам может вспомниться Божественное слово, открытое через пророка Осию: «… Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос.6:6 ). В этих словах, звучащих от лица хора, а значит, и от лица всех предстоящих в храме верных, милость, милосердие воспринимается как высочайшая жертва восхваления Бога, на которую только может быть способен человек. По мысли святого Николая Кавасилы , «милость – есть плод чистейшего и крепчайшего мира, когда душу не возбуждают никакие страсти, и ничто не мешает, чтобы она наполнилась милостью и жертвой хваления». 309 Тем самым, милость должна не просто выражаться в отдельных конкретных добрых поступках, но и являть себя как некое доброе и святое состояние человеческой души. Кроме того, милость в этих литургических словах – это еще и милосердие к нам Бога, приносящего Себя за нас в Жертву. В этом смысле наше состояние милости есть уподобление Христу, есть наш ответ на ту милость, которую явил человеческому роду Господь, принеся Себя в Жертву на Голгофе. Диакон, находившийся до этого момента на солее, поклонившись, входит южными дверями в алтарь, а священник благословляет молящихся, преподавая им апостольское приветствие: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами» (ср. 2Кор.13:13 ). Хор на этот возглас отвечает также апостольскими словами: «И со духом твоим» (ср. 2Тим.4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Радость была великая, отцы и братия, заливаясь слезами, целовали батюшку и славили Бога за то, что он вернулся в свою келию. В благодарность Богу в эту ночь служили всенощное бдение. Следующий день отец Клеопа провел со своим духовником иеросхимонахом Паисием. Таким было возвращение в братство Сихастрии архимандрита Клеопы». Духовничество отца Клеопы Весть о приходе в монастырь Сихастрия старца Клеопы разошлась по окрестностям за несколько дней. Мало-помалу к нему снова стали отовсюду стекаться верующие, чтобы попросить у него совета и получить благословение. Каждый день приходили в его келию десятки и сотни верующих со всей страны и из-за границы. Они слушали советы и ободряющие слова старца Клеопы, задавали духовные и богословские вопросы, от самых простых до самых глубоких, и каждый выходил от него утешенным, радуясь, что видел старца и получил его благословение. Первое, чего требовал отец Клеопа от верующих всех возрастов и занятий, – это свято хранить правую веру, то есть догматы Православной Церкви. Отец Клеопа говорил, что без правой веры никто не может спастись, даже если он совершает добрые дела. Также батюшка придавал огромное значение исповеданию грехов, увещая верующих исповедоваться самое меньшее четыре раза в году. Он говорил: – Брат, когда видишь, что разболелась в доме твоем мама или другой кто, не врача зови прежде всего, а священника. Потому что врач не может прибавить ей и минуту жизни. Ибо если бы он мог, то не тебе отдал бы ее, а оставил бы для себя. Все делается так, как хочет Бог! Ты позови священника и скажи ему: «Батюшка, исповедуй папу или маму по книге». А священник пусть спросит его, совершил ли он такой-то или такой-то грех , так это было или так... После исповеди хорошо будет, чтобы исповедующийся признал, что он совершил все грехи. Потому что если мы не грешим делом, то грешим мыслью или словом. И священник в конце может разрешить его от всех грехов по благодати, данной ему Христом. Потом можешь позвать врача. Потому что, если умрет человек, чисто исповедавшийся, Церковь может вырвать его из ада и за сорок дней или, может, больше, но вызволит его. Но, если он не исповедан и несет на себе тяжкие грехи, нет ему больше прощения и не вызволит его из ада ни одно богослужение. Без исповеди нет спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Когда вскоре последовало пришествие во плоти Господа нашего Иисуса Христа, оно застигло вышеупомянутыя семь ересей в Иерусалиме, и сила Его угасила и разсыпала сии ереси. Все прочия ереси произошли уже после Его пришествия, — после благовещения Марии в Назарете и зачатия Слова, сшедшаго с неба из недр Отчих, рожденнаго предвечно и безначально, пришедшаго же в последние дни, Бога Слова, истинно рожденнаго от Бога Отца, единосущнаго Отцу и ни в чем не инаковаго со Отцем, но непреложнаго и неизменяемаго, всецело безстрастнаго, но состраждущаго нашему роду, сошедшаго с неба, зачатаго во утробе не от семени мужескаго, но истинно от Духа Святаго, возимевшаго тело от Марии, создавшаго Себе плоть от святых ложесн, приявшаго душу человеческую и ум, и все, что есть человек, соединившаго в Себе с Своим Божеством. Сей Бог — Слово, рожденный в Вифлееме и обрезанный принесен был в Иерусалим, принят здесь в объятия Симеоном, исповедан Анною пророчицею, дочерью Фануиловою, и отнесен был в Назарет. В следующий год пришел (в Иерусалим), чтобы явиться пред Господом, ради родства отнесен был Материю в Вифлеем, потом опять взят был в Назарет. В течение втораго года снова приходил в Иерусалим, носимый Своею Матерью; в Вифлееме с Своею Матерью и Иосифом, уже старцем, но не оставлявшим Марии, вошел в дом и здесь во второй год по Своем рождении был обретен (волхвами), принял дары, и в ту же ночь, по откровению от Ангела Иосифу, взят был в Египет и оттуда снова, по прошествии двух лет, возвратился, когда Ирод умер, преемником же его сделался Архелай. Спаситель раждается в Вифлееме иудейском; в тридцать третий год Ирода, и в сорок второй царя Августа, удаляется же в Египет в тридцать пятый год Ирода, а возвращается из Египта по кончине Ирода. По этому в тридцать седмой год того же правления Иродова Господь был отроком четырех лет, когда Ирод, по исполнении тридцати семи лет, кончил жизнь. Архелай же царствует девять лет; в начале его царствования Иосиф с Мариею и Отроком, услышав, что царствует Архелай, удалился в страны галилейския и поселился в Назарете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

3. С Сионом людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его (Ис. 6, 3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его. 4. Итак, вси языцы восплещите руками (Пс .46, 2): все концы земли приидите и видите дела Божия (Пс. 66, 5). всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6), вся земля да поклонится (Пс. 66, 4), и всяк язык да поет, всяк да воспевает, всяк да славословит Отроча Бога, четыредесятидневного и предвечного: Отроча малое и ветхое деньми (Дан. 7, 9) : Отроча ссущее и Творца веков (Евр. 1, 2). Младенца вижу, Бога моего познаю: Младенца ссущего, и мир питающего: Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего: Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего: Младенца в объятиях матерних, с плотию истинно, и неотлучно, на земли: и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на небесех. 5. Младенца вижу от Вифлеема во Иерусалим входящего, и никак от горнего Иерусалима не отлучающегося. Младенца вижу по закону во храме жертву приносящего на земли: и Того же на небесах приемлющего благочестивые всех жертвы: Сего на руках старца по смотрению, и Того же на Херувимских престолах Боголепно (Пс. 79, 2): Сего приносимого и очищаемого, и Того же вся освящающего и очищающего. Сам дар, и Сам храм есть: Сам Архиерей, Сам жертвенник, и Сам очистилище, Сам и преносящий, Сам и приносимый за мир в жертву, Сам и древо жизни и ведения (Быт. 2, 9). Сам Агнец, и Сам огнь: Сам всесожжение (Быт. 22, 6, 7, 9, 10, 13), . Сам и нож духовный (Еф. 6, 17): Сам и Пастырь, Сам и овча: Сам жрец, и Сам жремый: Сам приносимый, и Сам жертву приемлющий: Сам закон и Сам ныне под законом бывающий (Гал. 4, 4). 6. Но послушаем о дни сем и от Священных Евангелий. Ибо дивный Лука о Христе сказал: яко егда исполнишася дние очищения его по закону Моисеову, вознесоста иисуса во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзали ложесна. Свято Господеви наречется (Лк. 2, 22, 23). Хотя и Самуил, и Исаак, и вместе Иаков, также Иосиф, и другие, родившиеся от неплодства сверх надежды, и разверзшие неплодные ложесна матерей. Святи Господеви нареклися: но Христос, Един (Единого Отца Единородный Сын) от Единые Девы родившийся, и Девственных врат не разверзший, не только Свят Господеви, но Святый Святых (Дан. 9, 24), и Господь господей (1 Тим. 6, 15), и Бог богов, и Первороден первородных, и Князь князей, и Царь царствующих (Апок. 19, 16), и наречется, и верою исповедан будет, и покланяем будет, и ныне во Храме от Симеона проповедан будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

е. плотскими и земными соображениями и побуждениями, а самим Отцом небесным. Что же говорит после этого Спаситель? Вслед за сим тотчас Он говорит о церкви, которую намерен создать, и именно об основании, на котором имеет быть создана Его церковь . Основание церкви, следовательно, по мысли Спасителя, стояло в самой внутренней и неразрывной связи с тем ответом на вопрос о Сыне человеческом, которого ожидал Он, и с тою твердою и сердечною верою, с какой он был дан Симоном. Обращаясь к Симону, Иисус Христос говорит: «и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камне созижду церковь Мою. И врата адова не одолеют ее». Главным звеном, связывающим предыдущую речь Спасителя с последующею, как это сразу можно заметить, служит здесь термин Петр πτρος, означающий в собственном смысле камень, скалу, твердыню, а в переносном – твердость, несокрушимость, непоколебимость. Как же понимать этот термин в связи речи? Что больше обозначается им, лице ли Симона, за твердость веры названного Петром, или то, чему послужил Симон своим личным характером, исповедавши твердую и непоколебимую веру в Сына Божия? Ясно, что здесь больше имеется в виду последнее. Речь шла не о том, кто за кого принимает Сына человеческого, а о том, за кого Он кем принимается. Главное, значит, здесь не в том, кто, Симон ли, или другой кто с верою исповедал Его Христом, Сыном Бога живого, а то, как Он и с какою верою был исповедан. Последние слова Спасителя, поэтому, будут иметь такой смысл. Он как-бы так говорит Симону: настоящее твое исповедание так твердо, как камень, посему называю Я тебя Петром, и на сем камне, на таком-то твердом, как камень исповедании, Я созижду церковь мою. Если под камнем, на котором имеет созидаться церковь, разумеет и Петра лично, то в этом случае он мог быть назван камнем церкви на столько, на сколько представил в себе то основное начало веры, на котором имела созидаться жизнь церкви. Но в этом отношении каждый из учеников Христовых и каждый верующий может быть назван камнем церкви. Не Петр сам себя сделал камнем церкви, а вера сделала его таковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

«Все тайные советы, все важные государственныя дела, писал Елянский, будет опробовать настоятель, как боговдохновенный сосуд, так как в нем – полный дух небесный с Отцем и Сыном присутствует, и поэтому все, что он из уст своих скажет, то, действительно, Дух Святый устами его возвещает». Только теперь правительство поняло, куда скопчество протягивает свои грязные руки. Только теперь вспомнили и о существовании в России Св. Синода, и заинтересовались его мнением о скопчестве. Синод отвечал, что «скопцы – богохульная ересь, потому что начальника секты почитает Христом; вредит обществу, осуждая брак, искажая людей и истребляя потомство». Тогда только и правительство объявило их «врагами человечества, развратителями нравственности, нарушителями законов Божиих и гражданских». Против скопцов были приняты строгие меры; их разыскивали и предавали суду. 7-го июня 1820 года, с большими предосторожностями, был выслан из Петербурга сам Селиванов, для заточения в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, причем, настоятелю этого монастыря было предписано: «принять начальника секты скопцов в монастырь с человеколюбивою ласковостью, с христианским расположением сердца, из сострадания к страсти его, из сожаления о заблуждении его, и поместить его в келье, которая бы служила, по уединению своему, к спокойствию его и ко благоразмышлению». Но и в своем монастырском заключении Селиванов не переставал вести пропаганду своего лжеучения через своих приверженцев. Даже в самом Суздале, в женском Покровском монастыре, был устроен скопческий корабль с большим числом оскопленных. Не переставал здесь Селиванов мечтать и о скором наступлении его царства. Впрочем, по словам суздальских монахов, он умер (20 февраля 1832 г.), будто бы, примирившись с Церковью: «оказал раскаяние в своих заблуждениях и грехах и, по долгу христианина православной церкви, исповедан и сподобен св. Таин». Современное состояние скопчества Селиванов умер: но учение его осталось. Правительство приняло строгие меры против скопцов; но число их не уменьшалось; напротив, в каждой епархии оно постоянно возрастало.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Вот ещё что: к выражению (в моих листках) «владеющие ключами разумения дух. истины» сделайте такое примечание под чертой: в избежание ложных перетол- —417— ков, которых автору нельзя уже опасаться, он считает нужным заметить, что разумеет под «владеющими ключами разумения духовной истины» вообще людей благочестивого направления, любящих и письменно делится с другими своим разумением тех или других Божиих истин, или выводит других в то же разумение. Дальше области простой духовной учёности и науки, в современном их состоянии, никто и ничего здесь не касается ни даже мыслью. Простите. Желаю доброго здоровья Екатерине Петровне Вчерашнее невоздержание, Бог дал, обошлось без вредных последствий для моего здоровья. Видно искренняя доброта и любовь, подобно вере, делает, что и вредное не вредит. Готовый к услугам А. Фёдор. 9. Добрейший Александр Алексеич! Вчера получил Ваше письмо. По сегодняшнему слуху Ал. Васильич известил меня, что протоиерей Райковский исповедан и приобщён, но пока ещё жив. Я спрашивал, нет ли каких видов о месте у Владыки, но ничего об этом не известно. О дальнейшем извещу Вас, как скоро сам получу известие. С Богом, старайтесь об этом месте! Поправки не только описок или речений, но и фраз делайте, как найдёте лучшим – без сомнения. Я уверен, что Вы не будете портить дела, как несколько попорчена поправителями Ваша статья в «Страннике». – Кланяюсь Екатерине Петровне и Вашей мамаше. Ваш А. Фёдор. 2 окт. 1860 г. 10. Добрейший Александр Алексеич! Я писал Вам по городской почте, но боюсь, не затерялось ли это письмо. Снова посылаю Вам выражения искреннего моего желания, чтобы Вы похлопотали о священниче- —418— ческом для себя месте, по случаю вакансии и перемещений со смертью о. протоиерея Райковского. Не слышу, кого имеют в виду собственно на место протоиерея, или кто просится сюда. Но предложение есть у некоторых, не переведут ли в Казанский Собор Сергея Алексеича Галахова. Вот Вам бы на его место – учит девочек!.. Это, кажется, лучше бы всего и по Вашим склонностям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«По кончине человека открытие дел его» ( Сир. 11:21 ). На занятном столе почившего святителя мы увидели книгу: «Жизнь Иисуса Христа», сочинение Феррара, и «Толковое Евангелие от Матфея», архимандрита Михаила; еще увидел я акафист «Покрову Пресвятыя Богородицы» (издание 1848 г.), раскрытый на последнем кондаке. Этот кондак есть молитва Божией Матери, читая которую святитель взывал перед сном: «покрый мя всемощным омофором Твоим и в час кончины моея, о Всеблагая, предстани мне». Не знаменательна ли эта предсмертная молитва его в высшей степени? «Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его»! 23. О кончине преосвященного Никодима, епископа Дмитровского, викария Московского Преосвященный Никодим, епископ Дмитровский, своим рождением и воспитанием принадлежит к Московской епархии. Получив образование в Спасо-Вифанской семинарии, потом в Московской духовной академии, – с 1852 года он поступил на духовно-училищную службу. Постриженный в монашество и рукоположенный во иеромонаха в Вологдской семинарии, он скоро назначен был инспектором и профессором сперва Вифанской, а потом Московской семинарии. В 1858 году посвящен в архимандрита. В 1862 году назначен был ректором Вифанской семинарии, потом в 1866 году Московской духовной семинарии. Управлял Златоустовским и Богоявленским монастырями. В 1873 году определен был наместником Александроневской Лавры. В 1875 году в апреле хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского, а в июле 1876 года переведен на кафедру епископа Дмитровского. Давно уже здоровье его было потрясено. Он прибыл в Москву болезненным и слабым. В конце мая 1877 г. почувствовал он себя гораздо хуже прежнего, и в половине июня переселился в Саввинский Звенигородский монастырь, надеясь здесь более поправиться в здоровье. Здесь, 17 июня, он принял таинство елеосвящения от преосвященного Игнатия, епископа Можайского. Многократно был исповедан и приобщен св. Христовых таин; сподобился св. причащения и накануне своей христианской кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

И служители алтаря Господня получают в глазах народа вид продавцов и разносчиков. Сказано резко, но справедливо. Обыкновенно, стараются доказывать, что священники, при исправлении треб, берут деньги не за молитвы и таинства, а за труд при совершении их. Но это объяснение, очевидно, придуманное для успокоения совести священников, не в силах ни изменить народного взгляда, ни оправдать взимания платы за требы. Народ твердо убежден, что он платит духовенству именно за молитвы и таинства, а не за труд при совершении их . Это доказывается тем, что когда священника призывают к больному, который, находясь в бесчувственном состоянии или в бреду, не может быть исповедан и приобщен; тогда священнику ничего не платят, хотя бы он был разбужен ночью и шел несколько верст в дурную погоду. Самые выражения народа: „нанять священника служить обедню или молебен“ – показывают, что народ платит за священнодействия, а не за труды служащих. Взимание платы за требы нельзя оправдывать трудом при совершении их; потому что труд священников, при совершении треб, нельзя ставить в уровень с трудом промышленным, предпринимаемым с целью добыть насущный хлеб; напротив этот труд, на основании слов Спасителя ( Мф.10:8 ), должно сравнивать с трудом, предпринимаемым благотворительностью, с целью служения благу человечества. Никто не станет спорить, что назначение священнического служения выше назначения служения сестер милосердия. Но сестрам милосердия не платят за навещение больного, за сделание перевязки, за ночь, проведенную без сна у постели умирающего и за другие труды. Почему же священнику нужно платить за каждый труд, предпринятый им для спасения души ближнего?!... 2) Взимание священниками платы за требы причиняет духовный вред их пастве. Часто приходится слышать от приходящих на исповедь, что они несколько лет не исповедовались и не приобщались Св. Таин, потому что им нечем было заплатить священнику за исповедь. Другие, по этой же причине, не решаются говеть два раза в год, хотя бы душой и желали.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010